Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ, - магистерская диссертация
Помощь студентам в учебе
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КАРТИНА МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 10
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению ценностно-смысловой
картины мира в психологической науке 10
1.2. Интернет-зависимость как вид аддиктивного поведения 23
1.3. Ценностно-смысловая картина мира подростков как предмет
психологического анализа 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО¬
СМЫСЛОВОЙ КАРТИНЫ МИРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ
К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ ,....43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Особенности ценностно-смысловой картины мира подростков,
склонных к интернет-зависимому поведению 50
2.3. Практические рекомендации с учетом выявленных особенностей
ценностно-смысловой картины мира 71
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Актуальность и постановка проблемы исследования. Современное образование сопровождается глобальными процессами использования информационных ресурсов. Эта идея находит отражение в последних государственных документах, регулирующих отношения в сфере образования
- Федеральный Закон РФ «Об образовании», президентская программа «Наша Новая школа», ФГОС НОО, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Главным ориентиром отечественной школы является «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества».
Вместе с тем одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования заявлено «использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета...».
В условиях современной модернизации российского образования особое значение приобретает проблема медиабезопасности учащихся, то есть
- состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
По данным Фонда Общественного Мнения еще в 2008 году: 75,5% подростков входили в состав полугодовой аудитории Интернета, в том числе 54,7% в состав месячной, 28,0% в состав суточной. Не пользовались Интернетом только 24,5%. Из них три четверти подростков объясняли это объективными причинами (нет компьютера, Интернета, денег) и только одна четверть - субъективными (не хочу, не умею). С осени 2005-го по осень 2010 года - месячная аудитория Интернета выросла на 165% - до 46,5 млн. человек, что составляет практически 40% взрослого населения страны. Число активных пользователей интернета, заходящих в сеть хотя бы раз в сутки, за пять лет увеличилось почти на 370%.
Степень разработанности проблемы. Исследуя эффективность Интернет-технологий в образовании, ученые обращают внимание и на негативные последствия их влияния на человека. Большинство зарубежных исследований (А. Голдберг, Р. Дэвис, М. Орзак, М. Шоттон, К. Янг и др.) направлено на изучение Интернет-зависимости как психологического явления, обусловленного особенностями психики человека, что значительно «сужает» понятие Интернет-зависимости и причин ее возникновения...
В ходе проведенного теоретического исследования проблемы ценностно-смысловой картины мира подростков, склонных к интернет- зависимому поведению, был проведен анализа существующих подходов к определению проблемы картины мира, ценностно-смысловых ориентаций в психологии, рассмотрению особенностей ценностно-смысловой картины мира подростков, склонных к интернет-зависимому поведению.
Установлено, что накоплено большое количество теорий, раскрывающих понятие «образ мира», строение, психологические механизмы и другое, каждая из представленных теорий изучает свои аспекты проблемы. В результате чего невозможно сформировать целостное представление о раскрывающейся картине мира.
Интернет пространство, обладающее явными аддиктогенными свойствами, сказывается на ценностно-смысловой сфере подростка. С одной стороны, такие особенности, присущие подростковому периоду, как эмоциональная неустойчивость, незрелость личности, проблемы социальной адаптации, неизбежно будут подталкивать подростка к бегству в безопасное виртуальное пространство. С другой стороны, использование Интернета будет значительно влиять на дальнейшее формирование ценностной сферы.
В ходе эмпирического исследования выявлены особенности ценностно¬смысловой картины мира подростков, склонных к интернет-зависимости.
Так же в ходе эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, о том, что в картине мира подростков, склонных к интернет- зависимости, менее выражены социально-значимые ценности и характерно наличие смысложизненного кризиса.