ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ЖИВОПИСИ 8
1.1. Понятие «творческое воображение» в психолого -педагогических
исследованиях 8
1.2. Особенности творческого воображения детей в старшем
дошкольном возрасте 12
1.3. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие
творческого воображения детей в дошкольной образовательной организации 16
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВОЙ ЖИВОПИСИ 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Выявление особенностей творческого воображения детей
старшего дошкольного возраста 24
2.3. Комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами пальчиковой живописи
30
2.4. Оценка эффективности проведенных мероприятий 37
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в любой форме деятельности и поведения ребенка [45].
Актуальность проблемы развития творческого воображения детей отражена в работах психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Е.И. Игнатьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.А. Крутецкий и других. В исследованиях авторов воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, что способствует саморазвитию личности [4; 20].
Одна из наиболее значимых проблем настоящего времени заключается в том, что в условиях быстрого прогресса и большого количества различных развлекательных медиа-программ, у детей совсем не остается пространства для воображения, теряется интерес к творческой деятельности. Современные запросы общества в сфере развития творческого воображения детей наиболее востребованы, чем когда-либо, ведь подрастающее поколение должно мыслить креативно, чтобы суметь адаптироваться к новым условиям.
Возможность решить эту задачу представляется в дошкольном возрасте через развитие у детей творческого воображения. Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) для обеспечения успешности развития воображения детей необходимо создать художественно-эстетическую психологически комфортную образовательную среду в условиях детского сада и в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями...
Актуальность проблемы развития творческого воображения детей не вызывает сомнения. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, что способствует развитию личности. В дошкольной педагогике и психологии имеется достаточное количество теоретических разработок, затрагивающих развитие творческого воображения детей. Однако в работе специалистов дошкольного образования недостаточно научно-методических и практических разработок, в том числе относительно возможностей использования пальчиковой живописи для осуществления творческого развития.
В ходе проведенного исследования были решены задачи: проанализирована научная литература (уточнено понятие «творческое воображение»; рассмотрены компоненты и показатели сформированности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста; выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого воображения); подобраны методики диагностики творческого воображения детей; эмпирическим путем выявлены особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста; разработан и реализован комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством пальчиковой живописи;
проанализирована эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования: пальчиковая живопись является эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, если : обеспечено творческое преобразование имеющегося опыта рисования в технике «пальчиковая живопись»; организованна коллективная творческая деятельность детей с использование техники «пальчиковая живопись» (совместное создание замысла произведения и его реализация).
Таким образом, цель исследования достигнута.
1. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к
творчеству. Новосибирск: НГПИ (Новосибирский государственный
педагогический институт), 1993. 62 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Мысль, 1991. 223 с.
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. М.: Эксмо, 2016. 145 с.
4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. М.: Просвещение, 2017. 245 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. М.: Просвещение, 2001. 352 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. 124 с.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психолог. очерк: кн. Для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 94 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения
дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. С. 31-34. URL:
https://moluch.ru/conf7ped/archive/96/4134/ (дата обращения: 05.11.2022).
10. Горностай Т.Л., Степанова Н.А. Педагогическая поддержка развития субъективной позиции ребенка дошкольного возраста // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019, Т.3, №1, С 7-14. URL: httpsV/cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-podderzhka-razvittya- subektnoy-pozitsii-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 05.11.2022).
11. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. М.: Скрипторий, 2015. 164 с.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте. М.: Академия, 1997. 268 с.
13. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. М.: Скрипторий, 2007. 80 с.
14. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. М.: Скрипторий, 2007. 72 с.
15. Дьяченко О.М. Психическое развитие дошкольников / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. М.: Мысль, 1984. 366 с...53