Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы коррекции агрессивного поведения дошкольников 8
1.1. Проблема агрессивного поведения в психологических исследованиях8
1.2. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста 15
1.3. Коррекция агрессивного поведения дошкольников 25
Выводы по Главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
2.3. Результаты контрольного эксперимента 47
Выводы по Главе 2 57
Заключение 60
Библиографический список 64
Приложения 69
Изучение проблемы агрессивного поведения человека является одним из самых важных направлений исследовательской деятельности психологов всего мира. Это связанно с беспрецедентным ростом агрессии и насилия в обществе, перед которым человечество сегодня оказалось бессильным. Среди многочисленных трактовок этого явления, агрессивность в целом понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
В последние годы среди психологов разных направлений существенно возрос интерес к детской агрессии. Исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Все это заставляет предполагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам. Отечественные исследователи (Бреслав Г.М, Дубровина И.В., Запорожец А.В., Коломинский Я.Л., Лисина М.И., Мухина В.С., Марцинковская Т.Д., Репина Т.А., Смирнова E.O.) достаточно полно и подробно описали формы агрессивного поведения у детей, предложили авторские классификации и методические разработки. Наличие большого количества методов коррекции агрессивного поведения само по себе говорит о том, что все еще не выработано единого эффективного понимания причин и механизмов работы с детской агрессивностью, основанного на научно обоснованной теоретической базе.
Проблема агрессивного поведения ребенка актуальна в наши дни и особенно важна для тех родителей, чьи дети склонны к подобным проявлениям, хотя родителям не всегда легко признать, что именно их ребенок агрессивен, является источником неприятностей и даже зла для других.
Особое внимание родителей и специалистов должна привлечь агрессивность, имеющая причину не только в особенностях отношений с ближайшим детским или взрослым окружением, а передающаяся «по наследству», имеющая почву в складе характера родителей, бабушек и дедушек ребенка.
Необходимо помнить также, что ребенок может быть агрессивным не обязательно по вине родителей, т.е. неправильного воспитания. Черты агрессивного поведения могут быть скрыты в темпераменте и характере ребенка (пониженная степень чувствительности, сопереживания другим, взрывчатость, гневливость, обидчивость) или являться результатом особого созревания его нервной системы.
Можно с уверенностью сказать, что тема агрессии в дошкольном возрасте, не потеряет своей актуальности и в будущем, т.к. первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического и нравственного развития. И от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Целью данного исследования является изучение в теоретическом и эмпирическом аспектах коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - агрессивное поведение старших дошкольников.
Предмет исследования коррекция агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Коррекция агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте будет эффективна если она включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в направлениях: снижение внутриличностной тревоги; развитие эмпатии и осознание собственных эмоций; формирование позитивной самооценки; обучение приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации; развитие самоконтроля и управления агрессией и гневом.
2. К реализации коррекции агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте необходимо привлекать педагогов ДОУ;
3. Для эффективной реализации коррекции агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте необходимо организовать совместную деятельность с родителями детей через сотрудничество по рекомендациям и данным диагностики.
Для достижения поставленной выше цели, мы определили следующую группу задач:
1. Изучить в теоретическом аспекте проблему агрессивного поведения в исследованиях отечественных и зарубежных ученых;
2. В ходе изучения теоретических источников и имеющихся исследований по данной проблематике, выявить особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста;
3. Определить имеющиеся в психологии методы и формы коррекции агрессивного поведения дошкольников;
4. Организовать и провести исследование уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления детей, нуждающихся в коррекции;
5. Подобрать и реализовать программу коррекции агрессивного поведения в экспериментальной группе дошкольников;
6. провести контрольную диагностику с целью оценки проделанной коррекционной работы.
7. Сформулировать выводы по результатам контрольного эксперимента.
Методологической основой исследования: среди отечественных исследователей, занимающихся проблемой детской агрессивности можно выделить таких авторов, как И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, А.И. Захаров Н.Л. Кряжева, М.И. Лисина, А.А. Реан, А.С. Спиваковская, И.А. Фурманов, среди зарубежных исследователей в изучение данной проблемы большой вклад внесли такие авторы, как Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, A. Гуггенбюль, К. Лоренц, Г. Паренс, М. Раттер, В. Экслайн, З.Фрейд.
Для проведения нашего исследования мы использовали следующие методы:
1. Теоретические методы:
-Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по про исследования коррекции агрессивного поведения у детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, проективные. В частности, нами были использованы методики:
-Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1).
- Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) (Приложение 2);
- Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) (Приложение 3).
- Тест Руки Вагнера - относится к проективным методикам и предназначен для диагностики агрессивности. Опубликован Б.Брайкманом, З. Пиотровским, Э. Вагнером в 1962 г. (автор Э. Вагнер.) (Приложение 4).
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
-( анализ достоверности различий результатов первичной и повторной диагностики проводился с помощью U-критерия Манна-Уитни).
База исследования: исследование было организовано и проведено на базе МДОУ «Умка» п. Раздолинск Мотыгинского района. Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста, объем выборки - 27 человек.
Теоретическая значимость: Систематизирован материал по проблеме коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников. Данные теоретического исследования могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям по дисциплинам: «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология личности» и др.
Практическая значимость работы: Составлена и апробирована коррекционная программа, направленная на снижение проявлений агрессивного поведения у старших дошкольников. Разработаны рекомендации родителям, воспитателям психологу по организации сопровождения этих детей.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, 5 рисунков, 4 таблиц, списка литературы ( 44 наименования).
Изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные теории, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ теорий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
Мы определили, что агрессия в человеке заложена биологически. Слово «агрессия» происходит от слова абдгаб (где аб - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). Сам термин «агрессия» в целом имеет нейтральное значение. По сути, агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе. В структурном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий.
Анализ литературы позволил узнать, что в современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривается как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Нами были рассмотрены различные виды классификации агрессии. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяет Р.Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда. Подробно мы остановились на анализе классификации А. Басса и А. Дарки, которые выделяют 5 видов агрессии: физическую, раздражение, вербальную, косвенную, негативизм. Узнали, что агрессивность условно можно разделить на разные категории: по направлению на объект, по причине появления, по форме проявления, по целенаправленности, по открытости проявлений; все эти категории в свою очередь, разделяются на подкатегории.
Но по каким бы признакам не делили агрессию, совершенно ясно, что человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга.
Мы увидели, что в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи; сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к их эмоциональному миру.
Рассмотрев психологические особенности агрессивных детей, мы узнали, что существует мнение: агрессивных детей отличает неадекватная самооценка - завышенная или заниженная. Однако оказалось, что средний уровень самооценки агрессивных детей мало отличает их от остальных. Вместе с тем выяснилось, что у агрессивных детей более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстников. Достаточно высоко оценивая себя, эти дети явно сомневаются в том, что сверстники относятся к ним хорошо.
Выяснили, что главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает ее специфическое восприятие другого как врага.
Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство - неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В мире и в других людях такой ребенок видит, прежде всего, себя и отношение к себе. Очевидно, что такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других. Такой ребенок постоянно думает о том, как к нему относятся или как его оценивают окружающие, и остро аффективно переживает их отношение. Его Я находится в центре его мира и сознания; он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя через отношение окружающих. При этом другие могут осуждать его или бояться, восхищаться его достоинствами или подчеркивать его недостатки, уважать или унижать его.
В ходе психодиагностического исследования нами были выявлены дети у которых в большей степени выражено проявление агрессивного поведения. Для реализации экспериментального исследования и выявления эффективности коррекционного воздействия нам необходимо было выделить контрольную и экспериментальную группы. Исходя из показателей первичной диагностики (примерной равнозначности показателей по исследуемым шкалам), экспериментальной группой была определена группа (Кристина К., Сережа С., Катя Г., Петя С., Даниил М., Илья И., Вероника Ф.), контрольная группа (Никита К., Юля М., Вася И., Кирилл С., Коля Ж., Лилиана Г., Женя Ш.). Мы разработали и провели коррекционно - развивающие мероприятия с экспериментальной группой.
Для определения статистической достоверности различий между данными первичной и повторной диагностик нами был проведен расчет U- критерия Манна-Утни. Полученное эмпирическое значение Иэмп. по всем шкалам находится в зоне значимости различий, что говорит о статистической существенности различий между показателями. Это подтверждает эффективность проведения нами коррекционно-развивающих мероприятий. У детей контрольной группы (Никита К. Юля М. Вася И. Кирилл С. Коля Ж. Лилиана Г. Женя Ш.) не выявлены изменения проявлений агрессивных тенденций, тогда как у ребят из экспериментальной группы (Кристина К. Сережа С. Катя Г. Петя С. Даниил М. Илья И. Вероника Ф.) показатели характеризующие агрессивное поведение снизились. Считаем целесообразным далее реализовать коррекционно-развивающие мероприятия и с детьми контрольной группы.
Таким образом цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
1. Агрессивное поведение у детей. [Электронный ресурс] // Мой
KOMnac:http: [уеЬ-сайт]. 16.12.2008. //
<шо1кошраз.ги/сошраз/адгезз1а_Сей> (26.06.2014.)
2. Андриенко, Е.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.-264с.
3. Асеев, В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 2011.
4. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2010.- 245с.
5. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности : учеб. пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав.- СПб.: Речь, 2012.- 144с.
6. Бэрон, Р. Агрессия: уч. пособие: пер. с англ. / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.— СПб.: Питер, 2010. - 330 с.
7. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М. Волкова.- М.: Профиздат,2012.- 144с.
8. Детская агрессивность. [Электронный ресурс] // Надежда: [уеЬ-сайт]. 31.10.2008. <11Пр:/Аууу.ЬаЬуЫс)ц.Г1|/1^ег/№с1е/11с1а/234415> (01.06.2014)
9. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников: коррекция
поведения / М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина.- М.: ТЦ Сфера, 2012.-112с.
10.Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования / И.С. Зимина // Педагогика.- 2010.- №5.- С. 14-18.
11.Змановская, Е.В. Девиантология: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Е.В. Змановская.- М.: Академия, 2013.- 288с.
12. Игротерапия для детей и родителей. Игры, которые лечат.
[Электронный ресурс] // Маленький. ру: ^еЬ-сайт]. 01.12.2006.
<Ь11р://та1епк1у.ги/1пйех.рЬр?рр11оп=сот=соп[еп1&1адк=у1е^&1й=680&1[ет1й=7> (20.05.2014).
13. Коган, Л.Н. Человек и его судьба. - М.: Мысль, 2008.-442с.
14. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально¬
гуманитарное знание. 2008. № 2.С. 108.
15. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. O психологии и физиологии дошкольника - М., 2010.-332с.
16. Кон, И. С. «Какими они себя видят?»// Популярная психология для родителей под ред. Бодалева A. A., М.: Педагогика, 2006, 256 стр.
17. Кудрявцева, Л. Типология агрессии у детей и подростков/ Л. Кудрявцева // Народное образование.- 2015.- №8.- С. 193-195.
18. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.- 2002.- №10.- С. 31-32
19. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2013.- 190с.
20. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2010.- 192с.
21. Маринина Е., Воронов Ю. К вопросу об агрессии дошкольника// Воспитание дошкольников. 2010. № 6. С. 42-43.
22. Мартюшина О.А. Коррекция агрессивного поведения старших
дошкольников средствами комплексной сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2013.- 190с.
23. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели,
задачи и основные принципы / И.М. Марковская.- СПб.: Речь, 2012. - 150с.
24. Можгинский, Ю.Б. «Агрессия: эмоциональный и кризисный
механизм». М. 2010.- 335 с.
25. Мурашова, Е.В. Понять ребенка: психологические проблемы ваших детей / Е.В. Мурашова.- Екатеринбург: У-Фактория, 2004.- 280с.
26.Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 448 с.
27.O причинах детской агрессивности [Электронный ресурс] // Полевая Елена. Источник: lychik.ru ^еЬ-сайт]. 30.07.2014.
<ййр://ри7кагари7.ги/2007/11/30/о рг1сй1пакй йе1зко]1 адгезз1упоз11.й1ш1> (15.06.2014.)
28.Общение дошкольника со сверстниками [Электронный ресурс] // Е.О. Смирнова: ^еЬ-сайт]. 05.10.2008.
<ййр://аба11п.шозрзу.ги/1 03 00/10301114.shtm1>(05/06/2014).
29. Пасечник, Л. Агрессивное поведение дошкольника/ Л. Пасечник// Дошкольное воспитание.- 2008.- №6.- С. 84-89
30. Понамарева И.А. Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и рисуночных методик. — М.: Издaтeльский центр «Aкaдeмия», 2013. — 448 с.
31. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 2007. №5. С.3-18.
32. Рекомендации родителям. [Электронный ресурс] // Сайт МОУ СОШ №
1: ^еЬ-сайт]. 13.07.2007. <
ййр://’№№№.26421а1ех1.ебшйе.ги/р34аа1.Ыш1> (20.06.2014)
33. Родителям на заметку. [Электронный ресурс] // Проект 2092 [ее'Ь- сайт]. 14.11.2008. (21.06.20014.)
34. Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры/ Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание.- 2008.- №12.- С. 77-80.
35. Семенюк, Л.М. «Психологические особенности
поведения детей и условия его коррекции», Москва, 2002.- стр.45
36. Смирнова, E. Когда малыш агрессивен / E. Смирнова// Педагогика.- 2013.- №5.- С. 12-13
37. Смирнова, Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 154 с.
38. Трус, И. Школьники с девиантным поведением: особенности
воспитания / И. Трус // Воспитание школьников.- 2010.- №10.- С. 31-32
39. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 2009. - 192с.
40. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов.- М.: ВЛАДОС, 2014.- 351 с.
41. Хухлаева, О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
42.Чижова, С.Ю. Детская агрессивность/ С.Ю. Чижова, О.В. Калинина.- Ярославль: Академия развития, 2007.- 160 с.
43.Чистякова, М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. . -- 2-е изд.
- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2010.- 234 с.
44.Шуликова Л.В. Коррекция детской агрессивности методами арт- терапии. М.: ВЛЛДОС, 2014.- 351 с.