Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эпистолярного жанра 5
1.1 Из истории эпистолярного жанра 5
1.2 Жанровое определение писем 9
1.3 Этикет и стиль писем 12
1.4 Композиционные части неофициального письма 16
Глава 2. Стилистика писем Ф.М. Достоевского 23
2.1 Цикличность писем как функционально-стилистическая
характеристика 23
2.2 Политематичность писем 31
2.3 Стилистическая однородность писем 36
Глава 3. Диалогизм в письмах Ф.М. Достоевского 42
3.1. Структура эпистолы 42
3.1.1 Зачин 42
3.1.2. Информационная часть 45
3.1.3 Концовка 48
3.2 Диалогизм эпистолы 52
3.2.1 Взаимодействие автора с адресатом 53
3.2.2 Взаимодействие автора и адресата с третьим лицом 58
Заключение 64
Список научной литературы 68
Приложение 1 72
Приложение 2 73
Приложение 3 74
Приложение 4 75
Приложение 5 76
Приложение 6 77
Жанр письма давно и продуктивно является объектом научных исследований.
По свидетельству В.А. Лукиной, сделавшей подробный обзор различных проблем эпистолярия, рассмотрена особая специфика текстов этого жанра (Н. Беттузия, А.А. Акишина, Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская); проанализировано письмо в качестве типа текста (В.А. Кухаренко, Л.Н. Нижникова); выделены различные типы писем (П.В. Веселов, А.С. Григорьева, Т.Н. Казеко, Е.Г. Виденеева, Н.В. Овчинникова, Э.М. Гуртуева, Н.С. Степанов); предложен анализ лексико-семантических, коммуникативно¬композиционных и структурно-композиционных особенностей эпистолярных текстов (Р.И. Лихтман, Э.Б. Арутюнян, В.М. Блинохватова, О.В. Никитина, Ю.В. Макаркина, Н.Г. Самойлова В.В. Паршина, А.Н. Попова,). Также анализу были подвержены различные аспекты письма:
лингвостилистический (Л.Н. Кецба, Т.П. Зорина), лингвопрагматический (Т.В. Ковалева), социолингвистический (З.М. Данкер); также представлены комплексные подходы к рассмотрению писем (О.Ф. Цыцарина, Е.М. Виноградова).
Есть множество работ, которые посвящены эпистолярному наследию отдельных писателей (Е.Г. Елина, А.М.Боярская, Я. Л. Левкович, Л.И. Вольперт, Б.В. Казанский, С.В. Тесцов), культуре писем в определенную эпоху (Л.П. Гроссман, П.Е. Бухаркин, А.С. Демин, Н.В. Данильченко, А.А. Елистратова, Н.П. Панкратова, Г.П. Макогоненко, В.В. Паршина, В.А. Маркин), дружеским письмам творческой интеллигенции конца XIX - начала XX века (Н.И. Белунова) [33].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется несколькими факторами: в первую очередь, ее обращенностью к общим проблемам диалога, среди которых недостаточно глубоко изучен вопрос о различных его формах; во-вторых предпринятым в работе анализом эпистолы как единицы, конституирующей опосредованный диалог; в- третьих, важностью знаний о культурных корнях писателей-классиков, осмысленной современным российским обществом (2015 год провозглашен Годом литературы). Актуальность связана и с исследовательской новизной анализа - его комплексным - стилистическим и диалогическим характером.
Объект исследования - эпистола как жанр письменной речи.
Предмет исследования - письма Ф.М. Достоевского.
Цель работы - выявление стилистического и диалогического строя писем Ф.М. Достоевского.
В результате цели работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты эпистолярного жанра;
2. Охарактеризовать стилистику писем Ф.М. Достоевского;
3. Рассмотреть структуру эпистолы писателя;
4. Охарактеризовать диалогизм писем Ф.М. Достоевского в аспекте взаимодействия автора и адресата.
Материалом исследования являются письма Ф.М. Достоевского 1865¬1880 годов, адресованные жене - А.Г. Достоевской, родственникам, друзьям и знакомым, опубликованные на сайте «Крокус» - электронной библиотеки классической и современной прозы [Режим доступа:
http://www.croquis.ru/2529.html].
В качестве лингвистической базы анализа использованы методы анализа и синтеза, сравнения, синтаксического и семантического анализа.
В основе исследования лежат общие принципы: принцип историзма, объективности, всесторонности и системности. При написании работы автор опирался на традиционные методы научного познания.
Практическая значимость данной квалификационной работы видится в перспективном использовании ее материалов в различных курсах по развитию речи в средней общеобразовательной школе.
Структура работы включает введение, 3 главы - теоретическую и две исследовательские - заключение, список научной литературы и приложение.
Обращение к эпистолярному наследию Ф.М. Достоевского является неслучайным, поскольку дружеские письма отечественных писателей XIX - начала XX веков имеют большое значение для современной культуры как в собственно языковом отношении, так и в культурно-историческом.
Письма несут богатейшую информацию, они воскрешают ушедшие эпохи, их нравы, вкусы и устремления, запечатлевая как мельчайшие бытовые подробности, так и события исторического масштаба.
Поставленным в работе задачам соответствуют следующие итоги.
1. Изучив теоретические аспекты эпистолярного жанра, мы пришли к тому выводу, что за последние десять лет лингвистическая наука обратила свой взгляд на эпистолярные тексты. Письма стали объектом многоаспектного изучения: исследователи анализируют жанрово-стилевую специфику эпистолярия, структуру писем, особенности функционирования в эпистолярных текстах языковых единиц разного уровня и т. д.
Эпистолярный текст - уникальный научный объект, поскольку в нем содержится информация об особенностях языка целой языковой эпохи, проявляется языковая личность создателя письма,
Несмотря на то, что эпистолярий как лингвистический и шире - филологический феномен давно привлекает внимание ученых, многие его аспекты еще не раскрыты и ждут своих исследователей. Опыт ряда ученых, объединивших разные подходы при выявлении специфики эпистолярия, убеждает, что подобная интеграция при анализе материала расширяет возможности исследования.
2. Рассмотрев стилистику писем Ф.М. Достоевского, следует заключить, что письма Достоевского к близким людям друзьям и знакомым уникальны по своей природе. Их характеризуют цикличность, политематичность и стилистическая однородность - особая эмоциональная насыщенность, выражающаяся в оценочности на уровне текста.
При этом письма писателя отличаются причудливым сочетанием откровенности, эмоциально-психологических выплесков со сдержанностью и закрытостью. Такая подвижность эпистолярной стратегии при общении с корреспондентом, переход из одного крайнего состояния к другому придают текстовому пространству особую динамику.
В «подвижности» эпистолярного высказывания Достоевского и обнаруживается его литературная ценность. По своему неопределенному, бесформенному изложению письмо находится в близости к прозе писателя. Конструируя неопределенную фразу в текстах, Достоевский воссоздает динамичную действительность, которой не свойственна «застылость и определенность».
При построении же эпистолярного высказывания о самом себе Достоевский как субъект часто занимает оправдательную позицию. Беспокойство о собственной оценке в глазах других настолько сильно, что для него становится необходимым объяснять причины собственных действий. Поэтому ему важно привести систему аргументов, благодаря которым он может выйти из создавшегося положения.
Много писем адресовал Достоевский своим близким людям, друзьям и знакомым, а четверть из изданных писем - Анне Григорьевне. Ей он писал достаточно регулярно, обо всем, с особой исповедальной интонацией, выражавшей склонность к определенным эмоциональным состояниям: к грусти и самобичеванию, которые неожиданно могли сменяться авторитарными интонациями.
Переписка Ф.М. и А.Г. Достоевских, обладая общим композиционным, тематическим и стилистическим единством, представляет собой цельный диалогический текст, а корреспонденты становятся его соавторами.
3.Основным признаком эпистолярного жанра периода XIX - начала XX веков является строгая структура текста, которая включает тачало, содержащее обращение; информационную часть; концовку, где суммируется написанное; иногда постскриптум; выделенной же характеристикой - подчеркнутая вежливость. Соответствуют этому и письма Ф.М. Достоевского...
1. Баркова М.В. Эпистолярный жанр. История и современность : учеб.- метод. пособие / М.В. Баркова, Т.А. Лоськова. - Арзамас : АГПИ им. А.П. Гайдара, 2006. - 103 с.
2. Баршт К.А. Две переписки. Ранние письма Ф.М. Достоевского и его роман «Бедные люди» // Достоевский и мировая культура: Альм. № 3. - Москва, 1994. - С. 77-93.
3. Белов С.В. Переписка Достоевского с женой / С.В. Белов, В.А. Туниманов // Достоевский Ф.М. Переписка / Ф.М. Достоевский, А.Г. Достоевская. - Москва, 1979. - С. 353-388.
4. Белунова Н.И. Дружеские письма творческой интеллигенции конца XIX-начала XX в. (Жанр и текст писем). - СПб., 2000. - 140 с.
5. Бельчиков Н.Ф. Письма Ф.М. Достоевского к жене/ Н.Ф. Бельчиков // Письма Ф.М. Достоевского к жене. - Москва; Ленинград, 1926. - С. 3-14.
6. Белявский М.Т. Воспоминания, дневники, частная переписка / М.Т. Белявский //Источниковедение истории СССР. - Москва, 1981. - С. 237-246
7. Бочкова Н.В. Эпистолярный жанр: прагмалингвистичекий аспект // Язык. Текст. Слово: филологические исследования: сб. ст. молодых ученых. - Самара, 2004. - С. 73-78.
8. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. - М., 1972. - С. 108-135.
9. Виноградова Е.М. Эпистолярные речевые жанры: прагматика и семантика текста. - М., 1991 - 20 с.
10. Владимирцев В.П. Детская дразнилка (фольклорный жанр) под взглядом и пером Достоевского / В.П. Владимирцев // Три века русской литературы: актуальные аспекты изучения. - Москва; Иркутск, 2005. - Вып. 10. - С. 44-55.
11. Гроссман Л. Культура писем в эпоху Пушкина // Гроссман Л. Цех пера: Эссеистика. - М., 2000. - С. 491-499.
12. Елисеев И.А. Словарь литературоведческих терминов - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - C. 310.
13. Зализняк А.А. Дневник: к определению жанра // Новое литературное обозрение. — 2010. - № 106. - С. 162—180
14.Зильберштейн И. С. Новонайденные и забытые письма Ф. М.
Достоевского / И. С. Зильберштейн // Литературное наследство. - М.: Наука, 1973. - Т. 86: Достоевский Ф. М. Новые материалы и
исследования - С. 142—146.
15. Зуева, О.В. Русские памятники эпистолярного жанра XI-XVII вв. как предмет лингвистического исследования / О.В. Зуева // Весшк Беларус. дзярж. ун-та. Сер. 4. Философия. Журналистика. Педагогика. - 2007. - №
3. -С. 35-40...36