Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №166517

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Интеллектуальная готовность как компонент готовности ребенка к
школьному обучению 7
1.2. Характеристика умственных операций детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Возрастные особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста 15
1.4. Лэпбук и его возможности в развитии детей 20
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУКА 27
2.1. Диагностика уровня развития умственных операций детей
старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 27
2.2. Разработка программы формирующего эксперимента по развитию
умственных операций детей старшего дошкольного возраста 34
2.3. Диагностика уровня развития умственных операций детей
старшего дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 41
Выводы по Главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58


Актуальность: Умственные операции выступают инструментом
познания человеком окружающей действительности. Вопрос о развитии умственных операций (в том числе и мышления) является одним из центральных вопросов интеллектуальной готовности детей к обучению в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), одной из задач дошкольного образования является подготовка детей к школьному обучению и формирование предпосылок учебной деятельности, а также обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования [25]. Одной из значимых характеристик готовности ребенка к школьному обучению является интеллектуальная готовность.
В различных педагогических и психологических исследованиях при изучении интеллектуального компонента школьной готовности (Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Р. Лурии и других исследователей) акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития психических познавательных процессов, среди которых особое место занимает развитие мышления и умственных операций.
Проблему развития умственных операций у детей дошкольного возраста изучали многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи (П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и многие другие). К основным умственным операциям относят: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование и конкретизация.
Также необходимо отметить, что развитие умственных операций рассматривается и как подготовка фундамента учебной деятельности, которая является ведущим видом деятельности школьника. Именно поэтому развитию умственных операций следует уделять должное внимание в дошкольном возрасте.
В современном мире ребенку необходимо последовательно и доказательно мыслить, т.к. содержание и методы обучения дошкольников направлены на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения.
Действуя самостоятельно, ребенок лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми дошкольного возраста следует отдавать практической деятельности.
В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых средств взаимодействия с воспитанниками. Одним из таких средств развития ребенка дошкольного возраста является использование в педагогической деятельности интерактивных папок-лэпбуков.
Лэпбук - способ обобщения информации по определенной теме, повторения материала или же освоения нового содержания. С помощью лэпбука можно в компактной форме подать необходимую информацию.
Также, лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде: информативен, полифункционален, вариативен...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


После анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что интеллектуальная готовность ребенка к обучению является многоаспектным понятием и определяется как уровень развития основных психических познавательных процессов, а также наличие у ребенка кругозора, определенного объема знаний, умений и навыков.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению сопряжена преимущественно с таким психическим процессом, как мышление. Мышление является высшим психическим познавательным процессом. Процесс мышления (мыслительная деятельность) осуществляется при помощи умственных операций. Следует отметить, что термины «умственные операции» и «мыслительные операции» являются синонимичными.
Умственные операции - это составные элементы умственных действий с предметами, отраженными в образах, представлениях и понятиях о них (т.е. это способы мыслительной деятельности, посредством которых ребенок решает те или иные мыслительные задачи). Выделяют следующие основные умственные операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.
В период подготовки к школьному обучению важно уделять внимание развитию умственных операций, т.к. их сформированность у старших дошкольников является залогом успешного обучения в начальной школе.
В условиях реализации ФГОС ДО, педагоги ищут новые средства и методы, которые соответствуют требованиям дошкольного образования. Одним из таких эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является использование в педагогической деятельности интерактивных папок-лэпбуков, при создании которых дети не получают знания в готовом виде, а извлекают их в процессе собственной деятельности. Лэпбук сравнительно новое средство обучения и его возможности в развитии детей дошкольного возраста еще изучаются.
Лэпбук - прекрасный способ обобщения информации по определенной теме, повторения материала или же освоения нового содержания. С помощью лэпбука можно в компактной форме подать необходимую информацию. Такая форма работы интересна детям и помогает лучше понять и запомнить материал.
После анализа психолого-педагогической литературы была проведена экспериментальная часть исследования, включающая констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В ходе проведения исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста - экспериментальная (20 детей) и контрольная (20 детей).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что и в экспериментальной, и в контрольной группах преобладает количество детей со средним и низким уровнем развития мыслительных операций и собственно интеллектуального развития...


1. Ажеева Л.В., Ходаренко О.П. Лэпбук как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста // Наука и Просвещение. 2017. № 1. С. 243-245.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Ось-89, 1997. 224 с.
3. Барахтанова Е.Л. Готовность ребенка к школе - проблемы и пути их решения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 3. С. 86-88.
4. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. М.: Знание, 1983. 96 с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1998. 240 с.
6. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. 96 с.
7. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Педагогика, 1994. 108 с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Готовим ребенка к школе. СПб.: Питер, 2008. 192 с.
9. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. № 7. С. 146-148.
10. Габриелова Т.С. Психолого-педагогические основы развития интеллектуальной готовности к школе у детей 6-7 лет // Вестник научных конференций. 2016. № 12. С. 21-24.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.:
Академический Проект, 2000. 184 с.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М: МГППУ, 2002. 68 с.
13. Игнатенко О.Н., Рогачева Е.С. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС // Альманах мировой науки. 2017. № 1-2. С. 19-21.
14. Игнатович И.И. К вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2. С. 90-92.
15. Ильина М.Н. Подготовка к школе. СПб.: Дельта, 1999. 224 с...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ