КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблематики выявления коррекции дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Формирование математических представлений в соответствии с
возрастными особенностями дошкольников 7
1.2 Особенности сформированности математических представлений у
старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3 Педагогические технологии по профилактике и коррекции
дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Проектирование и содержание работы учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.1 Организация проведения и результаты предпроектного исследования по
выявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития 22
2.2 Описание и внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой
психического развития 28
2.3 Результаты внедрения проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой
психического развития 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемых источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 52
Приложение В 53
Приложение Г 55
Глава I. Теоретические основы проблематики выявления коррекции дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1 Формирование математических представлений в соответствии с
возрастными особенностями дошкольников 7
1.2 Особенности сформированности математических представлений у
старших дошкольников с задержкой психического развития 11
1.3 Педагогические технологии по профилактике и коррекции
дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Проектирование и содержание работы учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2.1 Организация проведения и результаты предпроектного исследования по
выявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития 22
2.2 Описание и внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой
психического развития 28
2.3 Результаты внедрения проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой
психического развития 36
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемых источников 44
Приложение А 49
Приложение Б 52
Приложение В 53
Приложение Г 55
Исследованием формирования математических представлений в соответствии с возрастными особенностями занимались Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова, А.М. Леушина и др. По их мнению, учитывая возрастные особенности детей, обучение способствует усвоению знаний и умений, а также устанавливает связь не только между знаниями и умениями, но также формирует навык.
Низкий уровень математических представлений в детстве, понижает качество жизни взрослого больше, чем низкий уровень грамотности, такого мнения придерживаются многие исследователи.
В современном мире все больше проблем у детей с математикой. По мнению Е.И. Щербаковой, Т.А. Куликовой, С.А. Козловой основой познания является сенсорное развитие, которое развивается с помощью наблюдения и мышления.
Формирование математического представлений у детей старшего дошкольного возраста можно увидеть в непосредственно образовательной деятельности, а так же в совместной и самостоятельной деятельности ребенка и педагога, которые в свою очередь ориентированы на знакомство с величинами, количественными, временными, геометрическими и пространственными отношениями с помощью разных материалов, один из которых образно-символический.
Ведущей деятельностью, в старшем дошкольном возрасте является игра. Поэтому, по мнению большинства психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и многих других было заострено внимание на том, что знакомство с математикой должно происходить через игру.
Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития, в большей степени зависит от педагога и его умений, в отличие от математического развития у детей в норме.
Ни один вид деятельности, который характерен для детей в онтогенезе, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее - ЗПР) полноценно не развивается полноценно без дополнительного обучения. Формирование элементарных математических представлений (далее - ФЭМП) не возможно без развития у ребенка сенсомоторных функций, умение ориентироваться в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д. у детей с ЗПР эти функции не полностью развиты.
Дискалькулия представляет у детей стойкое, специфическое и сложное нарушение в овладении счетными операциями, обусловлено недоразвитием психических функции.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире наблюдается тенденция к росту числа детей с дискалькулией, а традиционные методы и приемы не вызывают достаточного интереса и мотивации к усвоению предлагаемых тем у детей с ЗПР. Поэтому нами было принято решение создавать в связке ребенок-педагог дидактический материал для коррекции дискалькулии у старших дошкольников с ЗПР созданных с помощью логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Объектом проектной работы являются особенности проявления дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом проектной работы является содержание коррекционной работы по дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель проектной работы преодоление дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В рамках проекта будут поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение проблематики дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Выявление проявлений дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития путем предпроектного исследования.
3. Разработка содержания коррекционной работы учителя- дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Реализация проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Определение эффективности содержание проекта.
В ходе проекта применяли разные методы:
J библиографический метод исследования;
J предпроектное исследование с использованием методики обследования;
J метод проектирования.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке проекта, а также наглядных средств, которые могут использоваться в работе учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у детей с задержкой психического развития.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» г. Абакан. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе представлены теоретические основы проблематики выявления коррекции дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста, формирование математического представления в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, особенности сформированности математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, педагогические технологии по профилактике и коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе представлена: Организация проведения и результаты предпроектного исследования по выявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития; описание и внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития; результаты внедрения проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Низкий уровень математических представлений в детстве, понижает качество жизни взрослого больше, чем низкий уровень грамотности, такого мнения придерживаются многие исследователи.
В современном мире все больше проблем у детей с математикой. По мнению Е.И. Щербаковой, Т.А. Куликовой, С.А. Козловой основой познания является сенсорное развитие, которое развивается с помощью наблюдения и мышления.
Формирование математического представлений у детей старшего дошкольного возраста можно увидеть в непосредственно образовательной деятельности, а так же в совместной и самостоятельной деятельности ребенка и педагога, которые в свою очередь ориентированы на знакомство с величинами, количественными, временными, геометрическими и пространственными отношениями с помощью разных материалов, один из которых образно-символический.
Ведущей деятельностью, в старшем дошкольном возрасте является игра. Поэтому, по мнению большинства психологов и педагогов, таких как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и многих других было заострено внимание на том, что знакомство с математикой должно происходить через игру.
Формирование математических представлений у детей с задержкой психического развития, в большей степени зависит от педагога и его умений, в отличие от математического развития у детей в норме.
Ни один вид деятельности, который характерен для детей в онтогенезе, у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее - ЗПР) полноценно не развивается полноценно без дополнительного обучения. Формирование элементарных математических представлений (далее - ФЭМП) не возможно без развития у ребенка сенсомоторных функций, умение ориентироваться в окружающем пространстве, речевых навыков и т.д. у детей с ЗПР эти функции не полностью развиты.
Дискалькулия представляет у детей стойкое, специфическое и сложное нарушение в овладении счетными операциями, обусловлено недоразвитием психических функции.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире наблюдается тенденция к росту числа детей с дискалькулией, а традиционные методы и приемы не вызывают достаточного интереса и мотивации к усвоению предлагаемых тем у детей с ЗПР. Поэтому нами было принято решение создавать в связке ребенок-педагог дидактический материал для коррекции дискалькулии у старших дошкольников с ЗПР созданных с помощью логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Объектом проектной работы являются особенности проявления дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предметом проектной работы является содержание коррекционной работы по дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель проектной работы преодоление дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
В рамках проекта будут поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение проблематики дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Выявление проявлений дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития путем предпроектного исследования.
3. Разработка содержания коррекционной работы учителя- дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
4. Реализация проекта «Маленькие логики», направленного на
коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Определение эффективности содержание проекта.
В ходе проекта применяли разные методы:
J библиографический метод исследования;
J предпроектное исследование с использованием методики обследования;
J метод проектирования.
Практическая значимость исследования: заключается в разработке проекта, а также наглядных средств, которые могут использоваться в работе учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у детей с задержкой психического развития.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида» г. Абакан. В исследовании приняли участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе представлены теоретические основы проблематики выявления коррекции дискалькулии у детей старшего дошкольного возраста, формирование математического представления в соответствии с возрастными особенностями дошкольников, особенности сформированности математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития, педагогические технологии по профилактике и коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе представлена: Организация проведения и результаты предпроектного исследования по выявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития; описание и внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития; результаты внедрения проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
На основе проанализированной психолого-педагогической и научно-методической литературы, в рамках решения первой задачи, было выявлено, что сформированность дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития находится на низком уровне. Этого уровня не достаточно.
Для реализации второй задачи по проявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития путем предпроектного исследования. Исследование у детей экспериментальной группы проводились на основе адаптированных методик, игровых и учебных заданий.
Обследование можно разделили на пять этапов, на каждом этапе обследовали определенный вид дискалькулии
1. Вербальная дискалькулия.
2. Графическая дискалькулия.
3. Практогностическая дискалькулия.
4. Дислексическая дискалькулия.
5. Операциональная дискалькулия.
Для реализации третьей задачи разрабатывается содержание коррекционной работы учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Проект «Маленькие логики» - это проект по подбору математических игр, посредством совместной работы взрослых с детьми, также данный проект направлен на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данный проект не заменяет содержание традиционной работы по формированию элементарных математических представлений, а дополняет ее. На протяжении всего времени по созданию и внедрению данного проекта, велась и традиционная форма работы.
Работа проводилась в соответствии с четырьмя этапами реализации проекта:
1 этап - подготовительный;
2 этап - разработческий;
3 этап - опытно - экспериментальный;
4 этап - результативно - оценочный;
Внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
После того как у детей был выявлен вид дискалькулии, дети были поделены на подгруппы по каждому виду деятельности.
Для оценки результата эффективности коррекционной работы по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития, после внедрения проекта также было проведено обследование.
Методика обследования, предъявляемая детям, та же, которая использовалась на предпроектном обследовании.
По результатам внедрения проекта видно, что уменьшилось количество детей во всех видах дискалькулии. Также мы видим, что 9 детей вышли из группы «риска».
Анализ проведенной работы показывает, что прослеживается позитивная динамика развития математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития. При этом показатели стали значительно более высокими, чем были ранее. Практически по всем вопросам заданий преобладает высшая оценка, даже по тем вопросам, которые ранее вызывали у детей крайнее затруднение. Отметим также, что существенно повысилась самостоятельность детей в ответах, можно сказать, что дети проявляли свои знания намного более уверенно. Радикально повысились знания детей о геометрических фигурах, дети самостоятельно определяли, чем похожи фигуры, чем отличаются. Дошкольники уверенно стали группировать фигуры по нескольким признакам, что мы связываем с внедрением проекта упражнений с блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера.
По итогам проведения коррекционной работы, все дети стали допускать значительно меньше ошибок. Положительная динамика наблюдается у всех детей экспериментальной группы.
После внедрения проекта было видно, что дети, которые имели трудности стали более уверенными.
Ответы детей были полными, сопровождались пояснениями, комментариями. Таким образом, очевидно, что работа дали позитивный результат.
Для реализации второй задачи по проявлению дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития путем предпроектного исследования. Исследование у детей экспериментальной группы проводились на основе адаптированных методик, игровых и учебных заданий.
Обследование можно разделили на пять этапов, на каждом этапе обследовали определенный вид дискалькулии
1. Вербальная дискалькулия.
2. Графическая дискалькулия.
3. Практогностическая дискалькулия.
4. Дислексическая дискалькулия.
5. Операциональная дискалькулия.
Для реализации третьей задачи разрабатывается содержание коррекционной работы учителя-дефектолога по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью логических блоков Дьенеша и счетных палочек Кюизенера.
Проект «Маленькие логики» - это проект по подбору математических игр, посредством совместной работы взрослых с детьми, также данный проект направлен на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данный проект не заменяет содержание традиционной работы по формированию элементарных математических представлений, а дополняет ее. На протяжении всего времени по созданию и внедрению данного проекта, велась и традиционная форма работы.
Работа проводилась в соответствии с четырьмя этапами реализации проекта:
1 этап - подготовительный;
2 этап - разработческий;
3 этап - опытно - экспериментальный;
4 этап - результативно - оценочный;
Внедрение проекта «Маленькие логики», направленного на коррекцию дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
После того как у детей был выявлен вид дискалькулии, дети были поделены на подгруппы по каждому виду деятельности.
Для оценки результата эффективности коррекционной работы по коррекции дискалькулии у старших дошкольников с задержкой психического развития, после внедрения проекта также было проведено обследование.
Методика обследования, предъявляемая детям, та же, которая использовалась на предпроектном обследовании.
По результатам внедрения проекта видно, что уменьшилось количество детей во всех видах дискалькулии. Также мы видим, что 9 детей вышли из группы «риска».
Анализ проведенной работы показывает, что прослеживается позитивная динамика развития математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития. При этом показатели стали значительно более высокими, чем были ранее. Практически по всем вопросам заданий преобладает высшая оценка, даже по тем вопросам, которые ранее вызывали у детей крайнее затруднение. Отметим также, что существенно повысилась самостоятельность детей в ответах, можно сказать, что дети проявляли свои знания намного более уверенно. Радикально повысились знания детей о геометрических фигурах, дети самостоятельно определяли, чем похожи фигуры, чем отличаются. Дошкольники уверенно стали группировать фигуры по нескольким признакам, что мы связываем с внедрением проекта упражнений с блоками Дьенеша и палочками Кьюзенера.
По итогам проведения коррекционной работы, все дети стали допускать значительно меньше ошибок. Положительная динамика наблюдается у всех детей экспериментальной группы.
После внедрения проекта было видно, что дети, которые имели трудности стали более уверенными.
Ответы детей были полными, сопровождались пояснениями, комментариями. Таким образом, очевидно, что работа дали позитивный результат.



