ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ понятий «конфликт», «конфликтное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления конфликтного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Значение ролевой игры в психолого-педагогической практике для
коррекции конфликтного поведения 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Этапы организации опытно-экспериментальной работы по коррекции
конфликтного поведения младшего школьника 32
2.2 Результаты выявления исходного уровня конфликтного поведения
младшего школьника 38
2.3 Разработка и реализация программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 49
2.4 Результаты реализации программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 60
Выводы по главе II 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий [7].
Вопросы педагогической конфликтологии в нашей стране получили значительное развитие в течение последних десятилетий: изучаются особенности педагогических конфликтов, пути их предупреждения и конструктивного разрешения (И.И. Рыданова, М.М. Рыбакова, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зилина, Н.В. Самсонова, В.И. Журавлёв и др.).
В педагогической и психологической теории и практике последних лет конфликт стал рассматриваться как ситуация развития личности, содержание и метод обучения и воспитания, при этом подчёркиваются продуктивные функции конфликта как носителя противоречия (Б.И. Хасан, Е.Е. Акимова, А.И. Сорокина, А.В. Дорохова и др.). Речь идёт о продуктивном конфликте, который служит источником самосовершенствования и саморазвития личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
В образовательном процессе противоречия, конфликты неизбежны. В частности, речь идёт о конфликтах взрослеющей, свободной личности, стремящейся к самоопределению, независимости. В младшем школьном возрасте особое значение для детей начинает приобретать мнение сверстников (на основе которого в последствии формируется представление о себе и отношение к себе), ребёнок стремится завоевать признание товарищей, устанавливать с ними устойчивые отношения, но не всегда ему это удаётся. Поэтому психологам и педагогам важно следить за появлением у детей склонности к конфликтному поведению, а также корректировать такое поведение, формировать желательные формы общения и взаимодействия [2].
Проблема выбора педагогических стратегий при работе с детьми младшего школьного возраста в последнее время стала одной из ведущих тем педагогических и психологических исследований.
Таким образом, всё яснее проявляется потребность педагогической теории и практики в новом подходе к анализу конфликтов в образовании, к построению адекватной и эффективной педагогической деятельности, ориентированной на управление конфликтами, использование их конструктивного, продуктивного и инновационного потенциала.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы дипломного исследования: «Коррекция конфликтного поведения младшего школьника посредством ролевой игры».
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий с использованием ролевых игр, направленную на коррекцию конфликтного поведения младших школьников, оценить её эффективность.
Объект исследования: конфликтное поведение младшего школьника.
Предмет исследования: коррекция конфликтного поведения младшего школьника.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2) подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;
3) изучить особенности конфликтного поведения младшего школьника;
4) подобрать ролевые игры, направленные на коррекцию конфликтного поведения, составить программу занятий с младшими школьниками и апробировать её на практике;
5) изучить динамику изменений уровня конфликтного поведения младших школьников до и после констатирующего и формирующего экспериментов.
Гипотеза исследования: снижение уровня конфликтности в поведении младшего школьника будет эффективным при использовании ролевых игр, направленных на развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии, самоконтроля в конфликте, а также расширение способов поведения в конфликте.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение;
3) методы опроса (беседа);
4) тестирование;
5) эксперимент;
6) метод статистической обработки данных (непараметрический U- критерий Манна-Уитни).
Исследование проводилось на базе школы № 32 Центрального района города Красноярска. Для проведения констатирующего, а затем и формирующего эксперимента были выбраны следующие классы: в качестве экспериментальной группы - 2 «Б» класс, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс. Всего 44 человека, в возрасте 8-9лет.
Как показывает школьная практика, конфликтное поведение у младших школьников существует, но большинство психологов и педагогов оказались недостаточно подготовленными ни теоретически, ни теоретически к решению данной проблемы.
В ходе нашего исследования были определены причины возникновения проявлений конфликтного поведения, а также изучены приёмы и способы, направленные на коррекцию конфликтного поведения у младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровней проявлений конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников была составлена программа с использованием ролевых игр, направленная на коррекцию конфликтного поведения. Проведённый формирующий эксперимент показал, что применение ролевых игр в начальной школе способствует снижению уровня проявлений конфликтного поведения у детей. Данный факт подтверждает выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Анализ дипломной работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме конфликтного поведения.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения проявлений конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста, а также в составлении и апробировании программы занятий с использованием ролевых игр с целью коррекции конфликтного поведения.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися с детьми, демонстрирующими конфликтное поведение.
1. Абрамова Г.С. возрастная психология. - М.: Академ.проект, 2000.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999
3. Аникеева Н.П. "Воспитание игрой". - М.: Просвещение, 1987.
4. Бердникова Ю. Мир ребенка: развитие психики, страхи, социальная адаптация, интепретация детского рисунка. - М.: Наука и техника, 2007.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1984
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988
7. Бабосов Е.М. Конфликтология. М., 1997
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: Педагогика, 1990.
9. Венгер Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психологическое развитие ребенка/ Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1994.
10. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: Практическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2008.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. дошкольная психология. - М.:
Академический проект, 2007.
12. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 1993.
13. Гришина Н.В. Восприятие и анализ конфликтной ситуации как фактор ее эффективного преобразования // Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск, 1990. - с. 46-48
14. Геращенко И. Педагогическая конфликтология. // «Учитель» 2000, №2
15. Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психологические состояния // Под ред. Крылова и др. - Л., 1982
16. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. - СПб., 2002. с.19-28
17. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002
18. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993
19. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально - политический журнал, 1997. - №1
20. Еренкова Н.В. Игровая психотерапия и психопрофилактика в педиатрии// Педиатрия. - 1990. - №9. - С.85-86.
21. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
22. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000
23. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М.: МПСИ, 2001.
24. Зеньковский В.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996.
25. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т 1. Философия культуры. М.: Юристъ, 1996
26. Коваль С.А., Холодова К. А. К вопросу об особенностях конфликтного поведения младшего школьника // Вызовы современного образования в исследованиях молодых учёных: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодёжь и наука XXI века», посвящённого 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева/ ред. кол. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017. - С. 69-73. (инд. РИНЦ)
27. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: РПА, 1997.
28. Короткова Н.А. Современные исследования детской игры//Вопросы психологии. - 1985. -№2. - с.163-168.
29. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2004
30. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 2000
31. Конфликтология. / Под ред. А.С. Кармина. - СПб.: Лань, 2000
32. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как решать конфликты. - М.: АО Стрингер, 1992
33. Леонов Н.И. Конфликтология: Учебно-методическое пособие. -
М.:МПСИ, 2002.
34. Лэндред Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: МПСИ, 1994.
35. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка// Вопросы психологии. - 1988. - №2. - с.123-129.
36. Орлова Э.А., Филонов Л.Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия //
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976.
- с. 319-342
37. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры.
- М.: "Гном-Пресс", 2002.
38. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982
39. Полежаев П.Л. Конфликтология. Красноярск: СибГТУ, 2002
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000.
41. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996
42. Сафьянов В.И. Этика общения: проблема разрешения конфликтов. М., 1997
43. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Издательство "Мир", 2001.
44. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М.:
Издательство "Мир", 2000
45. Сулимова М.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М., Ин-т практ. психологии, 1996
46. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с., с.323
47. Тесты, эксперименты, игровые процедуры для изучения конфликтв. Методическия разработка / Сост. Б.И. Хасан. - Красноярстк, 1990
48. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. / Э.А. Уткин. М.: ЭКСМО, 2000
49. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: "Генезис", 2006.