КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ РОЛЕВОЙ ИГРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ понятий «конфликт», «конфликтное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления конфликтного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Значение ролевой игры в психолого-педагогической практике для
коррекции конфликтного поведения 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Этапы организации опытно-экспериментальной работы по коррекции
конфликтного поведения младшего школьника 32
2.2 Результаты выявления исходного уровня конфликтного поведения
младшего школьника 38
2.3 Разработка и реализация программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 49
2.4 Результаты реализации программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 60
Выводы по главе II 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ понятий «конфликт», «конфликтное поведение» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности проявления конфликтного поведения у детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Значение ролевой игры в психолого-педагогической практике для
коррекции конфликтного поведения 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Этапы организации опытно-экспериментальной работы по коррекции
конфликтного поведения младшего школьника 32
2.2 Результаты выявления исходного уровня конфликтного поведения
младшего школьника 38
2.3 Разработка и реализация программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 49
2.4 Результаты реализации программы по снижению конфликтного
поведения младшего школьника 60
Выводы по главе II 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема конфликтов является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком, являются источником развития личности, определяют её конструктивный или деструктивный жизненный сценарий [7].
Вопросы педагогической конфликтологии в нашей стране получили значительное развитие в течение последних десятилетий: изучаются особенности педагогических конфликтов, пути их предупреждения и конструктивного разрешения (И.И. Рыданова, М.М. Рыбакова, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зилина, Н.В. Самсонова, В.И. Журавлёв и др.).
В педагогической и психологической теории и практике последних лет конфликт стал рассматриваться как ситуация развития личности, содержание и метод обучения и воспитания, при этом подчёркиваются продуктивные функции конфликта как носителя противоречия (Б.И. Хасан, Е.Е. Акимова, А.И. Сорокина, А.В. Дорохова и др.). Речь идёт о продуктивном конфликте, который служит источником самосовершенствования и саморазвития личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
В образовательном процессе противоречия, конфликты неизбежны. В частности, речь идёт о конфликтах взрослеющей, свободной личности, стремящейся к самоопределению, независимости. В младшем школьном возрасте особое значение для детей начинает приобретать мнение сверстников (на основе которого в последствии формируется представление о себе и отношение к себе), ребёнок стремится завоевать признание товарищей, устанавливать с ними устойчивые отношения, но не всегда ему это удаётся. Поэтому психологам и педагогам важно следить за появлением у детей склонности к конфликтному поведению, а также корректировать такое поведение, формировать желательные формы общения и взаимодействия [2].
Проблема выбора педагогических стратегий при работе с детьми младшего школьного возраста в последнее время стала одной из ведущих тем педагогических и психологических исследований.
Таким образом, всё яснее проявляется потребность педагогической теории и практики в новом подходе к анализу конфликтов в образовании, к построению адекватной и эффективной педагогической деятельности, ориентированной на управление конфликтами, использование их конструктивного, продуктивного и инновационного потенциала.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы дипломного исследования: «Коррекция конфликтного поведения младшего школьника посредством ролевой игры».
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий с использованием ролевых игр, направленную на коррекцию конфликтного поведения младших школьников, оценить её эффективность.
Объект исследования: конфликтное поведение младшего школьника.
Предмет исследования: коррекция конфликтного поведения младшего школьника.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2) подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;
3) изучить особенности конфликтного поведения младшего школьника;
4) подобрать ролевые игры, направленные на коррекцию конфликтного поведения, составить программу занятий с младшими школьниками и апробировать её на практике;
5) изучить динамику изменений уровня конфликтного поведения младших школьников до и после констатирующего и формирующего экспериментов.
Гипотеза исследования: снижение уровня конфликтности в поведении младшего школьника будет эффективным при использовании ролевых игр, направленных на развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии, самоконтроля в конфликте, а также расширение способов поведения в конфликте.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение;
3) методы опроса (беседа);
4) тестирование;
5) эксперимент;
6) метод статистической обработки данных (непараметрический U- критерий Манна-Уитни).
Исследование проводилось на базе школы № 32 Центрального района города Красноярска. Для проведения констатирующего, а затем и формирующего эксперимента были выбраны следующие классы: в качестве экспериментальной группы - 2 «Б» класс, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс. Всего 44 человека, в возрасте 8-9лет.
Вопросы педагогической конфликтологии в нашей стране получили значительное развитие в течение последних десятилетий: изучаются особенности педагогических конфликтов, пути их предупреждения и конструктивного разрешения (И.И. Рыданова, М.М. Рыбакова, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зилина, Н.В. Самсонова, В.И. Журавлёв и др.).
В педагогической и психологической теории и практике последних лет конфликт стал рассматриваться как ситуация развития личности, содержание и метод обучения и воспитания, при этом подчёркиваются продуктивные функции конфликта как носителя противоречия (Б.И. Хасан, Е.Е. Акимова, А.И. Сорокина, А.В. Дорохова и др.). Речь идёт о продуктивном конфликте, который служит источником самосовершенствования и саморазвития личности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
В образовательном процессе противоречия, конфликты неизбежны. В частности, речь идёт о конфликтах взрослеющей, свободной личности, стремящейся к самоопределению, независимости. В младшем школьном возрасте особое значение для детей начинает приобретать мнение сверстников (на основе которого в последствии формируется представление о себе и отношение к себе), ребёнок стремится завоевать признание товарищей, устанавливать с ними устойчивые отношения, но не всегда ему это удаётся. Поэтому психологам и педагогам важно следить за появлением у детей склонности к конфликтному поведению, а также корректировать такое поведение, формировать желательные формы общения и взаимодействия [2].
Проблема выбора педагогических стратегий при работе с детьми младшего школьного возраста в последнее время стала одной из ведущих тем педагогических и психологических исследований.
Таким образом, всё яснее проявляется потребность педагогической теории и практики в новом подходе к анализу конфликтов в образовании, к построению адекватной и эффективной педагогической деятельности, ориентированной на управление конфликтами, использование их конструктивного, продуктивного и инновационного потенциала.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы дипломного исследования: «Коррекция конфликтного поведения младшего школьника посредством ролевой игры».
Цель исследования: разработать и апробировать программу занятий с использованием ролевых игр, направленную на коррекцию конфликтного поведения младших школьников, оценить её эффективность.
Объект исследования: конфликтное поведение младшего школьника.
Предмет исследования: коррекция конфликтного поведения младшего школьника.
Задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
2) подобрать диагностический инструментарий по проблеме исследования;
3) изучить особенности конфликтного поведения младшего школьника;
4) подобрать ролевые игры, направленные на коррекцию конфликтного поведения, составить программу занятий с младшими школьниками и апробировать её на практике;
5) изучить динамику изменений уровня конфликтного поведения младших школьников до и после констатирующего и формирующего экспериментов.
Гипотеза исследования: снижение уровня конфликтности в поведении младшего школьника будет эффективным при использовании ролевых игр, направленных на развитие сотрудничества, эмпатии, рефлексии, самоконтроля в конфликте, а также расширение способов поведения в конфликте.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы;
2) наблюдение;
3) методы опроса (беседа);
4) тестирование;
5) эксперимент;
6) метод статистической обработки данных (непараметрический U- критерий Манна-Уитни).
Исследование проводилось на базе школы № 32 Центрального района города Красноярска. Для проведения констатирующего, а затем и формирующего эксперимента были выбраны следующие классы: в качестве экспериментальной группы - 2 «Б» класс, в качестве контрольной группы - 2 «А» класс. Всего 44 человека, в возрасте 8-9лет.
Как показывает школьная практика, конфликтное поведение у младших школьников существует, но большинство психологов и педагогов оказались недостаточно подготовленными ни теоретически, ни теоретически к решению данной проблемы.
В ходе нашего исследования были определены причины возникновения проявлений конфликтного поведения, а также изучены приёмы и способы, направленные на коррекцию конфликтного поведения у младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровней проявлений конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников была составлена программа с использованием ролевых игр, направленная на коррекцию конфликтного поведения. Проведённый формирующий эксперимент показал, что применение ролевых игр в начальной школе способствует снижению уровня проявлений конфликтного поведения у детей. Данный факт подтверждает выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Анализ дипломной работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме конфликтного поведения.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения проявлений конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста, а также в составлении и апробировании программы занятий с использованием ролевых игр с целью коррекции конфликтного поведения.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися с детьми, демонстрирующими конфликтное поведение.
В ходе нашего исследования были определены причины возникновения проявлений конфликтного поведения, а также изучены приёмы и способы, направленные на коррекцию конфликтного поведения у младших школьников.
Нами был подобран диагностический инструментарий для определения уровней проявлений конфликтного поведения детей младшего школьного возраста. В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями младших школьников была составлена программа с использованием ролевых игр, направленная на коррекцию конфликтного поведения. Проведённый формирующий эксперимент показал, что применение ролевых игр в начальной школе способствует снижению уровня проявлений конфликтного поведения у детей. Данный факт подтверждает выдвинутую гипотезу. Таким образом, главная цель исследования была достигнута.
Анализ дипломной работы позволяет определить её теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы нами были сопоставлены различные точки зрения целого ряда психологов по проблеме конфликтного поведения.
Практическая значимость состоит в подборе диагностических методик, необходимых для точного определения проявлений конфликтного поведения у детей младшего школьного возраста, а также в составлении и апробировании программы занятий с использованием ролевых игр с целью коррекции конфликтного поведения.
Материалы данного исследования могут быть использованы студентами и психологами, работающими по данной проблеме, а также педагогами, воспитателями и родителями, занимающимися с детьми, демонстрирующими конфликтное поведение.
Подобные работы
- Формирование позитивных межличностных отношений в коллективе младших школьников. Игры и упражнения - средства их формирования (Педагогика и психология начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной компетентности родителей младших
школьников посредством группового психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - Подвижная игра как средство формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений в условиях центр социальной помощи семьи и детьмиЧереповецкий государственный университет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе развития коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020 - Формирование у детей 4-5 лет умений решать конфликтные ситуации посредством игр
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2022 - ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ПРОЦЕССЕ
МОДЕЛИРУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Программа формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



