Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 9
1.1 Проблема межличностных отношений детей в психологии 9
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников с
ОВЗ 15
1.3 Метод песочной терапии в системе коррекции межличностных
отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья 26
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 40
3.1 Формирующий эксперимент по организации коррекции
межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии 40
3.2 Описание результатов контрольного эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 9
1.1 Проблема межличностных отношений детей в психологии 9
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников с
ОВЗ 15
1.3 Метод песочной терапии в системе коррекции межличностных
отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья 26
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 40
3.1 Формирующий эксперимент по организации коррекции
межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии 40
3.2 Описание результатов контрольного эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность исследования. Воспитание молодого поколения, способного к адекватному и гибкому взаимодействию и поведению в обществе, к продуктивному межличностному взаимодействию, к проявлению эмпатии и рефлексии, освоению социальных ролей, социально-эмоциональному развитию представляет собой важнейшую задачу современной системы общего и специального образования. Именно при взаимодействии детей с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее влияние, наиболее интенсивно формируются их личности: процесс жизни и деятельности внутри классного коллектива сопряжен с постоянным взаимовлиянием одноклассников друг на друга, в ходе чего развивается их оценка и самооценка, происходит формирование взглядов на события окружающей действительности.
Однако необходимо отметить, что включение ребенка в систему межличностных отношений характеризуется сложностью, неоднозначностью, глубоко индивидуальными особенностями. Учащихся отличают друг от друга индивидуальные особенности характера и мышления. В связи с этим различно и их погружение в систему межличностных отношений, приобретение определённого положения в коллективе.
Поэтому исследователи данной области подчеркивают, что самоценностью каждого человека определяется необходимость уделения пристального внимания к тем психическим проявлениям в процессе межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Б.И. Додонов, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, В.П. Трусов и др.). Это обуславливает особое внимание психологов и педагогов к вопросу повышения эффективности реализации межличностных отношений (А.И. Донцов, Р.Л. Кричевский, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Н.И. Шевандрин и др.).
Особенно остро проблема развития межличностных отношений стоит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети младшего школьного возраста с трудом принимают детей, отличающихся от них, часто не скрывая своего интереса к «странностям», которыми отличаются дети с ограниченными возможностями здоровья. По причине своей неосведомленности, у младших школьников возникает множество проблем при контакте с учащимся с ограниченными возможностями здоровья, «особым» детям одноклассники зачастую не дают шанса построить адекватные дружеские отношения, их фактически отрезают от общества. Естественно, что школьнику с ограниченными возможностями здоровья приходится тяжело в обществе одноклассников и других учащихся школы [5; С.112-114].
Актуальность данной проблемы повышается по мере утверждения устойчивости тенденции увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии за последние десятилетия в нашей стране и за рубежом: по данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) такие люди составляют 13% от общего населения; статистические данные ряда стран свидетельствуют о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от общего количества детского населения, а в России на рубеже XX -XXI веков, согласно данным Министерства образования РФ, 85% детей - дошкольникам и учащимся школ необходима помощь медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей требуется специализированная (коррекционная) помощь [43].
Таким образом, проблема формирования межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является актуальной на сегодняшний день и требует разработки е решения, чем определяется выбор темы нашего исследования - «Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии».
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Объект исследования - межличностные отношения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования - процесс коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Гипотеза исследования: реализация коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии будет способствовать развитию навыков коммуникации и кооперации, что повысит эффективность формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья межличностных отношений.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать проблему межличностных отношений детей в психологии;
2) изучить особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
3) исследовать применение метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
4) разработать коррекционную программу по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии;
5) оценить эффективность коррекционной программы по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно -методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент;
- математические: количественный и качественный анализ полученных результатов;
- социологические: беседы с педагогами, учащимися начальных классов и их родителями.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в теорию развития личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, поскольку в нем раскрыты особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в теоретических положениях и выводах, содержащихся в нем, научно¬методическом обосновании необходимости применения метода песочной терапии в качестве эффективного средства коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую основу исследования составили теоретические достижения психологии по проблемам специфического психического развития нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, представленные работами Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.И. Пинского и др., а также исследованиями по организации коррекционно-педагогической помощи в формировании навыков общения, рассмотренной многими авторами как важнейшее условие специального образования и осуществления социокультурной адаптации младших школьников с нарушением развития (Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стало МКОУ Новобирюсинская СОШ.
Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 20 младших школьников.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе («Теоретические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») раскрываются понятие межличностных отношений, рассмотрены особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также описан метод песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе («Методические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») представлена диагностическая программа по изучению особенностей межличностных отношений младших школьников с ОВЗ; описана Коррекционная программа по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии .
В третье главе («Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») содержатся данные по диагностике уровня развития межличностных отношений младших школьников и анализ эффективности коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
В заключении подводятся итоги исследования: излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В тексте научной работы содержится 19 таблиц и 11 диаграмм.
Список использованной литературы насчитывает 62 наименования.
Объем работы составляет 79 страниц.
Однако необходимо отметить, что включение ребенка в систему межличностных отношений характеризуется сложностью, неоднозначностью, глубоко индивидуальными особенностями. Учащихся отличают друг от друга индивидуальные особенности характера и мышления. В связи с этим различно и их погружение в систему межличностных отношений, приобретение определённого положения в коллективе.
Поэтому исследователи данной области подчеркивают, что самоценностью каждого человека определяется необходимость уделения пристального внимания к тем психическим проявлениям в процессе межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Б.И. Додонов, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, В.П. Трусов и др.). Это обуславливает особое внимание психологов и педагогов к вопросу повышения эффективности реализации межличностных отношений (А.И. Донцов, Р.Л. Кричевский, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Н.И. Шевандрин и др.).
Особенно остро проблема развития межличностных отношений стоит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети младшего школьного возраста с трудом принимают детей, отличающихся от них, часто не скрывая своего интереса к «странностям», которыми отличаются дети с ограниченными возможностями здоровья. По причине своей неосведомленности, у младших школьников возникает множество проблем при контакте с учащимся с ограниченными возможностями здоровья, «особым» детям одноклассники зачастую не дают шанса построить адекватные дружеские отношения, их фактически отрезают от общества. Естественно, что школьнику с ограниченными возможностями здоровья приходится тяжело в обществе одноклассников и других учащихся школы [5; С.112-114].
Актуальность данной проблемы повышается по мере утверждения устойчивости тенденции увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии за последние десятилетия в нашей стране и за рубежом: по данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) такие люди составляют 13% от общего населения; статистические данные ряда стран свидетельствуют о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от общего количества детского населения, а в России на рубеже XX -XXI веков, согласно данным Министерства образования РФ, 85% детей - дошкольникам и учащимся школ необходима помощь медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей требуется специализированная (коррекционная) помощь [43].
Таким образом, проблема формирования межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является актуальной на сегодняшний день и требует разработки е решения, чем определяется выбор темы нашего исследования - «Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии».
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Объект исследования - межличностные отношения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования - процесс коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Гипотеза исследования: реализация коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии будет способствовать развитию навыков коммуникации и кооперации, что повысит эффективность формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья межличностных отношений.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать проблему межличностных отношений детей в психологии;
2) изучить особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
3) исследовать применение метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
4) разработать коррекционную программу по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии;
5) оценить эффективность коррекционной программы по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно -методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент;
- математические: количественный и качественный анализ полученных результатов;
- социологические: беседы с педагогами, учащимися начальных классов и их родителями.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в теорию развития личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, поскольку в нем раскрыты особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в теоретических положениях и выводах, содержащихся в нем, научно¬методическом обосновании необходимости применения метода песочной терапии в качестве эффективного средства коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую основу исследования составили теоретические достижения психологии по проблемам специфического психического развития нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, представленные работами Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.И. Пинского и др., а также исследованиями по организации коррекционно-педагогической помощи в формировании навыков общения, рассмотренной многими авторами как важнейшее условие специального образования и осуществления социокультурной адаптации младших школьников с нарушением развития (Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стало МКОУ Новобирюсинская СОШ.
Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 20 младших школьников.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе («Теоретические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») раскрываются понятие межличностных отношений, рассмотрены особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также описан метод песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе («Методические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») представлена диагностическая программа по изучению особенностей межличностных отношений младших школьников с ОВЗ; описана Коррекционная программа по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии .
В третье главе («Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») содержатся данные по диагностике уровня развития межличностных отношений младших школьников и анализ эффективности коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
В заключении подводятся итоги исследования: излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В тексте научной работы содержится 19 таблиц и 11 диаграмм.
Список использованной литературы насчитывает 62 наименования.
Объем работы составляет 79 страниц.
Данное исследование раскрывает проблему посвящено проблеме коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Особенно активно межличностные отношения начинают развиваться в младшем школьном возрасте в связи с переходом ребенка в школу. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, пол. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обладает особенностями, существенно влияющими на формирование и развитие межличностных отношений. Эти особенности обусловлены спецификой типа дизонтогенеза и проявляются в: недостатках эмоционально-волевой сферы; низкой познавательной активности, речевых нарушениях. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на становления личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Одним из наиболее эффективных методов коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья исследователи признают метод песочной терапии. Это обусловлено значительными психологическими ресурсами песочной терапии при развитии у детей навыков межличностного общения. Для детей это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов через игры с использованием песка. Однако при построении программы коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанной на песочной терапии, необходимо предусмотреть сочетание игр с песком с другими методами развития коммуникации детей в связи с невербальной основой песочной терапии.
Для определения эффективности метода песочной терапии при коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья было предпринято экспериментальное исследование.
Методическое обеспечение экспериментального исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников составили специально подобранные диагностическая и коррекционная программы.
Опытно-экспериментальной базой для исследования выступило МКОУ Новобирюсинская СОШ. В исследовании приняли участие 12 младших школьников, учащихся инклюзивного класса 10-11 лет с диагнозом ОНР 3 уровня.
Диагностическая программа по изучению межличностных отношений включила в себя следующие методики:
1) методика «Незаконченные истории» А.М. Щетинина, Л.В. Кирс;
2) методика «Капитан корабля» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой;
3) методика «Диагностика социального интеллекта «Картинки»» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Данная диагностическая программа была применена до и после проведения коррекционной программы на основе песочной терапии.
Диагностика показала положительную динамику в развитии межличностных отношений учащихся, повышение уровня их социального интеллекта и усвоения социальных норм, а также выравнивания статусной ситуации в классе.
Из этого следует, что эффективность песочной терапии в коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья подтверждена.
Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза - подтверждена.
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Особенно активно межличностные отношения начинают развиваться в младшем школьном возрасте в связи с переходом ребенка в школу. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, пол. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обладает особенностями, существенно влияющими на формирование и развитие межличностных отношений. Эти особенности обусловлены спецификой типа дизонтогенеза и проявляются в: недостатках эмоционально-волевой сферы; низкой познавательной активности, речевых нарушениях. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на становления личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Одним из наиболее эффективных методов коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья исследователи признают метод песочной терапии. Это обусловлено значительными психологическими ресурсами песочной терапии при развитии у детей навыков межличностного общения. Для детей это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов через игры с использованием песка. Однако при построении программы коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанной на песочной терапии, необходимо предусмотреть сочетание игр с песком с другими методами развития коммуникации детей в связи с невербальной основой песочной терапии.
Для определения эффективности метода песочной терапии при коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья было предпринято экспериментальное исследование.
Методическое обеспечение экспериментального исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников составили специально подобранные диагностическая и коррекционная программы.
Опытно-экспериментальной базой для исследования выступило МКОУ Новобирюсинская СОШ. В исследовании приняли участие 12 младших школьников, учащихся инклюзивного класса 10-11 лет с диагнозом ОНР 3 уровня.
Диагностическая программа по изучению межличностных отношений включила в себя следующие методики:
1) методика «Незаконченные истории» А.М. Щетинина, Л.В. Кирс;
2) методика «Капитан корабля» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой;
3) методика «Диагностика социального интеллекта «Картинки»» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Данная диагностическая программа была применена до и после проведения коррекционной программы на основе песочной терапии.
Диагностика показала положительную динамику в развитии межличностных отношений учащихся, повышение уровня их социального интеллекта и усвоения социальных норм, а также выравнивания статусной ситуации в классе.
Из этого следует, что эффективность песочной терапии в коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья подтверждена.
Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза - подтверждена.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции стресса родителей младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - Особенности межличностного восприятия детьми старшего дошкольного возраста сверстников с сохранным и нарушенным интеллектом
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017



