ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 9
1.1 Проблема межличностных отношений детей в психологии 9
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников с
ОВЗ 15
1.3 Метод песочной терапии в системе коррекции межличностных
отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья 26
2.1 Методика организации констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты проведения констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ограниченными возможностями здоровья МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ 40
3.1 Формирующий эксперимент по организации коррекции
межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами песочной терапии 40
3.2 Описание результатов контрольного эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Актуальность исследования. Воспитание молодого поколения, способного к адекватному и гибкому взаимодействию и поведению в обществе, к продуктивному межличностному взаимодействию, к проявлению эмпатии и рефлексии, освоению социальных ролей, социально-эмоциональному развитию представляет собой важнейшую задачу современной системы общего и специального образования. Именно при взаимодействии детей с окружающей средой, оказывающей на них воспитывающее влияние, наиболее интенсивно формируются их личности: процесс жизни и деятельности внутри классного коллектива сопряжен с постоянным взаимовлиянием одноклассников друг на друга, в ходе чего развивается их оценка и самооценка, происходит формирование взглядов на события окружающей действительности.
Однако необходимо отметить, что включение ребенка в систему межличностных отношений характеризуется сложностью, неоднозначностью, глубоко индивидуальными особенностями. Учащихся отличают друг от друга индивидуальные особенности характера и мышления. В связи с этим различно и их погружение в систему межличностных отношений, приобретение определённого положения в коллективе.
Поэтому исследователи данной области подчеркивают, что самоценностью каждого человека определяется необходимость уделения пристального внимания к тем психическим проявлениям в процессе межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, Б.И. Додонов, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, В.П. Трусов и др.). Это обуславливает особое внимание психологов и педагогов к вопросу повышения эффективности реализации межличностных отношений (А.И. Донцов, Р.Л. Кричевский, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Обозов, Н.И. Шевандрин и др.).
Особенно остро проблема развития межличностных отношений стоит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети младшего школьного возраста с трудом принимают детей, отличающихся от них, часто не скрывая своего интереса к «странностям», которыми отличаются дети с ограниченными возможностями здоровья. По причине своей неосведомленности, у младших школьников возникает множество проблем при контакте с учащимся с ограниченными возможностями здоровья, «особым» детям одноклассники зачастую не дают шанса построить адекватные дружеские отношения, их фактически отрезают от общества. Естественно, что школьнику с ограниченными возможностями здоровья приходится тяжело в обществе одноклассников и других учащихся школы [5; С.112-114].
Актуальность данной проблемы повышается по мере утверждения устойчивости тенденции увеличения количества детей с отклонениями в физическом и психическом развитии за последние десятилетия в нашей стране и за рубежом: по данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) такие люди составляют 13% от общего населения; статистические данные ряда стран свидетельствуют о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья составляют от 4,5% до 17% от общего количества детского населения, а в России на рубеже XX -XXI веков, согласно данным Министерства образования РФ, 85% детей - дошкольникам и учащимся школ необходима помощь медицинского, педагогического или психологического характера, более 25% детей требуется специализированная (коррекционная) помощь [43].
Таким образом, проблема формирования межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является актуальной на сегодняшний день и требует разработки е решения, чем определяется выбор темы нашего исследования - «Коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии».
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Объект исследования - межличностные отношения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования - процесс коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Гипотеза исследования: реализация коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии будет способствовать развитию навыков коммуникации и кооперации, что повысит эффективность формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья межличностных отношений.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать проблему межличностных отношений детей в психологии;
2) изучить особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
3) исследовать применение метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья;
4) разработать коррекционную программу по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии;
5) оценить эффективность коррекционной программы по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной и учебно -методической литературы;
- эмпирические: педагогический эксперимент;
- математические: количественный и качественный анализ полученных результатов;
- социологические: беседы с педагогами, учащимися начальных классов и их родителями.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в теорию развития личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, поскольку в нем раскрыты особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также возможности метода песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования заключается в теоретических положениях и выводах, содержащихся в нем, научно¬методическом обосновании необходимости применения метода песочной терапии в качестве эффективного средства коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую основу исследования составили теоретические достижения психологии по проблемам специфического психического развития нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, представленные работами Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Б.И. Пинского и др., а также исследованиями по организации коррекционно-педагогической помощи в формировании навыков общения, рассмотренной многими авторами как важнейшее условие специального образования и осуществления социокультурной адаптации младших школьников с нарушением развития (Т.А. Добровольская, Л.Н. Комиссарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования стало МКОУ Новобирюсинская СОШ.
Всего на различных этапах экспериментальным исследованием было охвачено 20 младших школьников.
Структура и объем исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, приводятся положения, выносимые на защиту.
В первой главе («Теоретические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») раскрываются понятие межличностных отношений, рассмотрены особенности межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, а также описан метод песочной терапии в системе коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Во второй главе («Методические аспекты коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») представлена диагностическая программа по изучению особенностей межличностных отношений младших школьников с ОВЗ; описана Коррекционная программа по развитию межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии .
В третье главе («Экспериментальное исследование межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии») содержатся данные по диагностике уровня развития межличностных отношений младших школьников и анализ эффективности коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
В заключении подводятся итоги исследования: излагаются основные выводы, подтверждающие гипотезу.
В тексте научной работы содержится 19 таблиц и 11 диаграмм.
Список использованной литературы насчитывает 62 наименования.
Объем работы составляет 79 страниц.
Данное исследование раскрывает проблему посвящено проблеме коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья методом песочной терапии.
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Особенно активно межличностные отношения начинают развиваться в младшем школьном возрасте в связи с переходом ребенка в школу. Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, пол. Все эти факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость.
Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья обладает особенностями, существенно влияющими на формирование и развитие межличностных отношений. Эти особенности обусловлены спецификой типа дизонтогенеза и проявляются в: недостатках эмоционально-волевой сферы; низкой познавательной активности, речевых нарушениях. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на становления личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.
Одним из наиболее эффективных методов коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья исследователи признают метод песочной терапии. Это обусловлено значительными психологическими ресурсами песочной терапии при развитии у детей навыков межличностного общения. Для детей это, прежде всего игровой способ передачи всех своих переживаний, проблем, страхов, внутренних конфликтов через игры с использованием песка. Однако при построении программы коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанной на песочной терапии, необходимо предусмотреть сочетание игр с песком с другими методами развития коммуникации детей в связи с невербальной основой песочной терапии.
Для определения эффективности метода песочной терапии при коррекции межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья было предпринято экспериментальное исследование.
Методическое обеспечение экспериментального исследования особенностей эмоциональной сферы младших школьников составили специально подобранные диагностическая и коррекционная программы.
Опытно-экспериментальной базой для исследования выступило МКОУ Новобирюсинская СОШ. В исследовании приняли участие 12 младших школьников, учащихся инклюзивного класса 10-11 лет с диагнозом ОНР 3 уровня.
Диагностическая программа по изучению межличностных отношений включила в себя следующие методики:
1) методика «Незаконченные истории» А.М. Щетинина, Л.В. Кирс;
2) методика «Капитан корабля» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой;
3) методика «Диагностика социального интеллекта «Картинки»» О.Е. Смирновой и В.М. Холмогоровой.
Данная диагностическая программа была применена до и после проведения коррекционной программы на основе песочной терапии.
Диагностика показала положительную динамику в развитии межличностных отношений учащихся, повышение уровня их социального интеллекта и усвоения социальных норм, а также выравнивания статусной ситуации в классе.
Из этого следует, что эффективность песочной терапии в коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья подтверждена.
Таким образом, цель исследования была достигнута, а гипотеза - подтверждена.
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. 357 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 2016. - 256 с.
3. Артемкина А.В., Феофанов В.Н. Особенности межличностных отношений со сверстниками у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/ 2019/article/2018016143(дата обращения: 02.04.2020 ).
4. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: «Академия», 2001. — 248 с.
5. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: «Академия», 2001. — 248 с. Арттерапия — новые горизонты / Под редакцией А. И. Копытина. — М.: «Когито-Центр», 2006.
— 336 с. Большебратская Э. Э. Песочная терапия — Петропавловск, 2010. — 74 с.
6. Барышева Т.А., Матюшичева М.И. Социально-психологический статус
межличностных отношений и креативность в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61 -4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sotsialno-psihologicheskiy-
status-mezhlichnostnyh-otnosheniy-i-kreativnost-v-mladshem-shkolnom- vozraste (дата обращения: 28.12.2019).
7. Бережная Н.Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально - волевой и социальной сфер детей раннего младшего дошкольного возраста.» Журнал «Дошкольная педагогика». 2006. № 4. - С. 58 - 60.
8. Болдырева В.Э., Сулейманова Д. Р. Межличностные отношения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. - Издательство: "Наука и Просвещение", Пенза, 2017. - С.112-114. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30012786
9. Большебратская Э. Э. Песочная терапия — Петропавловск, 2010. — 74 с.
10. Бразгун Т. Н. Диагностика межличностных отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование. 2017. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7diagnostika-mezhlichnostnyh- otnosheniy-v-semyah-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya(дата обращения: 02.04.2020).
11. Веденов, А. В. Потребность в общении // Советская педагогика. 2018. - 145 с.
12. Выготский Л. С.. Собрание сочинений: В 6 -ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии/Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского.— М.: Педагогика, 1982.— 488 с. - URL: https://ипби.рф/images/Bibl/SSV1.pdf
13. Гаврилушкина О. П. Речевое общение как основа личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М. : Педагогика, 1989. С. 98-120.
14. Гнездилов М.Ф., Гнездилов A.B. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Речь., 2002.-161 с.
15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб: «Речь», 2007-340 с.
16. Гроза Оксана Ивановна «Развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ
методами песочной терапии» // Евразийский Союз Ученых. 2015. №10 -1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7razvitie-emotsionalnoy-sfery-
detey-s-ovz-metodami-pesochnoy-terapii (дата обращения: 02.04.2020).
17. Гутуров С.М. Детская самоорганизация во вспомогательной школе //Вопросы дефектологии. №5. - 1969. С.31-32.
18. Деревянкина Н. А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v- inklyuzivnom-obrazovanii(дата обращения: 02.04.2020).
19. Дуда И. В., Петрик Н. А. Особенности межличностных отношений в
инклюзивном классе начальной школы. // Молодой ученый. — 2018. — №14 — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/archive/200/49132/(дата
обращения: 28.12.2019).
20. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М., 1981.
21. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями Учеб. пособие. - Б: "Николаев", 2002. - 80 с.
22. Елтарёва К. К. Песочная терапия как средство психолого-педагогической
коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 411-413. — URL
https://moluch.ru/archive/137/38573/(дата обращения: 29.12.2019).
23. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс», 2010. - 80 с.
24.Залобина А. Н. Межличностные отношения и адаптивный потенциал у детей-инвалидов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-otnosheniya-i-adaptivnyy- potentsial-u-detey-invalidov(дата обращения: 02.04.2020).
25. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПБ.: Речь, 2007.
26. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
27. Казанцева, Г. Н., Маджуга, А. Г., Загитов, А. Р. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды [Текст] / Г. Н. Казанцева, А. Г. Маджуга, А. Р. Загитов // The journal of scientific articles «Health & education millennium». - 2013. - Tom 15. - № 1-4.
28. Кащенко В.П. Воспитание-обучение трудных детей. Из опыта санатория- школы (Москва, 1914г.). — М.: Школьная Пресса, 2005.
29. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание. — М.: Работник просвещения, 1929.
30. Кенсаринова М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301-304.
31. Ковалёв Е., Староверова М. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. - М.: Владос, 2011.
32. Кон И.С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003. 336 с.
33. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. — СПб: «Питер», 2002. — 368 с.
34. Костина, Л. М., Хоменко, И. А. Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности [Текст] / Л. М. Костина, И. А. Хоменко // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 267-272.
35. Леонтьев А.А. Психология общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / А.А.Леонтьев. - Изд.5-е стереотипное. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
36. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. Н. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
37. Ломов., Б.М. Проблема общения в психологии / М. Ломов.. - М.: Наука, 2014. - 280 c.
38. Мокина Я. А. Особенности межличностных отношений младших
школьников // Вестник Науки и Творчества. 2016. №6 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy- mladshih-shkolnikov(дата обращения: 28.12.2019).
39. Морозова, Н. Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста/ Н. Г. Морозова//Дефектология. - 1995. - № 3. -С.28-33.
40. Мясищев В.Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе.// «Трудные дети в массовой школе (работа поста охраны детства)», Л., 1933, с.40-65.
41. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребёнка.// «Труды Института мозга им. В.М.Бехтерева», вып.5, Л., 1936, с.3 -23.
42. Мясищев, В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалева ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2011. - 398, [1] с.
43. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников // Воспитание школьников. - 2015. - №8. - С. 38-42.
44. Олешкевич В.И. Сопровождение и социализация школьников с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 16-25.
45. Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с.
46. Остришко И.П. Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» // «Международный образовательный портал МААМ». - URL: https://www. maam. ru/detskij sad/seminar-praktikum-psihologicheskii-resurs- pesochnoi-terapi-dlja-razvitija-u-detei-navykov-mezhlichnostnogo- obschenija.html
47. Пинский Б. И. Психологические особенности умственно отсталых детей.
- М. Педагогика, 1962. - 150 с.
48. Платонова З. Н. Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti- psihologicheskogo-blagopoluchiya-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 28.12.2019).
49. Попова Г.П., Виноградова Е.А. Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО.: Учитель, 2017.-125 с.
50. Психология межличностных отношений: конспект лекций / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. - Витебск: ВГМУ, 2017. - 71 с.
- URL: https://elib.vsmu.by/bitstteam/123/12618/UTserkovskij-
AL_Psikhologiia_mezhlichnostnykh_otnoshenij_2017.pdf
51. Рабочая книга практического психолога / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева,- М.: издательство института психотерапии, 2002. - 640с.
52. Ратникова Е. В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.
53. Рудь Н. Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. — М.: Перспектива, 2011. — 28 с.
54. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008
55. Сахановская О.Н. Понятие межличностных отношений младших
школьников // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/nZponyatie-mezhlichnostnyh-otnosheniy- mladshih-shkolnikov(дата обращения: 28.12.2019).
56. Сидорова Е.Э., Туласынова Н.Ю. Формирование межличностных
отношений младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie -mezhlichnostnyh-otnosheniy- mladshih-shkolnikov-1 (дата обращения: 28.12.2019).
57. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
58. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная
программа в условиях инклюзии. Методические рекомендации. / Под ред. Цветковой Т.В. - М: Сфера, 2017.- 64 с.
59. Ткачева М.С., Хилько М.Е. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2013. - 208 с.
60. Трофимова, В. И. Педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в младших классах общеобразовательной школы в процессе их взаимоотношений со сверстниками // дисс. кандидат педагогических наук. - М., 2008. - URL:
https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detei-s- ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-mladshikh-k
61.Чемоданова Д. И. Инклюзивное образование как социально¬
педагогический феномен // Человеческий капитал. — 2014. — № 1. — С. 10-13.
62. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. [Электронный ресурс] // Сайт «Академик» / URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/19183/(Дата доступа 24.02.2015).