Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Развитие современных научных представлений об астенических
расстройствах 9
1.2. Факторы, влияющие на психическое состояние участников боевых
действий 15
1.3. Современные подходы к изучению проблемы психического состояния участников боевых действий 34
Выводы по первой главе 42
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством 44
2.1. Организация, методы и методики исследования 44
2.2. Анализ результатов исследования 51
Выводы по второй главе 67
Глава III. Программа коррекции психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством 69
3.1. Методологические основы формирующего эксперимента 69
3.2. Контрольный эксперимент и его анализ 81
Выводы по третьей главе 94
Заключение 96
Библиографический список 103
Приложение
Актуальность исследования. Проблема психического здоровья военнослужащих, участвующих в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для отечественной военной психологии, а психологические последствия боевой психической травмы - зоной взаимного научного и практического интересов как гражданских, так и военных специалистов.
Широкое распространение данный тип нарушений получил в связи с особенностями текущего этапа в истории России, характеризующегося крайней социальной нестабильностью (Афганская и Чеченские войны, катастрофа на Чернобыльской АЭС, Уфимская катастрофа, теракты, землетрясения, наводнения и др.). Травмирующее воздействие экстремальных условий на психику человека носит разный характер.
Психологическое воздействие экстремальных ситуаций, и в особенности экстремальных ситуаций военных действий, исходит не только от прямой, непосредственной угрозы для жизни человека, но и еще от опосредствованной угрозы, которая связана с высокой вероятностью ее наступления. Более того, опосредованная угроза гораздо в большей степени может травмировать психику человека, поскольку эта угроза пока еще ожидается, а ее конкретные проявления еще не известны. При этом реакции всех людей на экстремальные воздействия носят, как правило, универсальный, типичный характер.
Значительная часть военных, преимущественно зрелого возраста, в новых условиях жизнедеятельности переживают значительные трудности. Их социализацией не достаточно занимаются психологические службы, в том числе и в реабилитационных учреждениях. Между тем объективно они нуждаются в защите и помощи со стороны государства и общества. Таким образом, изучение психологических особенностей личности лиц опасных профессий, перенесших психотравмирующее воздействие широкого круга экстремальных ситуаций, таких как военные, представляет собой чрезвычайно актуальную проблему. В России исследованием этой проблемы (преимущественно после Великой отечественной войны, позже - Афганской и Чеченской войн) занимались Р.А. Абдурахманов, В.В. Березовец, В.В.Знаков, И.О. Котенев, Е.О. Лазебная, М.Ш. Магомед-Эминов, А.Г. Маклаков, Н.В. Тарабрина, Э.Р. Яппарова, А.М. Гринкер, С. М. Горовиц, А.В. Белинский, М.В. Лямин, Ю.С Голов, Е.В. Салмон и др. Среди зарубежных психологов данный вопрос изучали Ж. Ференци, Г. Зимель, Г. Арчибальд, Р. Таденхем и др. Проблема изменения личности под воздействием психотравмирующих факторов рассматривается большинством авторов в рамках концепции реакций на травматический стресс. Ряд авторов (И.О. Котенев, Е.О. Лазебная, М.Ш. Магомед-Эминов и др.) выделили широкий спектр показателей изменений личности участников локальных военных конфликтов. Установлено, что среди ветеранов боевых действий значительно больше, чем среди других социальных групп населения, наблюдаются различные формы дезадаптивного поведения, такие как алкоголизм, наркомания, склонность к совершению асоциальных поступков, насилию, суицидальным действиям. По данным американских авторов, таких как М. Горовиц, Н.С. Шпигель и др., примерно у 25 % воевавших во Вьетнаме солдат опыт участия в боевых действиях послужил причиной развития неблагоприятных изменений личности вследствие психической травмы. Сопоставимые результаты получены в исследованиях и отечественных авторов, таких как А.В. Белинский, М.В. Лямин, Ю.С. Голов и др.
Учитывая процесс «индукции», психические и психосоматические расстройства начинают проявляться и у членов семей военнослужащих. В результате неуклонно снижается качество жизни большой социальной группы людей, и, соответственно, страдает все общество в целом.
Анализ исследований последних лет показывает, что имеет место тенденция к неуклонному росту астено-невротических расстройств, обусловленных стрессогенными воздействиями у участников локальных конфликтов, спецоперации. В связи с этим проблема коррекции астенических расстройств, развивающихся в ближайшие и отдаленные периоды у таких контингентов, считается одной из приоритетных в военной медицине и психологии.
По мнению Р.Н. Ан, А.О. Иванова, особое значение в настоящее время приобретают немедикаментозные программы реабилитации, использование которых основано на мобилизации функциональных резервов самого организма, не имеет нежелательных побочных реакций, обладает длительным позитивным эффектом.
Проблема исследования. Заключается в изучении особенностей психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством, теоретическом обосновании и применении программы по коррекции данного состояния у исследуемого контингента военнослужащих.
Объект исследования: психическое состояние участников боевых действий с астеническим расстройством.
Предмет исследования: коррекция психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что психическое состояние участников боевых действий с астеническим расстройством может быть улучшено при условии использования разработанной нами коррекционной программы.
Цель работы: исследовать особенности психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством и разработать психокоррекционную программу по улучшению данного состояния.
В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью были определены следующие задачи:
1. На основании анализа психолого-медико-биологической литературы по проблеме исследования, определить ее современное состояние.
2. Изучить особенности психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность психокоррекционной программы по улучшению психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы будут использованы методы исследования, адекватные объекту и предмету исследования:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ
необходимой литературы, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ анамнестических данных, проведение экспериментальной работы.
3. Психодиагностические методики. Для исследования процессов внимания и памяти:
- методика «Таблицы Шульте» (исследование переключаемости и объема внимания);
- методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (исследование кратковременной памяти и отсроченного запоминания);
- методика Мюнстерберга (исследование избирательности внимания);
Для исследования эмоционально-личностных характеристик:
- методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.
4. Методы количественного и качественного анализа полученных экспериментальных данных.
Организация исследования. Исследование проводилось в Красноярском гарнизонном военном госпитале, филиале №2 в г. Красноярске. В эксперименте участвовало 10 пациентов мужского пола (участники боевых действий, в анамнезе - травмы головного мозга, контузии) с установленным клиническим диагнозом - органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли 10 пациентов мужского пола, военнослужащих с диагнозом - органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство. Возраст испытуемых от 26 до 45 лет.
Этапы исследования.
Первый этап включал в себя изучение и анализ литературы по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы и методологии исследования; формулирование и уточнение цели, гипотезы и задач.
Второй этап - составление плана исследования; подбор диагностических методик, выявление особенностей психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством на основании отобранных диагностических методов и методик. Анализ результатов исследования.
Третий этап - разработка и реализация психокоррекционной программы.
Четвертый этап — обработка результатов формирующего эксперимента, анализ эффективности разработанной коррекционной программы, направленной на улучшение психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством; обобщение теоретических положений и экспериментальных выводов, корректировка текста работы и ее оформление.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят расширить и углубить научные представления об особенностях изучения и коррекции психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством.
Практическая значимость исследования определяется тем, что представленные в работе материалы, раскрывающие особенности психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством и коррекция данного состояния, могут быть использованы психологами и другими специалистами, работающими с данным контингентом военнослужащих.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 76 источников, включает 10 таблиц, 13 гистограмм, 7 диаграмм, 3 графика.
Автором лично проведены: сбор материала, подбор психодиагностических методик, выявление особенностей психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством, анализ результатов констатирующего и формирующего эксперимента, анализ эффективности разработанной коррекционной программы.
Данная работа посвящена изучению особенностей психического состояния участников боевых действий, являющихся пациентами военного госпиталя с клиническим диагнозом - органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство, (в анамнезе у всех - черепно¬мозговые травмы), а также разработке и внедрению программы коррекции, направленной на улучшение функционального и психического состояния участников боевых действий.
На основании анализа психолого-медико-биологической литературы нами было определено современное состояние проблемы изучения особенностей психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством. Боевые стрессы, террористические акты, чрезвычайные ситуации ставят человека в условия выживания, когда доминирует инстинкт самосохранения. Одновременно воздействуют неблагоприятные экологические факторы, нарушаются привычные режимы жизнедеятельности, меняются жизненные стереотипы. В результате страдает не только «соматическое здоровье», но и способность быть здоровым на духовно-нравственном, нервно-психическом уровне. Анализ исследований последних лет, посвященных проблеме медицины катастроф и боевых действий показывает, что имеет место тенденция к неуклонному росту астено-невротических расстройств, обусловленных стрессогенными воздействиями.
Под астенией понимаются состояния нервно-психической слабости различного происхождения, выражающиеся преимущественно в нарушениях тонуса нервных процессов и характеризующиеся большой их истощаемостью.
Чаще всего встречаются астении психогенного происхождения, называемые неврастенией. Факторами, вызывающими неврастению являются острые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, перегрузки, конфликты. Для больных с черепно-мозговыми травмами характерно состояние, определяемое стойкостью и монотонностью, отсутствием явной связи с настроением и нагрузками. Степень выраженности данного вида астении, в таких случаях, часто бывает больше степени осознания. Утомляемость и сонливость могут возникать в покое. На фоне последствий черепно-мозговых травм кроме вышеуказанных симптомов характерна раздражительность, эксплозивность (взрывчатость), потеря памяти.
Обобщая основные теоретические положения, высказанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, были выделены некоторые из основных современных психологических подходов к изучению проблемы психического состояния участников боевых действий. Биологический подход к изучению человека пытается установить взаимосвязь между внешними проявлениями поведения и электрическими и химическими процессами, происходящими внутри тела, в частности в мозге и нервной системе. Сторонники такого подхода стремятся определить, какие нейробиологические процессы лежат в основе поведения и психической активности. Бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. Современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе. С точки зрения психоанализа объяснимо поведение участников боевых действий в посттравматическом состоянии, в том числе и об агрессивности. Феноменологический подход практически полностью сосредоточен на субъективном опыте. Редукционный подход к изучению психических состояний участников боевых действий тоже может быть приемлем и используется в современных условиях.
Исследование проблем психического состояния участников боевых действий становится все более актуальным, так как урегулирование вооруженных конфликтов и локальных войн не обходятся без осложнений, которые достаточно долго сопровождают социум и личность и продолжаются после окончания конфликта или выходом из участия. Это и обуславливает изучение психологического состояния и особенностей проявления посттравматического расстройства у людей, прошедших через вооруженные конфликты, с целью их реадаптации к условиям мирной жизни, сохранения здоровья и трудоспособности.
В процессе исследования мы предположили, что улучшение психического и физического состояния участников боевых действий пройдет успешней и эффективней при условии использования разработанной нами коррекционной программы, включающей в себя метод аудиовизуальной стимуляции, для восстановления функционального резерва организма с программой «Глубокое расслабление», и метод арт-терапии, сущность которой состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на пациентов.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление психических особенностей участников боевых действий, находящихся на лечении симптомов, характерных для астенического расстройства, в процессе которого были использованы следующие методики:
- методика «Таблицы Шульте» (исследование переключаемости и объема внимания);
- методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия (исследование кратковременной памяти и отсроченного запоминания);
- методика Мюнстерберга (исследование избирательности внимания);
- методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина.
Результаты исследования переключаемости и объема внимания с помощью методики «Таблицы Шульте» у участников боевых действий с астеническим расстройством показали, что среди испытуемых имеет неустойчивое внимание 80% участников, у 50% испытуемых степень врабатываемости низкая, психическая устойчивость - у 15% испытуемых. Результаты исследования говорят о том, что у большинства испытуемых зафиксировано нарушения внимания, медленное включение в предложенную деятельность. Психическая устойчивость участников в большинстве случаев имеет негативную тенденцию.
Результаты исследования кратковременной памяти и отсроченного запоминания у участников боевых действий по методике «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия свидетельствуют о том, что у 20% испытуемых кратковременная память снижена и значительно снижена, у 45% - несколько снижена. Только у 35% участников объем кратковременной памяти соответствует норме. Объем отсроченного запоминания соответствует норме у 20% участников. В большинстве - объем отсроченного запоминания очень низок. Можно говорить о проблеме с отсроченной памятью и непосредственной памятью у большинства испытуемых.
По результатам исследования избирательности внимания по методике Мюнстерберга можно сказать, что у большинства участников низкий уровень избирательности внимания, что свидетельствует о низкой психической активности данного контингента.
Результаты изучения показателей реактивной и личностной тревожности участников боевых действий по методике диагностики самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина) свидетельствуют о том, что большинству участников свойственен высокий уровень тревожности. Людей с высоким уровнем тревожности (55%) отличает замкнутость и малая общительность, у них наблюдаются склонности к восприятию ситуаций как угрожающих, нервозность, беспокойство, тревожность.
Анализ полученных результатов свидетельствовал о необходимости проведения программы коррекции психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством. При планировании программы мы опирались на результаты импирических методов и психодиагностических методик. Также, учитывая тот факт, что все исследуемые будут проходить медикаментозное лечение.
Коррекционная программа состоит из двух частей. Первая часть основана на психосоматическом методе - метод аудиовизуальной стимуляции в качестве начального этапа восстановления психического состояния человека до этапа оказания психологической помощи. Вторая часть программы основана на методе арт-терапии, в частности использовалась изо-терапия, которая основывается на открытиях психоанализа. Программа реализовывалась в течение двух недель (июнь 2016 года).
Оценка результатов исследования эффективности программы определялась с помощью повторного психодиагностического обследования с использованием методов и методик, которые мы применяли для реализации констатирующего эксперимента.
В экспериментальную группу вошли участники боевых действий с наиболее низкими показателями по результатам всех проведенных психодиагностических методик. Анализ полученных результатов
проводился в виде соотнесения данных с уровнями результативности констатирующего эксперимента.
После проведенной психокоррекционной работы мы наблюдали положительную динамику в психическом состоянии участников боевых действий. По результатам исследования устойчивости внимания среди участников экспериментальной группы мы видим, что высокие показатели объема внимания увеличились на 33,3%, низкий показатель устойчивости внимания снизился с 33,34% до 23,34% (на 30%).
По результатам исследований по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия также видна положительная тенденция - высокие показатели состояния памяти и утомляемости зафиксированы после эксперимента у 30% участников, т.е. видим рост высоких показателей на 50%. Низкие показатели состояния памяти после эксперимента наблюдаются у 5% участников, что говорит о снижении этого показателя на 66,67%.
В результате исследования избирательности внимания среди участников боевых действий в данной группе установлено, что высокие показатели избирательности памяти после эксперимента зафиксированы у 10% участников данной группы, а при первичном исследование данного показателя не было зафиксировано ни у кого. Очень низкие показатели избирательности внимания снизились на 20% (с 50% участников до 40% участников).
По результатам опросника, направленного на измерение уровня тревожности, также видна положительная динамика. Высокий уровень тревожности при повторном исследовании зафиксирован у 50% участников, при первичном исследовании - у 60% участников, т.е. снизился на 16,67%.
Изменения в психическом состоянии участников боевых действий контрольной группы, с которыми психокоррекционная работа не проводилась, незначительны.
В контрольной группе мы видим, что высокая устойчивость внимания при повторном исследовании зафиксирована у 10% участников, при первичном - у 6,67% участников. По хорошим и удовлетворительным показателям динамики нет. Низкие показатели устойчивости внимания снизились на 8,32%.
При повторном исследовании состояния памяти и утомляемости у участников контрольной группы изменений не зафиксировано.
Низкий уровень избирательности внимания у участников контрольной группы при повторном исследовании снизился на 33,33% и наблюдался у 20% участников.
Уровень тревожности у участников контрольной группы при повторном исследовании динамики не показал.
В целом, по приведенным результатам методик можно говорить об изменениях в сторону улучшения свойств внимания (устойчивость, концентрация, избирательность), объема памяти, эмоционально-личностных характеристик (тревожность). Также произошли изменения общего самочувствия и снижение выраженности симптомов (головные боли, нарушения сна, головокружения).
Результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод, что разработанная нами программа коррекции психического состояния участников боевых действий с астеническим расстройством эффективна и может быть использована в дальнейшем. Для получения более высоких результатов нужно продолжать работу в данном направлении.
Данная программа может быть использована не только для участников боевых действий, но и для любой группы лиц, подвергшихся стрессогенным воздействиям.