Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работа №166500

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы105
Год сдачи2024
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие и характеристика внимания как психического процесса 8
1.2. Характеристика младшего школьного возраста 15
1.3. Особенности развития внимания младших школьников 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 28
2.1 Организация и методы исследования, характеристика выборки 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов изучения особенностей внимания детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по второй главе 42
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 43
3.1 Научно-методологические основы организации процесса развития внимания у
младших школьников с задержкой психического развития 43
3.2 Программа психологического развития внимания младших школьников с задержкой
психического развития 50
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 65
Выводы по третьей главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 86


Актуальность исследования: Развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в последнее время вызывает растущий интерес исследователей, учитывая тесную связь между вниманием, успеваемостью и саморегуляцией эмоций и поведения. Детская литература все еще ограничена по сравнению с соответствующей взрослой литературой по оценке отдельных функций или процессов внимания. Согласно большинству современных нейропсихологических моделей, внимание представляет собой многомерную систему, состоящую из различных функций, процессов или компонентов. Кроме того, исследования развития предоставили убедительные доказательства того, что развитие внимания представляет собой многоступенчатый процесс, в котором несколько компонентов следуют разным временным рамкам. Именно внимание - один из ключевых факторов, который учитывается при оценке психического развития детей младшего школьного возраста при поступлении в школу, особенно у детей с задержкой психического развития, так как у них могут быть проблемы с концентрацией, устойчивостью и распределением внимания.
Исследователи отмечают, что внимание способствует повышению эффективности познавательных процессов, таких как восприятие, память и мышление. Таким образом, успешность освоения начальной школьной общеобразовательной программы учащихся с задержкой психического развития зависит от степени их внимательности.
Внимание изучается различными учеными, включая В.В.Богословского, Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, А.А.Люблинскую, К.К.Платонова и др.
Таким образом, актуальность исследования объясняется необходимостью рассмотрения имеющихся теоретико-методологических исследований особенностей развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема исследования: заключается в недостаточности исследований и разработки программ по коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: выявить особенности внимания, разработать и апробировать программу психологической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: внимание детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: программа психологической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблемы внимания в психолого-педагогической литературе.
2. Провести сравнительные исследования по выявлению особенностей свойств внимания младших школьников с нормой и задержкой психического развития.
3. Составить, апробировать и доказать эффективность программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования:
1. У детей c задержкой психического развития зачастую отмечается дефицит в способности переключать свое внимание и управлять его распределением;
2. Развитие внимания детей младшего школьного возраста c задержкой психического развития будет успешнее в условиях специально разработанной программы, окажет положительное влияние на их развитие у данной категории испытуемых.
Методологические основы исследования: концепции Т.А. Власовой и М.С. Певзнера, К.С. Лебединской, В.В. Ковалева, Л.С. Выготского.
Этапы исследования:
1. Теоретический анализ проблемы исследования;
2. Подбор методического материала по диагностике и коррекции свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития;
3. Составить программу психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и апробировать ее.
Методы исследования: были определены в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Теоретический (анализ психолого - педагогической и научно - методической литературы, синтез, обобщение); эмпирический (тестирование, наблюдение); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования, представление материалов исследования в виде диаграмм и таблиц).
Так же в работе были представлены следующие психодиагностические методики:
1. Методика изучения объема внимания Ф. Д. Горбова.
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания
(модификация метода Пьерона - Рузера).
3. Методика определения избирательности внимания Мюнстенберга.
4. Методика изучения переключения внимания и устойчивости внимания (Корректурная проба, тест Бурдона).
База исследования: 40 учащихся 4 классов, из них - 20 детей с задержкой психического развития и 20 детей с нормативным развитием. Возраст испытуемых от 10 до 11 лет. Экспериментальная работа осуществлялась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №137».
Этапы реализации исследования.
1 этап (март 2022) - анализ литературы по проблеме изучения внимания учащихся младшего школьного возраста c задержкой психического развития. Обоснование современного состояния проблемы исследования, определение объекта и предмета исследования, формулировка проблемы.
2 этап (октябрь 2023) - осуществлялся подбор диагностического
инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
3 этап (ноябрь 2023 - январь 2023) - теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста задержкой психического развития.
4 этап (февраль 2024 г.-март 2024 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологической коррекции свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5 этап (апрель 2024 г. - май 2024 г.). Формулирование выводов.
Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях внимания младших школьников с задержкой психического развития, что обогащает теоретические вопросы общей и специальной психологии.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами при организации психологической коррекции внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка использованной литературы в количестве 70 источников. Количество страниц 105.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В результате теоретического обоснования особенностей развития внимания младших школьников были рассмотрены понятие и характеристика внимания как психического процесса, характеристика младшего школьного возраста, особенности развития внимания младших школьников.
Так, было установлено, что внимание - это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект. Это сквозной процесс, придающий направленный, избирательный характер всей психической жизни. Актуальные, личностно-значимые сигналы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент.
В период младшего школьного возраста дети активно играют, создавая свои собственные миры и описывая их; жаждут новых открытий, знаний, разрабатывают гипотезы, изучают окружающий их мир; создают свою идентичность, определяются с личными предпочтениями и своими сильными сторонами; привязаны к родителям, но выстраивают дружеские отношения, которые приобретают особую значимость. Происходит активное психическое развитие.
В младшем школьном возрасте происходят быстрые изменения функций внимания. Дети в возрасте 8 лет уже могут демонстрировать способность переключать внимание между двумя или более наборами задач с разными правилами. Различные когнитивные аспекты визуального избирательного внимания (зрительное восприятие, визуальное сканирование, скорость реакции) продолжают развиваться до последних лет начальной школы. Настороженность, устойчивое и избирательное внимание рано проявляются в ходе развития и стабилизируются примерно к 10 годам. Компоненты управляющих функций (гибкость, разделенное внимание, тормозной контроль) улучшаются после детства и продолжаются до раннего подросткового возраста.
2. Во второй главе нами было проведено исследование, которое позволило выявить выраженность на разных уровнях показатели внимания, как объем, концентрация и устойчивость, избирательность, переключение внимания и устойчивость, младших школьников с задержкой психического развития в сравнении с детьми, которые развиваются в норме, на базе МАОУ СШ «№137», г.Красноярска (Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «137»). В исследовании принимали участие 40 учащихся 4 классов, из них - 20 детей с задержкой психического развития и 20 детей с нормативным развитием. Исследование включало в себя проведение диагностики по выявлению особенностей свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития по методикам: Ф.Д.Горбова, Пьерона-Рузера, Мюнстерберга, Корректурная проба Бурдона.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что внимание учащихся младшего школьного возраста с ЗПР характеризуется недостаточным уровнем развития его свойств: устойчивости и концентрации внимания, слабостью переключения и распределения внимания, заметным колебанием, неравномерной работоспособностью, рассеянностью, повышенной психической истощаемостью, ограниченным, фрагментарным объемом.
По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента, уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста снижен, по сравнению с детьми с нормативным развитием. При работе с данной категорией детей, полученный результат можно считать отрицательным. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с задержкой психического развития присутствуют проблемы в формировании внимания, обусловленные торможением темпа созревания лобных отделов головного мозга, педагогической запущенностью детей, нахождением ребенка в обстоятельствах неблагополучной семьи, доме ребенка.
На основании выявленных, на констатирующем этапе исследования результатов, нами была составлена и апробирована программа психологической коррекции свойств внимания, которая была реализована с детьми экспериментальной группы в течение 2,5 месяцев. Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Целью программы было развитие свойств внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. В результате контрольного этапа эксперимента мы установили, что в контрольной группе значительных изменений не было выявлено в показателях свойств внимания. У детей возникали значительные сложности при выполнении заданий, им было сложно сосредоточить своё внимание на задании и следовать инструкциям. Отмечалась сниженная способность длительно удерживать на определенное время своё внимание на деятельности. Кроме этого снижена переключаемость, распределяемость и объём внимания.
В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в показателях свойств внимания. Так, возросло количество детей, у кого улучшилась концентрация, точность и продуктивность внимания, т.е. дети смогли сосредоточить своё внимание на деятельности. Произошло улучшение показателей объёма внимания - стало больше детей, кто смог воспринимать одновременно до шести объектов. Улучшились показатели переключения и распределения внимания, т.е. участники эксперимента смогли направлять своё внимание на задания, не отвлекаясь, имели возможность свободно переходить от одного задания к другому, отсутствовала рассеянность.
Таким образом, цель исследования достигнута, намеченные задачи выполнены, гипотеза нашла свое подтверждение. Мы полагаем, что проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы данным исследованием. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению внимания младших школьников с задержкой психического развития должна продолжаться.



1. Абкович А.Я. К вопросу о психологическом изучении внимания и концентрации за рубежом [Текст] / А. Я. Абкович // Коррекционная педагогика. — 2019. — №1. — С. 34-45.
2. Алексеева И.Н., Градобоева Т.И. В сборнике: образование 2020: актуальные вопросы и современные аспекты сборник статей II Международной научно - практической конференции. 2020. С. 175- 178
3. Амасьянц Р.А. Интеллектуальные нарушения [Текст] / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц / учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, - 2018 - 155 с.
4. Арбабаева А.Т. Особенности познавательной сферы детей с задержкой
психического развития [Текст] / Арбабаева А.Т., Туганбекова К.М. / М.:
Педагогическое общество России, - 2017. - С. 238-241.
5. Артемьева Т.В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника.
- Казань: Отечество, 2013. - 157 с.
6. Артемьева Т.П., Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с
задержкой психического развития: учебное пособие. Санкт-Петербург:
Екатеринбург, 2014. с. 153.
7. Бартош, О.П. Динамика функции внимания в онтогенезе детей начальных классов Северо-Востока России / О.П. Бартош, Т.П. Бартош, М.В. Мычко // Экология человек. - 2018. - № 6. - С.32-38.
8. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в воспитании и обучении младших школьников / А.К. Бондаренко // Минск, 2019. - 213 с.
9. Борискова М.И. К вопросу о развитии внимания детей младшего
школьного возраста [Текст] / М.И. Борискова, Н.Ю. Максимова // Гуманитарные научные исследования. - 2017. - №1. - Ч.2 [Электронный ресурс]. URL:
http://human.snauka.ru/2017/01/9194(дата обращения: 22.04.2022).
10. Бочарова Е.А. Специальная психология: учебное пособие / под ред. П.И. Сидорова. - Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2009. - 116 с.
11. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития (коррекционная школа) [Электронный ресурс] [Текст] / Л.Н. Блинова. - URL: https://www.livelib.ru/book/1000008125(дата обращения: 22.04.2022).
12. Буторин Г.Г. Психопатологические признаки общеневротических психических расстройств в детском возрасте [Текст] / Г.Г. Буторин, В.И. Долгова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2019. - № 4. - С. 43-45.
13. Быханова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в начальной школе // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы. Материалы II всероссийской (заочной) научно-практической конференции. Под ред. М.В. Сурниной. 2017. С. 102-104.
14. Верхотурова Н.Ю., Литвинова А.Г., Антошечкина Г.К. Особенности внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 5А. С. 203-213. DOI: 10.34670/AR.2020.46.5.020.
15. Ветрова Е.А. Система работы по развитию внимания младших
школьников с задержкой психического развития с использованием инновационных технологий. - Электронный журнал «Постулат», Выпуск №4, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-
postulat.ru/index.php/Postulat/article/view/1408.
16. Власова Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей [Текст] / Власова Т.А., Лебединская К.С. // Дефектология. - 2018 - № 6 - С. 8-17.
17. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. - Москва: Академия, 2013. - 278 с.
18. Воробьева Г. Е. Инклюзивное образование: готово ли современное общество принять «особенных» детей [Текст] / Воробьева Г. Е., Грищенко Е. Г. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 224¬226.
19. Выготский Л.С. Кризисы и этапы развития ребенка. Роль аффекта Текст] / Л.С. Выготский // Альманах "Восток" - 2018. - № 100. - С. 10-22.
20. Гальперин П.А. К проблеме внимания [Текст]: хрестоматия по психологии / под. ред. А.В. Петровского. - М., 2020. - 416 с.
21. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст]: учебное пособие. - М.: Просвещение, 2021. - 396 с.
22. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник. 2 -е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 295 с.
23. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие. Москва: Флинта, 2021. 271 с.
24. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями [Текст] / Григорьева Л.П. // Дефектология. -2019. - № 1. - С.156-158.
25. Губанова Н.Ф. Развитие познавательных процессов у младших школьников с нормой и с ЗПР//Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации. Под редакцией Т. Ю. Макашиной, О. Б. Широких. 2017. С. 253-257.
26. Гудман Р. Детская психиатрия [Текст] / пер. Слободской Е.Р. - М., 2018, 2-е изд. - С. 43-51
27. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания [Текст] / Н.Ф. Добрынин // Вопросы психологии. - 2019. - №3. - С. 128 - 131.
28. Долгова В. И. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития [Текст] / Долгова В. И., Барышникова Е. В., Соломатова К. А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 44. - С. 122-128.
29. Долгова В. И. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников [Текст] / Долгова В. И., Кондратьева О. А., Скирдова М. Н.
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - Т. 31. - С. 106-110.
30. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры. Москва: Юрайт, 2019. 386 с.
31. Ефремова, О.И. Педагогическая психология / О.И. Ефремова, Л.И. Кобышева. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 171 с.
32. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. - М.: Наука. - 1975. - 478 с.
33. Захарова И. Н. Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость и переключаемость у младших школьников [Текст] / Захарова И. Н. // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 272-275.
34. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. изд. Едиториал УРСС. Санкт-Петербург. 2019. 12 с.
35. Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н. Томаровская, Е. А. Ефанова [и др.] // Молодой ученый. - 2020. - № 5(295). - С. 316-318.
36. Козловская Г.В. Задержки психического развития. Патология психического развития [Текст] / Козловская Г.В. - М.: 2020 - С. 53 - 69.
37. Конева Л.В. Свойства внимания как функции контроля поведения человека / Л.В. Конева, В.В. Плотников // Вестник новых медицинских технологий. - 2015. - № 3. - С. 41-44.
38. Корнева С. А. Выявление детей с ОВЗ и оказание им квалифицированной помощи [Текст] / Корнева С. А. // Образование и воспитание. —2017.—№2.—С.65-68.
39. Коррекционная педагогика в начальном образовании : учебное пособие для СПО / Г.Ф. Кумарина, Ю.Н. Вьюнкова / под. ред. Г.Ф. Кумариной. 2- е изд. Москва: Юрайт, 2021. 285с.
40. Крамаренко, А.С. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства / А. С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Дж.А. Кураева // Вопросы науки и образования. - 2018. - № 29 (41). - С.136-138.
41. Крупник И. В. Влияние свойств внимания на успеваемость младших школьников [Текст] / Крупник И. В. / Концепт. - 2018. - Спецвыпуск № 01. - С.258-259.
42. Кузьмина Е. С. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР [Текст] / Е. С. Кузьмина // Логопед. - 2018. - № 5. - С. 10-14.
43. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития позволят значительно улучшить состояние детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 2018 - С. 5-21.
44. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.:Юрайт, 2019. - 352 c
45. Лиепиня, С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ / Дефектология, 2016., № 5. С. 33
46. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие доя вузов. Москва: Юрайт, 2019. 318 с.
47. Марковская И. Ф. Задержка психического развития: (Клинико-нейропсихологическая диагностика) [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. И. Ф. Марковской. - М.: Компенс-центр, 2020. - 198 с.
48. Маршалкин А.П. Современные подходы к диагностике различных форм задержки психического развития / А.П. Маршалкин, Е.А. Порошина // Специальное образование. 2020. №1. С. 45-47.
49. Меликин З.А. Состояние зрительно-пространственных функций детей в норме и с ЗПР [Текст] / Меликин З.А., Ахутина Т.В. // Школа здоровья, 2019. - №1. С. 28-35.
50. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: стимульный материал / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - Москва: Сфера. - 2000. 104 с.
51. Петровский А.В., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно - развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1993. С.11.
52. Покаместова О.В. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР. Тенденции развития науки и образования. 2015. № 9 (9). С. 54-56
53. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2019. - 712 с.
54. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике [Текст]: практ. рук-во / С. Я. Рубинштейн. — М.: Апрель-Пресс: Изд-во ин-та психотерапии, 2018.- 359 с.
55. Сабельникова С. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики [Текст] / С. Н. Сабельникова. - М., 2019. - 447 с.
56. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2020. с.208.
57. Сергеева И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников [Текст]: методические рекомендации / И. С. Сергеева. - М.: КНОРУС, 2017. - 112 с.
58. Смирнова И.Д. Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития / И.Д. Смирнова, В. Э. Болдырева // Аллея науки - 2019. - Т. 5. - № 5 (21). - С. 171- 174.
59. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного образования [Текст] / С. Н. Сорокумова. - М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2017 - 366 с.
60. Суворова О.Б. Особенности внимания у детей с ЗПР// Наука и общество: проблемы современных исследований. XII Международная научнопрактическая конференция. Сборник статей: в 2 частях. Под ред. А.Э. Еремеева. 2018. С. 59-65.
61. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина - М.:Сфера, 2018. - 288 с.
62. Тарабукина С.В. Развитие внимания младших школьников // Российская наука в современном мире. Москва. 2017.
63. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р. Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2018. - 192 с.
64. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М.: Юрайт, 2019. - 359 с.
65. Филиппова Н.В. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] / Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмайлова А.С. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2019. - № 10 (2). - С. 256-262.
66. Харютченко Е.В., Логвинова Н.С., Бессонова Т.В. Особенности развития
и коррекции внимания у детей с задержкой психоречевого развития. - Журнал «Инновационная наука», Выпуск №11, 2019. [Электронный ресурс] 63 - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osobennosti-razvitiya-ikorrektsii-vnimaniya-
u-detey-s-zaderzhkoy-psihorechevogo-razvitiya/viewer
67. Хухлаева, О.В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция: учебник и практикум для академического бакалавриата/ О.В.Хухлаева, О.Е.Хухлаев.-М.: Издательство Юрайт, 2019-423 с. // Сайт ЭБС Юрайт.- https:ZZurait.ru/bcodeZ432036(дата обращения: 12.04.2024).
68. Четверикова Т. Ю. Дети с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования [Текст] / Четверикова Т. Ю. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.
69. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018.
70. Экгардт, А.Н. Особенности развития внимания у младших школьников с задержкой психического развития / А.Н. Экгардт. // Молодой ученый. - 2020. - № 51 (341). - С. 400- 403.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ