Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения самооценки в психологии и педагогике 9
1.2. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Развитие самооценки у детей с задержкой психического развития 18
1.4. Современное состояние изучения проблемы становления самооценки у
детей младшего школьного возраста с ЗПР 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ..30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Рекомендации по коррекции и развитию самооценки у детей младшего
школьного возраста с ЗПР 49
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.1. Научно-теоретические и методические подходы к коррекции самооценки
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.2. Программа коррекции самооценки учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 100
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения самооценки в психологии и педагогике 9
1.2. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Развитие самооценки у детей с задержкой психического развития 18
1.4. Современное состояние изучения проблемы становления самооценки у
детей младшего школьного возраста с ЗПР 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ..30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Рекомендации по коррекции и развитию самооценки у детей младшего
школьного возраста с ЗПР 49
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.1. Научно-теоретические и методические подходы к коррекции самооценки
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.2. Программа коррекции самооценки учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 100
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития выявляется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития. В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к группе детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), а так же к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом задержка психического развития учатся и воспитываются совместно со сверстниками, которые развиваются в рамках нормы, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Проблеме становления личности младшего школьника с задержкой психического развития отводилось особое внимание многочисленных исследователей, среди которых Д. Эльконин, Б. Волков, Л. Божович, А. Гребнюк. В младшем школьном возрасте формируется база нравственного поведения, устанавливаются и закрепляются общепринятые моральные нормы и правила поведения, начинает развиваться социальная направленность личности.
Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. У детей с ЗПР самооценка выражается как своеобразная, это проявляется в отставании ее развития от нормы, она отличается своей простотой, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений (Шигина Е.П., 2017).
Самооценка занимает основную позиция в процессе развития самосознания, удерживает целостность, устойчивость и единство персоны.
Она сопряжена с большим количеством остальных психо-эмоциональных образований, любой из каковых вносит собственную лепта в ее развитие и совместно с этим управляет ее непосредственным деянием.
Несформированность самооценки у основной массы ребят с ЗПР сохраняет отрицательный след не только лишь в чувственном фоне детей, однако, также на благополучность завязавшегося хода преподавания. Благополучность в обучении, а также баллы считаются одними из основных условий, оказывающим своеобразное воздействие на самооценку детей в данный промежуток, непосредственно, поэтому ребята с ЗПР, обладающие проблемами в овладении школьного плана обучения, оказываются в категории риска. У младших школьников с ЗПР в основном взгляд к себе некритичный, они никак не могут подлинно производить оценку личных поступков и проанализировать их. Ученики начальных классов стремятся отгадать позиция к себе других людей, они ожидают только лишь позитивных оценок собственных деяний. Л.С. Выготский уделял существенное внимание тому, что высокая самооценка, зачастую попадающаяся у детей с нарушенным интеллектом, считается «проявлением единой эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленьких детей, единой незрелости личности». Истекая из проведенных исследований Н.Н. Шельшаковой, а также О.А. Дудковской было выявлено, то что большая часть обучающихся никак не способна дать оценку себе соответственно, и в связи с данным предоставляют исключительно позитивные суждения о себе.
В итоге, на сегодня исследование уверенности в себе детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития представляет большой интерес для специальной психологии, как в теоретическом, так и в практическом нюансе. Однако трудность исследования и корректировки уверенности в себе обучающихся с задержкой психологического развития все еще остается практически неизученной, об этом говорит недостающее число информации по этому вопросу в современной литературе.
Проблема исследования: изучение особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет очень важное значение, так как оказывает большое влияние как на становление личности ребенка в целом, так и на его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции особенностей самооценки данной возрастной группы школьников недостаточно изучены, как следствие недостаточно освещены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психокоррекционную программу по коррекции и развитию самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: невозможность оценивать свою работу адекватно и склонность к формированию завышенной самооценки, нестабильность восприятия себя, некритичность по отношению к своим возможностям. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основе рассмотрения общей, также специальной психолого- педагогической и медико-биологической литературы установить прогрессивное положение трудности изучения.
2. Изучить и раскрыть характерные черты самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции и формированию адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее результативность.
Методологической основой исследования: Психоаналитический подход о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997); Концепция Л.И. Божович (1976) о строении и формировании личности (культурно-исторический подход); Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1928); С. Л. Рубинштейн Самосознание личности и ее жизненный путь (1946)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Гимназия № 7». В исследовании приняли участие 24 учащихся (инклюзивных) классов 8 - 9 лет (3 класс) с вариантом программы АООП 7.1 и 7.2 (дети с задержкой психологического развития).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
- Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
Этапы проведения исследования.
1 шаг (ноябрь 2019) - изучение литературы согласно проблеме
исследования самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Объяснение современного состояния проблемы изучения, установление предмета также объекта исследования, формулировка проблемы.
2 шаг (октябрь 2020) - осуществлялся выбор диагностического
инвентаря. Осуществление констатирующего эксперимента с
количественным также качественным анализом установленных итогов изучения согласно раскрытию отличительных черт развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
3 шаг (ноябрь 2021 - январь 2021) - теоретическое подтверждение, создание также осуществление программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4 шаг (февраль 2022 - март 2022). Сравнительное количественное, также качественное исследование установленных итогов изучения. Установление эффективности осуществления программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5 шаг (апрель 2022 - май 2022). Формулировка заключений.
Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить, углубить и систематизировать научные представления об особенностях самооценки и ее коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана психокоррекционная программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в эмпирической части нашего исследования количественные данные, раскрывающие особенности самооценки и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут применяться психологами, преподавателями и другими специалистами, работающими с данной категорией учеников. Разработана и выполнена психологическая программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 102 источников и приложения. Работа включает 12 гистограмм и 3 таблицы.
Проблеме становления личности младшего школьника с задержкой психического развития отводилось особое внимание многочисленных исследователей, среди которых Д. Эльконин, Б. Волков, Л. Божович, А. Гребнюк. В младшем школьном возрасте формируется база нравственного поведения, устанавливаются и закрепляются общепринятые моральные нормы и правила поведения, начинает развиваться социальная направленность личности.
Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. У детей с ЗПР самооценка выражается как своеобразная, это проявляется в отставании ее развития от нормы, она отличается своей простотой, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений (Шигина Е.П., 2017).
Самооценка занимает основную позиция в процессе развития самосознания, удерживает целостность, устойчивость и единство персоны.
Она сопряжена с большим количеством остальных психо-эмоциональных образований, любой из каковых вносит собственную лепта в ее развитие и совместно с этим управляет ее непосредственным деянием.
Несформированность самооценки у основной массы ребят с ЗПР сохраняет отрицательный след не только лишь в чувственном фоне детей, однако, также на благополучность завязавшегося хода преподавания. Благополучность в обучении, а также баллы считаются одними из основных условий, оказывающим своеобразное воздействие на самооценку детей в данный промежуток, непосредственно, поэтому ребята с ЗПР, обладающие проблемами в овладении школьного плана обучения, оказываются в категории риска. У младших школьников с ЗПР в основном взгляд к себе некритичный, они никак не могут подлинно производить оценку личных поступков и проанализировать их. Ученики начальных классов стремятся отгадать позиция к себе других людей, они ожидают только лишь позитивных оценок собственных деяний. Л.С. Выготский уделял существенное внимание тому, что высокая самооценка, зачастую попадающаяся у детей с нарушенным интеллектом, считается «проявлением единой эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленьких детей, единой незрелости личности». Истекая из проведенных исследований Н.Н. Шельшаковой, а также О.А. Дудковской было выявлено, то что большая часть обучающихся никак не способна дать оценку себе соответственно, и в связи с данным предоставляют исключительно позитивные суждения о себе.
В итоге, на сегодня исследование уверенности в себе детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития представляет большой интерес для специальной психологии, как в теоретическом, так и в практическом нюансе. Однако трудность исследования и корректировки уверенности в себе обучающихся с задержкой психологического развития все еще остается практически неизученной, об этом говорит недостающее число информации по этому вопросу в современной литературе.
Проблема исследования: изучение особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет очень важное значение, так как оказывает большое влияние как на становление личности ребенка в целом, так и на его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции особенностей самооценки данной возрастной группы школьников недостаточно изучены, как следствие недостаточно освещены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психокоррекционную программу по коррекции и развитию самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: невозможность оценивать свою работу адекватно и склонность к формированию завышенной самооценки, нестабильность восприятия себя, некритичность по отношению к своим возможностям. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основе рассмотрения общей, также специальной психолого- педагогической и медико-биологической литературы установить прогрессивное положение трудности изучения.
2. Изучить и раскрыть характерные черты самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции и формированию адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее результативность.
Методологической основой исследования: Психоаналитический подход о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997); Концепция Л.И. Божович (1976) о строении и формировании личности (культурно-исторический подход); Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1928); С. Л. Рубинштейн Самосознание личности и ее жизненный путь (1946)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Гимназия № 7». В исследовании приняли участие 24 учащихся (инклюзивных) классов 8 - 9 лет (3 класс) с вариантом программы АООП 7.1 и 7.2 (дети с задержкой психологического развития).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
- Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
Этапы проведения исследования.
1 шаг (ноябрь 2019) - изучение литературы согласно проблеме
исследования самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Объяснение современного состояния проблемы изучения, установление предмета также объекта исследования, формулировка проблемы.
2 шаг (октябрь 2020) - осуществлялся выбор диагностического
инвентаря. Осуществление констатирующего эксперимента с
количественным также качественным анализом установленных итогов изучения согласно раскрытию отличительных черт развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
3 шаг (ноябрь 2021 - январь 2021) - теоретическое подтверждение, создание также осуществление программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4 шаг (февраль 2022 - март 2022). Сравнительное количественное, также качественное исследование установленных итогов изучения. Установление эффективности осуществления программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5 шаг (апрель 2022 - май 2022). Формулировка заключений.
Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить, углубить и систематизировать научные представления об особенностях самооценки и ее коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана психокоррекционная программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в эмпирической части нашего исследования количественные данные, раскрывающие особенности самооценки и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут применяться психологами, преподавателями и другими специалистами, работающими с данной категорией учеников. Разработана и выполнена психологическая программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 102 источников и приложения. Работа включает 12 гистограмм и 3 таблицы.
И в завершении всей работы, подводя итоги, хотелось бы сказать, что дети с задержкой психического развития - это особенные дети и их нужно воспринимать как особенных людей, а не как обычных.
При задержке психического развития у ребенка наблюдается нарушение нормального темпа психического развития, что выражается в нарушении скорости психического развития. Задержка психического развития у детей приводит к нарушению эмоциональной сферы (эмоционально-волевой, интеллектуальной и коммуникативной), задержка влияет на характер и поведение ребенка, а также личность в целом. В качестве наиболее яркого признака ЗПР у детей исследователи называют неразвитость эмоциональной сферы, что выражается в их социальном поведении, на межчеловеческих контактах. [12]
С учетом результатов исследования общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы, а также данных литературы о современных проблемах изучения самооценки у детей младшего школьного возрасты, был сделан вывод о современном состоянии вопроса изучения самооценки у детей младшего школьного.
При анализе научных источников по коррекционной работе и выбора методов ее реализации с детьми младшего школьного возраста, имеющими ЗПР, мы выяснили, что необходимо учитывать особенности психического развития этих детей и разрабатывать коррекционно-развивающие программы с учетом индивидуального подхода к таким детям.
Детально изучив методики диагностирования и методы психологической коррекции нарушений формирования адекватной оценки собственной личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что набор методик для исследования самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР достаточно широк. Среди авторов методик - зарубежные психологи и педагоги, а также наши соотечественники.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа на базе МБОУ «Гимназия № 7» г. Красноярска, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития по следующим психодиагностическим методикам: определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова); проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991); «Лесенка», автор В. Г. Щур.
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что у младших школьников с задержкой психического развития в основном неадекватная оценка собственной деятельности - завышение или занижение.
По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента формирование адекватной самооценки затруднено у значительного количества детей. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с задержкой психического развития присутствуют проблемы в формировании адекватной самооценки, обусловленные неуспехами в учебе и других видах деятельности, а также осознанием своего дефекта.
Также на основе результатов проведенных методик нами были разработаны рекомендации по развитию адекватной самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
Психологическая программа по коррекции самооценки у учащихся была разработана и реализована на основе анализа литературных данных и результатов, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента. Заинтересованность детей во всех играх коррекционной программы сохранялась на протяжении всего занятия. Благодаря этому ребята проявили активность и уверенность во время игры.
Программа рассчитана на 30 занятия, длительностью по 40 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
На каждом занятии по психокоррекции самооценки присутствовало три части:
1. Первая вводная глава. Ритуал приветствия - это создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрытие творческого потенциала участников занятия, развитие внимания.
2. Основное место работы с педагогом-психологом по коррекции неадекватной и развитию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических методов (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. И завершающая часть. Обряд прощанья — рефлексия, подведение итогов занятия и настрой детей на новую встречу.
Для оценки эффективности коррекционных воздействий была организована и проведена повторная психодиагностика, обработка данных диагностического обследования, заключение о результатах реализации коррекционной программы.
Данные свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста со сниженной самооценкой сформировалась более адекватная самооценка, а также повысился уровень когнитивного компоненте, то есть представлений о своих положительных качествах.
Результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по коррекции самооценки в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена в части развития у исследуемых детей младшего школьного возраста завышенной самооценки, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению особенностей самооценки у младших школьников с задержкой психического развития должна продолжаться.
При задержке психического развития у ребенка наблюдается нарушение нормального темпа психического развития, что выражается в нарушении скорости психического развития. Задержка психического развития у детей приводит к нарушению эмоциональной сферы (эмоционально-волевой, интеллектуальной и коммуникативной), задержка влияет на характер и поведение ребенка, а также личность в целом. В качестве наиболее яркого признака ЗПР у детей исследователи называют неразвитость эмоциональной сферы, что выражается в их социальном поведении, на межчеловеческих контактах. [12]
С учетом результатов исследования общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы, а также данных литературы о современных проблемах изучения самооценки у детей младшего школьного возрасты, был сделан вывод о современном состоянии вопроса изучения самооценки у детей младшего школьного.
При анализе научных источников по коррекционной работе и выбора методов ее реализации с детьми младшего школьного возраста, имеющими ЗПР, мы выяснили, что необходимо учитывать особенности психического развития этих детей и разрабатывать коррекционно-развивающие программы с учетом индивидуального подхода к таким детям.
Детально изучив методики диагностирования и методы психологической коррекции нарушений формирования адекватной оценки собственной личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что набор методик для исследования самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР достаточно широк. Среди авторов методик - зарубежные психологи и педагоги, а также наши соотечественники.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа на базе МБОУ «Гимназия № 7» г. Красноярска, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития по следующим психодиагностическим методикам: определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова); проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991); «Лесенка», автор В. Г. Щур.
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что у младших школьников с задержкой психического развития в основном неадекватная оценка собственной деятельности - завышение или занижение.
По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента формирование адекватной самооценки затруднено у значительного количества детей. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с задержкой психического развития присутствуют проблемы в формировании адекватной самооценки, обусловленные неуспехами в учебе и других видах деятельности, а также осознанием своего дефекта.
Также на основе результатов проведенных методик нами были разработаны рекомендации по развитию адекватной самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
Психологическая программа по коррекции самооценки у учащихся была разработана и реализована на основе анализа литературных данных и результатов, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента. Заинтересованность детей во всех играх коррекционной программы сохранялась на протяжении всего занятия. Благодаря этому ребята проявили активность и уверенность во время игры.
Программа рассчитана на 30 занятия, длительностью по 40 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
На каждом занятии по психокоррекции самооценки присутствовало три части:
1. Первая вводная глава. Ритуал приветствия - это создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрытие творческого потенциала участников занятия, развитие внимания.
2. Основное место работы с педагогом-психологом по коррекции неадекватной и развитию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических методов (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. И завершающая часть. Обряд прощанья — рефлексия, подведение итогов занятия и настрой детей на новую встречу.
Для оценки эффективности коррекционных воздействий была организована и проведена повторная психодиагностика, обработка данных диагностического обследования, заключение о результатах реализации коррекционной программы.
Данные свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста со сниженной самооценкой сформировалась более адекватная самооценка, а также повысился уровень когнитивного компоненте, то есть представлений о своих положительных качествах.
Результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по коррекции самооценки в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена в части развития у исследуемых детей младшего школьного возраста завышенной самооценки, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению особенностей самооценки у младших школьников с задержкой психического развития должна продолжаться.
Подобные работы
- Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции агрессии детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции тревожности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая программа коррекции межличностных отношений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



