Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 9
1.1. Проблема изучения самооценки в психологии и педагогике 9
1.2. Клинико-психологическая характеристика детей с задержкой
психического развития 14
1.3. Развитие самооценки у детей с задержкой психического развития 18
1.4. Современное состояние изучения проблемы становления самооценки у
детей младшего школьного возраста с ЗПР 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития ..30
2.1. Организация, методы и методики исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Рекомендации по коррекции и развитию самооценки у детей младшего
школьного возраста с ЗПР 49
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Коррекция самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.1. Научно-теоретические и методические подходы к коррекции самооценки
учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития 59
3.2. Программа коррекции самооценки учащихся младшего школьного
возраста с задержкой психического развития 63
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 74
Выводы по третьей главе 82
Заключение 84
Список литературы 88
Приложения 100
Актуальность исследования. В последнее время наблюдается значительное увеличение количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Задержка психического развития выявляется у детей, не имеющих отдельных нарушений слуха, зрения, моторики, речи, не имеющих грубых нарушений интеллектуального развития. В мировой психологической, педагогической, медицинской литературе таких детей относят к группе детей с минимальной мозговой дисфункцией (ММД), а так же к детям с трудностями в обучении. Такая ситуация практикуется и в России, именно поэтому дети с диагнозом задержка психического развития учатся и воспитываются совместно со сверстниками, которые развиваются в рамках нормы, что поддерживается современной тенденцией к инклюзивному образованию.
Проблеме становления личности младшего школьника с задержкой психического развития отводилось особое внимание многочисленных исследователей, среди которых Д. Эльконин, Б. Волков, Л. Божович, А. Гребнюк. В младшем школьном возрасте формируется база нравственного поведения, устанавливаются и закрепляются общепринятые моральные нормы и правила поведения, начинает развиваться социальная направленность личности.
Самооценка — это представление человека о важности своей деятельности, деятельности среди других людей, своих достоинств и недостатков, умение держаться в обществе. У детей с ЗПР самооценка выражается как своеобразная, это проявляется в отставании ее развития от нормы, она отличается своей простотой, неустойчивостью, противоречивостью оценочных суждений (Шигина Е.П., 2017).
Самооценка занимает основную позиция в процессе развития самосознания, удерживает целостность, устойчивость и единство персоны.
Она сопряжена с большим количеством остальных психо-эмоциональных образований, любой из каковых вносит собственную лепта в ее развитие и совместно с этим управляет ее непосредственным деянием.
Несформированность самооценки у основной массы ребят с ЗПР сохраняет отрицательный след не только лишь в чувственном фоне детей, однако, также на благополучность завязавшегося хода преподавания. Благополучность в обучении, а также баллы считаются одними из основных условий, оказывающим своеобразное воздействие на самооценку детей в данный промежуток, непосредственно, поэтому ребята с ЗПР, обладающие проблемами в овладении школьного плана обучения, оказываются в категории риска. У младших школьников с ЗПР в основном взгляд к себе некритичный, они никак не могут подлинно производить оценку личных поступков и проанализировать их. Ученики начальных классов стремятся отгадать позиция к себе других людей, они ожидают только лишь позитивных оценок собственных деяний. Л.С. Выготский уделял существенное внимание тому, что высокая самооценка, зачастую попадающаяся у детей с нарушенным интеллектом, считается «проявлением единой эмоциональной окрашенности оценок и самооценок маленьких детей, единой незрелости личности». Истекая из проведенных исследований Н.Н. Шельшаковой, а также О.А. Дудковской было выявлено, то что большая часть обучающихся никак не способна дать оценку себе соответственно, и в связи с данным предоставляют исключительно позитивные суждения о себе.
В итоге, на сегодня исследование уверенности в себе детей младшего школьного возраста с задержкой психологического развития представляет большой интерес для специальной психологии, как в теоретическом, так и в практическом нюансе. Однако трудность исследования и корректировки уверенности в себе обучающихся с задержкой психологического развития все еще остается практически неизученной, об этом говорит недостающее число информации по этому вопросу в современной литературе.
Проблема исследования: изучение особенностей самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития имеет очень важное значение, так как оказывает большое влияние как на становление личности ребенка в целом, так и на его дальнейшую деятельность и социализацию. Несмотря на высокую практическую и теоретическую значимость исследования, технологии изучения и коррекции особенностей самооценки данной возрастной группы школьников недостаточно изучены, как следствие недостаточно освещены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: изучить особенности развития самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, разработать и апробировать психокоррекционную программу по коррекции и развитию самооценки данного контингента школьников и выявить ее эффективность.
Объект исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: коррекция особенностей самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития являются: невозможность оценивать свою работу адекватно и склонность к формированию завышенной самооценки, нестабильность восприятия себя, некритичность по отношению к своим возможностям. Разработанная нами программа окажет положительное влияние на формирование самооценки изучаемого контингента школьников.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. На основе рассмотрения общей, также специальной психолого- педагогической и медико-биологической литературы установить прогрессивное положение трудности изучения.
2. Изучить и раскрыть характерные черты самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции и формированию адекватной самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития и выявить ее результативность.
Методологической основой исследования: Психоаналитический подход о структуре самооценки (З. Фрейд, 1991; А. Адлер, 1995; К. Хорни, 1997); Концепция Л.И. Божович (1976) о строении и формировании личности (культурно-исторический подход); Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1928); С. Л. Рубинштейн Самосознание личности и ее жизненный путь (1946)
Методы исследования. Для реализации целей и поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-медико-педагогической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические методы (изучение психолого -педагогической документации на каждого ребенка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; опрос; беседа; наблюдение);
3) методы количественной, качественной обработки данных и интерпретационные методы.
Организация исследования: экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ «Гимназия № 7». В исследовании приняли участие 24 учащихся (инклюзивных) классов 8 - 9 лет (3 класс) с вариантом программы АООП 7.1 и 7.2 (дети с задержкой психологического развития).
В психологическое исследование нами были включены следующие психодиагностические методики:
- Методика определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова).
- Проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991).
- Методика «Лесенка» (В. Г. Щур).
Этапы проведения исследования.
1 шаг (ноябрь 2019) - изучение литературы согласно проблеме
исследования самооценки обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Объяснение современного состояния проблемы изучения, установление предмета также объекта исследования, формулировка проблемы.
2 шаг (октябрь 2020) - осуществлялся выбор диагностического
инвентаря. Осуществление констатирующего эксперимента с
количественным также качественным анализом установленных итогов изучения согласно раскрытию отличительных черт развития самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
3 шаг (ноябрь 2021 - январь 2021) - теоретическое подтверждение, создание также осуществление программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
4 шаг (февраль 2022 - март 2022). Сравнительное количественное, также качественное исследование установленных итогов изучения. Установление эффективности осуществления программы психологической коррекции самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5 шаг (апрель 2022 - май 2022). Формулировка заключений.
Оформление текста выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить, углубить и систематизировать научные представления об особенностях самооценки и ее коррекции у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Разработана психокоррекционная программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в эмпирической части нашего исследования количественные данные, раскрывающие особенности самооценки и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития, могут применяться психологами, преподавателями и другими специалистами, работающими с данной категорией учеников. Разработана и выполнена психологическая программа по коррекции самооценки учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 102 источников и приложения. Работа включает 12 гистограмм и 3 таблицы.
И в завершении всей работы, подводя итоги, хотелось бы сказать, что дети с задержкой психического развития - это особенные дети и их нужно воспринимать как особенных людей, а не как обычных.
При задержке психического развития у ребенка наблюдается нарушение нормального темпа психического развития, что выражается в нарушении скорости психического развития. Задержка психического развития у детей приводит к нарушению эмоциональной сферы (эмоционально-волевой, интеллектуальной и коммуникативной), задержка влияет на характер и поведение ребенка, а также личность в целом. В качестве наиболее яркого признака ЗПР у детей исследователи называют неразвитость эмоциональной сферы, что выражается в их социальном поведении, на межчеловеческих контактах. [12]
С учетом результатов исследования общей и специальной психолого - педагогической и медико-биологической литературы, а также данных литературы о современных проблемах изучения самооценки у детей младшего школьного возрасты, был сделан вывод о современном состоянии вопроса изучения самооценки у детей младшего школьного.
При анализе научных источников по коррекционной работе и выбора методов ее реализации с детьми младшего школьного возраста, имеющими ЗПР, мы выяснили, что необходимо учитывать особенности психического развития этих детей и разрабатывать коррекционно-развивающие программы с учетом индивидуального подхода к таким детям.
Детально изучив методики диагностирования и методы психологической коррекции нарушений формирования адекватной оценки собственной личности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, можно сделать вывод, что набор методик для исследования самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР достаточно широк. Среди авторов методик - зарубежные психологи и педагоги, а также наши соотечественники.
В практической части исследования была организована и проведена исследовательская работа на базе МБОУ «Гимназия № 7» г. Красноярска, включающая в себя проведение методик по выявлению уровня самооценки у младших школьников с задержкой психического развития по следующим психодиагностическим методикам: определения эмоциональной самооценки (А.В. Захарова); проективный рисуночный тест «Автопортрет» (Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина, 1991); «Лесенка», автор В. Г. Щур.
В результате проведенных методик были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что у младших школьников с задержкой психического развития в основном неадекватная оценка собственной деятельности - завышение или занижение.
По результатам, полученным в рамках констатирующего эксперимента формирование адекватной самооценки затруднено у значительного количества детей. Результаты проведенных методик исследования показывают, что у детей с задержкой психического развития присутствуют проблемы в формировании адекватной самооценки, обусловленные неуспехами в учебе и других видах деятельности, а также осознанием своего дефекта.
Также на основе результатов проведенных методик нами были разработаны рекомендации по развитию адекватной самооценки у младших школьников с задержкой психического развития.
Психологическая программа по коррекции самооценки у учащихся была разработана и реализована на основе анализа литературных данных и результатов, которые были получены в ходе констатирующего эксперимента. Заинтересованность детей во всех играх коррекционной программы сохранялась на протяжении всего занятия. Благодаря этому ребята проявили активность и уверенность во время игры.
Программа рассчитана на 30 занятия, длительностью по 40 мин, по 2 занятия в неделю. Занятия проводились в кабинете психолога.
На каждом занятии по психокоррекции самооценки присутствовало три части:
1. Первая вводная глава. Ритуал приветствия - это создание атмосферы группового доверия и принятия, раскрытие творческого потенциала участников занятия, развитие внимания.
2. Основное место работы с педагогом-психологом по коррекции неадекватной и развитию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР при помощи психологических методов (дидактических игр, упражнений, заданий).
3. И завершающая часть. Обряд прощанья — рефлексия, подведение итогов занятия и настрой детей на новую встречу.
Для оценки эффективности коррекционных воздействий была организована и проведена повторная психодиагностика, обработка данных диагностического обследования, заключение о результатах реализации коррекционной программы.
Данные свидетельствуют о том, что у детей младшего школьного возраста со сниженной самооценкой сформировалась более адекватная самооценка, а также повысился уровень когнитивного компоненте, то есть представлений о своих положительных качествах.
Результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы по коррекции самооценки в младшем школьном возрасте у детей с задержкой психического развития.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена в части развития у исследуемых детей младшего школьного возраста завышенной самооценки, поставленные задачи решены. Полученные нами результаты говорят о том, что исследовательская работа по изучению особенностей самооценки у младших школьников с задержкой психического развития должна продолжаться.
1. «Лесенка» // Тестотека. - [Электронный ресурс]. URL: http:ZZtestoteka.narod.ru/lichn/1Z34.html
2. Акишева А.К. Девиантное поведение младших школьников и его связь с самооценкой / А.К. Акишева, Кошегалдинова А.Б. // Наука и реальность. — 2021. — № 2 (6). — C.249-252.
3. Алипханова Ф.Н. Факторы, влияющие на формирование самооценки младшего школьника / Ф.Н. Алипханова // Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. - 2018. - C.142-146.
4. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. Москва: Сфера,2003г.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т./ А.А. Бодалев - М.: Педагогика, 1980. - С. 204.
6. Аплеева И.А. Влияние развивающейся среды на формирование индивидуально-психологических качеств личности ребёнка дошкольного возраста в современных условиях / И.А. Аплеева // Культура и образование: от теории к практике. — 2015. — № 1. — C.122-126.
7. Базиев И.М., Молова З.В., Жидков Р.С. Проведение социальной работы по коррекции самооценки с детьми методом АРТ -терапии / Базиев И.М., Молова З.В., Жидков Р.С. // ПЕРСПЕКТИВА-2021. материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. — 2021. — C.322-327.
8. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Исследование
формирования адекватной самооценки младших школьников (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL:
https://psychology.snauka.ru/2015/11/6077(дата обращения: 24.01.2022).
9. Балык А.С. Особенности самооценки детей с ограниченными возможностями здоровья / А.С. Балык, Н.В. Гридчина // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт". — 2020. — № 1. — C.64-69.
10. Бачина О.В. Основы специальной психологии и коррекционной педагогики: Учебное пособие / О.В. Бачина, Н.Н. Иванова. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. - 126 с. С. 60-62.
11. Белобрыкина О.А. Индивидуальный подход к коррекции неадекватной самооценки у детей дошкольного возраста / О.А. Белобрыкина // Развивающее образование в информационном пространстве выставки. Материалы научно-практической конференции. — 1999. — C.83-85.
12. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Москва: «Академия», 2002. 320 с.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2004. - С. 136.
14. Борохов Б.Д. Скрининг самооценки ребенка и его роль в моделировании внутригруппового поведения (пилотажное исследование) / Б.Д. Борохов, А.Д. Борохов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2013. — № 9. — C.63-68.
15. Буслаева Е. А. Развитие самооценки младших школьников посредством танцевальной терапии // Молодой ученый. 2018. №25. С. 256¬258.
16. Буфетов Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. — 2004. — № 1. — С. 63 — 68.
17. Бучкина И.П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития: автореф... канд. псих. наук / И.П. Бучкина. - СПб, 2003. - 180 с.
18. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет / А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 128 с.
19. Виноградова А.Д. Липецкая Е.И., Матасов Ю.Т. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Москва: Просвещение, 1985. 144 с.
20. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. Москва: Союз, 2004. С. 257-321.
21. Выготский Л.С. Психология. - М., 2000. - 1008 с.
22. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Психологическая наука и образование. 1998. №1. С. 10-14.
23. Гаязова Г.А. Педагогические и медицинские аспекты предупреждения нарушений самооценки у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.А. Гаязова // Педагогический журнал Башкортостана. — 2011. — № 6 (37). — C.23-28.
24. Гордеев К.С., Жидков А.А., Федосеева Л.А., Ермолаева Е.Л.,
Дубровин Н.А. Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 7 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2021/07/95700(дата обращения: 14.04.2022).
25. Горынина В.С. В сборнике: Социализация и реабилитация в современном мире. Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. Москва, 2017. С. 544-558.
26. Гуляева Т.А. Модель программы коррекции самооценки у гиперопекаемых детей младшего школьного возраста / Т.А. Гуляева, Е.И. Стоянова // Теория и практика современной науки. — 2019. — № 1 (43). — C.561-564.
27. Демиденко О.П. Специальная педагогика: учебное пособие. Ставрополь, 2016.
28. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р.
Денисова // Дошкольное воспитание. 2007. № 4. С. 10 - 13.
29. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Карпушина И. А. Инновационные технологии деятельности волонтера по коррекции самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 8. - С. 16-23. - [Электронный ресурс].ПКЕ: http://e-koncept.ru/2017/770003.htm.
30. Долова К.Д. Внеурочная деятельность как средство коррекции самооценки детей младшего школьного возраста / К.Д. Долова // Вопросы педагогики. — 2019. — № 5-2. — C.113-116.
31. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. /И.В Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Издательский центр «Академия», 1998, 298 с., 36-37 с.
32. Дудина Е.А. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в науке и образовании. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 264-270.
33. Дудковская О.А. Особенности самооценки детей с легкой степенью умственной отсталости младшего школьного возраста / О.А. Дудковская, Н.Н. Шельшакова. - М.: Речь, 2005. - 324 с.
34. Жаринова Н.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе / Н.Д. Жаринова // Вестник ТОГИРРО. — 2011. — № 1. — C.2-130.
35. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития / Н.А. Жулидова // Дефектология. - 1981. - № 4. - С. 17-24.
36. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. Москва: Мысль, 1976. 160 с.
37. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 5-15.
38. Инденбаум Е.Л. Психосоциальное развитие подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 2. С. 72-81.
39. Калягина Е.А. Особенности самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Калягина, К.С. Чечиева // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 17. — C.256-259.
40. Кисляков П.А. Методологические принципы социально-психологического обеспечения безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, А.Г. Удодов // Здоровьесберегающее и сдоровьесоздающее образование в условиях реализации ФГОС нового поколения. — 2017. — C.185-189.
41. Колокольцева М.А. Воспитание инклюзивной культуры у младших школьников / М.А. Колокольцева. — Москва: Перо, 2019. — 107 с.
42. Коломинский Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., изд-е 2-е доп с ил., 2011. - 320 с.
43. Колчина А.Г. Развитие творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Колчина, А.С. Надршина, Ю.А. Титова // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. — 2016. — C.535-542.
44. Конюхова Ю.В., Олешко С.Н. В сборнике: Векторы
образования: от традиций к инновациям. материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2018. С. 200 - 203.
45. Коржова Д.М. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки несовершеннолетних детей / Коржова Д.М. // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. — 2020. — № 12. — C.216-219.
46. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: дис. канд. психол. наук / И.В. Коротенко. - Н. Новгород, 2005. - 206 с.
47. Костяк Т. В. Тревожный ребенок: младший школьный возраст / Т. В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - С. 48.
48. Котенева А.В. Духовность личности как фактор преодоления деструктивной психологической защиты. Москва: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2007. 376 с.
49. Кропачева М.Н. Психологические особенности самоотношения у младших школьников с задержкой психического развития: автореф. канд. психол. наук / М.Н. Кропачева. - Н. Новгород, 2010. - 187 с.
50. Крысов А.В. Повышение профессиональной компетенции педагогов в условиях введения ФГОС обучающихся с ОВЗ / А.В. Крысов А.В. // Сборник материалов участников областной научно-практической конференции. — 2017. — C.95-102.
51. Куперсмит С. Предпосылки самооценки. Москва, 1959. 195 с.
52. Курдюмова Г.В., Куликова О.В. Приёмы формирования
личностных результатов у младших школьников с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 12 [Электронный ресурс]. URL:
https://web.snauka.ru/issues/2019/12/90685(дата обращения: 14.04.2022).
53. Лаврентьева М.В., Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. «Какой Я?» Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
54. Лаврух Н.А. Особенности формирования и коррекции самооценки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Н.А. Лаврух // Современная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 12.
55. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / ред.-сост. Г.В. Бурменская - Москва : УМК «Психология», 2003.
56. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1977. 68 с.
57. Липкина А.И. Самооценка школьника. Москва: Знание, 1976. 64с.
58. Лозенко К.С. Социально психологические механизмы формирования образа физического Я // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/02/39921(дата обращения: 09.04.2022).
59. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: псих. практикум. СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
60. Меньшикова А.А. Коррекция самооценки и личностной тревожности у младших школьников с задержкой психического развития / А.А. Меньшикова // Академическая публицистика. — 2020. — № 2. — C.166- 170.
61. Михайлусова К.А. Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 47-51.
62. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие. Москва: Флинта: Наука, 2010. 392 с.
63. Мотков О. Психологическая культура личности // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 1999. - №15. - С. 8.
64. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 126 с.
65. Орешкина М.Ю. Самооценка и уровень притязаний младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / М.Ю. Орешкина // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Москва. — 1999. — C.165-165.
66. Парфенова А. Н. Коррекционно - развивающая программа
«Развитие социальной уверенности» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
http ://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya- pedagogika/library/2012/10/19/korrektsionno -razvivayushchaya-programma.
67. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1985.
68. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек. Москва: Знание, 1986. 272 с.
69. Попов С.С. Самооценка как детерминанта развития психологических характеристик у младших школьников / С.С. Попов С.С., Куницына И.А. // Психология XXI века: Современные тенденции развития науки и практики в психологии. Сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. — 2018. — C.177-181.
70. Попова С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития / С.С. Попова // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 221-224.
71. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка / Под ред. А.Д. Виноградовой, 1985. - 144 с.
72. Прохоренко Л.И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / Л.И. Прохоренко // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 1 (5). - С. 76-85.
73. Пряхина Е.О. Особенности самооценки младших школьников / Е.О. Пряхина // Постулат. — 2018. — № 8 (46). — C.1-59.
74. Пуршева А.Э. В сборнике: Воспитание в современных условиях: региональный аспект. сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 152-158.
75. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. — Графические методы в психологической диагностике // Психологический журнал - [Электронный ресурс]. URL:https://psychojournal.ru/books/2179-romanova-e-s-potemkina-o-f-graficheskie-metody-v-psihologicheskoj-diagnostike.html
76. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. - СПб.: Питер Ком, 1998.
77. Самохвалова А.Г. Эмпирические исследования
коммуникативных трудностей ребенка в ситуациях затруднённого общения / А.Г. Самохвалова // Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. — 2014. — C.142-320.
78. Севостьянова Е.П. Влияние оценки учителя на самооценку младших школьников / Е.П. Севостьянова Е.П., Разбежкина Е.П. // Студенческий вестник. — 2017. — № 4-1 (4). — C.28-31.
79. Селевко Г. К. Сделай себя сам: / Г. К. Селевко, Н. К. Тихомирова, О. Г. Левина. — М.: Нар.образование, 2006. - С. 58.
80. Сергеева Н.С. Роль русских народных сказок в психолого-педагогической коррекции самооценки слабослышащих детей / Н.С. Сергеева, Ю.А. Афонькина // Социальное развитие северных территорий России и зарубежных стран: опыт, проблемы, перспективы. — 2015. — C.189-193.
81. Скрипченко А.В., Волынская Л.В., Огороднийчук Е.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. /Учебное пособие - М., 2001.
82. Смирнова С.И. Динамика развития самооценки у младших
школьников с задержкой психического развития / С.И. Смирнова // Актуальные проблемы профессиональной подготовки студентов: от
теоретических исследований до инноваций: Материалы 5-й межвузовской межрегиональной научно-методической конференции. - Киров: изд-во Кировского филиала МГЭИ, 2007. - С.148-152.
83. Смирнова С.И. Изучение взаимосвязи самооценки с некоторыми
личностными качествами у младших школьников с задержкой психического развития / С.И. Смирнова // Вестник ВятГГУ, 2008. - № 3. - С. 167-172.
84. Смирнова С.И. Особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития / С.И. Смирнова // Интегративный подход к воспитанию гражданственности в системе непрерывного образования: материалы всероссийской научно -практической конференции. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - С. 67-72.
85. Смирнова С.И. Особенности формирования самовосприятия младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / С.И. Смирнова. — Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет, 2008. — 215 с.
86. Смыкова Я.В. В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития науки. Сборник статей Международной научно - практической конференции. 2017. С. 76-78.
87. Собчук Е.В. Самооценка и самоуважение у младших школьников из семей с различными детско-родительскими отношениями / Е.В. Собчук Е.В., Гурова Е.В. // Культурно-исторический подход в современной психологии развития. — 2018. — C.223-227.
88. Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при аномалиях личности. Москва: МГУ, 1989.
89. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития / Е.В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 320 с.
90. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 2006. - С.160.
91. Столин В.В. Состояния самосознания личности / В.В.Столин // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия/ Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2008. - С. 276.
92. Тест «Автопортрет» // psyoffice. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.psyoffice.ru/5418-test-avtoportret.html
93. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. - Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
94. Филиппова А.Э. Основные принципы психокоррекционной работы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/12/7472(дата обращения: 24.01.2022).
95. Чернигина А.Н., Изотова Е.Г. В книге: Опыт и перспективы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов в современной школе. Сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.В. Карповой. 2018. С. 208-212.
96. Чернова Е.А. Принципы формирования социальной успешности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Чернова, Н.В. Курилович, А.Ю. Курин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2020. — № 2 (52). — C.17-23.
97. Чугайнова О.Г., Хуршудян Д.С. Проблемы и достижения современной науки. 2016. № 1 (3). С. 57-62.
98. Шарафиева А.Э., Кувшинова И.А. Анималотерапия в коррекционной работе с детьми ОВЗ // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/06/25957(дата обращения: 04.04.2022).
99. Шигина Е.П. Коррекция самооценки и уровня притязаний
младших школьников с задержкой психического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 713-715. — [Электронный ресурс] .URL: