Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования лидерства в психологической литературе 7
1.1. Общее представление о лидерстве. Теории лидерства. 7
1.2. Сущность и структура лидерских качеств личности 11
1.3. Психологические условия развития лидерских качеств 18
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации по совершенствованию лидерских качеств 43
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. Обращение к проблематике лидерских качеств имеет высокий уровень актуальности и значимости в силу того, что происходящие в обществе изменения, развитие гендерных теорий, а также необходимость повышения уровня результативности управленческой деятельности обуславливают переориентацию к исследованиям субъектности и личностного фактора. Происходящие в обществе изменения, рост глобализационных тенденций обуславливает значимость обращения к психологическим аспектам управленческой деятельности.
Традиционно исследования лидерских качеств было посвящено исследованию мужчин, тогда как женщинам уделялось сравнительно меньше внимания. Помимо всего прочего, актуальность исследования также обуславливается значимостью преодоления предвзятости и стереотипов в отношение женщин-руководителей и женщин-лидеров.
Практический аспект актуальности исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в рамках оптимизации управленческой деятельности и бизнес-процессов. Определение особенностей лидерских качеств у руководителей женского пола позволяет более эффективным образом формировать управленческие команды, а также обеспечивать продуктивность и результативность функционирования организации.
Несмотря на сравнительно небольшое число исследований, в рамках которых рассматриваются психологические особенности лиц с лидерским потенциалом. Так, можно отметить работы Ш. Берн, Т.Е. Ломовой, Г. Рубин и др.. Проблематика руководства и лидерства также может считаться достаточно проработанной. Можно отметить работы Т.Ю. Базарова, И.Г. Велкова, Э. Гидденса, Л.И. Уманского и многих других.
В целом, актуальность обращения к данной теме также обуславливается наличием следующих противоречий:
1. Между высоким уровнем значимости деятельности руководителя и анализа его качеств и недостаточно определенностью относительно учета личностных качеств лиц с лидерским потенциалом.
2. Между наличием множества научных концепций и подходов к рассмотрению психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Объект исследования – лидерский потенциал
Предмет исследования – психологические особенности лиц с лидерским потенциалом
Цель исследования – определение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют особенности развития лидерского потенциала у женщин-руководителей: высокий уровень выраженности тенденций к проявлению самоактуализации в различных аспектах жизни(высокий уровень ориентации во времени, самоуважения, самопринятия, контактности, познавательной потребности и креативности). При этом на низком уровне выражаются показатели принятия агрессии и поддержки.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научных исследований по проблеме лидерских качеств.
2. Охарактеризовать психологические особенности деятельности руководителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования особенностей лидерских качеств женщин-руководителей
4. Выполнить эмпирическое исследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о лидерстве и лидерских качествах в психологии (П.Ф. Друкер, Р.Л. Кричевский, Е.В. Кудряшова и др.).
- теоретические представления о руководстве как категории научного исследования (Т.Ю. Базаров, И.Г. Велков, О.В. Евтихов, Р.Л. Кричевский, И.П. Чередниченко и др.).
- теоретические представления о гендере и гендерной идентичности (Дж. Батлер, Ш. Берн, Т.Е. Ломова, Ю.Г. Тищенко и др.).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психодиагностического исследования.
3. Методы статистического анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
2. Самооценка лидерства (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
4. «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
Методы статистического анализа:
1. Методы описательной статистики (расчет среднего значения, стандартного отклонения, графические методы представления результатов исследования в форме графиков и диаграмм).
Выборка исследования: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет, осуществляющих деятельность в качестве руководителей не менее трех лет.
Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных относительно особенностей лидерских качеств у женщин-руководителей, которые могут быть использованы в рамках процесса психологического сопровождения профессионального развития руководителя, в рамках деятельности целенаправленного обучения и повышения квалификации. Также результаты исследования могут быть использованы в процессе профессионального психологического отбора для более эффективной расстановки кадров с учетом их лидерского потенциала.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В отечественной и зарубежной психологии, в целом ряде концепций и теорий, предприняты попытки описания такого понятия, как «лидерские качества». Большинство исследователей, определяют лидерские качества как набор навыков, характеристик и личностных черт, которые позволяют человеку эффективным образом вести за собой людей, вдохновлять и мотивировать их на достижения значимых целей и решения задач. В настоящее время существует сравнительно большое число научных подходов и концепций к определению лидерских качеств, также существует многозначность в характеристике отдельных лидерских качеств в целом.
В самом общем виде, к лидерским качествам можно отнести способности к эффективной коммуникации, организации и управлению деятельностью других людей. Немаловажное значение имеют способности к пониманию и осознанию состояния и эмоциональных проявлений других людей. Учитывая характер деятельности и перечень решаемых лидером задач, немаловажное значение имеет способность к планированию и развитое стратегическое мышление. Помимо указанного, лидера характеризует ответственность за собственные поступки и независимость от мнения группы. В целом, характеризуя лидерские качества, можно отметить их определяющее значение в организации и координации деятельности других людей, способности мотивировать и обеспечивать решение значимых задач.
Анализ научных источников позволяет говорить о том, что изучение научной литературы позволяет говорить о том, что женщины, занимающие руководящие должности, характеризуются наличием специфических особенностей по сравнению с мужчинами-руководителя. Более того, их стиль руководства отличается от стиля руководства у руководителей мужского пола. Следует также отметить и то обстоятельство, что комплексных исследований в этой области по-прежнему недостаточно, что подчеркивает необходимость дальнейших эмпирических исследований.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
В ходе проведенного исследования лидерских способностей было определено, что для большинства участников исследования характерен умеренный уровень сформированности лидерских способностей. Более трети участников характеризуются уровнем сформированности лидерских способностей выше среднего. В целом, можно говорить о том, что большая часть женщин способны эффективно управлять коллективом, уровень сформированности лидерских способностей позволяет координировать и направлять деятельность сотрудников, обеспечивая достаточно высокий уровень результативности деятельности. Также примечательным является то обстоятельство, что в выборке исследования не было выявлено лиц, которые имеют низкий уровень сформированности лидерских способностей.
Проведенное исследование указывает на то, что для участников исследования характерным является наибольшая значимость поддержания высокого уровня профессиональной компетентности, а также стремление развития значимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности качеств и характеристик. Вполне возможно, что участники исследования ориентированы также на осуществление эффективного управления и координации других людей. В пользу данного обстоятельства говорит достаточно высокий уровень сформированности такой карьерной ориентации как «менеджмент». Помимо всего прочего, женщины-руководители характеризуются сравнительно высоким уровнем значимости стабильности работы.
Исследование смысложизненных ориентаций позволило заключить, что женщины-руководители ориентированы на то, чтобы жить настоящим временем, они характеризуются сформированными навыками и умениями переживать настоящий момент собственной жизни во всей ее полноте, а также при этом они ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Также важным является то обстоятельство, что женщины-руководители ориентированы на ценности самоактуализирующейся личности, характеризуются конструктивным отношением к собственным качествам и характеристикам, особенностям и поведенческим свойствам. Иными словами, можно говорить об ориентированности женщин-руководителей на то, чтобы актуализировать собственный жизненный потенциал.
Женщины-руководители ориентированы на активное межличностное взаимодействие и коммуникацию. В пользу этого говорит высокий уровень контактности, которая предполагает способность к установлению глубоких и достаточно тесных контактов с другими людьми. Отдельно стоит отметить значимость к расширению собственного опыта и знаний относительно собственной деятельности и окружающей действительности.
Немаловажным является то обстоятельство, что женщины-руководители характеризуются сравнительно низким уровнем потребности в социальном одобрении или принятии со стороны социальной среды, а также в целом убеждены в необходимости контроля агрессивных реакций.
1. Аникеев, И. В. Психологические особенности лидерских качеств студентов-менеджеров / И. В. Аникеев, И. Ю. Кадацких // Территория науки. – 2015. – № 5. – С. 60-63.
2. Абдрахимова Г.М. Лидерство, как акмеологический критерий эффективности руководителя среднего звена. //Вестник НОУ "ОНУТЦ ОАО "Газпром". 2019.- № 9. С. 61-65.
3. Аверьянова Т.А. О формировании лидерских качеств при подготовке руководителей здравоохранения. // Современные научные исследования. 2021. № 12 (9). С. 26.
4. Авдеев П.С. Обзор теорий в рамках поведенческого подхода к исследованию лидерства//Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 1 (40). С. 124-130.
5. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт//Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 (38). С. 100-107.
6. Авдеев П. Современный взгляд на формирование стилей лидерства в организации // Перспективы мировой экономики в условиях неопределенности: материалы научно-практических конференций ВАВТ (Москва, апрель 2013 г.) / Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России. — М.: ВАВТ, 2013. (Сборник статей студентов и аспирантов; Вып. 51)
7. Адаир Д. Психология лидерства / Джон Адаир ; пер. с англ. М. Котельниковой. - Москва : Эксмо, 2019. - 342 с
8. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Академия, 2021. - 224 с.
9. Батлер, Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерной теории. — Мн.: Пропилеи, 2021. — 480 с.
10. Бахмат, Е. М. Об определении основных структурных характеристик образа ответственного руководителя / Е. М. Бахмат // Право. Экономика. Психология. – 2023. – № 3(31). – С. 62-67.
11. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 318 с.
12. Вавилова Н.В. Личностные качества руководителя как фактор его карьерного роста на предприятии. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2021. Т. 12. № 5-3. С. 682-685.
13. Видрашко О.В. Пути становления руководителя как лидера.// Сборник научных трудов Sworld. 2019. Т. 7. № 3. С. 74-75.
14. Воробьева О.А. Развитие понятия «лидерство»: исторический контекст и современность / О.А. Воробьева // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 1-2. — С. 39-47.
15. Володина О.А. Руководитель, организатор, лидер. // Автоматика, связь, информатика. 2020. № 2. С. 17-18.
16. Генаева А.Н. Современный взгляд на развитие лидерства//В сборнике: Современные проблемы и тенденции развития экономики, управления и информатики в XXI веке. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, посвященной 125-летию со дня рождения Н.Д. Кондратьева. Под редакцией Ю.Е. Путихина. 2018. С. 57-60.
17. Гендерный калейдоскоп. Курс лекций. Под общей редакцией д-ра эконом, наук М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. 520 с
18. Гидденс, Э. Социология / пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. – Москва: Эдиториал УРСС, 2019. – 704 с.
19. Григорян, С. Л. Взаимосвязь личностно-психологических качеств руководителя / С. Л. Григорян // Вестник университета. – 2023. – № 12. – С. 260-266
20. Гуськова, Т. А. Профессиональный Я-образ руководителей-мужчин и руководителей-женщин / Т. А. Гуськова // Социально-гуманитарные знания. – 2022. – № 6. – С. 211-215.
21. Евтихов О.В. Развитие лидерского потенциала руководителя: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2014. - 198 с.
22. Загузова, Т. А. Гендерные различия в стилях принятия решений руководителем / Т. А. Загузова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2008. – № 2(58). – С. 403-406.
23. Зиналиева Н.К. Личность и группа: проблемы лидерства и руководства в современных условиях / Н.К. Зиналиева, С.Б. Тайсаева, А.М. Богатова // Acta Eruditorum. — 2022. — № 42. — С. 82-89.
24. Измайлова, М. А. Проблема женского лидерства в корпоративном управлении / М. А. Измайлова, Е. Ю. Корнева, М. В. Цуркан // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2023. – Т. 15, № 3. – С. 426-446.
25. Клецина, И.С. Самореализация и гендерные стереотипы: Психологические проблемы самореализации личности. / И.С. Клецина. – СПб.: Изд-во СпбГУ, 2014. – С. 188–202.
26. Коростылева, Н. Н. Профессиональная культура руководителя: гендерный подход / Н. Н. Коростылева // Личность: ресурсы и потенциал. – 2020. – № 4(8). – С. 6-11.
27. Кричевский, Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе / Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак. – М., 2015.- 320 с.
28. Куроедова, Е.О. Психологические особенности успешной женщины руководителя / Е.О. Куроедова // Педагогика и психология образования. 2015. Вып. 1. С. 94–98.
29. Ливак, Н. С. Личностные особенности женщин-руководителей / Н. С. Ливак // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. – 2018. – Т. 20, № 10. – С. 52-57.
30. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов / К. Левин. -СПб., 2000 -315 с.
31. Манухин, Е. В. Формирование лидерских качеств среди студентов высших учебных заведений / Е. В. Манухин // Academy. – 2016. – № 4(7). – С. 54-59.
32. Маркелова, Ю. В. Исследование зарубежных подходов в развитии лидерских качеств / Ю. В. Маркелова // Научные вести. – 2019. – № 9(14). – С. 106-115.
33. Миндубаева, Н.Р. Важность лидерских качеств для менеджеров высшего звена / Н. Р. Миндубаева, О. Ю. Мартынова, А. А. Николаев, Н. Е. Тихонов // Форум молодых ученых. – 2020. – № 10(50). – С. 469-472.
34. Нетребенко, К. А. Психология личности и деятельности руководителя в организации / К. А. Нетребенко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 6-8(62). – С. 134-137.
35. Овсяник, О. А. Кросс-культурные гендерные особенности ценностных ориентаций женщин-руководителей / О. А. Овсяник, А. В. Фарбер // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2021. – № 4. – С. 107-116.
36. Поляков, А. В. Психологические особенности руководителей разного профиля деятельности / А. В. Поляков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2016. – Т. 25, № 1. – С. 49-57.
37. Психология лидерства: лидерство в социальных организациях : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / А. С. Чернышев [и др.] ; под общ. ред. А. С. Чернышева. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — С.59
38. Организация воспитательной работы в вузе по формированию лидерских качеств обучающихся: методические рекомендации / Н.П. Пучков, А.В. Авдеева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2019. – 28 с.
39. Субботина, Т. Н. Влияние гендерных особенностей на управление персоналом / Т. Н. Субботина, Е. В. Лукашина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 4-2(74). – С. 172-175.
40. Темкина, А.А. Феминизм: Запад и Россия / А.А. Темкина // Преображение. Русский феминистский журнал. — 1995. — №3. — С. 5–17.
41. Авдеев П.С. Организационное лидерство: обзор теории черт//Гуманитарные научные исследования. 2020. № 10 (38). С. 205
42. Фалунина, Е. В. Личность руководителя и его роль в формировании психологически комфортного и благоприятного климата в педагогическом коллективе / Е. В. Фалунина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-20. – С. 65-71.
43. Фарбер, А. В. Особенности гендерных характеристик женщин-руководителей / А. В. Фарбер // Человеческий капитал. – 2020. – № 9(141). – С. 115-123.
44. Фарбер, А. В. Стиль управления у женщин-руководителей различных кросс-культурных и гендерных групп / А. В. Фарбер // Человеческий капитал. – 2022. – № 2(158). – С. 176-181.
45. Философский энциклопедический словарь / ред.кол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы. – 2-е изд. – Москва: Сов. энциклопедия, 1989. – 815с.
46. Хайруллина, А. Д. Гендерные особенности лидерского поведения женщин-руководителей в современном менеджменте / А. Д. Хайруллина, Я. Ф. Хайруллина // Электронный экономический вестник Татарстана. – 2014. – № 1. – С. 94-102
47. Чарышева, С.Р. Лидерство и продуктивность: методология развития лидерского потенциала / С. Р. Чарышева: Бук; Казань; 2017.- 220 с.
48. Чекалина, А.А. Гендерная психология: учебное пособие. / А.А. Чекалина. – М.: Ось-89, 2009. – 240 с.
49. Чередниченко, И. П. Психология управления / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
50. Чех, Ю. Ю. Гендерные аспекты в управленческой деятельности: психологический портрет женщины-руководителя / Ю. Ю. Чех, С. И. Филиппченкова // Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: Науки об обществе и гуманитарные науки. – 2017. – № 2. – С. 80-85.
51. Чех, Ю. Ю. Исследование эмоционального интеллекта, лидерского и творческого потенциала современных женщин-руководителей / Ю. Ю. Чех, С. И. Филиппченкова // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4(71). – С. 375-377.
52. Baxter, J. C. Women's Leadership in the Landscape of the Future / J. C. Baxter, D. B. Ehrlich // Pedagogical Education in Russia. – 2018. – No. 1. – P. 31-34.
53. Bem, S. The measurement of psychological androgyny [Электроннй ресурс]/ S. Bem // https://pdfs.semanticscholar.org/55e1/14e068e0f4f30c8503e9bfeb43b9f697f591.pdf
54. Stoller, R.J. Sex and gender: On the development of Masculinity and Femininiti [Электроннй ресурс] / R.J. Stoller//https://jamanetwork.com/journals/jama/article-abstract/341788
55. Yukl G. An Evaluation of conceptual Weaknesses in Transformational and Charismatik Leadership Theories // The Leadership Quarterly. 1999. Vol. 10 (2). P. 285-305.1. VI.
56. Авдеев, П.С. Психология лидерства. От теории к практике [Электронный ресурс] / П.С. Авдеев. URL: https://fictionbook.ru/author/pavel_sergeevich_avdeev/psihologiya_ liderstva_ot_teorii_k_praktike/read_online.html
57. Вальков А.В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза [Электронный ресурс]// https://moluch.ru/archive/43/5234/
58. Григорова, О.Н. Конспекты лекций по дисциплине «Лидерство и управление командой» [Электронный ресурс] / О.Н. Григорова. URL: https://cyberpedia.su/17x10118.html
59. Жунусова, Г.М. Сущность понятия «лидерские качества» личности школьника [Электронный ресурс] / Г.М. Жунусова. - URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012795
60. Журавлев, А.А. Стиль современной психологии управления / А.А. Журавлев. М.: Экономика, 2014. -312 с
61. Кравцов, А.О. Личностные качества лидера [Электронный ресурс] / А.О. Кравцов. URL: https://ppt-online.org/271511
62. Кухарчук, К.В. Лидерство. Качества и черты личности лидера [Электронный ресурс]/ К.В. Кухарчук. URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00872889_0.html
63. Лидерство как личная характеристика // Рsyhoday. Психология. - URL: https://psyhoday.ru/obshchenie/liderstvo-i-lichnost.htm
64. Парыгин, Б.Д. Руководство и лидерство / Б.Д. Парыгин. - СПб., 2003.-540 с.
65. Пономаренко, Ж.В. Формирование лидерских качеств у учащихся СПО [Электронный ресурс] / Ж.В. Пономаренко/ URL: https://infourok.ru/formirovanie-liderskih-kachestv-u-studentov-spo-684539.html
66. Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных условиях: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук.[Электронный ресурс]//http://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskie-faktory-nadezhnosti-malykh-grupp-v-razlichnykh-sotsialnykh-uslo-0
67. Тажутдинова Г.Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности личности подростка: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук.
68. Avolio B., Luthans F., Can You See the Real Me? A Self-Based Model of Authentic Leader and Follower Development. Leadership Quarterly, 2019. – р. 343-372
69. Blake R., Mouton J., The Managerial Grid: The Key to Leadership Excellence/ The Key to Leadership Excellence, 2019 – р. 98-101
70. Chemers Martin M. An Integrative Theory of Leadership/ Lawrence Erlbaum Associates, 2019 – 200 p.
71. Lewin K., Lippitt R., White R., Patterns of aggressive behavior in experimentally created social climates/ Journal of Social Psychology, 2021, р. 271–301
72. Maxwell J., Irrefutable law of leadership/Thomas Nelson Inc, 2019. – 215 р.
73. Vroom V., Jago A., American Psychologist, 2017. - №62. – р. 43– 47.