Психологические особенности лиц с лидерским потенциалом (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования лидерства в психологической литературе 7
1.1. Общее представление о лидерстве. Теории лидерства. 7
1.2. Сущность и структура лидерских качеств личности 11
1.3. Психологические условия развития лидерских качеств 18
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации по совершенствованию лидерских качеств 43
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Выборка: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы исследования лидерства в психологической литературе 7
1.1. Общее представление о лидерстве. Теории лидерства. 7
1.2. Сущность и структура лидерских качеств личности 11
1.3. Психологические условия развития лидерских качеств 18
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации по совершенствованию лидерских качеств 43
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность исследования. Обращение к проблематике лидерских качеств имеет высокий уровень актуальности и значимости в силу того, что происходящие в обществе изменения, развитие гендерных теорий, а также необходимость повышения уровня результативности управленческой деятельности обуславливают переориентацию к исследованиям субъектности и личностного фактора. Происходящие в обществе изменения, рост глобализационных тенденций обуславливает значимость обращения к психологическим аспектам управленческой деятельности.
Традиционно исследования лидерских качеств было посвящено исследованию мужчин, тогда как женщинам уделялось сравнительно меньше внимания. Помимо всего прочего, актуальность исследования также обуславливается значимостью преодоления предвзятости и стереотипов в отношение женщин-руководителей и женщин-лидеров.
Практический аспект актуальности исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в рамках оптимизации управленческой деятельности и бизнес-процессов. Определение особенностей лидерских качеств у руководителей женского пола позволяет более эффективным образом формировать управленческие команды, а также обеспечивать продуктивность и результативность функционирования организации.
Несмотря на сравнительно небольшое число исследований, в рамках которых рассматриваются психологические особенности лиц с лидерским потенциалом. Так, можно отметить работы Ш. Берн, Т.Е. Ломовой, Г. Рубин и др.. Проблематика руководства и лидерства также может считаться достаточно проработанной. Можно отметить работы Т.Ю. Базарова, И.Г. Велкова, Э. Гидденса, Л.И. Уманского и многих других.
В целом, актуальность обращения к данной теме также обуславливается наличием следующих противоречий:
1. Между высоким уровнем значимости деятельности руководителя и анализа его качеств и недостаточно определенностью относительно учета личностных качеств лиц с лидерским потенциалом.
2. Между наличием множества научных концепций и подходов к рассмотрению психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Объект исследования – лидерский потенциал
Предмет исследования – психологические особенности лиц с лидерским потенциалом
Цель исследования – определение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют особенности развития лидерского потенциала у женщин-руководителей: высокий уровень выраженности тенденций к проявлению самоактуализации в различных аспектах жизни(высокий уровень ориентации во времени, самоуважения, самопринятия, контактности, познавательной потребности и креативности). При этом на низком уровне выражаются показатели принятия агрессии и поддержки.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научных исследований по проблеме лидерских качеств.
2. Охарактеризовать психологические особенности деятельности руководителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования особенностей лидерских качеств женщин-руководителей
4. Выполнить эмпирическое исследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о лидерстве и лидерских качествах в психологии (П.Ф. Друкер, Р.Л. Кричевский, Е.В. Кудряшова и др.).
- теоретические представления о руководстве как категории научного исследования (Т.Ю. Базаров, И.Г. Велков, О.В. Евтихов, Р.Л. Кричевский, И.П. Чередниченко и др.).
- теоретические представления о гендере и гендерной идентичности (Дж. Батлер, Ш. Берн, Т.Е. Ломова, Ю.Г. Тищенко и др.).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психодиагностического исследования.
3. Методы статистического анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
2. Самооценка лидерства (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
4. «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
Методы статистического анализа:
1. Методы описательной статистики (расчет среднего значения, стандартного отклонения, графические методы представления результатов исследования в форме графиков и диаграмм).
Выборка исследования: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет, осуществляющих деятельность в качестве руководителей не менее трех лет.
Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных относительно особенностей лидерских качеств у женщин-руководителей, которые могут быть использованы в рамках процесса психологического сопровождения профессионального развития руководителя, в рамках деятельности целенаправленного обучения и повышения квалификации. Также результаты исследования могут быть использованы в процессе профессионального психологического отбора для более эффективной расстановки кадров с учетом их лидерского потенциала.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Традиционно исследования лидерских качеств было посвящено исследованию мужчин, тогда как женщинам уделялось сравнительно меньше внимания. Помимо всего прочего, актуальность исследования также обуславливается значимостью преодоления предвзятости и стереотипов в отношение женщин-руководителей и женщин-лидеров.
Практический аспект актуальности исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в рамках оптимизации управленческой деятельности и бизнес-процессов. Определение особенностей лидерских качеств у руководителей женского пола позволяет более эффективным образом формировать управленческие команды, а также обеспечивать продуктивность и результативность функционирования организации.
Несмотря на сравнительно небольшое число исследований, в рамках которых рассматриваются психологические особенности лиц с лидерским потенциалом. Так, можно отметить работы Ш. Берн, Т.Е. Ломовой, Г. Рубин и др.. Проблематика руководства и лидерства также может считаться достаточно проработанной. Можно отметить работы Т.Ю. Базарова, И.Г. Велкова, Э. Гидденса, Л.И. Уманского и многих других.
В целом, актуальность обращения к данной теме также обуславливается наличием следующих противоречий:
1. Между высоким уровнем значимости деятельности руководителя и анализа его качеств и недостаточно определенностью относительно учета личностных качеств лиц с лидерским потенциалом.
2. Между наличием множества научных концепций и подходов к рассмотрению психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Объект исследования – лидерский потенциал
Предмет исследования – психологические особенности лиц с лидерским потенциалом
Цель исследования – определение психологических особенностей лиц с лидерским потенциалом.
Гипотеза исследования: предполагается, что существуют особенности развития лидерского потенциала у женщин-руководителей: высокий уровень выраженности тенденций к проявлению самоактуализации в различных аспектах жизни(высокий уровень ориентации во времени, самоуважения, самопринятия, контактности, познавательной потребности и креативности). При этом на низком уровне выражаются показатели принятия агрессии и поддержки.
Задачи исследования:
1. Выполнить анализ научных исследований по проблеме лидерских качеств.
2. Охарактеризовать психологические особенности деятельности руководителей.
3. Разработать программу эмпирического исследования особенностей лидерских качеств женщин-руководителей
4. Выполнить эмпирическое исследование, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.
Теоретико-методологические основы исследования:
- теоретические представления о лидерстве и лидерских качествах в психологии (П.Ф. Друкер, Р.Л. Кричевский, Е.В. Кудряшова и др.).
- теоретические представления о руководстве как категории научного исследования (Т.Ю. Базаров, И.Г. Велков, О.В. Евтихов, Р.Л. Кричевский, И.П. Чередниченко и др.).
- теоретические представления о гендере и гендерной идентичности (Дж. Батлер, Ш. Берн, Т.Е. Ломова, Ю.Г. Тищенко и др.).
Методы исследования:
1. Метод анализа научных источников.
2. Методы практического психодиагностического исследования.
3. Методы статистического анализа результатов исследования.
Методики исследования:
1.Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий).
2. Самооценка лидерства (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов).
3. Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн).
4. «Самоактуализационный тест» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика и М.В. Кроз).
Методы статистического анализа:
1. Методы описательной статистики (расчет среднего значения, стандартного отклонения, графические методы представления результатов исследования в форме графиков и диаграмм).
Выборка исследования: 40 женщин-руководителей среднего уровня в возрасте от 32 до 52 лет, осуществляющих деятельность в качестве руководителей не менее трех лет.
Практическая значимость исследования заключается в получении новых данных относительно особенностей лидерских качеств у женщин-руководителей, которые могут быть использованы в рамках процесса психологического сопровождения профессионального развития руководителя, в рамках деятельности целенаправленного обучения и повышения квалификации. Также результаты исследования могут быть использованы в процессе профессионального психологического отбора для более эффективной расстановки кадров с учетом их лидерского потенциала.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
В отечественной и зарубежной психологии, в целом ряде концепций и теорий, предприняты попытки описания такого понятия, как «лидерские качества». Большинство исследователей, определяют лидерские качества как набор навыков, характеристик и личностных черт, которые позволяют человеку эффективным образом вести за собой людей, вдохновлять и мотивировать их на достижения значимых целей и решения задач. В настоящее время существует сравнительно большое число научных подходов и концепций к определению лидерских качеств, также существует многозначность в характеристике отдельных лидерских качеств в целом.
В самом общем виде, к лидерским качествам можно отнести способности к эффективной коммуникации, организации и управлению деятельностью других людей. Немаловажное значение имеют способности к пониманию и осознанию состояния и эмоциональных проявлений других людей. Учитывая характер деятельности и перечень решаемых лидером задач, немаловажное значение имеет способность к планированию и развитое стратегическое мышление. Помимо указанного, лидера характеризует ответственность за собственные поступки и независимость от мнения группы. В целом, характеризуя лидерские качества, можно отметить их определяющее значение в организации и координации деятельности других людей, способности мотивировать и обеспечивать решение значимых задач.
Анализ научных источников позволяет говорить о том, что изучение научной литературы позволяет говорить о том, что женщины, занимающие руководящие должности, характеризуются наличием специфических особенностей по сравнению с мужчинами-руководителя. Более того, их стиль руководства отличается от стиля руководства у руководителей мужского пола. Следует также отметить и то обстоятельство, что комплексных исследований в этой области по-прежнему недостаточно, что подчеркивает необходимость дальнейших эмпирических исследований.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
В ходе проведенного исследования лидерских способностей было определено, что для большинства участников исследования характерен умеренный уровень сформированности лидерских способностей. Более трети участников характеризуются уровнем сформированности лидерских способностей выше среднего. В целом, можно говорить о том, что большая часть женщин способны эффективно управлять коллективом, уровень сформированности лидерских способностей позволяет координировать и направлять деятельность сотрудников, обеспечивая достаточно высокий уровень результативности деятельности. Также примечательным является то обстоятельство, что в выборке исследования не было выявлено лиц, которые имеют низкий уровень сформированности лидерских способностей.
Проведенное исследование указывает на то, что для участников исследования характерным является наибольшая значимость поддержания высокого уровня профессиональной компетентности, а также стремление развития значимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности качеств и характеристик. Вполне возможно, что участники исследования ориентированы также на осуществление эффективного управления и координации других людей. В пользу данного обстоятельства говорит достаточно высокий уровень сформированности такой карьерной ориентации как «менеджмент». Помимо всего прочего, женщины-руководители характеризуются сравнительно высоким уровнем значимости стабильности работы.
Исследование смысложизненных ориентаций позволило заключить, что женщины-руководители ориентированы на то, чтобы жить настоящим временем, они характеризуются сформированными навыками и умениями переживать настоящий момент собственной жизни во всей ее полноте, а также при этом они ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Также важным является то обстоятельство, что женщины-руководители ориентированы на ценности самоактуализирующейся личности, характеризуются конструктивным отношением к собственным качествам и характеристикам, особенностям и поведенческим свойствам. Иными словами, можно говорить об ориентированности женщин-руководителей на то, чтобы актуализировать собственный жизненный потенциал.
Женщины-руководители ориентированы на активное межличностное взаимодействие и коммуникацию. В пользу этого говорит высокий уровень контактности, которая предполагает способность к установлению глубоких и достаточно тесных контактов с другими людьми. Отдельно стоит отметить значимость к расширению собственного опыта и знаний относительно собственной деятельности и окружающей действительности.
Немаловажным является то обстоятельство, что женщины-руководители характеризуются сравнительно низким уровнем потребности в социальном одобрении или принятии со стороны социальной среды, а также в целом убеждены в необходимости контроля агрессивных реакций.
В самом общем виде, к лидерским качествам можно отнести способности к эффективной коммуникации, организации и управлению деятельностью других людей. Немаловажное значение имеют способности к пониманию и осознанию состояния и эмоциональных проявлений других людей. Учитывая характер деятельности и перечень решаемых лидером задач, немаловажное значение имеет способность к планированию и развитое стратегическое мышление. Помимо указанного, лидера характеризует ответственность за собственные поступки и независимость от мнения группы. В целом, характеризуя лидерские качества, можно отметить их определяющее значение в организации и координации деятельности других людей, способности мотивировать и обеспечивать решение значимых задач.
Анализ научных источников позволяет говорить о том, что изучение научной литературы позволяет говорить о том, что женщины, занимающие руководящие должности, характеризуются наличием специфических особенностей по сравнению с мужчинами-руководителя. Более того, их стиль руководства отличается от стиля руководства у руководителей мужского пола. Следует также отметить и то обстоятельство, что комплексных исследований в этой области по-прежнему недостаточно, что подчеркивает необходимость дальнейших эмпирических исследований.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
В ходе проведенного исследования лидерских способностей было определено, что для большинства участников исследования характерен умеренный уровень сформированности лидерских способностей. Более трети участников характеризуются уровнем сформированности лидерских способностей выше среднего. В целом, можно говорить о том, что большая часть женщин способны эффективно управлять коллективом, уровень сформированности лидерских способностей позволяет координировать и направлять деятельность сотрудников, обеспечивая достаточно высокий уровень результативности деятельности. Также примечательным является то обстоятельство, что в выборке исследования не было выявлено лиц, которые имеют низкий уровень сформированности лидерских способностей.
Проведенное исследование указывает на то, что для участников исследования характерным является наибольшая значимость поддержания высокого уровня профессиональной компетентности, а также стремление развития значимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности качеств и характеристик. Вполне возможно, что участники исследования ориентированы также на осуществление эффективного управления и координации других людей. В пользу данного обстоятельства говорит достаточно высокий уровень сформированности такой карьерной ориентации как «менеджмент». Помимо всего прочего, женщины-руководители характеризуются сравнительно высоким уровнем значимости стабильности работы.
Исследование смысложизненных ориентаций позволило заключить, что женщины-руководители ориентированы на то, чтобы жить настоящим временем, они характеризуются сформированными навыками и умениями переживать настоящий момент собственной жизни во всей ее полноте, а также при этом они ощущают неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Также важным является то обстоятельство, что женщины-руководители ориентированы на ценности самоактуализирующейся личности, характеризуются конструктивным отношением к собственным качествам и характеристикам, особенностям и поведенческим свойствам. Иными словами, можно говорить об ориентированности женщин-руководителей на то, чтобы актуализировать собственный жизненный потенциал.
Женщины-руководители ориентированы на активное межличностное взаимодействие и коммуникацию. В пользу этого говорит высокий уровень контактности, которая предполагает способность к установлению глубоких и достаточно тесных контактов с другими людьми. Отдельно стоит отметить значимость к расширению собственного опыта и знаний относительно собственной деятельности и окружающей действительности.
Немаловажным является то обстоятельство, что женщины-руководители характеризуются сравнительно низким уровнем потребности в социальном одобрении или принятии со стороны социальной среды, а также в целом убеждены в необходимости контроля агрессивных реакций.



