Введение 3
1 Теоретические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса 6
1.1 Взаимодействие учителя с родителями младших школьников 6
1.2 Социальные сервисы, как современный инструмент взаимодействия в образовательном процессе 16
2 Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе средствами социальной сети «ВКонтакте» 30
2.1 Описание группы «1-А класс, Шиверская школа», созданной в социальной сети «ВКонтакте» 30
2.2 Апробация группы «1-А класс, Шиверская школа» и методические рекомендации по ее использованию 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Анкета социальные сети и месенджеры 51
Приложение Б Опрос результативности взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством группы «ВКонтакте» 53
Актуальность. В современном мире мы наблюдаем принципиальное изменение средств связи, в связи с чем, возникают новые объекты и субъекты, инструменты и ресурсы, а также варианты взаимодействий и коммуникаций. Частным случаем использования современных средств связи, является взаимодействие субъектов образовательного процесса посредством социальных сервисов. Необходимо отметить, что широкие возможности таких инструментов глобальной Сети, как сетевые социальные сервисы, не достаточно используются в педагогической практике, что делает представленную тему актуальной.
Особую актуальность применения средств сетевых социальных сервисов надо отметить среди взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе, а именно, где требуется постоянный контакт родителей с педагогом, ведущим начальную школу. В свою очередь, для каждого педагога актуальной задачей является поиск новых форм работы и взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе, а именно родителей и учителя, могла бы осуществляться при помощи популярных социальных сетей или мессенджеров. Наиболее функциональными для такого взаимодействия можно отметить социальные сети: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram, которые подходят для создания классных групп и освещения мероприятий, а также мессенджеры: WhatsApp, Viber, Telegram, которые подходят для мгновенного контакта внутри родительских комитетов, учителей с родителями, родителей между собой. Среди представленных социальных сервисов наиболее популярной в России является социальная сеть ВКонтакте, опыт использования этого ресурса набирает популярность и в воспитательно-педагогической практике, однако практика взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе средствами социальной сети «ВКонтакте» изучена мало, что также делает выбранную тему актуальной.
Проблемой взаимодействия субъектов образовательного процесса занимались Г.А. Антипина, Л.Г. Бехтерева, О.И. Давыдова, Н.В. Евдокимова, О.А. Клименко, А.Г. Можаева, М.С. Чванова, И.В. Яковлева и др. Однако тема организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе при помощи социальных сервисов до конца не изучена. Частным случаем этой проблемы является коммуникация родителей и учителя посредством социальной сети «ВКонтакте».
Цель работы: Разработать страницу группы «ВКонтакте», направленную на организацию взаимодействия образовательного процесса в младшей школе.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе;
- провести анализ использования социальных сервисов в образовательном процессе;
- описать страницу в социальной сети «ВКонтакте», направленную на организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе и провести анализ;
- апробировать группу «ВКонтакте» и разработать рекомендации по ее использованию.
Объект исследования: взаимодействие субъектов образовательного процесса в младшей школе
Предмет исследования: средства взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе.
Методы исследования: теоретический (анализ, синтез и сравнение); опросный (анкетирование); опытно-педагогическая работа; методы математико-статистического анализа (описательные статистики)....
В теоретической части работы проведен анализ педагогической и научной литературы по проблеме современной организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Дана характеристика систем отношений «субъект- объект», «субъект-субъект», обозначены линии субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе младших школьников. Рассмотрен широкий спектр функций учителя младших классов и формы работы с родителями. Изучен опыт специалистов в области взаимодействия субъектов образовательного процесса средствами социальных сервисов и глобальной сети Интернет. Рассмотрены возможности социальных сервисов, как современного инструментария в образовательном процессе. Определено, что на сегодняшний день наиболее подходящими для взаимодействия субъектов образовательного процесса являются социальные сети Instagram, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, а также мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram. В частности, данные социальные сервисы могут быть эффективным инструментом реализации форм работы с родителями.
В практической части работы согласно теме исследования и поставленных задач была проведена организация и анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса в младшей школе средствами социальной сети «ВКонтакте». С целью изучить возможность взаимодействия субъектов образовательного процесса средствами социальных сервисов была разработана анкета, а также опросник с целью оценки результативности созданной и существующей группы ВКонтакте. Анализ разосланных респондентам оценочных опросников и статистических показателей, предоставляемых социальной сетью, показал неплохую динамику активности и эффективность взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством группы «ВКонтакте».
По итогу работы были сформулированы рекомендации по эффективному использованию социальных сетей и мессенджеров, где рассмотрены функциональные возможности, основные правила пользования, варианты приватности и пр. формы и методы пользования социальными сетями и сервисами.
Гипотеза о результативности взаимодействия субъектов образовательного процесса по средствам социальной сети подтвердилась.
Предоставленный исследовательский материал может быть полезен педагогам, воспитателям, психологам, социальным педагогам, родителям и другим заинтересованным лицам, для решения прикладных задач по взаимодействию субъектов образовательного процесса в образовательном учреждении средствами социальных сервисов, в частности, в младшей школе. А также материал данной работы может лечь в основу других научно-практических работ.
1. Абдурахманова, П.Д. Интернет, как эффективное средство обучения иностранным языкам в начальной школе / П.Д. Абдурахманова, Ш.С. Гасанова, З.А. Абдулаева // МНКО. - 2016 - №3 (58) - С. 6-8.
2. Бабинова, Н.В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста / Н.В. Бабинова // Педагогическое образование в России. - 2017. - №4. - С. 45¬50.
3. Бауман, Н.В. Нетрадиционные формы работы с родителями в начальной школе / Н.В. Бауман // Вопросы науки и образования. - 2016. - №9 (10). - С. 50-52.
4. Белоножко, В.В. Инновационные формы работы с родителями / В.В. Белоножко // Челябинский гуманитарий. - 2018. - №2 (39). - С. 35-41.
5. Бьянкани, С. Исследование социальных сетей в образовании младших школьников / С. Бьянкани, Д.А. Макфарланд // Вопросы образования. - 2016. - №4. - С. 121-138.
6. Витвицкая, Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса / Л.А. Витвицкая // Вестник ОГУ. - 2014. - №10-1. - С. 77-82.
7. Галстян, С.Г. Инновационные формы работы учителя с родителями / С.Г. Галстян // Челябинский гуманитарий. - 2017. - №1 (30). - С. 52-63.
8. Гималетдинова, К.Р. Использование социальных сервисов Web 2. 0 для развития интеллектуального и творческого потенциала младших школьников / К.Р. Гималетдинова, И.В. Арябкина // Эпоха науки. - 2018. - №17. - С. 110-114.
9. Горских, Я.В. Субъект-субъектные отношения как основа личностного развития ребенка / Я.В. Горских, Н.А. Качалов // Вестник ТГПУ. - 2019. - №5. - С. 57-60.
10. Громкова, М.Т. Субъект-субъектные взаимодействия в образовании в начальной школе / М.Т. Громкова // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. - 2016. - №1. - С. 62-69.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. иссл.: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / В.В. Давыдов. - Москва: Академия, 2017 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 282 с.
12. Демидова, Е.В. Работа учителя начальных классов с родителями учащихся / Е.В. Демидова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №2. - С. 13.
13. Демидова, Е.В. Система работы учителя младшей школы. Какова стратегия взаимодействия с родителями? / Е.В. Демидова // Эксперимент и инновации в школе. - 2016. - №6. - С. 27-33.
14. Дмитриева, М. Г. Принцип целостности и субъект-субъектные отношения как основание социального партнерства / М.Г. Дмитриева // Теория и практика общественного развития. - 2017. - №1. - С. 50-53.
15. Добикова, Т. И. Вовлечение родителей в образовательный процесс начальной школы посредством информационно-коммуникационных технологий / Т.П. Добикова // Проблемы педагогики. - 2018. - №5 (6). - С. 14¬19....(47)