ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «УТЕШЕНИЕ» 9
1.1. Речевой жанр «утешение» в свете современной теории русского
речевого этикета 9
1.1.1. Речевой этикет как предмет филологического изучения 9
1.1.2. К вопросу об определении корпуса этикетных речевых жанров.. 15
1.1.3. Речевой жанр «утешение» и речевой этикет 27
1.2. Православное монашество как культурный и религиозный
феномен 31
1.3. Религиозно-философские основы изучения функционирования
речевого жанра «утешение» в духовном эпистолярии русских писателей- монахов 35
1.3.1. Монашеская словесность как феномен русской культуры 35
1.3.2. Идейное содержание монашеской словесности в ее отношении к
религиозно-философскому учению исихазма 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЙ ЖАНР «УТЕШЕНИЕ» В ЭПИСТОЛЯРИИ
ПИСАТЕЛЕЙ-МОНАХОВ 43
1.1. Духовное утешение: общая характеристика 43
1.2. Содержательные типы речевого жанра «духовное утешение» 45
1.3. Языковая реализация речевого жанра «духовное утешение» 60
1.3.1. Лексические способы выражения духовного утешения 60
1.3.2. Бытование религионимов в речевом жанре «духовное
утешение» 63
1.3.3. Морфологические способы выражения духовного утешения 66
1.4. Элокутивная организация духовного утешения 74
1.5. Функции речевого жанра «духовное утешение» 84
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 100
Представляемое исследование посвящено особенностям бытования речевого жанра «утешение» в эпистолярных текстах церковно-религиозного стиля. На основе анализа духовных писем русских православных писателей- монахов XX века делаются выводы о содержательных, лексических, морфологических, тропеических и фигуративных чертах исследуемого языкового явления. В центре внимания находится содержательная составляющая церковно-религиозного утешения, собственно лингвистические особенности изучаются в их отношении к идейной специфике речевого жанра.
В основу анализа положены теоретические представления М. М. Бахтина, в частности его суждения о том, что «каждое отдельное высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка вырабатывает свои относительно устойчивые типы... высказываний» - речевые жанры, что «всякий стиль неразрывно связан с высказыванием и с типическими формами высказываний, то есть речевыми жанрами» [Бахтин, 2013: 250, 253]. Церковно-религиозный стиль как один из функциональных стилей русского языка, несомненно, обладает собственной системой жанров (проповедь, молитва, исповедь, житие и иные), а свойственные иным стилям речевые жанры (совет, просьба, приветствие и многие другие), попадая в церковно-религиозную речевую сферу, приобретают специфические черты. В практической части работы при создании «портрета» утешения, функционирующего в духовных письмах, были продемонстрированы его уникальные свойства. Выделение содержательных типов анализируемых текстов наряду с презентацией их элокутивных особенностей позволило поставить вопрос о наличии особой разновидности утешения, которое можно именовать духовным или церковно-религиозным.
Проводя анализ исследуемых текстов, мы обращались к теоретическим источникам, которые дали возможность выявить закономерности использования языковых единиц в текстах церковно-религиозного стиля, а
3
также составить представление о развитии его теории, достижениях в изучении духовных произведений. Значимо сказать о том, что церковнорелигиозный функциональный стиль стал изучаться российскими лингвистами в преддверии XXI века. Одной из первых отечественных работ в исследовании языка православной коммуникативной сферы можно считать статью Л. П. Крысина «Религиозно-проповеднический стиль и его место в функционально-стилистической парадигме» (1996 год). Церковнорелигиозным стиль назвала О. А. Крылова. Термин церковно-религиозный, а не религиозно-проповеднический, по мнению О. А. Крыловой, «предпочтительнее, так как указывает одновременно и на сферу общественной деятельности, в которой он функционирует, и на религиозную сферу общественного сознания, и на церковных деятелей как авторов соответствующих текстов, но не ограничивает его реализацию лишь жанром проповеди» [Крылова, 2006: 613]. Важными в теоретическом и практическом отношениях стали также труды О. А. Прохватиловой [Прохватилова, 2000], указывавшей на необходимость подробного изучения церковно-религиозного стиля, Т. В. Ицкович, написавшей работу по его жанровой систематизации [Ицкович, 2016], И. В. Бугаевой, представившей системное описание особенностей языка православных верующих [Бугаева, 2010]. В течение последних десятилетий церковно-религиозные тексты активно изучаются с различных позиций: риторических, лингвопрагматических, стилистических, лингвокультурологических, лексикологических, литературоведческих, теолингвистических. Изучение церковно-религиозного стиля и его выделение как самостоятельной стилистической подсистемы нашло отражение в учебных пособиях по стилистике русского языка, например в трудах М. Н. Кожиной, Л. Р. Дускаевой, В. А. Салимовского «Стилистика русского языка», Н. А Купиной, Т. В. Матвеевой «Стилистика современного русского языка» [Кожина и др., 2012; Купина и др., 2015].
...
В результате проведенного анализа был сделан ряд выводов, в числе которых наиболее важными представляются приведенные далее.
Духовное утешение является особой жанровой формой, обладающей рядом существенных отличий идейно-содержательного, лексического и фигуративно-тропеического характера и отражающей теоцентрическое мировоззрение авторов, использующих эту форму.
В общении христиан существует особое видение того, каким образом следует утешать тех, кто в этом нуждается; сущностной составляющей духовного утешения становятся мысли о том, что облегчение страданий, истинное утешение могут прийти только от Бога и только на христианском пути духовного совершенствования.
Основными содержательными типами духовного утешения являются: упование/надежда на помощь Бога; страдания временны; принятие воли Божией; утешение христианина - в вере; источник утешения - молитва; страдание - условие духовного возрастания и действие Промысла Божия; страдания и скорби неизбежны у каждого; терпение - основа преодоления страданий; богоугодный труд - утешение для страдающего.
Основными религиозными идеями, воплощающимися в духовном утешении, становятся составляющие основу философского учения исихазма идеи любви к Богу, Божиего утешения, обяжения, спасения, терпения, молитвенного делания, смирения.
К основным особенностям функционирующего в русской монашеской эпистолярной словесности утешения относится использование религионимов, в частности теонимов (Господь, Бог, Спаситель, Иисус Христос, Владыка, Божественный Владыка) и агиоантропонимов (Святой Лествичник, ап. Иоанн Богослов, преподобный Макарий, авва Дорофей и др.Д языковых единиц, относящихся к корпусу православной лексики духовно-нравственного содержания (молитва, крест, дух, душа, спасение, смирение и др.).
Ведущими морфологическими способами выражения утешения в исследованных текстах становятся фразы, сформированные глаголами в повелительном наклонении, соответствующие по содержанию коммуникативной ситуации (утешайся/утешайтесь, смирись/смиритесь, спасайся/спасайтесь, молись/молитесь, не отчаивайся / не отчаивайтесь, покайся/покайтесь, не печалься / не печальтесь, уповай/уповайте на милость Божию и др.); выражений со словами надо, нужно, необходимо, должен/должна/должны (надо молиться, надо смиряться, надо бодрствовать, надо (по-)терпеть, надо утешаться..., нужно спасаться молитвой, необходимо терпеть трудности, необходимо непрестанно взывать к Богу, должен(-жна, -жны) начать каяться, должен(-жна, -жны) нести свой крест, должен(-жна, -жны) благодарить Господа Бога, должен(- жна, -жны) воспрянуть и др.).
Специфической языковой чертой исследованного жанрового явления становится цитирование, которое может являться базовой составляющей утешения, аргументом, используемым автором при убеждении адресанта в необходимости утешиться, принять происходящее, смириться.
К тропеическим особенностям духовного утешения относится использование эпитетов, метафор и сравнений религиозно-христианского свойства. Функционирующие в русской монашеской эпистолярной словесности тропы обычно содержат в себе религиозно маркированные языковые единицы (именования Бога и Божией Матери, названия грехов и добродетелей, имена святых и др., интертекстуальные включения библейского происхождения).
К фигуративным особенностям духовного утешения относится использование различного вида повторов, перечисления, восклицательных конструкций, парцелляции, актуализирующих христианские смыслы, делающих акценты на значимых христианских идеях, способствующих убеждению.
...
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: учеб. пособие для студентов-иностранцев. 2-е изд., испр. М.: Русский язык, 1978. 186 с.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма: учеб. пособие. 8-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2016. 208 с.
3. Аль-Фарадж Е.А. Эпистолярное утешение XVII века на примере переписки Антуана Арно // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2015. Т. 16. № 1. С. 56-64.
4. Баталов А.А. Языковая и речевая природа средств речевого этикета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 3. С. 79-85.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Книга по Требованию, 2013. 444 с.
6. Бирюлина А.И. Эволюция русского речевого этикета: на материале художественной литературы XIX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2019. 27 с.
7. Бирюлина А.И., Моисеев А.П. Функциональная направленность средств художественной выразительности в жанре речевого этикета обращения // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. 2009. № 8 (76). С. 223-228.
8. Бугаева И.В. Речевой этикет в сфере религиозной коммуникации the speech etiquette in the religious communication / И.В. Бугаева // Культура народов Причерноморья. 2006. Т. 1. № 82. С. 44-46.
9. Бугаева И.В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. М., 2010. 454 с.
10. Белунова Н.И. Текст дружеского письма творческой интеллигенции конца XIX - первой четверти XX в. как объект лингвистического исследования (коммуникативный аспект): дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. СПб., 2000. 475.
11. Герасименко И.Е. Речевой этикет в интернет-коммуникации // Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет». 2019. С. 24-25.
12. Гладров В. Речевые жанры «приветствие» и «прощание» в современном немецком и русском языках // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3. С. 69-74.
13. Дехган Халили Можде. Речевой жанр «просьба» в современной русской коммуникации: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2015. 22 с.
14. Димитрий (Конюхов), протоиерей. Возникновение исихастской педагогики // Вестник русской христианской гуманитарной академии. 2012. Т. 13. Вып. 3. С. 213-221.
15. Дускаева Л.Р. Этикетные речевые жанры в газетном дискурсе / Л.Р. Дускаева, Н.А. Корнилова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 3 (19). С. 177-185.
... всего 86 источников