Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №166434

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2023
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В
СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие тревожности и ее проявления 6
1.2 Психологическая характеристика старшего подросткового возраста.... 14
1.3 Тревожность в старшем подростковом возрасте: особенности проявления
и причины возникновения 21
1.4 Коррекционные методы и подходы в работе с тревожностью 24
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1 Организация и методика исследования 29
2.2 Результаты диагностики уровня тревожности подростков 32
2.3 Программа мероприятий по коррекции тревожности в старшем
подростковом возрасте 36
2.4 Результативность программы мероприятий по коррекции тревожности в
старшем подростковом возрасте 39
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59


Коррекция тревожности в старшем подростковом возрасте имеет большое значение в современном обществе, где уровень тревожности у подростков становится все более высоким. Подростковый возраст является периодом жизни, когда возникает множество проблем и неопределенностей, которые могут вызвать тревогу у молодых людей.
Тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в школьной практике. В тревожности есть постоянное беспокойство, неуверенность и ожидание неблагоприятного развития событий. Постоянное опасение за результат или ожидание худшего исхода событий.
Психологическая проблема тревожности особенно актуальна в подростковом возрасте, потому что физиологические и психоэмоциональные изменения вызывают новые эмоциональные переживания подростка, часто мешающие ему нормально развиваться [50].
Тревожность может иметь серьезные последствия для психического здоровья подростков, поэтому ее коррекция имеет важное значение для их благополучия и развития.
Подростковый период характеризует активная социализация, необходимость взаимодействия с социумом и принятие важных жизненных решений. Именно в подростковом возрасте ярко проявляется конфронтация, сопротивление личности в случае несогласия точек зрения или невозможности реализовать ожидаемые цели. Подростки, которые проходят обучение в школе, находятся в ситуации постоянного воздействия дестабилизирующих факторов вследствие подготовки к экзаменам и необходимости принятия решения о будущей профессии, у них происходит активных поиск жизненных ориентиров [8].
Результаты исследования могут быть применены в различных областях, связанных с развитием и воспитанием молодежи, а также могут помочь улучшить качество жизни подростков и их будущее.
Цель исследования: коррекция тревожности в старшем подростковом возрасте.
Объект исследования: тревожность у детей старшего подросткового возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности в старшем подростковом возрасте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тревожности как психолого-педагогического феномена.
2. Составить психологическую характеристику старшего подросткового возраста.
3. Изучить коррекционные методы и подходы в работе с тревожностью.
4. Провести эмпирическое исследование коррекции тревожности в старшем подростковом возрасте.
5. Апробировать и реализовать комплекс по коррекции тревожности подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплекс занятий позволит снизить уровень тревожности в старшем подростковом возрасте.
Методы исследования:
Теоретические: анализ и синтез литературы по теме работы.
Эмпирические: тестирование.
Методики: «Шкала личностной тревожности» А. М. Прихожан, тест «Шкала тревоги» Спилбергера-Ханина.
Эмпирическая база исследования:
Выборка исследования — в исследовании участвовали 24 обучающихся образовательного учреждения в возрасте 15 - 16 лет.
Достоверность и надежность полученных результатов определяется теоретическим анализом обозначенных проблем, адекватностью методов и методик исследования целям и задачам работы, обеспечением репрезентативности выборки, применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и пяти приложений. Содержит 96 страниц и включает 54 литературных источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тревожность - это эмоциональное состояние, которое характеризуется чувством неуверенности, страхом, беспокойством и напряженностью. В нашем исследовании мы описались на понимание тревожности, как относительно устойчивое индивидуальное различие, которое может быть выражено в способности индивида испытывать это состояние. В поведении эта особенность никак не проявляется и ее уровень можно определить, если знать количество случаев тревоги у человека.
Особенности старшего подросткового возраста связаны с процессами, происходящими в организме растущего человека. Основными причинами возникновения тревожности в старшем подростковом возрасте являются: стремление к самоутверждению, социальные проблемы, неуверенность в своих способностях, а также изменения внутренней биохимии организма.
Тревожность у старших подростков может быть вызвана не только внешними факторами, но и внутренними, такими как переживание личных проблем или неуверенность в себе. Поэтому важно не только решать внешние проблемы, но и работать над психологическим благополучием подростков, помогать им развивать уверенность в себе и умение эффективно решать проблемы.
Понимание проявлений тревожности у старших подростков является важным шагом в определении необходимых методов коррекции. Многие из этих методов включают психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Однако, существуют также нефармакологические методы, которые могут быть эффективными для коррекции уровня тревожности, такие как когнитивно-поведенческая терапия, медитация и релаксация.
Для диагностики уровня тревожности в данном исследовании были использованы различные методики: тест «Шкала личностной тревожности учащихся» (А.М. Прихожан), тест «шкала Спилбергера-Ханина». Результаты показали, что большинство подростков имели средний уровень тревожности.
Оценив результаты по шкале тревоги Спилбергера-Ханина мы выявили, что у 54% опрошенных высокий уровень ситуативной тревожности и 67% обучающихся обладают высоким уровнем личностной тревожности. А также у 46% обучающихся выявлен средний уровень ситуативной тревожности и у 33% опрошенных обнаружен средний уровень личностной тревожности. У большинства обучающихся выявлен повышенный уровень тревожности. В классе присутствуют тринадцать обучающихся с высоким уровнем ситуативной тревожности. Они входят в группу риска. Также шестнадцать обучающихся имеют высокий уровень личностной тревожности. По результатам методики «Шкала личностной тревожности» у большинства обучающихся выявлен повышенный уровень тревожности, а «магическая тревожность» большей части обучающихся не свойственна. По результатам проведенных методик было составлено 2 группы по 12 человек в каждой - контрольная и экспериментальная.
При составлении комплекса занятий мы опирались на работы А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, К. Фопеля и Л.Ф. Анн. Тематический план работы по коррекции тревожности состоял из 11 этапов. Комплекс занятий для коррекции тревожности у старшего подросткового возраста может помочь участникам научиться справляться с тревогой, используя различные техники релаксации и управления мыслями. При правильном использовании этих методов участники могут снизить уровень тревожности и улучшить свою жизненную компетенцию
Исходя из результатов после проведения программы коррекции можно заметить, что показатели высокого уровня тревожности в экспериментальной группе у каждого из детей изменились в лучшую сторону. В контрольной же группе результаты практически не изменились. Итак, до применения коррекционной программы показатели детей экспериментальной группы соответствовали высокому уровню тревожности, после ее применения снижение уровня тревожности. Полученные результаты позволяют говорить об результативности комплекса занятий для коррекции высокого уровня тревожности.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы, гипотеза о том, что комплекс занятий позволит снизить уровень тревожности в старшем подростковом возрасте, подтвердилась.



1. Артюхова Т. Ю., Басалаева Н. В. Тревожность современных подростков // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2009. № 4 (23). C. 15 - 19.
2. Афонина С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 291-293.
3. Богдан Н.А. Понятие личностного и профессионального самоопределения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. №6(2). 2008. С.95 - 102.
4. Борисенко М.А. Психофизиологические особенности и основные
проблемы подросткового возраста. [Электронный ресурс]: URL:
https://clck.ru/VAe27(дата обращения: 27.02.2023).
5. Борисова Н.А., Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А. и др.
Школьная тревожность: противоречия диагностики (на примере анализа методики Б. Филлипса) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. №2. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnaya-
trevozhnost-protivorechiya-diagnostiki-na-primere-analiza-metodiki-b-fillipsa (дата обращения 27.02.2023)
6. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева. М.: изд-во Тонус, 2000. 180 с.
7. Гинзбург М.Р. Психология личностного самоопределения.
Автореферат дисс. ... докт. психологич. наук. М.: ПИ РАО, 1996. 60 с.
8. Г огузева Т.С. Особенности процесса социализации в современном российском обществе // Вестник ВЭГУ. 2017. № 4. С. 91 - 96.
9. Грехов Р.А., Сулейманова Г.П., Адамович Е.И. Роль тревоги в психофизиологии стресса // Природные системы и ресурсы. 2017. №1. С. 57 - 66.
10. Давыдова С. Е. Особенности формирования и коррекции тревожности в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С.
259 - 261.
11. Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами // Таврический научный обозреватель. 2016. №7. С. 131 - 136.
12. Дмитриева С.Н., Евдокарова Т.В., Попова И.И. Влияние тревожности на успеваемость подростков // Современное педагогическое образование. 2019. №12. С. 104 - 106.
13. Ермолаева М.В. Психология развития. М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. 336 с.
14. Зиналиева Н.К., Нартова А. Е. Влияние релаксационных методик на психологическое состояние человека // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №1. С. 169 - 172.
15. Ибахаджиева Л.А. «Тревожность» как психологическое явление: интерпретация термина, особенности проявления // Международный научно - исследовательский журнал. 2021. №11(113). С. 45 - 49.
16. Кнутова А. И. Особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте // Концепт. №3. 2019. С. 1 - 5.
17. Козырева М. А. Подростковая тревожность: проблема и пути решения // Молодой ученый. 2022. № 33 (428). — С. 117 - 119.
18. Корабельникова Е.А. Тревожные расстройства у подростков // Медицинский совет. 2018.№18. С. 34 - 42.
19. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация личности. Психология в вопросах и ответах. М.: Владос, 1999.
20. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
21. Ксенофонтова Н.А. Гендерный аспект общественного развития. М: Наука, 2005. с. 92 - 95.
22. Лисавцева Е. Уровень тревожности - тест Спилбергера-Ханина // Ь17. [Электронный ресурс]: URL: https://www.b17.ru/blog/uroven_trevognosti/(дата обращения 27.02.2023)
23. Меньшикова Т. И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2017. С. 106 - 115.
24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. М.: Академия. 2016. 323 с.
25. Немов Р.С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. с. 18 - 19.
26. Никитина И. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. С. 60 - 67.
27. Ноговицына Н.М., Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С. 338 - 341.
28. Параничева Т.М., Макарова Л.В., Тюрина Е.В., Лукьянец Г.Н., Лезжова Г.Н., Орлов К.В. Особенности проявления тревожности у подростков 13-14 лет // Новые исследования. 2018. №2(55). С. 88 - 101
29. Перевозкин С.Б., Андронникова О.О., Перевозкина Ю.М. Ролевая структура подростков в межличностном взаимодействии // Science for Education Today. 2018. Т. 8. №1. С. 23 - 44.
30. Прислопская Н.В. Тревожность и ее влияние на самооценку в подростковом возрасте // Science Time. 2019. С. 33 - 38.
31. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности // Психологическая наука и образование. N 2. 1998. С. 11 - 17.
32. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и
школьный возраст (+CD). СПб.: Питер, 2007 с. 78.
33. Рассоха В. С. Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). Казань: Молодой ученый, 2019. С. 44 - 47.
34. Реан А.А. Деформация личности при делинквентном поведении //
Вестник Московского университета МВД России. №1. 2016. С. 228 - 231.
35. Рогова Е.Е., Дараган Р.В. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Science Time. 2015. С. 647 - 653.
36. Савенков А.И. Педагогическая психология В 2 ч. Часть 1: учебник для СПО / А. И. Савенков. 3-е изд., пер. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 317 с.
37. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2013. №2. С. 42 - 52.
38. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика
[Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 6 (17). [Электронный ресурс]: URL:
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/nomer/nomer14.php(дата обращения 23.02.2023)
39. Спилбергер Ч. [Spielberger C.], Карандышев В.Н., Лебедева М.С. Изучение оценочной тревожности. М.: Речь. 2004. 80 с.
40. Старшинина И.В. Феномен подростковой тревожности // Преподаватель XXI век. 2007. №1. С. 183 - 187.
41. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста. Учебник /Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. М.: Юрайт, 2016. 408 с.
42. Тревога // Большой психологический словарь. [Электронный
ресурс]: URL: https://rus-big-
psyho.slovaronline.com/2911-%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE% D0%B3%D0%B0 (дата обращения 24.02.2023)
43. Тревога. Краткий психологичексий словарь. [Электронный ресурс]: URL: http://med.niv.ru/doc/dictionary/short-psychology/fc/slovar-210- 2.htm#zag-987(дата обращения 24.02.2023)
44. Тревожность // Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]: URL: https://psychological.slovaronline.com/1854-TREVOZHNOST(дата обращения 24.02.2023)
45. Троцкая Н. Подростковый возраст. [Электронный ресурс]: URL: https://www.b17.ru/article/34096/(дата обращения 24.02.2023)
46. Умнова Т.А., Конспект лекций по возрастной психологии. Феникс. 2005. 73 с.
47. Фрейд З. Истерия и страх. М.: Фирма СТД. 1980. 320 с.
48. Хаустова Е.А., Безшейко В.Г. Современные представления о диагностике и терапии тревожных расстройств // Международный неврологический журнал. 2012. №2(48). С. 52 - 60.
49. Ходжаев Б.Х. Общая характеристика подросткового возраста и становление самосознания в подростковый период // Academic research in educational sciences. 2021. С. 1102 - 1109
50. Чупракова Н.Н. Тревожность у детей и подростков: пути решения проблемы // Sciences of Europe. 2020. №60. С. 51 - 55.
51. Чуясова Д. С. Особенности тревожности в подростковом возрасте // Юный ученый. 2021. № 1 (42). С. 58 - 59.
52. Шерешкова Е.А. Психологическая коррекция тревожности у старших подростков в предэкзаменационный период // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. №5. С. 1 - 13.
53. Щербатых Ю.В. Методики диагностики тревоги и тревожности - сравнительная оценка // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. №2. С. 85 - 104.
54. Эльзессер А.С., Кадыров Р.В., Маркелова Е.В. Эффективность краткосрочной психотерапии депрессивных и тревожных расстройств // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. №2. С. 122 - 130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ