ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие и сущность эмоциональной сферы детей 7
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Виды средств телесно-ориентированных психотехник и их
характеристика 23
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ДРУЖУ С ЭМОЦИЯМИ» 38
2.1. Паспорт проекта «Дружу с эмоциями» 38
2.2. Содержание проекта «Дружу с эмоциями» 43
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является об общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (далее ОНР) оказывает большое влияние на формировании у детей эмоциональной сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным [68].
Одной из актуальных задач организации работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является учет всего комплекса их соматических и эмоциональных проблем для направленной разработки коррекционно-воспитательных программ в условиях дошкольных учреждений [53]. Дети с таким диагнозом нуждаются в разработке специализированных методик, которые могли бы одновременно способствовать устранению нарушений речи, их физическому и психоэмоциональному развитию личности. Комплексные коррекционные методики, направленные на устранение ОНР, ориентированы на развитие мимики и общей моторики детей, совершенствование двигательных навыков, непосредственно связанных с умением произвольно управлять своим телом и, соответственно, речевой функцией. Однако, ни одна из них в полной мере не позволяет сформировать у ребенка телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им и, тем самым, осознать возможность самостоятельного устранения нарушений своей речи. Этот ключевой компонент коррекции представлен в телесно-ориентированных практиках.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Целью исследования является изучить возможность коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами телесно-ориентированных психотехник;
- провести предпроектное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами;
- разработать программу коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением средств телесно-ориентированных психотехник.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими подходами:
- деятельностный подход, предполагающий коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец);
- субъектно-развивающий подход, рассматривающий субъекта, как новое преобразованное качество личности, которое находит соотношение, в том что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту и
характеризуются полярностью внешней и внутренней детерминации, необходимости и свободы, стандартизации и индивидуализации. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. Дуаз, А.А. Деркач).
Проектная идея заключается в том, что:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
- теоретический метод, включающий в себя анализ научных источников по проблеме исследования;
- эмпирические методы, включающие в себя проективный метод и тестирование;
- метод количественной и качественной обработки данных.
Для получения эмпирических данных исследования нами были выбраны следующие диагностические методики:
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
- методика «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова);
- «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для разработки программы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в разработке проекта «Дружу с эмоциями» по коррекции эмоциональной сферы детей 5
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ» города Красноярска.
Выборку составили 15 детей старшего дошкольного возраста из логопедических групп с общим недоразвитием речи.
Исследовательская работа представлена в виде исследования проектного типа.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка использованной литературы. Текст работы изложен на 102 страницах печатного текста, иллюстрирован 3 таблицами, 5 рисунками. Список использованных источников включает 67 источник.
Проведенное нами теоретическое исследование проблематики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также разработка проекта «Дружу с эмоциями» по коррекции «эмоциональной сферы старших дошкольников, имеющих речевые датологии, дозволило прийти к следующим выводам.
Целью данного диссертационного исследования явилось изучение возможности коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения вышеизложенной цели нами была выдвинута проектная идея, по нашему мнению:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Нами был разработан ряд задач, позволяющих реализовать проектную идею. Для решения поставленных задач:
- были изучены теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи;
- было проведено предпроектное исследование развития
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ^посредством телесно - ориентированных психотехник;
- в рамках проектного исследования был разработан проект «Дружу с эмоциями» по коррекции Неэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Старший дошкольный возраст играет невероятно важную и особую роль в психическом развитии (ребенка, так как в это период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, также (этот (возраст (является фундаментом (бедующей личности.
Для выхода на прикладной уровень коррекции и абилитации детей с нормативным и отклоняющимся развитием, необходима оптимизация параметров двигательной ,сферы.
Эмоции выступают обязательным элементом (психики личности, дополняющим когнитивную сферу (индивидуума, что дает возможность создавать ^единство и структурированность дознанию и переживаниям.
Психическое и двигательное развитие в онтогенезе находятся между собой в тесной (взаимосвязи. Каждого отдельного ребенка следует рассматривать, его делостности, учитывая его внутренний мир.
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. У него еще мне существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно, то плохо и эмоционально.
В традиционном образовании, основной фокус внимания направлен на развитие зрительного и слухового каналов восприятия, На тактильно-кинестетический би двигательный поставляют без внимания. Таким образом не происходит трехзвеньевой зрительно-моторно-тактильной связи, являющейся основой для формирования активной познавательной деятельности и максимально качественного усвоения информации.
Необходимо отметить, что основными задачами по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста до средством телесно-ориентированных психотехник являются:
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений,
^способствующих .обогащению чувственного «опыта;
- восстановление (выстраивание) контакта с собственным телом;
- снятие телесного напряжения;
- общение и взаимодействие использованием невербальных средств коммуникации;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом;
- снижение агрессивности детей с общим недоразвитием речи через осознание собственных и чужих Эмоций, а также путем правильного реагирования на ситуацию;
- снижение тревожности через повышения доверия к партнёру.
Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер.
По результатам предпроектного исследования, «можем делать следующие выводы ^относительно Эмоциональной сферы дошкольников сс общим недоразвитием речи. Эмоциональная сфера данной группы детей имеет следующие особенности: повышенную «тревожность, высокий уровень психоэмоционального напряжения, наряду с этим убыли выявлены агрессивные тенденции; страхи; проблемы социализации; мышечное напряжение; эмоциональных дискомфорт пи сложности в установлении доверительного контакта.
Все вышеперечисленные показатели, не могут не отразится на коммуникативной сфере. У данной группы детей возникают сложности в установлении полноценного дружеского контакта со сверстниками.
В рамках нашего проектного исследования был разработан проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник под названием «Дружу с эмоциями».
Целью нашего проекта явилась коррекция Эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Исходя из цели проекта были определены следующие задачи:
- развить умение вступать в социальные контакты;
- развить адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности, обидчивости;
- развивать умение называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучать способам регуляции эмоционального состояния;
- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения
посредством телесно-ориентированных психотехник;
- снизить уровень тревожности через повышение доверия к партнеру.
Подробный анализ изучения научно-педагогической -литературы мпо исследуемой (теме и полученные, в ходе проведения (диагностического обследования детей, данные позволили нам сформулировать ожидаемые результаты по окончанию .проекта:
- развитие умения вступать в социальные контакты;
- развитие адекватных социальных эмоций „на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности обидчивости;
- снижение уровня тревожности;
- развитие умения называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучение способам регуляции .эмоционального .состояния;
- снятие (уменьшение) мышечного напряжения посредством
телесно-ориентированной психотехник.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет производиться посредством телесно-ориентированных психотехник. Проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Дружу с эмоциями» включает 18 занятий, продолжительностью каждого занятия - 30 минут. По два занятия в неделю. Вся программа будет реализована в течение 2,5 месяцев.
Программа состоит из следующих блоков.
1. Установочный.
2. Коррекция тревожности и формирование социального доверия.
3. Коррекция агрессивности и формирование правильного реагирования на ситуацию.
4. Коррекция психо-эмоционального напряжения и снятия мышечных зажимов посредством телесно-ориентированных психотехник.
По нашему мнению, данная модель коррекционного воздействия, включает в себя все необходимые элементы для получения и подтверждения результатов до коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В данный момент времени проект находится на стадии апробации и внедрения на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения города .Красноярска.
1. Абрамова Г.С Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издательский центр Академия, 1999. 672 с.
2. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника: учебно-методическое пособие. СПб.: АППО, 2006. 82 с.
3. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 450 с.
4. Батюта М.Б., Семенова Е.А. Исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52. С. 247-254.
5. Беляева Е.В., Борзенкова И.В. Коррекция тревожности и страхов у детей младшего школьного возраста методом сказкотерапии // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2015. № 1. С. 85-88.
6. Бобык С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 221-224.
7. Бреслав Г.М. Психология эмоций: учебное пособие. М.: Смысл, 2016. 67 с.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка / пер. с фр. Л.И. Анцыферова. СПб.: Питер, 2001. 208 с.
9. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
10. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Астрель, 2000. 265 с.
11. В. Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. 299 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2004. 628 с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: КДУ, 1976. 95 с.
14. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к
психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). М.: Национальный книжный центр, 2014. 136 с.
15. Груздева О. В. Развитие детей дошкольного возраста в контексте современной образовательной и социальной ситуации развития: практико-ориентированная монография. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. Астафьева, 2018. 256 с.
16. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-Пресс, 2006. 160 с.
17. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Феникс, 2001. 334 с.
18. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного
развития. СПб.: Питер, 2002. 176 с.
19. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов психологов: научно-методические рекомендации. Челябинск: АТОКСО,
2010. 100 с.
20. Дубровина И.В. Практическая психология образования.
СПб.: Питер, 2004. 592 с.
21. Еникеев. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология М.: Приор, 2002. 513 с.
22. Жавнерко А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2016. № 4. С. 685-687.
23. Жукова Р.А. Игра как средство социального развития детей. Волгоград: ИТД Корифей, 2006. 112 с.
24. Захарова Т.В., Моисеева А.А. Моделирование как метод изучения социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования // Вестник Череповецкого государственного университета». 2013. № 4. С. 99-101.
25. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
26. Зинченко В.П., Левин Т.С. Психология телесности между душой и телом. М.: АСТ, 2005. 731 с.
27. Иванова. О.В. Особенности психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. межденар. студ. науч.-прак. конф. 2018. № 11. С. 27-32
28. Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 464 с.
29. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика : учебное пособие. М.: Академия, 2004. 283 с.
30. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2017. 748 с.
31. Клиническая психология под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. 93 с.
32. Карелина И.О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства: психологический ракурс. Прага: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ, 2017. 178 с.
33. Карелина И.О. Содержание дидактических игр по развитию понимания эмоций человека у детей старшего дошкольного возраста // PEDAGOGY &PSYCHOLOGY. THEORY AND PRACTICE. 2016. № 3. С. 15-18.
34. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1977. 64 с.
35. Кондаков И.М. Психология иллюстрированный словарь СПб.: прайм Еврознак, 2007. 693 с.
36. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие. М.: Издательский центр Академия, 2003. 176 с.
37. Лепехина О.Н., Курмаева Т.Н. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии // Молодой ученый. 2017. № 8. С. 346-349.
38. Люц Т.К., Степанова Н.А. Значение игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-8. С. 1157-1160.
39. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2006, 393 с.
40. Большой псх. Словарь / Под ред Б.Г. Мещерякова. В.П. Зинченко. СПб.: прайм Еврознак, 2006. 622 с.
41. Мюнстенберг Г. Психология и учитель. М.: Совершенство, 1997. 201 с.
42. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-Инфра, 1999. 639 с.
43. Партина О.В. Развитая эмоциональная сфера ребенка - ключ к общению со сверстниками. Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары: ГТК Интерактив плюс, 2016. 352 с.
44. Пестова А.И. Коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников 4-7 лет» // Программы, получившие гриф ФПО России. 2014. № 3. С. 13-15.
45. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психологосоциальный институт, 2000. 257 с.
46. Прокофьева В.А. Аффективная сфера. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: прайм Еврознак, 2003. 432 с.
47. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. 424 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 820 с.
52. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия, психология,
педагогика. 2013. № 3. С. 42-52.
53. Сизова А.В. Особенности развития эмоциональной сферы у студентов - психологов // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 28. С. 15-17.
54. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1966. 150 с.
55. Сорокина Н.А. Комплексная диагностика развития детей с речевыми нарушениями. М.: Владос, 2019. 116 с.
56. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: практические материалы для психологов, педагогов и родителей. М.: Владос, 2017. 143 с.
57. Тельминова Е.И. Мичурина Ю.А. Использование телесно-ориентированной терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. № 4 С.21-23.
58 Филичева Т.Б. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М.: Высшая школа, 2019. 384 с.
59. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. М.: Каро, 2017. 256 с.
60. Чебучева Е.В., Тарычева Ю.А. Коррекция страхов и тревожности в младшем школьном возрасте // Герценовские чтения. Начальное образование.
2011. Т.2 № 2. С. 174-180.
61. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 806 с.
62. Штефа В.Н. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Аллея науки. 2017. № 14. С. 28-31.
63. Щекина А.Я. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в дошкольной образовательной организации // Проблемы педагогики. 2016. № 10. С. 17-19.
64. Anderson P.,Williams J. Identity and difference in higher education : outsiders within. Aldershot, Hampshire, England. Burlington, VT: Ashgate, 2018. 365 p.
65. Berman J. Empathic teaching: education for life. Amherst: University of Massachusetts Press, 2018. 269 p.
66. Biktagirova Gulnara F., Kazimova Ramilya Sh. Development of Emotional Sphere of Preschool Children // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11. № 4. P. 799-807.
67. Bishop A. Beyond token change: breaking the cycle of oppression in institutions. Halifax, N.S.: Fernwood, 201p.