КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПСИХОТЕХНИК
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие и сущность эмоциональной сферы детей 7
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Виды средств телесно-ориентированных психотехник и их
характеристика 23
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ДРУЖУ С ЭМОЦИЯМИ» 38
2.1. Паспорт проекта «Дружу с эмоциями» 38
2.2. Содержание проекта «Дружу с эмоциями» 43
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие и сущность эмоциональной сферы детей 7
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Виды средств телесно-ориентированных психотехник и их
характеристика 23
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА «ДРУЖУ С ЭМОЦИЯМИ» 38
2.1. Паспорт проекта «Дружу с эмоциями» 38
2.2. Содержание проекта «Дружу с эмоциями» 43
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что с каждым годом возрастает количество детей с речевой патологией. Одним из самых сложных и самых распространённых дефектов речи является об общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (далее ОНР) оказывает большое влияние на формировании у детей эмоциональной сферы. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает появление вторичных дефектов
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным [68].
Одной из актуальных задач организации работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является учет всего комплекса их соматических и эмоциональных проблем для направленной разработки коррекционно-воспитательных программ в условиях дошкольных учреждений [53]. Дети с таким диагнозом нуждаются в разработке специализированных методик, которые могли бы одновременно способствовать устранению нарушений речи, их физическому и психоэмоциональному развитию личности. Комплексные коррекционные методики, направленные на устранение ОНР, ориентированы на развитие мимики и общей моторики детей, совершенствование двигательных навыков, непосредственно связанных с умением произвольно управлять своим телом и, соответственно, речевой функцией. Однако, ни одна из них в полной мере не позволяет сформировать у ребенка телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им и, тем самым, осознать возможность самостоятельного устранения нарушений своей речи. Этот ключевой компонент коррекции представлен в телесно-ориентированных практиках.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Целью исследования является изучить возможность коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами телесно-ориентированных психотехник;
- провести предпроектное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами;
- разработать программу коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением средств телесно-ориентированных психотехник.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими подходами:
- деятельностный подход, предполагающий коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец);
- субъектно-развивающий подход, рассматривающий субъекта, как новое преобразованное качество личности, которое находит соотношение, в том что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту и
характеризуются полярностью внешней и внутренней детерминации, необходимости и свободы, стандартизации и индивидуализации. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. Дуаз, А.А. Деркач).
Проектная идея заключается в том, что:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
- теоретический метод, включающий в себя анализ научных источников по проблеме исследования;
- эмпирические методы, включающие в себя проективный метод и тестирование;
- метод количественной и качественной обработки данных.
Для получения эмпирических данных исследования нами были выбраны следующие диагностические методики:
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
- методика «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова);
- «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для разработки программы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в разработке проекта «Дружу с эмоциями» по коррекции эмоциональной сферы детей 5
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ» города Красноярска.
Выборку составили 15 детей старшего дошкольного возраста из логопедических групп с общим недоразвитием речи.
Исследовательская работа представлена в виде исследования проектного типа.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка использованной литературы. Текст работы изложен на 102 страницах печатного текста, иллюстрирован 3 таблицами, 5 рисунками. Список использованных источников включает 67 источник.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как если ребенок не умеет управлять своими эмоциями и не может корректно воспринимать эмоциональное состояние другого, то его общение с окружающими нельзя считать эффективным [68].
Одной из актуальных задач организации работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является учет всего комплекса их соматических и эмоциональных проблем для направленной разработки коррекционно-воспитательных программ в условиях дошкольных учреждений [53]. Дети с таким диагнозом нуждаются в разработке специализированных методик, которые могли бы одновременно способствовать устранению нарушений речи, их физическому и психоэмоциональному развитию личности. Комплексные коррекционные методики, направленные на устранение ОНР, ориентированы на развитие мимики и общей моторики детей, совершенствование двигательных навыков, непосредственно связанных с умением произвольно управлять своим телом и, соответственно, речевой функцией. Однако, ни одна из них в полной мере не позволяет сформировать у ребенка телесного и чувственного осознания своего тела, умения произвольно управлять им и, тем самым, осознать возможность самостоятельного устранения нарушений своей речи. Этот ключевой компонент коррекции представлен в телесно-ориентированных практиках.
Объектом исследования является эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предметом исследования является коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Целью исследования является изучить возможность коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения цели исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами телесно-ориентированных психотехник;
- провести предпроектное исследование особенностей развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами;
- разработать программу коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением средств телесно-ориентированных психотехник.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими подходами:
- деятельностный подход, предполагающий коррекцию за счет организации специального обучения, в ходе которого ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими на новом уровне реализовать контроль и управление внутренней и внешней активностью (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец);
- субъектно-развивающий подход, рассматривающий субъекта, как новое преобразованное качество личности, которое находит соотношение, в том что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту и
характеризуются полярностью внешней и внутренней детерминации, необходимости и свободы, стандартизации и индивидуализации. Став субъектом, личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В. Дуаз, А.А. Деркач).
Проектная идея заключается в том, что:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Для проведения исследования нами были выбраны следующие методы:
- теоретический метод, включающий в себя анализ научных источников по проблеме исследования;
- эмпирические методы, включающие в себя проективный метод и тестирование;
- метод количественной и качественной обработки данных.
Для получения эмпирических данных исследования нами были выбраны следующие диагностические методики:
- проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич);
- методика «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова);
- «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования для разработки программы коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в разработке проекта «Дружу с эмоциями» по коррекции эмоциональной сферы детей 5
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № ХХХ» города Красноярска.
Выборку составили 15 детей старшего дошкольного возраста из логопедических групп с общим недоразвитием речи.
Исследовательская работа представлена в виде исследования проектного типа.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует целям и задачам исследования, практической целесообразности изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав с обзором литературы, описанием методов исследования и результатов исследования, заключения и списка использованной литературы. Текст работы изложен на 102 страницах печатного текста, иллюстрирован 3 таблицами, 5 рисунками. Список использованных источников включает 67 источник.
Проведенное нами теоретическое исследование проблематики эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также разработка проекта «Дружу с эмоциями» по коррекции «эмоциональной сферы старших дошкольников, имеющих речевые датологии, дозволило прийти к следующим выводам.
Целью данного диссертационного исследования явилось изучение возможности коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения вышеизложенной цели нами была выдвинута проектная идея, по нашему мнению:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Нами был разработан ряд задач, позволяющих реализовать проектную идею. Для решения поставленных задач:
- были изучены теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи;
- было проведено предпроектное исследование развития
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ^посредством телесно - ориентированных психотехник;
- в рамках проектного исследования был разработан проект «Дружу с эмоциями» по коррекции Неэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Старший дошкольный возраст играет невероятно важную и особую роль в психическом развитии (ребенка, так как в это период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, также (этот (возраст (является фундаментом (бедующей личности.
Для выхода на прикладной уровень коррекции и абилитации детей с нормативным и отклоняющимся развитием, необходима оптимизация параметров двигательной ,сферы.
Эмоции выступают обязательным элементом (психики личности, дополняющим когнитивную сферу (индивидуума, что дает возможность создавать ^единство и структурированность дознанию и переживаниям.
Психическое и двигательное развитие в онтогенезе находятся между собой в тесной (взаимосвязи. Каждого отдельного ребенка следует рассматривать, его делостности, учитывая его внутренний мир.
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. У него еще мне существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно, то плохо и эмоционально.
В традиционном образовании, основной фокус внимания направлен на развитие зрительного и слухового каналов восприятия, На тактильно-кинестетический би двигательный поставляют без внимания. Таким образом не происходит трехзвеньевой зрительно-моторно-тактильной связи, являющейся основой для формирования активной познавательной деятельности и максимально качественного усвоения информации.
Необходимо отметить, что основными задачами по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста до средством телесно-ориентированных психотехник являются:
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений,
^способствующих .обогащению чувственного «опыта;
- восстановление (выстраивание) контакта с собственным телом;
- снятие телесного напряжения;
- общение и взаимодействие использованием невербальных средств коммуникации;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом;
- снижение агрессивности детей с общим недоразвитием речи через осознание собственных и чужих Эмоций, а также путем правильного реагирования на ситуацию;
- снижение тревожности через повышения доверия к партнёру.
Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер.
По результатам предпроектного исследования, «можем делать следующие выводы ^относительно Эмоциональной сферы дошкольников сс общим недоразвитием речи. Эмоциональная сфера данной группы детей имеет следующие особенности: повышенную «тревожность, высокий уровень психоэмоционального напряжения, наряду с этим убыли выявлены агрессивные тенденции; страхи; проблемы социализации; мышечное напряжение; эмоциональных дискомфорт пи сложности в установлении доверительного контакта.
Все вышеперечисленные показатели, не могут не отразится на коммуникативной сфере. У данной группы детей возникают сложности в установлении полноценного дружеского контакта со сверстниками.
В рамках нашего проектного исследования был разработан проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник под названием «Дружу с эмоциями».
Целью нашего проекта явилась коррекция Эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Исходя из цели проекта были определены следующие задачи:
- развить умение вступать в социальные контакты;
- развить адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности, обидчивости;
- развивать умение называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучать способам регуляции эмоционального состояния;
- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения
посредством телесно-ориентированных психотехник;
- снизить уровень тревожности через повышение доверия к партнеру.
Подробный анализ изучения научно-педагогической -литературы мпо исследуемой (теме и полученные, в ходе проведения (диагностического обследования детей, данные позволили нам сформулировать ожидаемые результаты по окончанию .проекта:
- развитие умения вступать в социальные контакты;
- развитие адекватных социальных эмоций „на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности обидчивости;
- снижение уровня тревожности;
- развитие умения называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучение способам регуляции .эмоционального .состояния;
- снятие (уменьшение) мышечного напряжения посредством
телесно-ориентированной психотехник.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет производиться посредством телесно-ориентированных психотехник. Проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Дружу с эмоциями» включает 18 занятий, продолжительностью каждого занятия - 30 минут. По два занятия в неделю. Вся программа будет реализована в течение 2,5 месяцев.
Программа состоит из следующих блоков.
1. Установочный.
2. Коррекция тревожности и формирование социального доверия.
3. Коррекция агрессивности и формирование правильного реагирования на ситуацию.
4. Коррекция психо-эмоционального напряжения и снятия мышечных зажимов посредством телесно-ориентированных психотехник.
По нашему мнению, данная модель коррекционного воздействия, включает в себя все необходимые элементы для получения и подтверждения результатов до коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В данный момент времени проект находится на стадии апробации и внедрения на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения города .Красноярска.
Целью данного диссертационного исследования явилось изучение возможности коррекции детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Для достижения вышеизложенной цели нами была выдвинута проектная идея, по нашему мнению:
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают рядом особенностей эмоциональной сферы;
- дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, имея особенности развития эмоциональной сферы нуждаются в направленной работе по ее коррекции.
Нами был разработан ряд задач, позволяющих реализовать проектную идею. Для решения поставленных задач:
- были изучены теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста c общим недоразвитием речи;
- было проведено предпроектное исследование развития
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ^посредством телесно - ориентированных психотехник;
- в рамках проектного исследования был разработан проект «Дружу с эмоциями» по коррекции Неэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Старший дошкольный возраст играет невероятно важную и особую роль в психическом развитии (ребенка, так как в это период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, также (этот (возраст (является фундаментом (бедующей личности.
Для выхода на прикладной уровень коррекции и абилитации детей с нормативным и отклоняющимся развитием, необходима оптимизация параметров двигательной ,сферы.
Эмоции выступают обязательным элементом (психики личности, дополняющим когнитивную сферу (индивидуума, что дает возможность создавать ^единство и структурированность дознанию и переживаниям.
Психическое и двигательное развитие в онтогенезе находятся между собой в тесной (взаимосвязи. Каждого отдельного ребенка следует рассматривать, его делостности, учитывая его внутренний мир.
Ребенок по своей природе является абсолютно телесным. У него еще мне существует деления дискомфорта на эмоциональный и телесный. Если ему плохо телесно, то плохо и эмоционально.
В традиционном образовании, основной фокус внимания направлен на развитие зрительного и слухового каналов восприятия, На тактильно-кинестетический би двигательный поставляют без внимания. Таким образом не происходит трехзвеньевой зрительно-моторно-тактильной связи, являющейся основой для формирования активной познавательной деятельности и максимально качественного усвоения информации.
Необходимо отметить, что основными задачами по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста до средством телесно-ориентированных психотехник являются:
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений,
^способствующих .обогащению чувственного «опыта;
- восстановление (выстраивание) контакта с собственным телом;
- снятие телесного напряжения;
- общение и взаимодействие использованием невербальных средств коммуникации;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом;
- снижение агрессивности детей с общим недоразвитием речи через осознание собственных и чужих Эмоций, а также путем правильного реагирования на ситуацию;
- снижение тревожности через повышения доверия к партнёру.
Данное деление направлений работы является условным, так как большинство упражнений имеет многоцелевой характер.
По результатам предпроектного исследования, «можем делать следующие выводы ^относительно Эмоциональной сферы дошкольников сс общим недоразвитием речи. Эмоциональная сфера данной группы детей имеет следующие особенности: повышенную «тревожность, высокий уровень психоэмоционального напряжения, наряду с этим убыли выявлены агрессивные тенденции; страхи; проблемы социализации; мышечное напряжение; эмоциональных дискомфорт пи сложности в установлении доверительного контакта.
Все вышеперечисленные показатели, не могут не отразится на коммуникативной сфере. У данной группы детей возникают сложности в установлении полноценного дружеского контакта со сверстниками.
В рамках нашего проектного исследования был разработан проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник под названием «Дружу с эмоциями».
Целью нашего проекта явилась коррекция Эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством телесно-ориентированных психотехник.
Исходя из цели проекта были определены следующие задачи:
- развить умение вступать в социальные контакты;
- развить адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности, обидчивости;
- развивать умение называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучать способам регуляции эмоционального состояния;
- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения
посредством телесно-ориентированных психотехник;
- снизить уровень тревожности через повышение доверия к партнеру.
Подробный анализ изучения научно-педагогической -литературы мпо исследуемой (теме и полученные, в ходе проведения (диагностического обследования детей, данные позволили нам сформулировать ожидаемые результаты по окончанию .проекта:
- развитие умения вступать в социальные контакты;
- развитие адекватных социальных эмоций „на проблемные ситуации;
- снижение агрессивности обидчивости;
- снижение уровня тревожности;
- развитие умения называть, определять и различать собственные эмоции и эмоции других людей;
- обучение способам регуляции .эмоционального .состояния;
- снятие (уменьшение) мышечного напряжения посредством
телесно-ориентированной психотехник.
Научная новизна нашей работы заключается в том, что коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет производиться посредством телесно-ориентированных психотехник. Проект по коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Дружу с эмоциями» включает 18 занятий, продолжительностью каждого занятия - 30 минут. По два занятия в неделю. Вся программа будет реализована в течение 2,5 месяцев.
Программа состоит из следующих блоков.
1. Установочный.
2. Коррекция тревожности и формирование социального доверия.
3. Коррекция агрессивности и формирование правильного реагирования на ситуацию.
4. Коррекция психо-эмоционального напряжения и снятия мышечных зажимов посредством телесно-ориентированных психотехник.
По нашему мнению, данная модель коррекционного воздействия, включает в себя все необходимые элементы для получения и подтверждения результатов до коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В данный момент времени проект находится на стадии апробации и внедрения на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения города .Красноярска.
Подобные работы
- ИГРОТЕРАПИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



