Введение
Глава I. Теоретические основы коррекции тревожности дошкольников средствами игротерапии 8
1.1 Проблема тревожности как предмет психологического анализа 8
1.2 Проявления тревожности у детей дошкольного возраста 22
1.3 Игротерапия как метод психокоррекционного воздействия 29
Выводы: по главе 1 40
Глава II. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
Выводы: по главе II 65
Заключение
Библиографический список 70
Приложения 74
Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей среднего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом сочинения историй - Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.
Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии.
В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.
А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И. Чирковой. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и - причем в большей степени - в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Психолого-педагогическая обусловленность использования игротеропии определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Костина Л.М. предлагает использовать в качестве эффективного средства преодоления тревожности в дошкольном возрасте игровую терапию. По мнению автора, дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Психолог выделяет следующие программы коррекции тревожности: программа «сказочная шкатулка», «само-чувствие», «это - я».
Для преодоления тревожности у детей, была выбрана вторая программа «само-чувствие», предназначенная для выработка уверенности в себе и повышение навыков самоконтроля, освоение новых эффективных социально приемлемых стратегий поведения.
Цель нашей работы: коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии.
Объект исследования: тревожность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии.
Гипотеза исследования: специальная работа по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротеропии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Диагностика особенностей проявления тревожности и выявление причин повышенной тревожности;
- Проведение коррекционной психологической работы с тревожными, неуверенными детьми, с заниженной самооценкой;
- Применение коррекционно -развивающей работы в форме специально организованных занятий в форме игротерапии;
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- Использование индивидуальной и групповой формы работы с детьми;
- Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему тревожности детей среднего
дошкольного возраста.
2. Рассмотреть возрастно-психологические особенности детей среднего
дошкольного возраста.
3. Изучить игротерапию, как метод психокоррекционного воздействия в психологии.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести программу коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня тревожности дошкольников.
7. Разработать рекомендации по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей.
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы);
- эмпирические (эксперимент, тестирование, опрос, проективные);
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
- методы коррекционной работы (игротерапия);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
- методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
- опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко;
- тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо».
Методологической основой исследования является представление о субъективном характере психики, принцип развития психики в поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: К. Роджерса, Г. Лэндрета, М.Е. Бурно, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева Д.Б. Эльконина, Л.М. Костиной, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, и др.
Исследование проводилось с 13 января 2016 года по 4 марта 2016 года на базе МКДОУ Среднеагинский детский сад «Сказка» и МКДОУ Агинский №2 «Золотой ключик» Саянского района. В исследовании приняли участие 24 ребенка среднего дошкольного возраста детского сада «Сказка» и детского сада «Золотой ключик».
Практическая значимость исследования: полученные результаты, выводы и рекомендации по коррекции тревожности могут быть использованы воспитателями и педагогами - психологами детских садов, в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителями тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлась коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии. Для достижения указанной цели нами была выдвинута гипотеза: специальная работа по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротеропии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Диагностика особенностей проявления тревожности и выявление причин повышенной тревожности;
- Проведение коррекционной психологической работы с тревожными, неуверенными детьми, с заниженной самооценкой;
- Применение коррекционно -развивающей работы в форме специально организованных занятий в форме игротерапии.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- Использование индивидуальной и групповой формы работы с детьми;
- Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
- Проведение опроса среди родителей по выявлению тревожных детей.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме тревожности как объекта психологического анализа.
Понятие тревожность разрабатывалось многими исследователями и имеет различные трактовки. Но следует отметить, что смысл сводится к одному, что тревожность рассматривают, как: психологическое явление; индивидуальную психическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
2. Рассмотрены проявления тревожности у детей дошкольного возраста
У детей среднего дошкольного возраста проявление тревожности, можно наблюдать в следующих формах: эмоциональное переживание, не спокойствие, не уютность и неуверенность за свое благополучие.
Причины возникновения дошкольной тревожности разнообразны, но выделим главные:
- нарушение детско-родительских отношений;
- завышенные требования со стороны воспитателей, учителей, педагогов и родителей;
- нарушение отношений со сверстниками;
- нарушения здоровья в физико-психической сфере.
3. Изучена игротерапия, как коррекционный метод в психологии.
Игротерапия — это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности
4. С целью изучения возможностей игротерапии, как коррекционного метода, была подобрана и реализована программа, направленная на коррекцию тревожности детей среднего дошкольного возраста Данные решения этой задачи представлены в главе II.
5. Проведено констатирующее и контрольное исследование уровня тревожности дошкольников.
По результатам проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», до применения программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень тревожности находился в диапазоне значений от 59% до 89%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как понижение уровня тревожности у дошкольников, до диапазона значений от 48% до 73%
По результатам опросника для родителей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.И. Титаренко, до начала программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень показателей тревожности находился в диапазоне значений от 76% до 97%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как понижение уровня тревожности у дошкольников, до диапазона значений от 62% до 82%.
По результатам методики «Паровозик», до применения программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень показателей степени эмоционального состояния находился в диапазоне значений от 61% до 92%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как снижение степени негативного психического состояния у дошкольников, до диапазона значений от 46% до 77%.
В контрольной группе, по результатам проведения контрольной диагностики по трем методикам, существенных изменений не выявлено и уровень тревожности детей остался прежним.
6. Разработаны рекомендации по профилактике и преодолению тревожности с тревожными детьми для воспитателей, педагогов - психологов и родителей.
Такие рекомендации позволят родителям, педагогам - психологам и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.
Таким образом, после окончания проведения программы по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротерапии в экспериментальной группе с высоким уровнем тревожности и высокой степенью негативного психического состояния, у всех детей уровень снизился. Тем самым, подтвердилась гипотеза исследования .
1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно -методическое пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 624 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт- Петербург, АО «Сфера», 2004 -160 с.
7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 342 с.
8. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. /Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2005 - 189 с.
9. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 256 с.
10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. - М.: «Академия», 1998 - 190 с.
11. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2013. - №1. - С. 20-27.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология
ребёнка». - СПБ: 2010. - 448 с.
13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика,1986.-112 с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 115 с.
15. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. -М.: КАРО, 2006. — 448 с.
16. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2007 - 165 с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2011. - 752 с
19. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. «Академия». - 2004 - 270 с.
20. Карварский Б.Д. Медицинская психология. - М., 1982 - 271 с.
21. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - №9. - С. 22 - 24.
22. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
23. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. - Спб.: Речь, 2001 - 160 с.
24. Котова, Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование». - Красноярск: РИО КГПУ, 2013-128 с.
25. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
26. Левис Ш. Ребёнок и стресс. - СПб., 1997 г. - 320 с.
27. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2010.- 400с.
28. Милюкова, В.И. Экспериментальное исследование специфики материнской и отцовской любви // Сб. научных трудов-аспирантов
Курганского университета. - Курган: КГУ, 2004 - С. 64-65.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология - М., 2006. - 337 с.
31. Осипова А. А. Общая психокоррекция.- Москва-Воронеж, 2011.-356с.
32. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.
33. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
34. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. - М., Владос, 2013
35. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В.В. Мираненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
36. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 604 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 384 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ, 2003. - 713 с.
39. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений /Н.Ю. Синягина - М.: ВЛАДОС, 2003. - 95 с.
40. Смирнова, Е.В., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / www.eruditiоn.ru
41. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 430 с.
42. Степанов С.А. Стратегии семейного воспитания /С.А. Степанов // Школьный психолог - 2010. - №5. - С. 21-22
43. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: игротерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007 - 135 с.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. - 332 с.
45. Фрейд З. Страх // Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С. 250¬263;
46. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
47. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. - 250 с.
48. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007 - 195 с.
49. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007 - 342 с.