Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ИГРОТЕРАПИИ

Работа №166432

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2016
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы коррекции тревожности дошкольников средствами игротерапии 8
1.1 Проблема тревожности как предмет психологического анализа 8
1.2 Проявления тревожности у детей дошкольного возраста 22
1.3 Игротерапия как метод психокоррекционного воздействия 29
Выводы: по главе 1 40
Глава II. Экспериментальное исследование влияния игротерапии на уровень тревожности детей дошкольного возраста 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 54
Выводы: по главе II 65
Заключение
Библиографический список 70
Приложения 74

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревожность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Проблема тревожности у детей среднего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.
Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результат его деятельности. На наш взгляд, исследование в данном направлении поможет решить ряд проблем дошкольного возраста. В нашей работе представлены как теоретические, так и прикладные аспекты проблемы детской тревожности и метода игротерапии.
Тревожность - одна из наиболее сложных и актуальных проблем современной психологической науки.
Многие авторы рассматривают возможность коррекции уровня тревожности у детей методом последовательной десенсибилизации, методом «отреагирования» страха, тревоги, напряжения, методом сочинения историй - Р.В. Овчарова, А.М. Прихожан, А.Н. Дубровина, Е.И. Рогов.
Г.Л. Лэндрет, Л.М. Костина, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина предлагают для коррекции уровня тревожности у детей использование метода игротерапии.
В работах Л.М. Костиной, Г.Б. Мониной, Т.Д. Марцинковской, В.К. Виллюнаса, Е.К. Лютовой и др. констатируется неблагоприятное влияние тревожности на состояние здоровья, деятельность и поведение человека.
А.И. Захаров, А.М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию данного состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся личным новообразованием - тревожностью.
Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, психодиагностическую характеристику, представляемую так А.И.Захаровым и, с другой стороны, как условие и результат социализации А.М.Прихожан, Т.И. Чирковой. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так, и - причем в большей степени - в социальных, раскрывающихся условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности трудно доступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.
В ходе анализа исследований Г.Л. Лэндрета, К. Мустакаса, В. Экслайн и других выяснилось, что наиболее оптимальными методами психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста следует признать рисование, рассказывание сказок и развивающие игры.
Психолого-педагогическая обусловленность использования игротеропии определяется Д.Б. Элькониным, В.В. Лебединским, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер упор следует делать на ведущую в данном возрасте деятельность. Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные варианты игротерапии - метода коррекции, в основе которого лежит игра.
Костина Л.М. предлагает использовать в качестве эффективного средства преодоления тревожности в дошкольном возрасте игровую терапию. По мнению автора, дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Психолог выделяет следующие программы коррекции тревожности: программа «сказочная шкатулка», «само-чувствие», «это - я».
Для преодоления тревожности у детей, была выбрана вторая программа «само-чувствие», предназначенная для выработка уверенности в себе и повышение навыков самоконтроля, освоение новых эффективных социально приемлемых стратегий поведения.
Цель нашей работы: коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии.
Объект исследования: тревожность детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии.
Гипотеза исследования: специальная работа по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротеропии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Диагностика особенностей проявления тревожности и выявление причин повышенной тревожности;
- Проведение коррекционной психологической работы с тревожными, неуверенными детьми, с заниженной самооценкой;
- Применение коррекционно -развивающей работы в форме специально организованных занятий в форме игротерапии;
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- Использование индивидуальной и групповой формы работы с детьми;
- Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать проблему тревожности детей среднего
дошкольного возраста.
2. Рассмотреть возрастно-психологические особенности детей среднего
дошкольного возраста.
3. Изучить игротерапию, как метод психокоррекционного воздействия в психологии.
4. Экспериментально выявить уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста.
5. Провести программу коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста.
6. Провести контрольное исследование уровня тревожности дошкольников.
7. Разработать рекомендации по работе с тревожными детьми для воспитателей, и по профилактике и преодолению тревожности для родителей.
Методы решения поставленных задач:
- теоретические (анализ психологической литературы);
- эмпирические (эксперимент, тестирование, опрос, проективные);
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
- методы коррекционной работы (игротерапия);
Для проведения исследования были применены следующие методики:
- методика «Паровозик» (Велиева С.В.)
- опросник для родителей и воспитателей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева, Т.И. Титаренко;
- тест тревожности Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо».
Методологической основой исследования является представление о субъективном характере психики, принцип развития психики в поведении и деятельности, получившие разработку и подтверждение в работах ряда отечественных и зарубежных психологов: К. Роджерса, Г. Лэндрета, М.Е. Бурно, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева Д.Б. Эльконина, Л.М. Костиной, А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, и др.
Исследование проводилось с 13 января 2016 года по 4 марта 2016 года на базе МКДОУ Среднеагинский детский сад «Сказка» и МКДОУ Агинский №2 «Золотой ключик» Саянского района. В исследовании приняли участие 24 ребенка среднего дошкольного возраста детского сада «Сказка» и детского сада «Золотой ключик».
Практическая значимость исследования: полученные результаты, выводы и рекомендации по коррекции тревожности могут быть использованы воспитателями и педагогами - психологами детских садов, в воспитательной, коррекционной, развивающей работе с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителями тревожных детей по профилактике и преодолению тревожности
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование проблемы, позволило прийти к следующим выводам.
Целью настоящей работы являлась коррекция тревожности у детей среднего дошкольного возраста с помощью игротерапии. Для достижения указанной цели нами была выдвинута гипотеза: специальная работа по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротеропии будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Диагностика особенностей проявления тревожности и выявление причин повышенной тревожности;
- Проведение коррекционной психологической работы с тревожными, неуверенными детьми, с заниженной самооценкой;
- Применение коррекционно -развивающей работы в форме специально организованных занятий в форме игротерапии.
- Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников при выборе содержания и режима занятий;
- Использование индивидуальной и групповой формы работы с детьми;
- Соблюдение регулярности, частоты и продолжительности развивающих занятий;
- Проведение опроса среди родителей по выявлению тревожных детей.
Нами был разработан ряд задач, позволяющий подтвердить или опровергнуть гипотезу. Для решения поставленных задач:
1. Был проведен анализ источников по проблеме тревожности как объекта психологического анализа.
Понятие тревожность разрабатывалось многими исследователями и имеет различные трактовки. Но следует отметить, что смысл сводится к одному, что тревожность рассматривают, как: психологическое явление; индивидуальную психическую особенность личности; склонность человека к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.
2. Рассмотрены проявления тревожности у детей дошкольного возраста
У детей среднего дошкольного возраста проявление тревожности, можно наблюдать в следующих формах: эмоциональное переживание, не спокойствие, не уютность и неуверенность за свое благополучие.
Причины возникновения дошкольной тревожности разнообразны, но выделим главные:
- нарушение детско-родительских отношений;
- завышенные требования со стороны воспитателей, учителей, педагогов и родителей;
- нарушение отношений со сверстниками;
- нарушения здоровья в физико-психической сфере.
3. Изучена игротерапия, как коррекционный метод в психологии.
Игротерапия — это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности
4. С целью изучения возможностей игротерапии, как коррекционного метода, была подобрана и реализована программа, направленная на коррекцию тревожности детей среднего дошкольного возраста Данные решения этой задачи представлены в главе II.
5. Проведено констатирующее и контрольное исследование уровня тревожности дошкольников.
По результатам проективного теста Р. Тэммпла, В.Амена, М. Дорки «Выбери нужное лицо», до применения программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень тревожности находился в диапазоне значений от 59% до 89%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как понижение уровня тревожности у дошкольников, до диапазона значений от 48% до 73%
По результатам опросника для родителей «Признаки тревожности» Г.П. Лаврентьева и Т.И. Титаренко, до начала программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень показателей тревожности находился в диапазоне значений от 76% до 97%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как понижение уровня тревожности у дошкольников, до диапазона значений от 62% до 82%.
По результатам методики «Паровозик», до применения программы по коррекции тревожности у детей экспериментальной группы, уровень показателей степени эмоционального состояния находился в диапазоне значений от 61% до 92%. По завершению программы мы можем наблюдать такие результаты, как снижение степени негативного психического состояния у дошкольников, до диапазона значений от 46% до 77%.
В контрольной группе, по результатам проведения контрольной диагностики по трем методикам, существенных изменений не выявлено и уровень тревожности детей остался прежним.
6. Разработаны рекомендации по профилактике и преодолению тревожности с тревожными детьми для воспитателей, педагогов - психологов и родителей.
Такие рекомендации позволят родителям, педагогам - психологам и воспитателям в общении и работе с детьми дошкольного возраста, так как благополучие ребенка во многом зависит от социальной ситуации развития.
Таким образом, после окончания проведения программы по коррекции тревожности детей среднего дошкольного возраста посредством игротерапии в экспериментальной группе с высоким уровнем тревожности и высокой степенью негативного психического состояния, у всех детей уровень снизился. Тем самым, подтвердилась гипотеза исследования .



1. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
2. Большой толковый психологический словарь. / Перевод с англ. Ребер Артур. - М.: АСТ, Вече, 2001. - 560 с.
3. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно -методическое пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 624 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2003. - 512 с.
6. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - Санкт- Петербург, АО «Сфера», 2004 -160 с.
7. Вологодина Н.Г. Детские страхи днем и ночью. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006 - 342 с.
8. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. /Сост. Велиева С.В. - СПб: Речь, 2005 - 189 с.
9. Дубровина И.В. Данилова Е.Е. Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических заведений. Под. ред. Дубровиной И.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2009 - 256 с.
10. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие под. ред. Дубровиной И.В. - М.: «Академия», 1998 - 190 с.
11. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2013. - №1. - С. 20-27.
12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология
ребёнка». - СПБ: 2010. - 448 с.
13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М.: Педагогика,1986.-112 с.
14. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993. - 115 с.
15. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. -М.: КАРО, 2006. — 448 с.
16. Зубкова А.С., Зубанова С.Г. Книга для родителей. Детские страхи / А.С. Зубкова, СГ. Зубанова. - Ярославль.: Академия развития, 2007 - 165 с.
17. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000. - 464 с.
18. Ильин Е.П. Эмоции и чувства - СПб: Питер, 2011. - 752 с
19. Изотова Е.И., Никофорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика: Учебн. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М. «Академия». - 2004 - 270 с.
20. Карварский Б.Д. Медицинская психология. - М., 1982 - 271 с.
21. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - №9. - С. 22 - 24.
22. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. - 134 с.
23. Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. - Спб.: Речь, 2001 - 160 с.
24. Котова, Е.В. Исследование особенностей детско-родительских отношений: Учебное пособие по курсу «Психология семьи и семейное консультирование». - Красноярск: РИО КГПУ, 2013-128 с.
25. Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А. Карненко. Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
26. Левис Ш. Ребёнок и стресс. - СПб., 1997 г. - 320 с.
27. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб: Речь, 2010.- 400с.
28. Милюкова, В.И. Экспериментальное исследование специфики материнской и отцовской любви // Сб. научных трудов-аспирантов
Курганского университета. - Курган: КГУ, 2004 - С. 64-65.
29. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,
отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
30. Овчарова Р.В. Практическая психология - М., 2006. - 337 с.
31. Осипова А. А. Общая психокоррекция.- Москва-Воронеж, 2011.-356с.
32. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 328 с.
33. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В. Кузнецова, Л.И. Солнцева и др.; под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
34. Петрусинский В. В., Розанова Е. Г. Психотехнические игры и упражнения: техники игровой психокоррекции. - М., Владос, 2013
35. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. / Сост. В.В. Мираненко. - М.: Просвещение, 1990. - 399 с.
36. Психологический словарь. / Под. ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 604 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга психолога. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 384 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПБ, 2003. - 713 с.
39. Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений /Н.Ю. Синягина - М.: ВЛАДОС, 2003. - 95 с.
40. Смирнова, Е.В., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / www.eruditiоn.ru
41. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. - ООО
Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. - 430 с.
42. Степанов С.А. Стратегии семейного воспитания /С.А. Степанов // Школьный психолог - 2010. - №5. - С. 21-22
43. Татаринцева А.Я., Григорчук М.Ю. Детские страхи: игротерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007 - 135 с.
44. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 1997. - 332 с.
45. Фрейд З. Страх // Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1989. - С. 250¬263;
46. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1989. - 296 с.
47. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации, - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД., 1997. - 250 с.
48. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи - это серьезно. - СПб.: Речь, 2007 - 195 с.
49. Щербатых Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007 - 342 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ