Введение 3
1. Исследование проблемы формирования правильной осанки на уроке физической культуры
1.1. Анатомо - физиологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 7
1.2. Значение и задачи корригирующей гимнастики 12
1.3. Воздействие и роль корригирующей гимнастики на осанку, позу,
походку 16
1.4. Проведение корригирующей гимнастики с различным инвентарём 22
2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Задачи исследования 41
2.2 Методы исследования 42
2.3 Организация исследования 44
3. Теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности применения комплекса корригирующей гимнастики с обучающимися младшего школьного возраста.
3.1 Разработка комплекса упражнений корригирующей гимнастики 45
3.2 Оценка результатов разработанного комплекса 55
Выводы 62
Список использованной литературы 63
Приложения 65
Актуальность. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений состояния здоровья обучающихся приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников и обучающихся младшего школьного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья.
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения различного типа.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что у обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста болезни костно-мышечной системы занимают первое место. За последние годы произошло резкое увеличение деформации опорно-двигательного аппарата: нарушение осанки составляет около 80%, плоскостопия- свыше 40%.[3.С.49]
В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях образовательного учреждения различного типа, когда обучающийся находится практически ежедневно и, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. (И.И. Сулейманов, 1998; С.Б. Федоров, 1999; А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).
В процессе организации работы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях особое внимание необходимо уделять профилактике и коррекции нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, поскольку среди функциональных отклонений они составляют наибольший удельный вес.
Группа задач, решение которых направленно на воздействие мышечной системы, которая способствует правильному формированию и костной системы, а также формированию физиологических изгибов, укреплению связочно¬суставного аппарата.
Осанка выражается внешне, в привычной для каждого человека манере сохранять вертикальное положение тела. О правильной осанке говорят тогда, когда основное положение тела характеризуется такой позой, которая способствует сохранению статического и динамического равновесия и создает благоприятные условия для функционирования организма.
Дошкольный и младший школьный возраст- жизненно важные периоды в развитии обучающегося. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья обучающихся.
Установлено, что различные физические упражнения оказывают воздействия не только на отдельные группы мышц, но и на функционирование органов обучающегося и его психические процессы.
Вот почему так тесно связаны между собой показатели физического и психического развития, функционального состояния, эмоциональные, социальные и культурные факторы поведения обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.
В движении происходит познание ребенком окружающего мира, приобретается опыт практической деятельности, закладываются основы нормальной жизнедеятельности организма во взрослом состоянии. (В.К. Бальсевич, В.А. Шишкина, С.Б. Шарманова).
Процесс освоения двигательных действий в физической культуре обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет одновременно решать задачи обучения, воспитания и развития обучающихся.
Объект исследования: формирование правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Проблема исследования: заключается в том, что в общеобразовательных школах мало времени уделяется корригирующей гимнастики.
Предмет исследования: корригирующая гимнастика, как способ формирования правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста.
Цель исследования: является влияние корригирующей гимнастики на формировании правильной осанки у обучающихся младшего школьного возраста.
Для достижения данной цели мы поставили перед собой определенные задачи.
Задачи:
1 .Изучить научно - методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать эффективный комплекс упражнений для проведения корригирующей гимнастики по формированию осанки с обучающимися младшего школьного возраста.
3. Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность разработанного комплекса упражнений с обучающимися младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: при применении комплекса упражнений корригирующей гимнастики предполагается улучшение и коррекция нарушений осанки у обучающихся младшего школьного возраста.
1. Изучили научно-методическую и специальную литературу, на основании который мы отталкивались и проводили эксперимент.
2. На основании изученной научной литературы о коррекции осанки, был разработан комплекс упражнений корригирующей гимнастики для обучающихся младшего школьного возраста.
3. Разработанный комплекс был применен на экспериментальной и контрольной группе обучающихся младшего школьного возраста. Где было выявлено, что показатели экспериментальной группы были значительно выше, чем показатели контрольной группы.