Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №166430

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 13
1.1. Понятие о стрессе и его видах в зарубежной и отечественной
психологии 13
1.2. Производственный и профессиональный стресс и его влияние на
профессиональное здоровье человека 17
1.3. Роль стрессоустойчивости в поддержке профессионального
здоровья личности 24
1.4. Методы развития стрессоустойчивости работников организации..30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЫХ
РАБОТНИКОВ (на примере организации ООО «Нью Ритейл») 40
2.1. Организация и методики исследования 40
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45
2.3. Программа развития стрессоустойчивости молодых работников
организации 56
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 88


Актуальность исследования проблемы развития стрессоустойчивости у молодых работников продиктована необходимостью поиска и разработки новых психологических подходов, диагностических методов и конкретных оптимизационных процедур, позволяющих сохранить профессиональное здоровье работающей молодежи.
На сегодняшний день проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание ученых [44]. Труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Оно может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления - профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность (Г.С. Никифоров, 2010) [19].
В современном мире, с его постоянной изменчивостью, человек вынужден практически все время находиться в состояние стресса, особенно на рабочем месте, при этом средний уровень стресса большинства людей превосходит их психофизиологические возможности, что приводит к снижению эффективности их жизнедеятельности, к ухудшению их профессионального здоровья и самочувствия [44].
Принято считать, что негативное влияние стресса чаще всего проявляются в профессиях связанных с высоким уровнем опасности, риска, как для собственного здоровья человека, так и в случае принятия им на себя ответственности за жизнь и здоровье других людей (летчики, пожарные, авиадиспетчеры, врачи, операторы АЭС и др.) [21].
Исследования Х. Линдеман, С.Б. Величковская, А.Н. Занковский, О.В. Лозгачева, и др. показали, что негативное влияние стресса ярко проявляется также в ряде других профессий, где роль человека особенно велика и влияет на эффективность, надежность и безопасность труда. К таким профессиям можно отнести, прежде всего, профессии, осуществляющие свою деятельность в системе человек-человек, к которой относится также рассматриваемая нами профессиональная деятельность в сфере торговли. Систематическое влияние высокого уровня стресса напрямую влияет на работоспособность, профпригодность, состояние здоровья, профессиональное долголетие самого работника. При этом в зоне риска находятся, прежде всего, молодые специалисты, у которых в силу возрастных, профессиональных и личностных особенностей не достаточно развита стрессоустойчивость как интегральное свойство личности. [55, 11, 21, 35].
Специалисты в области психологии труда указывают на то, что проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно “бороться” со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс с помощью своевременных методов, направленных на развитие стрессоустойчивости работников организации [1, 14, 17, 37].
Таким образом, возрастающая значимость проблемы сохранения профессионального здоровья в современном обществе, с одной стороны, и недостаточная изученность проблемы развития стрессоустойчивости молодых специалистов организации, с другой стороны, определяет актуальность нашего исследования.
Проведенный анализ литературы и исследований по данной проблеме стресса позволил обнаружить ряд противоречий:
- между возрастающими социально-экономическими потребностями предприятий в повышении производительности труди и ухудшением условий труда на предприятии.
Данное противоречие связано с тем, что в современных социально-экономических условиях развития общества возрастают потребности, направленные на существенное повышение рентабельности предприятия, организации в том числе, и за счет повышения производительности труда. Однако при этом зачастую происходит ухудшение условий труда, что, как правило, ведет к повышению уровня стрессов, а впоследствии к росту числа профессиональных заболеваний и увеличению социальной напряженности, как на отдельном предприятии, так и в стране в целом.
К таким социальным противоречиям можно отнести, в частности, недовольство работников условиями труда, графиком работы, нарушение трудового законодательства и т.д., вызывающими стрессы, ухудшение состояния здоровья сотрудников, трудовые и социальные конфликты работников с менеджерами и работодателями, ухудшение социально¬психологического климата в первичных коллективах (рабочих группах) и в организации в целом.
- между несоответствием требований к уровню стрессоустойчивости работников (как условие сохранения их профессиональной эффективности) их реальному уровню стрессоустойчивости.
Такие противоречия формируются из-за несоответствия уровня психологических нагрузок испытываемых работниками организаций их собственному уровню стрессоустойчивости.
Анализ практики показывает, что работники не всегда способны самостоятельно справиться с влияющими на них в процессе трудовой деятельности стрессовыми ситуациями, так как не обладают достаточными знаниями в области повышения личностной стрессоустойчивости и не владеют, в достаточной степени, методиками, способствующими снижению влияния стресса и поддержанию собственного психологического здоровья [55, 13].
Проведенный нами анализ работ по проблеме профессионального стресса и стрессоустойчивости у работников различных профессиональных сфер показал, что специальных научных исследований направленных на поиск эффективных способов повышения стрессоустойчивости работников торговой сферы практически нет, но имеется достаточно обширное количество научно-исследовательских трудов изучающих различные аспекты управления производственными стрессами, а также трудов затрагивающих общие проблемы стресса и стрессоустойчивости личности.
Существует множество подходов к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости. Прежде всего, следует назвать подход Г.Селье и его школы, а также работы таких ученых как П.Фресс, Л.Китаев-Смык, Р.Лазарус, В.Суворов, А.Вальдман и др.
За последние годы выросло число публикаций, связанных с попытками создания теорий и моделей профессионального стресса: J.Shark, G.Salvendi, R.Rose, R.Karasek. Особенности и разновидности стресса были рассмотрены Ю.Чирковым, А.Виру, Л.Паниным, А.Робу и др. Отдельные аспекты анализа производственного стресса можно встретить в диссертациях С.Попова (1983 г.), Г.Горшенкова (1996 г.), Н.Кузнецова (1997 г.), А.Фомочкина (1997 г.), И. Панферова (1998 г.), Г.Шафикова (2000 г.) Е.Варнаховской (2002 г.).
Установлено, что стресс может негативно влиять на профессиональную деятельность человека. Профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность работников организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Н.В. Самоукина: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» [45, С.58].
Противодействию развития профессионального стресса у работников может способствовать организационная культура предприятия, уменьшение стресс-факторов, своевременная профессиональная подготовка специалистов, укрепление физического здоровья сотрудников, а также развитие личностных особенностей сотрудников, в частности развитие их стрессоустойчивости.
Существуют различные определения стрессоустойчивости личности (В.Д. Шадриков, Л.В. Куликов, С.Н. Князев и др.). На наш взгляд, наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман, стрессоустойчивость - «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» [22, С.152].
Как показывают исследования, существует взаимосвязь стрессоустойчивости и ряда психологических качеств (К.С. Торшина). Например, лица, имеющие согласно классификации Роттера внутренний «локус» контроля за своей деятельностью — «интерналы» (уверенные в себе, надеющиеся только на себя, не нуждающиеся во внешней поддержке), менее подвержены дистрессу в экстремальных условиях при социальном давлении, чем «экстерналы» с внешним «локусом» контроля (неуверенные в себе, нуждающиеся в поощрениях, болезненно реагирующие на порицания, полагающиеся на случай, на судьбу). Люди с тревожностью как чертой характера более подвержены эмоциональному стрессу, чем те, у кого тревожность возникает только в опасных ситуациях. Заниженная самооценка, неуверенность в себе снижают возможность человека контролировать свою жизнь и делают его менее устойчивым по отношению к стрессу. Лица типа «А», отличающиеся склонностью к недооценке сложности стоящих перед ними задач и времени, потребного для решения этих задач, всегда спешащие и всегда опаздывающие и расстраивающиеся, более подвержены болезненным стрессам («стресс—коронарный тип», «Сизифов тип»), чем люди типа «В», склонные к спокойной, размеренной деятельности. Наиболее «токсические» компоненты в типе «А» это нетерпимость, раздражительность и враждебность.
Исходя из результатов вышеизложенных экспериментальных исследований, можно сформулировать следующее понятие стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость - является интегральным качеством личности, основой успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции.
Стрессоустойчивость как индивидуальное личностное качество работника можно рассматривать как условие сохранения профессиональной эффективности и профессионального здоровья. По мнению «пограничных» психиатров (Ю.А. Александровский, А.Д. Адо, А.В. Вальдман, В.И. Лебедев и др.) недостаточная стрессоустойчивость - это барьер психической адаптации личности. Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота, Н. Хаан к механизмам развития стрессоустойчивости относят различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты [30]. Психологи Л.Г. Дикая О.А. Конопкин, В.И. Моросанова и Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая).
Между тем развитию стрессоустойчивости молодых специалистов организации, в частности занятых в сфере торговли, и испытывающие стресс в адаптационный период профессиональной деятельности, уделяется не достаточное внимание.
Необходимость решения вышеизложенных проблем продиктовала выбор темы исследования, определила цель, задачи и содержание диссертации.
Тема исследования: Развитие стрессоустойчивости молодых работников организации.
Цель исследования - развить стрессоустойчивость молодых работников организации, посредством обучения их методам саморегуляции стрессовых состояний.
Объектом исследования - является стрессоустойчивость.
Предметом исследования - стрессоустойчивость молодых работников организации.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что обучение молодых работников организации методам (приемам) саморегуляции будет способствовать развитию стрессоустойчивости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Изучить современное состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости, в контексте их влияния на профессиональное здоровье личности. Определить теоретико-методологические основания и эмпирические подходы к проблеме развития стрессоустойчивости.
2. Подобрать психодиагностические методики и исследовать уровень стрессоустойчивости у работников организации.
3. Разработать и апробировать программу мероприятий, направленных на развитие у работников организации стрессоустойчивости с помощью методов и приемов саморегуляции стрессовых состояний.
4. Провести сравнительный анализ уровней стрессоустойчивости у работников организации до и после реализации развивающей программы.
Теоретическую и методологическую базу диссертационной работы составили:
• системный и деятельностный подходы позволяющие рассматривать стрессоустойчивость как интегральную характеристику личности профессионала (В.А. Бодров, П.Б. Зильберман);
• труды зарубежных и отечественных ученых, в которых проанализированы важнейшие аспекты проблемы стресса (Г. Селье, Л. Китаев-Смык, П. Фресс, Р. Лазарус, В. Суворов, А. Вальдман), управления производственными стрессами и сохранения профессионального здоровья (J. Shark, G. Salvendi, R. Rose, R. Karasek, В.М. Бехтерев, В.А. Пономаренко, А.Г. Маклаков, Г.С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гуревич и др.), а также работы ученых о методах саморегуляции и самопрофилактики в целях развития и сохранения стрессоустойчивости личности (Л. Хендерсон, Х. Линдеман, Ф.Т. Готвальд, В. Ховальд, А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак).
Кроме того, нами были использованы публикации периодической печати в области психологии управления и психологии труда, материалы научных конференций и семинаров, справочная и специальная литература.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы в качестве методов сбора информации были использованы:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме стресса и его влияния на профессиональное здоровье;
• анализ теоретико-методологических оснований и эмпирических подходы к проблеме исследования и развития стрессоустойчивости личности.
Нами были использованы следующие методики:
- Методика «Прогноз - 2» (В.Ю. Рыбников);
- шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина;
- тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона определяющий личностный уровень стрессоустойчивости;
- методика «Шкала психологического стресса PSM-25» определяющая уровень выраженности развития стресса;
- опросник «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»
позволяющий определить тип выраженности личностной стрессоустойчивости;
- опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ) позволяющий произвести диагностику развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуального профиля, включающего показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности.
Для проверки достоверности полученных в ходе экспериментального исследования данных мы использовали Критерий Манна - Уитни.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось в ООО «Нью Ритейл», на базе отдела развития и адаптации персонала. В исследовании приняли участие 60 сотрудников розничной сети данной компании в возрасте от 20 до 30 лет.
Научная обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечены детальной теоретической проработкой существующих подходов к изучению стрессоустойчивости, разнообразием методов исследования и их соответствием целям и задачам работы. В состав разработанного на основании проведенного теоретического анализа диагностического комплекса вошли надежные и валидные психодиагностические методики, хорошо зарекомендовавшие себя в исследовательской практике.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Впервые проведено исследование уровня стрессоустойчивости у молодых работников торговой организации и выявлены, индивидуальны особенности саморегуляции, тревожности, стрессоустойчивости испытуемых, а также определён тип стрессоустойчивости и уровень выраженности развития стресса (на примере сотрудников ООО «Нью Ритейл»).
Теоретическая значимость:
Показано влияние степени сформированное личностной саморегуляции на уровень развития стрессоустойчивость молодых работников организации. Выявлена возможность влиять, посредством обучения методам саморегуляции в стрессовых состояниях, на уровень стрессоустойчивости молодых работников организации.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии и методов работы с персоналом в условиях повышенного уровня стресса на предприятии. Разработанная программа развития стрессоустойчивости позволяет проводить анализ готовности сотрудников к принятию возложенных на них должностных обязанностей в существующих условиях организации труда на предприятии.
Разработанная программа развития стрессоустойчивости молодых работников организации может быть использована в качестве адекватного инструментария при проведении прикладных исследований аналогичного типа в других областях психологической практики.
Положения выносимые на защиту:
1. Стрессоустойчивость - интегральное качество личности, основа успешного социального взаимодействия человека, который характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, высоким уровнем саморегуляции.
2. Уровень саморегуляции поведения сотрудников организации в стрессовых ситуациях влияет на их личностную стрессоустойчивости.
3. Программа развития стрессоустойчивости молодых работников организации включающая в себя проведение тренингов и лекций, направленных на обучение методам саморегуляции в целях развития стрессоустойчивости личности в стрессовых ситуациях


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный подробный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости и его влияния на профессиональное здоровье молодежи позволил выявить теоретические предпосылки влияния обучения молодых работников организации методам (приемам) саморегуляции на развитие их стрессоустойчивости.
Далее нами были определены теоретико-методологические основания и эмпирические подходы к проблеме развития стрессоустойчивости, подобраны психодиагностические методики и исследован уровень стрессоустойчивости у работников организации.
Нами была разработана и апробирована программа мероприятий, направленных на развитие у работников организации стрессоустойчивости с помощью методов и приемов саморегуляции стрессовых состояний. После проведения программы был сделан сравнительный анализ уровней стрессоустойчивости у работников организации до и после реализации развивающей программы.
Результаты сравнительного анализа показали, что использование разработанной нами программы повышения уровня стрессоустойчивости с помощью обучения сотрудников методам саморегуляции способствует повышению их личностной стрессоустойчивости, что в свою очередь благотворно влияет на их профессиональное здоровье.



1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. СПб.: Речь, 2010. 166 с.
2. Аведисова А.С., Канаева Л.С., Ибрагимова Д.Ф. Копинги механизмы его реализации // Российский психиатрический журнал. 2002. №4. С.59-64.
3. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 2003. 400 с.
4. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. М.: 2009. 298 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 136 с.
6. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: 2005. 122 с.
7. Барабанщикова В.В. Модальность образной сферы как фактор оптимизации функционального состояния профессионалов в процессе психологической саморегуляции: Дис. ... канд. пс. наук. М, 2009. 160 с.
8. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психологическая саморегуляция. СПб.: Речь, 2009. 178 с.
9. Бережная Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 2003. №1. С.453-457.
10. Богданович Н.Г., Кедярова Е.А. Проблема формирования психологической устойчивости личности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 2003. №1. С.510-513
11. Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: Диссертация канд. психол. наук. М, 2009. 127 с.
12. Виды трудового стресса / Психология психических состояний / Под. ред. А.О. Прохоров. Казань, 2011. 255 с.
13. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. 2011. Вып.2. № 13. С. 12-16.
14. Генковска, В.М. Особенности саморегуляции как форма психической устойчивости личности в стрессовых ситуациях: Автореф. дис... канд. психол. наук. Киев, 1990. 18 с.
15. Готвальд Ф. Т., Ховальд В. Помоги себе сам. Медитация. М.:1993. 56 с.
16. Гримак Л.Я., Звоников В.М., Скрыпников Л.Я. Психическая саморегуляция в деятельности человека-оператора // Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. 1983. №3. С.150-167
17. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
18. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы / Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылов, Л.А. Коростылёва. СПбГУ, 2009. 156 с.
19. Диагностика здоровья: Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2010. 950 с.
20. Жуков А.И. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы3-го Всероссийского съезда психологов. 2003. №3. С.334-339.
21. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. 2009. №2. С.144-156.
22. Зильберман П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора.1974. №4. С.152-158.
23. Игнатова Е.Н., Куликов Л.В., Розанова М.А. Социальные и социально-психологические аспекты стрессоустойчивости личности //Теоретические и прикладные вопросы психологии. 2010. №1. С. 87-96.
24. Каменюкин А., Ковпак Д. Антистресс - тренинг. СПб.: Питер, 2009. 45 с.
25. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 2008. 752 с.
26. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 2008. 367 с.
27. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 2011. 216 с.
28. Кондратенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Мн.: Выш.шк., 2007. 464 с.
29. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 2005. №1. С.5-12.
30. Конопкин О.Л. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 2011. 145 с.
31. Кэннон Б. Физиология эмоций. Л.: 2007. 89 с.
32. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: 2005. 266 с.
33. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М.: Академия, 2010. 123 с.
34. Линдеман X. Система психофизического саморегулирования. М .: 1992. 94 с.
35. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере студентов юридического вуза): автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.
36. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. М.: Март, 2009. 285 с.
37. Монина, Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб.: Речь, 2009. 430 с.
38. Моросанова В.И., Сагиев Р.Р. Диагностика индивидуально- стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов // Вопросы психологии. 2004. №4. С.134-140.
39. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования// Журнал практической психологии и психоанализа. 2011. №3. С.30-37.
40. Основы социально-психологической теории./ Под.общей ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. М.: Международная педагогическая академия, 2005. 421 с.
41. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.И. Снеткова. СПб.: Речь, 2011. 240 с.
42. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2009. 607 с.
43. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: «Прогресс», 2011. 247 с.
44. Родина О.Н. Индивидуально-личностные особенности, стресс, здоровье профессионала // Мир психологии. 2009. №3. С.39-50.
45. Самоукина Н.В. Управление персоналом. Российский опыт. СПб.: Питер, 2003. 69 с.
46. Свядощ А.М. Аутогенная тренировка // Руководство по психотерапии. 2009. №1. С.176-192.;
47. Селье Г. Когда стресс не приносит горя// Неизвестные силы в нас. 2012. №5. С.103-158.
48. Селье Г. На уровне целого организма. М.: Наука, 2006. 133 с.
49. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 2008 120 с.
50. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 2009. 123 с.
51. Современные проблемы лечения в психотерапевтической практике: Сборник статей / Сост. М. Папидопулу. СПб, 2009. 251 с.
52. Сыманюк Э.Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2009. №1. С.156-162.
53. Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С. Лобзина. Л., 2004. 38 с.
54. Филимоненко Ю.И. Показатели успешности психической саморегуляции // Вестник ЛГУ. Экономика. Философия. Право. 2012. № 23. С.78-80.
55. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации (на примере юридического вуза): монография. Екатеринбург, 2008. 112 с.
56. Хендерсон Л. Релаксация: Учитесь расслабляться. СПб.: 2003. 85 с.
57. Черепанова Е. Психологический стресс. М.: 2006. 94 с.
58. Шубина Л.С. Психическая саморегуляция как средство адаптации к учительской профессии // Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. 2008. №2. С.97-104.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ