Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Представление о времени и пространстве в картине мира древних англосаксов

Работа №166425

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Лингвокультурные особенности этноса англосаксов 7
1.1. Формирование англосаксонского этноса 7
1.2. Англосаксонский период истории Англии 12
1.3. Территориальные границы этноса 17
1.4. Исторические и литературные источники лингвокультурологического
исследования 23
Выводы по главе 30
2 Картина мира древних англосаксов 31
2.1. Определение понятия «картина мира» 31
2.2. Время и пространство как базовые характеристики картины мира.. .35
2.2.1. Время и пространство в мифологической картине мира 39
2.2.2. Понятие хронотопа. Пространственно-временная метафора 42
2.3. Языковые способы представления времени и пространства и
языковые единицы на примере эпических произведений 47
2.4. План урока по теме «Представление о времени и пространстве в
сознании средневекового человека» 50
Выводы по главе 62
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения

Время и пространство являются объективными характеристиками окружающей действительности, результатом познания которой является картина мира, отраженная в языке. Взаимосвязь пространственно-временных характеристик объектов и их свойств, явлений и событий не воспринимается дискретно. Единство пространства и времени закреплено в языковом представлении времени в терминах пространства и наоборот. Отношение к пространственно-временному континууму определяет мировоззрение народа, его традиции, этику, политику и историю.
В современном мире роль народов, предками которых были древние англосаксы, является не только важной, но часто определяющей мировую политику. Не случайно, в современной публицистике используется общий термин «англосаксы» для обозначения Британской и американской политической элиты, представляющей единую культуру мышления, общие взгляды и образ мира. В этой связи актуальность данного исследования определяется необходимостью диахронического описания картины мира англосаксов как основы для последующих антропологических, культурологических и исторических изысканий.
Данное исследование проведено в рамках лингвокультурологии, которая трактует язык как выразитель особой национальной ментальности, а культуру в целом как систему, генерирующую, оценивающую, заимствующую и транслирующую (в другие культуры) смыслы [Режабек, Филатова, 2010:11]. Данное направление науки появилось в результате обобщения философских, исторических, психологических и лингвистических знаний. Семиотическая концепция культуры представлена в трудах таких ученых, как Ю.М. Лотман [Лотман, 1983: 23-30.], М.К. Петров [Петров. М. К., 1991: 328], которые изучали отношение знака, языка и культуры. Деятельностно-семиотическая концепция культуры обосновывает возможность исследования сознания народа через его семиотическую деятельность (порождение знаков-текстов). В центре лингвокультурологического исследования находится семантика знаков как результат взаимодействия языка и культуры [Токарев, 2000:92].
В рамках структурного подхода система английского языка была подробно описана в фонетическом, морфологическом, синтаксическом и лексическом аспектах [Смирницкий, 1965; Ильиш, 1968; Расторгуева,1983]. Несмотря на обширный материал научных работ, степень изученности темы не является чрезмерно высокой. В первую очередь это связано с переосмыслением в связи с новейшими методами исследования. Лингвокультурологический подход в описании истории развития английского языка представлен в работах, описывающих особенности мировидения англосаксов [Соснин, 2007], наивную картину мира через этимологию слов [Маковский, 1986], смешение дохристианского и христианского мировоззрения [Гузий, 2014; Проскурин, 2014], мир древнеанглийского эпоса [Брунова, 2007], пространственно-временной континуум древнеанглийского языка [Черепанова, 2009; Нильсен, 2010]. Данные работы послужили теоретической основой представленного исследования.
Кроме того, особенность лингвокультурологического исследования предполагает обращение к знаниям смежных наук. Так, для определения хронологических рамок и описания характеристик и происхождения этноса были проанализированы труды историков [Шор, 1906; Шервуд, 1988; Мельникова, 1987; Вильсон, 2004; Дэниел, 2007]. Для определения понятий «картина мира», «мифологическое мышление», «пространственно-временная категоризация» в ходе исследования мы ссылались на труды литературоведа М.М. Бахтина [Бахтин, 1975], философа-антрополога Д.В. Гарбузова [Гарбузов, 2009], лингвиста-когнитолога А.В. Кравченко [Кравченко, 1996].
Будучи междисциплинарным исследованием, данная работа задействует ряд герменевтических методик, используемых в сопредельных науках. Для анализа на уровне слова и предложения были использованы лингвистические методы этимологического и дефиниционного анализа, метод семантического описания. Для интерпретации знаков текстов использовался метод 4
нарративного анализа [Репьевская, 2013: 110-112]. Исходя из этого, можно
сделать вывод о новизне исследования, т.к. оно основано на новейших методах и подходах в герменевтике.
Практическая значимость работы заключается в ее аппликативном потенциале в области преподавания истории и культуры Великобритании, истории английского языка. Пример использования результатов исследования в рамках учебной программы основного общего образования представлен в одном из разделов практической главы.
Объектом данного исследования являются тексты, написанные англосаксонскими авторами в период раннего средневековья. В фокусе исследования находятся языковые выражения, описывающие пространственно-временные отношения в древнеанглийском языке.
Предметом исследования является представление о времени и пространстве, закрепленное в семантике языковых единиц, отражающих данные параметры действительности в результате переосмысления объективного пространства и времени.
Цель данного исследования заключается в описании языковой картины мира древних англосаксов в сегменте времени и пространства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать культуру этноса, установить его исторические корни и основные черты;
- выделить основные особенности мифологического мышления англосаксов, сочетающего дохристианскую и христианскую картины мира;
- провести инвентаризацию имеющихся рукописей;
- определить понятие хронотопа как единства времени и пространства;
- проследить этимологию единиц с пространственно-временным значением в древнеанглийском языке;
- проанализировать семантику исследуемых единиц;
- представить модель отражения времени и пространства в картине мира англосаксов;
- разработать урок по теме «»Картина мира средневекового человека» на материале исследования.
Материалом для исследования послужили исторические источники: для описания самого понятия «англосаксы» использовались сочинения бенедиктинского монаха 7 века Беды Достопочтенного, а именно «Церковная история народа англов». [Пер. В. В. Эрлихмана, 2001]. Также использовалась «Англосаксонская хроника» [Пер. с др.-англ. З. Ю. Метлицкой, 2010] -
древнейшая летопись Англии, и небольшой текст «Путешествие Оттара», вставленный в перевод на англосаксонский язык «Истории против язычников» Павла Орозия, рассказывающий о путешествии по скандинавским странам и землям вокруг Белого моря [Пер. Тюленева, 2004]. Англосаксонские и древнегерманские саги и эпопея «Беовульф» [Ред. С. Шлапоберская, 1975.] послужили материалом для непосредственного анализа мировоззрения англосаксов.
Работа состоит из двух глав. Первая глава содержит общие сведения о происхождении англосаксонского этноса, территориальных границах англосаксонских земель и описание исторических источников, послуживших основой для исследования.
В целом, исследование охватывает период с V по X века, который традиционно считается периодом формирования единого англосаксонского этноса. Завоевание Вильгельма (1066) знаменует начало Нормандского периода в истории Англии, который, однако, был подготовлен периодом правления «неанглийских» королей, а именно: датской династией и Эдуардом Исповедником.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение языка в контексте истории и культуры народа является перспективным направлением современной науки. Данная работа представляет собой попытку объединить лингвистические, исторические и литературоведческие сведения об англосаксах с целью реконструкции их картины мира.
В данном исследовании были выполнены все поставленные задачи. Используя широкую базу источников и опираясь на теоретическую литературу, удалось описать культуру этноса древних англосаксов, установить его исторические корни и выделить основные черты, исходя из последовательных этапов формирования народа. Посредством анализа англосаксонских эпических текстов, удалось выделить основные особенности мифологического мышления англосаксов, сочетающего дохристианскую и христианскую картины мира. Было определено понятие хронотопа как единства времени и пространства. также мы проследили этимологию единиц с пространственно-временным значением в древнеанглийском языке и проанализировали семантику исследуемых единиц. Благодаря полученным результатам, получилось представить модель отражения времени и пространства в картине мира англосаксов.
В качестве иллюстрации практического применения данного исследования был разработан комбинированный урок для 6 класса по теме «Представление о времени и пространстве в сознании средневекового человека». Содержательно урок сочетает знания различных наук: истории, философии, истории английского языка, культурологии. Поставленные задачи решаются в ходе урока через использование различных форм работы, применение различных универсальных учебный действий: регулятивных (самоорганизация, самооценка, постановка задач), коммуникативных (работа в группах, чтение и анализ исторического источника), познавательных (установление причинно-следственных связей, обобщение, аргументация). Проблемное введение темы, наглядное представление материала с обращением к историческим памятникам, сопоставление различных картин мира должно способствовать формированию критического мышления и учебно- познавательной компетенции, повышению мотивации и способности к самоорганизации, самообучению и самооценке. Урок выполнен с соблюдением педагогических и методических принципов, включает все необходимые этапы и удовлетворяет требованиям ФГОС. Предложенные материалы и формы работы могут быть использованы не только для работы по данному УМК, но и применимы в качестве дополнительного источника к другим учебникам по истории. Работа имеет практическое применения не только в рамках школьного образования, но может быть использована на занятиях по Истории английского языка, Истории и культуре Великобритании в вузе.
Перспективы дальнейшего исследования состоят в следующем: хронологические рамки исследования включали в себя период раннего Средневековья, но понятие «картина мира» характерно для всех эпох и этносов. Представляется, что диахроническое описание картины мира в эпоху Возрождения, а затем в Новое время, трансформация картины мира с приходом гуманистических идей и реформации могли бы быть интересны с точки зрения изменения мировоззрения и отражений этого изменения в языке, литературе и искусстве.


1. Англосаксонская хроника / пер. с др.-англ. З. Ю. Метлицкой. — СПб.: Евразия, 2010. — 288 с.
2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / Пер. В. В. Эрлихмана. — СПб.: Алетейя, 2001. — 343 с.
3. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/ Библиотека всемирной литературы, т. 9 / пер. с древнеанглийского В. Тихомирова, А. Корсуна, Ю. Корнеева — М.: Художественная литература, 1975.
4. Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе. Тексты, перевод, комментарий. Издание второе, в одной книге, исправленное и дополненное. — М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. — 780 с.
5. Исландские саги. Ирландский эпос (перевод М. И. Стеблин-Каменского и О. А. Смирницкой, вступительная статья и примечания - М. И. Стеблин- Каменского), изд. «Художественная литература», М., 1973
6. Младшая Эдда (перевод О. А. Смирницкой, предисловие, заключительная статья и примечания М. И. Стеблин-Каменского), изд. «Наука», Л., 1970;
7. Орозий, Павел. История против язычников. / Пер., вступ. ст., комм. и указ. В. М. Тюленева.
8. Прокопий. История войн римлян с персами, вандалами и готами. / Пер. С. Дестуниса. Т. 1. Кн. 1, 2. СПб., 1876-80
9. Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях (перевод А. И. Корсуна, ред., вступительная статья и комментарии М. И. Стеблин - Каменского), изд. АН СССР, М. - Л., 1963;
10. Тацит, Корнелий. Сочинения. Т.1-2. Т.1. Анналы. Малые произведения. / Пер. А. С. Бобовича. 2-е изд., стереотипное. Т.2. История. / Пер. Г. С. Кнабе. 2-е изд., испр. и перераб. Статья И. М. Тронского. Отв. ред. С. Л. Утченко. (1-е изд. 1969 г.). (Серия «Литературные памятники»). СПб,
Наука. 1993. — 736 с.
Литература
1. Апресян, Ю.Д.. Избранные труды. Т. I. М.: Языки русской культуры, 1995.
2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики: Сб. — М.: Худ. лит., 1975. — С. 234—407
3. Вильсон, Д. Англосаксы. Покорители кельтской Британии. М.: Центрполиграф, 2004 г.
4. Гарбузов Д.В. Языковое сознание человека как источник представлений о времени. Вопросы культурологии. 2009. № 6. С. 17-21.
5. Гузий Т.Н. Христианская картина мира древних англосаксов. Научный результат. Серия: Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2014. Т. 1. № 2 (2). С. 16-22.
6. Гумилев, Л.Н. О термине "этнос" // Доклады Географического общества СССР. 1967, вып.3 стр. 3-17.
7. Дэниел К. Англия. История страны. М.; СПб., 2007.
8. Ибятова Л.З. Символ как отражение древнеанглийской модели мира в поэтических памятниках. В сборнике: Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки сборник статей. под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, А.А. Шестакова; Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2015. С. 113-116.
9. Елифёрова М.В. Религиозно маркированная лексика в «Беовульфе»: к вопросу о дохристианском наследии поэмы. Новый филологический вестник. 2014. № 1 (28). С. 19-36.
10. Квеннеллы, М.и Ч. Г. Борн. Повседневная жизнь в Англии во времена англосаксов, викингов и норманнов. Пер. с англ. Ковалева Т. В .—СПб.: Евразия, 2002.— 384 с.
11. Кравченко А.В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой
категоризации // Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1996 - 160 с.
12. Кузнецова Т. Ф. Картина мира . Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №4 2008 - Культурология
13. Лотман Ю. М. Культура и текст как генераторы смысла /
/Кибернетическая лингвистика. - М., 1983. - С. 23-30.
14. Маковский М.М. Английская этимология. - М. : высшая школа, 1986. 152 с.
15. Мельникова Е.А. Меч и лира: Англосаксонское общество в истории и эпосе. - М.: Мысль, 1987. - 203 с.
16. Нильсен Е.А. Особенности репрезентации концепта время в
древнеанглийском языке: дихотомия день-ночь. Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2010. № 5. С. 73-79.
17. Петров. М. К Язык, знак, культура. - М., 1991. - 328 с.
18. Петров Ю.В. Антропологические основания культуры. Вестник Томского государственного университета. 2005. № 287. С. 196-217.
19. Проскурин, С.Г. К вопросу перевода Библии на народные языки Европы: английская традиция / С.Г. Проскурин // Критика и семиотика. - 2014. - № 2.
20. Проскурин С.Г. О значениях «правый-левый» в свете древнегерманской лингвокультурной традиции / Вопросы языкознания. 1990. № 5.
21. Рабкина Н.В. Пространственно-временная структура концепта WAR (ВОЙНА) на материале англоязычной военной поэзии. Вестник Бурятского государственного университета. 2008. № 11. С. 134-137.
22. Режабек Е.Я., Филатова А.А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010.
23. Репьевская М. В. Нарративный анализ как метод исследования языкового сознания /Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика Выпуск№ 2 / том 10 / 2013-C.110-112.
24. Соснин Е.В. Природа, человек и время: этническая персонификация временных циклов в древнегерманской мифопоэтической моделимира / Филология и человек. 2007 № 1, С. 104-114.
25. Токарев г. В. Проблема лингвокультурологического описания концепта(на примере концепта «трудовая деятельность»). - Тула, 2000. - 92 с.
26. Шервуд Е.А. - От англосаксов к англичанам. (К проблеме формирования английского народа). — М.: Наука, 1988. — 240 с.
27. Шестаков, В. Английская литература и английский национальный характер /. — Спб. : Нестор-История, 2010. — 312 с.
28. Шор Т. Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo- Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People. — 1-е изд. — Лондон: Эллиот Сток, 1906. — vii, 416 с.
29. Элиаде М. Миф о вечном
возвращении: архетипы и повторяемость. СПб., 1998. С. 58-60.
Справочно-информационные издания
1. Ильиш Б.А. История английского языка. - М.: Высш. школа, 1968. - 420 c.
2. Краткий словарь когнитивных терминов, Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина / под общей редакцией Е.С. Кубряковой // М.: 1996 - 245 с.
3. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История
английской литературы. Учебник для гуманитарных факультетов вузов. — М.: Академия, 1998. — 516 с.
4. Смирницкий А.И. История английского языка (Средний и новый период). - М.: Московский ун-т., 1965. - 135 с.
5. Расторгуева Т.А. История английского языка. - М. : высшая школа, 1983. 347 с.
Интернет-ресурсы
1. Rabuck, M. W. (1996). The imagined boundary: Borders and frontiers in Anglo-saxon England (Order No. 9632444). Available from ProQuest Dissertations & Theses A&I. (304310292). Retrieved from http://search.proquest.com/docview/304310292?accountid=174964
2. Брунова Е. Г. Представления о своей земле в английском языке и
культуре // Вестник ЧелГУ. 2007. №15. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-svoey-zemle-v-angliyskom- yazyke-i-kulture(дата обращения: 11.06.2016).
3. Гуманитарная энциклопедия,http://gtmarket.ru/
4. Нильсен Е. А. Роль механизмов семантической деривации в экспликации
концепта «Время» в древнеанглийском языке // Вестник ВолГУ. Серия 2: Языкознание. 2010. №2-12. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-
mehanizmov-semanticheskoy-derivatsii-v-eksplikatsii-kontsepta-vremya-v- drevneangliyskom-yazyke (дата обращения: 10.06.2016).
5. Руберт И. Б., Долгова Н. Б. Основные характеристики мифологического
времени в англосаксонских эпических текстах // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-
harakteristiki-mifologicheskogo-vremeni-v-anglosaksonskih-epicheskih- tekstah (дата обращения: 10.06.2016).
6. Черепанова И. А. Пространственно-временной континуум древнегерманской картины мира // Язык и культура. 2009. №3 (7). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/prostranstvenno-vremennoy-kontinuum- drevnegermanskoy-kartiny-mira(дата обращения: 14.06.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ