ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11
1.1. Роль семьи в развитии детей раннего и дошкольного возраста 11
1.2. Консультирование родителей как необходимый элемент повышения компетентности родителей в вопросах семейного воспитания 14
1.3. Виды и формы консультативной помощи для родителей,
воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста 17
1.4. Возрастные особенности развития психики детей раннего и
дошкольного возраста 27
Выводы по Главе 1 31
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОПТИМИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫМ РОДИТЕЛЯМ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ консультативных запросов родителей, воспитывающих детей
раннего и дошкольного возраста (на примере работы центра консультативной помощи при КГПУ им. В.П. Астафьева) 35
2.3. Анализ предпочтений родителей в получении консультативной помощи в
условиях проживания в крупном городе 42
2.4. Изучение связи типов родительского отношения и некоторых возрастных
проблем в воспитании детей раннего и дошкольного возраста 45
2.5. Условия оптимизации оказания консультативной помощи родителям,
воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста 49
Выводы по Главе II 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность исследования обусловливается тем, что в современных условиях развития общества исключительную ценность приобретает семья и внутрисемейные отношения. Семейные взаимоотношения носят теперь более эмоциональный характер. Многие семьи (особенно в крупных и средних городах) стали детоцентрированными, но при этом родители сосредоточены и на личностной реализации, что в некоторых случаях лишает ребенка полноценной включенности родителей во взаимодействие с ним. Особую важность приобретает межличностное общение и взаимопонимание, поэтому современные родители испытывают острую потребность в психолого-педагогическом просвещении и консультировании по вопросам воспитания и развития детей.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с01.09.2021) Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся гласит «что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального личностного развития ребенка». Исходя из данной информации можно заключить, что в сегодняшних условиях ответственность за воспитание и образование детей несут именно родители, а все другие социальные институты лишь поддерживают, направляют и дополняют их воспитательную деятельность [1].
Принимая во внимание всю многогранность психофизических изменений в дошкольном возрасте, становится очевидной необходимость создания благоприятных психолого-педагогических, семейных и общественно-культурных условий для полноценного, гармоничного развития ребенка. Так как любые нарушения психологической структуры и механизмов развития дошкольника могут негативно повлиять на дальнейшее становление его психики и поведения.
В помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста созданы государственные дошкольные образовательные учреждения, где предусмотрено оказание психолого-педагогической помощи родителям, а также в части садов, наличие в штате психолога. С 2021 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» подключился к психолого-педагогическому просвещению и консультированию родителей по вопросам воспитания и развития детей, став участником федерального проекта «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование».
Главная цель, которую ставят перед собой специалисты и педагоги дошкольного образования - оказание профессиональной помощи семьям в воспитании детей (не замена семьи, а именно дополнение и более полная реализация воспитательных функций семьи).
Очевидно, что существенное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста имеет именно семья, тип родительского отношения, тип воспитания, характер внутрисемейных отношений. Определенно истоки проблем в развитии и воспитании ребенка-дошкольника нередко лежат внутри семьи.
В своих работах В.Ю. Меновщиков обращает внимание, что консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие [45].
Отсюда становится понятным значимость и объективность консультирования родителей и близких взрослых, участвующих в воспитании ребенка. Поэтому, психоконсультативная работа, как подчеркивает В.Ю. Меновщиков, должна фокусироваться на ближайшем взрослом окружении дошкольника, прежде всего на его родителях. Здесь важно понимать, что для проведения психологического консультирования, решение о необходимости обращения к психологу у родителей должно быть осознанным [45].
Консультирование родителей по проблемам их детей всё чаще применяется в практике работы психологов. Спектр возникающих проблем с детьми довольно обширный — это и проблемы учебного и поведенческого характера, эмоциональные проблемы, проблемы возрастных кризисов, невротических синдромов и так далее. Большинство психологических проблем дошкольного возраста со временем проходят, но при отсутствии соответствующей помощи могут продолжаться годами, причиняя ребенку ощутимые переживания и неудобства, а также вызывая отклонения в развитии.
Зачастую родители обращаются за помощью, когда проблема становится уже явной. Консультирование выступает скорее как лечение. Но, как правило, многие проблемы связаны с возрастными особенностями психики ребенка. Знание возрастных особенностей, типичных проблем в воспитании, а также позитивных гуманных способов воспитания позволило бы родителям избежать многих проблем. Поэтому требуется найти способы и содержание консультативной помощи превентивного свойства.
Анализ запросов родителей на консультацию позволил выделить противоречия между необходимостью формирования педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, как одного из основополагающих факторов эффективности процессов воспитания и коррекции в семье и недостаточной эффективности моделей организации такой работы. Понимание значимости семейного воспитания в дошкольном возрасте для развития ребенка и недостаток внимания к проблемам самих родителей в практике психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих дошкольника определяет необходимость проведения исследования, направленного на выявление условий оптимизации процесса организации и реализации консультирования современных родителей с учетом типичных проблем в воспитании.
Цель исследования - определить условия оптимизации оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс консультирования родителей по вопросам развития и воспитания детей.
Предмет исследования - условия, позволяющие оптимизировать организационные и содержательные аспекты консультирования родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - определение условий, позволяющих оптимизировать консультирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, будет возможным на основе изучения следующих содержательно-организационных вопросов:
— степень востребованности и предпочтений в получении психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста;
— выявление проблемной области обращений родителей в консультационные центры;
— определение детерминант семейного воспитания, провоцирующих типичные негативные формы поведения детей раннего и дошкольного возраста.
Исходя из научного осмысления цели, объекта, предмета и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме;
2. Определить типичные консультационные запросы современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста;
3. Выявить предпочтения родителей в плане оптимальных методов, приемов, форм консультирования;
4. Изучить связь типов родительского отношения и некоторых типичных возрастных проблем в воспитании детей раннего и дошкольного возраста;
5. Определить условия оптимизации оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ и обобщение сведений в психолого-педагогической литературе по проблеме исследования, сравнительный анализ опыта консультативной помощи.
Эмпирические методы: контент - анализ обращений родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, опросные методы.
Методы качественной и количественной обработки данных.
Методики исследования:
— Контент-анализ запросов родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста;
— Анкетный опрос на основе материалов авторов О.В. Барсукова, Е.В. Мавлютова, М.А. Савка;
— Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса.
Экспериментальная база исследования:
Исследование проводится в рамках проекта КГПУ им. В.П. Астафьева «Университет успешного родителя» и МДОУ № 231. Были проанализированы 315 запросов консультативной помощи родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, поступившие в очной и онлайн формах.
Проведен анонимный анкетный опрос на основе материалов авторов О.В. Барсукова, Е.В. Мавлютова, М.А. Савка и скрининг с использованием опросника стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса 30 родителей (матерей), воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, обратившиеся очно за консультацией в «Университет успешного родителя».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Субъектно-деятельностный подход, рассматривающий, становление субъекта как сущностный процесс, позволяет рассмотреть как родителей, так и ребенка с точки зрения субъектов деятельности и непосредственного взаимодействия в рамках этой деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн);
2. Современные исследования в области психолого-педагогического консультирования (М.А. Мартынова, О.С. Карымова, Е.В. Логутова, В.В. Коробкова, А.В. Минина);
3. Положения о ведущей роли семьи и семейного воспитания в становлении личности детей раннего и дошкольного возраста (Л.С Выготский, Л.И. Божович, A.B. Запорожец, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.);
4. Исследования в области сопровождения родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста (Л.В. Трубайчук, О.Е. Шаповалова, И.А. Емельянова, Л.А. Лапинцева, А.В. Гаврилин, В.В. Андреева, Т.О. Шумилина, Е.П. Золотова и др.).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что в работе представлен анализ и обобщение понимания сущности консультирования и его особенного контекста у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста; теоретическое осмысление методов и технологий психологического консультирования с целью разработки комплекса мер по формированию родительской компетенции в разрешении трудностей с их детьми.
Практическая значимость исследования заключается в разработке условий оптимизации оказания консультативной помощи современным родителям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста.
Структура диссертации. Работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 95 страниц текста, проиллюстрированного 13 рисунками, 3 таблицами и 5 приложениями. Количество использованных источников - 74.
Исследование проблемы психолого-педагогических условий организации консультативной помощи современным родителям с учетом типичных проблем в воспитании сегодня приобретает особую значимость ввиду изменившихся социальной ситуации. Ориентированность многих родителей на личностную реализацию, возведение детей в культ, прогрессирование «общества потребления», увлеченность гаджетами и многие другие изменения, произошедшие в современном обществе побуждают оптимизировать консультативную помощь с учетом новых социальных условий на базе анализа консультационных обращений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста.
Главный фактор эмоциональной уравновешенности и психологического здоровья ребенка - постоянство семейной среды, ее высокий воспитательный потенциал. Семья выступает единовременно и средой обитания, и средой развития и воспитания ребенка. Ребенок - зеркальное отражение семьи.
Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей влечет серьезные нарушения социализации ребенка, формирование личностных особенностей, отрицательно сказывающихся на его коммуникации и адаптации в социуме, а также оказывает неблагоприятное воздействие на психологическое здоровье ребенка. Все это делает проблему поиска условий для оптимизации консультативной помощи родителям все более актуальной.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены теоретические аспекты проблемы в научной литературе: раскрыто понятие консультирования родителей, охарактеризованы виды и формы консультативной помощи, объяснена роль семьи в развитии детей раннего и дошкольного возраста, описаны основные аспекты развития данных возрастных периодов;
2. Подобран и обоснован диагностический инструментарий для исследования типичных особенностей запросов на консультирование, озвученных в рамках реализации государственного заказа;
3. На основе проведенного эмпирического исследования выявлены типичные затруднения родителей в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста, определены предпочтения родителей с точки зрения оптимальных методов, приемов и форм консультирования, обнаружена связь типов родительского отношения и возрастных проблем в воспитании.
4. Опираясь на результаты эмпирического исследования определены условия оптимизации консультативной помощи современным родителям, воспитывающим детей раннего и дошкольного возраста. По большей части акцент делается на просветительскую и консультативную поддержку превентивного характера как в традиционных, так и в нетрадиционных формах.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023)"Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL:https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 18.06.2022).
2. Большой Психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
3. Большой Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] // Большая Энциклопедия. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/44611/(дата обращения: 15.05.2022).
4. Абдуллаева Н. А., Махаева Г. М., Алиханова Р. А. Влияние семьи на формирование коммуникативной культуры личности ребёнка дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 2. С. 21-25.
5. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Изд. 2-е. М.: Независимая фирма "Класс", 1999. 208 с.
6. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. Класс, 2004. 106 с.
7. Арамачева Л. В., Дубовик Е.Ю., Вербианова О.М. Анализ затруднений современных родителей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста, в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. № 3(61). С. 139-147.
8. Арамачева Л. В., Вербианова О.М., Груздева О.В.
Консультирование семей с детьми дошкольного возраста: Справочное учебное пособие по основам детской психологии, психологии семьи, семейного консультирования. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева , 2020. 220 с.
9. Базарова С.В. Особенности консультирования родителей будущих первоклассников // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2018. С. 202-204.
10. Белинова Н.В., Баринова Е.С., Быкова Н.В. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей педагога дошкольного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №39-1. С. 18-24.
11. Богомолова Е.А., Мамедова Л.В. Гиперопека: причины
возникновения и последствия для ребенка // Педагогический форум: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 12 марта 2020г.). Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. С. 21-23.
12. Бухаркина О.Г., Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение: общие положения и опыт психологов города Черногорска // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». М., 2012. С. 189-190.
13. Вербианова О.М., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. № 1(59). С. 47-54.
14. Вербианова О. М. Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева . 2017. № 1(39). С. 129-133.
15. Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус. 2020. №5(51). С. 46-49.
16. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2001. 304с.
17. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство «Смысл», Изд-во ЭКСМО, 2003. 512 с.
18. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с. ил.
19. Гартфельдер Д.В. Дистанционная психологическая помощь: обзор современных возможностей и ограничений // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2016. №2. С. 77-94.
20. Глебова И.Н. Роль семьи в формировании личности ребенка // Дополнительное образование детей в России: историческое наследие и современные проблемы: Материалы V междунар. научно -практической конференции, посвященной 100-летию системы дополнительного образования детей (г. Курск, 01-02 февраля 2018 г.) / Под общ. ред. Т.А. Антопольской, Т.В. Якуниной. Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2018. С. 495-498.
21. Груздева О.В., Вербианова О.М., Ковалевский В.А.
Характеристика современной семьи с детьми дошкольного возраста. Особенности семейной микросреды и досуга современных детей дошкольного возраста как ресурса психического и физического развития // Технологии обеспечения психологического здоровья ребенка в образовательном пространстве (Психолого-педагогическая технология: по результатам
комплексного исследования феноменов современного детства). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2018. С. 9-18.
22. Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи. Практическое руководство / пер. с англ. 2-е стереотип. изд. М.: Когито- Центр, 2008. 415 с.
23. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилатики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. Саб.: «Паритет», 1999. 224 с.
24. Дорофеева С.Г., А.Н. Шелухина. Современная семья как ведущий фактор психоэмоционального здоровья // Психология здоровья в образовательном процессе: материалы региональной научно-практической
конференции. (г. Курск, 25 сентября 2020 г.). Курск: Курский
государственный медицинский университет, 2020. С. 6-7.
25. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1991. 232 с.
26. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 101 с.
27. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2003. 336 с.
28. Елизарова Е. Б., Онуфриева В.В. Развитие восприятия в раннем
возрасте // Молодой ученый. 2017. № 4 (138). С. 331-335. URL:
https://moluch.ru/archive/138/38817/ (дата обращения 20.04.2022).
29. Зарубина Т. В. Медицинская информатика: учебник / под общ. ред. Т. В. Зарубиной, Б. А. Кобринского. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 512 с.
30. Зайкова С.А. К вопросу психологической помощи семьям в воспитании детей дошкольного возраста // Вестник угроведения. 2012. №1(8). С. 70-76.
31. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с.
32. Зеленцова Н.Н. Дистанционное, очное и телефонное
консультирование - сравнительный анализ и перспективы использования // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы VIII Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием (г. Москва, 3-4 декабря 2021 г.). М.: МГППУ: Издательский Дом «Бахрах-М», 2021. С. 416.
33. Зуева Т.В., Тарских Г.Ш. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении // Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири . 2014. С. 88-95.
34. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2011. 310 с.
35. Ильина А.С., Томилова Н.Н., Филиппова Е.Н. Особенности взаимодействия ДОУ и семьи: новые подходы // Преемственность в образовании. 2020. № 25(03). С.120-130.
36. Казначеева Н.Н. Овладение детьми дошкольного возраста русским языком как родным в условиях информационной социализации // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2020. №3 (53). С. 40-53.
37. Клеймёнова Е.А. Формы и методы психологического просвещения родителей дошкольников // Вестник магистратуры. 2019. № 1-2(88). С. 116-118.
38. Крюковская Л. С. Представления родителей о возможностях
консультационной поддержки в воспитании детей // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и
методическая поддержка субъектов образования в современных реалиях: материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых (г. Красноярск, 20 апреля 2022 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 104-105.
39. Крюковская Л.С., Вербианова О.М. Проблемы современных родителей в воспитании детей дошкольного возраста // Современное психолого-педагогическое образование: материалы VIII Всероссийских (с международным участием) психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой (Яблоковские чтения) (г. Красноярск, 28-29 октября 2022 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. С. 198-202.
40. Крюковская Л.С. Консультирование родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, как ресурс семейного воспитания // Психология и педагогика детства: о воспитании, воспитанности, воспитателя. Красноярск . 2022. Часть 1. С. 146-149.
41. Кудряшова Н. А. Педагогическое сопровождение и помощь родителям в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой ученый. 2018. № 6 (192). С. 176-180. URL: https://moluch.ru/archive/192/48202/(дата обращения: 14.06.2022).
42. Кузовкина Е.И., Трегубова Т.Е. Формы и задачи взаимодействия с родителями в ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 1(4). С.193-195.
43. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие - практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 432 с.
44. Мартынова Е.В. Индивидуальное психологическое
консультирование. Генезис, 2015. 384 с.
45. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое
консультирование. М.: Смысл, 2000. 109 с.
46. Митасова Е. В., Г афиятуллин Э.Э. Исследование образа психолога
консультанта у будущих психологов -консультантов // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: Сборник трудов Международной научно-практической конференции "XV Левитовские чтения". В 3-х томах (г. Москва, 15-16 апреля 2020 г.). М.: Московский государственный областной
университет, 2020. С. 300-304.
47. Мухина В. Ранний возраст - развитие, достижения и преобразования // Развитие личности. Московский государственный педагогический университет. 2020. № 2. С. 47-98.
48. Наумова Д.И. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста // Молодой исследователь Дона. Донской государственный технический университет. 2021. № 2(29). С. 108-110.
49. Неретин И. В. Лекторий как форма педагогического просвещения родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки . 2001. № 3-1(23). С. 79-81.
50. Обносов В. Н., Асомба Н.С. Общение и развитие речи ребенка в период младенчества, раннего и дошкольного детства // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 98.
51. Пахальян В.Э. Психологическое просвещение в работе практического психолога: трудности и ресурсы эффективности // Психология и школа. 2012. №3. С. 54-72.
52. Петракова Е.Н., Мовчан И.А., Ашиткова Е.С. Особенности психологического консультирования родителей дошкольников // Молодой ученый. 2019. №8 (246). С. 179-181. URL: https://moluch.ru/archive/246/56693(дата обращения 22.05.2022).
53. Петросьян С. Н., Рябикина З.И. Диспозиция "Равнодушие - Ненужность" в структуре субъектной активности личности // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 1. С. 4-14.
54. Поляков Е.А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах // Sciences of Europe. 2017. №14-2 (14). С. 82-93.
55. Прошкина Д. Е. Групповое консультирование как условие формирования ценностного отношения родителей к детям дошкольного возраста // Гуманитарный трактат. 2021. № 118. С. 10-12.
56. Рогожина Е.А. Кобазова Ю.В. Психологическое
консультирование: генезис понятия, особенности // Научный журнал . 2018. №10 (33). С. 75-77.
57. Седова А.С. Понятие психологического консультирования //
Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1.
URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91219 (дата обращения 29.12.2022).
58. Сладкова Ю. Д. Кризисы детского возраста и их преодоление // Северо-кавказский психологический вестник. 2021. № 19/4. С. 5-16.
59. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 464 с.
60. Тетерлева М.А. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста // Психология. Педагогика. Лингвистика: социально -культурные связи: материалы VII всероссийской научно-практической конференции (г. Ростов-на-Дону, 19 мая 2022 г.). Ростов н/Д.: Манускрипт, 2022. С. 70-71.
61. Улыбина Е. В., Вербианова О.М. Опыт изучения потребностей и возможностей психологической помощи родителям в городской среде (на примере города Красноярска) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2022. № 3(61). С. 148-158.
62. Улюкова А. В., Вербианова О.М. Ценности воспитания и истоки родительского опыта воспитания ребенка дошкольного возраста в современной молодой семье // Семья и ребенок в современном мире: проблемы и перспективы : материалы круглого стола в рамках IV Международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития" (г. Красноярск, 19 ноября 2015 г.). Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. B. П. Астафьева, 2015. С. 28-35.
63. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: Издательство «5 за знания», 2005. 240 с.
64. Фахрудинова Э.Р., Суворов В.В. Философия материнства: от ценностей марксизма к ценностям общества потребления // Манускрипт. 2021. Т. 14. № 7. С. 1404-1408.
65. Филипович И.В., Гахович В.А. Дистанционное консультирование
как форма работы учителя-логопеда с родителями // Образование лиц с особыми образовательными потребностями: методология, теория, практика: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Минск, 06 октября 2022 г.). Минск: Учреждение образования «Белорусский
государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022.
C. 309-312.
66. Харитонова Т. Г. Психологические условия оптимизации психопрофилактической деятельности психолога в дошкольном
образовательном учреждении: специальность 19.00.07 "Педагогическая психология": автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук. Н. Новгород, 2004. 24 с.
67. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис, 2008. 160 с.
68. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе
психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. № 1.sr. URL:
pem.esrae.ru/1-9(дата обращения 05.01.2023).
69. Чупров Л. Ф. Психолого-педагогическое просвещение как важный аспект профилактической работы психолога // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты (г. Чита, 29 февраля - 05 марта 2016 г.) / Отв. Ред. С. Т. Кохан. Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. - С. 1421-1429.
70. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
71. Шельшакова Н.Н. Гармонизация детско-родительских отношений в семьях с детьми раннего возраста // Образование и право. 2021. №2. С. 300-304.
72. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
73. Herbert M. Psychology for Social workers. London, 1988. Р. 90.
74. Mayuri K., Divya V., Kiran K. Parenting styles as perceived by parents and children // International Journal of Science and Research (IJSR), August 2017. vol. 6. is. 8. P. 978-982.