Культурная память этноса в инокультурном пространстве (на примере Чулымцев) как проект региональной истории
|
Введение 2
Глава I. Культурная память этноса на примере этнической группы чулымцев Красноярского края 9
1.1 Понятие Культурной памяти этноса 9
1.2 История и описание этнической группы чулымцев 12
1.3 Современное состояние этнической группы чулымцев
Красноярского края 17
Глава II. Проект региональной истории на основе культурной памяти этнической группы 23
2.1 Методологическая основа проекта региональной истории 23
2.2 Проект региональной истории на основе культурной памяти
этнической группы в системе основного общего образования 27
Заключение 39
Список источников и литературы
Глава I. Культурная память этноса на примере этнической группы чулымцев Красноярского края 9
1.1 Понятие Культурной памяти этноса 9
1.2 История и описание этнической группы чулымцев 12
1.3 Современное состояние этнической группы чулымцев
Красноярского края 17
Глава II. Проект региональной истории на основе культурной памяти этнической группы 23
2.1 Методологическая основа проекта региональной истории 23
2.2 Проект региональной истории на основе культурной памяти
этнической группы в системе основного общего образования 27
Заключение 39
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования обусловлена вниманием к современным этническим процессам, протекающим в регионах, современным состоянием этнических групп, сохранением их идентичности и самобытности. Красноярский край является мульти- культурным регионом, в котором проживают более 150 национальностей. Численность населения, по данным Красноярскстата на 1 января 2017 года, составляет 2 875 790 человек . Среди различных этносов, существуют как крупные, так и малочисленные. Особое внимание заслуживают малочисленные народы, находящиеся на грани вымирания, такие как чулымцы. Этнокультурная группа чулымцев относится к тюрским народам, малочисленным народам севера, проживающим на территории Томской области (село Тегульдед) и Красноярского края (деревня Пасечное). По данным переписи 2010 года, в деревни Пасечное находилось 145 чулымцев, из которых менее 30% владело чулымским языком. Очевидно, что данная группа находится на грани вымирания, и сохранение культурной и исторической памяти этноса необходимо для истории края.
Сохранение культурной идентичности и численности коренных народов севера является важной задачей, как для этнографии, так и для органов власти Красноярского края, о чем свидетельствует действующее постановление «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"» от 30.09.2013 с изменениями от 16.02.2021 года. Цель программы состоит в создании условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, сроком с 2014 по 2030 год. Так, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 5987398,5 тыс. рублей, в том числе: 5665158,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 322239,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета . Это позволяет сделать вывод о заинтересованности правительства в поддержке коренных малочисленных народов севера. Помимо этого, мы можем выделить проблематику рационального использования бюджетных средств и реальной пользы по сохранению культуры этноса.
По словам председателя общины «Чулым» Александра Фёдоровича Кондиякова, официально признаны властями чулымцы были в марте 2001 года, и уже в переписи 2002 года представители населения именовали себя именно чулымцами, а не хакасами или исашными. С 2002 года можно начинать отсчёт формирования этнокультурного самосознания у представителей этого коренного малочисленного народа Севера . В связи с этим, изучение чулымцевкак этноса и проявление внимания к этой этнической группе достаточно малоизучено. Рассматривая данный этнос в инокультурном пространстве, мы можем выделить проблему ассимиляции и отождествления этноса с другими народностями.
Изучение культуры и народов региона достаточно актуально для современной системы образования. Данная тема находит свое место в предмете обществознания, однако, во многих школах присутствуют и такие предметы как краеведение и НРК, ОДНКНР. Вместе с тем, подготовка школьных проектов по изучению этносов Красноярского края может способствовать реализации образовательных задач и развитии региональной истории.
Степень научной разработанности темы. Как было отмечено, интерес к чулымцам как к этносу возник относительно недавно. Однако, сами чулымцы в литературе рассматриваются больше в совокупности с малочисленными коренными народами севера, нежели отдельно.
Изучением культурной памяти этноса так или иначе занимались многие исследователи различных народов, однако сам термин появился относительно недавно. Само понятие «культурная память» - это продукт ХХ в., когда появилась возможность учитывать при анализе исторических событий и воспроизводстве «историко-культурного» полотна не только официальные хроники, но и нарративные источники, неофициальные документы, предметы повседневного быта и т.д. Большую роль в этом процессе сыграли историки, объединенные общим условным названием «Школа Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф и др.), пытавшиеся реконструировать менталитет представителей прошлых эпох. В разработке этого понятия участвовали М. Хальбвакс, Я. Ассманн, П. Нора, Ю. Лотман и др.
Этнической историей чулымских тюрок XVI-XVII века занимался сибирский историк и лингвист А.П. Дульзон. В.В. Гайко в своей статье анализирует труд А.П. Дульзона, доказывая, что А.П. Дульзону удалось, анализируя разнообразные виды источников, доказать принадлежность раскопанных им могильников чулымскому населению XVI - XVII вв. Он показал, что чулымцы являются тюркизированными кетами и селькупами. На основании имеющихся у него археологических материалов, он дал характеристику хозяйственно-культурному типу чулымских тюрок .
В коллективной монографии 2006 года «Тюрские народы Сибири» содержится подробная информация о чулымцах, их истории и культуре, а также приведена историография изучения чулымцев в XX¬XXI вв . Энциклопедическая информация с иллюстрациями о численности, расселении, истории и культуре чулымского этноса содержится в Этнографическом атласе Красноярского края под редакцией Р.Г. Рафикова, второе издание 2008 год .
В.П. Кривоногов занимается исследованием современных этнических процессов у коренных малочисленных народов Сибири с небольшой численностью: кеты, нганасаны, энцы, чулымцы и др.Ученый рассматривает современное положение этносов, претерпевших изменения в течение времени, а также ближайшее будущее коренных народов . Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, К.В. Резникова поднимают вопрос масштабных изменений культуры коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, связанных с процессами глобализации, и предлагают использование методологической базы культурной антропологии в целях изучения современного состояния коренных народов Севера . К современной методологии прикладных исследований в области этнологии для исследования северных районов Красноярского края обращаются Н.М. Либакова и Е.А. Сертакова, выделяя метод экспертного интервью и рассматривая его специфику .
Зачастую, исследователи в выбранном направлении занимались изучением отдельной группы Северных народов (самодийские (М. Кастрен, Б.О. Долгих, А.А. Попов, Е.Д. Прокофьева), тюркские народы (Ю.Б. Симченко, В.П. Кривоногов и др.), тунгусы (эвенки) (В.А. Туголуков, А.П. Окладников, С.М. Широкогоров, Г.М. Василевич и др.), кеты (енисейские остяки) (Н.К. Каргер, Г.М. Корсаков, С.И. Вайнштейн, Е.А. Алексеенко и др.) в определенном культурном аспекте (лингвистика, традиционные верования, обрядовые культы, социальное устройство, демография и т. д.). В последнее время стали актуальными исследования культурных изменений среди коренных малочисленных народов Севера и их возможных форм дальнейшего существования, связанных с промышленным освоением Северных территорий, процессами глобализации и модернизации.
Исследованиями региональных проектов занимались многие ученые. В числе исследователей различных методических вопросов в области региональных проектов, можно назвать таких отечественных ученых, как В.И. Суслов , И.Е. Рисин и О.Ф. Шахов , Л.В. Бирюкова и О.Г. Толканева , Е.Н. Александрова и А.Ю. Елисеева ; особенности развития проектного управления раскрыты также в публикациях Н.В. Мироненко и О.В. Леоновой , С. Большакова , Л.С. Морозовой, В.Ю. Морозова, Н.В. Хавановой, Е.В. Литвиновой и В.А. Даниловой и др.
В соответствии с проблематикой исследования, мы определили предмет и объект исследования.
Объект исследования: культурная память этнической группы чулымцев
Предмет исследования: проект региональной истории школе на основе культурной памяти этнической группы
В соответствии с предметом и объектом, мы определили следующую цель и задачи исследования.
Цель исследования: определение культурной памяти этнической группы чулымцев, как составной части региональной истории Красноярского края.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие культурной памяти этноса и механизмы ее конструирования;
2. Изучить историю этнической группы чулымцев;
3. Определить характерные черты культурной памяти исследуемого этноса;
4. Рассмотреть возможность использования темы в рамках школьной проектной деятельности. *
Новизна исследования: новизна исследования состоит в определении культурной памяти исчезающего этноса Красноярского края в контексте взаимодействия с более многочисленной этнической группой.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что культура этнической группы подвергается значительной деформации в связи с немногочисленностью этноса и влияния современной культуры российского общества.
Методы исследования: В процессе анализа культурных элементов чулымцев были использованы визуальные методы, предложенные В.И. Жуковским : наблюдение, измерение, формализация, анализ и синтез, идеализация, аналогия, дедукция, индукция, экстраполяция. В процессе исследования также были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор.
Характеристика используемых источников: в нашем исследовании мы разделили источники на три категории:
• Официальные документы (ФГОС основного общего образования, постановление Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" и пр.);
• Статистические материалы (Материалы переписи населения);
• СМИ и веб-источники личного происхождения (материалы личного характера, выложенные в свободном доступе, новостные статьи информационных агентств);
• Фото и видео источники (сайтах, содержащих информацию о чулымском этносе, в частности, портал Красноярского края; сайт Мир Сибири и пр.)
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической, практической и методологической глав (Глава №1 Глава I. Культурная память этноса на примере этнической группы чулымцев Красноярского края; Глава №2 Проект региональной истории на основе культурной памяти этнической группы), заключения, списка литературы и источников, приложений
Сохранение культурной идентичности и численности коренных народов севера является важной задачей, как для этнографии, так и для органов власти Красноярского края, о чем свидетельствует действующее постановление «Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов"» от 30.09.2013 с изменениями от 16.02.2021 года. Цель программы состоит в создании условий для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, сроком с 2014 по 2030 год. Так, общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составляет 5987398,5 тыс. рублей, в том числе: 5665158,8 тыс. рублей - средства краевого бюджета, 322239,7 тыс. рублей - средства федерального бюджета . Это позволяет сделать вывод о заинтересованности правительства в поддержке коренных малочисленных народов севера. Помимо этого, мы можем выделить проблематику рационального использования бюджетных средств и реальной пользы по сохранению культуры этноса.
По словам председателя общины «Чулым» Александра Фёдоровича Кондиякова, официально признаны властями чулымцы были в марте 2001 года, и уже в переписи 2002 года представители населения именовали себя именно чулымцами, а не хакасами или исашными. С 2002 года можно начинать отсчёт формирования этнокультурного самосознания у представителей этого коренного малочисленного народа Севера . В связи с этим, изучение чулымцевкак этноса и проявление внимания к этой этнической группе достаточно малоизучено. Рассматривая данный этнос в инокультурном пространстве, мы можем выделить проблему ассимиляции и отождествления этноса с другими народностями.
Изучение культуры и народов региона достаточно актуально для современной системы образования. Данная тема находит свое место в предмете обществознания, однако, во многих школах присутствуют и такие предметы как краеведение и НРК, ОДНКНР. Вместе с тем, подготовка школьных проектов по изучению этносов Красноярского края может способствовать реализации образовательных задач и развитии региональной истории.
Степень научной разработанности темы. Как было отмечено, интерес к чулымцам как к этносу возник относительно недавно. Однако, сами чулымцы в литературе рассматриваются больше в совокупности с малочисленными коренными народами севера, нежели отдельно.
Изучением культурной памяти этноса так или иначе занимались многие исследователи различных народов, однако сам термин появился относительно недавно. Само понятие «культурная память» - это продукт ХХ в., когда появилась возможность учитывать при анализе исторических событий и воспроизводстве «историко-культурного» полотна не только официальные хроники, но и нарративные источники, неофициальные документы, предметы повседневного быта и т.д. Большую роль в этом процессе сыграли историки, объединенные общим условным названием «Школа Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. Ле Гофф и др.), пытавшиеся реконструировать менталитет представителей прошлых эпох. В разработке этого понятия участвовали М. Хальбвакс, Я. Ассманн, П. Нора, Ю. Лотман и др.
Этнической историей чулымских тюрок XVI-XVII века занимался сибирский историк и лингвист А.П. Дульзон. В.В. Гайко в своей статье анализирует труд А.П. Дульзона, доказывая, что А.П. Дульзону удалось, анализируя разнообразные виды источников, доказать принадлежность раскопанных им могильников чулымскому населению XVI - XVII вв. Он показал, что чулымцы являются тюркизированными кетами и селькупами. На основании имеющихся у него археологических материалов, он дал характеристику хозяйственно-культурному типу чулымских тюрок .
В коллективной монографии 2006 года «Тюрские народы Сибири» содержится подробная информация о чулымцах, их истории и культуре, а также приведена историография изучения чулымцев в XX¬XXI вв . Энциклопедическая информация с иллюстрациями о численности, расселении, истории и культуре чулымского этноса содержится в Этнографическом атласе Красноярского края под редакцией Р.Г. Рафикова, второе издание 2008 год .
В.П. Кривоногов занимается исследованием современных этнических процессов у коренных малочисленных народов Сибири с небольшой численностью: кеты, нганасаны, энцы, чулымцы и др.Ученый рассматривает современное положение этносов, претерпевших изменения в течение времени, а также ближайшее будущее коренных народов . Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, К.В. Резникова поднимают вопрос масштабных изменений культуры коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, связанных с процессами глобализации, и предлагают использование методологической базы культурной антропологии в целях изучения современного состояния коренных народов Севера . К современной методологии прикладных исследований в области этнологии для исследования северных районов Красноярского края обращаются Н.М. Либакова и Е.А. Сертакова, выделяя метод экспертного интервью и рассматривая его специфику .
Зачастую, исследователи в выбранном направлении занимались изучением отдельной группы Северных народов (самодийские (М. Кастрен, Б.О. Долгих, А.А. Попов, Е.Д. Прокофьева), тюркские народы (Ю.Б. Симченко, В.П. Кривоногов и др.), тунгусы (эвенки) (В.А. Туголуков, А.П. Окладников, С.М. Широкогоров, Г.М. Василевич и др.), кеты (енисейские остяки) (Н.К. Каргер, Г.М. Корсаков, С.И. Вайнштейн, Е.А. Алексеенко и др.) в определенном культурном аспекте (лингвистика, традиционные верования, обрядовые культы, социальное устройство, демография и т. д.). В последнее время стали актуальными исследования культурных изменений среди коренных малочисленных народов Севера и их возможных форм дальнейшего существования, связанных с промышленным освоением Северных территорий, процессами глобализации и модернизации.
Исследованиями региональных проектов занимались многие ученые. В числе исследователей различных методических вопросов в области региональных проектов, можно назвать таких отечественных ученых, как В.И. Суслов , И.Е. Рисин и О.Ф. Шахов , Л.В. Бирюкова и О.Г. Толканева , Е.Н. Александрова и А.Ю. Елисеева ; особенности развития проектного управления раскрыты также в публикациях Н.В. Мироненко и О.В. Леоновой , С. Большакова , Л.С. Морозовой, В.Ю. Морозова, Н.В. Хавановой, Е.В. Литвиновой и В.А. Даниловой и др.
В соответствии с проблематикой исследования, мы определили предмет и объект исследования.
Объект исследования: культурная память этнической группы чулымцев
Предмет исследования: проект региональной истории школе на основе культурной памяти этнической группы
В соответствии с предметом и объектом, мы определили следующую цель и задачи исследования.
Цель исследования: определение культурной памяти этнической группы чулымцев, как составной части региональной истории Красноярского края.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие культурной памяти этноса и механизмы ее конструирования;
2. Изучить историю этнической группы чулымцев;
3. Определить характерные черты культурной памяти исследуемого этноса;
4. Рассмотреть возможность использования темы в рамках школьной проектной деятельности. *
Новизна исследования: новизна исследования состоит в определении культурной памяти исчезающего этноса Красноярского края в контексте взаимодействия с более многочисленной этнической группой.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что культура этнической группы подвергается значительной деформации в связи с немногочисленностью этноса и влияния современной культуры российского общества.
Методы исследования: В процессе анализа культурных элементов чулымцев были использованы визуальные методы, предложенные В.И. Жуковским : наблюдение, измерение, формализация, анализ и синтез, идеализация, аналогия, дедукция, индукция, экстраполяция. В процессе исследования также были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор.
Характеристика используемых источников: в нашем исследовании мы разделили источники на три категории:
• Официальные документы (ФГОС основного общего образования, постановление Об утверждении государственной программы Красноярского края "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов" и пр.);
• Статистические материалы (Материалы переписи населения);
• СМИ и веб-источники личного происхождения (материалы личного характера, выложенные в свободном доступе, новостные статьи информационных агентств);
• Фото и видео источники (сайтах, содержащих информацию о чулымском этносе, в частности, портал Красноярского края; сайт Мир Сибири и пр.)
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической, практической и методологической глав (Глава №1 Глава I. Культурная память этноса на примере этнической группы чулымцев Красноярского края; Глава №2 Проект региональной истории на основе культурной памяти этнической группы), заключения, списка литературы и источников, приложений
В процессе нашей работы, нами была определена культурная память этнической группы чулымцев, как достаточно уникальная, в соответствии с изученными структурными элементами культурной памяти. Для разрешения данной цели, в первой части нашего исследования был рассмотрен термин «Культурная память этноса», изучена этническая группа чулымцев, в том числе упоминания в сети интернет как инокультурном пространстве.
Этническая группа чулымцев имеет достаточно интересную культурную память, заимствующую многие элементы из взаимодействующих с ней этносов. Чулымцы имеют свою характерную историю, отличающуюся фактом непризнания со стороны внешнего мира чулымцев как отдельной этнической группы. Чулымцы имеют свой язык, однако он не сохранился в письменности, но существуют попытки собрать отдельную чулымскую письменность. Чулымцы имеют свои характерные традиции и обычаи, наследующие многое из шаманизма и других тюрских народов. По религиозному вероисповеданию чулымцы относятся к православию, однако обряды претерпели уникальные деформационные изменения согласно собственной культуре. Многие чулымцы до сих пор придерживаются традиционного уклада жизни, состоящего из охоты и рыболовства.
Анализ чулымцев в инокультурном пространстве на основе сети интернет позволил выявить проблематику стремительного исчезновения и отсутствия реальной помощи в поддержке этнической группы. Нами были обнаружены проекты по попытке сохранения языка чулымцев, а также обучению их правовой грамотности. Но, нами не было выявлено государственных отчетов о перечеслении фактической помощи для этнической группы, каких-либо фондов и НКО, реально занимающихся данной проблемой. Анализ социальный сетей показал, что многие чулымцы, позиционируя себя как отдельный этнос, занимаются традиционным для современного общества укладом. Нами также была обнаружена музыкальная группа, что показывает наличие демонстрации чулымской культуры.
В рамках второй главы исследования, нами было проанализировано понятие проектов и проекта региональной истории в рамках основного общего образования. Нами было представлено четыре плана проекта по региональной истории чулымского этноса. Проект региональной истории располагает большими и благоприятными возможностями для формирования сознания, исследовательских и творческих способностей, воспитания любви и интереса к жизни родного региона и населяющих его народностей. В ходе работы, учащиеся приобретут не только проектные навыки, но знания о проблемах и культуре этноса. Обучающиеся, посредством практико-ориентированности проектов могут получить конкретный продукт. Формулировка проблемы, цели и задач каждого конкретного исследования решают целевые задачи образования, отражённые в ФГОС основного общего образования
Этническая группа чулымцев имеет достаточно интересную культурную память, заимствующую многие элементы из взаимодействующих с ней этносов. Чулымцы имеют свою характерную историю, отличающуюся фактом непризнания со стороны внешнего мира чулымцев как отдельной этнической группы. Чулымцы имеют свой язык, однако он не сохранился в письменности, но существуют попытки собрать отдельную чулымскую письменность. Чулымцы имеют свои характерные традиции и обычаи, наследующие многое из шаманизма и других тюрских народов. По религиозному вероисповеданию чулымцы относятся к православию, однако обряды претерпели уникальные деформационные изменения согласно собственной культуре. Многие чулымцы до сих пор придерживаются традиционного уклада жизни, состоящего из охоты и рыболовства.
Анализ чулымцев в инокультурном пространстве на основе сети интернет позволил выявить проблематику стремительного исчезновения и отсутствия реальной помощи в поддержке этнической группы. Нами были обнаружены проекты по попытке сохранения языка чулымцев, а также обучению их правовой грамотности. Но, нами не было выявлено государственных отчетов о перечеслении фактической помощи для этнической группы, каких-либо фондов и НКО, реально занимающихся данной проблемой. Анализ социальный сетей показал, что многие чулымцы, позиционируя себя как отдельный этнос, занимаются традиционным для современного общества укладом. Нами также была обнаружена музыкальная группа, что показывает наличие демонстрации чулымской культуры.
В рамках второй главы исследования, нами было проанализировано понятие проектов и проекта региональной истории в рамках основного общего образования. Нами было представлено четыре плана проекта по региональной истории чулымского этноса. Проект региональной истории располагает большими и благоприятными возможностями для формирования сознания, исследовательских и творческих способностей, воспитания любви и интереса к жизни родного региона и населяющих его народностей. В ходе работы, учащиеся приобретут не только проектные навыки, но знания о проблемах и культуре этноса. Обучающиеся, посредством практико-ориентированности проектов могут получить конкретный продукт. Формулировка проблемы, цели и задач каждого конкретного исследования решают целевые задачи образования, отражённые в ФГОС основного общего образования



