КУРС ПО ВЫБОРУ “ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ” ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРОФИЛЬНОМУ ЕГЭ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ
|
Введение 3
Глава 1. Задачи экономического содержания в школьном курсе математики с элементами электронного обучения 8
1.1. Особенности обучения математике современного поколения обучающихся 8
1.2. Задачи экономического содержания в различных школьных учебниках 12
1.3. Дидактические возможности электронного обучения математике 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Организационно-методическое обеспечение курса по выбору “Задачи экономического содержания” для подготовки к профильному ЕГЭ обучающихся 11 класса 30
2.1. Учебная программа, содержание и основные методические идеи курса 30
2.2. Фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения
Глава 1. Задачи экономического содержания в школьном курсе математики с элементами электронного обучения 8
1.1. Особенности обучения математике современного поколения обучающихся 8
1.2. Задачи экономического содержания в различных школьных учебниках 12
1.3. Дидактические возможности электронного обучения математике 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Организационно-методическое обеспечение курса по выбору “Задачи экономического содержания” для подготовки к профильному ЕГЭ обучающихся 11 класса 30
2.1. Учебная программа, содержание и основные методические идеи курса 30
2.2. Фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств 40
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 59
Выводы по 2 главе 64
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения
Одной из главных проблем, с которой столкнулось наше общество, является низкий уровень финансовой грамотности. Мы живем в мире, в котором важную роль играют деньги, а умение обращаться с ними, строить долгосрочные финансовые планы, правильно вкладывать в тот или иной проект умеет очень низкий процент населения. Отчасти это можно объяснить недостатками математического образования в общеобразовательной школе. Данная информация подтверждается результатами международного исследования PISA.
В 2018 году проводился третий цикл исследования финансовой грамотности населения. При выполнении международного теста по финансовой грамотности средний результат российских обучающихся в возрасте 15 лет составил 495 баллов, что оказалось ниже результатов 2015 года (512 баллов). В международном рейтинге стран Российская Федерация заняла десятое место из двадцати стран-участниц исследования. 86 % российских обучающихся достигли или превысили пороговый (2-й) уровень финансовой грамотности, а 6 % достигли самого высокого (5-го) уровня финансовой грамотности.
Важно отметить, что во всех трех циклах исследования среди обучающихся, не достигших порогового уровня финансовой грамотности и продемонстрировавших самые высокие уровни финансовой грамотности, больше юношей, чем девушек. Эта информация должна учитываться при организации работы с различными группами учащихся в рамках финансового образования.
Закладывать основу для формирования финансовой грамотности у обучающихся необходимо на начальных этапах, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Решать данную задачу может не только семья, но и школа.
Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности рассматривались в работах Д.Х. Ибрагимовой, О.Е. Кузиной и др. В работе Н.В. Смирновой исследуется проблема развития уровня финансовой грамотности школьников.
Помимо того, что решение задач с экономическим содержанием играет немаловажную роль в формировании финансовой грамотности, что было подтверждено исследованиями Т.А. Алмазовой и Н.В. Никаноркиной, актуальность решения таких задач обуславливается еще и тем, что происходит расширение сферы практического приложения. Вопросы повышения цен, налогов, кредитов, начисления зарплаты, инфляции не обходят стороной ни одного человека в нашем обществе. Умение производить простые финансовые вычисления является одним из ключевых при планировании бюджета семьи.
В то же время анализ учебно-методической литературы и образовательной практики показывает, что обучающиеся средней школы изучают задачи экономического содержания в основном в 5-9 классах. В старшей школе содержание обучения не связано с подобными заданиями. В то время как задачи на умение составлять математическую модель ситуации, имеющей экономическую фабулу, есть в контрольно -измерительных материалах ЕГЭ по математике базового и профильного уровня. В частности, появившаяся в 2015 г. среди заданий повышенного уровня сложности задача экономического содержания, непривычна по формулировке для большинства российских обучающихся, но вполне посильна для них. По результатам ЕГЭ можно сделать вывод, что многие обучающиеся приступают к выполнению данной задачи, но не всегда получают максимум (3 балла) за ее решение. Сказывается отсутствие времени в учебной программе 10 -11 классов на решение подобных задач, а также недостатки подготовки обучающихся по некоторым умениям курса математики основной школы (нахождение процентов и частей величин, моделирование в процессе решения текстовых задач, запись обоснованного решения и др.).
Анализ УМК по математике старших классов показал, что прикладные задачи с экономическим содержанием практически отсутствуют в курсе алгебры и начал анализа. Так, в учебнике под редакцией Н.Я. Виленкина и др. «Алгебра и математический анализ. 11 класс» была найдена только одна подобная задача. Аналогичная и единственная задача представлена в учебнике под редакцией Г.К. Муравина «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» в теме «Показательная функция и ее свойства». Это говорит о недостаточном количестве экономических задач в курсе математики и о необходимости использования дополнительной литературы.
Необходимость разработки курса по выбору может быть обусловлена различными причинами. Например, вынужденная самоизоляция в период пандемии из-за распространения нового типа коронавирусной инфекции COVID-19; часто болеющие или отсутствующие ученики; использование онлайн-ресурсов для самостоятельной работы обучающихся; реализация дифференцированного обучения математике. Резкий переход обучения в дистанционный формат вызвал достаточно много проблем для учителей. Одна из таких проблем - недостаточное количество методического обеспечения в онлайн-формате для организации самостоятельной работы обучающихся.
В связи с этим есть необходимость организации дополнительных курсов, которые будут направлены на подготовку обучающихся к заданиям повышенного уровня сложности, и в то же время ориентированы на повышение уровня финансовой грамотности. Такие курсы могут быть реализованы как в форме традиционных занятий, так и с элементами электронного обучения.
Таким образом, существует проблема поиска результативных средств подготовки обучающихся к решению задач экономического содержания и повышения финансовой грамотности. В связи с этим становится актуальной разработка и создание курса, который поможет как и учителю, так и обучающемуся в подготовке к ЕГЭ.
Тема работы - «Курс по выбору “Задачи экономического содержания” для подготовки к профильному ЕГЭ обучающихся 10-11 классов».
Объектом исследования является процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования - организация эффективной подготовки обучающихся к решению задач экономического содержания в 10-11 классах.
Была выдвинута следующая гипотеза: проведение курса по выбору «Задачи экономического содержания», который может быть реализован как в формате очных занятий, так и с применением дистанционных технологий, будет способствовать эффективной подготовке обучающегося к профильному ЕГЭ по математике.
Цель работы: разработка программы и методического обеспечения курса по выбору «Задачи экономического содержания» для обучающихся 10-11 классов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности современного обучения математике и цифрового поколения обучающихся.
2. Описать дидактические возможности электронного обучения математике.
3. Разработать содержание курса по выбору для обучающихся старших классов по решению задач экономического содержания и методические рекомендации по его проведению.
4. Провести оценку эффективности разработанного курса и проанализировать его результаты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении проанализирована актуальность рассмотрения задач на проценты в школьном курсе математики и разработка элективного курса.
В первой, теоретической, главе, представлены особенности обучения математике современного поколения обучающихся, а также результаты анализа различной учебно-методической литературы на наличие задач экономического содержания.
Во второй, практической, главе содержатся следующие разработанные структурные элементы курса по выбору: структура, учебная программа, фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств. В завершении главы представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы основные выводы по проделанной работе.
В 2018 году проводился третий цикл исследования финансовой грамотности населения. При выполнении международного теста по финансовой грамотности средний результат российских обучающихся в возрасте 15 лет составил 495 баллов, что оказалось ниже результатов 2015 года (512 баллов). В международном рейтинге стран Российская Федерация заняла десятое место из двадцати стран-участниц исследования. 86 % российских обучающихся достигли или превысили пороговый (2-й) уровень финансовой грамотности, а 6 % достигли самого высокого (5-го) уровня финансовой грамотности.
Важно отметить, что во всех трех циклах исследования среди обучающихся, не достигших порогового уровня финансовой грамотности и продемонстрировавших самые высокие уровни финансовой грамотности, больше юношей, чем девушек. Эта информация должна учитываться при организации работы с различными группами учащихся в рамках финансового образования.
Закладывать основу для формирования финансовой грамотности у обучающихся необходимо на начальных этапах, чтобы подготовить их к взрослой жизни. Решать данную задачу может не только семья, но и школа.
Проблемы измерения и пути повышения финансовой грамотности рассматривались в работах Д.Х. Ибрагимовой, О.Е. Кузиной и др. В работе Н.В. Смирновой исследуется проблема развития уровня финансовой грамотности школьников.
Помимо того, что решение задач с экономическим содержанием играет немаловажную роль в формировании финансовой грамотности, что было подтверждено исследованиями Т.А. Алмазовой и Н.В. Никаноркиной, актуальность решения таких задач обуславливается еще и тем, что происходит расширение сферы практического приложения. Вопросы повышения цен, налогов, кредитов, начисления зарплаты, инфляции не обходят стороной ни одного человека в нашем обществе. Умение производить простые финансовые вычисления является одним из ключевых при планировании бюджета семьи.
В то же время анализ учебно-методической литературы и образовательной практики показывает, что обучающиеся средней школы изучают задачи экономического содержания в основном в 5-9 классах. В старшей школе содержание обучения не связано с подобными заданиями. В то время как задачи на умение составлять математическую модель ситуации, имеющей экономическую фабулу, есть в контрольно -измерительных материалах ЕГЭ по математике базового и профильного уровня. В частности, появившаяся в 2015 г. среди заданий повышенного уровня сложности задача экономического содержания, непривычна по формулировке для большинства российских обучающихся, но вполне посильна для них. По результатам ЕГЭ можно сделать вывод, что многие обучающиеся приступают к выполнению данной задачи, но не всегда получают максимум (3 балла) за ее решение. Сказывается отсутствие времени в учебной программе 10 -11 классов на решение подобных задач, а также недостатки подготовки обучающихся по некоторым умениям курса математики основной школы (нахождение процентов и частей величин, моделирование в процессе решения текстовых задач, запись обоснованного решения и др.).
Анализ УМК по математике старших классов показал, что прикладные задачи с экономическим содержанием практически отсутствуют в курсе алгебры и начал анализа. Так, в учебнике под редакцией Н.Я. Виленкина и др. «Алгебра и математический анализ. 11 класс» была найдена только одна подобная задача. Аналогичная и единственная задача представлена в учебнике под редакцией Г.К. Муравина «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» в теме «Показательная функция и ее свойства». Это говорит о недостаточном количестве экономических задач в курсе математики и о необходимости использования дополнительной литературы.
Необходимость разработки курса по выбору может быть обусловлена различными причинами. Например, вынужденная самоизоляция в период пандемии из-за распространения нового типа коронавирусной инфекции COVID-19; часто болеющие или отсутствующие ученики; использование онлайн-ресурсов для самостоятельной работы обучающихся; реализация дифференцированного обучения математике. Резкий переход обучения в дистанционный формат вызвал достаточно много проблем для учителей. Одна из таких проблем - недостаточное количество методического обеспечения в онлайн-формате для организации самостоятельной работы обучающихся.
В связи с этим есть необходимость организации дополнительных курсов, которые будут направлены на подготовку обучающихся к заданиям повышенного уровня сложности, и в то же время ориентированы на повышение уровня финансовой грамотности. Такие курсы могут быть реализованы как в форме традиционных занятий, так и с элементами электронного обучения.
Таким образом, существует проблема поиска результативных средств подготовки обучающихся к решению задач экономического содержания и повышения финансовой грамотности. В связи с этим становится актуальной разработка и создание курса, который поможет как и учителю, так и обучающемуся в подготовке к ЕГЭ.
Тема работы - «Курс по выбору “Задачи экономического содержания” для подготовки к профильному ЕГЭ обучающихся 10-11 классов».
Объектом исследования является процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования - организация эффективной подготовки обучающихся к решению задач экономического содержания в 10-11 классах.
Была выдвинута следующая гипотеза: проведение курса по выбору «Задачи экономического содержания», который может быть реализован как в формате очных занятий, так и с применением дистанционных технологий, будет способствовать эффективной подготовке обучающегося к профильному ЕГЭ по математике.
Цель работы: разработка программы и методического обеспечения курса по выбору «Задачи экономического содержания» для обучающихся 10-11 классов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать особенности современного обучения математике и цифрового поколения обучающихся.
2. Описать дидактические возможности электронного обучения математике.
3. Разработать содержание курса по выбору для обучающихся старших классов по решению задач экономического содержания и методические рекомендации по его проведению.
4. Провести оценку эффективности разработанного курса и проанализировать его результаты.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении проанализирована актуальность рассмотрения задач на проценты в школьном курсе математики и разработка элективного курса.
В первой, теоретической, главе, представлены особенности обучения математике современного поколения обучающихся, а также результаты анализа различной учебно-методической литературы на наличие задач экономического содержания.
Во второй, практической, главе содержатся следующие разработанные структурные элементы курса по выбору: структура, учебная программа, фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств. В завершении главы представлены результаты опытно-экспериментальной работы.
В заключении сформулированы основные выводы по проделанной работе.
Важность обучения учащихся решению математических задач с экономическим содержанием не вызывает сомнений. Решение таких задач позволит продемонстрировать практическую значимость математики, обеспечит понимание учащимися сути процессов, происходящих в экономике страны и мира, а также позволит решить одну из задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития - воспитание самостоятельной личности, способной решать различные жизненные задачи.
Несмотря на свою значимость, задачи, имеющие экономическое содержание, вызывают значительные трудности у учащихся, обусловленные отсутствием достаточного внимания к решению подобных задач в школьном курсе математики, слишком большим объёмом информации, из которой трудно выделить необходимую при самостоятельной подготовке к экзамену, отсутствием общей математической культуры и экономической грамотности. Одним из путей выхода из данного затруднения является создание курса по выбору для обучающихся.
В процессе выполнения данной работы в первую очередь были проанализированы особенности обучения математике современного поколения обучающихся, а также изучены дидактические возможности электронного обучения.
Были разработаны структурные элементы курса по выбору: структура, учебная программа, фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств.
Для оценки разработанного курса по выбору «Задачи экономического содержания» была проведена опытно -экспериментальная работа на базе одной из школ Партизанского района Красноярского края. В экспериментальную группу были зачислены 19 обучающихся 10 класса, которые планируют сдавать экзамен по математике профильного уровня. Обучающиеся прошли тестирование в начале и в конце учебного года.
В результате опытно-экспериментальной работы был сделан вывод, что изучение данного курса способствует успешной подготовке обучающихся к профильному ЕГЭ по математике.
Исходя из выполненных исследований, мы приходим к таким выводам о том, что подготовка к ЕГЭ по математике профильного уровня, а в частности к экономическим задачам, остается серьезной проблемой и для учителя, и для выпускников. То, что к этим заданиям необходимо готовится в дополнительное время, в этом нет сомнений, но как более точно организовать данную работу остается проблемой для учителя. На наш взгляд дополнительный курс, созданный на какой -либо платформе, а в нашем случае это платформа Google Classroom, является прекрасным решением для устранения проблем. Данная платформа предоставляет возможность различными способами представлять теорию для обучающихся. Кроме этого, учитывается дифференцированный подход, каждый выпускник идет в своем темпе.
Перспективы дальнейшего исследования состоят в построении сквозного курса по решению экономических задач для обучающихся 7 -11 классов, который бы дополнял содержание основного курса математики и позволял организовать самостоятельную работу обучающихся под руководством учителя.
Несмотря на свою значимость, задачи, имеющие экономическое содержание, вызывают значительные трудности у учащихся, обусловленные отсутствием достаточного внимания к решению подобных задач в школьном курсе математики, слишком большим объёмом информации, из которой трудно выделить необходимую при самостоятельной подготовке к экзамену, отсутствием общей математической культуры и экономической грамотности. Одним из путей выхода из данного затруднения является создание курса по выбору для обучающихся.
В процессе выполнения данной работы в первую очередь были проанализированы особенности обучения математике современного поколения обучающихся, а также изучены дидактические возможности электронного обучения.
Были разработаны структурные элементы курса по выбору: структура, учебная программа, фрагменты занятий с использованием интерактивных и онлайн-средств.
Для оценки разработанного курса по выбору «Задачи экономического содержания» была проведена опытно -экспериментальная работа на базе одной из школ Партизанского района Красноярского края. В экспериментальную группу были зачислены 19 обучающихся 10 класса, которые планируют сдавать экзамен по математике профильного уровня. Обучающиеся прошли тестирование в начале и в конце учебного года.
В результате опытно-экспериментальной работы был сделан вывод, что изучение данного курса способствует успешной подготовке обучающихся к профильному ЕГЭ по математике.
Исходя из выполненных исследований, мы приходим к таким выводам о том, что подготовка к ЕГЭ по математике профильного уровня, а в частности к экономическим задачам, остается серьезной проблемой и для учителя, и для выпускников. То, что к этим заданиям необходимо готовится в дополнительное время, в этом нет сомнений, но как более точно организовать данную работу остается проблемой для учителя. На наш взгляд дополнительный курс, созданный на какой -либо платформе, а в нашем случае это платформа Google Classroom, является прекрасным решением для устранения проблем. Данная платформа предоставляет возможность различными способами представлять теорию для обучающихся. Кроме этого, учитывается дифференцированный подход, каждый выпускник идет в своем темпе.
Перспективы дальнейшего исследования состоят в построении сквозного курса по решению экономических задач для обучающихся 7 -11 классов, который бы дополнял содержание основного курса математики и позволял организовать самостоятельную работу обучающихся под руководством учителя.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - КУРС ПО ВЫБОРУ «МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ИЗБРАННЫЕ ЗАДАЧИ ГЕОМЕТРИИ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССОВ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ИСЧИСЛЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОИЗВОДНОЙ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЕГЭ ПО
МАТЕМАТИКЕ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОГО
ФАКУЛЬТАТИВА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Реализация деятельностного подхода в учебном проекте «Планирование, конструирование и использование сайта «Актуальные экономические вызовы российскому обществу - научное решение проблем»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПРОИЗВОДНАЯ ФУНКЦИИ» В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



