Курс по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов
|
Введение 3
Глава 1. Курс по выбору в профильном обучении и предпрофильной подготовке 7
1.1. Профильное обучение на современном этапе 7
1.2. Курс по выбору как форма профильного обучения 24
1.3. Предпрофильная подготовка обучающихся по математике 37
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов и методика его проведения 44
2.1. Учебно-тематический план курса по выбору 44
2.2. Содержание занятий курса по выбору и методические рекомендации для
учителя 50
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Библиографический список 69
Приложение 1. Введение. История геометрии как науки 73
Приложение 2. Геометрия у древних народов Востока 79
Приложение 3. Решение исторических задач древней Греции 82
Приложение 4. Итоги. Математическая игра
Глава 1. Курс по выбору в профильном обучении и предпрофильной подготовке 7
1.1. Профильное обучение на современном этапе 7
1.2. Курс по выбору как форма профильного обучения 24
1.3. Предпрофильная подготовка обучающихся по математике 37
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов и методика его проведения 44
2.1. Учебно-тематический план курса по выбору 44
2.2. Содержание занятий курса по выбору и методические рекомендации для
учителя 50
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Библиографический список 69
Приложение 1. Введение. История геометрии как науки 73
Приложение 2. Геометрия у древних народов Востока 79
Приложение 3. Решение исторических задач древней Греции 82
Приложение 4. Итоги. Математическая игра
В настоящее время на старшей ступени образования предусматривается введение профильного обучения. Его цели: обеспечение углубленного изучения отдельных изучаемых школьных дисциплин программы полного общего образования; преемственность между общим и последующим профессиональным образованием, эффективная подготовка старшеклассников к дальнейшему освоению программ среднего специального и высшего профессионального образования. Сейчас в старших классах школы существуют основные профили: гуманитарный, естественно-математический, технологический, а также общественно-экономический.
Для того чтобы помочь обучающимся девятых классов осознанно и максимально комфортно выбрать профиль, существует специальная предпрофильная подготовка. Суть ее состоит в формировании образовательного пространства для школьников, помогающему их самоопределению. Это происходит посредством проведения информационной работы, работы курсов, профильной и профессиональной ориентации.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач обучения была, так и остаётся проблема воспитания интереса к обучению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но всё-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как же вызвать устойчивый познавательный интерес у обучающихся.
С каждым годом дети всё равнодушнее относятся к учёбе. Понижается интерес у обучающихся и к математике. Этот предмет воспринимается ими как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведётся поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Г.И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что для того, чтобы обучающиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, и она не казалась им скучной и непреодолимой наукой, целесообразно в учебный процесс включать элементы истории математики, сведения из прошлого. Ис-пользование исторических сведений способствует не только укреплению познавательного интереса к математике, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора обучающихся, повышению их общей куль-туры. Исторические сведения, вводимые на уроке, являются особым стимулом развития познавательного интереса к математике.
Актуальность опыта состоит в том, что использование исторического материала при правильном применении на уроке способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся к учебному предмету «Математика».
Часть предпрофильного обучения для школьников - различные виды курсов по выбору. К примеру, это может быть курс по профилю «Математика». Его изучение имеет больше значение для профильного обучения школьников. Курсы помогают создать все необходимые условия для дифференциации и индивидуализации обучения школьников. В сравнении с существующими факультативными курсами, курсы по выбору обязательны для школьников. Цель их организации заключается в ориентации на индивидуализацию обучения. С их помощью дети проходят подготовку к осознанному выбору профиля. В качестве содержания такого курса можно предложить задачи с историческим контекстом, которые позволяют освоить и осознать культурный опыт в предметной области «Математика» и сформировать понимание сути основных математических понятий, историю их становления и развития.
В методической литературе можно встретить исследования, которые раскрывают суть исторического развития математики и варианты использования этого материала в процессе обучения (Ю.А. Дробышев, В.В. Орлов, Т.С. Полякова и др.). Однако, потенциал такого курса в связи с загруженностью учебного времени и ориентацией учебного процесса в 9 классе на подготовку к ОГЭ, не используется в полной мере.
Таким образом, можно выделить проблему, которая заключается в поиске эффективных средств повышения познавательного интереса обучающихся к математике в рамках предпрофильной подготовки.
Из всего, изложенного выше, можно сделать вывод об актуальности темы нашей аттестационной работы «Задачи по математике с историческим контекстом» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
В качестве объекта исследования выступает процесс предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса.
Предметом исследования является содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов и методика его проведения.
Цель исследования - разработать содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса и методические рекомендации к его проведению.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если содержание и методика проведения курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» будут разработаны в соответствии с требованиями, которые предъявляются к разработке курсов по выбору в профильной школе, то освоение этого курса будет способствовать повышению интереса обучающихся к математике и ориентировать заинтересованных обучающихся на осознанный выбор математического профиля.
Для реализации цели исследования и подтверждения его гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности профильного обучения в РФ в настоящее время;
2) описать, что представляет собой курс по выбору как форма профильно-го обучения (виды, цели, особенности, формы проведения);
3) охарактеризовать возможные пути осуществления предпрофильной подготовки как подготовки к профильному обучению математике;
4) разработать программу, методические идеи и занятия курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов;
5) описать основные методические рекомендации для учителя, преподающего курс занятий школьникам.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Первая глава работы посвящена профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся. Во второй главе работы описан курс по выбору «Задачи с историческим контекстом», а также предложены основные методические рекомендации для педагога по проведению данного курса.
Для того чтобы помочь обучающимся девятых классов осознанно и максимально комфортно выбрать профиль, существует специальная предпрофильная подготовка. Суть ее состоит в формировании образовательного пространства для школьников, помогающему их самоопределению. Это происходит посредством проведения информационной работы, работы курсов, профильной и профессиональной ориентации.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач обучения была, так и остаётся проблема воспитания интереса к обучению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но всё-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как же вызвать устойчивый познавательный интерес у обучающихся.
С каждым годом дети всё равнодушнее относятся к учёбе. Понижается интерес у обучающихся и к математике. Этот предмет воспринимается ими как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведётся поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Г.И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что для того, чтобы обучающиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, и она не казалась им скучной и непреодолимой наукой, целесообразно в учебный процесс включать элементы истории математики, сведения из прошлого. Ис-пользование исторических сведений способствует не только укреплению познавательного интереса к математике, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора обучающихся, повышению их общей куль-туры. Исторические сведения, вводимые на уроке, являются особым стимулом развития познавательного интереса к математике.
Актуальность опыта состоит в том, что использование исторического материала при правильном применении на уроке способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся к учебному предмету «Математика».
Часть предпрофильного обучения для школьников - различные виды курсов по выбору. К примеру, это может быть курс по профилю «Математика». Его изучение имеет больше значение для профильного обучения школьников. Курсы помогают создать все необходимые условия для дифференциации и индивидуализации обучения школьников. В сравнении с существующими факультативными курсами, курсы по выбору обязательны для школьников. Цель их организации заключается в ориентации на индивидуализацию обучения. С их помощью дети проходят подготовку к осознанному выбору профиля. В качестве содержания такого курса можно предложить задачи с историческим контекстом, которые позволяют освоить и осознать культурный опыт в предметной области «Математика» и сформировать понимание сути основных математических понятий, историю их становления и развития.
В методической литературе можно встретить исследования, которые раскрывают суть исторического развития математики и варианты использования этого материала в процессе обучения (Ю.А. Дробышев, В.В. Орлов, Т.С. Полякова и др.). Однако, потенциал такого курса в связи с загруженностью учебного времени и ориентацией учебного процесса в 9 классе на подготовку к ОГЭ, не используется в полной мере.
Таким образом, можно выделить проблему, которая заключается в поиске эффективных средств повышения познавательного интереса обучающихся к математике в рамках предпрофильной подготовки.
Из всего, изложенного выше, можно сделать вывод об актуальности темы нашей аттестационной работы «Задачи по математике с историческим контекстом» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
В качестве объекта исследования выступает процесс предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса.
Предметом исследования является содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов и методика его проведения.
Цель исследования - разработать содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса и методические рекомендации к его проведению.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если содержание и методика проведения курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» будут разработаны в соответствии с требованиями, которые предъявляются к разработке курсов по выбору в профильной школе, то освоение этого курса будет способствовать повышению интереса обучающихся к математике и ориентировать заинтересованных обучающихся на осознанный выбор математического профиля.
Для реализации цели исследования и подтверждения его гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности профильного обучения в РФ в настоящее время;
2) описать, что представляет собой курс по выбору как форма профильно-го обучения (виды, цели, особенности, формы проведения);
3) охарактеризовать возможные пути осуществления предпрофильной подготовки как подготовки к профильному обучению математике;
4) разработать программу, методические идеи и занятия курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов;
5) описать основные методические рекомендации для учителя, преподающего курс занятий школьникам.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Первая глава работы посвящена профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся. Во второй главе работы описан курс по выбору «Задачи с историческим контекстом», а также предложены основные методические рекомендации для педагога по проведению данного курса.
Предпрофильная подготовка помогает ученикам основной школы сделать свой выбор при дальнейшем обучении, а именно выбрать профиль обучения, если речь идет об обучении в старшем звене школы, или выборе другого учебного заведения. Одной из составляющей предпрофильной подготовки является курс по выбору.
Разработанный курс помогает обучающимся определиться с тем, нужен ли им математический профиль или нет. Также, разработанный курс дает представление о том, как зарождалась геометрия как наука, что этому способствовало. Изучение программы данного курса дает возможность понять, что геометрия не возникла на ровном месте, и ее не написал один математик за короткий промежуток времени, а начала развиваться из практических нужд. Постепенно знания накапливались, потом их пробовали систематизировать. Геометрия, которую мы видим сейчас, приобрела свой вид не так давно, а до этого была про-ведена долгая и кропотливая работа разными математиками разных стран. Изучение истории геометрии на уроках помогает развеять то представление, что геометрия состоит только из определений и утверждений с доказательством.
Таким образом, все задачи работы были выполнены, цель исследования достигнута.
Разработанный курс помогает обучающимся определиться с тем, нужен ли им математический профиль или нет. Также, разработанный курс дает представление о том, как зарождалась геометрия как наука, что этому способствовало. Изучение программы данного курса дает возможность понять, что геометрия не возникла на ровном месте, и ее не написал один математик за короткий промежуток времени, а начала развиваться из практических нужд. Постепенно знания накапливались, потом их пробовали систематизировать. Геометрия, которую мы видим сейчас, приобрела свой вид не так давно, а до этого была про-ведена долгая и кропотливая работа разными математиками разных стран. Изучение истории геометрии на уроках помогает развеять то представление, что геометрия состоит только из определений и утверждений с доказательством.
Таким образом, все задачи работы были выполнены, цель исследования достигнута.



