Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Курс по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов

Работа №166398

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Курс по выбору в профильном обучении и предпрофильной подготовке 7
1.1. Профильное обучение на современном этапе 7
1.2. Курс по выбору как форма профильного обучения 24
1.3. Предпрофильная подготовка обучающихся по математике 37
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся девятых классов и методика его проведения 44
2.1. Учебно-тематический план курса по выбору 44
2.2. Содержание занятий курса по выбору и методические рекомендации для
учителя 50
Выводы по второй главе 67
Заключение 68
Библиографический список 69
Приложение 1. Введение. История геометрии как науки 73
Приложение 2. Геометрия у древних народов Востока 79
Приложение 3. Решение исторических задач древней Греции 82
Приложение 4. Итоги. Математическая игра

В настоящее время на старшей ступени образования предусматривается введение профильного обучения. Его цели: обеспечение углубленного изучения отдельных изучаемых школьных дисциплин программы полного общего образования; преемственность между общим и последующим профессиональным образованием, эффективная подготовка старшеклассников к дальнейшему освоению программ среднего специального и высшего профессионального образования. Сейчас в старших классах школы существуют основные профили: гуманитарный, естественно-математический, технологический, а также общественно-экономический.
Для того чтобы помочь обучающимся девятых классов осознанно и максимально комфортно выбрать профиль, существует специальная предпрофильная подготовка. Суть ее состоит в формировании образовательного пространства для школьников, помогающему их самоопределению. Это происходит посредством проведения информационной работы, работы курсов, профильной и профессиональной ориентации.
Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач обучения была, так и остаётся проблема воспитания интереса к обучению.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов изучен достаточно тщательно. Но всё-таки остаются не решенными некоторые вопросы. Главный из них - как же вызвать устойчивый познавательный интерес у обучающихся.
С каждым годом дети всё равнодушнее относятся к учёбе. Понижается интерес у обучающихся и к математике. Этот предмет воспринимается ими как скучный и совсем не интересный. В связи с этим учителями ведётся поиск эффективных форм и методов обучения, которые способствовали бы активизации учебной деятельности, формированию познавательного интереса.
Г.И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что для того, чтобы обучающиеся проявляли повышенный познавательный интерес к математике, и она не казалась им скучной и непреодолимой наукой, целесообразно в учебный процесс включать элементы истории математики, сведения из прошлого. Ис-пользование исторических сведений способствует не только укреплению познавательного интереса к математике, но и углублению понимания изучаемого материала, расширению кругозора обучающихся, повышению их общей куль-туры. Исторические сведения, вводимые на уроке, являются особым стимулом развития познавательного интереса к математике.
Актуальность опыта состоит в том, что использование исторического материала при правильном применении на уроке способствует повышению уровня познавательного интереса обучающихся к учебному предмету «Математика».
Часть предпрофильного обучения для школьников - различные виды курсов по выбору. К примеру, это может быть курс по профилю «Математика». Его изучение имеет больше значение для профильного обучения школьников. Курсы помогают создать все необходимые условия для дифференциации и индивидуализации обучения школьников. В сравнении с существующими факультативными курсами, курсы по выбору обязательны для школьников. Цель их организации заключается в ориентации на индивидуализацию обучения. С их помощью дети проходят подготовку к осознанному выбору профиля. В качестве содержания такого курса можно предложить задачи с историческим контекстом, которые позволяют освоить и осознать культурный опыт в предметной области «Математика» и сформировать понимание сути основных математических понятий, историю их становления и развития.
В методической литературе можно встретить исследования, которые раскрывают суть исторического развития математики и варианты использования этого материала в процессе обучения (Ю.А. Дробышев, В.В. Орлов, Т.С. Полякова и др.). Однако, потенциал такого курса в связи с загруженностью учебного времени и ориентацией учебного процесса в 9 классе на подготовку к ОГЭ, не используется в полной мере.
Таким образом, можно выделить проблему, которая заключается в поиске эффективных средств повышения познавательного интереса обучающихся к математике в рамках предпрофильной подготовки.
Из всего, изложенного выше, можно сделать вывод об актуальности темы нашей аттестационной работы «Задачи по математике с историческим контекстом» в системе предпрофильной подготовки девятиклассников.
В качестве объекта исследования выступает процесс предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса.
Предметом исследования является содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов и методика его проведения.
Цель исследования - разработать содержание курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса и методические рекомендации к его проведению.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если содержание и методика проведения курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» будут разработаны в соответствии с требованиями, которые предъявляются к разработке курсов по выбору в профильной школе, то освоение этого курса будет способствовать повышению интереса обучающихся к математике и ориентировать заинтересованных обучающихся на осознанный выбор математического профиля.
Для реализации цели исследования и подтверждения его гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать особенности профильного обучения в РФ в настоящее время;
2) описать, что представляет собой курс по выбору как форма профильно-го обучения (виды, цели, особенности, формы проведения);
3) охарактеризовать возможные пути осуществления предпрофильной подготовки как подготовки к профильному обучению математике;
4) разработать программу, методические идеи и занятия курса по выбору «Задачи по математике с историческим контекстом» в предпрофильной подготовке обучающихся 9 классов;
5) описать основные методические рекомендации для учителя, преподающего курс занятий школьникам.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения. Первая глава работы посвящена профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся. Во второй главе работы описан курс по выбору «Задачи с историческим контекстом», а также предложены основные методические рекомендации для педагога по проведению данного курса.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предпрофильная подготовка помогает ученикам основной школы сделать свой выбор при дальнейшем обучении, а именно выбрать профиль обучения, если речь идет об обучении в старшем звене школы, или выборе другого учебного заведения. Одной из составляющей предпрофильной подготовки является курс по выбору.
Разработанный курс помогает обучающимся определиться с тем, нужен ли им математический профиль или нет. Также, разработанный курс дает представление о том, как зарождалась геометрия как наука, что этому способствовало. Изучение программы данного курса дает возможность понять, что геометрия не возникла на ровном месте, и ее не написал один математик за короткий промежуток времени, а начала развиваться из практических нужд. Постепенно знания накапливались, потом их пробовали систематизировать. Геометрия, которую мы видим сейчас, приобрела свой вид не так давно, а до этого была про-ведена долгая и кропотливая работа разными математиками разных стран. Изучение истории геометрии на уроках помогает развеять то представление, что геометрия состоит только из определений и утверждений с доказательством.
Таким образом, все задачи работы были выполнены, цель исследования достигнута.



1. Башмакова И.Г. История математики с древних времен до начала XIX столетия. В 3 т. Т. 1 С древнейших времен до начала нового времени / И.Г. Башмакова, Э.И. Березкина, А.И. Володарский и др. - М.: Наука. - 1970 - 347 с.
2. Березкина Э.И. Математика древнего Китая / Б.А. Розенфельф. М.: Наука, 1980. - 312 с.
3. Болотов В.А. Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным // Математика в школе. - 2003. № 9. с. 4-8.
4. Буравова Н.И. Профильное обучение в 9 классе // Математика в школе. - 2000. № 5. с. 48-55.
5. Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающая наука / В.А. Солодкова. - М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959г. - 459с.
6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика, М.: НМЦ СПО, 1999.
7. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. М.: Айрис-пресс, 2006. 128с.
8. Глейзер Г.И. История математики в школе / Под ред. В.Н. Молодшего. - М.: Просвещение , 1964. - 376 с.
9. Голуб Г.Б.Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению / Великанова А.В;ред. Е.Я. Когана.- Сама- ра.2006.- 160 с.
10. Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов // Завуч: управление современной школой. - 2008. - № 3. - с. 53-56
11. Гузеев И.С. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. 2002. №9. с. 113-123.
12. Данкова И.Н. Предпрофильная подготовка учащихся 9 классов по математике: Общие положения, структура портфолио, программы курсов, сценарии занятий / И.Н. Данкова, Т.Е. Бондаренко, Л.Л. Емелина, О.К. Плетнева; ред. С.А. Антипова, Ю.А. Савинкова.- М:2006.- 128 с
13. Клёнов Н. Как подготовить школу к профильному обучению // Народное образование. - 2003. - №7. - с. 106-114.
14. Колягин Ю.М. Профильная дифференциация обучения математике // Математика в школе. 1990. №4. с. 21-27.
15. Колягин Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике // Математика в школе. - 1995. № 6. с. 27-32.
16. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Профильная школа. 2003. № 1. С. 3-8
17. Концепция развития школьного математического образования [Текст] // Математика в школе. - 1990. - №1. - с. 2-13.
18. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике: Книга для учащихся 8-11 классов/ С.С. Демидов - М.: Просвещение, 1995. - 192с.
19. Костина О.В. Из опыта организации профильного обучения в России и за рубежом[Электронный ресурс] //Интерактивное образование 2006. - №6. - Режим доступа: http://io.nios.ru/old/releases.php?num=06&div=03&(дата обращения 14.04.2020).
20. Лукичева Е.Ю. Математика в профильной школе. Элективные курсы. Пособие для учителя. СПб.: Просвещение, 2007.
21. Майер Р.А. История математики. Часть 1: курс лекций / Р.А. Майер. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999. - 124с.
22. Майер Р.А. История математики: пособие к семинарским занятиям / Р.А. Майер, Р.Р. Майер. - Красноярск: КГПУ, 2006. - 268с.
23. Мостовой А.И. К решению геометрических задач в 7 классе // Математика в школе. №1. 1974. - 18-21с.
24. Немова Н. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» // Директор школы. 2005. - 5с.
25. Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий, 2004 Г. [Электронный ресурс]. URL: http:ZZdidacts.ru/dictionary/1004(дата обращения 11.05.2020).
26. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы : Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации/Вяземский,Е.Е.- М.: 2003. - 136 с.
27. Приказ Минобразования России от 18.07.2002г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» [Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2783].
28. Примерные программы основного общего образования. Математика. 5 - 9 классы: проект. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.
29. Распоряжение Правительства РФ № 2506-р от 24 декабря 2013 г. «Кон-цепция развития математического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. http://минобрнауки.рф/документы/3894(дата об-ращения 16.04.2020).
30. Сергеев И.С. Предпрофильная подготовка и профильное обучение // Профильная школа. - 2009. - №1 - с. 38-42.
31. Симонова И.М. Профильная модель обучения математике // Математика в школе. - 1997. - №1. - с. 32-36.
32. Смирнова И.М. Критерии отбора содержания математических курсов по выбору // Наука и школа. №3. 2014. - 7-13с.
33. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/885/файл/244/96.08.22-125.pdf
(дата обращения 11.05.2020).
34. Федяева Л.В. Элективные курсы по математике в системе профильного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik- omgpu-170.pdf(дата обращения 4.05.2020).
35. Цветкова М.С. Конструирование траекторий современного естественно-математического образования в основной школе // Профильная школа. №3. 2014. - 3-9с.
36. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при вы¬боре профиля обучения // Педагогика. 2005. №1. С. 19-26.
37. Чистякова С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки // Шк. технол. №1. 2002. - 101-1О8с.
38.Чистяков В.Д. Рассказы о математиках. - 2-е изд. исправленное и допол-ненное. Минск: Изд-во «Высшая школа», 2009.
39. Щукина Г.И. Математика в гуманитарных классах // Математика в шко¬ле. - 1996. - №1. - с. 10-13.
40. Элективные курсы. Некоторые вопросы [Электронный ресурс]. URL:
http://noz.my1.ru/metodika/2013/lisakovskai.doc (дата обращения 4.05.2020).
41. Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе образования // Со-временные наукоемкие технологии. 2008. № 6. С. 86-88.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ