Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ

Работа №166397

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2021
Стоимость4985 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ОТЦОВ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ 9
1.1. Понятие «родительское отношение» в психолого-педагогических
исследованиях 9
1.2. Феномен современного отцовства. Специфика отцовского отношения к
ребенку 16
1.3. Возможности организации психолого-педагогической работы с отцами,
воспитывающими детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
ОТЦОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РЕБЕНКУ 33
2.1. Методы и методики исследования 33
2.2. Результаты эмпирического исследования отцовского отношения к детям
старшего дошкольного возраста 36
2.3. Направления и содержание психологического консультирования отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей родительского отношения к ребенку 44
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 59


Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня особую значимость. В имеющихся психолого-педагогических исследованиях можно выделить лишь незначительную долю работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства: Р.В. Овчарова - родительство как психологический феномен; М. Мид - культурологическая концепция; И.С. Кон - изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский: педагогические аспекты отцовства; О.А. Шаграева: исследование материнства и в связи с ним отцовства [29; 41; 54].
Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях. В основном рассматриваются данные о роли отца в развитии ребенка, доминировании материнского начала в семейном воспитании и необходимости взаимодействия материнства и отцовства [42].
Таким образом, глубоких психологических исследований феномена отцовства в современной науке представлено мало.
Начиная со второй половины XX века, в общественном сознании распространился стереотип о слабой воспитательной компетентности современных отцов. В частности, ученые констатируют:
1. Рост числа неполных (материнских) семей, частое отсутствие отца в семье.
2. Незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими.
3. Педагогическую некомпетентность, неумелость отцов.
4. Незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми [1].
Однако, по мнению И.С. Кона, из всех перечисленных выше элементов стереотипной «модели ослабления отцовского начала» единственной безусловной реальностью является рост числа неполных семей, где воспитание ребенка осуществляет только мать. Абсолютное число и удельный вес детей, воспитывающихся без отцов, в нашей стране неуклонно растет [31].
По демографическим данным без участия отцов воспитывается не менее одной пятой всех детей. Первые психологические и социологические исследования, показавшие роль присутствия в семье отца как воспитательного фактора, были посвящены отцовству. Сравнивая детей, выросших с отцами и без, исследователи выявили, что его отсутствие отрицательно сказывается на личностном развитии детей, особенно - мальчиков [6].
Ослабление отцовской роли в семье - величайшая социальная проблема. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность.
Таким образом, возникает проблема: с одной стороны отцовство - широко распространенное явление, а с другой - структурированная теория по данному вопросу отсутствует.
Следует отметить значимость роли отца для ребенка на различных этапах его развития.
Для ребенка старшего дошкольного возраста отец - не только образец проявления мужских качеств (мужественность, настойчивость, уважение к женщинам).
Особенности отцовской роли в воспитании детей старшего дошкольного возраста определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организация образовательно-воспитательной сферы ребенка.
В то же время анализ социальной ситуации развития современных дошкольников показывает, что, как правило, отец в большинстве семей, хотя и присутствует физически, но в воспитании или развитии ребенка либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями, а также риск трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения [53].
Проведенный анализ проблемы актуализирует необходимость разработки модели организации психологического консультирования отцов, которая может реализовываться условиях дошкольных образовательных организаций. При этом организуя психологическое консультирование отцов, психолог должен учитывать особенности их родительского отношения к ребенку.
Отечественный исследователь сферы детско-родительских отношений Р.В. Овчарова отмечает: «Родительское (отцовское) отношение к ребенку характеризуется: представлениями о ребенке (знания о ребенке,
воспитательные установки); эмоциями и чувствами (переживания, связанные с ребенком), поведением (способы общения и взаимодействия с ребенком). Таким образом, в структуре отцовского отношения можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты» [44, с. 9].
Анализ научной литературы по проблеме исследования обозначил противоречия:
- между необходимостью изучения феномена современного отцовства, особенностей отцовского отношения к ребенку и недостаточностью теоретических и практических разработок в этом направлении;
- между необходимостью оказания психологической помощи отцам, воспитывающим детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку, и отсутствием соответствующих консультативных моделей.
Указанные противоречия позволяют обозначить проблему исследования: как выстроить эффективную психологическую работу с отцами, воспитывающими детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку?
Цель исследования: разработать систему консультативной работы психолога с отцами, воспитывающими детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (раскрыть специфику отцовского отношения к ребенку, выделить его компоненты; рассмотреть возможности организации психологического консультирования отцов).
2. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования родительского отношения отцов к детям старшего дошкольного возраста.
3. Эмпирическим путем выявить особенности родительского (отцовского) отношения к детям старшего дошкольного возраста.
4. Разработать направления и содержание консультативной работы психолога с отцами, воспитывающими детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку.
Объект исследования: родительское (отцовское) отношение к детям.
Предмет исследования: психологическое консультирование отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку.
Гипотеза исследования: родительское отношение отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, может характеризоваться повышенным стремлением к контролю и директивности в общении с ребенком, а также недостаточным проявлением эмоционального принятия.
Теоретико-методологическая основа исследования:
1. Принцип системности, единства сознания и деятельности, развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
2. Исследования гендерных аспектов родительства (Ю.Е. Алешина, Ю.В. Борисенко, А.Я. Варга, Л.Я. Гозман, О.В. Карабанова, С.В. Ковалев, A. Г. Лидерс, Р.В. Овчарова, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер, B. В. Юстицкис).
3. Разработки, раскрывающие сущность и содержание семейного консультирования (Ю.Е. Алешина, Т.В. Румянцева).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: методы психологической диагностики: опрос, беседа;
- статистические: сравнение средних значений показателей двух групп с помощью t-критерия Стьюдента.
Методики исследования.
1. Методика «Опросник родительского отношения к ребенку» А.Я. Варга, В.В. Столин.
2. Методика «Представления об идеальном родителе» Р.В. Овчарова.
Исследование проводилось на базе дошкольной образовательной организации г. Красноярска. Выборку составили 25 отцов в возрасте от 25 до 45 лет, состоящих в официальном браке, воспитывающих одного или нескольких детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены особенности родительского отношения отцов к детям старшего дошкольного возраста: установлено, что отцовское отношение определяется повышенным стремлением к контролю и директивности в общении с ребенком, а также недостаточным проявлением эмоционального принятия;
- охарактеризованы направления и содержание психологического консультирования отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста: повышение уровня психологической культуры, просвещение
относительно способов и средств эффективного общения с ребенком; развитие умений самоанализа своей родительской роли; формирование навыков эффективного общения с детьми; создание благоприятного психоэмоционального климата в семье.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «родительское (отцовское) отношение к ребенку», охарактеризованы его компоненты: совокупность представлений о ребенке, проявления эмоций и чувств по отношению к нему, реализация способов и средств общения с ребенком.
Практическая значимость исследования: разработаны направления и содержание психологического консультирования отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, направленного на гармонизацию их родительского отношения к ребенку. Результаты исследования могут быть использованы при индивидуальном и семейном консультировании, при сопровождении современных отцов как субъектов семейных отношений; а также в процессе реализации программ высшего профессионального образования по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки, в дисциплинах «Психология семьи», «Психология родительства», «Семейное консультирование»; при повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов помогающих профессий, профессиональная деятельность которых связана с сопровождением семьи и семейных отношений.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование проблемы отцовства на фоне снижения воспитательной роли отца в семье приобретает сегодня особую значимость. В имеющихся психолого-педагогических исследованиях можно выделить лишь незначительную долю работ, в которых выражен научный интерес к проблеме отцовства.
Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях.
Особенности отцовской роли в воспитании детей старшего дошкольного возраста определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организация образовательно-воспитательной сферы ребенка.
В ходе проведенного исследования были решены следующие задачи: проанализирована научная литература по проблеме исследования (раскрыта специфика отцовского отношения к ребенку, выделены его компоненты; рассмотрены возможности организации психологического консультирования отцов); подобран и обоснован диагностический инструментарий для исследования родительского отношения отцов к детям старшего дошкольного возраста; эмпирическим путем выявлены особенности родительского (отцовского) отношения к детям старшего дошкольного возраста.
Полученные эмпирические данные доказывают гипотезу исследования: родительское отношение отцов, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста, характеризуется повышенным стремлением к контролю и директивности в общении с ребенком, а также недостаточным проявлением эмоционального принятия.
На основе анализа результатов эмпирического исследования разработаны направления и содержание консультативной работы психолога с отцами, воспитывающими детей старшего дошкольного возраста, с учетом особенностей их родительского отношения к ребенку.
Таким образом, цель исследования достигнута.



1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М.: Профиздат, 1989. 250 с.
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Модель медико-социально-психологического сопровождения семей с часто болеющими детьми // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.
В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. № 1 (39). С. 124-128.
3. Бабасиева Э.А. Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в доу. М.: Педагогика, 2018. 337 с.
4. Бабушкина И.В. Взаимодействие педагога-психолога с родителями дошкольников в детском саду // Мир психологии. № 11. С. 21-26. URL: https://kladraz.ru/blogs/irina-viktorovna-babushkina/vzaimodeistvie-pedagoga- psihologa-s-roditeljami-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html(дата обращения: 27.05.2021).
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПБ., 1992. С. 205-213.
6. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. Москва-Обнинск: «ИГ- СОЦИН», 2007. 220 с.
7. Бык Е.Н. Неполные семьи: что должны знать дети, чьи мамы работают полный день. М., 2007. 29 с.
8. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2009. 376 с.
9. Варга А.Я, Столин В.В. Тест-опросник родительского отношения Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М., 1988. 79 с.
10. Вершинина Л.А. Роль матери и отца в воспитании ребёнка // Мир психологии. № 15. С. 30-34. URL: https://gigabaza.ru/doc/40393.html(дата обращения: 27.05.2021).
11. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 301 с.
12. Водопьянова А.С. Взаимодействие педагога-психолога с
родителями дошкольников в детском саду // Мир психологии. № 11.
С. 17-20. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-pedagoga-
psihologa-s-roditeljami-doshkolnikov-v-detskom-sadu.html (дата обращения: 27.05.2021).
13. Водопьянова А.С. Дошкольный психолог работа с родителями. Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями. // Мир психологии. № 11. С. 4-8. URL: https://debono.ru/doshkolnyi-psiholog- rabota-s-roditelyami-formy-i-metody-raboty-pedagoga-psihologa-detskogo-sada-s- ro.html(дата обращения 27.05.2021).
14. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение. М., 1977. 336 c.
15. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2004. 255 с.
16. Дорошина И.Г. Классификация гендерных позиций в супружеских отношениях. М.: Социосфера, 2010. С. 197-202.
17. Дронова Е.Н., Беляева К.А. «Ответственное родительство»: сущность и содержание // Культура и образование. 2015. № 8. 30 с.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1998. 176 c.
19. Дубина В.А. Организация работы педагога-психолога детского сада с родителями воспитанников // Дошкольное образование. URL: https://multiurok.ru/files/organizatsiia-raboty-pedagoga-psikhologa-detskogo.html(дата обращения: 27.05.2021).
20. Евсеенкова В.В., Портнова А. Г. Отцовство как структурно-динамический феномен // Сибирская психология сегодня. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 104-106.
21. Ермихина М.О. Субъективно-психологические факторы
формирования родительства: автореферат дис. ... канд. психол. наук., Спб., 2003. 22 с.
22. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка: автореферат дис канд. психол. наук. М., 2004. 233 с.
23. Закевич Н.А. Консультации для родителей равноправная роль отца и матери в воспитании ребенка // Мир психологии. № 1 С. 10-14. URL: https: //www. maam.ru/detskij sad/konsultacij a-dlj a-roditelei-ravnopravnaj a-rol- otca-i-materi-v-vospitani-rebenka.html (дата обращения: 27.05.2021).
24. Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям // Мир психологии. № 10. С. 12-16. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5656(дата обращения: 27.05.2021).
25. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2006. 319 с.
26. Кипнис М.Ш. Тренинг семейных отношений. М.: Ось-89, 2006. 260с.
27. Козлов Н.И. Глава семьи // Энциклопедия практической психологии
2013. № 1. С. 1-4. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/glava-
semi (дата обращения: 27.05.2021).
28. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 31-38.
29. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт. М.: Педагогика, 2005, С. 3-16.
30. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.
31. Кон И.С. Этнография родительства. М., 2000. 298 с.
32. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие- практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. М., 2006. 432 с.
33. Малина Ю.В. Психологические особенности родителей, ориентированных на раннее развитие детей автореферат: дис ... канд. психол. наук. М., 2019. С. 13-14.
34. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М.: Гардарики, 2010. С. 26-27.
35. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2002. 260 с.
36. Матейчик 3., Лангмейер И. Психическая депривация в детском возрасте. М., 1984. 219 с.
37. Мейли Р. Структура личности. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1975. С. 196-279.
38. Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М.: РОССПЭН, 2004. C. 174-188
39. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы
взаимодействия. Ярославль: Академия холдинг, 2002. 159 с.
40. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002. 394 с.
41. Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. М.: Мысль и жизнь, 1999. 168 с.
42. Овчарова Р.В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности М.: Академия, 2005. 365 с.
43. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
44. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2014. 319 с.
45.Овчарова Р.В Родительство как психоло гический феномен. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 192 с.
46. Павлов И.В. Гендерные аспекты детско-родительских отношений //
Материалы интернет-конференции «Психологические проблемы
современной российской семьи» (г. Санкт-Петербург, 24-25 сентября 2006 г.) Спб.: Питер, 2006. С. 1-3.
47. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Современная работа с родителями в начальной школе. М.: МарТ, 2004. 190 с.
48. Рамих В. А. Материнство как социокультурный феномен. М., 1997. С. 130-149.
49. Растопчина А.Н. Стили семейного воспитания, стимулирующие
нарушения поведения: // Семейная психология 2015. URL:
https://www.b17.ru/blog/27669/(дата обращения: 27.05.2021).
50. Смирнова. Е.О., Быкова. М.В. Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребёнку. СПб.: Питер, 2001 г. 315 c.
51. Спиваковская А.С. Как быть родителями? М.: Педагогика, 1986. 160 с.
52. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья.
М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 398 c.
53. Спок Б. Ребенок и уход за ним. М.: Попурри, 2007. 704 с.
54. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека (Советы воспитателям). М.: Педагогика, 1978. 288 с.
55. Токарева А.А., Носкова М.В., Свеженцева Е.А. Феномен
современного отцовства. М., 2014. 283 c.
56. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с
родителями. М.: Генезис, 2008. 153 с.
57. Цыманова М.Л. Отцовство как социокультурный феномен: дис ... канд. психол. наук. М., 2012. С. 5-6.
58. Шаграева О.А. Ребенок в семье: учебное пособие. М., 2007. 385 c.
59. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000. 512 с.
60. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. 656 с.
61. Edward Thompson &Jones Pleck (1986) The structure of male role norms, 4:1, 531-543, DOI: 10.1177/000276486029005003.
62. Martin West &Melvin Konner (1976) The Role of the Father: An Anthropological Perspective, The Role of the Father in Child Development, 10:1, 196-198; 345-385, DOI: 10.1080/01459740.1986.9965947.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ