ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Анализ теоретических основ проблемы памяти в отечественной и
зарубежной литературе 8
1.2 Память как психическая функция и особенности ее развития в
старшего дошкольном возрасте 16
1.3 Развитие памяти ребенка в условиях раннего изучения иностранного
языка 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 39
2.3 Реализация формирующего эксперимента 49
2.4 Результаты формирующего эксперимента 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
В современных реалиях становится важно изучать иностранные языки. Исходя из этого, можно проследить тенденцию увеличения количества людей, изучающих иностранные языки, и в частности, английский. Наблюдается ситуация уменьшения возраста, обучающихся иностранному языку. Ранее, упор при изучении языков шел, прежде всего, на школьный возраст, теперь родители стремятся начать обучение детей иностранным языкам как можно раньше, исходя из утверждения о благоприятности дошкольного возраста для данного вида деятельности. Не смотря на то, что данный возраст подходит для начала освоения иностранного языка, а дошкольное образование направлено на формирование разносторонней личности, большинство программ дошкольного образования («От рождения до школы», «Успех» и другие) не содержат в себе специального раздела «Иностранный язык». Данный факт приводит к тому, что обучение иностранному языку происходит в отрыве от основного педагогического процесса, становясь лишь дополнительным предметом. Таким образом, уменьшается благоприятное воздействие изучения иностранного языка на развитие высших психических функций ребенка, в том числе на память [32].
Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Систематическое, целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными школьной программой, предполагает определенный уровень развития памяти детей, в том числе и произвольной, логической памяти ребенка, т. е. памяти, основанной на понимании, на специальной мыслительной обработке материала в целях его запоминания и воспроизведения [24].
Вопрос о развитии памяти породил большие споры в психологии. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста, не имеют классического однообразия.
Проблемой изучения и развития памяти дошкольников занимались такие ученые как Эльконин Д.Б., Обухова Л.Ф., Житникова Л.М., Люблинская А.А., Зинченко П.И., Лурия А. Р., Марцинковская Т. Д. и многие другие.
Также не был однозначным вопрос об изучении иностранного языка детьми дошкольного и раннего возраста. Со второй половины 20 века проблема раннего обучения иностранным языкам находится в центре внимания психологов, методистов, учителей иностранного языка. Широко исследованы психологические особенности усвоения второго языка в раннем возрасте в работах Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Е.И. Негневицкой и Е.И. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др. Проблемы, связанные с процессом раннего обучения иностранному языку, всесторонне рассмотрены и представлены в публикациях и научных исследованиях, в учебно-методических комплексах Э. М.Береговской [7], В.Г. Владимировой [11], Н.Д. Гальсковой [16] и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что средний и старший дошкольный возраст являются сензитивными для развития памяти, слуховой и зрительной, в частности. Существуют приемы развития памяти, однако поиск новых путей, которые позволяют интегрировать образовательные и развивающие задачи, крайне важен. Очевидно, что здесь следует обратиться к новым сферам образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Так, сегодня востребованным среди спектра образовательных услуг является изучение детьми дошкольного возраста иностранного языка. Изучение иностранного языка требует заучивания слов, выражений, правил, что напрямую связано с усвоением приемов запоминания и воспроизведения, а также произвольной регуляции памяти.
Использование приемов освоения языка напрямую совершенствованием процесса памяти. Возможно, что приемы, используемые для усвоения языка, могут быть продуктивными и для развития памяти.
Отсюда вытекает цель исследования: изучить влияние использования приемов изучения иностранного языка на развитие произвольной образной памяти (слуховой и зрительной) детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе.
2. Проанализировать особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить приемы, используемые для изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста.
4. Экспериментально выявить особенности развития слуховой и зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста.
5. Упорядочить и целенаправленно использовать приемы изучения иностранного языка при обучении детей старшего дошкольного возраста.
6. Выявить эффективность использования приемов при изучении иностранного языка детьми старшего дошкольного возраста для развития процесса памяти детей.
Объект исследования - произвольная образная память детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - влияние приемов изучения иностранного языка, используемых при обучении детей старшего дошкольного возраста, на развитие произвольной образной памяти.
Гипотеза - предполагается, что целенаправленное использование приемов изучения английского языка в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста будет способствовать развитию произвольности ведущих видов образной памяти (слуховой и зрительной).
Методологическую основу исследования составили:
2) принципы личностно-ориентированной парадигмы образования: гуманизации, гуманитаризации, преемственности, вариативности;
3) теория деятельности, в частности, идеи, касающиеся интегрального подхода к ребенку как личности, индивиду и субъекту деятельности, разработанные А.Н.Леонтьевым и его последователями (Л.И. Божович, В.С Мухина, Д.Б. Эльконин и др.);
4) основные положения об игре и игровой деятельности дошкольников (Д.Б. Эльконин);
5) фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев), и личностно-деятельностного метода обучения иностранным языкам (Н.А. Горлова).
Методы исследования:
Теоретические:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические:
- проведение констатирующего эксперимента (методика А.Р. Лурия «10 слов», Р.С. Немова «Узнай фигуры»)
- проведение формирующего эксперимента (методика А.Р. Лурия «10 слов», Р.С. Немова «Узнай фигуры»)
Математические:
- методы качественной и количественной обработки данных с их последующей интерпретацией.
Научная новизна проведенного исследования заключается в рассмотрении влияния приемов, используемых при изучении иностранного языка на развитие познавательного процесса - памяти.
Значимость проведенного исследования состоит в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка, и задачей взрослого является грамотная поддержка данного процесса, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, оказывают значительное влияние на дальнейшее развитие психики ребенка, на его подготовку к школьному обучению. Данные, полученные в ходе исследования, позволят осуществить методическую поддержку педагогов дошкольных учреждений.
Память человека очень многообразна. Проблема ее происхождения и функционирования не оставляла равнодушной мыслителей и ученых с древнейших времен. Было произведено значительное количество экспериментов и исследований, касающихся данного предмета. Многие исследователи выдвигали теории ее происхождения, порой противоречащие друг другу.
Для решения задачи «Проанализировать теоретические основы проблемы памяти в отечественной и зарубежной литературе» нами были рассмотрены следующие теоретические подходы к проблеме изучения памяти - ассоциативная теория памяти, гештальтпсихологическая, бихевиористическая, деятельностная теория памяти. Также нами были проанализированы физиологическая, химическая и биохимическая теории памяти.
Однако, несмотря на большое количество исследований и экспериментов, проведенных за последние сто пятьдесят лет, единой общепризнанной теории памяти до сих не существует. Основные законы и закономерности известны, но глубинные механизмы ее функционирования до сих пор остаются не раскрытыми.
При решении задачи «Проанализировать особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста» в работе был проведен анализ литературы и сделаны следующие выводы относительно особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста:
• преобладающий характер носит непроизвольная образная память;
• опосредованное познание обеспечивается словесно-смысловой памятью, она же расширяет познавательную деятельность ребенка;
• закладываются элементы произвольной памяти, как способа регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и ребенка;
Для решения задачи «Изучить приемы, используемые для изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста» были изучены научные изыскания касательно исследуемого предмета и сделаны выводы о существующих приемах, используемых для изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста. Нами были выявлены следующие направления:
• интеграция обучения иностранному языку с различными видами деятельности (Н.А. Яценко, В.Н. Шацких, Л.В. Гаделия, Е.Н. Нельзина, И.А. Махнева);
• обучение языку на основе литературы и сказки (Г.Д. Ткачук, О.А. Денисенко, Н.А. Малкина);
• внедрение авторских методик и технологий (И.В. Вронская, Е.Ю. Протасова, И.С. Гарамова, Л.В. Спирякова);
• обучение на основе песенной мелодики (Т.Н. Гнилова).
Для решения задачи «Экспериментально выявить особенности развития слуховой и зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста» был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была проведена диагностика некоторых видов памяти детей старшего дошкольного возраста. В данном случае речь идет о слуховой и зрительной памяти, о кратковременной и долговременной памяти, так же о динамике процесса заучивания. Исследование показало, что в экспериментальной и контрольной группах преобладает средний уровень развития слуховой и зрительной памяти. Большая часть испытуемых из экспериментальной группы демонстрирует уровень развития кратковременной и долговременной памяти, соответствующий возрасту. В контрольной группе этот уровень показали меньше половины исследуемых детей. Судя по графика запоминания, можно говорить о нормальной (т.е. с каждым новым повторением увеличивается массив запоминаемого материала) динамике заучивания в экспериментальной и контрольной группах детей, графики испытуемых носят восходящих характер.
Для решения задачи «Упорядочить и целенаправленно использовать приемы изучения иностранного языка при обучении детей старшего дошкольного возраста» был реализован формирующий эксперимент, который мы строили в рамках теории деятельности Д.Б.Эльконина. Отметим, что ведущим видом деятельности, определяющим развитие ребенка в данном возрасте, является игровая деятельность, поэтому для развития памяти детей старшего возраста нами широко применялись игровые приемы. Используемые в рамках формирующего эксперимента приемы:
■ игровые приемы: игры, сказки, диалог с игрушкой;
■ приемы описания объектов на основе использования образного материала;
■ приемы синтеза образных видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной;
■ приемы опосредованного запоминания (посредством
использования опорных знаков);
■ приемы ассоциативного запоминания (посредством создания ассоциативных сетей-рисунков);
■ приемы работы с художественным материалом: использование видео-материалов, книг, иллюстраций на английском языке;
■ приемы творческого проектирования (посредством создания творческих продуктов).
С целью решения задачи «Выявить эффективность использования приемов изучения иностранного языка детьми старшего дошкольного возраста для развития процесса памяти детей» было проведено повторное исследование уровней развития слуховой и зрительной памяти экспериментальной и контрольной групп детей. Полученные результаты показали значительные изменения по изучаемым показателям памяти детей экспериментальной группы. Так, по результатам контрольного обследования доля испытуемых с высоким уровнем развития произвольной образной памяти стала преобладать. Увеличились значения показателей среднего объем кратковременной и долговременной памяти в экспериментальной группе, также увеличились значения показателей среднего объема сохраняемого материала. Кривые запоминания испытуемых перестали носить зигзагообразный характер и стали восходящими, что свидетельствует о нормальном развитии запоминания (с каждый следующим повторением происходит увеличение массива запоминаемой информации). В контрольной группе основная доля детей, по-прежнему, имеет средний уровень развития слуховой и зрительной памяти, хотя несколько снизилась доля испытуемых с низким уровнем развития зрительной памяти. В контрольной группе детей преобладает доля детей с восходящей кривой запоминания, однако присутствуют дети с нисходящей кривой запоминания, а так же с зигзагообразной. В контрольной группе испытуемых показатели кратковременной и долговременной памяти значительно ниже, чем в экспериментальной группе детей.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута - было изучено влияние использования приемов изучения иностранного языка, на развитие произвольной образной памяти (слуховой и зрительной) детей старшего дошкольного возраста.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что целенаправленное использование приемов изучения английского языка в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста способствует развитию произвольности ведущих видов памяти (слуховой и зрительной).
1. Агурова Н.В., Гоздецкая С.И. Английский язык в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М. 1963.
2. Алексеева Е.О. Метод образного моделирования в обучении старших дошкольников грамматике французской речи: автореф. дис. ... канд.пед. наук. М., 1997. 16 с.
3. Алешина Т.И. Обучение иностранной речи в детском саду // Дошкольное воспитание.1962. №7. С.40-43.
4. Ачкасова Н.Н. Методика построения пропедевтического курса по английскому языку для детей 5 лет на музыкальной основе (на материале детской оперы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.
5. Батова Н.Я., Хамская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984. № 3. С.25-35.
6. Беккер Л.Б. Немецкий язык для дошкольников: Учеб.пособ. для учителей и воспитателей детских садов.- М. Л., 1966.
7. Береговская Э.М., Гусева А.В., Цурцилина Н.Н. УМК «Синяя птица», учеб. пособие для учителей общеобразоват.учреждений. 3-е изд., М.: Просвещение, 2011. 221с.
8. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.
9. Большунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. 1978. № 3. С.12-19.
10. Виноградова Ю.Б. Подготовка педагогов в системе
дополнительного профессионального образования к обучению
дошкольников иностранному языку: автореф. дис. . канд. пед. наук: Барнаул, 2004. 20с.
11. Владимирова В.Г., Григорьева Е.Я., Французский язык. Учебник для 2 класса. В 2-х частях. Часть 1. Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012. 112 с.
12. Вронская И.В. Методика обучения дошкольников английскому языку в различных видах неречевой деятельности: дис. ... канд.пед.наук. СПб, 1999. 242с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982. Т. 1.
14. Гаделия Н.Д. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения): автореф. дис...канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
15. Гайнутдинова М.Ю. Возможности использования опыта раннего обучения детей иностранному языку во Франции в практике отечественных образовательных учреждений: дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2005. 202 с.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Немецкий язык. 2 класс. М.: Дрофа, 2014. 112 с.
17. Гарамова, И. С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: М., 1998. 16с.
18. Гнилова Т.Н. Обучение иностранному языку дошкольников и младших школьников с опорой на популярную песенную мелодику: дис. ... канд.пед.наук. М., 2001. 179с.
19. Гончарова Т.Г. Обучение иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе единых требований: автореф.дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 16 с.
20. Горлова, Н.А Раннее обучение иностранным языкам: проблемы и пути развития // Дошкольное воспитание. 2001. № 4. С. 42-48.
21. Денисенко О.А. Методика раннего обучения английскому языку на основе произведений детской англоязычной литературы: Для школьников шестилетнего возраста: дис. ... канд. пед. наук: Тамбов, 1995. 206 с.
22. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Просвет, 2011. 287 с.
23. Жирнова Е.В. Обучение иностранному языку в возрасте от
рождения до трех лет как средство развития мышления: дис. ...
канд.пед.наук. Москва, 1999. 109с.
24. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. Изд. 3-е, доп. М., 1985. С 65-70.
25. Збандуто С. Английский язык в старшей группе // Дошкольное воспитание. 1963. №4. С.21-24.
26. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., 1980.
27. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
28. Игошин Е.С. Pussy and Her Kittens: Пособие для воспитателей детских садов. М., 1964.
29. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.
30. Коряковцева О.В., Нечаев Н.Н. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста // Вестник МГЛУ. 2012. №15. С.23-35.
31. Кутыева Е.П. Французский язык в детском саду. М., 1963.
32. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 24-29.
33. Лукина М.М. Становление и развитие теории и методики раннего обучения иностранным языкам в отечественной педагогике второй половины XX века: дис. ... канд. пед. наук: Мурманск, 1999. 206 c.
34. Люблинская А.А. Детская психология: учеб, пособие для студентов педагогических ин-тов. М., Просвещение, 1971 г.
35. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
36. Малкина, Н. А. Методика использования сказки в обучении дошкольников устной речи на английском языке: автореф. дис. ... канд. пед. наук: СПб., 1996. 16с.
37. Матецкая Е.И. Речевая игра на занятиях английским языком в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед наук. М., 1971. 26 с.
38. Маякова, Елизавета Владимировна. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку : На материале английского языка: автореф. дис. ... к. пед. наук : М., 2006. 23 с.
39. Мухина В.С., Носатов А.А. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия. М. 1999.
40. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. М.: Наука, 1981. 111 с.
41. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. №6. С. 20-26.
42. Нельзина, Е.Н. Обучение дошкольников иностранному языку на интегративной основе (на материале немецкого языка) : дис. ... канд. пед. наук: Пермь, 2000. 218 с.
43. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с. C 88-90.
44. Николаева А.М. Индивидуальный подход в обучении неродным языкам (Психолого-методический аспект): дис. ... канд. пед. наук: М., 1999. 191 с.
45. Ничипоренко Л.К. Педагогическое сопровождение обучения старших дошкольников английскому языку в дошкольном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук: Спб., 2008. 220 с.
46. Павлов И. П. Поли. собр. трудов. М.; Л., 1949. Т. 3.
47. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. Л.: Медицина, 1964. 217с.
48. Протасова Е.Ю. Психолого-педагогические и
лингводидактические основы двуязычного воспитания в детском саду: дис . ... д-ра. пед. наук. М., 1996. 294с.
49. Салищева М.Н. Серия: Английский с рождения. М.:Карапуз, 2007. 64с.
50. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
51. Спиридонова А.В. Обучение детей раннего возраста иностранному языку в процессе дополнительного образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 27 с.
52. Спирякова Л.В. Технология обучения иноязычной речевой деятельности дошкольников (Общепедагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук., Саратов, 2000. 182 с.
53. Тарасюк Н.А. Обучение иностранному языку дошкольников: вопросы теории и практики (на примере английского языка): учеб, пособие. Курск: Изд-во Курск. ун-та, 2003. 164 с.
54. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. М.: Проспект, 2006. 248 с.
55. Ткачук, Г.Д. Обучение дошкольников иностранному языку на- основе сочинительства сказочных историй: автореф. дис. ... канд. пед. наук: Тамбов, 2002. 19 с.
56. Уланова Марина Константиновна. Гендерный подход в обучении иностранному языку старших дошкольников в условиях ДОУ: на материале английского языка: дис. ... канд. пед. наук: - М., 2008. 159 с.
57. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1998. 350с.
58. Ханова О.С. Занятия по английскму языку в детском саду. М., 1965.
59. Царапкина Е.С. Немецкий язык для малышей // Иностр.языки в школе. 1963. №6 С.48.
60. Черемошкина Л.В. Психология памяти: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 368с.
61. Черепова Н.Ю. Субъективные стратегии работы с текстом: автореф. дис. ... канд. психолог. наук: М., 1998. 22 с.
62. Чистякова Т.А. Методика обучения французскому языку в детских садах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1965. 18 с.
63. Чистякова Т.А., Чернушенко Е.М., Солина Г.И. Обучение иностранным языкам в детском саду: Пособие для учителей / Под.ред В.С. Цетлин, М.Л. Вайсбурд, А.А. Миролюбова. М.:Просвещение, 1964.
64. Шацких, В.Н. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного возраста (на примере интеграции французского языка, рисования, ритмики и музыки): дис. ... канд. пед. наук: Липецк, 1997. 205 с.
65. Шлычкова А.Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания // Вопросы психологии. 1982. №6.
66. Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками // Вопросы психологии. 1986. №4.
67. Яценко Н.А. Пути методической интеграции развития речи и обучения иностранному языку в условиях детского сада: дис. . канд. пед. наук: М., 1994. 187с.
68. Halford G.S., Maybery M. Т., Bennet D. The role of strategies in the development of memory span assessed by running // J. Behav. Develop. 1985. -V. 8. -№2