Введение 4
Степень научной разработанности темы исследования 7
1 Цифровая библиотека Europeana 13
1.1 История создания 13
1.2 Модель данных и описание 14
1.3 Сбалансированность и репрезентативность агрегаторов цифрового
культурного наследия 16
2 Методология процесса определения доли классических художественных
произведений в цифровой библиотеке Europeana 18
2.1 Создание базы авторов классических художественных произведений 18
2.2 Поиск авторов классических художественных произведений в Европеане
на основе собранной базы 23
2.3 Определение доли контента, связанного с авторами классических
художественных произведений 24
2.4 Визуализация исследования 25
3 Результаты определения доли классических художественных произведений в
цифровой библиотеке Europeana 27
3.1 Доля классических художественных произведений 27
3.2 Распределение контента, связанного с авторами классических
художественных произведений 28
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение А 40
В научно-исследовательском сообществе существуют разные подходы к пониманию комплекса вопросов взаимосвязи между процессами сохранения культурного общества и активной цифровизации общества, что может приводить к формированию больших цифровых коллекций и агрегаторов цифрового культурного наследия. Для анализа процессов комплектования цифровых коллекций характерно выполнять исследования качественного и количественного содержания цифровых коллекций с использованием современных аналитических методов.
Выпускная квалификационная работа посвящена определению доли классических художественных произведений в цифровой библиотеке Europeana, используя методологию контент-анализа с помошью построения корпуса авторов классических художественных произведений.
Достоверность результатов, полученных в ходе научного исследования, обусловлена количественной репрезентативностью изучаемого массива данных, а также корректностью и разнообразием данных, отобранных из сетевого ресурса.
Проблема исследовательской работы заключалась в том, что культурные данные цифровой библиотеки Europeana не исследованы с точки зрения рецептивной репрезентативности и сбалансированности, а также нет конкретного ответа, какую долю в данной цифровой библиотеке занимают классические художественные произведения.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью понимания принципов комплектования и содержания цифровых коллекций, выступающих в качестве первичных источников при изучении культурного наследия.
Объект исследования - цифровая библиотека Europeana, предоставляющая для изучения пользователям цифровые объекты культурного наследия.
Предметом исследования является доля культурных данных, относящихся к авторам классических художественных произведений, которые опубликованы в цифровой библиотеке Europeana.
Цель настоящей работы - определить долю классических художественных произведений в цифровой библиотеке Europeana, показанную оцифрованными объектами, связанными с авторами классических произведений.
Задачи исследования:
- изучить сетевой ресурс Europeana;
- изучить методологию построения корпуса авторов классических произведений;
- создать базу данных с авторами классических художественных произведений;
- определить процентное соотношение между данными, связанными с авторами из базы и контентом Европеаны.
Научная новизна настоящего исследования обосновывается новым подходом к изучению рецептивной сбалансированности и репрезентативности агрегаторов цифрового культурного наследия. Данный подход основывается теории рецепции, согласно которой произведение рассматривается не как самостоятельный объект культуры, представляющий определенную художественную ценность, а как историческое явление, значение и смысл которого изменчивы и поддаются переосмыслению. Формирование базы авторов классических художественных произведений, представленной списками имен из различных академических и рейтинговых источников, помогает определить направление следующих исследований, а также поможет сформировать ответы на научные вопросы о процессах комплектования и форме содержания цифровых коллекций.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, обзора литературы, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
...
В этой работе были изучены принципы комплектования агрегатора цифрового культурного наследия. Для проведения исследования был использован существенно новый подход, основанный на влиянии аудитории. Основываясь на влиянии, такой подход позволил провести оценку сбалансированности и репрезентативности агрегатора цифрового культурного наследия с использованием методов, применяемых к построению корпусов. При этом работа демонстрирует отличия в результатах, полученных с применением нового подхода и методологии, используемой для исследования агрегаторов ранее. Это предоставило возможность определить долю классических художественных произведений в цифровой библиотеке. Существенным отличием метода является возможность проводить исследования не только на уровне географического распределения, но и на уровне влияния аудитории на то, какой тип контента выделяется среди остальных при создании физических и цифровых коллекций.
Не менее важно и то, насколько малую долю по результатам исследования составляют классические художественные произведения в цифровой библиотеке. И хотя проблема сохранения канона классической культуры с помощью технологий оцифровки обсуждалась в литературе (Н. Фрейстат, С. Джонс и К. Штамер, 1998) масштаб полученных результатов демонстрирует значимость этого вопроса для будущих проектов по оцифровке и агрегированию культурных данных. Стоит отметить, что подобные результаты могут быть следствием стратегической политики цифровой библиотеки. Существующая стратегия не отражает акцентирование внимания на классических художественных произведениях в качестве главной или второстепенной цели. При этом, работа крупнейших агрегаторов цифрового культурного наследия в первую очередь направлена на взаимодействие с аудиторией. Это значит, что для более успешного взаимодействия необходимо понимать, какие ожидания возникают у пользователей при изучении агрегированных культурных данных. В дальнейшем также было бы важно узнать, какую роль в этих ожиданиях играют классические художественные произведения.
Важно отметить, что главной стратегической целью цифровых агрегаторов на сегодняшний день является интенсивное наращивание объема культурных данных и их доступность для конечного пользователя. Существующие работы в области изучения агрегаторов цифрового культурного наследия показали, что более поздние физические культурные данные более доступны для оцифровки. При этом сложность в получении доступа к исторически более ранним объектам культуры может стать причиной доминирования в цифровых коллекциях более доступных и поздних культурных данных, например 20 века. Это означает, что приоритеты агрегаторов цифрового культурного наследия, направленные на наращивание объема более доступных культурных данных могут создать тенденцию к пропорциональному сокращению присутствия данных о классических художественных произведениях.
...
1. Injac-Malbasa V. Open E-Resources in Libraries //Open Source Technology: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - IGI Global, 2015. - С. 133-160.
2. Kenny E. Europeana: Cultural Heritage in the Digital Age //Migrating Heritage.
- Routledge, 2016. - С. 115-124.
3. Bloom H. The western canon: The books and school of the ages. - Houghton Mifflin Harcourt, 2014.
4. Earhart A. E. Can information be unfettered? Race and the new digital humanities canon //Debates in the Digital Humanities. - 2012. - С. 309-18.
5. Bloom A. Closing of the American mind. - Simon and Schuster, 2008.
6. Кижнер И. А. Цифровые технологии культурного наследования в современном обществе : дис. - Сибирский федеральный университет, 2020.
7. Kizhner I. et al. Digital cultural colonialism: measuring bias in aggregated digitized content held in Google Arts and Culture //Digital Scholarship in the Humanities. - 2021. - Т. 36. - №. 3. - С. 607-640.
8. Bode K. Why you can’t model away bias //Modern Language Quarterly. - 2020.
- Т. 81. - №. 1. - С. 95-124.
9. Dell G. S., Burger L. K., Svec W. R. Language production and serial order: a functional analysis and a model //Psychological review. - 1997. - Т. 104. - №. 1. - С. 123.
10. Mak B. Archaeology of a Digitization //Journal of the Association for Information Science and Technology. - 2014. - Т. 65. - №. 8. - С. 1515-1526.
11. Knell S. The contemporary museum. - London : Routledge, 2019.
12. Grabes H. Cultural memory and the literary canon //A companion to cultural memory studies. - 2010. - С. 311-19.
13. Assmann A. Canon and archive //Cultural memory studies: An international and interdisciplinary handbook. - 2008. - С. 97-107.
14. Fraistat N., Jones S., Stahmer C. The Canon, The Web, and the Digitization of Romanticism //Romanticism on the Net. - 1998. - №. 10. - С. 0-0.
15. Мельникова Е. Г. Понятие рецепции: современные исследовательские подходы к анализу текстов культуры //Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 1. - №. 3. - С. 239-242.
... всего 25 источников