Введение 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятий «речь», «речевые умения» 6
1.2. Особенности речевого развития младших школьников в период обучения
грамоте 14
1.3. Развитие речи младших школьников в период обучения посредством
использования воображаемых ситуаций 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1
КЛАССА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ 29
2.1 Диагностика уровня развития речи учащихся 1 класса 29
2.2. Организация работы по развитию речи младших школьников с применением воображаемых ситуаций 57
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 66
Выводы по главе 2 74
Заключение 76
Список литературы 78
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования говорит о том, что изучение родного языка, целенаправленное развитие речи, обучение различным видам речевой деятельности, развитие монологической и диалогической устной и письменной речи является неотъемлемой учебной деятельностью младшего школьника.
Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей [67].
А.П. Чехов в своих работах говорил: «Важной составляющей существования человечества его быта и жизни является речь. Благодаря речи человек усваивает, приобретает знания и передает их. Речь - средство воздействия на сознание, выработки мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Она удовлетворяет личные потребности человека в общении, в приобщении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания и т. д» [74].
Д.С. Лихачев писал: «Умение говорить проявляет умственное развитие, моральный облик, характер человека» [47].
Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современней методике русского языка, так как степень успешности обучения младшего школьника определяет уровень речевого развития.
Данной проблеме посвятили свои статьи многие учёные (М.Р .Львов, Т.А. Ладыженская , Н.И. Политова., Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский , Р. С. Немов, А.А. Леонтьев и др).
В ходе анализа психолого - педагогической литературы было выявлено что, развитие речи тесно связано с развитием мышления. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Формулируя свои размышления вслух, для других, человек тем самым формулирует их и для себя. Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах помогает задержать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому пониманию. Именно благодаря этому становится возможным развернутое, последовательное, систематическое рассуждение.
Комплекс многочисленных исследований указывает нам на необходимость развития речи и мышления, начиная с периода обучения грамоте. Процесс обучения грамоте является для младших школьников основой всего процесса обучения, основная задача - развитие речи обучающихся средством развития их мышления. Особенностью мышления младшего школьника является наглядность и образность. Именно поэтому, целесообразно использовать воображаемые ситуации на уроках обучения грамоте, способствующие переходу от наглядно - образного мышления к словесно - логическому.
Это и определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Описание воображаемой ситуации как средство развития речи младших школьников в период обучения грамоте».
Объект исследования: процесс развития речи младших школьников.
Предмет: использование воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте в качестве средства развития речи.
Цель исследования: выявить результативность вербализации воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте, направленной на развитие речи младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Выявить актуальный уровень развития речи обучающихся 1-х классов.
3. Реализовать комплекс упражнений, направленный на создание
воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте.
4. Выполнить количественный и качественный анализ полученных результатов.
Гипотеза: если в период обучения грамоте активно использовать воображаемые ситуации, способствующие развитию речи, то качество речи учащихся в данный период будет более высоким.
Этапы исследования:
• поисково-теоретический;
• теоретический;
• итогово-аналитический.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; методики для выявления актуального уровня развития речи, эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база: МБОУ «СОШ №3» г. Боготола, 1 «В» и 1 « Г» классы.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности ее дальнейшего использования в практической деятельности с целью повышения уровня их речевого развития в период обучения грамоте.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, в которых представлены следующие материалы: описание методик, результаты констатирующего и контрольного
эксперимента, фрагменты уроков.
Исходя из федерального государственного образовательного стандарта, основной задачей начального общего образования является целенаправленное развитие речи, обучение различным видам речевой деятельности. Развитие речи отвечает за решение таких задач, как обогащение словаря младшего школьника, усвоение им правил русского литературного языка, норм произношения, умение связно и точно излагать мысль в зависимости от коммуникативной ситуации.
Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением, поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Целенаправленная систематическая работа по развитию и совершенствованию речи учащихся посредством описания воображаемой ситуации на уроках обучения грамоте способствует общему развитию младших школьников, развитию речи младших школьников.
Далее, исходя из проблемы исследования, нами были подобраны критерии, позволившие выявить актуальный уровень развития речи - точность, правильность, логичность, связность, которые в качественном и количественном отношении указывают на уровень развития речи младших школьников. С целью выявления актуального уровня развития речи младших школьников, был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого мы выяснили, что качества речи «точность» и «правильность» (грамматический аспект) находятся на низком уровне развития, логичность и связность речи на среднем.
Исходя из полученных результатов, подобрали упражнения, направленные на описание воображаемой ситуации. Данные упражнения развивают формируют процессы мыслительной деятельности, обогащают словарный запас и грамматический строй речи учащихся, совершенствуют навыки устной монологической и диалогической связной речи, способствуют развитию творческого воображения.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный срез, который показал положительную динамику развития речи младших школьников по данным критериям.
Проделанная работа подтвердила гипотезу, что если в период обучения грамоте активно использовать воображаемые ситуации, способствующие развитию речи, то качество речи учащихся в данный период будет более высоким.
1. Аверин, В. А. Психическое развитие детей младшего школьного возраста. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 226 с.
2. Афанасьева, Н.В., Коптяева О.Н., Малухина Н.В. Программа стартовой диагностики универсальных учебных действий первоклассников. [Текст] / Под ред. Н.В. Афанасьевой - Вологда: ВПК, 2011. - 80 с.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника. - Воронеж, 2007. - 574 с.
4. Ванюшечкин, В. Т. К вопросу о развитии логического мышления учащихся на занятиях по русскому языку [Текст] / В. Т. Ванюшечкин // Русский язык в школе. - 1962. - №5. - С. 36-40
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. 3-е изд.- М.: Просвещение, 2013. - С. 66
6. Выготский , Л.С. Мышление и речь. 3-е изд. - М., 2014. - 264 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. 3-е изд., испр. и доп. - М., 2013. - 202 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2013. - С. 159
10. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П.Я. Гальперин, 4-е изд. - М.: КД «Университет», 2012. - 336 с.
11. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин.- М.: Изд-во МГУ, 1985
12. Гальперин, П.Я. Формирование знаний, умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. - М.: Просвещение, 2009.
13. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512 с.
14. Горячев, А.В. Стандарты на вырост (интересы государства и образовательные стандарты) / А.В. Горячев // Начальная школа плюс До и после. - 2010. - № 3. - С. 3-5.
15. Гришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной
успешности младших школьников / И.А. Гришанова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4. - С. 44-47....82