Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Работа №166364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 6
1.1. Социальный интеллект как предмет психологического анализа 6
1.2. Особенности социального интеллекта в подростковом возрасте 15
1.3. Психологические характеристики пользователей социальных сетей 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ вовлеченности детей подросткового возраста в социальные
сети 43
2.3. Характеристика социального интеллекта подростков, вовлеченных в
социальные сети 58
2.4. Рекомендации для педагогов-психологов по развитию социального
интеллекта подростков 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85

В современном обществе социальные сети занимают не последнее место. Так, по данным отчета группы Mail.ru за 2015 год, ежемесячная аудитория социальной сети ВКонтакте составляет 87 млн. человек. По данным исследовательского холдинга «Ромиор» количество пользователей социальными сетями увеличилось с 80% в конце 2012 года до 91% в апреле 2015 года - в «молодёжной аудитории» этот показатель составляет 98%.
Кроме того, об увеличении количества пользователей социальных сетей в России, свидетельствуют статистические данные Adobe Social. Показатели общего числа пользователей с 2010 по 2015 год выросло почти в два раза (с 37,5 млн. человек до 76 млн.), а зависимости от региона, пользователи тратят на социальные сети от 30 до 41% от всего времени, проведенного в Интернете.
Исследованием влияния виртуальной реальности на человека, психические качества и особенности социализации занимались О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская и др.
Социальные сети являются активно развивающимся современным сектором киберпространства, и в настоящее время представляют собой один из факторов социализации. Интернет-среда, как социализирующий фактор, характеризуется такими особенностями как: доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения.
Возможности социальных сетей постоянно расширяются, что приводит к увеличению времени, проводимого в виртуальном пространстве, и к снижению возраста пользователей.
Так же необходимо учитывать, что современные подростки являются активными пользователями Интернета, исследователи называют «сетевым поколением», «поколением Интернета», «цифровым поколением» и т.д. Для подростков киберпространство - не суррогат реальности, а еще одна среда жизнедеятельности, со своими научными, культурными и эстетическими ценностями.
И именно в подростковом возрасте происходят процессы, влияющие на развитие социального интеллекта, такие как активное межличностное общение, развитие рефлексивности.
При рассмотрении активности подростков в социальных сетях, как правило, речь идет о проблеме зависимости, что подчеркивает негативные последствия использования социальных сетей. Однако помимо зависимости, существует такой феномен, как вовлеченность, в том числе и в социальные сети, имеющий и позитивный характер, способный благотворно влиять на развитие личности.
Важно отметить, что при изучении влияния Интернета в целом, и социальных сетей в частности, выявлено их влияние на жизнедеятельность личности, при этом значительный акцент воздействия приходится на процесс социализации, в том числе, и на процесс развития социального интеллекта.
Изучением социального интеллекта занимались как зарубежные исследователи - Э. Торндайк, Г. Олпорт, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд и др., так и отечественные ученые - М.И. Бобнев, Ю.Н. Емельянов, К.А. Абульханова- Славская, В.Н. Куницына, А.И. Савенков, Д.В. Ушаков и др.
Таким образом, учитывая значимость социального интеллекта в подростковом возрасте и активное использование подростками социальных сетей, можно говорить об актуальности нашей работы.
Цель исследования: выявить особенности социального интеллекта подростков, вовлеченных в социальные сети.
Объект исследования: социальный интеллект подростков.
Предмет исследования: особенности социального интеллекта подростков, вовлеченных в социальные сети.
Гипотеза: подростки, вовлеченные в социальные сети, отличаются по уровню выраженности компонентов социального интеллекта.
Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи исследования:
1. Изучить основные подходы к понятию социального интеллекта в психологической литературе.
2. Рассмотреть особенности поведения подростков в социальных сетях.
3. Эмпирическим путем выявить уровень развития социального интеллекта подростков.
4. Выделить особенности социального интеллекта вовлеченных пользователей на основе сравнительного анализа.
5. Разработать рекомендации по развитию социального интеллекта подростков в контексте вовлеченности в социальные сети.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:
Теоретические методы - анализ, синтез, обобщение, классификация, изучение литературы.
Эмпирические методы - анкетирование (анкета «Я и социальные сети»), опросные методы (Шкала социального интеллекта Тромсо в модификации В.Ю. Семенова и А.Д. Наследова, методика Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»).
Методы анализа данных - обобщение с помощью процентных долей, критерия сравнения t Стьюдента, коэффициента корреляции r Пирсона.
Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных организаций г. Красноярска.
В исследовании приняли участие 86 человек (38 мальчиков, 48 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, состоящего из 60 источников, и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная работа имела цель выявить особенности социального интеллекта подростков, вовлеченных в социальные сети.
В ходе теоретического анализа литературы мы изучили основные подходы к пониманию социального интеллекта. На начальном этапе исследований социальный интеллект рассматривался, в том числе,
Э.Л. Торндайком, как понимание и дальновидность в межличностных отношениях. Позже социальный интеллект рассматривался во взаимосвязи с общим интеллектом (Г. Айзенком, Р. Стенбергом). Особое значение в исследовании социального интеллекта имеют работы Дж. Гилфорда, который изучал социальный интеллект в контексте базового подхода под названием «Кубическая модель структуры интеллекта Дж. Гилфорда (SOI)», и понимал социального интеллект как систему интегральных способностей, независимость от влияния общего интеллекта.
В отечественной литературе социальный интеллект обсуждается не так давно, первые упоминания о нем встречаются в работах Ю.Н. Емельянова. А.Л. Южанинова, А.И. Савенков, О.Б. Чеснокова, В.Н. Куницына внесли вклад в изучение компонентов социального интеллекта. Е.С. Михайлова, О.Г. Буланова, Н.П. Ульянова исследовали факторы, влияющие на развитие социального интеллекта.
В нашей работе мы рассматриваем социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, связанную с познанием социальных явлений, обусловливающая процессы прогнозирования межличностных ситуаций, интерпретации информации, а также поведение в обществе, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений.
Далее были рассмотрены особенности поведения подростков в социальных сетях. Мы выяснили, что социальные сети предоставляют возможность расширить социальный опыт (через практически неограниченные возможности для коммуникации, а также возможность примерять, проигрывать разные роли), и, как следствие, развить социальную компетентность, удовлетворить потребность выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, экспериментировать со способами самопрезентации. Все это с высокой вероятностью оказывает влияние и на социальный интеллект пользователей, вовлеченных в социальные сети, это и приводит к необходимости изучения социального интеллекта подростков, вовлеченных в социальные сети.
Эмпирическим путем был выявлен уровень развития социального интеллекта подростков, для этого были использованы методики тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, шкала социального интеллекта Тромсо.
Из 86 человек в возрасте от 13 до 15 лет, пользующихся социальными сетями, с помощью авторской анкеты «Я и социальные сети» и на основе выделенных Е.В. Тихомировой критериев вовлеченности в социальные сети, было выделено 42 вовлеченных пользователя и 44 невовлеченных пользователей.
Так же по результатам анкеты нами был составлен следующий портрет подростка, вовлеченного пользователя социальных сетей вовлеченный пользователь имеет регистрацию в нескольких социальных сетях, количество друзей (фолловеров) в нашей выборке колеблется от 59 и до 420, среднее количество групп, в которое включен пользователь, равно 208. Для пользователей значимыми целями посещения социальных сетей являются общение и просмотр ленты, на своей странице пользователи предпочитают публиковать фотографии, а так же записи сообществ. При этом от обратной связь пользователи ожидают одобрения и критики. В друзья предпочитают добавлять друзей, родственников и людей, с которыми, возможно, будет интересно общаться, что может свидетельствовать о значимость расширения социальных контактов, а также важности поиска друзей, интересных собеседников. При этом пользователям не свойственны выраженные трудности в общении, как в непосредственном, так и в виртуальном.
Вовлеченные пользователи периодически сталкиваются с троллингом, в этой ситуации испытывают обиду и разочарование в человеке, однако стараются не обращать внимания на произошедшее. Склонны обращаться за поддержкой к друзьям и родственникам.
После этого были выделены особенности социального интеллекта вовлеченных пользователей на основе сравнительного анализа. Мы выяснили, что вовлеченные пользователи имеют более высокий уровень развития способности понимать речь в контексте ситуации и способности понимать мотивы поведения другого человека. Кроме того, у вовлеченных пользователей была выявлена взаимосвязь распознавания речи в контексте ситуации со способностью прогнозировать развитие событий, а так же взаимосвязь способности к определению невербальных сигналов с пониманием мотивов поведения людей. Таким образом, чем выше способность вовлеченных пользователей распознавать речь в контексте ситуации, темы выше будет способность прогнозировать развитие событий, и чем выше способность определять невербальные сигналы, тем выше будет умение понимать мотивы поведения людей.
На основании полученных результатов нами были разработаны рекомендации для психолога по развитию социального интеллекта подростков в контексте вовлеченности в социальные сети.
Таким образом, можно сказать, что цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, и гипотеза подтвердилась: подростки, вовлеченные в социальные сети, действительно имеют особенности в развитии социального интеллекта.
Дальнейшее исследование может быть направлено на изучение особенностей личности, вовлеченной в социальные сети, а также исследование возможного перехода из состояния вовлеченности в состояние зависимости и профилактика данного явления.


1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Серия XIV. Психология 4. 1996. С. 14-20.
3. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей интернета // 2-ая Российская конференция по экологической психологии: материалы научной конференции (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000. С. 245-246.
4. Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю. Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника // МГППУ «Научные доклады (отчёт о НИР) за апрель-июнь 2013 года». 2014. Выпуск № 001. С. 2-107.
5. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3-15.
6. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. М.: Можайск-Терра, 2000. 420 с.
7. Битков Л.А. Практическое использование социальных сетей журналистами и специалистами по PR // Материалы международной научно­практической конференции «Российские СМИ и журналистика в новой реальности» г. Екатеринбург, 14-15 апреля 2011 г. Екатеринбург: Вестник ЧГУ, 2011. С. 36-38.
8. Буланова О.Г. Особенности социального интеллекта младших подростков // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 11. С. 209-211.
9. Ван Ш.Л., Войскунский А.Е., Митина О.В., Карпухина А.И. Связь опыта потока с психологической зависимостью от компьютерных игр // Психология. Журнал ВШЭ. 2011. №4. С. 73-101.
10. Влияние через социальные сети / под ред. Е.Г. Алексеевой. М.: «Фокус-медиа», 2010. 200 с.
11. Войскунский А.Е. Общение, опосредованное компьютером: Автореф. дис. ...кднп.исилол.уаук.М., 1990. 25 с.
12. Воронцова Т.А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет- коммуникации // Вестник Удмуртского университета. 2016. №2. С. 109-116.
13. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта задач // СПб.: Психология мышления, 1965. 456 с.
14. Годик Ю.О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа [Электронный ресурс] // Медиаскоп. 2011. №2. URL.: http://www.mediascope.ru/node/841 (дата обращения 17.05.2018).
15. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Нечаева Д.А., Лялина И.И. Социальная компетентность подростков в условиях нормального и задержанного психического развития: сравнительный анализ // Вестник ТГПУ. 2015. №11 С. 82-86...66


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ