Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушения

Работа №166363

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 13
1.1. Эмоциональная регуляция поведения: понятия, компоненты,
характеристики 13
1.2. Становление или развития эмоциональной регуляции поведения детей
старшего дошкольного возраста 20
1.3. Современное состояние изучение проблемы эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 27 Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальное изучение эмоциональной регуляции
поведениядетей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 36
2.1. Организация, методы и методики исследования эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями 36
2.2. Особенности эмоциональной регуляции поведения детей старшего
дошкольного возраста с речевыми нарушениями 47
Выводы по второй главе 58
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 61
3.1. Анализ научно-методологических подходов к психолого-педагогической коррекции эмоциональной регуляции поведения детей с речевыми
нарушениями 61
3.2. Организация и проведение формирующего эксперимента.
Разработка психолого-педагогическойпрограммы 66
3.3. Анализ результатов экспериментального исследования по коррекции эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста
c речевыми нарушениями 71
Выводы по третьей главе 87
Заключение 90
Библиография 97
Приложение 108

Актуальность темы. Изучение эмоциональной сферы человека является важной задачей современной психологической науки. В наше время, общество заинтересованно в вопросах эмоциональной регуляции поведения. Появляются новые требования по отношению к эмоциональной устойчивости индивида.
Понимание и управление своими эмоциями, а так же понимание эмоций друг их людей значительно улучшают качество жизни, ее успешность и помогают ей перейти на современный уровень.
Образовательные стандарты в наше время направлены на всестороннее развитие личности, но без развития эмоциональной сферы невозможно полноценное развитие ребенка. Изучением развития этой важной сферы, занимались множество российских и зарубежных авторов И.Н. Андреевой (2017), Н.М. Иовчука (1979), А.Д. Кошелева (2003), Е.В. Коблянской (1990), В.Н. Куницыной (1995), Я.З. Неверович (1986), Е.Л. Яковлевой (1997), А.В. Запорожец (1986), R. Lazarus (1966), К.Э. Изард (1980) , П. M. Arnold (2009), Е.П. Ильин (2007), Д, Майера (1990), P. Janet (2000), и др. и до настоящего времени тема эмоций и управления как своими чужими эмоциями является актуальной.
Исследователи в разных областях психологии, предлагают в основном программы на развитие эмоциональной сферы взрослых, дошкольников, школьников, чья основная цель в итоге - исправить негативные психологические состояния, например борьба со страхами, борьба с агрессией, улучшение отношений с окружающими и т.д. В этой сфере в основном были изучены такие аспекты как становление эмоций в онтогенезе, проявление негативных эмоций, тревожность, чувства, состояния, контроль эмоций и многое другое И.Н. Андреевой (2017), Н.М. Иовчука (1979), Е.В. Коблянской (1990), В.Н. Куницыной (1995), Н. Н. Ланге (1968), К. Саарни (1990), Д. Б. Линдсли (1950), Д. О. Хебба (1960) и др, но в отношении же эмоциональной регуляции поведения предполагается, что она якобы будет естественным образом формироваться по мере взросления детей. К сожалению эмоциональная регуляция поведения не стала предметом пристального изучения ученных.
Имеются незначительные исследования посвящённые изучению эмоциональной регуляции поведения подростков и взрослых Власова Н.В., Польская Н.А (2018), Я. Рейковский (1979), Первичко Е.И (2019), Ермолова Т.Е. (2005), Дж. Грос (1976), Я.Р. Клиннерт (1986), Р. Бак (1972) , а так же встречаются работы посвященные младшему школьному возрасту P.M. Грановская (2008), Л.И. Божович (1972), Л.С. Выготский (2004), В.В. Давыдов (1986), И.В. Дубровина (2008), и др, однако из разнообразных исследований, данного аспекта эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте не уделялось.
Дошкольный возраст является сенситивным временем для становления высших психических функций, поведения и личности в целом . Именно в этом возрасте так важно начинать развивать эмоциональную сферу, учиться понимать свои эмоции и чувства, сопереживать другу, регулировать то или иное эмоциональное состояние. О том, что благоприятным периодом для развития эмоциональных аспектов является дошкольный возраст можно узнать из исследований множества работ и отечественных и зарубежных авторов Выготский Л.С (2004), Верхотурова Н.Ю. (2011), С. Л. Рубинштейн (1946), П.К. Анохин (1981), Л. К. Изард (1980), Дж. Боулби (2006), Р. Г., Уолтерс (2000) и др., которые в своих исследованиях подтверждают данный факт.
В целом о факте важности дошкольного периода в становлении личности, высших психических функций, когнитивного развития как писалось выше, множество исследований , но тем не минее, в дошкольном возрасте не уделяется должного внимания эмоциональной регуляции поведения, о чем свидетельствует недостаточная представленность результатов
экспериментальных исследований психолого-педагогической литературы.
Стоит понимать, что в практической области и в реальной жизни эти исследования были бы очень востребованы в наше время так как от эмоциональной регуляции поведения будет зависит вся межличностная сфера ребенка, правильное становление высших психических процессов в том числе когнитивные особенности, регуляция поведения в целом и конечно же адаптация к школьному обучению. Мало того, что дошкольный возраст оказался обделенным в столь яркий период, так еще не стоит забывать про актуальные проблемы современного образования в целом, главным приоритетом которого в настоящее время осуществляется образование лиц , в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научные исследования посвящённые изучению регуляции эмоционального поведения у детей в дошкольном возрасте при всевозможных нарушениях, могло бы поспособствовать своевременной психокоррекционной помощи и правильного становления эмоций и способам регуляции эмоций. На данный момент есть малая часть работ посвящённых развитию эмоциональной регуляции поведения в дошкольном возрасте. В основном работы касаются разнообразных нарушений, но дети с данной возрастной категорией и с такими особенностями в развитии остались практически в стороне от научного изучения и развития этой стороны вопроса.
В соответствии с этим, особо актуальным становится вопрос о изучении эмоциональной регуляции поведения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, так как у них наблюдаются специфические отклонения в эмоциональном развитии. Особенно-важным является практическая
составляющая этого вопроса.
В своем исследовании Ахкиямова А.И., Ахметзянова А.И (2019) отмечают, что у детей с речевыми нарушениями в результате проблем с коммуникацией, страдает понимание смысла сказанного, они не способны уловить причинно-следственную связь поступков других людей, а также последствий своих поступков, их влияние на окружающих. В целом у детей данного возрастного периода со спецификой в речевом развитии в основном лидируют отрицательные эмоции, а так же имеется склонность к стрессовым состояниям. Основной причиной снижения своего эмоционального являются понимание детьми своей неполноценности, что влияет и на межличностное общение.
Актуальность темы исследования и ряд важных неизученных аспектов в психолого-педагогических источниках, представленных выше, позволили выделить проблему исследования, которая заключается в изучении эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в теоретическом обосновании, а так же разработка практической программы формирования эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Учитывая значимость и недостаточную разработанность данной проблемы, нами была сформулирована тема исследования - «Психолого­педагогическая коррекция эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
Цель исследования — изучить особенности эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениям и разработать психолого-педагогичскую программу по их своевременной коррекции.
Объект исследования — эмоциональная регуляция поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования — психолого-педагогическая коррекция эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Гипотеза исследования — послужило предположение о том, что особенностями эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является недостаточность и неправильное проявление таких компонентов как: когнитивный компонент, эмоциональное выражение, поведенческий компонент. Разработанная нами психолого-педагогическая программа по формированию эмоциональной регуляции поведения, позволяет своевременно скоррегировать недостатки в проявлении детьми эмоциональной регуляции поведения.
Исходя из вышесказанной цельевой напрвленности и объектно­предметного поля , а так же гипотезы нашего исследования были сформулированы задачи:
1. Сделать анализ психолого-педагогических исследований по выделенной нами проблеме исследования, рассмотрев происхождение эмоций, становление эмоций в онтогенезе, эмоциональную регуляцию поведения: понятия, компоненты, характеристики; раскрыв становление или развитие эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и описать современное состояние изучение проблемы эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Разработать программу исследования эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
3. Отобрать психодиагностический инструментарий с целью выявления параметров, компонетов, критерий, уровня развития эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
4. Провести эмпирическое исследование, проанализировать результаты и описать особенности и выявить уровень актуального развития эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
5. Разработать и апробировать психолого-педагогическую
программу, направленную на коррекцию эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
6. Исследовать динамику изменения уровня развития эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Теоретической и методологической основной стали следующие психолого-педагогияеские исследования:
— Изучением ключевых положений эмоциональной регуляции поведения в в целом занимались такие учёные, как JI. С. Выготский (1983), , А. Н. Леонтьев (1984), С. А. Козлова (2003), А. Д. , А. Н. Леонтьев (1984), Я. 3. Неверович, Е. П. Ильин (2001) Г. А. Широкова (2005), Верхотурова Н..Ю. (2011), Б. И. Додонов (1978)и другие
— В современной, отечественной, зарубежной и авторской литературе научные исследования А.В. Запорожец (1985); Р. В. Лазарус (1991); А.Д. Кошелева (2003); Верхотурова Н.Ю. (2019), Р. В. Лазарус (1991); L.A. Sroufe (1996)и др. рассматривали формирование эмоциональной регуляции в детском возрасте.
— Ряд следующих авторов изучали психолого-педагогические особенности формирования эмоциональной регуляции поведения у дошкольников А.Д. Кошелева (2003), В.И. Перегуда (2008), О.А. Работа, Шагравы (2003), А.В. Булгакова (2015), Т. Шульга (2012), А.А. Дмитриев (2019), Верхотурова Н.Ю. (2019) и др.
Е. А. Чаладзе (2000 ), В. А. Федосеева и Е. А. Ковшиков . (2007) , И.Ю. Кондратенко (2003), О.Е. Грибовой (2008), Л.С. Цветкова (2015), В. Rasmus (2019), А.И. Ахкиямова , А.И. Ахметзянова (2020) занимались эмоциональной регуляцией поведения в отношении детей с нарушениями речи.
— Проблема методологических подходов и исследования о понимании детьми с нарушениями речи, эмоций, освещается в немногих работах таких авторов, как: А.А. Моисеева (2007), О. С. .Павлова (1950), Е. С. Федосеева (2009), В. П. Дудьев (2002), А. Н. Леонтьева (1940), А. В. Запорожца (1986), Е. И. Фейгенберга (1986), А. Г. Асмолова (1979), ,О.Л. Леханова (2008) и др.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, сравнение, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение, беседа;
• статистические: ранжирование; качественный и количественный анализ результатов исследования.
В процессе исследования были применены следующие психодиагностические методики:
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» [68, с. 194 ] Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995) в модификации методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» [28, с. 194 ] Е.И. Изотовой (2004);
Методика на «Распознавание эмоций», [72, с. 205] авторский тест по Т.В. Чередниковой (2004);
«Методика на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» [50, с. 68] В.М. Минаевой (2015);
Методика «Наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях» [17 с. 156] А.А. Ошокина, И.Г. Цыганкова (2016) .
Экспериментальная база исследования: Исследовательская
деятельность проводилась на базе МБДОУ № 274 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраст (6 -7 лет), имеющие тяжелые нарушения речи, в количестве 22 человек, из них 11 человек - экспериментальная группа и 11 человек - контрольная группа.
Этапы реализации исследования:
Подготовительный этап. На первом этапе нами проводился анализ литературы, формулировка основных положений исследования, проходил отбор и подбор методов и методик..
Основной этап. Проведение констатирующего этапа эксперимента с целью выявления особенностей и актуального уровня развития эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Формирующий этап. Организация работы по коррекции эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями через систему психолого-педагогических мероприятий.
Заключительный этап. Проведение контрольного эксперимента; анализ и обработка полученных данных в экспериментальном психолого­педагогическом исследовании по коррекции эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Научная новизна исследования: элемент новизны состоит в обоснование возможностей применения мероприятий психолого - педагогической коррекции, которые могут комбинироваться и быть адаптированы под любую логопедическую группу детей старшего дошкольного возраста с различным уровнем эмоциональной регуляции поведения, а также в зависимости от цели - устранение данной проблемы, либо ее профилактика.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные психолого-педагогические исследования, значительно помогают расширить, обобщить, углубить отечественные и современные представления по
проблеме исследования эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста, разъяснить терминологию специфических понятий, как «эмоция», «эмоциональное реагирование», «эмоциональная регуляция» и обосновать психологическую программу, разработанную в нашем исследовании, расширить знания об особенностях формирования
эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что полученные практические данные эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи могут
быть использованы в работе специалистов дошкольных образовательных учреждений с целью осуществления психолого-педагогических,
коррекционных мероприятий. Разработанная нами психолого педагогическая программа по коррекции и формированию эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями может быть рекомендована педагогам и узким специалистам дошкольных образовательных учреждений , а так же всевозможным развивающим детским центрам.
Объем и структура выпускной квалифицированной работы: Магистерская работа изложена на 121 стр. описание представляемого психолого-педагогического исследования включает введение, три главы, заключение, библиографический список насчитывает 112 источников, из них 35 иностранных источников. Так же в работе представлены иллюстрационные материалы это таблицы 12, гистограммы 15, а так же включено 6 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования явилось изучение особенностей эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениям и разработка психолого-педагогичской программы по их своевременной коррекции.
Эмоции являются важным регулятором внутреннего мира индивида с внешнем миром.
Эмоциональная регуляция поведения выступает непростым механизмом по отношению к внешним воздействиям, она обеспечивает перестройку уже сложившегося жизненного опыта к повседневным задачам. Способность человека достаточно гибко и умело отреагировать на какие либо события и обстоятельства жизни это заслуга эмоциональной регуляции поведения индивида.
Среди многообразия теоретических представлений об эмоциональной регуляции поведения можно выделить три общих основных компонента, входящие в ее состав: это Ипрессивный компонент как понимание и распознавание эмоций, экспрессивный компонент как выражение эмоций во внешнюю среду через мимику и пантомимику и поведенческий компонент выражающийся через регуляцию и управление.
Имеются незначительные исследования посвященные изучению эмоциональноцй регуляции поведения подростков и взрослых Власова Н.В., Польская Н.А (2018), Я. Рейковский (1979), Первичко Е.И (2019), Ермолова Т.Е. (2005), Дж. Грос (1976), Я.Р. Клиннерт (1986), Р. Бак (1972) , а так же встречаются работы посвященные младшему школьному возрасту P.M. Грановская (2008), Л.И. Божович (1972), Л.С. Выготский (2004), В.В. Давыдов (1986), И.В. Дубровина (2008), и др, однако из разнообразных исследований, данного аспекта эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте не уделялось.
Дошкольный возраст является сенситивным временем для становления высших психических функций, поведения и личности в целом . Именно в этом возрасте так важно начинать развивать эмоциональную сферу, учиться понимать свои эмоции и чувства, сопереживать другу, регулировать то или иное эмоциональное состояние. О том, что благоприятным периодом для развития эмоциональных аспектов является дошкольный возраст можно узнать из исследований множества работ и отечественных и зарубежных авторов Выготский Л.С (2004), Верхотурова Н.Ю. (2011), С. Л. Рубинштейн (1946), П.К. Анохин (1981), Л. К. Изард (1980), Дж. Боулби (2006), Р. Г., Уолтерс (2000) и др., которые в своих исследованиях подтверждают данный факт.
В целом о факте важности дошкольного периода в становлении личности, высших психических функий, когнитиного развития как писалось выше, множество исследований , но темнемение, в дошкольном возрасте не уделяется должного внимания эмоциональной регуляции поведения, о чем свидетельствует недостаточная представленность результатов
экспериментальных исследований психолого-педагогической литературы. Стоит понимать, что в практической области и в реальной жизни эти исследования были бы очень востребованы в наше время так как от эмоциональной регуляции поведения будет зависить вся межличностная сфера ребенка, правильное становление высших психических процессов в том числе когнитивные особенности, регуляция поведения в целом и конечно же адаптация к школьному обучению. Мало того, что дошкольный возраст оказался обделенным в столь яркий период, так еще не стоит забывать про актуальные проблемы современного образования в целом, главным приоритетом которого в настоящее время осуществляется образование лиц , в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретической и методологической основной стали следующие психолого-педагогияеские исследования:
— В современной, отечественной, зарубежной и авторской литературе научные исследования А.В. Запорожец (1985); Р. В. Лазарус (1991); А.Д. Кошелева (2003); Верхотурова Н.Ю. (2019), Р. В. Лазарус (1991); L.A. Sroufe (1996)и др. рассматривали формирование эмоциональной регуляции в детском возрасте.
Е. А. Чаладзе (2000 ), В. А. Федосеева и Е. А. Ковшиков . (2007) , И.Ю. Кондратенко (2003), О.Е. Грибовой (2008), Л.С. Цветкова (2015), В. Rasmus (2019), А.И. Ахкиямова , А.И. Ахметзянова (2020) занимались эмоциональной регуляцией поведения в отношении детей с нарушениями речи.
К сожалению, мало работ посвящено изучению специфических механизмов организации поведения у детей с нарушениями развития. Более того, изучение аффективной регуляции поведения касается небольшого числа нозоологий. Изучались в этой важной для нас тематике детеи с умственной отсталостью, дети с двигательными нарушениями, дети с нарушениями зрения и детти с нарушениями слуха. Но, эмоуиональная регуляция поведения у детей с нарушением речи не была представлена в истории изучения психолого-педагогических данных. В соответствии с этим, особо актуальным становится вопрос о изучении эмоциональной регуляции поведения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, так как у них наблюдаются специфические отклонения в эмоциональном развитии. Особенно -важным является практическая составляющая этого вопроса.
В процессе исследования мы предположили, что особенностями эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является недостаточность и неправильное проявление таких компонентов как: когнитивный компонент, эмоциональное выражение, поведенческий компонент. Разработанная нами психолого-педагогическая программа по формированию эмоциональной регуляции поведения, позволяет своевременно скоррегировать недостатки в проявлении детьми эмоциональной регуляции поведения.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследование, направленное на выявление уровня эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного восраста с речевыми нарушениями, в процессе которого были использованы следующие методики:
Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» [24, с.15 ] Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (1995) в модификации методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» [? с. 194 ] Е.И. Изотовой (2004); Методика на «Распознавание эмоций», [? с. 304] авторский тест по Т.В. Чередниковой (2004); «Методика на изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» [? с. 48] В.М. Минаева (2003); Методика «Наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях» [? с. 156] А.А. Ошокина, И.Г. Цыганкова (2015) .
На подготовительном этапе исследования, нами были изученны анамнестические и катамнестические сведения на каждого ребенка принявшего участие в исследовании, проведены беседы со всеми участниками экспериментальных мероприятий.
На основе анализа теоретических положений были представлены результаты экспериментального исследования, проведенного на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №274 присмотра и оздоровления» г. Красноярска. В исследовании принимали участие 22 детей 6-7 лет, посещающие логопедические группы, имеющие диагноз тяжелые нарушения речи, 11 человек - экспериментальная группа, 11 человек - контрольная группа.
Нами были определены следующие критерии комплектования экспериментальной выборки:
4. Схожесть показателей возраста. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с нарушениями речи..
Схожесть клинической картины нарушения. Все испытуемые принявшие участие в исследовании имеют речевой диагноз общее недоразвитие речи.
93
С целью выявления уровня развития эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого были получены следующие данные: Психолого-педагогическое исследование уровня
эмоциональной регуляции поведения детей с речевыми нарушениями показало, что полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности эмоциональной регуляции поведения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями характеризуются специфическими особенностями особенностями:
• трудности с пониманием большинства эмоциональных состояний: горе, обида, сочувствие;
• способность в распознании простых эмоций (радость, злость), но затруднения дифференцировать сложные эмоциональные состояния (обида, печаль, испуг);
• наличие скудного эмоционального словаря (веселое, злое, грустное);
Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями показали в недостаточной мере представления о способах выражения эмоциональных состояний, используя ограниченный набор экспрессивно -мимических средств и не пользуясь пантомимикой (жесты, позы); В достаточной мере не владеют способами и средствами эмоциональной саморегуляции, при этом зачастую не принимают способы, предложенные взрослым; В большинстве ситуаций не могут произвольно управлять своим поведением.
После полученных результатов констатирующего эксперимента нами был организован и проведен формирующий эксперимент, направленный на исследование уровня эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста, далее была проведена обработка полученных данных, осуществлён их качественный, количественный и сравнительный анализ, который показалчто у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями контрольной группы нет значительной разницы между результатами полученными на констатирующем и контрольном этапах 94
эксперимента. Результаты психолого-педагогической коррекции
эмоциональной регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, показали, что большинство детей экспериментальной группы:
- понимают большинство эмоциональных состояний;
• способны распознать простые и сложные эмоциональные состояния, иногда используя помощь со стороны;
• расширили эмоциональный словарь;
• могут выражать эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики;
• в достаточной мере не владеют способами и средствами эмоциональной саморегуляции, при этом зачастую не принимают способы, предложенные взрослым;
Анализируя данные полученные после проведения формирующих мероприятий психолого-педагогической коррекции эмоциональной регуляции поведения, мы отметили, что большинство детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями экспериментальной группы показали средний уровень развития 45,4% (5 человек), на констатирующем этапе данные по этому уровню составили 36,4% (4 человека). Также стоит обратить внимание на то, что после проведения формирующих мероприятий высокий уровень развития эмоциональной регуляции поведения увеличился до 36,4% (4человека), хотя на констатирующем этапе эксперимента он составлял 0%.
Разработанная нами программа охватывает коррекцию и развитие у дошкольников с нарушениями речи всех необходимых параметров, характеризующих каждый из компонентов эмоциональной регуляции обучающихся старшего дошкольного возраста: импрессивный, экспрессивный и поведенческий и поможет преодолеть трудности в эмоциональной регуляции поведения.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу, заключающуюся в том, что особенностями. разработанная нами психолого- 95
педагогическая программа по формированию эмоциональной регуляции поведения, позволяет своевременно скоррегировать недостатки в проявлении детьми эмоциональной регуляции поведения.


1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд -во Казан. ун -та, 1987.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
3. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2 -ое изд., 1964. т. 35.
4. Ахкиямова А.И; Ахметзянова А.И. Особенности понимания эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Сбор материалов по Псих. Псих-х сост. 2021 г. Выпуск 15, с 26
5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. м.: Просвещение, 1990. - 771 с.
6. Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А. и др. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов // Клиническая и специальная психология. 2019. Том № 3. С. 56-84.
7. Верхотурова Н.Ю. Диагностика эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Н.Ю. Верхотурова // Казанская наука: научно-практическое издание. - Казань, 2012. — № 8. — С. 130—133. (0,4 п.л.). (Перечень ВАК).
8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 3-28.
9. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения // Вопросы психологии. 1981. N 4. С. 60-69.
10. Воловикова М.И., Трофимов А.А. Возвращение к себе: Психология. Символ. Культура. М.: Товарищество российских издателей, 1995.
11. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2005.
12. Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.: Книга по требованию, 2012. 160 с.
13. Готтман Дж., Деклер Д. Эмоциональный интеллект ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 288 с.
14. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 544 с.
15. Гоулман Дениэл; Эмоциональный интеллект. Пер. с англ. А.П. Исаевой. - 3-е изд.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 544 с...112


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ