ОЛИМПИАДА КАК ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА НА
ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты организации олимпиады по истории в 5 классе 9
1.1 Сущность олимпиады в общеобразовательной школе 9
1.2 Система подготовки учащихся к олимпиадам 17
1.3 Методы формирования ключевых компетенций учащихся при
подготовке к олимпиаде 20
ГЛАВА 2 Формирование личностных компетенций учащихся 5 класса на примере материалов по истории Древней Греции 30
2.1 Методы проектирования системы и поддержки по олимпиаде у
учащихся 5 класса 30
2.2 Проведение и организация олимпиады в 5 классе на примере
материалов по истории Древней Греции 45
2.3 Планируемые результаты формирования личностных компетенций учащихся 5 класса на примере материалов по истории Древней Греции .. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
История представляет нам процесс человеческих стремлений и деяний и побуждает детей к переживанию своей собственной человечности. Дети живут через историю древних культур, как будто они были вовлечены в каждое событие.
По мере того, как дети изучают прогресс человечества через множество различных фаз сознания, они начинают видеть себя и возраст, в котором они живут, как наследников эволюционного процесса, который они примут в будущем. Исследование начинается с более мифических аспектов и ведет в реальную историю. Мы изучаем развитие цивилизации от Индии, Персии, халдеи, Ассирии, Вавилонии и Египта до золотого века Греции.
Одна из ключевых целей, заложенная в стандарте основного общего образования по истории - овладеть умениями работать с различными источниками исторической информации [25; с.70].
Также в ФГОС говорится об умениях «работать с учебным текстом с применением... символики, овладении символьным языком, развитии изобразительных умений и навыков, а также умений извлекать информацию, представленную в схемах, таблицах, диаграммах и графиках» [8; с.56].
Система образования в силу своего универсального и всеобщего характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе. Стратегия современного образования выстраивается в соответствии с запросом современного общества, которое нуждается в образованных, творческих людях. Поэтому проблема выявления и поддержки детской одаренности выступает приоритетным направлением государственной образовательной политики Российской Федерации. [36; с. 122].
Роль олимпиадного движения и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и организационно-управленческих механизмов олимпиад представлена в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом РФ. [25; с. 2]
Предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм работы с одаренными и талантливыми школьниками, в ходе которой они могут проявить свои учебные, научные и креативные способности и показать достаточно высокий уровень изучения предмета.
Проведение олимпиад для школьников по истории и ряду гуманитарных предметов ставит своей целью выявление аналитических и творческих способностей учеников - участников олимпиад. Реализации этой цели способствует содержание олимпиадных заданий, которые призваны формировать умения обобщать, анализировать и оценивать полученную информацию.
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего - в условиях конкуренции. Сегодня результаты участия школьников в олимпиадах являются частью качественной оценки образования в школе, городе, крае, а также одним из критериев оценки результативности труда педагога. [31; с. 11]
Значимость олимпиады предъявляет определенные требования к качеству ее результатов, прозрачности и технологичности процедуры ее проведения.
В связи с вышесказанным актуальна потребность в более глубоком изучении влияния олимпиады как формы внеучебной деятельности на усвоение школьниками конкретного учебного материала, что позволит повысить эффективность самой формы работы.
Степень изученности проблемы работы с молодыми талантами, вопросы организации и проведения олимпиад школьников отображаются в отечественной литературе. Подобные вопросы исследовались российскими учеными: В.Н. Пинаев, А.С. Станкевич изучили методологические особенности проведения олимпиад по информатике и программированию, создание автоматизированных систем проведения соревнований.
В работе Бесединой Е.А., Бурковой Т.В., Наливайко Р.А. изучается подход к формированию олимпиад по истории для углубленного изучения Отечественной истории среди школьников. Г.А. Трифонова, А.Е. Салионов в своём исследовании рассматривают роль предметных олимпиад по истории в учебном процессе, влияние олимпиадного движения на выявление одаренных школьников и их дальнейшее развитие.
Ковалева, Г.В., Порошина Т.И. в своем учебно-методическом пособии исследуют психолого-педагогические аспекты в работе с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС.
Под редакцией Кортун О.В. и Ляпиной А.В сформирован сборник статей о значимости школьных олимпиад в системе гуманитарного образования. Монография отражает основные направления подготовки к олимпиадам по литературе и русскому языку и ориентирована на решение образовательных задач в области гуманитарных предметов.
Таким образом, данные работы в большей степени посвящены рассмотрению особенностей подготовки к предметным олимпиадам и их положительную роль в развитии одаренных школьников. При этом в данных исследованиях не уделяют внимания качеству и уровню проработанности заданий и проблемам организации олимпиад.
Источниками исследования также являются правовые документы, регулирующие предметные олимпиады и внеучебную деятельность в средней школе, такие как «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации»; приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении правил проведения олимпиад школьников, ФГОС и др.
Для понимания уровня знаний школьников 5 класса мы будем обращаться к учебным материалам по истории Древнего мира, созданные по федеральным государственным образовательным стандартам. Это учебники Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.; Уколовой В.И.; Колпакова С.В. и Селунской Н.А.
И так как тема исследования напрямую связана с историей Древней Греции, возникает необходимость обращаться к историческим источникам, описывающих события древней Греции.
Существенный вклад в изучении Древней Греции для учащихся 5 классов внесли ряд таких исследователей как Вигасин А.А., Годер Г.И., Гаспаров М. Л., Свенцицкая И.С., Лубченко Ю.Н., Михайлов В.В., Цветкова Г.А. и др. В своих трудах, базирующихся на исторических источниках, авторы делают выводы, которые могут поспособствовать для более качественной разработки заданий.
Психолого-педагогическая литература, посвященная проблеме формирования у школьников личностных компетенций, весьма разнообразна. Исследователи рассматривают основные вопросы теории интереса (Ш.А. Амонашвили, М.Ф. Беляев, Л.С. Выготский, А.А. Невский, М.Ф. Талызина, Г.И. Щукина), его влияние на развитие личности (С.В. Белова, В.В. Зайцев, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков). К настоящему времени разработаны концептуальные положения о формировании личностных компетенций и активности учащихся по истории (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, С.Л. Рубинштейн) и её влиянии на качество знаний по предмету (В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревская, О.С. Гребенюк, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, И.Я. Ланина).
Для выявления особенностей существующих олимпиад по истории был проведен анализ реальных олимпиадных заданий прошлых лет школьного, муниципального и всероссийского уровней, доступных в открытых источниках сети интернет.
Объект исследования: Формирования личностных компетенций учащихся 5 класса.
Предмет исследования: Олимпиада по теме «Древняя Греция» как часть образовательного процесса.
Цель исследования: Формирования личностных компетенций
учащихся 5 класса на примере материалов по истории Древней Греции через использование олимпиадной формы работы.
Задачи исследования:
1) Изучить сущность олимпиад в образовательном процессе;
2) Рассмотреть систему подготовки учащихся к олимпиадам;
3) Определить формирующиеся компетенции учащихся во время подготовки и проведения олимпиады;
4) Разработать комплекс олимпиадных заданий на примере материалов по истории Древней Греции;
5) Спрогнозировать планируемые результаты формирования личностных компетенций учащихся 5 класса после проведения олимпиады по истории Древней Греции.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• изучение педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач;
• контент-анализ существующих учебных пособий и олимпиадных заданий;
• моделирование системы методических рекомендаций и методики их использования в учебном процессе .
Первая глава посвящена теоретико-методологическим аспектам олимпиад как формы внеурочной деятельности в общеобразовательной школе. В главе определено место олимпиадного движения в системе среднего образования, роль предметных олимпиад в углубленном изучении истории древнего мира учениками 5 класса, опыт проведения олимпиад и особенности олимпиадного движения в России. Также проведен анализ существующих олимпиадных заданий, оценены методические рекомендации к подготовке и проведению испытаний, а также типы и формы вопросов олимпиад, с целью выявления их положительных сторон и недостатков, что поспособствует формированию наиболее эффективных заданий.
Вторая глава посвящена рассмотрению методических рекомендаций к урокам, посвященных закреплению пройденного материала раздела «Древняя Греция», на базе чего проведена разработка комплекса заданий к олимпиаде по истории древнего мира на примере раздела «Древняя Греция», сценария и методических указаний к ним. А также сформированы планируемые результаты компетенций учащихся.
Олимпиады — это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам.
Таким образом, предметная олимпиада является одной из наиболее важных форм внеклассной работы, которая позволяет внести соревновательный момент в школьную жизнь, тем самым мотивируя участников к тщательной подготовке и плодотворной работе по предмету, по которому проводится олимпиада. Также такая форма внеклассной работы позволяет выявить наиболее одаренных детей, что в последствии может оказаться очень полезным для развития науки в стране.
Предметная олимпиада проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, областной и всероссийский. В данной работе более подробно был рассмотрен школьный этап олимпиады и подготовки к ней. Задания олимпиадного типа могут быть альтернативой контролю полученных знаний по завершению изучения любой темы, как пример, раздел «История Древней Греции» в курсе изучения всеобщей истории в 5 классе.
В ходе исследования был проведен анализ методических разработок - рассмотрен опыт реализации олимпиадных заданий на уроках истории в 5 классе и, мы пришли к выводу, что, в настоящее время, существует множество вариаций проведения подобных уроков, которые обладают, как общими, так и различными характеристиками. Принцип олимпиад может быть использован любым учителем-предметником для повторения, обобщения и систематизации материала по изученной теме.
Задачей работы являлось составление собственной разработки комплекса заданий олимпиадного формата по теме «История Древней Греции». Составленные задания могут применяться для использования на уроках истории или внеклассной работы. Задания формируют общие учебные действия, умения анализировать, делать выводы, позволяют организовать сравнение событий, явлений, реалий. Использование заданий позволит более эффективно решать различные учебно -методические задач, а также закрепить и углубить интерес учеников к Древней истории.
Не имея возможности провести апробацию на учащихся разработанным комплексом заданий, нами был рассмотрен анализ организации олимпиады по истории Древней Греции, проводившийся в 5 классе в период 2017 - 2019 гг., учителем истории А.И. Клещевой МБОУ СОШ № 2 г. Москва. По завершению анализа у пятиклассников 2019 года результат оказался выше, чем у пятиклассников 2018 года. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение уровня компетенции учеников к истории благотворно сказалось на успеваемости обучающихся. В исследуемом периоде возросло количество положительных оценок и снизилось количество учеников, не успевающих по предмету.
По результатам нашего исследования можно сделать вывод о значимости олимпиады в формировании личностных компетенций учащихся. Использование олимпиадных заданий позволяет улучшить процесс воспитания личности ребёнка, вследствие которого развиваются его творческие способности, повышается продуктивность мыслительной деятельности, развивается заинтересованное отношение к
действительности, проявляющееся в личной активности, качестве учебной деятельности, ответственном отношении к предмету, самостоятельности и организованности.
Таким образом, анализ работы демонстрирует, что внедрение олимпиад по истории эффективно формируют у учащихся пятых классов интерес к изучению истории, что способствует повышению уровня компетенции: развивает стремление к самостоятельности при выполнении заданий; формирует понимание причин успеха во вне учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результатов; вырабатывает способность к самооценке собственной деятельности как в образовательном процессе так и внешкольной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 2012. - 36 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] - URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/
sections/fcp/rasp_2008_N1662_red08.2009
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р [Электронный ресурс] - URL: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/6744437/ (Дата обращения 30.11.2019)
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - URL: https://base.garant.ru/70575694/#friends (Дата обращения
16.11.2019)
6. Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018. О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://4ege.ru/documents/56987-federalnyy-
perechen-uchebnikov-na-2018-2019-uchebnyy-god.html. (дата обращения:
17.11.2019) .
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010
N 1897// Собрание законодательства Российской Федерации. — N 38. - ст. 5096.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413// Собрание законодательства Российской Федерации. №38. - ст.
5096.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - ст. 7598.
10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. М., 2004. - 286 с.
Литература:
11. Алексашкина Л.Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2014.
12. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. - М.: ВАКО, 2009.
13. Бадж У. Древний Египет. Духи, идолы, боги / У. Бадж. - М., 2009. Бонгард-Левин Г. М. Древняя Индия / Г. М. БонгардЛевин. - М., 2008.
14. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, Г. А. Стратановский. - М., 2008.
15. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. Пособие для учителя М.: Владос-Пресс, 2003. - 160 с....61