Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание фонда оценочных средеств по дисциплине: «Технология» как условие проектирования межпредметных результатов

Работа №166359

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы134
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования межпредметных результатов освоения образовательной области 7
1.1 Педагогические основы проектирования результатов освоения
образовательной области 7
1.2 Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования: результаты освоения 16
Выводы по первой главе 25
Глава 2 Создание фонда оценочных средств по дисциплине Технология (6 класс) 27
2.1 Анализ образовательной программы по дисциплине «Технология»: цели и
результаты реализации 27
2.2 Создание фонда оценочных средств по дисциплине технология 41
2.3. Сборник оценочных средств: межпредметность результатов по
дисциплине технология 57
Выводы по второй главе 104
Заключение 106
Список литературы 111

17 декабря 2010г. вышел Указ № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) основного общего образования». В дальнейшем, документ претерпел изменения, дополнения в связи с принятием новых положений о развитии предметных областей, в том числе «Технология».
В пункте 18.1.3. ФГОСа «О системе оценки достижения планируемых результатов» говорится, что программа курса «Технология» определяет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания: использование разнообразных методов и форм контроля: проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное [30].
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всего школьного обучения становится не актуальным задания и критерии оценивания модернизируется, изменяются. Ключевым звеном становится система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы общего образования.
Существует необходимость разработки форм и способов оценивания результатов обучения и воспитания, обучающегося в образовательной организации, критериев и показателей уровней освоенности, предполагаемых программой, образовательных результатов. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения (локально-нормативный акт школы № 22). Для этого должен быть сформирован фонд оценочных средств, как система достижения планируемых результатов [28].
В соответствии с современной концепцией образования процесс обучения должен основываться на признании ученика субъектом собственного развития, который должен не только усваивать содержание учебного материала, но и самостоятельно контролировать, оценивать и корректировать свою познавательную деятельность [43].
Необходимым условием обновления школы становится поиск новых способов оценки учебной деятельности, которые исключают, с одной стороны, субъективизм учителя, а с другой неравноправность позиции ученика в процессе оценивания результатов его учебной работы. Изменения в проведении контроля должны связываться с повышением роли самоконтроля и самооценки учащихся, что, в свою очередь, будет способствовать усилению стремления школьников к самостоятельной образовательной деятельности, а также улучшению качества знаний.
Таким образом, проблема контроля знаний по-прежнему является одной из главных в организации процесса обучения. Различные психолого­педагогические аспекты этой сложной многоплановой проблемы рассматривали Н. П. Архангельский, В. М. Беспалько, Р. Ф. Кривошапова, Л. М. Фридман и др. российские ученые.
Необходимость изменения традиционной системы контроля и оценки знаний обосновывалась учеными Г. Ю. Ксензовой, В. А. Кальней, С. Е. Шишовым и др.
В работах В. А. Кальней и С.Е. Шишова разрабатывались методические основы мониторинга качества образования в системе «учитель - ученик»
Исследования, проведенные Ю. Ксензовой, были посвящены раскрытию структуры и содержания оценочной деятельности субъектов образовательного процесса, функций и процедур оценки, а также самооценки учебной деятельности. Г. Ю. Ксензова установила, что самооценка является основой саморегуляции и внутренней мотивации учения. Однако, в этих работах не
рассматривались вопросы о структуре контрольно-оценочных умений
школьников и оценке динамики их развития в образовательном процессе
На основе вышеизложенного выделены тема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.
Тема: Создание фонда оценочных средств по дисциплине «Технология» как условие проектирования межпредметных результатов.
Цель исследования: разработать условия создания фонда оценочных средств межпредметных результатов освоения образовательной области «Технология»
Объект исследования: проектирование межпредметных результатов освоения образовательной области «Технология»
Предмет исследования: процесс создания фонда оценочных средств межпредметных результатов освоения образовательной области «Технология»
Гипотеза: Проектирование межпредметных результатов
(образовательная область «Технология») будет эффективным, если:
- на теоретическом уровне будут определены педагогические основы проектирования результатов освоения образовательной области «Технология» -на практическом уровне проанализирован федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и выявлены требования к формированию межпредметных результатов освоения образовательной области «Технология»; создан фонд оценочных средств по дисциплине «Технология» и разработаны уровни освоенности содержания образовательной области; апробированы оценочные средства для обучающихся 6 классов.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выявить теоретические основы проектирования результатов освоения образовательной области.
2. Выявить сущность понятия «межпредметные образовательные результаты» освоения образовательной области.
3. Проанализировать содержание образовательной программы по дисциплине технология: цели, результаты реализации, оценка результатов.
4. Разработать фонд оценочных средств по дисциплине «Технология»
5. Апробировать результаты исследования.
Практическая значимость работы: Данная работа поможет учителям технологии в оценке межпредметных результатов посредством созданного фонда оценочных средств по дисциплине Технология. Работа состоит из 2-х глав, 5 параграфов, введения и заключения. Список литературы содержит более 50 источников.
Апробация результатов исследования происходила на следующих конференциях:
2. «Современные проблемы технологического образования в средней школе». г. Красноярск, 2017
2. «Развитие инновационной творческой деятельности обучающихся» 1 ноября г. Красноярск, 2018
3. «Современные проблемы технологического образования в средней школе» г. Красноярск, 2017
4. «Профессиональные компетенции учителя технологии». 24 октября г. Красноярск, 2018
5. «Международный научно - практический форум «Молодежь и наука XXI века» г. Красноярск, 2019
6. «Международный научно - практический форум «Молодежь и наука XXI века» 15 апреля-23 мая г. Красноярск, 2015
7. Образование и социализация личности в современном обществе материалы XI международной научной конференции Красноярск, 5-7 июня 2018 г

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе реализации проблемы создания фонда оценочных средств по дисциплине «Технология» как условия проектирования межпредметных результатов, выполнена следующая работа.
• Выявлены теоретические основы проектирования результатов освоения образовательной области, которыми являются личностно­ориентированный подход; системно-деятельностный; компетентностный подход.
• Выявлена сущность понятия «межпредметные образовательные результаты» освоения образовательной области. Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Образовательные результаты включают в себя предметные, метапредметные, личностные результаты.
• Проанализировано содержание образовательной программы по дисциплине Технология: цели, результаты реализации, оценка результатов.
Выявлено, что образовательная область Технология аккумулирует знания, умения из различных образовательных областей: математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, материаловедению, черчению, экономике, ОБЖ (таблица 3).
• Разработан фонд оценочных средств по дисциплине «Технология» для 6 класса общеобразовательной школы. Для того, чтобы получить полную картину достижения межпредметных результатов освоения основной образовательной программы, нами разработаны поуровновневые критерии и показатели данного процесса (таблица 4).
• Выделены минимальный, средний и высокий уровень достижения межпредметных результатов.
На минимальном уровне обучающийся демонстрирует знания основных понятий, фактов тем, формул, закономерностей. Затрудняется в самостоятельном поиске информации, обращается за помощью, с трудом проектирует свою деятельность, выполняет только с помощью учителя
108 отдельные операции по изготовлению предметов. С трудом владеет навыками работы на станке, работой с измерительными инструментами.
На среднем уровне обучающийся демонстрирует знания основных понятий, фактов тем, формул, закономерностей. Знает теоретические основы проблемы предмета, способы анализа проблем. Умеет находить нужную информацию по теме, работать с источниками, вычислять площади фигур, объёмы тел. Проектировать свою деятельность. Владеет способами самоконтроля деятельности, в т.ч. рациональной организацией рабочего места, соблюдает ТБ. Ставит цели, определяет образовательные результаты. С трудом творчески планирует свою деятельность. В основном владеет навыками работы за станком, измерительными приборами.
На высоком уровне обучающийся демонстрирует знания основных понятий, фактов, тем формул, закономерностей, теоретических основ проблемы предмета. Использует знания других дисциплин. Умеет находить нужную информацию по теме, работать с источниками, вычислять площади фигур, объёмы тел, строить касательную к окружности, работать с измерительными приборами (линейка, циркуль), с графической документацией, с таблицами с таблицами Мюгозой Word. Владеет способами самоконтроля деятельности, в т.ч. рациональной организацией рабочего места, соблюдает ТБ. Творчески планирует деятельность, ставит цели, определяет образовательные результаты.
Межпредметные результаты - это умение использовать знания различных предметных областей в той или иной образовательной области.
Межпредметные результаты прогнозируются в зависимости от: государственного заказа, научных исследований, разработок методического сопровождения учебного процесса.
В зависимости от содержания, характера учебного материала задания могут быть простыми, требующими от учащихся интенсивной познавательной деятельности таких как контрольная, проверочная работа, либо можно оценивать с помощью валидных диагностических методик, таких как тест,
кейс-метод, проект, позволяющих осуществлять ни только замер, но и отслеживать процесс формирования уровня форсированности результатов образования у учащихся.
Апробация результатов исследования проходила в школе №22 г. Красноярска.
Выявлены как положительные, так и отрицательные моменты:
-большинство обучающихся принимают понятия по таким дисциплинам как математика, физика, биология и др. как известное, не задают вопросов (пороки древесины, разрезы, сечения и др.)
• большинство учащихся без затруднений оформляют графическую документацию на компьютере, т.к. хорошо знакомы с ним.
Оценочные средства внедрялись в учебном процессе в школе МАОУ СШ № 22 г. Красноярска. В 6 классе обучалось 12 человек. Проведённый контроль показал:
• большинство обучающихся не задают вопросов о природе процессов взаимодействия материалов, о построении касательной к окружности, работе механизмов станка, видах передач.
-большинство учащихся не задают вопросов при проставлении размеров на чертежах, масштабе, вычислении формул (площадь фигур, объем тел, диаметр).
-большинство учащихся принимают свойства материалов, расчёт прибыли, типы линий как известное.
• только 2 обучающихся из 12 задают вопросы об обозначениях на чертежах, о смысле формул, о нахождении неизвестного по формулам.
• большинство учащихся задают вопросы о последовательности работы за станком, также по оформлению графиков, технологических карт.
• большинство учащихся не имеет абстрактного видения предметов, поэтому просят помощи учителя.


1. Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования в взаимодействии субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. - СПб., 2000.
2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. -Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя/. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Белозерова, О.М. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы / О. М. Белозерова // Завуч. - 2016.-№8. - С.89-95.
6. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
7. Бобылева, О.Л. Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 6. - С.22-24.
8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно­ориентированного образования // Педагогика. - 2007. - № 4. - С. 11 - 17.
9. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов общего образования /. - М.. 2011-23с.
10. Васенкова, М. В. Универсальные учебные действия урока технологии в школе / М. В. Васенкова // Педагогика. - 2012. - № 5. - С. 31-42.
11. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся, журнал 6. Начальная школа, 7, 2013, - 89 с.
12. Воронцов, А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А. Б. Воронцов .- М. : Издатель Рассказов, 2012 .- 300 с.
13. Глухарева, О.Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.-№1. - С.17-24.
14. Дакацъян У.В. Проверка знаний учащихся. / У.В. Даканцьян - М.: "Эксмо", 2010, - 178 с.
15. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно­методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ