Введение 2
Глава 1. Теоретико-дидактические особенности организации самостоятельной работы обучаемых в рамках реализации ФГОС 4
1.1. Самостоятельная работа обучаемых в формировании образовательных
результатов как требование к условиям реализации ФГОС 4
1.2. Теоретические основы организации самостоятельной работы обучаемых
в урочной и внеурочной деятельности 20
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучаемых в процессе развития метапредметных результатов 32
2.1. Организация самостоятельной работы обучаемых при планировании
современного урока технологии 32
2.2. Формирование и развитие метапредметных результатов посредством
самостоятельной работы обучаемых на уроках технологии 37
2.3. Организация и проведение апробации по развитию умений планировать
и организовывать самостоятельную работу обучаемыми 48
Выводы по 2 главе 59
Заключение: 60
Список использованных источников и литературы: 62
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Для того чтобы ребенок вырос конкурентно-способной личностью, требуется непрерывная самостоятельная работа, которая в свою очередь, становится реальностью и необходимостью в жизни человека. В связи с этим, в общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться.
Однако, дети развиваются в умственном плане быстрее, чем в физическом, это происходит в связи с большим объемом информации, которая окружает их. Они знают как держать молоток, зубило, но им не хватает практики, навыков самостоятельной работы, чтобы закончить операцию быстро и качественно.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Для освоения таких умений требуются универсальные учебные действия, далее УУД. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. [27, с 13]
Для того чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, следует рассмотреть и раскрыть содержание УУД.
Объект исследования: образовательный процесс урока технологии
Предмет исследования: организация самостоятельной работы учащихся в соответствии с ФГОС
Цель исследования: изучение специфики подбора заданий для самостоятельной работы на уроках технологии, формирующих УУД.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Обосновать значимость УУД во ФГОСе второго поколения.
2. Систематизировать, обобщить уже имеющиеся знания об универсальных учебных действиях.
3. Рассмотреть требования к организации самостоятельной работы обучаемых при планировании современного урока технологии
4. Разработать рекомендации к проведению самостоятельных работ.
5. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
Практическая значимость работы:
Заключается в нехватке практических заданий самостоятельных работ. Данная работа поможет учителям технологии, т.к. в работе рассмотрены рекомендации, задания, пояснения для урока технологии по ФГОС.
Структура данной работы обусловлена с формулированными целью и задачами. Содержание работы изложено на 65 страницах.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
1. носят надпредметный и метапредметный характер;
2. лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально - предметного содержания;
3. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и
формирования психологических способностей учащегося;
4. обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.
Таким образом, выпускник на выходе должен владеть такими умения как:
У Применять основы реализации проектно-исследовательской деятельности;
У Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
У Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
У Устанавливать причинно-следственные связи;
У Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;
У Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
У Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
У Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Выпускник получит возможность научиться:
У Ставить проблему, аргументировать её актуальность;
У Самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
J Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
J Организовывать исследование с целью проверки гипотез
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как " умение учиться". Основы формирования " умение учиться" закладываются в обучении ребёнка в школе: полученный в это время опыт предопределяет успешность обучения учащихся в течение всей последующей жизни
1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / // Образование в России. - 2010.- № 10.- С. 81-84
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. 2 изд., дополн. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — с.208
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Флинта - Наука, .2009.- 150 с.
4. Аршанский Е.А. Организация практических работ в инженерных классах // Технология в школе. 2012. №3. С.41.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. -Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя/. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.
6. Бабина С. А., Быкова Л. В. Формирование познавательных УУД школьников основного общего образования// Молодой ученый. — 2015.
• №20.1. — С. 1-3.
7. Бальцер Э.П. , Портнягин и.а формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся по технологии— М.: Просвещение, 2008. — 15с.
8. Белоглазова, Е.В. О формировании логических УУД школьников // Проблемы образования в условиях инновационного развития. - 2014. - № 1. - С.98-103.
9. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007.
• № 4. - С. 11 - 17.
10. Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов общего образования /. - М.. 2011-23с.
11. Васенкова, М. В. Универсальные учебные действия урока технологии в школе / М. В. Васенкова // Педагогика. - 2012. - № 5. - С. 31-42.
12. Войтов А.Г. Форма и Формы тестовых заданий//Педагогические Измерения, №2, 2010. С.29..
13. ГалееваН.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2009. 36 с.
14. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов / А.Е. Губарева // Высш. образование сегодня. - 2009.- № 10.- С. 59-62.
15. Ефремова О.Н. О методах организации самостоятельной работы в учебном процессе / О.Н. Ефремова // Высш. образование в России. - 2011.- № 2.- С. 149-153....27