ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКОВ В СЕМИОТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ 7
1.1. История происхождения и развития жестовых языков, их характеристики 7
1.1.1. Русский жестовый язык (РЖЯ) 12
1.1.2. Французский жестовый язык (ФЖЯ) 15
1.2. Жестовый язык как особая семиотическая система 16
1.2.1. Семиозис и семиотические аспекты языков 18
1.2.2. Исследования в области семиотики жестовых языков и их
иконичность 20
1.3. Современные междисциплинарные исследования жестовых языков 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНКРЕТНЫХ И АБСТРАКТНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РУССКОМ И ФРАНЦУЗСКОМ ЖЕСТОВЫХ ЯЗЫКАХ 29
2.1. Репрезентация жестов конкретных существительных 30
2.1.1. Группа жестов конкретных существительных репрезентации
действия 31
2.1.2. Группа жестов конкретных существительных репрезентации
визуального образа 35
2.1.3. Группа жестов конкретных существительных репрезентации
действия и визуального образа 39
2.1.4. Жесты конкретных существительных вне представленных групп . 42
2.2. Репрезентация жестов абстрактных существительных 45
2.2.1. Группа жестов абстрактных существительных репрезентации
действия 46
2.2.2. Группа жестов абстрактных существительных репрезентации
локализации 52
2.2.3. Жесты абстрактных существительных вне представленных групп 57
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69
В мире живет много людей с полной или частичной потерей слуха, а также тех, кто имеет проблемы с нарушением речевого аппарата. Определить точное число глухих невозможно, так как в статистике не учтены случаи потери слуха в результате других сопутствующих заболеваний [Kulikova, Shatokhina, 2020: 297]. Глухие и слабослышащие не могут пользоваться стандартным звуковым языком так, как им пользуются слышащие люди, но им необходимо полноценное взаимодействие с обществом. Знание письменности звукового варианта родного языка способствует социализации людей с данной особенностью развития, но не может заменить полноценную коммуникацию. Эту роль берет на себя жестовый язык, который выступает другой семиотической системой, отличной от звукового языка. Жестовые языки носят национальный характер и различаются от страны к стране.
В наше время научных работ, которые освещают проблему жестовых языков, еще не так много, но постепенно их число становится больше , в том числе и о русском и французском жестовых языках. Потенциально жестовые языки стоят на одном уровне со звучащими языками по коммуникативным возможностям, что является своего рода толчком к их изучению [Беликов, 1990: 153]. Следовательно, в настоящее время они начинают рассматриваться наукой с разных точек зрения.
Актуальность данного исследования обусловлена недостаточной представленностью лингвистических исследований по жестовым языкам, в особенности, в области семиотического подхода. Более того, данное исследование значительно повышает осведомленность о проблеме жестовых языков, как научного сообщества, так и всех интересующихся данными семиотическими системами, об их структуре, лингвистической системе, диалектах, специфике с целью изучения в будущем.
Объектом исследования является жестовый язык как особая семиотическая система.
Предметом исследования являются отдельные жесты, обозначающие конкретные и абстрактные существительные в русском и французском жестовых языках.
Целью данного исследования является выявление специфики в семиотической репрезентации конкретных и абстрактных существительных в русском и французском жестовых языках. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Представить историю изучения жестовых языков, их основные характеристики и особенности русского и французского жестовых языков;
2. Раскрыть понятия семиотики, семиозиса и основных семиотических концепций в преломлении исследований по жестовым языкам;
3. Определить список конкретных и абстрактных существительных, которые станут объектом исследования;
4. Произвести выборку жестовых представлений этих слов в двух жестовых языках и провести их сравнительно-сопоставительный анализ;
5. Описать специфику семиотической репрезентации конкретных и абстрактных существительных в русском и французском жестовых языках.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: мультимодальный анализ, теоретический анализ, систематизация, сравнительно-сопоставительный анализ, метод наблюдения, описательный метод, формально-структурный анализ, компонентный анализ.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в рамках вузовских курсов по семиотике и теории коммуникации.
Материалы исследования включают в себя французские и русские видео-словари с исполнением жестов, такие как Spread the sign [Spread the sign: URL], Le DicoElix [Le DicoElix: URL], каналы YouTube “ARK MEDIA"” [ARK MEDIA: URL], “Nos mains ont la parole ” [Nos mains ont la parole: URL].
Перед началом исследования была сформулирована гипотеза об уровне иконичности жестовых репрезентаций конкретных и абстрактных
существительных. Так, жесты конкретных существительных в большинстве своем иконичны, а жесты абстрактных существительных более произвольны, что затрудняет процесс их дешифрования.
...
Данная работа представляет собой теоретические основы изучения русского и французского жестовых языков в семиотическом аспекте, а также сравнительно-сопоставительный анализ в рамках практического исследования с целью выявить специфику семиотической репрезентации конкретных и абстрактных существительных в выше представленных жестовых языках.
Жестовые языки являются родными языками для большого количества людей на всей планете, но при этом их представленность в лингвистических исследованиях находится на довольно низком уровне. Долгое время они воспринимались людьми как примитивные языки, так как считались высоко иконичными, вследствие этого возникало мнение о полной тождественности жестовых языков и языка жестов слышащих. Лишь во второй половине XX века и начале XXI жестовые языки получили полную автономию и признание как полноценные семиотические системы, равные звучащим языкам.
Жестовые языки представляют собой аутентичный материал для семиотических исследований в виду того, что изучение связи жеста и обозначаемого им объекта или реалии окружающего мира позволит по - другому взглянуть на проблему соотношения предмета и его наименования.
Жестовый язык в современной лингвистике также выступает предметом исследований различных междисциплинарных областей. Эти исследования помогают глубже понять знаковую природу жестовых языков. В рамках исследования были рассмотрены научные работы из области когнитивной лингвистики и нейробиологии. Когнитивные исследования объясняют, как исполнение жестов в трехмерном пространстве помогает отобразить больше семантических ассоциаций с предметом, ведь в них кодируется гораздо больше значений кроме обозначения фонем в зависимости от контекста. Нейробилогические исследования отслеживают
работу мозга при использовании жестовых языков и доказывают то, что иконичные жесты вычленяются из памяти быстрее, чем жесты абстрактные.
В рамках практического исследования был проведен сравнительно сопоставительный анализ. Методом сплошной выборки были отобраны 20 слов конкретных существительных (эквиваленты русского и французского языка) и 20 слов абстрактных существительных (эквиваленты русского и французского языка). Целью данного исследования было выявление специфики в семиотической репрезентации конкретных и абстрактных существительных во французском и русском жестовых языках. Была поставлена гипотеза о полной иконичности жестов конкретных существительных и полной произвольности жестов абстрактных существительных.
При анализе жестов конкретных существительных было выявлено три способа их семиотической репрезентации: группа репрезентации действия, группа репрезентации визуального образа и группа интеграции репрезентации действия и визуального образа. В эти группы попали 18 жестов из 20. Большинство из них кодируются носителями жестового языка как репрезентация визуального образа (8 жестовых единиц), что говорит о том, что такие жесты высоко иконичны. В их основе заложены отличительные черты, которые ассоциируются с предметами, поэтому такие жесты легко поддаются декодированию. Следующая группа включает в себя жесты интеграции репрезентации действия и визуального образа (6 жестовых единиц). Благодаря их исполнению, можно выделить элементы, которые ассоциируются с отличительными визуальными чертами предмета, а также с действиями, которые совершаются предметом. Например, жест «ножницы» показывает, как и форму предмета, так и действие разрезания чего-либо. Такие жесты высоко иконичны, из них легко вычленить смысл и в большинстве своём они совпадают со своими эквивалентами из других жестовых языков. Жесты, попавшие в группу репрезентации действия, менее иконичны. В них отсутствуют визуальные черты, которые ассоциируются со 65
словом. Однако, вычленить их смысл все равно можно, так как они кодируют в себе действия, с помощью которых можно понять их значение. Их интерпретация может быть оспорена ввиду того, что каждый человек понимает их мотивацию по-своему. Также среди 20 жестов оказались 2 жеста, которые невозможно декодировать («Мальчик» и “Gargon”). Они обладают высоким уровнем произвольности, что затрудняет вероятность их понимания. Внутренняя мотивировка этих жестов не считывается. Данный факт опровергает нашу гипотезу о полной иконичности жестов конкретных существительных. В большинстве случаев это подтверждается, но, по мере развития жестовых языков, среди них появились такие жесты, которые вырабатывают высокий уровень произвольности. В нашем случае количество произвольных жестов конкретных существительных незначительно, 10% от 100 (2 жеста из 20).
...
1. Беликов В.И. Жестовые языки // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 153 с.
2. Борисова Л.В. Лингвофилософские аспекты русского жестового дискурса // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. Вып. 4(12). С. 63-68
3. Валдавина С.Э., Посиделова В.В., Хорошко Е.Ю. Теория и практика русского жестового языка. М.: ДГСК МВД России, 2018. 174 с.
4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Издательство Юрайт, 2021. 332 с.
5. Галиева Д.А., Науразбаева Л.В. История возникновения и распространения жестовых языков // Вестник Уфимского юридического института МВД России. Область наук: Языкознание и литературоведение. 2020. Вып. 89. С. 152-157
6. Гейльман И.Ф. Ручная азбука и речевые жесты глухонемых. М.: Коиз, 1957. 596 с.
7. Гейльман И.Ф. Специфические средства общения глухих: В 4-х частях. М.: Книга по требованию, 2021. 731 с.
8. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1984. 127 с.
9. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
10. Калинина Л.В. Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные и их роль в отражении действительности // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. 2009. Том 151. Книга 3. С. 240-246
11. Лаговский Н.М. Основы сурдопедагогики. М.: ЦИЗПО, 1931. 103 с.
12. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. М.:
Издательство «Александра», 1992. 472 с.
13. Магировская О.В., Привалихина Е.С. Лексический уровень жестового языка как особая система номинации (на материале американского и русского жестовых языков) // Мир науки, культуры, образования. 2019. Вып. 4(77). С. 389-391
14. Моррис Ч.У. Основания теории знаков. М.: Акад. Проект, 2001. 702 с.
15. Пирс Ч.С. Принципы философии. Том 1. СПб.: Санкт-
Петербургское философское общество, 2001. 224 с.
... всего 61 источников