Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАУДАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В СКАЗКАХ ШАРЛЯ ПЕРРО

Работа №166324

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Системный аспект языка 5
1.1. Понятие системы и структуры. Системные свойства элементов 5
1.2. Системные свойства лексики. Типы связей между лексическими единицами 13
1.3. Принципы построения лексико-семантического поля 20
Выводы по главе 1 27
2. Грамматические способы выражения лаудативного значения в
сказках Шарля Перро 29
2.1. Морфологические способы выражения лаудативного значения в сказках Ш. Перро 29
2.1.1. Имя прилагательное 34
2.1.2. Степени сравнения имени прилагательного 41
2.1.3. Имя существительное 43
2.1.4. Наречие 45
2.2. Дидактические аспекты формирования социокультурных компетенций на примере сказок Шарля Перро 47
Вывод по главе II 55
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложение А


Темой данной работы является лингводидактические особенности лаудативной лексики в сказках Ш. Перро.
Целью данной дипломной работы является анализ лексико-семантического поля лаудативного значения на примере французского языка в сказках Ш. Перро.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать данные теоретических исследований, посвященных семантическим классификациям лексического состава языка;
— отобрать единицы, принадлежащие лексико-семантическому полю (далее ЛСП) лаудативного значения на примере французского языка в сказках Ш. Перро;
— описать морфологические особенности отобранных единиц ;
— составить ЛСП лаудативного значения, выделив при этом ядро, ближнюю и дальнюю периферии;
— описать семантические значения ядерных элементов ЛСП лаудативного значения, охарактеризовать элементы ближней и дальней периферии;
— создать комплекс учебно - методического материала для работы учителя при изучении лексического состава французского языка.
Объектом исследования является литературно - художественный текст на примере сказок Ш. Перро.
Предметом исследования является лаудативная лексика в лингво - семантическом аспекте.
Методологической базой проводимого исследования служат труды ведущих специалистов в области лингвистики, грамматики и лексикологии, а именно, А. М. Кузнецова, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Л. А. Новикова, В. Г. Гака, В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова и др.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах истории языка, лексикологии и практике преподавания французского языка как иностранного.
В работе были использованы следующие методы: описательный метод, метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, метод количественного анализа, метод семантико - морфологического анализа, метод анализа словарных дефиниций.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения средств репрезентации лаудативной лексики, занимающей важное место в лексическом составе любого языка.
Материалом исследования послужили данные, взятые методом сплошной выборки из сказок Шарля Перро, а именно, «Cendrillon ou La Petite Pantoufle de Verre»; «Le Maitre Chat ou Le Chat Botte»; «La Barbe Bleue»; «La Belle au Bois Dormant»; «Le Petit Chaperon Rouge»; «Les Fees»; «Peau d’Ane»; «Le Petit Poucet»; «Riquet a la houppe»; «Griselidis»; «Les Souhaits Ridicules», корпус примеров составляет 107 лексических единиц, что составляет 250 страниц текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Темой данной работы является лингводидактические особенности лаудативной лексики в сказках Шарля Перро.
Целью нашего исследования является анализ лексико - семантического поля лаудативного значения на материале литературно - художественного текста, а именно, в сказках Шарля Перро.
Первая глава была посвящена теоретической стороне вопроса, а именно анализу теоретических исследований, посвященных семантическим классификациям. Изучив необходимую литературу, мы пришли к выводу, что лексико - семантическое поле является самой объемной ономасиологической и семантической группировкой слов. Лексико - семантическое поле - представляет собой иерархическую организацию слов, объединенных одним родовым значением и представляющих в языке определенную семантическую сферу, покрывающую определенную область действительности. ЛСП имеет следующую структурную организацию: ядро - ближняя периферия - дальняя периферия - крайняя периферия.
Во второй главе были выделены и описаны грамматико - морфологические способы выражения лаудативного значения и семантические характеристики выделенных морфологических структур. Было выделено 5 морфологических способов образования лаудативного значения:
1) имя прилагательное;
2) превосходная степень сравнения;
3) сравнительная степень сравнения;
4) имя существительное;
5) наречие.
В ходе нашего исследования мы выявили, что 50,5 % всех конструкций, выражающих лаудативное значение, образованы при помощи качественных имен прилагательных: belle/ beau, bonne, aimable, admirable, ravissante, jolie/ joli, jeune, charmante/ charmant, merveilleuse/ merveilleux. Из выделенных нами прилагательных, наиболее часто встречаемым является beau/ belle, 60 случаев употребления, которое употребляется с обобщенным признаком физической красоты, за исключением немногочисленных примеров употребления для описания неодушевленных предметов как мебель, помещение, одежда и частей тела: щеки, колени и т. п.
Также анализ показал, что тенденции аналитизма утвердились, практически искоренив синтетизм из французского языка. Об этом свидетельствуют выделенные примеры превосходной степени прилагательных, что составляет 21,5% от общего корпуса примеров.
Дидактический аспект изучаемого вопроса представлен в виде учебно - методического комплекса упражнений, направленного на развитие орфографических и грамматических навыков учащихся, при изучении лексического состава французского языка на материале сказок Ш. Перро. Помимо этого разработанный комплекс призван расширить социокультурные компетенции учащихся за счет погружения в литературу французского языка, знакомства с биографией и творчеством Шарля Перро, что поможет расширению картины мира. Данный учебно - методический материал может быть также использован в качестве основы для разработки классного часа, уроков, посвященных литературе, сказкам Шарля Перро в частности, а также внеклассных мероприятий.



1. Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматика / В. Г Адмони. - Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1993. - 238 с.
2. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист; пер. с франц. Ю. С. Степанов. - М.: Прогресс, 2002. - 447 с.
3. Болдырев Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-29.
4. Болдырев, Н. Н. Когнитивная семантика: курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 124 с.
5. Бондарко А. В. Теоретическое значение в системе функциональной грамматики: на материале русского языка / А. В. Бондарко. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 736 с.
6. Василенко И. А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства / И. А. Василенко. - М.: Эдиториал УРСС, 2009. - 272 с.
7. Васильев Л. М. Значение и его отношение к системе языка: учеб. пособие / Л. М. Васильев. - Уфа: Издательство Башкирского университета, 2009. - 364 с.
8. Васильева Н. М., Пицкова Л. П. Теоретическая грамматика: Учебник для ин -тов и фак. иностр. яз. на фр. языке - М.: Высшая школа, 1991. - 266 с.
9. Вендина Т.И. Словообразование как источник реконструкции языкового сознания / Т. И. Вендина // Вопросы языкознания. 2002. №4. С. 42- 65.
10. Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. - 4-е изд. - М.: Русский язык, 2011. - 720 с.
11. Гак В. Г. Теоретическая грамматика французского языка. - М.: Добросвет, 2000. - 832 с.
12. Гольдберг, В. Г. Структурные связи в лексико-фразеологическом поле / В. Г. Гольдберг // Язык как функциональная система: сб. статей к юбилею профессора Новеллы Александровны Кобриной. - Тамбов: Изд-во Тамбовского ун-та, 2001. - с. 81 - 92
13. Денисов П. Н. Лексика русского языка и принципы её описания / П.Н. Денисов. - М.: Русский язык, 2009. - 253 с.
14. Долгих Н.Г. Теория семантического поля на современном этапе развития семасиологии // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 2013. №1. С. 89 - 98.
15. Ельмслев Л. Можно ли считать, что значения слов образуют структуру? / Л. Ельмслев // Новое в лингвистике, вып. II. - М., 2012. С. 231¬245.
16. Игнатьева Т. Г. Номинация персонажей в старофранцузском художественном тексте: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 184 с.
17. Илия Л. И. Очерки по грамматике современного французского языка: Учебник для ин -тов и фак. иностр. яз. - М.: Высшая школа, 1970. - 175 с.
18. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов. - М.: Наука, 2014. - 355 с.
19. Кодухов В. И. Общее языкознание: учеб. для специальностей университетов и пединститутов / В. И. Кодухов. - М.: Высшая школа, 1974. - 303 с.
20. Кронгауз М. А. Семантика: учеб. для вузов / М. А. Кронгауз. - М.: Изд-во Рос. гос. гуманитарного ун-та, 2001. - 399 с.
21. Кузнецов А. М. Структурно-семантические параметры в лексике: на материале английского языка / А. М. Кузнецов. - М.: Наука, 2012. - 161 с
22. Кузнецов А. М. От компонентного анализа к компонентному синтезу / А. М. Кузнецов, В. Н. Ярцева. - М.: Наука, 2006. - 128 с.
23. Кузнецова Э.В. Русская лексика как система: учеб. Пособие / Э. В. Кузнецова. - Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1989. - 288 с.
24. Мельников Г. П. Системология и языковые аспекты кибернетики / Г. П. Мельников. - М.: Сов.радио, 2008. - 368 с.
25. Никольская Е. К., Гольденберг Т. Я. Грамматика французского языка: Учебник для ин - тов и фак. иностр. яз. на фр. языке - 4-е изд. испр. М.: Альянс, 2014. - 368с.
26. Новиков Л. А. Лексическая система языка и анатомия / Л. А. Новиков // Избр. тр.: в 2 тт. - Т. 1: Проблемы языкового значения. - М.: Изд-во РУДН, 2011. - 384 с.
27. Покровский М. М. «Семасиологические исследования в области древних языков. - М.: КомКнига. - 2006. - 139 с.
28. Попова З. Д. Общее языкознание. Учебное пособие / З. Д. Попова, М. Ф. Васильева. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. - 212 с.
29. Попова З. Д., Стернин А. И. / Полевые структуры в системе языка и др.
- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009. - 198 с.
30. Попова З. Д., Стернин И.А. Лексическая система языка. (Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы изучения): учеб. пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Либрком, 2009. — 172 с.
31. Попова З. Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Изд. 3-е, стер. - Воронеж: Истоки, 2013. - 192 с.
32. Распопов И. П. Методология и методика лингвистических исследований. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1976. - 110 с.
33. Руделев В. Г. Слово в лексической системе языка: учеб. пособие по русской лексикологии / В. Г. Руделев. - Тамбов: Тамб. ГПИ, 2004. - 375 с.
34. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 2011. - 656 с
35. Современный русский язык / Шевченко Л. Шуба П.П. Германович И.К. и др. - Ч. 1: Фонетика. Лексика и фразеология.- Мн.: Изд-во БГУ, 1998. - 320 с.
36. Современный русский язык: учеб. для филолог. специальностей ун¬тов / Белошапкова В. А., Брызгунова Е. А., Земская Е. А. и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1989. - 800 с.
37. Современный русский язык: учеб. пособие для студентов пед. институтов ин. яз. и факультетов ин. яз. / Светлышев Д. С., Брагина А. А., Ганиев Ж. В. и др. - М.: Просвещение, 1986. - 366 с.
38. Современный русский язык: учеб.: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Новиков Л. А., Зубкова Л. Г., Иванов В. В. и др. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2009. - 864 с.
39. Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование / В. М Солнцев. - 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1977. - 341 с.
40. Филин Ф.П. Очерки по теории языкознания / Институт русского языка АН СССР. - М.: Наука, 2010. - 366 с.
41. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. Учебник./ М. И. Фомина, М. И. Шуба. - М.: Высшая школа, 2001. - 415 с.
42. Шмелев Д. Н. Проблема семантического анализа лексики: на материале русского языка / Д. Н. Шмелев. - Изд. 2/ М.: Наука, 2006. - 280 с.
43. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студентов пединститутов по специальности филология / Д. Н. Шмелев. - М.: Просвещение, 2009. - 336 с.
44. Щерба Л. В. Опыт общей теории лексикографии / Л. В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 2007. - 384 с.
Справочная литература:
45. Гак В.Г., Ганшина К.А. Новый французско-русский словарь: Ок. 70 000 слов, 200 000 единиц пер. - М.: Рус. яз., 1993. - 1194 с.
46. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Ин-т рус. яз. ; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1984. - 736 с.
47. Толковый словарь русского языка: В 3 т. Т. 1. А - М / Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М.: Вече, Мир книги, 2001. - 704с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ