Введение 3
1. Системный аспект языка 5
1.1. Понятие системы и структуры. Системные свойства элементов 5
1.2. Системные свойства лексики. Типы связей между лексическими единицами 13
1.3. Принципы построения лексико-семантического поля 20
Выводы по главе 1 27
2. Грамматические способы выражения лаудативного значения в
сказках Шарля Перро 29
2.1. Морфологические способы выражения лаудативного значения в сказках Ш. Перро 29
2.1.1. Имя прилагательное 34
2.1.2. Степени сравнения имени прилагательного 41
2.1.3. Имя существительное 43
2.1.4. Наречие 45
2.2. Дидактические аспекты формирования социокультурных компетенций на примере сказок Шарля Перро 47
Вывод по главе II 55
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложение А
Темой данной работы является лингводидактические особенности лаудативной лексики в сказках Ш. Перро.
Целью данной дипломной работы является анализ лексико-семантического поля лаудативного значения на примере французского языка в сказках Ш. Перро.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать данные теоретических исследований, посвященных семантическим классификациям лексического состава языка;
— отобрать единицы, принадлежащие лексико-семантическому полю (далее ЛСП) лаудативного значения на примере французского языка в сказках Ш. Перро;
— описать морфологические особенности отобранных единиц ;
— составить ЛСП лаудативного значения, выделив при этом ядро, ближнюю и дальнюю периферии;
— описать семантические значения ядерных элементов ЛСП лаудативного значения, охарактеризовать элементы ближней и дальней периферии;
— создать комплекс учебно - методического материала для работы учителя при изучении лексического состава французского языка.
Объектом исследования является литературно - художественный текст на примере сказок Ш. Перро.
Предметом исследования является лаудативная лексика в лингво - семантическом аспекте.
Методологической базой проводимого исследования служат труды ведущих специалистов в области лингвистики, грамматики и лексикологии, а именно, А. М. Кузнецова, З. Д. Поповой, И. А. Стернина, Л. А. Новикова, В. Г. Гака, В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова и др.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в лекционных курсах истории языка, лексикологии и практике преподавания французского языка как иностранного.
В работе были использованы следующие методы: описательный метод, метод сплошной выборки, метод контекстуального анализа, метод количественного анализа, метод семантико - морфологического анализа, метод анализа словарных дефиниций.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью изучения средств репрезентации лаудативной лексики, занимающей важное место в лексическом составе любого языка.
Материалом исследования послужили данные, взятые методом сплошной выборки из сказок Шарля Перро, а именно, «Cendrillon ou La Petite Pantoufle de Verre»; «Le Maitre Chat ou Le Chat Botte»; «La Barbe Bleue»; «La Belle au Bois Dormant»; «Le Petit Chaperon Rouge»; «Les Fees»; «Peau d’Ane»; «Le Petit Poucet»; «Riquet a la houppe»; «Griselidis»; «Les Souhaits Ridicules», корпус примеров составляет 107 лексических единиц, что составляет 250 страниц текста.
Темой данной работы является лингводидактические особенности лаудативной лексики в сказках Шарля Перро.
Целью нашего исследования является анализ лексико - семантического поля лаудативного значения на материале литературно - художественного текста, а именно, в сказках Шарля Перро.
Первая глава была посвящена теоретической стороне вопроса, а именно анализу теоретических исследований, посвященных семантическим классификациям. Изучив необходимую литературу, мы пришли к выводу, что лексико - семантическое поле является самой объемной ономасиологической и семантической группировкой слов. Лексико - семантическое поле - представляет собой иерархическую организацию слов, объединенных одним родовым значением и представляющих в языке определенную семантическую сферу, покрывающую определенную область действительности. ЛСП имеет следующую структурную организацию: ядро - ближняя периферия - дальняя периферия - крайняя периферия.
Во второй главе были выделены и описаны грамматико - морфологические способы выражения лаудативного значения и семантические характеристики выделенных морфологических структур. Было выделено 5 морфологических способов образования лаудативного значения:
1) имя прилагательное;
2) превосходная степень сравнения;
3) сравнительная степень сравнения;
4) имя существительное;
5) наречие.
В ходе нашего исследования мы выявили, что 50,5 % всех конструкций, выражающих лаудативное значение, образованы при помощи качественных имен прилагательных: belle/ beau, bonne, aimable, admirable, ravissante, jolie/ joli, jeune, charmante/ charmant, merveilleuse/ merveilleux. Из выделенных нами прилагательных, наиболее часто встречаемым является beau/ belle, 60 случаев употребления, которое употребляется с обобщенным признаком физической красоты, за исключением немногочисленных примеров употребления для описания неодушевленных предметов как мебель, помещение, одежда и частей тела: щеки, колени и т. п.
Также анализ показал, что тенденции аналитизма утвердились, практически искоренив синтетизм из французского языка. Об этом свидетельствуют выделенные примеры превосходной степени прилагательных, что составляет 21,5% от общего корпуса примеров.
Дидактический аспект изучаемого вопроса представлен в виде учебно - методического комплекса упражнений, направленного на развитие орфографических и грамматических навыков учащихся, при изучении лексического состава французского языка на материале сказок Ш. Перро. Помимо этого разработанный комплекс призван расширить социокультурные компетенции учащихся за счет погружения в литературу французского языка, знакомства с биографией и творчеством Шарля Перро, что поможет расширению картины мира. Данный учебно - методический материал может быть также использован в качестве основы для разработки классного часа, уроков, посвященных литературе, сказкам Шарля Перро в частности, а также внеклассных мероприятий.