Лингводидактический потенциал песенного текста в процессе обучения аудированию на уроке иностранного языка в 4 классе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1.Обучение продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности 9
1.2. Лингводидактические аспекты использования аутентичных песен на
уроках английского языка 13
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 17
1.4. Принципы отбора песенного материала в соответствии с возрастными
и психолого-педагогическими особенностями обучающихся 4 класса 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПЕСЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Этапы работы с песенным материалом на уроке иностранного языка 28
2.3. Результаты апробации комплекса упражнений на основе УМК
«Английский язык. Billiant» для 4 класса (Авторы Ю. А. Комарова, И. В.
Ларионова, Ж. Перретт) 31
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 59
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
1.1.Обучение продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности 9
1.2. Лингводидактические аспекты использования аутентичных песен на
уроках английского языка 13
1.3. Психолого-педагогические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 17
1.4. Принципы отбора песенного материала в соответствии с возрастными
и психолого-педагогическими особенностями обучающихся 4 класса 22
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2.МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ПЕСЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Этапы работы с песенным материалом на уроке иностранного языка 28
2.3. Результаты апробации комплекса упражнений на основе УМК
«Английский язык. Billiant» для 4 класса (Авторы Ю. А. Комарова, И. В.
Ларионова, Ж. Перретт) 31
Выводы по главе 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 49
ПРИЛОЖЕНИЕ В 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 59
В настоящее время ведущей целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя следующие составляющие: лингвистическую, социолингвистическую, социокультурную, социальную. Данной цели можно достигнуть лишь с применением эффективных методов и средств обучения, которым в настоящее время уделяется большое внимание. Среди наиболее эффективных средств выделяется работа с аутентичным материалом, к которому в том числе относятся аутентичные песни на иностранном языке.
Аутентичная песня на уроке иностранного языка обладает несомненным лингводидактическим потенциалом: она затрагивает эмоциональную сферу обучающихся, несет в себе психологическую функцию (способствует запоминанию), функцию бессознательного изучения английского языка, способствует формированию когнитивных процессов, а также служит средством формирования лингвострановедческой компетенции. Более того, особое значение для лингводидактического исследования приобретает тот факт, что именно в песенных текстах наиболее очевидно проявляются современные лексико-семантические, фонетические инновации.
Несмотря на несомненные плюсы использования англоязычной песни на уроках английского языка и на тот факт, что все современные учебно-методические комплексы включают в себя множество аутентичных и учебных песен, зачастую учителя почти не обращаются к ним по разным причинам. Данная проблема обуславливает актуальность нашего исследования.
В последнее время тема потенциала песни как средства обучения иностранному языку неоднократно становилась предметом пристального внимания многих специалистов.
Описанием рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, в частности аудирования, занимались такие отечественные методисты, как И. А. Бредихина, М. А. Вайсбурд, Е. А. Колесникова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. В. Рубцова, Т. И. Скрипникова, П. В. Сысоев, М. Н. Федунова, М. П. Чеснокова, А. Н. Щукин.
Особенности обучения иностранному языку младших школьников описывали в своих трудах М. З. Биболетова, А. В. Гусева, О. В. Пундурс, Ю. А. Комарова, Е. Н. Соловова.
Об особенностях использования песни на уроке иностранного языка в своих работах писали М. К. Алтухова, Н. А, Гриднева, С. М. Владимирова, М. А. Ерыкина, К. С. Кричевская, М. А. Морозова, Т. Г. Носарева, С. И. Пранович, О. Л. Серебренникова.
Особую роль аутентичный песенный материал приобретает на ступени начального общего образования. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста описывается в трудах М.К. Апетян, Е. В. Барышниковой, М. З. Биболетовой, Л. А. Максимовой, И. В. Шаповаленко.
Несмотря на несомненный интерес отечественных и зарубежных ученых к вышеописанной проблематике, отдельные ее аспекты, по нашим данным, оказались рассмотрены в недостаточной мере, что и определило тему исследования: «Лингводидактический потенциал песенного текста в процессе обучения аудированию на уроке иностранного языка в 4 классе».
Объект исследования: процесс обучения аудированию.
Предмет исследования: аутентичный песенный текст как средство обучения с точки зрения его лингводидактического потенциала.
Цель исследования: рассмотреть и систематизировать потенциал использования аутентичного песенного материала в процессе обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в 4 классе основной школы.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть и описать рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности;
2. Проанализировать лингводидактические аспекты использования аутентичной песни на уроке иностранного языка;
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности
обучающихся младшего школьного возраста;
4. Изучить принципы отбора песенного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и охарактеризовать этапы работы с песней на уроке иностранного языка;
5. Разработать дополнительный комплекс упражнений для обучения иностранному языку в 4 классе в средней общеобразовательной школе на основе УМК «Английский язык. Brilliant», 4 класс (авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) и апробировать его на практике.
Теоретическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по проблемам обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности (И. А. Бредихина, М. А. Вайсбурд, Е. А. Колесникова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. В. Рубцова, Т. И. Скрипникова, П. В. Сысоев, М. Н. Федунова, М. П. Чеснокова, А. Н. Щукин); использования аутентичной песни в процессе обучения иностранному языку (М. К. Алтухова, Н. А, Гриднева, С. М. Владимирова, М. А. Ерыкина, К. С. Кричевская, М. А. Морозова, Т. Г. Носарева, С. И. Пранович, О. Л. Серебренникова); психолого-педагогической характеристике обучающихся начальной школы и особенностях их обучения (М. З. Биболетова, А. В. Гусева, О. В. Пундурс, Ю. А. Комарова, Е. Н. Соловова, И. В. Шаповаленко, М.К. Апетян, Е. В. Барышникова, Л. А. Максимова).
Методы, использованные в ходе опытной работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, опытную работу, контрольно-измерительные работы, математические методы обработки статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса упражнений к песням «Whose this jacket» и «There is there are song» для 4 класса к тематическому блоку «UNIT 2: This is Happy Town» к УМК Английский язык. Brilliant» (Авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов опытной работы для развития лексико¬грамматических и фонетических навыков, продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, и повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся 4 класса.
Опытно-экспериментальная база исследования. Апробация практической части исследования осуществлялась в период практики (сентябрь - октябрь 2020 г.) на базе МАОУ «Гимназия №9» г. Красноярска в 4 «А» классе. Справку о внедрении см. в Приложении Е.
Результаты исследования были описаны в статье «Англоязычная песня в лингводидактическом аспекте» и представлены на Всероссийской научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021 г.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 57 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели, задачи и практическая значимость, описываются методы, структура и содержание.
В Первой главе раскрываются основные понятия исследования, такие как продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности, аутентичная песня, ее особенности при использовании в обучении иностранному языку; описываются особенности обучающихся младшего школьного возраста.
Вторая глава посвящена основным этапам работы с аудитивным материалом, анализу практической деятельности по использованию авторского комплекса упражнений к песенному материалу для 4 класса (тематический блок «There is Happy Town») УМК «Английский язык. Brilliant» (Авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт), а также список песен, возможных для использования в качестве дополнительного материала, к другим блокам данного УМК.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы.
Библиографический список содержит 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
Приложение А включает в себя вводное и итоговое контрольно-измерительное тестирование, направленное на определение уровня сформированности речевых и языковых умений и навыков обучающихся 4 «А» класса.
В Приложения Б и В включены комплексы упражнений к песенному материалу.
Приложение Г содержит задания по промежуточному контролю обучающихся.
Приложение Д представляет разработанный нами список аутентичных песен к различным разделам рассматриваемого УМК как возможный дополнительный материал.
Приложение Е содержит справку о внедрении результатов выпускной квалификационной работы в образовательный процесс МАОУ «Гимназия № 9» (г. Красноярск).
Аутентичная песня на уроке иностранного языка обладает несомненным лингводидактическим потенциалом: она затрагивает эмоциональную сферу обучающихся, несет в себе психологическую функцию (способствует запоминанию), функцию бессознательного изучения английского языка, способствует формированию когнитивных процессов, а также служит средством формирования лингвострановедческой компетенции. Более того, особое значение для лингводидактического исследования приобретает тот факт, что именно в песенных текстах наиболее очевидно проявляются современные лексико-семантические, фонетические инновации.
Несмотря на несомненные плюсы использования англоязычной песни на уроках английского языка и на тот факт, что все современные учебно-методические комплексы включают в себя множество аутентичных и учебных песен, зачастую учителя почти не обращаются к ним по разным причинам. Данная проблема обуславливает актуальность нашего исследования.
В последнее время тема потенциала песни как средства обучения иностранному языку неоднократно становилась предметом пристального внимания многих специалистов.
Описанием рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности, в частности аудирования, занимались такие отечественные методисты, как И. А. Бредихина, М. А. Вайсбурд, Е. А. Колесникова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. В. Рубцова, Т. И. Скрипникова, П. В. Сысоев, М. Н. Федунова, М. П. Чеснокова, А. Н. Щукин.
Особенности обучения иностранному языку младших школьников описывали в своих трудах М. З. Биболетова, А. В. Гусева, О. В. Пундурс, Ю. А. Комарова, Е. Н. Соловова.
Об особенностях использования песни на уроке иностранного языка в своих работах писали М. К. Алтухова, Н. А, Гриднева, С. М. Владимирова, М. А. Ерыкина, К. С. Кричевская, М. А. Морозова, Т. Г. Носарева, С. И. Пранович, О. Л. Серебренникова.
Особую роль аутентичный песенный материал приобретает на ступени начального общего образования. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста описывается в трудах М.К. Апетян, Е. В. Барышниковой, М. З. Биболетовой, Л. А. Максимовой, И. В. Шаповаленко.
Несмотря на несомненный интерес отечественных и зарубежных ученых к вышеописанной проблематике, отдельные ее аспекты, по нашим данным, оказались рассмотрены в недостаточной мере, что и определило тему исследования: «Лингводидактический потенциал песенного текста в процессе обучения аудированию на уроке иностранного языка в 4 классе».
Объект исследования: процесс обучения аудированию.
Предмет исследования: аутентичный песенный текст как средство обучения с точки зрения его лингводидактического потенциала.
Цель исследования: рассмотреть и систематизировать потенциал использования аутентичного песенного материала в процессе обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в 4 классе основной школы.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть и описать рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности;
2. Проанализировать лингводидактические аспекты использования аутентичной песни на уроке иностранного языка;
3. Проанализировать психолого-педагогические особенности
обучающихся младшего школьного возраста;
4. Изучить принципы отбора песенного материала в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и охарактеризовать этапы работы с песней на уроке иностранного языка;
5. Разработать дополнительный комплекс упражнений для обучения иностранному языку в 4 классе в средней общеобразовательной школе на основе УМК «Английский язык. Brilliant», 4 класс (авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) и апробировать его на практике.
Теоретическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах по проблемам обучения рецептивным и продуктивным видам речевой деятельности (И. А. Бредихина, М. А. Вайсбурд, Е. А. Колесникова, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Е. В. Рубцова, Т. И. Скрипникова, П. В. Сысоев, М. Н. Федунова, М. П. Чеснокова, А. Н. Щукин); использования аутентичной песни в процессе обучения иностранному языку (М. К. Алтухова, Н. А, Гриднева, С. М. Владимирова, М. А. Ерыкина, К. С. Кричевская, М. А. Морозова, Т. Г. Носарева, С. И. Пранович, О. Л. Серебренникова); психолого-педагогической характеристике обучающихся начальной школы и особенностях их обучения (М. З. Биболетова, А. В. Гусева, О. В. Пундурс, Ю. А. Комарова, Е. Н. Соловова, И. В. Шаповаленко, М.К. Апетян, Е. В. Барышникова, Л. А. Максимова).
Методы, использованные в ходе опытной работы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, опытную работу, контрольно-измерительные работы, математические методы обработки статистических данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса упражнений к песням «Whose this jacket» и «There is there are song» для 4 класса к тематическому блоку «UNIT 2: This is Happy Town» к УМК Английский язык. Brilliant» (Авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт).
Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов опытной работы для развития лексико¬грамматических и фонетических навыков, продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности, и повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся 4 класса.
Опытно-экспериментальная база исследования. Апробация практической части исследования осуществлялась в период практики (сентябрь - октябрь 2020 г.) на базе МАОУ «Гимназия №9» г. Красноярска в 4 «А» классе. Справку о внедрении см. в Приложении Е.
Результаты исследования были описаны в статье «Англоязычная песня в лингводидактическом аспекте» и представлены на Всероссийской научно - практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века»: Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2021 г.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Работа изложена на 57 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели, задачи и практическая значимость, описываются методы, структура и содержание.
В Первой главе раскрываются основные понятия исследования, такие как продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности, аутентичная песня, ее особенности при использовании в обучении иностранному языку; описываются особенности обучающихся младшего школьного возраста.
Вторая глава посвящена основным этапам работы с аудитивным материалом, анализу практической деятельности по использованию авторского комплекса упражнений к песенному материалу для 4 класса (тематический блок «There is Happy Town») УМК «Английский язык. Brilliant» (Авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт), а также список песен, возможных для использования в качестве дополнительного материала, к другим блокам данного УМК.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы.
Библиографический список содержит 30 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.
Приложение А включает в себя вводное и итоговое контрольно-измерительное тестирование, направленное на определение уровня сформированности речевых и языковых умений и навыков обучающихся 4 «А» класса.
В Приложения Б и В включены комплексы упражнений к песенному материалу.
Приложение Г содержит задания по промежуточному контролю обучающихся.
Приложение Д представляет разработанный нами список аутентичных песен к различным разделам рассматриваемого УМК как возможный дополнительный материал.
Приложение Е содержит справку о внедрении результатов выпускной квалификационной работы в образовательный процесс МАОУ «Гимназия № 9» (г. Красноярск).
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены и описаны рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, в частности аудирование как рецептивный виде речевой деятельности и его формирование посредством песенного текста. Нами был выявлен лингводидактический потенциал использования аутентичного песенного материала при обучении английскому языку в 4 классе.
Практическая часть работы содержит разработанный автором комплекс упражнений к песенным материалам, направленный на развитие аудирования на основе УМК «Английский язык. Brilliant» для 4 класса общеобразовательных организаций (авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт), а также список песен, возможных для использования в качестве аудитивного материала, к различным разделам УМК.
Данный комплекс был апробирован в течение педагогической практики при работе с УМК «Английский язык. Brilliant» в 4 классе в рамках темы UNIL 2: «This is Happy Town» в МАОУ «Гимназия №9», г. Красноярск, 4 «А» класс.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса упражнений к списку аутентичных песенных материалов, приведенному в Приложении Д, и их использования в качестве дополнительного материала к УМК «Английский язык. Brilliant» для 4 класса общеобразовательных организаций (авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт).
Практическая часть работы содержит разработанный автором комплекс упражнений к песенным материалам, направленный на развитие аудирования на основе УМК «Английский язык. Brilliant» для 4 класса общеобразовательных организаций (авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт), а также список песен, возможных для использования в качестве аудитивного материала, к различным разделам УМК.
Данный комплекс был апробирован в течение педагогической практики при работе с УМК «Английский язык. Brilliant» в 4 классе в рамках темы UNIL 2: «This is Happy Town» в МАОУ «Гимназия №9», г. Красноярск, 4 «А» класс.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса упражнений к списку аутентичных песенных материалов, приведенному в Приложении Д, и их использования в качестве дополнительного материала к УМК «Английский язык. Brilliant» для 4 класса общеобразовательных организаций (авторы: Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт).
Подобные работы
- КРЕОЛИЗОВАННЫЙ ТЕКСТ (КОМИКС) КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА ПРИ
ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Использование аутентичных музыкальных материалов при обучении иностранному языку в 8-9 классе средней образовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - Беспереводные методы преподавания английского языка в младшем школьном возрасте
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019



