Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурологические особенности и дидактический потенциал явления метафорической интенсификации в современном английском языке (на примере модели «razor sharp»)

Работа №166318

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1: Теоретические основания исследования явления метафорической интенсификации в лингвокультурологическом аспекте 9
1.1. Категория интенсификации / интенсивности и ее онтологическая значимость и культурная обусловленность 9
1.1.1. Определения и специфика понятий «интенсивности»,
«интенсификатора» и «интенсива» 9
1.1.2. Метафорическая интенсификация значений прилагательных и классы прилагательных, сочетающихся с метафорическими интенсификаторами 11
1.2. Языковая модель «razor sharp» в лингвистическом и дидактическом
аспектах 16
1.2.1. Словосочетание как единица номинации 16
1.2.2. Семантические и грамматические особенности словосочетания 19
1.3. Лингвокультурологическая специфика единиц языка 21
1.3.1. Понятия менталитета и картины мира как объект изучения
в научной литературе в контексте лингвокультурологических исследований 21
1.3.2. Особенности национального менталитета и структура
языковой картины мира англоязычного культурного сообщества 24
1.4. Модель типа «razor sharp» как дидактический материал на уроке иностранного языка 27
1.4.1. Технология обучения лексике на уроке иностранного языка 27
1.4.2. Возрастные особенности учащихся старших классов и их
учет при обучении лексике 30
Выводы по главе 1 32
Глава 2: Лингвокультурологический анализ словосочетаний типа «razor
sharp» и обучение использованию их в речи 34
2.1. Классификация конструкций типа «razor sharp» по семантической
направленности интенсификатора 34
2.2. Структурный и семантический анализ конструкций типа «razor
sharp» 37
2.3. Комплекс упражнений, направленных на ознакомление, закрепление и использование конструкций типа «razor sharp» в речи 50
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Библиографический список 71
Приложение 1 76
Приложение 2 77
Приложение 3 78
Приложение 4 81


Важность адекватного уровня сформированное™ лексико¬грамматических навыков в процессе обучения иностранному языку в старшей школе не вызывает сомнений, ведь именно эти навыки применяются в процессе осуществления каждого из четырех (рецептивных и продуктивных) видов речевой деятельности, таких как аудирование и чтение, говорение и письмо. Выбор в качестве материала обучения языковых явлений, представляющих типологически специфичную часть системы изучаемого языка и работа над формированием навыков их употребления в речи, способствует совершенствованию языковых компетенций школьников и приближению их речи к аутентичным стандартам.
Лексико-синтаксические единицы типа NOUN + ADJ широко распространены в современном английском языке и представляют собой моделируемые, продуктивные конструкции, в которых четко прослеживается использование компонентов во вторичных частеречных функциях, что отражает полевое строение частей речи как синтаксически детерминированных классов слов в современном английском языке. Так, в исследуемых конструкциях существительное выступает в функции определения к прилагательному, то есть, очевидно, выполняет функцию интенсификации его значения. Типологическая обусловленность исследуемого явления, и как следствие его отсутствие в структурно отличном русском языке обуславливает необходимость специальной (целенаправленной) отработки явления метафорической интенсификации прилагательного существительным в процессе обучения английскому языку и представляет интерес не только с лингвистической, но и методической/ дидактической точки зрения. Все вышесказанное и определяют актуальность выбранной темы.
Предлагаемая работа посвящена изучению лингвокульторологических особенностей метафорической интенсификации значений прилагательных на примере модели «razor sharp», а также ее дидактического потенциала. Как объект лингвистического интереса явление метафорической интенсификации рассматривается с точки зрения семантики, грамматических особенностей строя английского языка, а также лингвокультурологии. Как потенциальный дидактический объект данное явление рассматривается с точки зрения обучения лексическому материалу.
Частотное употребление лексико-синтаксических единиц типа «razor sharp» и их высокий экспрессивный потенциал неоднократно привлекали внимание отечественных ученых-лингвистов. Среди них - В. Д Аракин, И. В. Арнольд, которые анализировали представленные конструкции с позиции их статуса в языковой системе, В. П. Берков, исследующий в типологическом аспекте, А. Вежбицкая, Л. А. Козлова, которые рассматривали данное явление в когнитивном аспекте. Анализ исследуемых конструкций с точки зрения лингвокультурологии можно найти в трудах таких ученых, как В. А. Маслова, В. В. Козловский, С. Е. Никитина.
В качестве объекта исследования выбрано явление метафорической интенсификации значений английских прилагательных существительным в модели типа «razor sharp».
Предметом исследования являются лингвокульторологические особенности исследуемой модели, в составе которой, существительное выполняет роль интенсификатора признака, называемого прилагательным, а также дидактический потенциал модели.
Цель работы заключается в изучении и систематизации лингвокультурологических особенностей модели типа «razor sharp», как языкового материала для формирования лексико-грамматических навыков и использования типологически специфичных языковых явлений в речи.
В соответствии с данной целью в работе решаются следующие задачи:
• рассмотреть словосочетание как единицу языка с точки зрения теории номинации;
• проанализировать различные подходы к определению статуса исследуемой конструкции;
• определить сущность понятий интенсификатора, интенсивности и метафоризации значения;
• провести анализ конструкций NOUN + ADJ с точки зрения описания их структуры и определения эмотивного потенциала;
• определить понятия менталитет, картина мира и описать основные черты английского национального характера;
• рассмотреть технологию обучения лексике на уроке иностранного языка с учетом возрастных особенности учащихся старших классов;
• разработать комплекс упражнений для учащихся старших классов, направленных на ознакомление, закрепление и использование конструкций типа NOUN + ADJ в речи.
Для реализации поставленной цели и задач в работе используются следующие методы исследования:
• метод структурного, семантического и функционального анализа;
• метод сплошной выборки по современным английским текстам;
• метод анализа словарных дефиниций;
• метод статической обработки данных;
• метод анализа и синтеза;
• метод моделирования.
Научная новизна работы заключается в раскрытии дидактического потенциала явления метафорической интенсификации в лингвокультурологическом аспекте (на примере модели «razor sharp»).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, отмечается её актуальность, формулируется цель и задачи исследования, описываются его методы.
В первой главе «Теоретические основания исследования явления метафорической интенсификации в лингвокультурологическом аспекте» приводятся теоретические основания исследования метафорической интенсификации на примере модели типа «razor sharp» в лингвокультурологическом аспекте: рассматриваются понятия интенсификации и интенсива; выясняется специфика метафорического интенсификатора; определяется семантический и синтаксический статус модели «razor sharp» в современном английском языке; описывается лингвокультурологическая специфика исследуемых единиц: понятия
менталитета и картины мира как объекта изучения в научной литературе, в частности особенности менталитета англичан и структуры языковой картины мира англоязычного культурного сообщества; а также раскрывается дидактический потенциал модели типа «razor sharp» на уроке иностранного языка в аспекте технологии обучения лексике и с учетом возрастных особенностей учащихся старших классов.
Во второй главе «Лингвокультурологический анализ словосочетаний типа «razor sharp» и обучение использованию их в речи» проводится лингвистический анализ словосочетаний типа «razor sharp»: приводится классификация конструкций типа по семантической направленности интенсификатора; проводится структурный и семантический анализ моделей, содержащих метафорический интенсификатор в контексте национальной специфики мировосприятия; разработан комплекс упражнений, направленных на ознакомление, закрепление и использование исследуемых конструкций в речи.
В Заключении обобщаются основные результаты проведённого исследования.
Библиографический список включает в себя 53 источника, цитируемых и используемых в ходе исследования.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на XVII и XVIII Международном форумах “Молодежь и наука” (КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016 и 2017 г.г.); на конференции студентов и молодых ученых “Актуальные проблемы лингвистики, переводоведения, языковой коммуникации и лингводидактики” (СибГТУ, 2016 г.); на конкурсе научно-исследовательских работ студентов КГПУ им. В. П. Астафьева по направлению “Лингвистика, межкультурная коммуникация, русский язык, фольклор и литература в Сибири” (КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016 г.); и занимали призовые места.
Некоторые положения и результаты исследования отражены в публикации:
1. Кламер И.Е., Битнер И.А. Категория интенсификации в современном английском языке (на примере модели NOUN+ADJECTIVE). // Молодежь и наука XXI века: XVII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Отдельные вопросы филологии: материалы научно-практической конференции студентов факультета иностранных языков. Красноярск, 7 апреля-20 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. - Красноярск, 2016 г. - С. 19-22.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследуемой работы нами было изучено одно из типологически специфичных явлений современного английского языка, а именно лексико-синтаксические единицы типа «razor sharp».
Объект исследования представляет собой моделируемые, продуктивные конструкции, в которых четко прослеживается использование компонентов во вторичных частеречных функциях, что отражает полевое строение частей речи как синтаксически детерминированных классов слов в современном английском языке.
Следует различать понятия «интенсификатора» и «интенсива», так как интенсив отражает определенные функции частей речи, сохраняя свое исходное значение и усиливая значение ключевого слова. Интенсификаторам же присуща способность усиливать значения других слов, теряя свое исконное значение и изменяя грамматические функции.
В процессе метафорической интенсификации актуализируемые ассоциативные связи носят не столько синтагматический (основанный на совместной встречаемости слов), сколько когнитивный характер (основанный на существовании в языковом сознании ассоциативных связей между признаком и его носителем). В семантике метафорических интенсификаторов находят отражение универсальные, идиоэтнические и индивидуальные знания.
Проанализировав исследуемые конструкции с точки зрения номинации и различных подходов к определению статуса данных единиц, мы пришли к выводу о том, что данные конструкции являются раздельнооформленной единицей номинации, состоящей из двух грамматических единиц, одна из которых наделена статусом интенсификатора, характеризующегося определенным эмотивным (за счет его метафоричности) потенциалом. Кроме этого, рассмотрев и проанализировав примеры нашей выборки, мы убедились, что сема у существительного и прилагательного должна быть аналогичной для реализации метафорической интенсификации исследуемых конструкций.
Исходя из того, что язык отражает определённый способ восприятия и организации мира, исследуемые конструкции образуют ёмкие и эмотивные высказывания, которые транслируют не только особенности национального менталитета, а также строевые тенденции современного английского языка (номинализация, транспозиция, полевое строение частей речи) на уровне языковой системы. В этой связи создается необходимость введения лексико-синтаксических конструкций типа «razor sharp» в старшей школе для формирования лексического навыка в разных видах речевой деятельности.
В ходе практической части исследования нам удалось классифицировать группы словосочетаний по семантической направленности интенсификатора: “вещества, драгоценные камни, минералы” (24%), “растительный и животный мир” (20%), “род занятий и времяпровождение” (15%) “продукты питания, блюда, напитки” (10%), “периоды времени” (8%), “возраст человека” (7%), “морская среда” (6%), “небесная сфера” (4%), “культурно-исторические реалии” (4%) и “климатические и погодные условия” (2%) (См. Приложение 1).
Затронув вопрос тезаурусных областей, мы выяснили, что номенклатура таковых весьма обширна (от цвета и температуры до героев сериалов и реалий). Следует также упомянуть об антропрцентричном характере тезаурусных областей, где прослеживается комплексное восприятие действительности. Несомненно, тезаурусная область сопоставляется с мотивационными потребностями говорящего, а также с прагматическим уровнем языковой личности, отражая особенности менталитета народа, говорящего на изучаемом языке.
Подвергнув анализу семантическое значение исследуемых конструкций, мы пришли к выводу о том, что оно не совпадает с классификацией по смысловому значению интенсификатора. Мы получили следующие данные: словосочетания, обозначающие “цвет” - 52%, “Свойства предмета, объекта” - 22%, “Состояние человека” - 14%, “Особенности характера” - 9%, и иные конструкции, дающие названия предметам действительности - 3%. Данная классификация является более сжатой, что еще раз говорит об эмотивной направленности интенсификатора (см. Приложение 2).
Рассматривая другие категории нашей классификации, мы обнаружили, что данные модели обладают идиоматической устойчивостью, являясь немотивированными конструкциями.
В структурном плане мы выявили следующие характерные модели конструкций типа «razor sharp» 1) существительное + прилагательное (crystal clear, canary yellow); 2) существительное + причастие II (rust-colored, white- jacketed); 3) существительное + причастие I (navel-gazing, life-threatening).
Кроме этого, был создан словарь с переводом исследуемых конструкций (см. Приложение 3), который может использоваться в практике преподавания английского языка в школе.
На основе исследуемого корпуса примеров был разработан комплекс упражнений в рамках серии интеграционных уроков по изучению явления метафорической интенсификации на примере лексико-синтаксических конструкций типа «razor sharp», направленный на формирование лексического навыка в старшей школе.
На наш взгляд, наиболее продуктивная работа с подобными единицами должна осуществляться именно через интегрированные уроки, где задействованы различные умения и навыки (лексические, грамматические, произносительные) и реализованы разные дидактические принципы (последовательности, наглядности, доступности).
Данная методическая разработка ориентирована на высокий уровень подготовки изучающих иностранный язык, и рекомендуется к использованию в школе для работы в старших классах. Это связано с тем, что объект исследования представляет собой типологически специфичное явление современного английского языка и находится на границе различных областей лингвистики (типология, лингвокультурология и т. д.), следовательно, дает простор для интеграции в уроки формирования различных навыков. Мы уверены, что изучение конструкций типа NOUN + ADJ является необходимым в связи с высокой частотностью, семантической емкостью, культурологической маркированностью и типологической специфичностью исследуемых межуровневых единиц.



1. Антонова А.Б. Окказиональная интенсификация значений базовых лексем-репрезентантов в концепте “DRINKING” // Вестник ВГУ: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 4. С. 48- 52.
2. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография: учеб. пособие для вузов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. С. 348- 385.
3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2012. 376 с.
4. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико¬
семантические проблемы: учеб. пособие для вузов. М.: Едиториал УРСС, 2003. 383 с.
5. Бабенко Л. Г. Лексикология русского языка: учеб. пособие для вузов. Екатеринбург: 2008. 21 с.
6. Блох М.Я. Теоретические основы грамматики: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая Школа, 2004. 239 с.
7. Богачёв Р. Е. Отражение английской языковой картины мира в концептах "home", "freedom", "privacy", "common sense": автореф. дис. .. кандидата филологических наук: 10.02.04. Белгород, 2007. 24 с.
8. Бондаренко А.В. Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность: монография. М.: Наука, 1996. 264 с.
9. Бузаров В.В. Грамматика разговорного английского языка: учеб. пособие для вузов. М.: Флинта: Наука, 2000. 320 c.
10. Везнер И.А. Ассоциативный потенциал существительных и его реализация в процессах метафорической интенсификации (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филологических наук: 10.02.2004: защищена 06.04.2004. Барнаул, 2004. 20 с.
11. Гак В.Г. Семасиологический функциональный подход и типология функций // Теоретические проблемы функциональной грамматики. Труды Всероссийской научной конференции. СПб, 2011. С. 17-19.
12. Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи: учеб. пособие для вузов. М.: АН СССР, 1959. 388 с.
13. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
14. Козлова Л.А. Проблемы функционального сближения частей речи в современном английском языке: учеб. пособие для вузов. Барнаул: БГПУ, 1997. 200 с.
15. Козловский В.В. Понятие ментальности в социологической перспективе // Социология и социальная антропология: учеб. пособие для вузов. СПб.: СПбГУ, 1997. 12 с.
16. Коршунова Е.С. Английский национальный характер как культурный конструкт (на материале английской художественной литературы): автореф. дис. ... канд. фил. наук: 24.00.01. Омск, 2012. 22 c.
17. Кунин А.В. Курс фразеологии современного английского языка: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк. Дубна: Изд. центр "Феникс", 1996. 381 с.
18. Ливанский В.М. Ресурсный подход становления
интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. 2006. №5. С. 31-34.
19. Лингвистический энциклопедический словарь/ под ред. В. Н. Ярцевой . М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 5987 .
20. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 178 с.
21. Манакин В.Н. Сопоставительная лексикология: учеб. пособие для вузов. Киев: Знання, 2004. 327 с.
22. Маслова, В.А. Когнитивная лингвистика: учеб. пособие для вузов. Минск: ТетраСистемс, 2004. 256 с.
23. Матюхина П. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для вузов. М.: Просвещение, 1984. 256 с.
24. Моруа А. История Англии. М.: Азбука, 2017. 704 с.
25. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка: учеб. пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 256 с.
26. Немов Р. С. Общие основы психологии: учеб. пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 640 с.
27. Никитина, C. E. Устная народная культура и языковое сознание: учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1993, 187 с.
28. Овчиников В. Корни дуба. М.: АСТ, 2014. 605 с.
29. Ожегов С И. Толковый словарь русского языка. М.: Оникс-ЛИТ, 2012. 1376 с.
30. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: учеб. пособие для вузов. М.: Русский язык, 2010. 276 с.
31. Радионова С.Е. Интенсивность и её место в ряду других семантических категорий // Славянский вестник. 2004. №2. С. 12-16.
32. Сафонова С. С. Местоименно-союзные предложения с семантикой интенсивности в языке современной прессы: автореф. дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Казань, 2002. 26 с.
33. Суворина К.М. К вопросу о категории интенсивности в современном английском языке // Исследования в области семантического синтаксиса. 1983. №3. С. 38-50.
34. Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь/ Гл. ред. С. Новикова. М.: Терра, 1998. 349 с.
35. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке: монография. М.: Высшая школа, 1990. 173 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] URL: http://standart.edu.ru/. (дата обращения 26. 05. 2017).
37. Философский словарь/ Гл. ред. В. Е. Кемерова. М.: Республика, 2002. 720 с.
38. Черные испанцы: Википедия - свободная энциклопедия
[Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 27. 04. 2017).
39. Шестаков В.П. Английский акцент. Английское искусство и национальный характер. СПб.: Нестор-История, 2010. 188 с.
40. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общения на иностранном языке: учеб. пособие для вузов. М.: Издательство ИКАР, 2014. 454 с.
41. Barker P. Regeneration. London: Penguin Books, 2014. 252 p.
42. British National Corpus (BYU-BNC) [Электронный ресурс]. URL: http://corpus.byu.edu/bnc/ (дата обращения 18. 04. 2017).
43. Coe J. What a Carve Up! London: Penguin Books, 2008. 502 p.
44. Cucumber cool mobile spa parties! [Электронный ресурс]. URL: http://www.cucumbercool.net/ (дата обращения 26. 04. 2017).
45. Faulks S. A week in December. London: Vintage books, 2012. 550 p.
46. Gilbert E. Eat, Pray, Love. New York: Penguin Books, 2010. 334 p.
47. Lawson [Электронный ресурс]. URL:
http://www.bluemts.com.au/info/towns/lawson/ (дата обращения 29. 04. 2017)
48. Longman Exams Dictionary. Harlow: Pearson Education Limited, 2006. 1833 p.
49. Oxford Learner’s Dictionary. - 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxfordlearnersdictionaries.com/(дата обращения: 02.04.2017).
50. Remembering Brazil's Soccer Philosopher King: The Wall Street
Journal [Электронный ресурс] URL:
http://www.wsj.com/articles/SB1000142405297020477040457707832333658149(дата обращения 13. 04. 2017).
51. Skipper M. Advanced Grammar & Vocabulary. Newbury: Express Publishing, 2002. 237 p.
52. What Exactly is Minnesota Nice: Surviving and thriving in Minnesota
Nice [Электронный ресурс]. URL: http://www.thrivemnnice.com/home/NiceTips/what-is-mn-nic (дата обращения 12. 05. 2017).
53. Wordsworth W. Composed on the banks of a rocky stream. - 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bartleby.com/145/ww479.html(дата обращения: 27.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ