Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логические универсальные учебные действия в процессе обучения решению текстовых задач в младшем школьном возрасте на уроках математики

Работа №166314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников 7
§1. Содержательная характеристика логических универсальных учебных действий 7
§2. Особенности формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе 15
§3. Методические особенности использования текстовых задач в процессе формирования логических универсальных учебных действий 22
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности логических универсальных учебных действий у младших школьников 33
§1. Организация и проведение исследования 33
§2. Анализ результатов исследования 37
§3. Разработка комплекса заданий по математике 45
Выводы по Главе 2 53
Заключение 55
Список литературы 58
Приложения

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой задачу формирования универсальных учебных действий. Главной целью образовательного учреждения является развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обучающийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса. Данная цель может быть достигнута благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Актуальность исследования обусловлена с одной стороны тем, что овладение логическими универсальным учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельно, успешно усваивать новые знания, умения и компетентности на основе формирования умения учиться. С другой стороны логические универсальные учебные действия обеспечивают возможность каждому обучающемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, в таких направлениях, как синтез и анализ, классификация и обобщение, аналогия и абстракция информации.
Формирование логического мышления - важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь обучающимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современного образовательного учреждения. Чтобы успешно реализовывать эту задачу, нужно работать над сформированностью познавательных интересов у младших школьников. Роль математики в развитии логического мышления велика.
При формировании математических представлений у младших школьников учителя используют текстовые задачи. Решение и составление задач способствуют развитию логического мышления, формированию некоторых математических умений (вычислительной деятельности, умения моделировать), применению математических знаний в жизненных ситуациях.
Отечественный педагог В.А. Сухомлинских в своих работах отводил значительное место вопросу развития логики у младших школьников. В своей работе он изучал и анализировал процесс решения обучающимися логических задач, и опытным путём выявлял особенности мышления младших школьников. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он написал в своей книге "Сердце отдаю детям" следующее: "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ.. ."[39].
Текстовые задачи побуждают обучающихся анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, то есть осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Цель исследования: разработать комплекс текстовых задач по математике, который будет направлен на формирование логических универсальных учебных действий младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики в образовательном учреждении.
Предмет исследования: комплекс текстовых задач, как средство формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что если систематически и целенаправленно на уроках математики использовать созданный комплекс текстовых задач, то это будет способствовать формированию логических универсальных учебных действий младших школьников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогичскую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Дать общую характеристику логическим универсальным учебным действиям.
3. Провести диагностику уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
4. Составить комплекс текстовых задач, направленных на
формирование логических универсальных учебных действий.
5. Апробировать данный комплекс и провести повторную диагностику уровня сформированности логических универсальных учебных действий младших школьников.
Методы:
1. Теоретические - это метод теоретического анализа и синтеза, анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические - психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, констатирующий эксперимент.
3. Статистические - метод сбора и обработки результатов.
Теоретическая ценность и научная новизна нашего исследования состоят в том, что в нём подробно изучена роль текстовых задач как одного из средств формирования логических универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Практическая значимость заключается в том, что составленный нами комплекс текстовых задач, может быть использован учителями начальных классов в процессе организации учебной деятельности обучающихся младшего звена образовательного учреждения.
Экспериментальная база: МБОУ «Средняя школа № 18» г. Ачинск. В исследовании приняли участие младшие школьники 4 «Г» класса в количестве 19 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование логического мышления - важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь обучающимся проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современного образовательного учреждения.
В связи с этим основная работа для развития логического мышления на уроках математики должна вестись с текстовой задачей, в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, приобрели теоретический опыт по организации целенаправленной систематической работы, направленной на формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников. Рассмотрели содержательную характеристику и особенности формирования логических универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Также изучили методические особенности использования текстовых задач в процессе формирования логических универсальных учебных действий, подобрали методики для выявления уровня развития учащихся в данном направлении.
В качестве констатирующего эксперимента были подобраны методики: «Логические задачи» (по А.З. Зака) и «Числовой ряд» (по М. Р. Битяновой). На основании которых, была проведена диагностика уровня развития логических универсальных учебных действий обучающихся 4 «г» класса МБОУ «Средняя школа №18» города Ачинска в составе 19 человек.
Исходя из полученных данных исследуемых уровней логических универсальных учебных действий, обучающихся:
На этапе констатирующего эксперимента получили следующее результаты:
1. Умение проводить анализ: низкий уровень сформированности 38% обучающихся, средний уровень - 31% обучающихся, высокий уровень - 31% обучающихся.
2. Умение устанавливать логические связи объектов: низкий уровень сформированности 32% обучающихся, средний уровень - 42% обучающихся, высокий уровень - 26% обучающихся.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи: низкий уровень сформированности 21% обучающихся, средний уровень - 58% обучающихся, высокий уровень - 21% обучающихся.
Далее нами был составлен комплекс текстовых задач, который, по нашему мнению, способствует повышению уровня сформированности логических универсальных учебных действий у обучающихся начальной ступени образования. Оптимальной формой работы с младшими школьниками является урок. Мы определили временные рамки для проведения уроков математики, включающих работу над текстовыми задачами, направленных на формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников. Цикл встреч состоял из 12 уроков по 45 минут каждое. Количество встреч в неделю - 3. Встречи происходили согласно школьному расписанию и его изменениям.
После апробации составленного комплекса текстовых задач была проведена повторная диагностика по подобранным методикам:
1. Умение проводить анализ: низкий уровень сформированности 16% обучающихся, средний уровень - 37% обучающихся, высокий уровень - 47% обучающихся.
2. Умение устанавливать логические связи объектов: низкий уровень сформированности 16% обучающихся, средний уровень - 42% обучающихся, высокий уровень - 42% обучающихся.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи: низкий уровень сформированности 10% обучающихся, средний уровень - 32% обучающихся, высокий уровень - 58% обучающихся.
Из полученных данных следует, что текстовые задачи могут быть использованы для формирования логических универсальных учебных действий младших школьников, если систематически и целенаправленно будут использоваться подобранные нами текстовые задачи.



1. Андреева, Г.А, Вяликова, Г.С, Тютькова, И.А. Краткий педагогический словарь — М.: Дрофа, - 2007. -С.192.
2. Артемов, А.К. О развитии математического мышления // Начальная школа. - 1979. - № 5. - С.58.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред. А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - С.153.
4. Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.- 1976.
5. Вейль, Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. В. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. - М.: Наука. Гл. ред. Физ. -мат. лит., 1989. -С.400.
6. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский. - М.: Просвещение, 2012. - С.173.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курслекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - С.455.
8. Белошистая, А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника// Начальная школа плюс до и после, 2010, № 9. - С.15.
9. Бунеева, Е.В, Вахрушев, А.А. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования М.: Баласс, 2012.
10. Глузман, Н.А. Начальный курс математики: Учебник для студ.выс.пед.учеб.заведений специальности: «Начальное обучение» - Ялта: Редакционно-издательский центр КГУ, 2008. - С.311.
11. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогика, - 1972. - С.424.
12. Елдынова, Л.Д. Рефлексивный метод как средство активизации познавательной и самостоятельной деятельности студентов. Режим доступа: //http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1 306260170&archive=&start_from=&ucat=&(Дата посещения 15.12.2017).
13. Еськова, И.А. «Формирование логических УУД младших
школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера». Режим доступа: //https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika /2013/01/08/kvalifikatsionnaya-rabota-formirovanie-logicheskikh-uud (Дата
посещения 27.12.2017).
14. Ивина, А.А Философия: Энциклопедический словарь. — М.:
Гардарики. -2004. -С.98.
15. Индуктивный метод. Режим доступа: //https://dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/939998/ (Дата посещения 15.12.2017).
16. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания// Управление начальной школой. - 2013. - № 9. - С.36.
17. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах -М.: Линка Пресс.-1997.-С.228.
18. Каехтина, Е. А. Формирование познавательных учебных
универсальных действий младших школьников на уроках математики средствами дидактических игр. Режим доступа:
//https://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnih-uchebnih-universalnih-deystviy- mladshih-shkolnikov-na-urokah-matematiki-sredstvami-didakticheskih-igr- 806022.html(Дата посещения 15.01.2018).
19. Калайтанова, И. С. Мозговой штурм на уроке: описание метода,
примеры. Режим доступа: //http://pedsovet.su/publ/205-1-0-5763(Дата
посещения 3.01.2018).
20. Каратаева, Т.И. Роль текстовых задач в начальном обучении математике. Режим доступа: // http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-p1ai//573133/(Дата посещения 10.05.2018).
21. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования: учебник для вузов/ под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2¬е изд. - М.: Просвещение, 2011. - С.127.
22. Кузнецова, Л. Ю. Обучение решению задач// Начальная школа . - 1993. - № 8. - С. 38.
23. Лысова, О.А. Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работ. Режим доступа: //http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak_nauchit _detey_stavit_voprosy (Дата посещения 10.12.2017).
24. Меркулова, С. А. Прием «Лови ошибку!», или Маленькие хитрости
для больших успехов. Режим доступа://http://pedsovet.su/metodika
/priemy/6390_priem_lovi_oshibku (Дата посещения 2.01.2018).
25. Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для пед. интов / В.Л. Дрозд, А.Т. Касатонова, Л.А. Латотин и др.; Под общ. Ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. - Мн.: Выш. шк., 1988. - С.254.
26. Мокрушена, О А. Поурочные разроботки по математике к учебному комплексу М.И. Моро, М.А. Бантова и др. / О А. Мокрушена - М.: ВАКО, 2005. - С.432.
27. Моро, М.И. Математика 1-4 классы в 2-х частях. Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.Б. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 2008.
28. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе// Начальная школа. - 2011. - №4. - С.36.
29. Панькова, Г.В. Моделирование. Режим доступа: //http://festival.1september.ru/articles/593774/(Дата посещения 15.01.2018).
30. Педагогическая энциклопедия, Т. 2. - М.- 1965. - С.266.
31. Петерсон, Л.Г. Математика,4 класс, часть 1,2,3:Учебник для 4-го класса / Л.Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2007. - 96 с.
32. Под математических упражнений//Современные научные
исследования и инновации. - 2011. - №5. - С.81.
33. Программа ФГОС НОО. Режим доступа:
//https://burmak2.edu.yar.ru/fgos/programma_fgos_noo/programma formirovani
ya_ uud.html (Дата посещения15.12.2017).
34. Ревина, Е. Г. Педагогические условия развития логического мышления младших школьников: Монография / Е. Г. Ревина. Саратов: «Научная книга», - 2006. -С.152.
35. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011. - С.36.
36. Создание проблемных ситуаций в начальной школе: Учебно - методическое пособие / сост. Н. П. Клещеногова. - Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2013. - С.68.
37. Стёпин, В.С., Голдберг, Ф.Г. Методы научного познания. Режим доступа: //http://gtmarket.ru/concepts/6874(Дата посещения 30.12.2017).
38. Стойлова, Л.П. «Теоретические основы начального курса математики», / Л.П. Стойлова - М.: Академия, 2014. - С.272.
39. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое. Издательство «Радянська школа». — Киев, -1973. -С.145.
40. Сырчина, В.В. Формирование логических универсальных учебных действий. Режим доступа: //http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/ formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-urokakh-matematiki-sre (Дата посещения 10.12.2017).
41. Терентьева, С.Т. Новые образовательные стандарты как
инструмент развития образования// Вестник образования. - 2013. - №11. - С.36.
42. Тимофеева, Н.Б. Элементы математической логики: методические рекомендации для проведения лабораторных работ: учебное пособие / Н.Б Тимофеева; КГПУ им. В. П Астафьева. — Красноярск, -2007. -С. 100.
43. Тихоненко, А.В. Теоретические и методические основы изучения математики в начальной школе / А. В. Тихоненко [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - С.350.
44. Ушинский, К.Д. Человек, как предмет воспитания. - СПб., -1919. - С.47.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. Режим доступа:
//ййр://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.рТ1? (Дата
посещения 10.12.2017).
46. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика учеб.пос. для учителей и студентов педвузов и колледжей / М.: Школьная пресса, 2002. - С.208.
47. Черняева А.В., Тимофеева Н.Б. Логические задачи в начальном
курсе математики// Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 2.;URL:http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18422(дата обращения:
13.12.2018).
48. Чиранова, О.И. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе реализации эстетической функции математики // Начальная школа плюс до и после, 2014. - №11.- С. 30.
49. Чирко, Е.И. Логические упражнения на уроках математики 1 -2 класс. Режим доступа: //http://festival.1september.ru/articles/100714/(Дата посещения 27.01.2018).
50. Шевкин, А.В. Материалы курса «Текстовые задачи в школьном курсе математики»: Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.- С.88.
51. Шутова, Г.И. 30 способов проведения опроса на уроке. Режим
доступа: //http://pedsovet. su/metodika/5992_sposoby_oprosa_uchenikov (Дата
посещения 2.01.2018).
52. Шутова, Г.И. Прием "Логическая цепочка": примеры использования
на уроках. Режим доступа: //http://pedsovet.su/metodika/priemy/6028
_logicheskaya_cepochka (Дата посещения 15.12.2017).
53. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для
студентов педагогических вузов/ Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.:
издательский центр "Союз", 2009. - С.254.
54. Ян, В.П. Понятие текстовой задачи. Структура текстовой задачи. Классификация текстовых задач. Режим доступа:// http://science- konspect.org/?content=11670 (Дата посещения 23.04.2018).
55. Яровая, Е.А. Понятие текстовой задачи и ее структура. Режим
доступа: //https:// studopedia.ru/ 18_61774_ponyatie-tekstovoy-zadachi-i-ee-
struktura.html (Дата посещения 5.10.2018).
56. Ячменникова, Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе// Муниципальное образование. - 2011. - №12. - С.36.
57. Яшина, Е.А. Формирование логических УУД. Режим
доступа:/Ж0р ://refleader.ru/jgebewuj gbewrna.html (Дат посещения
10.01.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ