Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы формирования читательской грамотности у
младших школьников 8
1.1 Сущность понятия «читательская грамотность» 8
1.2 Методика формирования читательской грамотности у младших
школьников 12
1.3 Факторы, влияющие на формирование читательской грамотности 23
2 Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование
читательской грамотности у младших школьников 26
2.1 Диагностика уровня сформированное™ читательской грамотности у
младших школьников 26
2.2 Результаты экспериментальной работы 33
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 45
Приложение Б 47
Приложение В 50
В современном мире, где господствует Интернет, сотовая связь, телевидение, компьютерные игры, когда ускоряется темп жизни, особенно в крупных городах, а поток информации становится неуправляемым и, очень часто, неподконтрольным (навязчивая реклама на каждом шагу, влияние социального окружения и др.), стремительно сокращается интерес к чтению, особенно детей. Несмотря на обилие книг в магазинах и библиотеках, их высококачественное оформление, детям зачастую интереснее бывает посмотреть мультфильм или поиграть в игру на компьютере. Многое идет из семьи: в силу большей занятости родителей на работе, времени, затрачиваемого на поездки по городу, взрослым проще бывает открыть детям доступ в Интернет через компьютер или телефон, чем читать книжки. Поэтому одной из важнейших задач школы становится формирование у детей читательской грамотности и учитывается образовательной организацией при разработке основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предусматривается формирование функциональной грамотности обучающихся, составной частью которой является читательская грамотность (С.15, п.34.2.). Функциональная грамотность подразумевает способность младших школьников решать различные задачи, как в учёбе, так и в жизни, опираясь на сформированные в процессе обучения предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, владеть ключевыми компетенциями и быть готовыми к жизни, деятельности и продолжению обучения в постоянно меняющемся мире.
Изменения, происходящие в жизни современного человека, требуют не просто воспринимать информацию, но и уметь работать с ней: выбирать источники, исследовать, распознавать достоверную и недостоверную информацию, сравнивать, находить аналогии и отличия, прослеживать причинно-следственные связи, учитывать результаты наблюдений и опыта других людей, делать выводы, находить доказательства и аргументировать их, уметь прогнозировать - все это и есть метапредметные результаты, освоить которые должен выпускник начальной школы. ФГОС НОО также требует от выпускников овладения и универсальными учебными коммуникативными действиями: грамотно излагать свои мысли, владеть эмоциями, уметь общаться с собеседником и в коллективе, учитывать чужое мнение, быть корректным, владеть правилами диалога и дискуссии, иметь навыки публичных выступлений и самопрезентации. А самоорганизация, самоконтроль и анализ своей учебной деятельности являются универсальными учебными регулятивными действиями выпускника начальной школы.
Таким образом, чтобы выпускник начальной школы отвечал всем требованиям ФГОС НОО и достиг требуемых результатов, необходимо формирование читательской компетенции. Ведь умение читать - является фундаментом обучения и развития личности, умеющей получать знания самостоятельно. Этим определяется актуальность данной работы.
Основным предметом в начальной школе, способствующим формированию читательской грамотностью, является литературное чтение. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, сделать учащихся вдумчивыми читателями - одна из важных задач уроков литературного чтения. Для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие - отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе - организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения.
...
Мир современных компьютерных и цифровых технологий подразумевает изменение подходов к школьному образованию, где также активно внедряются информационные технологии. Особенно сложные задачи встают перед педагогами начальных классов, ведь именно они должны выполнить самую важную функцию - помочь первоклассникам и ученикам начальной ступени образования не просто адаптироваться к новой среде, новому образу жизни и требованиям, но и сформировать первоначальные навыки учебной деятельности, заложить базовую основу для последующего развития и обучения детей, научить их учиться и полюбить процесс обучения и самообразования. Во всём этом самую главную роль играют навыки чтения и сформированная читательская грамотность. От учителя начальных классов, его профессионализма, правильного выбора технологий и методов в обучении и организации внеклассной работы зависит, какого уровня в требованиях к выпускникам ступени начального образования, предусмотренных ФГОС НОО и ООП образовательного учреждения, достигнут его подопечные.
В нашей работе были рассмотрены требования нормативно-правовой документации, регламентирующей образовательную деятельность в России в сфере формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены различные определения читательской грамотности, представленные педагогическим сообществом и формулировкой из ФГОС НОО и сделан вывод, что читательская грамотность является фундаментом для обучения и включает в себя владение навыками чтения и поиска информации в различных видах и типах источников, также умения проводить анализ и демонстрировать понимание прочитанного, уметь образно воспроизвести картину прочитанного, уметь работать с текстом и интерпретировать его
содержание.
При рассмотрении возможных методик формирования читательской грамотности у младших школьников были показаны варианты их использования на уроках литературного чтения и во внеклассной работе через применение различных приёмов, способствующих активизации мыслительной и учебной деятельности учеников. Также был показан инструментарий, применение которого помогает формированию требуемых ФГОС НОО компетенций в области формирования читательской грамотности. И пришли к выводу, что педагог начальных классов, исходя из исходных условий вправе самостоятельно производить отбор технологий, методов, приёмов и инструментария в зависимости от темы, целей урока или внеклассного мероприятия.
Рассматривая факторы, влияющие на процесс формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста мы выделяем как объективные, так и субъективные факторы, имеющие одинаковое значение. К числу объективных факторов относим факторы, формирующиеся на уровне школы и прибавляем сюда территориальное местоположение школы и социальное окружение школьного микрорайона; объективными считаем и факторы современности: быстро развивающаяся предметная окружающая среда, широкое распространение и внедрение в образовательный процесс информационных и цифровых технологий, оказывающих влияние на формирование читательской грамотности. К субъективным же относим факторы, складывающиеся на уровне педагога, семьи и учащегося, а также степень вовлечённости детей во внеучебные мероприятия, способствующие развитию творческих способностей и формированию гармоничной личности.
1. Астафьева, О. В. Детская литература. Выразительное чтение. Практикум / О. В. Астафьева, А. В. Денисова, И. Л. Днепрова, Т. Н. Рыжкова. - Москва : Издательство: Академия, 2014. - 320 с.
2. Бирина, О. В. Управление успешностью обучения учащихся общеобразовательных школ / О. В. Бирина// Парадигма. - 2019. - №1.- С. 42-48
3. Безруких, М. М. Психофизиологические особенности обучения письму
и чтению и современные требования к обучению (ФГОС). [Электронный ресурс] /М. М.Безруких. Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=SKnS7GFM4mE / (Дата обращения 08.01.2022)
4. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А. А. Вербицкий, О. Е. Ларионова. - Москва : Логос, 2009. - 336 с.
5. Виноградова, Н. Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» / Н. Ф. Виноградова. - Москва : Просвещение, 2017. - 64 с.
6. Галактионова, Т. Г. «Чтение плюс». Подготовка педагогов и библиотекарей к реализации междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» / Т. Г. Галактионова. - Москва : РШБА, 2018. - 164 с.
7. Гончарова, Е. Л.Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л.Гончарова. - Москва : Школа - Пресс, 2007. - 115 с.
8. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению/ Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. - 2019.- №7. - С. 86-90.
9. Гриценко, 3. А. Своеобразие читательского становления / 3. А. Гриценко // Начальная школа. - 2020. - № 2. - С. 15.
Ю.Джежелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников / О. В. Джежелей // Начальная школа. - 2009. - №1. - С. 33-38.
Н.Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс : рабочая тетрадь №1 / Л. А. Ефросинина. - Москва : Вентана - Граф, 2021. - 11 с.
1. Иванов, Н. Н. Творчески-интерпретационные умения в системе читательских компетенций школьников / Н. Н. Иванов, И. В. Борисенко // Ярославский педагогический вестник. - 2019 - № 1. - С. 89-93.
2. Колесова, О. В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников / О. В. Колесова. - Нижний Новгород: Издательство НГПУ, 2018. - 211 с.
3. Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - Т. 29. - С. 104-109.
4. Кочетова, П. Б. О воспитании эстетического чувства при чтении художественной литературы / П. Б. Кочетова // Начальная школа - 1. - № 11. - С. 32-34.
... всего 50 источников