Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
1.1. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста у детей в норме и с общим недоразвитием речи 9
1.2. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 20
1.3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по главе 2 58
Глава 3. Формирующий эксперимент по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
3.1. Принципы и организация формирующего эксперимент 59
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа
естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 65
3.3. Контрольный этап эксперимента и его результаты 76
Выводы по главе 3 88
Заключение 90
Библиография 94
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
1.1. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста у детей в норме и с общим недоразвитием речи 9
1.2. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 20
1.3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по главе 2 58
Глава 3. Формирующий эксперимент по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
3.1. Принципы и организация формирующего эксперимент 59
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа
естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 65
3.3. Контрольный этап эксперимента и его результаты 76
Выводы по главе 3 88
Заключение 90
Библиография 94
Приложения
Актуальность. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является коммуникативная сторона речи ребенка, в том числе и связная монологическая речь, проявляющаяся в соответствующей деятельности или ситуациях общения. Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная мыслительная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение. Пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем выше уровень сформированности навыков пересказа у дошкольников, тем точнее они выражают свои мысли, тем шире их возможности в познании окружающей действительности.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которые у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются только в условиях целенаправленного обучения. Особенно это касается пересказов таких типов текстов, как естественно-научные. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием.
Основной аспект внимания большинства исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Анализ литературы показал, что процессы формирования навыков пересказа естественно-научных текстов недостаточно освещены в современной литературе.
Особенно актуально решение данной проблемы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие коммуникативных способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной речевой и созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Многочисленные исследования психологов (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Г.И. Щукина и др.) доказывают, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез [47]. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Одним из них, является проектная деятельность, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный на интересе к окружающей действительности и способствующий расширению их знаний и естественно-научных представлений.
Проектная деятельность предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию развернутой, самостоятельной, связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований по теме развития связной монологической речи, в частности работы над пересказом у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выявил ряд противоречий:
- недостаточная разработанность темы в плане развития навыков пересказа естественно-научных текстов;
- использование проектной деятельности получило широкое распространение в современной педагогике в работе с детьми, имеющими условную норму речевого развития, но роль метода в настоящее время недооценена в аспекте работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы квалификационной выпускной работы: логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Объект исследования - связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут выявлены недостаточная сформированность уровней и специфические особенности навыков пересказа естественно-научных текстов.
2. Эффективность логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов будет повышена, если работа будет проводиться с использованием проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы исследования в
психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической литературе.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы, программно-методическое обеспечение к данному содержанию, а также организационные условия, направленные на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
4. Определить эффективность разработанного нами содержания и условий.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общей и специальной педагогики и психологии, а именно:
- положение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин);
- об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
- о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский);
- положение о понимании речи как сложной функциональной системы (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.).
Методы исследования: в соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования нами применялись методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования проводилась на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период с сентября 2020 по сентябрь 2021г и включала 30 детей 5,5-6,5 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития).
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
Научная новизна: уточнены и дополнены имеющиеся сведения об особенностях пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием III уровня.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробировании содержания логопедической работы, программно-методического обеспечения к данному содержанию, а также организационных условий, направленных на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, трех глав, включающих теоретические и практические вопросы, заключения, библиографического списка, приложения в виде программно-методического обеспечения.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная мыслительная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение. Пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем выше уровень сформированности навыков пересказа у дошкольников, тем точнее они выражают свои мысли, тем шире их возможности в познании окружающей действительности.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которые у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются только в условиях целенаправленного обучения. Особенно это касается пересказов таких типов текстов, как естественно-научные. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием.
Основной аспект внимания большинства исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Анализ литературы показал, что процессы формирования навыков пересказа естественно-научных текстов недостаточно освещены в современной литературе.
Особенно актуально решение данной проблемы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие коммуникативных способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной речевой и созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Многочисленные исследования психологов (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Г.И. Щукина и др.) доказывают, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез [47]. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Одним из них, является проектная деятельность, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный на интересе к окружающей действительности и способствующий расширению их знаний и естественно-научных представлений.
Проектная деятельность предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию развернутой, самостоятельной, связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований по теме развития связной монологической речи, в частности работы над пересказом у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выявил ряд противоречий:
- недостаточная разработанность темы в плане развития навыков пересказа естественно-научных текстов;
- использование проектной деятельности получило широкое распространение в современной педагогике в работе с детьми, имеющими условную норму речевого развития, но роль метода в настоящее время недооценена в аспекте работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы квалификационной выпускной работы: логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Объект исследования - связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут выявлены недостаточная сформированность уровней и специфические особенности навыков пересказа естественно-научных текстов.
2. Эффективность логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов будет повышена, если работа будет проводиться с использованием проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы исследования в
психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической литературе.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы, программно-методическое обеспечение к данному содержанию, а также организационные условия, направленные на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
4. Определить эффективность разработанного нами содержания и условий.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общей и специальной педагогики и психологии, а именно:
- положение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин);
- об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
- о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский);
- положение о понимании речи как сложной функциональной системы (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.).
Методы исследования: в соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования нами применялись методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования проводилась на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период с сентября 2020 по сентябрь 2021г и включала 30 детей 5,5-6,5 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития).
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
Научная новизна: уточнены и дополнены имеющиеся сведения об особенностях пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием III уровня.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробировании содержания логопедической работы, программно-методического обеспечения к данному содержанию, а также организационных условий, направленных на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, трех глав, включающих теоретические и практические вопросы, заключения, библиографического списка, приложения в виде программно-методического обеспечения.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, лингвистическую и логопедическую литературу.
Дети с общим недоразвитием речи не в полной мере владеют связной монологической речью. Они испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
С целью развития навыков пересказа у детей с ОНР необходимо придерживаться существующих методик, разработанных на основе проведения специальных исследований (методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т. А. Ткаченко и др.). Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Важное место в формировании навыков пересказа занимает проектная деятельность, которая предполагает реализацию разнообразных типов проектов. В ходе проектной работы у детей формируется самостоятельность и ответственность ха результаты своего труда. Они получают мотивацию к познанию окружающего мира в различных видах деятельности, у них формируется познавательный интерес.
Основной аспект внимания современных исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием. Анализ литературы показал, что данный аспект недостаточно освещен в современной литературе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня был проведен констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период 01.03.2021 - 15.03.2021г.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития). Получены следующие результаты:
1. Результаты пересказов художественных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 35% на уровне ниже среднего, на низком - 56,7%, на среднем - 8,3%; в контрольной группе: средний уровень - 46,6%, ниже среднего - 26,6%, выше среднего - 26,6%;
- результаты пересказов естественно-научных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 16,6% на уровне ниже среднего, на низком - 65,6%, на среднем-17,8%; в контрольной группе: средний уровень - 60%, ниже среднего - 27%, выше среднего - 13%;
2. В обеих группах наблюдается следующая тенденция по типам рассказов: дошкольники легче справляются с пересказами повествовательных текстов, хуже с описательными и испытывают трудности при пересказе текстов рассуждений.
3. Результаты сравнения исследуемых критериев показали, что у дошкольников экспериментальной группы наиболее страдает критерий смысловой адекватности и самостоятельности, а также критерий возможности построения текста, лексическое и грамматическое оформление высказывания.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах говорит о качественном своеобразии речи детей с общим недоразвитием речи III уровня: при составлении пересказа дети наиболее часто употребляли существительные и глаголы, редко прилагательные; наблюдались пропуски предлогов. В процессе представления пересказа дошкольники сталкивались с грамматическими трудностями оформления пересказа, с реализацией смысловой адекватности и лексического оформления, а также часто практически не были способны самостоятельно построить текст. Ситуация с данными параметрами исследования в контрольной группе относительно благоприятная.
На основании анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами определены организационные условия организации проектной деятельности с дошкольниками, разработано содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методическое обеспечение к данному содержанию.
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
В структуру формирующего этапа исследовательской работы по развитию навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР вошли следующие направления:
- Расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей в русле естественно-научного содержания текстов.
- Развитие навыка самостоятельного построения пересказов текстов различного типа (повествования, описания, рассуждения).
- Формирование лексического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
- Формирование грамматического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
Полученные результаты контрольного этапа исследования позволили определить наличие положительной динамики в отношении повышения уровня сформированности навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Дошкольники стали лучше представлять логику высказывания, успешнее использовали лексико-грамматические средства для оформления текста.
Разноплановая познавательно-исследовательская и творческая деятельность в проектах, ориентация на успех, поощрение деятельности детей в рамках выполнения конкретных задач, а также знание особенностей развития психических процессов у детей данной категории, создает достаточно прочную базу для улучшения показателей навыков пересказа естественно-научных текстов у детей с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности, что доказано экспериментально, следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, поставленные задачи нашей работы реализованы, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы предполагается разработка содержания логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методического обеспечения к данному содержанию на более длительный период.
Дети с общим недоразвитием речи не в полной мере владеют связной монологической речью. Они испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
С целью развития навыков пересказа у детей с ОНР необходимо придерживаться существующих методик, разработанных на основе проведения специальных исследований (методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т. А. Ткаченко и др.). Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Важное место в формировании навыков пересказа занимает проектная деятельность, которая предполагает реализацию разнообразных типов проектов. В ходе проектной работы у детей формируется самостоятельность и ответственность ха результаты своего труда. Они получают мотивацию к познанию окружающего мира в различных видах деятельности, у них формируется познавательный интерес.
Основной аспект внимания современных исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием. Анализ литературы показал, что данный аспект недостаточно освещен в современной литературе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня был проведен констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период 01.03.2021 - 15.03.2021г.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития). Получены следующие результаты:
1. Результаты пересказов художественных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 35% на уровне ниже среднего, на низком - 56,7%, на среднем - 8,3%; в контрольной группе: средний уровень - 46,6%, ниже среднего - 26,6%, выше среднего - 26,6%;
- результаты пересказов естественно-научных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 16,6% на уровне ниже среднего, на низком - 65,6%, на среднем-17,8%; в контрольной группе: средний уровень - 60%, ниже среднего - 27%, выше среднего - 13%;
2. В обеих группах наблюдается следующая тенденция по типам рассказов: дошкольники легче справляются с пересказами повествовательных текстов, хуже с описательными и испытывают трудности при пересказе текстов рассуждений.
3. Результаты сравнения исследуемых критериев показали, что у дошкольников экспериментальной группы наиболее страдает критерий смысловой адекватности и самостоятельности, а также критерий возможности построения текста, лексическое и грамматическое оформление высказывания.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах говорит о качественном своеобразии речи детей с общим недоразвитием речи III уровня: при составлении пересказа дети наиболее часто употребляли существительные и глаголы, редко прилагательные; наблюдались пропуски предлогов. В процессе представления пересказа дошкольники сталкивались с грамматическими трудностями оформления пересказа, с реализацией смысловой адекватности и лексического оформления, а также часто практически не были способны самостоятельно построить текст. Ситуация с данными параметрами исследования в контрольной группе относительно благоприятная.
На основании анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами определены организационные условия организации проектной деятельности с дошкольниками, разработано содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методическое обеспечение к данному содержанию.
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
В структуру формирующего этапа исследовательской работы по развитию навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР вошли следующие направления:
- Расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей в русле естественно-научного содержания текстов.
- Развитие навыка самостоятельного построения пересказов текстов различного типа (повествования, описания, рассуждения).
- Формирование лексического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
- Формирование грамматического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
Полученные результаты контрольного этапа исследования позволили определить наличие положительной динамики в отношении повышения уровня сформированности навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Дошкольники стали лучше представлять логику высказывания, успешнее использовали лексико-грамматические средства для оформления текста.
Разноплановая познавательно-исследовательская и творческая деятельность в проектах, ориентация на успех, поощрение деятельности детей в рамках выполнения конкретных задач, а также знание особенностей развития психических процессов у детей данной категории, создает достаточно прочную базу для улучшения показателей навыков пересказа естественно-научных текстов у детей с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности, что доказано экспериментально, следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, поставленные задачи нашей работы реализованы, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы предполагается разработка содержания логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методического обеспечения к данному содержанию на более длительный период.



