Логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы
1.1. Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного
возраста у детей в норме и с общим недоразвитием речи 9
1.2. Анализ существующих подходов к проблеме диагностики и коррекции
нарушений связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 20
1.3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Экспериментальное исследование сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 37
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
Выводы по главе 2 58
Глава 3. Формирующий эксперимент по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности
3.1. Принципы и организация формирующего эксперимент 59
3.2. Содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа
естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 65
3.3. Контрольный этап эксперимента и его результаты 76
Выводы по главе 3 88
Заключение 90
Библиография 94
Приложения
Актуальность. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является коммуникативная сторона речи ребенка, в том числе и связная монологическая речь, проявляющаяся в соответствующей деятельности или ситуациях общения. Связная речь - результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Пересказ - это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная мыслительная деятельность, в которой активно участвуют мышление, память и воображение. Пересказ является показателем всего речевого развития дошкольника. Чем выше уровень сформированности навыков пересказа у дошкольников, тем точнее они выражают свои мысли, тем шире их возможности в познании окружающей действительности.
Для овладения пересказом необходим ряд умений, которые у дошкольников с общим недоразвитием речи формируются только в условиях целенаправленного обучения. Особенно это касается пересказов таких типов текстов, как естественно-научные. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием.
Основной аспект внимания большинства исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Анализ литературы показал, что процессы формирования навыков пересказа естественно-научных текстов недостаточно освещены в современной литературе.
Особенно актуально решение данной проблемы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие коммуникативных способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной речевой и созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках социально-коммуникативного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
Многочисленные исследования психологов (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Г.И. Щукина и др.) доказывают, что дети дошкольного, особенно старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез [47]. Опираясь на эту способность, можно применить и соответствующий метод обучения. Одним из них, является проектная деятельность, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основанный на интересе к окружающей действительности и способствующий расширению их знаний и естественно-научных представлений.
Проектная деятельность предполагает самостоятельную активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию развернутой, самостоятельной, связной монологической речи у детей дошкольного возраста.
Анализ современных исследований по теме развития связной монологической речи, в частности работы над пересказом у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи выявил ряд противоречий:
- недостаточная разработанность темы в плане развития навыков пересказа естественно-научных текстов;
- использование проектной деятельности получило широкое распространение в современной педагогике в работе с детьми, имеющими условную норму речевого развития, но роль метода в настоящее время недооценена в аспекте работы с детьми с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы квалификационной выпускной работы: логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Цель исследования - теоретически обосновать, составить и апробировать содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием проектной деятельности.
Объект исследования - связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - логопедическая работа по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что:
1. У старших дошкольников с общим недоразвитием речи будут выявлены недостаточная сформированность уровней и специфические особенности навыков пересказа естественно-научных текстов.
2. Эффективность логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов будет повышена, если работа будет проводиться с использованием проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить современное состояние проблемы исследования в
психолого-педагогической, логопедической, психолингвистической литературе.
2. Выявить особенности и уровни сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы, программно-методическое обеспечение к данному содержанию, а также организационные условия, направленные на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
4. Определить эффективность разработанного нами содержания и условий.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения общей и специальной педагогики и психологии, а именно:
- положение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин);
- об общности законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский);
- о развивающей роли обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
- концепция о зоне ближайшего развития (Л.С. Выготский);
- положение о понимании речи как сложной функциональной системы (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.В. Грибова и др.).
Методы исследования: в соответствии с гипотезой, целью и задачами в ходе данного исследования нами применялись методы:
- теоретические: изучение, теоретический анализ и синтез научной литературы по изучаемой проблеме, нормативно-правовых документов, учебных программ образовательных учреждений;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий эксперимент, беседа.
В ходе педагогического эксперимента были использованы методы качественно-количественной обработки экспериментальных данных.
Организация исследования проводилась на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период с сентября 2020 по сентябрь 2021г и включала 30 детей 5,5-6,5 лет.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития).
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
Научная новизна: уточнены и дополнены имеющиеся сведения об особенностях пересказа естественно-научных текстов у дошкольников с общим недоразвитием III уровня.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробировании содержания логопедической работы, программно-методического обеспечения к данному содержанию, а также организационных условий, направленных на развитие навыков пересказа естественно-научных текстов старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием проектной деятельности.
Структура магистерской диссертации состоит из: введения, трех глав, включающих теоретические и практические вопросы, заключения, библиографического списка, приложения в виде программно-методического обеспечения.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, лингвистическую и логопедическую литературу.
Дети с общим недоразвитием речи не в полной мере владеют связной монологической речью. Они испытывают значительные трудности в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания.
С целью развития навыков пересказа у детей с ОНР необходимо придерживаться существующих методик, разработанных на основе проведения специальных исследований (методики В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Т. А. Ткаченко и др.). Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких ее качеств, как связность и целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств.
Важное место в формировании навыков пересказа занимает проектная деятельность, которая предполагает реализацию разнообразных типов проектов. В ходе проектной работы у детей формируется самостоятельность и ответственность ха результаты своего труда. Они получают мотивацию к познанию окружающего мира в различных видах деятельности, у них формируется познавательный интерес.
Основной аспект внимания современных исследований обращен к процессу формирования навыкам пересказа художественных текстов, а на этапе поступления в школу у дошкольников должны быть сформированы и навыки пересказа естественно-научных текстов. Естественно-научные тексты характеризуются следующими особенностями: в них гораздо меньше используются средства художественной выразительности; у них отсутствует лирический герой, а повествование является максимально абстрактным и обобщенным; они содержат термины, требующие определенного уровня осведомлённости об окружающем мире; в них отсутствует сюжет и, соответственно, динамика его развития. На первый план в таких текстах выходят навыки рассуждения, что для детей с общим недоразвитием речи является существенным препятствием. Анализ литературы показал, что данный аспект недостаточно освещен в современной литературе.
С целью выявления особенностей и уровней сформированности навыков пересказа естественно-научных текстов у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня был проведен констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе двух дошкольных учреждений г. Красноярска в период 01.03.2021 - 15.03.2021г.
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: экспериментальная (20 дошкольников с общим недоразвитием речи) и контрольная (10 дошкольников с условной нормой речевого развития). Получены следующие результаты:
1. Результаты пересказов художественных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 35% на уровне ниже среднего, на низком - 56,7%, на среднем - 8,3%; в контрольной группе: средний уровень - 46,6%, ниже среднего - 26,6%, выше среднего - 26,6%;
- результаты пересказов естественно-научных текстов в экспериментальной группе были представлены следующим образом: 16,6% на уровне ниже среднего, на низком - 65,6%, на среднем-17,8%; в контрольной группе: средний уровень - 60%, ниже среднего - 27%, выше среднего - 13%;
2. В обеих группах наблюдается следующая тенденция по типам рассказов: дошкольники легче справляются с пересказами повествовательных текстов, хуже с описательными и испытывают трудности при пересказе текстов рассуждений.
3. Результаты сравнения исследуемых критериев показали, что у дошкольников экспериментальной группы наиболее страдает критерий смысловой адекватности и самостоятельности, а также критерий возможности построения текста, лексическое и грамматическое оформление высказывания.
Сравнение результатов констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах говорит о качественном своеобразии речи детей с общим недоразвитием речи III уровня: при составлении пересказа дети наиболее часто употребляли существительные и глаголы, редко прилагательные; наблюдались пропуски предлогов. В процессе представления пересказа дошкольники сталкивались с грамматическими трудностями оформления пересказа, с реализацией смысловой адекватности и лексического оформления, а также часто практически не были способны самостоятельно построить текст. Ситуация с данными параметрами исследования в контрольной группе относительно благоприятная.
На основании анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами определены организационные условия организации проектной деятельности с дошкольниками, разработано содержание логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методическое обеспечение к данному содержанию.
Для проведения формирующего эксперимента были сформированы две группы из числа дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня констатирующего эксперимента: экспериментальная (10 дошкольников) и контрольная (10 дошкольников).
В структуру формирующего этапа исследовательской работы по развитию навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР вошли следующие направления:
- Расширение и обогащение активного и пассивного словаря детей в русле естественно-научного содержания текстов.
- Развитие навыка самостоятельного построения пересказов текстов различного типа (повествования, описания, рассуждения).
- Формирование лексического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
- Формирование грамматического оформления собственного высказывания при составлении пересказа.
Полученные результаты контрольного этапа исследования позволили определить наличие положительной динамики в отношении повышения уровня сформированности навыка пересказа естественно-научных текстов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня. Дошкольники стали лучше представлять логику высказывания, успешнее использовали лексико-грамматические средства для оформления текста.
Разноплановая познавательно-исследовательская и творческая деятельность в проектах, ориентация на успех, поощрение деятельности детей в рамках выполнения конкретных задач, а также знание особенностей развития психических процессов у детей данной категории, создает достаточно прочную базу для улучшения показателей навыков пересказа естественно-научных текстов у детей с общим недоразвитием речи в процессе проектной деятельности, что доказано экспериментально, следовательно, выдвинутая нами гипотеза исследования подтверждена.
Таким образом, поставленные задачи нашей работы реализованы, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. В качестве дальнейшей перспективы предполагается разработка содержания логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов и программно-методического обеспечения к данному содержанию на более длительный период.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] / Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - № 17 (203). - С. 271-273.
3. Белова-Давид, Р. А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Белова-Давид; Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972. С. 67-83.
4. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие [Текст] / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.
5. Бочарова, Е. Н. Использование метода проекта в коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда ДОО / Е. Н. Бочарова, И. А. Дубяга. — [Текст]: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/th71/archive/41/1137/(дата обращения: 12.11.2021)
6. Величук, А. П. и др. Методика развития речи в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А. П. Величук. - М. : Просвещение, 1982. - 197 с.
7. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : Академия, 2005. - 390 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов вузов / Л. С. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 352 с.
9. Володина, В. С. Альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина. - М. : Гном и Д, 2005. - 160 с.
10. Воробьева, В. К. Формирование связной речи с моторной алалией [Текст] / В. К. Воробьева. - М. : Сфера, 2009. - 288 с.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ, 2011. - 640 с.
12. Гак, В. Г. О семантической организации повествовательного текста [Текст] / В. Г. Гак // Педагогика. - 1986. - №6. - С. 59-63.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша, В. Ю. Секачев. - М. : Академия, 2002. - 280 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
15. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 312 с.
16. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2015. - 351 с.
17. Грибова, О. Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. - М. : Сфера, 1992. - 190 с.
18. Давыдов, В. В. Психологический словарь [Текст] / В. В. Давыдов, А. В. Запорожец. - М. : Знание, 1983. - 760 с.
19. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова // Вестник Нижегородского унта им. Н. И. Лобачевского. - 2000. - № 4 (48). - С. 182-188.
20. Ефремова, О. В. Развитие связной описательной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Ефремова, Л. Г. Шадрина // Вектор науки ТГУ. - 2016. - № 2 (25). - С. 43-47.
21. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Знание, 1967. - 280 с.
22. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М., Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : Аспект - С, 2004. - 319 с.
23. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Н. Д. Зарубина.
- М. : Просвещение, 1977. - 200 с.
24. Зимняя, И. А. Психология обучения устной речи в школе [Текст] / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2002. - 210 с.
25. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Академия, 2001. - 351 с.
26. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С.Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
27. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. [Текст]: Учебно-методическое пособие- М.: Центр педагогического образования, 2008. — 80 с.
28. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев.
- М. : Просвещение, 1969. - 485 с.
29. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Педагогические технологии коррекции недостатков природоведческой лексики учащихся с нарушениями интеллектуального развития // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Глава в монографии. М.: Спутник, 2014. С. 170-192
30. Логинова, В. Н. Дошкольная педагогика [Текст] / В. Н. Логинова, В. Н., П. Г.Саморукова. - М. : Просвещение, 1983. - 310 с.
31. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Знание, 1969. - 402 с.
32. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Е-Медиа, 2012. - 320 с.
33. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания русского языка [Текст] / М. В. Ляховицкий. - М. : Сфера, 2003. - 300 с.
34. Львов, М. Р. Основы теории речи [Текст] / М. Р. Львов. - СПб.: Речь, 2000.
- 350 с.
35. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : АСТ, 1997. - 209 с.
36. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АКТИ, 2003. - 240 с.
37. Миролюбов, А. А. Общая методика обучения описательной речи в средней школе [Текст] / А. А. Миролюбов, И. В. Рахманов, В. С. Цейтлин. - М.: Просвещение, 2003. - 240 с.
38. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. - М. : Сфера, 1991. - 241 с.
39. Оберемок, С. М. Общие основы проектирования: Материалы к обучающему курсу [Текст] / С. М. Оберемок. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2004. - 48 с.
40. Овсянникова, С. А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / С. А. Овсянникова // Специальное образование. - 2015. - № 1. - С. 225-228.
41. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения правильному общению [Текст] / Е. И. Пассов. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 180 с.
42. Пальмер, Г. Устный метод обучения русскому языку [Текст] / Г. Пальмер.
- М. : Владос, 2003. - 170 с.
43. Пищагина, Н. А. Использование метода проектов в логопедической работе
/ Н. А. Пищагина. — [Текст]: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 151-153. — URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4335/(дата обращения: 12.11.2021)
44. Приходько, Е. В. Технологии обучения пересказу старших дошкольников [Текст] / Е. В. Приходько // Молодой ученый. - 2017. - № 3.1 (137.1). - С. 59-60.
45. Репина, З. А. Уроки логопедии [Текст] / З. А. Репина, В. И. Буйко. - Екатеринбург: Аспект - С, 2000. - 240 с.
46. Рогова, Г. В. Методика обучения описательной речи на начальном этапе в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. - СПб. : Детство- пресс, 2005. - 196 с.
47. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн.
- СПб. : Питер, 2019. - 1096 с.
48. Сагадеева, А. А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология [Текст] / А. А. Сагадеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф.; г. Челябинск; октябрь 2011 г. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. С. 94-96.
49. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
50. Смирнова, М. Н. Фридрих Фребель [Текст] / М. Н. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. - С. 66-70.
51. Стребелева, Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова. - М. : Академия, 2002. - 300 с.
52. Стребелева, Е. Н. гры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М. : АСТ, 2006. - 244 с.
53. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей [Текст] / Е. И. Тихеева; под ред. Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
54. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Гном и Д, 2001. - 19 с.
55. Ткаченко, Т. А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам [Текст] / Т. А. Ткаченко. - Москва: ТЦ Сфера, 2018. - 48 с.
56. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи [Текст] / О. С. Ушакова // Дефектология. - 2004. - №5. - С. 4-15.
57. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. - 288 с.
58. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. - М. : Просвещение, 1977. - 246 с.
59. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. - Екатеринбург: Аспект-С, 1997. - 264 с.
60. Шило Т. Б. Особенности создания исследовательского проекта в начальной
школе // Издательство Молодой ученый, 2020. - С. 58-69. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-issledovatelskih-umeniy-u-mladshih-shkolnikov-v-proektnoy-deyatelnosti(дата обращения: 01.11.2021)
61. Шкурат В. В. Детско-родительский проект как средство развития речи
и познавательных способностей дошкольников.// Логопед.2007.-№ 6. -с.80 - 83
62. Шорохова, О. А. Зависимость развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста от особенностей вариативного обучения пересказыванию [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / О. А. Шорохова. - Комсомольск-на-Амуре, 2001.- 194 c.
63. Шпакович Е.Л. Сенсорная книга, как средство преодоления речевых
нарушений детей с ОНР [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2019 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. - С. 72-75. - URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3373/ (дата обращения: 01.11.2021)
64. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении (дата обращения: 25.10.2021) пособие. - 2-е изд., стер. - М. : ФЛИНТА, 2014.
- 144с. URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363976(дата
обращения: 04.11.2021)
65. Abrya, T, Latham, S, Bassok, D & LoCasaleCrouch, J 2018, Preschool and kindergarten teachers’ beliefs about early school competencies: Misalignment matters for kindergarten adjustment, Early Childhood Research Quarterly, 31, pp. 78-88 URL:https://daneshyari.com/article/preview/353698.pdf
66. Catts, HW, Nielsen, DC, Bridges, MS, Liu, YS, & Bontempo, DE 2018, Early identification of reading disabilities within an RTI framework, Journal of Learning Disabilities, 48(3), 281-97 URL:https://www.semanticscholar.org/paper/Early-Identification-of-Reading-Disabilities-Within-Catts-
Nielsen/d0077ca2ecdcdb32129f3d9e229cc0bfa5488e92
67. Cunningham, AJ & Carroll, JM 2018, Early predictors of phonological and morphological awareness and the link with reading: Evidence from children with different patterns of early deficit, Applied Psycholinguistics, 36, pp. 509-531 URL:https://www.researchgate.net/publication/290181543 Early predictors of phonological and morphological awareness and the link with reading Evidence
from children with different patterns of early deficit
68. Dressier W. Towards a Semantic Deep Structure of Discourse Grammar Papers from the Sixth Regional Meeting of the Chicago linguistic Society, 1970. Р. 244.
69. Shipley, KG & McAfee, JG 2015, Assessment in speech-language pathology: A resource manual, 5th ed., Cengage Learning, Boston, MA URL: https://www.slideshare.net/nytugode62930/2018-assessment-in-speechlanguage-pathology-pdf-a-resource-manual-includes-premium-web-site-2semester-printed-access-card-by-kenneth-g-shipley-cengage-learning
70. Thomson, S, Challenges for Australian education. Research developments, 25, Art. 2017, 2-6, p.5. URL:http://research.acer.edu.au/resdev/vol25/iss25/