Лингвострановедческий потенциал интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах
|
Введение 3
1. Теоретические основы использования интернет блогов для формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся на уроке иностранного языка 8
1.1. Понятие и сущность лингвострановедческой компетенции 8
1.2. Специфика развития лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 класса 14
1.3. Лингвострановедческий потенциал интернет блогов как современного средства обучения иностранному языку 18
Выводы по главе 1 22
2. Практические аспекты применения иностранных интернет блогов как
средства формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 классов 23
2.1. Методические аспекты формирования лингвострановедческой
компетенции и отбора материалов 23
2.2. Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 9» 35
2.3. Практическая работа по использованию интернет блогов как источника формирования лингвострановедческой компетенции 39
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б
1. Теоретические основы использования интернет блогов для формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся на уроке иностранного языка 8
1.1. Понятие и сущность лингвострановедческой компетенции 8
1.2. Специфика развития лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 класса 14
1.3. Лингвострановедческий потенциал интернет блогов как современного средства обучения иностранному языку 18
Выводы по главе 1 22
2. Практические аспекты применения иностранных интернет блогов как
средства формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 классов 23
2.1. Методические аспекты формирования лингвострановедческой
компетенции и отбора материалов 23
2.2. Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight 9» 35
2.3. Практическая работа по использованию интернет блогов как источника формирования лингвострановедческой компетенции 39
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 58
Приложение Б
В современном мире интернет ресурс дает возможность получить необходимую информацию быстро, своевременно, в больших количествах и без каких-либо усилий со стороны пользователя, а также позволяет хранить необходимые материалы и возвращаться к ним в случае необходимости. Вот почему он становится все более популярным среди учителей и преподавателей и все больше внедряется в образовательную сферу. Более того, интернет является свободным виртуальным пространством, объединяющим большинство стран современного мира в реальном времени, что несет в себе неоспоримый образовательный потенциал на уроках иностранного языка.
Среди множества ресурсов глобальной сети в современном обществе выделяется интернет блог - веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями, что делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами. Сейчас блог - это не просто развлечение, это заработок, результатом которого является обработанный материал, представленный в практически любой возможной форме (фото, видео, аудио, текст и др.). Среди молодых людей блоги и блогеры особенно популярны, из чего можно сделать вывод о возможностях применения интернет блогов на уроках иностранного языка.
Технологические возможности современного мира делают межкультурную коммуникацию как никогда возможной, обеспечивая доступ к общему информационному пространству для большей части населения. Однако, эффективной коммуникации могут препятствовать всевозможные барьеры, среди которых можно выделить и культурный. Незнание культурных особенностей изучаемого языка может привести к недопониманию, вот почему культурный аспект иноязычного образования так важен.
По Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), изучение иностранных языков на этапе основного общего образования должно обеспечить не только формирование коммуникативной компетенции, как совокупности навыков в говорении, аудировании, чтении и письме, но и приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами, а также развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета [ФГОС Основное общее образование...]. Следовательно лингвострановедение является обязательным элементом современной образовательной программы, но учебные пособия зачастую не располагают достаточным количеством заданий для адекватного формирования и развития лингвострановедческой компетенции.
Более того, если брать во внимание тот факт, что лингвострановедческие знания включают в себя также безэквивалентные культурные феномены, такие как лакуны и реалии, использование аутентичных текстов в процессе развития лингвострановедческой компетенции вполне обоснованно, в особенности в основной и старшей школе, когда обучающиеся обладают достаточным уровнем языка для их понимания. Несмотря на это, в большинстве УМК большая часть материалов представлена в адаптированном виде или же содержит устаревшую информацию.
Требования, предъявляемые к современному иноязычному образованию, совершенствуются согласно изменениям, происходящим в мире; иноязычная культура, как аспект преподавания иностранных языков занимает важное место в образовательном процессе, но при этом присутствует проблема недостаточности учебного страноведческого материала. В то же время, существуют аутентичные ресурсы, представляющие потенциальную ценность в освоении лингвострановедческой компетенции на школьном уровне - иноязычные интернет блоги, которые уже внедряются в иноязычный образовательный процесс в качестве инструмента совершенствования отдельных видов речевой деятельности. Однако применение иноязычных интернет блогов в области лингвострановедения на уроках английского языка в школе все еще малоизучено, что позволяет нам говорить об актуальности темы данной работы.
Объектом исследования является процесс формирования лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка в 9 классах.
В качестве предмета выступает лингвострановедческий потенциал интернет-блогов на уроках английского языка в 9 классах.
Цель исследования: продемонстрировать лингвострановедческий потенциал иностранных интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах.
Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность лингвострановедческой компетенции;
2. Выявить лингвострановедческий потенциал иноязычных интернет блогов и методику их отбора;
3. Провести анализ УМК «Spotlight 9» на предмет наличия и качества лингвострановедческого материала;
4. Разработать систему упражнений по формированию
лингвострановедческой компетенции с использованием интернет блогов;
5. Продемонстрировать лингвострановедческий потенциал интернет блогов путем апробации разработанной системы упражнений на уроках английского языка в 9 классах.
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая в тебя теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы по теме и наблюдение, а также эмпирические методы, содержащие анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению иностранному языку в школе (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов); по лингвострановедению (А.Н. Шамов, В.В. Сафонова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров); нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов исследования в образовательном процессе в рамках основного общего образования.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции на уроке английского языка в 9 классах по материалам современных англоязычных интернет блогов.
База исследования - подгруппа девятого класса МБОУ «Гимназия №3» Октябрьского района г. Красноярска в составе 16 человек.
Объем и структура исследования: дипломная работа включает в себя Введение, два раздела, Заключение, список использованной литературы, Приложения. Работа изложена на 70 страницах машинописного текста.
В первом разделе выпускной квалификационной работы были изучены понятия «лингвострановедение» и «лингвокультурология» и определены их различия. Лингвострановедческая компетенция была рассмотрена в качестве элемента социокультурной компетенции, была определена специфика ее формирования у обучающихся 9 класса. Также были изучены особенности интернет блогов как современного средства обучения иностранному языку и выявлен их лингвострановедческий потенциал.
Во втором разделе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели практические аспекты применения иностранных интернет блогов как средства формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 классов: нами были определены основные принципы работы с интернет блогами на уроке английского языка и критерии отбора лингвострановедческого материала , согласно которым был отобран англоязычный аутентичный блог UK TRAVEL PLANNING. Был проведен анализ УМК «Spotlight 9» с точки зрения наличия лингвострановедческого материала. Также была разработана система упражнений по формированию лингвострановедческой компетенции с применением иноязычного интернет блога, апробированная в рамках педагогической практики. В завершении второй части нами были описаны результаты реализации разработки на уроках английского языка в 9 классе и проведен их анализ.
Среди множества ресурсов глобальной сети в современном обществе выделяется интернет блог - веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые пользователем записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями, что делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами. Сейчас блог - это не просто развлечение, это заработок, результатом которого является обработанный материал, представленный в практически любой возможной форме (фото, видео, аудио, текст и др.). Среди молодых людей блоги и блогеры особенно популярны, из чего можно сделать вывод о возможностях применения интернет блогов на уроках иностранного языка.
Технологические возможности современного мира делают межкультурную коммуникацию как никогда возможной, обеспечивая доступ к общему информационному пространству для большей части населения. Однако, эффективной коммуникации могут препятствовать всевозможные барьеры, среди которых можно выделить и культурный. Незнание культурных особенностей изучаемого языка может привести к недопониманию, вот почему культурный аспект иноязычного образования так важен.
По Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), изучение иностранных языков на этапе основного общего образования должно обеспечить не только формирование коммуникативной компетенции, как совокупности навыков в говорении, аудировании, чтении и письме, но и приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами, а также развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета [ФГОС Основное общее образование...]. Следовательно лингвострановедение является обязательным элементом современной образовательной программы, но учебные пособия зачастую не располагают достаточным количеством заданий для адекватного формирования и развития лингвострановедческой компетенции.
Более того, если брать во внимание тот факт, что лингвострановедческие знания включают в себя также безэквивалентные культурные феномены, такие как лакуны и реалии, использование аутентичных текстов в процессе развития лингвострановедческой компетенции вполне обоснованно, в особенности в основной и старшей школе, когда обучающиеся обладают достаточным уровнем языка для их понимания. Несмотря на это, в большинстве УМК большая часть материалов представлена в адаптированном виде или же содержит устаревшую информацию.
Требования, предъявляемые к современному иноязычному образованию, совершенствуются согласно изменениям, происходящим в мире; иноязычная культура, как аспект преподавания иностранных языков занимает важное место в образовательном процессе, но при этом присутствует проблема недостаточности учебного страноведческого материала. В то же время, существуют аутентичные ресурсы, представляющие потенциальную ценность в освоении лингвострановедческой компетенции на школьном уровне - иноязычные интернет блоги, которые уже внедряются в иноязычный образовательный процесс в качестве инструмента совершенствования отдельных видов речевой деятельности. Однако применение иноязычных интернет блогов в области лингвострановедения на уроках английского языка в школе все еще малоизучено, что позволяет нам говорить об актуальности темы данной работы.
Объектом исследования является процесс формирования лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка в 9 классах.
В качестве предмета выступает лингвострановедческий потенциал интернет-блогов на уроках английского языка в 9 классах.
Цель исследования: продемонстрировать лингвострановедческий потенциал иностранных интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах.
Для достижения цели исследования было необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие и сущность лингвострановедческой компетенции;
2. Выявить лингвострановедческий потенциал иноязычных интернет блогов и методику их отбора;
3. Провести анализ УМК «Spotlight 9» на предмет наличия и качества лингвострановедческого материала;
4. Разработать систему упражнений по формированию
лингвострановедческой компетенции с использованием интернет блогов;
5. Продемонстрировать лингвострановедческий потенциал интернет блогов путем апробации разработанной системы упражнений на уроках английского языка в 9 классах.
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая в тебя теоретические методы, такие как анализ психолого-педагогической литературы по теме и наблюдение, а также эмпирические методы, содержащие анализ полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу работы составляют труды отечественных и зарубежных исследователей по обучению иностранному языку в школе (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов); по лингвострановедению (А.Н. Шамов, В.В. Сафонова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров); нормативные документы ФГОС основного общего образования, Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования результатов исследования в образовательном процессе в рамках основного общего образования.
Научная новизна работы состоит в разработке комплекса заданий, направленных на формирование лингвострановедческой компетенции на уроке английского языка в 9 классах по материалам современных англоязычных интернет блогов.
База исследования - подгруппа девятого класса МБОУ «Гимназия №3» Октябрьского района г. Красноярска в составе 16 человек.
Объем и структура исследования: дипломная работа включает в себя Введение, два раздела, Заключение, список использованной литературы, Приложения. Работа изложена на 70 страницах машинописного текста.
В первом разделе выпускной квалификационной работы были изучены понятия «лингвострановедение» и «лингвокультурология» и определены их различия. Лингвострановедческая компетенция была рассмотрена в качестве элемента социокультурной компетенции, была определена специфика ее формирования у обучающихся 9 класса. Также были изучены особенности интернет блогов как современного средства обучения иностранному языку и выявлен их лингвострановедческий потенциал.
Во втором разделе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели практические аспекты применения иностранных интернет блогов как средства формирования лингвострановедческой компетенции у обучающихся 9 классов: нами были определены основные принципы работы с интернет блогами на уроке английского языка и критерии отбора лингвострановедческого материала , согласно которым был отобран англоязычный аутентичный блог UK TRAVEL PLANNING. Был проведен анализ УМК «Spotlight 9» с точки зрения наличия лингвострановедческого материала. Также была разработана система упражнений по формированию лингвострановедческой компетенции с применением иноязычного интернет блога, апробированная в рамках педагогической практики. В завершении второй части нами были описаны результаты реализации разработки на уроках английского языка в 9 классе и проведен их анализ.
В основу данного исследования лег вопрос эффективности интернет блогов с целью формирования лингвострановедческой компетенции на уроках английского языка в 9 классах, для ответа на который нами был изучен процесс формирования данной компетенции.
При первоначальном ознакомлении с теоретическими основами нами были рассмотрены научные дисциплины, занимающиеся исследованием лингвострановедческой компетенции. Лингвострановедческая компетенция в свою очередь была определена как неотъемлемый элемент социокультурного аспекта иноязычной коммуникативной компетенции, установленной в качестве основной цели иноязычного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте. Было выявлено, что овладение лингвострановедческой компетенции в достаточном объеме необходимо для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, а также комфортного существования в иноязычной культурной среде.
В процессе изучения принципов формирования лингвострановедческой компетенции было решено использовать интернет блоги с целью адекватного освоения данной компетенции, в связи с чем нами были определены критерии отбора лингвострановедческого материала и проанализирован один из современных УМК - «Spotlight 9». В соответствии с выделенными критериями был выбран англоязычный блог UK TRAVEL PLANNING, по элементам которого была разработана система упражнений, дополняющая изученный УМК по соответствующим темам.
Для доказательства наличия у интернет блогов лингвострановедческого потенциала была проведена апробация системы упражнений на базе подгруппы 9 класса в рамках педагогической практики. Анализ эффективности применения блогов на уроке английского языка с целью формирования лингвострановедческой компетенции был осуществлен после проведения первичного и финального лингвострановедческого тестирования обучающихся. Сопоставив и сравнив результаты, был обнаружен заметный прогресс, что позволяет нам говорить об эффективности разработанной системы упражнений в расширении лингвострановедческих знаний. В процессе наблюдения за классом во время апробации разработки было также выявлено общее воодушевление, повышение личного интереса обучающихся к изучаемому блогу, а также другой страноведческой информации. Более того, многие обучающиеся продолжили самостоятельное изучение блога по окончании лингвострановедческого блога.
Таким образом, можно утверждать, что использование интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах с целью формирования лингвострановедческой компетенции оказывает положительное влияние на образовательный процесс в целом и на личностное развитие обучающихся, что доказывает лингвострановедческий потенциал иноязычных интернет блогов.
При первоначальном ознакомлении с теоретическими основами нами были рассмотрены научные дисциплины, занимающиеся исследованием лингвострановедческой компетенции. Лингвострановедческая компетенция в свою очередь была определена как неотъемлемый элемент социокультурного аспекта иноязычной коммуникативной компетенции, установленной в качестве основной цели иноязычного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте. Было выявлено, что овладение лингвострановедческой компетенции в достаточном объеме необходимо для осуществления эффективной межкультурной коммуникации, а также комфортного существования в иноязычной культурной среде.
В процессе изучения принципов формирования лингвострановедческой компетенции было решено использовать интернет блоги с целью адекватного освоения данной компетенции, в связи с чем нами были определены критерии отбора лингвострановедческого материала и проанализирован один из современных УМК - «Spotlight 9». В соответствии с выделенными критериями был выбран англоязычный блог UK TRAVEL PLANNING, по элементам которого была разработана система упражнений, дополняющая изученный УМК по соответствующим темам.
Для доказательства наличия у интернет блогов лингвострановедческого потенциала была проведена апробация системы упражнений на базе подгруппы 9 класса в рамках педагогической практики. Анализ эффективности применения блогов на уроке английского языка с целью формирования лингвострановедческой компетенции был осуществлен после проведения первичного и финального лингвострановедческого тестирования обучающихся. Сопоставив и сравнив результаты, был обнаружен заметный прогресс, что позволяет нам говорить об эффективности разработанной системы упражнений в расширении лингвострановедческих знаний. В процессе наблюдения за классом во время апробации разработки было также выявлено общее воодушевление, повышение личного интереса обучающихся к изучаемому блогу, а также другой страноведческой информации. Более того, многие обучающиеся продолжили самостоятельное изучение блога по окончании лингвострановедческого блога.
Таким образом, можно утверждать, что использование интернет блогов на уроках английского языка в 9 классах с целью формирования лингвострановедческой компетенции оказывает положительное влияние на образовательный процесс в целом и на личностное развитие обучающихся, что доказывает лингвострановедческий потенциал иноязычных интернет блогов.



