Проведено эмпирическое исследование среди студентов Смоленского государственного университета.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения семейных ценностей и ролевых установок 9
1.1 Сущность понятия «семейные ценности» и «ролевые установки» 9
1.2 Студенчество как социальная группа 15
1.3 Межпоколенческий анализ как метод изучения семейных ценностей и ролевых установок в студенческой среде 22
Глава 2. Социологический исследовательский проект на тему «Межпоколенческий анализ семейных ценностей и семейных ролевых установок студенчества СмолГУ и их родителей)» 30
2.1 Методологические и методические основы социологического исследования 30
2.2 Результаты социологического исследования и анализ полученных данных 36
2.3 Выводы и практические рекомендации по результатам социологического исследования 47
Заключение 55
Библиографический список 57
Актуальность темы исследования. Трансформирующаяся социальная и политическая ситуация в стране вызывает изменения в общественном сознании различных слоев населения, в том числе затрагивает и особую социально-демографическую группу, переживающую период становления социальной зрелости, наиболее мобильную, эмоциональную, аккумулирующую передовые идеи - молодежь. Происходящие в стране трансформации оказывают существенное воздействие и на социальное сознание молодежи, касаясь в том числе системы семейных ценностей и семейных ролевых установок.
С целью сбережения и популяризации традиционных семейных ценностей Президент Российской Федерации 22 ноября 2023 года подписал указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи». Поскольку в России в настоящее время остро стоит демографическая проблема, требующая разрешения, её важность для страны велика, так как она непосредственно влияет на экономику, рынок труда и безопасность государства в целом и жизни общества. Активно создаются различные социальные программы для улучшения демографической ситуации: увеличиваются выплаты материнского капитала, предоставляется льготная ипотека для молодожёнов, происходят ежемесячные выплаты пособий и другие меры.
Фундамент всей жизни человека состоит из ценностей, крепко формируемых и закрепляемых в семье с детства. Одной из таких важнейших категорий являются семейные ценности. Вхождение индивида в социум и его развитие неизменно связаны с усвоением и принятием норм и правил, установленных обществом в конкретный исторический период. Именно на базе общественных ценностей человек формирует свою систему нравственных ориентиров, влияющих на его сознание и поведение впоследствии. Семья же играет ключевую роль как первый и важнейший институт социализации для каждого нового поколения, где ребенок знакомится с социальными нормами и правилами взаимодействия, формирует первые социальные отношения, а также усваивает начальные ценности и моральные принципы.
Проблематика. Главная проблема данной темы заключается в том, что в настоящее время институт семьи и брака трансформируется очень быстро, новые поколения смотрят на вопросы семьи иначе, в доступе появилось много информации от различных психологов и других экспертов, на одно из первых мест выходит самостоятельность и самодостаточность каждой отдельной личности, в современном постиндустриальном обществе особую роль играет карьера причем как у мужчин, так и у женщин, и все это требует изучения влияния на семью, так как семья – один из самых важных институтов общества, который должен эффективно выполнять определенные функции для выживания и стабильного функционирования целого общества. В государстве проводится социальная политика, направленная на стимулирование для создания семей, вступления в брак и рождения детей, но мало внимания уделяется именно внутренней составляющей, т.е. условия для создания семьи есть, но молодые люди далеко не всегда умеют выстраивать взаимоотношения, это приводит к быстрому распаду семей, в которых страдают и сами супруги, и их дети. По статистике, в России на 10 браков приходится 7 разводов . Поэтому очень важно уделять внимание не только внешним факторам, способствующим созданию семей, но и внутренним, которые влияют на качество жизни семьи.
И одним из малоизученных аспектов этой проблемы является изучение сознания студенческой молодежи в разрезе разных поколений.
Степень разработанности проблемы. В социологии вопрос изучения семейных ценностей и семейных ролевых установок является одним из самых значимых. В зарубежной социологии над вопросом изучения ценностей в целом работали такие социологи как М. Вебер и Э. Дюркгейм – они были первыми, кто занялся обоснованием изучения и исследования этой темы, эти социологи впервые стали рассматривать общество как ценностно-нормативную систему. М. Рокич занимался разработкой методики измерения ценностных ориентаций.
Если говорить про изучение именно семейно-брачных отношений, то этой темой занимались такие социологи как Э. Гидденс и Ф. Саттон, Е.М. Черняк , А.И. Антонов , И.О. Кон, С.И. Голод, C.B. Дармодехин , В.А Сысенко и др.
Т.А. Гурко , А.И. Антонов , О.В. Митина , З.А. Янкова исследовали влияние различных социально-экономических процессов на изменение роли семьи в жизни общества в целом. Также В.А. Борисов и А.И. Антонов изучали аспект трансформации семейных ценностей на фоне изменений, происходящих в институте семьи и брака . Вместе с ними этим вопросом занимались М.С. Мацковский и др.
Тему ролевых установок в своих работах затрагивали Т. Парсонс , З.А. Янкова , Т.А. Гурко , И.М. Козина и др.
В отечественной социологии вопросы, связанные с семейными ценностями именно молодежи, изучали А. Вишневский , Н. Зоркова , А. Ковалева , Ю. Вишневский и др.
В рамках социологического анализа В.Т. Лисовский углубленно изучал сферу семейных ценностей, реализуя многочисленные исследования и работы, посвященные этой тематике. Д.В. Медкова также занималась изучением семейных ценностей, разработав их классификацию.
В 2009 году в МГУ был запущен проект, автором которого выступила Н.С. Григорьева, посвященный изучению семейных ценностей студенческой молодежи, и названный «Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи». Н.С. Григорьева систематизировала и объединила результаты различных исследований, связанных с этой тематикой.
В настоящее время известная исследовательская организация ВЦИОМ активно занимается проведением научных изысканий на тему семейных ценностей у различных социальных групп.
Несмотря на достигнутые результаты в научных исследованиях данной проблемы, некоторые её аспекты требуют дальнейшего изучения.
Цель данной работы – изучение семейных ценностей и семейных ролевых установок у студенческой молодежи посредством межпоколенческого анализа и составление практических рекомендаций для структурных подразделений СмолГУ с целью формирования и сохранения важных семейных ценностей у учащихся, а также развития у них навыков необходимых для построения крепкой и благополучной семьи.
Объект исследования – семейные ценности и семейные ролевые установки.
Предмет исследования - межпоколенческий анализ семейных ценностей и ролевых установок студенческой молодежи (на примере студентов СмолГУ и их родителей).
Для достижения цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
1. Изучить сущность понятия «семейные ценности» и «ролевые установки».
2. Рассмотреть студенчество как социальную группу.
3. Изучить процесс межпоколенческого анализа как метода изучения семейных ценностей и ролевых установок.
4. Выделить методологические и методические основы социологического исследования.
5. Провести социологическое исследование и проанализировать полученные результаты.
6. Разработать практические рекомендации для структурных подразделений СмолГУ с целью привития студентам семейных ценностей и ролевых установок, а также навыков общения и взаимодействия внутри семьи.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ первоисточников и научной литературы, социологический анализ поколений;
2) эмпирические методы: анкетный опрос, межпоколенческий анализ.
Научно-практическая значимость данной работы заключается в том, что полученный в процессе исследования фактический материал может быть использован при составлении лекционных курсов, планов практических занятий по дисциплинам социология молодежи и социология семьи.
Структура работы. Данная работа представлена введением, двумя главами, в каждой по три параграфа, заключением и списком использованных источников. Объем работы 67 страниц.
В нынешнем российском обществе наблюдается ряд тенденций в развитии семейных ценностей россиян и молодежи, в том числе изменение отношения к институту семьи, родительству, процессу воспитания детей, увеличение возраста вступления в брак, внутрисемейных взаимоотношений и ряду других моментов.
Триединство родства, супружества и родительства является основой семейных ценностей. Относящиеся к супружеству ценности затрагивают брак, взаимоотношения между супругами и гендерные роли в семье. Родительство включает значимость детей, масштаб семьи (многодетность или малодетность), а также воспитание и социализацию детей. Ценности родства охватывают наличие родственников, взаимодействие и взаимопомощь между родственниками, а также ценность нуклеарной или расширенной семьи. Неоднозначное понимание сущности и структуры семейных ценностей характерно для современной науки.
Одной из ключевых сторон становления семьи как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки семейного стиля жизни, а также внутри семейных взаимоотношений, является процесс формирования ролевой структуры. Роль по своей сути представляет собой «социальную функцию личности, соответствующую общепринятым нормам, манеру поведения индивидов в зависимости от их статуса и социальной позиции, а также своей функции в системе межличностных отношений».
Главной формой производства в студенческом сообществе является процесс обучения, так как объектом этого процесса выступает развитие личности и самого человека. Функционируя в системе высшего образования, студенты представляют собой социальную группу, основная задача которой заключается в подготовке к профессиональным и социальным ролям в сферах материального и духовного производства. Целенаправленная и организованная подготовка, проходящая согласно определенной программе, определяет сущность студентов, социальной мобильной группы нашего общества.
Взаимодействие между поколениями является неотъемлемой частью жизни каждого индивида, особенно активно это проявляется в рамках внутрисемейных взаимоотношений между родителями и детьми. Семья является первичной социализацией для ребенка, а соответственно от качества межпоколенческого взаимодействия зависит то, какими вырастут новые поколения, каких взглядов и ценностей они будут придерживаться.
Межпоколенческий анализ позволяет изучить динамику семейных ценностей и семейных ролевых установок у разных поколений в том числе такой социально-демографической группы как студенчество.
Для обеих групп опрашиваемых респондентов семейные ценности считаются значимой частью жизни, но для их укрепления необходима работа и студентов и родителей, чтобы число точек соприкосновения внутри этой темы в семьях увеличивалось. Проведенное исследование выявило и схожие, и различающиеся аспекты отношения к семейным ценностям и ролевым установкам у представителей двух поколений.
И не малую роль в этом процессе может сыграть ВУЗ, если в нем будут проводиться определенные мероприятия для студентов, а возможно даже и для их родителей. Поэтому на основе проведенного исследования удалось составить ряд практических рекомендаций для структурных подразделений СмолГУ, которые направлены на сохранение важнейших семейных ценностей у студентов и привитие навыков, необходимых для выстраивания крепкой семьи и качественных взаимоотношений внутри семьи.
1. Ачгильдеева, Е.Ф. Методические проблемы изучения стабильности брака / Е.Ф. Ачгильдеева ; Автореф. дисс .канд. психол. Наук. М: 2015. – 118с. - Текст : непосредственный.
2. Антонов А. И. Удовлетворенность жизнью, семья и брак в России и Европе // А. И. Антонов, О. Л. Лебедь, А. А. Соколов, Мониторинг общественного мнения: эконо-мические и социальные перемены. 2010. Nº 3 (97). – С. 64-72. - Текст : непосредственный.
3. Антонов А. И., Кризис семьи и пути его преодоления. / А. И. Антонов, В. А. Борисов, М.: ИС АН, 1990. – 210с. - Текст : непосредственный.
4. Антонов А.И. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы. / А.И. Антонов, М.: Наука, 1990. – 128с. - Текст : непосредственный.
5. Антонов А.И. Социология семьи. / А.И. Антонов, В.М. Медков, М.: изд-во МГУ, изд-во Международного бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. – 166с. - Текст : непосредственный.
6. Белобрыкина, О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности / О.А. Белобрысина. - Автореф. канд. психол. наук - Н., 2020. – 160с. - Текст: непосредственный.
7. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 2016. – 422с. - Текст: непосредственный.
8. Берн Ш. Гендерная психология. / Ш. Берн, СПБ., 2001. – 320с. - Текст : непосредственный.
9. Бодалёв, А.А. Психология и педагогика / А.А, Бодалёв. - Учебное пособие. 4-е изд., Изд.: Института психо-ии., 2019. – 347с. - Текст : непосредственный.
10. Бороздина, JI.B. Теоретико-экспериментальное изучение самооценки / Л.B. Бороздина; автореферат дисс. докт. психол. наук. М.: МГУ, 2014.- 10с. - Текст : непосредственный.
11. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний / Л.В. Бороздина // Учебное пособие. - М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 2014 . – 141с. - Текст : непосредственный.
12. Валиуллина, А. Ф. Отношение к браку глазами современной молодежи / А.Ф. Валиуллина, А.И. Кислова // Молодой ученый. 2019. — №11. 762с. - Текст : непосредственный.
13. Васильченко, Г.С. Любовь, брак, сексуальное партнерство /Г.С. Васильченко, Ю.А. Решетник. - М.: Медицина, 2020. – 128с. - Текст : непосредственный.
14. Васягина, Н. Н. Диагностика и коррекция самосознания матери [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2020. - 167с. - Текст : непосредственный.
15. Вебер М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М., 1990. – 241с. - Текст : непосредственный.
16. Вишневский А.Г. Эволюция российской семьи / А.Г. Вишневский, Экология и жизнь, 2008. No7. – 11с. - Текст : непосредственный.
17. Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко, Социологические исследования. 2009. No4. – С. 117-123. - Текст : непосредственный.
18. Вишневский Ю.Р., Социология молодёжи / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ-УПИ», 2006. – 430с. - Текст : непосредственный.
19. Вишневский Ю.Р., Ячменева М.В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области). Образование и наука. 2018. – 141с. - Текст : непосредственный.
20. Гидденс Э., Саттон Ф. Основные понятия в социологии. — М.: Издат. дом Высшей шк. экономики, 2018. – 197с. - Текст : непосредственный.
21. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика / В. Е. Гмурман. – М.: Высшая школа, 2022. – 405с. - Текст : непосредственный.
22. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. СПб: Питер, 2021. – 325с. - Текст : непосредственный.
23. Григорьева Н.Г. Семейные стратегии современной российской студенческой молодежи. Решение конфликта «работа –семья» / Н.Г. Григорьева, - М., 2009 г. – 121с. - Текст : непосредственный.
24. Громов И. А. Западная социология. / И. А. Громов, И. А. Мацкевич, В. А. Семёнов. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. – 537с. - Текст : непосредственный.
25. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко Социологические исследования. 1995. - №10. – С. 100-112. - Текст : непосредственный.
26. Гурко Т.А. Ролевые ожидания молодых супругов в различных типах семей / Т.А. Гурко, Семья в представлении современного человека. М.: Институт социологии АН СССР, 1990. – 56с. - Текст : непосредственный.
27. Дармодехин С В. Проблемы семьи и семейной политики / С В. Дармодехин, Е В. Елизаров, Социально-политический журнал. 1994. - №10. – С. 43-53. - Текст : непосредственный.
28. Дмитриенко, А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни / А.К. Дмитриенко: Автореф. На соиск. Уч. Степ. Психол. Наук - Киев,2019. – 21с. - Текст : непосредственный.
29. Дубовицкая, Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. - 2021. - №2. – 86с. - Текст : непосредственный.
30. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Э. Дюркгейм, Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. – 72с. - Текст : непосредственный
31. Жолудева, С. В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак /С.В. Жолудева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2019. 276с. - Текст : непосредственный.
32. Захарова, Г.И. Психология семейных отношений / Г.И. Захарова: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2021.– 63с. - Текст : непосредственный.
33. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э.Ф. Зеер, И.И. Хасанова. - Екатеринбург: Изд-во Рос.Гос.проф.-пед.университета, 2022. – 158с. - Текст : непосредственный.
34. Зеленский, В. Словарь аналитической психологии / В. Зеленский. – М.: Высш. шк., 2020. – 120с. - Текст : непосредственный.
35. Зиммель, Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Зиммель, Г. Избранное: В 2 т. М.: Юрист, 2022.- Т.2.- 301с. - Текст : непосредственный.
36. Зоркова Н.А. Доходы молодой семьи / Н.А. Зоркова, Молодая семья и реализация активной социальной политики в регионе. Свердловск, 1990. – 95с.
37. Зудилина, И.Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям / И.Ю. Зудилина. Автореферат дисс. канд. пс. н.- Самара, 2015. – 24с. - Текст : непосредственный.
38. Изучение ценностных ориентаций Рокича – URL: https://psytests.org/life/rokeach.html (дата обращения: 22.05.2024)
39. Иконникова С. Н. И42. История культурологических теорий. — 2-е изд., переработанное и дополненное. / С. Н. Иконникова, — СПб.: Питер, 2005. – 474с. - Текст : непосредственный
40. Калмыкова, Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни / Е.С. Калмыкова // Вопрос психологии. 1983. № 3. – С. 43-49. - Текст : непосредственный. - Текст : непосредственный.
41. Калягина, Е.А. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / Е.А. Калягина.- Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2022.- 200с. - Текст : непосредственный.
42. Кериг, П.К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и поведение детей / П.К. Кериг // Вопросы психологии. -2023. - № 1. – С. 158-164. - Текст : непосредственный.
43. Кетова Н.А. Роль дисциплины «семьеведение» в профессиональном становлении специалиста социальной работы / Н.А. Кетова, Коллекция гуманитарных исследований. 2021. №4 (29). –155с. - Текст: непосредственный
44. Кириленко, М. Вступление в брак: мотивация и прогнозы / М. Кириленко, Я. Яценко, Зеркало недели. - 2022. - №37 (512). – 86с. - Текст: непосредственный.
45. Ковалева А.В. Динамика семьи в социологическом обозрении / А.В. Ковалева, П.П. Лях, Вестник Тихоокеанского государственного университета.2009.No 1 (12). ¬– 224с. - Текст : непосредственный
46. Козина И.М. Что определяет статус «кормильца» семьи? / И.М. Козина, Социологические исследования. 2000. № 11. – С. 43-57. - Текст : непосредственный
47. Колесов, Д.В. Общество (психология связей и отношений) / Д.В. Колесов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2021.- 768с. - Текст : непосредственный. - Текст : непосредственный
48. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии / И.С. Кон // Психол. ж - л., 1981 .- Т.2, № 3. – С. 54-58. - Текст : непосредственный.
49. Кратохвил, С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил. М., 2021. - 321с. - Текст : непосредственный.
50. Крейк, А.И. Отношение и отношения как следствие и проявление взаимодействий в социуме / А.И. Крейк, А.С. Коломенская, Е.В. Комф// Фундаментальные исследования. – 2020. – № 12-11. – С. 2496-2500. - Текст : непосредственный.
51. Кришталь, В.В. Сексуальная дисгармония супружеской пары / В.В. Кришталь, Г.П. Андрух.- Х.: НПФ «Велес», 2019.- 112с. - Текст : непосредственный.
52. Лапин, А.К. Взаимосвязь самооценки и профессиональной направленности студентов-психологов. Автореферат дисс. канд. пс. н.- Омск, 2021. – 112с. - Текст : непосредственный.
53. Лийк К. Интимность и взаимоотношения в семье / К. Лийк, Т. Нийт. - В кн.: Человек, общение и жилая среда.- Талинн: ТПИ, 2019. – 101с. - Текст : непосредственный.
54. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья / В. Т. Лисовский. – Санкт-Петербург: Наука, 2003. – 368с. - Текст : непосредственный.
55. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. / М.С. Мацковский, - М., 1989. – С. 7-24. - Текст : непосредственный.
56. Медкова Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа / Д.В. Медкова, Ломоносовские чтения 2003 г. Студенты. Том No2. – С. 67-96. - Текст : непосредственный.
57. Митина O.B. Женское тендерное поведение в социальном и кросскультурном аспектах / O.B. Митина, Общественные науки и современность. -1999. -№3. – 191с. - Текст : непосредственный.
58. Минухин С., Семьи и семейная терапия / С. Минухин, М., 1974. – 65с. - Текст : непосредственный.
59. Мюриэл Д. Брак и любовь / Дж. Мюриэль М., Прогресс, 1985. – 192с. - Текст : непосредственный.
60. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. – 428с. - Текст : непосредственный.
61. Науменко, Ю.В. О воспитание профессиональной направленности личности учащихся / Ю.В. Науменко// кн. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2015. – 76с. - Текст : непосредственный.
62. Окурина, И.Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности / И.Г. Окурина // Вестник Московского Университета. Психология - 2021. - №1 – С. 40-53. - Текст : непосредственный.
63. Олейник, Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье / Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. 2020. Т. 7. № 2. – С. 65-76. - Текст : непосредственный.
64. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2020. - 360с. - Текст : непосредственный.
65. Парсонс Т. Новый аналитический подход к теории социальной стратификации / Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. - 322с. - Текст : непосредственный
66. Парсонс Т. Американская семья: ее отношения с личностью и социальной структурой / Т. Парсонс, Южно-российский журнал социальных наук. 2006. №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskaya-semya-ee-otnosheniya-s-lichnostyu-i-sotsialnoy-strukturoy (дата обращения: 08.05.2024).
67. Панкевич, Л.М. Основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии / Л.М. Панкевич.- Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2021.- 115с. - Текст : непосредственный.
68. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М, 1981.- №1. – 279с. - Текст : непосредственный.
69. Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии / Ю.П. Платонов.- СПб.: Речь, 2021. – 585с. - Текст : непосредственный.
70. Райгородский, Д.Я. Психология семьи. Учеб. Пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2022. – 752с. - Текст : непосредственный.
71. Роль семейная – URL: https://vocabulary.ru/termin/rol-semeinaja.html (дата обращения: 22.05.2024)
72. Русских, Е. И. Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи / Е. И. Русских. Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2016, № 17 (121). – 10с. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33555/ (дата обращения: 07.05.2024).
73. Рубин Б. Студент глазами социолога. / Б. Рубин, Ростов н/Д, 1969. 277с. - Текст : непосредственный.
74. Реан, А. Психология человека от рождения до смерти / А. Реан. М.: Просвещение, 2015. – 435с. - Текст : непосредственный.
75. Росстат - URL: https://fedstat.ru/indicator/33553 https://fedstat.ru/indicator/33554 (дата обращения: 22.05.2024)
76. Семашко А. Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. / А. Н. Семашко, – Киев : Выща школа, 1977 . – 157с. - Текст : непосредственный
77. Семья как ценность – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/semja-kak-cennost. (дата обращения: 22.05.2024)
78. Семейные ценности – URL: https://vocabulary.ru/termin/semeinye-cennosti.html (дата обращения: 22.05.2024)
79. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2022. – 350с. - Текст : непосредственный.
80. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Дж. Клинз. - М.: Прогресс, 2020. - 352с. - Текст : непосредственный.
81. Смирнова, Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2015. - №6. – С. 5-16. - Текст : непосредственный.
82. Смирнова, Е.О. Указ.соч./ Е.О. Смирнова. – 6с.; Колесов, Д.В. Указ.соч. – 32с.
83. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, И.В. Солодникова, В.В. Солодников, В.Н. Казанцев и др.; под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Академия, 2022. – 600с. - Текст : непосредственный.
84. Студенчество. – URL: https://voluntary.ru/termin/studenchestvo.html (дата обращения: 22.05.2024)
85. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков. – М.: Академический Проект, ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2021. – 447с. - Текст : непосредственный.
86. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко. М.: Академия, 2021. – 210с. - Текст : непосредственный.
87. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. / В.А. Сысенко, - М.: 1983. - 175с. - Текст : непосредственный
88. Крысько, В.Г. Социальная психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.Г. Крысько. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012.- 79с. - Текст : непосредственный.
89. Флюгель, Д.К. Психоаналитическое исследование семьи / Д.К. Флюгель. 2022. – 52с. - Текст : непосредственный.
90. Фуко, М. История сексуальности / М. Фуко // III. Забота о себе. // Клев; М., 2014. – 288с. - Текст : непосредственный.
91. Черняк Е. М. Социология семьи : учебное пособие / Е. М. Черняк. - 3-е изд.,перераб. и доп.. - М. : Дашков и К, 2004. - 238с. - Текст : непосредственный
92. Харчев, А. Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа / А.Гю Харчев // Социол. исследования. - 2020. -№ 3. – С. 90-93. - Текст : непосредственный.
93. Харчев А. Г. Современная семья и ее проблемы (социальнодемографическое исследование). / М. С. Мацковский, А. Г. Харчев, М., 1978. – 224с.
94. Хъелл, Л. Теории личности (основные положения, исследования и применение) / Л. Хъел, Д. Зиглер. СПб.: Питер-Пресс, 2014. – 402с. - Текст : непосредственный.
95. Целуйко, В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015 г.– 288с. - Текст : непосредственный.
96. Шапиро, Б.Ю. От знакомства - к браку / Б.Ю. Шапиро. - М.: Просвещение, 2021. – 62с. - Текст : непосредственный.
97. Шафажинская, Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза / Н.Е. Шафажинская. - М.: Просвещение, 2022. – 153с. - Текст : непосредственный.
98. Шибутани, Т. Я - концепция и чувство собственного достоинства / Т. Шибутани // Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – С. 222-231. - Текст : непосредственный.
99. Шибутани Т. Социальная психология/ Т. Шибутани. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 544с.
100. Шилова, Л.С. Характер проведения семейного досуга и удовлетворённость браком. В сб.: Стабильность семьи как социальная проблема/под ред. З.А. Янковой. - М., 2014. – С. 129-135. - Текст : непосредственный.
101. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. – 656с. - Текст : непосредственный.
102. Янкова З А. Семья как базисная подсистема общества: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра социологич. наук: 22.00.06 / Рос. ин-т культурологии. Рос. академия наук. М., 1995. – 42с.
103. Янкова З.А. Мужчины и женщины в семье. / З.А. Янкова, М., 1983. – 80с.
104. Янкова З. А. О бытовых ролях работающей женщины (к проблеме осуществления фактического равенства женщины с мужчиной) / З. А. Янкова, Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970. – 101с.
105. Bird С. The sex map of the world // Carskof M. H. (ed.) Roles women play. California, 2001. P. 39—57.
106. Col ley Ch. Primary Groups / Cooley Ch. Social Organization. Cilencoe, 1956. P. 23-31.
107. Razmjouyi M., Refahi Z., Sohrabi N. Investigation of the Mediating Role of Self-Assertiveness in the Relationship Between Cognitive Emotion Regulation and Marital Adjustment. Science and Education. 2017. №1. P. 49–54.