Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста

Работа №166292

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 14
1.1. Коммуникативные потребности как психолого-педагогический феномен
Вывод по параграфу
1.2. Возрастные характеристики развития коммуникативных потребностей детей
раннего возраста
Вывод по параграфу
1.3. Родительское отношение: общие характеристики в контексте развития
коммуникативных потребностей детей раннего возраста
Вывод по параграфу
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 60
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА .. 62
2.1. Характеристика методов исследования влияния родительского отношения на
развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста
Вывод по параграфу
2.2. Выявление влияния родительского отношения на развитие коммуникативных
потребностей детей раннего возраста: эмпирический материал
Вывод по параграфу
2.3. Психолого-педагогические мероприятия поддержки семей с детьми раннего
возраста
Вывод по параграфу
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
ЛИТЕРАТУРА 102
ПРИЛОЖЕНИЯ 106


Актуальность темы исследования обусловлена потребностями общества в разработке проблем формирования родительского отношения. В настоящее время в России в условиях социально-экономического кризиса происходит изменение отношения людей к семейным традициям и ценностям, родительскому отношению. Фиксируется большое количество разводов и, как следствие, проживание детей в неполных семьях, либо с не родными родителями, не испытывающими чувств любви к подрастающему поколению. Трудности встречаются и в полных семьях, где воспитательный процесс происходит без учета возрастных потребностей детей. Это все чаще приводит к проблемам межличностного характера и появлению у родителей неадекватного родительского отношения к ребенку, влияющего на социализацию и развитие его личности.
При анализе практической деятельности с семьей, исследователями отмечается большое количество запросов, связанных с психологическими проблемами в отношениях родителей и детей, приводящих к различным деформациям детской личности. Появляются нарушения аутоподобного характера, накладывающие отпечаток на формирование коммуникативных потребностей детей, что влияет на интеграцию ребенка в социум. Отмечено, что причинами нарушений могут являться: сокращение времени и ухудшение качества детско-родительского общения, снижение социального контроля и заботы о ребенке, в основе которых лежит нарушение родительского отношения к ребенку.
Актуальность данной проблемы отражена в Концепции развития ранней помощи в РФ на период 2020 года, направленной на оказание помощи семьям с детьми от 0-3 лет. Данный документ утвержден Правительством Российской Федерации 31.08.2016г. и его появление сигнализирует о наличии большого количества фактов ненадлежащего сопровождения своих детей, в том числе раннего возраста. Следовательно, в России в целом назрела ситуация, которая подтолкнула Правительство к принятию данного документа.
При изучении статистических данных было обнаружено, что за последние 5 лет произошло увеличение количества детей-инвалидов, что составляет около 2% детского населения. Наиболее часто встречаются психические расстройства и расстройства поведения (22,8%), врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения (20,6%), болезни нервной системы (20%). По мнению ученых, большую значимость для развития личности в целом имеет ранний возраст от 1-3 лет, когда происходит скачкообразное, быстрое развитие различных сфер. При этом важно обратить внимание на то, что может способствовать более успешному их развитию, а что тормозит и препятствует. Авторы утверждают, что близкое окружение ребенка в данном возрасте является для него основной средой, позволяющей полноценно развиваться. В случае неверной стимуляции тех или иных функциональных сфер в развитии ребенка могут появляться отставания в развитии, а при усугубленных обстоятельствах может возникнуть вероятность, приводящая к задержке развития, а далее к инвалидности. В связи с этим появляется потребность в изучении влияния родительского отношения на развитие коммуникативной потребности детей уже с раннего возраста.
Взаимодействие ребенка с родителями является самым первым опытом общения в новом для него мире. При этом близкие люди играют ведущую роль, и от них зависит, как сложатся отношения ребенка с другими людьми. В ходе воспитательного процесса родители должны осуществлять постоянный контакт с ребенком и через него формировать социально приемлемые способы поведения и помогать ему выстраивать контакты со всеми окружающими его людьми. Низкий уровень психолого¬педагогической грамотности родителей, использование ими негативных воспитательных способов из своего детства, семейные конфликты, непоследовательность в системе поощрений и наказаний становятся психотравмирующими факторами для ребенка, который не может принять все это, но и не может противостоять этому. Отсутствие личной заинтересованности родителей не позволяет им проанализировать и понять негативные стороны собственного взаимодействия с ребенком и как результат - осуществить активное включение в психолого-педагогическую работу по оптимизации детско-родительских отношений и повышению родительских компетентностей.
Психологи подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка. В зависимости от уровня воспитательных возможностей семьи должны определятся виды поддержки и социально-психологической коррекции нарушений родительского отношения. Опираясь на социально¬психологической подход к пониманию родительского отношения и на анализ научной литературы можно определить понятие социально-психологической поддержки как вида психологической помощи, оказываемой психологом семье, направленной не столько на исправление нарушений родительского отношения, влияющего на функционирование личности ребенка раннего возраста, сколько на предупреждение негативных влияний родителей на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
В соответствии с этим актуализируются задачи научного обоснования и методической разработки средств и способов социально-педагогической поддержки семьям по развитию коммуникативных потребностей ребенка раннего возраста. В настоящее время созданы научные предпосылки для решения данных задач.
Степень изученности проблемы.
Проблема родительского отношения активно обсуждается отечественными исследователями А.Я. Варга, Н.Н. Архиреевой, А.С Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллеомр, Т.В. Брагиной, В.И. Гарбузовым, Е.А. Савиной, Р.В. Овчаровой. Дается определение понятия «родительское отношение», рассматривается его структура такими авторами, как А.С. Спиваковской и Р.В. Овчаровой. Интенсивно исследуются неадекватные родительские позиции А.И. Захаровым, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллером и А.Е. Личко.
Такие авторы, как А. Бандура, Л.И. Божович, Дж. Боулби, Э. Бронфенбреннер, Д. Винникотт, Л.С. Выготский, М. Клейн, П. Криттенден, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А. Фрейд, М. Эйнсворт, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Т. Хелльбрюгге рассматривали семью, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяющее его потребности.
Труды отечественных и зарубежных исследователей (Д. Баумринд, А.Я. Варга, А.Е. Личко, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис), занимающихся разработкой критериев выделения типов воспитания, позволяют утверждать, что уровень развития детей во многом зависит от родительского стиля общения с ними.
Огромный фактический материал о развитии ребенка в раннем возрасте был собран известными психологами, лингвистами, педагогами Ж. Пиаже, Н.А. Менчинской, А.Н. Гвоздевым, В.С. Мухиной, Д.Б. Элькониным, Н.М. Аксариной и др. Все они отмечают значимость и необходимость ранней работы с маленькими детьми. И это не случайно, ведь ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно - познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
Анализируя пособие С. Н. Теплюк «Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет», отмечено, что уже в 1912 г. В. М. Бехтереву удалось убедительно доказать, что недостаточное внимание к «возрасту первого детства» губительно для дальнейшего физического и нравственного развития ребенка. Н. И. Касаткин в своих исследованиях выявил, что процесс созревания зрительных, слуховых и двигательных реакций ребенка происходит в результате их функционирования в ответ на раздражения внешней среды. Н. М. Щелованов открыл, что функции полушарий головного мозга не фиксированы наследственно, а развиваются на протяжении жизни под влиянием внешних и внутренних раздражителей. В результате взаимодействия с окружающей средой в первые три года жизни ребенка особенно интенсивно развиваются функции коры головного мозга. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослому. Приоритет в воспитании малыша остается за семьей, так как с момента рождения при тесном эмоциональном контакте с матерью у младенца формируется чувство защищенности, базисное доверие к миру.
По мнению Д.И. Фельдштейна, проблема отношений взрослых и детей в настоящее время приобрела особую остроту и значимость. Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители активно передают эту важнейшую функцию в руки других людей (педагогов, психологов), родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс, в результате часто «атрофируется» их ответственное отношение к детям.
Анализ научных трудов, и представленной в них практики воспитания детей в семье, позволяют сформулировать ряд противоречий. С нашей точки зрения наиболее явно выраженными являются противоречия между:
- усиливающейся с возрастом потребностью ребенка во внимании и непрерывным ослаблением необходимой заботы со стороны взрослых, в том числе родных людей в связи с усложнением социальной ситуации. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечении своих детей, они не реализуют возможности гармоничного взаимодействия с ними, что приводит к возникновению у детей чувства одиночества, доходящее до отчаяния, растет цинизм, нивелируется уважение к важнейшим человеческим ценностям.
- повышением уровня образованности населения, в том числе и родительской компетентности и отсутствием готовности их применять в процессе воспитания собственных детей. Отмечается парадокс, который заключается в образованности родителей и возникновении множества вредностей внутрисемейных отношений, отрицательно влияющих на развитие ребенка. Как писала Лисина, стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение.
- возможностью родителей удовлетворять коммуникативные потребности ребенка (послеродовой период, включающий в себя декретные отпуска по уходу за детьми, позволяют мамам осуществлять необходимый уход за маленькими детьми) и отсутствием специальных знаний в данной области, что связано с недостаточным их просвещением и межпоколенным опытом. Фактически родители не замечают данные потребности и не подкрепляют их, что приводит к деформации семейного общения, отчуждению детей от семьи.
На сегодняшний день существует множество отечественных и зарубежных работ, посвященных детско-родительским отношениям, но проблема применения данных разработок и достижений остается не решенной. Предположительно, если опираться на социально¬психологический подход, представленный такими авторами, как Андреева Г.М., Парыгин Б.Д., Новиков В.В., Мясищев В.Н. и др., то можно разработать структуру психолого-педагогической работы, способствующей формированию родительского отношения, позитивно влияющего на развитие коммуникативных потребностей ребенка раннего возраста.
Таким образом, отмеченные противоречия позволили обозначить проблему: каким образом родительское отношение влияет на коммуникативные потребности детей раннего возраста и какое содействие необходимо семье для результативности данного процесса. Следовательно, тема диссертационной работы: исследование влияния родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Цель исследования: изучить влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Объект исследования: развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Предмет исследования: влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей ребенка раннего возраста будет более результативным, если на теоретическом и эмпирическом уровнях изучить общие характеристики родительского отношения к развитию коммуникативных потребностей детей раннего возраста и с учетом этого включить семью в программы раннего вмешательства.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Изучить коммуникативные потребности как психолого¬педагогический феномен.
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития
коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
3. Проанализировать общие характеристики влияния родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
4. Изучить родительское отношение к коммуникативным потребностям детей раннего возраста и уровень проявления данных потребностей у детей.
5. Разработать индивидуально-ориентированный план семьи по изменению родительского влияния на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- социально-психологический подход к исследованию
межличностных отношений, отражающий принципы детерминизма и системности в психологии: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский;
- основные положения современной психологии семьи, анализирующие взаимоотношения родителей и детей на основе принципов детерминизма, системности и развития: Т.В. Архиреева, О.А. Белобрыкина, К.Н. Белогай, Т.В. Брагина, Т.П. Гаврилова, В.И Гарбузов., В.М. Даринская., Х. Джайнот, А.Н. Евсеева, Ю.В. Евсенкова, Н.С. Ефимова., С.С. Жигалин, А.И. Захаров, М. Земска, М.В. Зиновьева, Р.Р. Калинина, Е.А. Костицына, Н.А. Минина, И.С. Морозова, Н.Н. Посысоева, Е.А. Савина, Е.О. Смирнова, Е.Н. Спирева, В.В. Столин, А.В. Усова, Д.И. Фильдштейн, В.М Целуйко, Л.П. Чекалина, И.В. Шаповаленко, А.А Шведовская, Л.Б. Шнейдер, М. Швейцар, Т.В. Шинина;
- системный подход к феномену родительства: А.Я. Варга, Т.А. Гурко, Е.А. Захарова, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер;
- основные положения исследования родительской позиции в отечественной и зарубежной психологии, базирующиеся на принципах детерминизма и развития: Т.В. Архиреева, В.М. Даринская, М. Джеймс, М.О. Ермихина, С.С. Жигалин, М. Земска, Р.Р. Калинина, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Е.А. Савина, А.А. Чекалина, О.В. Шапатина;
- основные положения отечественных и зарубежных исследователей по вопросам семейной психотерапии, коррекции и консультирования, в основе которых принципы детерминизма, развития, системности и личностного подхода: Ю.Е. Алёшина, Т.О. Арчакова, Д.В.
Виникотт, К. Витакер, А.Н. Елиаров, Н.С. Ефимова, О.А. Карабанова, Р. Кочюнас, С. Кратохвил, С. Кратохвил, К. Маданес, И.М. Марковская, Г. Навайтис, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, Е.Г. Розанова, В Сатир, Н.Ю. Синягина, М.И Смирнова, В.В. Столин, В.А. Смехов, И.К. Фридман, А.А. Шведовская, Э.Г. Эйдемиллер.
Методы исследования:
- Теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по исследуемой проблеме.
- Эмпирические: анкетирование, метод опроса, тестирование.
Методики исследования.
Для обследования родителей использовались следующие методики:
1. Беседа - блок вопросов, содержащий основные биографические данные исследуемой семьи, запрос родителя по проблемам ребёнка.
2. Тестирование:
2.1. Опросник «ОРО», разработанный (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2.2. Стандартизированное наблюдение за поведением родителей (А.М. Казьмина, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминовой).
3. Родительское сочинение на тему «Мой ребёнок» (В.В. Столин).
Для обследования детей были использованы следующие методики:
1. Диагностические опросники KIDs/ RSDI.
2. Включенное наблюдение, наблюдение за игровой деятельностью ребёнка.
3. Диагностика «Выявление наличия у ребенка потребности в общении» (М.И. Лисина).
4. Диагностика развития общения детей раннего возраста со взрослым (Е.О. Смирнова).
База исследования: Исследование проводилось на базе Центра семьи «Зеленогорский» г.Зеленогорска.
В исследовании принимали участие б семей с детьми раннего возраста в возрасте 1,8-2 лет.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании и конкретизации понятий родительское отношение, коммуникативные потребности детей раннего возраста, сопровождение семей при изменении родительского отношения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке индивидуально-ориентированной программы семьи, составлении методических рекомендаций по психолого-педагогическому изменению родительского отношения на основе цикла комплексных мероприятий. Результаты исследования могут быть использованы для подготовки методического пособия по психолого-педагогическому изменению родительского отношения к детям раннего возраста.
Положения, выносимые на защиту:
1. Родительское отношение - это педагогическая социальная установка по отношению к детям, в том числе, являющаяся фактором, влияющим на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи при изменении родительского отношения - комплекс мер, направленных на исправление нарушений родительских отношений, влияющих на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
3. Индивидуально-ориентированная программа сопровождения семьи при изменении родительского отношения включает в себя следующие компоненты: мотивационно-ценностный; содержательный; результативно-оценочный.
4. Неадекватность родительского отношения характеризуется: неспособностью родителя адекватно воспринимать и оценивать своего ребенка, не поощряющего самостоятельность и инициативность малыша, навязывание родителем своей воли, без учета мнения ребенка.
5. Методические рекомендации организации психолого-педагогического сопровождения включают в себя цикл семинарских занятий с элементами тренинга, индивидуальные занятия с просмотром видеоматериала, созданного в ходе занятий со специалистом или в домашних условиях родителями, родительские группы, детско-родительские группы основным содержанием которых являются коммуникативные игры с детьми.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена теоретико-методологической обоснованностью программы исследования, логикой научного исследования; применением комплекса научно обоснованных и взаимодополняющих методов, выбором валидных и надежных методик эмпирического исследования, адекватных его предмету и задачам; чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; сочетанием качественного и количественного подходов к анализу полученных результатов, использованием современных методов математико-статистической обработки эмпирических данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством проведения автором стажировочных площадках по раннему вмешательству, организованных в Центре семьи «Зеленогорский»; имеется одобренный к финансированию грат на организацию сопровождения семей с детьми раннего возраста, акт о внедрении в работу учреждения направления по работе с семьями, имеющими детей раннего возраста, по теме исследования выступление на семинаре. Всего имеется 3 публикации, по теме исследования имеется 1 публикация автора.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержит приложение. Объем основного текста 105 страниц. Библиография насчитывает 42 наименования. Работа содержит 10 приложений. Общий объем магистерской диссертации 119 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интеграция ребенка в общество происходит под влияние различных факторов, одним из которых является родительское отношение. Не все родители успешно справляются со своими родительскими функциями, что влечет за собой возникновение проблем у детей в развитии общения, в том числе коммуникативных потребностей. В качестве основных причин выступают недостаточность родительских знаний об особенностях детей данного возраста, неумение оценить возникающие потребности ребенка, осуществление неверного эмоционального реагирования. Все это позволяет говорить о важности оказания психолого-педагогического содействия семьям по формированию родительского отношения. Причем работу необходимо начинать с семьями на этапе подготовки к материнству и отцовству.
В связи с анализом научной литературы по изучению влияния родительского отношения на уровень коммуникативных потребностей детей раннего возраста исследование было построено с учетом следующих этапов:
первый этап - поисковый был направлен на проведение анализа и систематизации эмпирического материала исследований и научных публикаций, с целью формулирования проблемы исследования, что позволило выдвинуть гипотетические положения и определить логику проведения исследования;
второй этап - теоретический, способствовал разработке теоретических оснований и методологических подходов к исследованию родительского отношения и его влияния на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста на основе теоретического анализа и синтеза отечественной и зарубежной научной литературы. В результате описано теоретико-методологическое обоснование влияния родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста и выбраны соответствующие критерии изменения родительского отношения;
третий этап - позволил осуществить подбор форм и видов деятельности для создания условий с целью изменения родительского отношения и фиксации изменений уровня коммуникативных потребностей детей раннего возраста. В результате составлен комплексный цикл
мероприятий из подобранных форм и видов деятельности, созданы условия для включения родителей в качестве партнеров в деятельность при изменении родительского отношения, составлена схема, облегчающая разработку индивидуально-ориентированной программы семьи;
четвёртый этап - экспериментальный, на котором была проведена апробация индивидуально-ориентированных программ, составленных совместно с родителями по изменению родительского отношения. В итоге осуществлена систематизация полученных результатов и подтверждено влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста.
Проведенное нами исследование подтверждает результативность раннего вмешательства в семью, где наблюдаются явно выраженные проблемы родительского отношения к воспитанию детей раннего возраста. Данное исследование поможет нашему учреждению осуществлять задачи, поставленные в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В ходе исследования изучен компонент «родительское отношение», и мнение ведущих психологов, о том, что он может изменяться и приобретать иные черты под воздействием различных событий. Родительство как родительское отношение раскрывается Р.В. Овчаровой и связывается с особенностями восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков. Родительское отношение является многомерным образованием, в структуре которого выделяются четыре образующих: интегральное принятие или отвержение ребенка; межличностная дистанция («симбиоз»); формы и направления контроля (авторитарная гиперсоциализация); социальная желательность поведения. М.И. Лисина, рассматривая подход к общению как к коммуникативной деятельности, выдвигает четыре критерия для выявления наличия у ребенка потребности в общении: интерес и внимание ребенка к другому человеку; эмоциональное отношение к другому человеку; инициативные действия, направленные на привлечение к себе внимания партнера; чувствительность ребенка, в которой обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними. При этом ученые утверждают, что уровень развития детей во многом зависит от родительского типа общения с ними.
Базой исследования явился Центр семьи «Зеленогорский» г. Зеленогорска (Красноярский край). В исследовании приняло участие 6 семей, имеющих детей раннего возраста. Для работы с семьями была выбрана технология «Раннее вмешательство», способствующая созданию условий для того, чтобы определить тип родительского отношения и соотнести его с имеющимся уровнем развития коммуникативных потребностей своих детей. А так же в оказании помощи родителям в осознании влияния типа родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей собственных детей раннего возраста и предоставить им возможность на правах партнеров принять участие в создании индивидуально-ориентированной программы по изменению собственного родительского отношения.
В ходе обследования семей на начальном этапе предлагалось заполнить диагностические опросники KIDs/ RSDI, посетить первичный прием и пройти углубленную диагностику по определению типа родительского отношения и диагностику развития общения детей раннего возраста со взрослым.
Результаты исследования показали, что уровень родительского отношения недостаточен, и в каждой семье экспериментальной группы имелись трудности в общении детей, что выявлено в ходе диагностики и обозначено родителями. На основании результатов, полученных в процессе диагностики, был разработан цикл мероприятий в виде: индивидуальных консультаций с привлечением специалистов межведомственной команды где педагог и психолог обучали родителей распознавать сигналы, которые подает ребенок в силу своих особенностей, реагировать на инициативу, достижения ребенка и поощрять самостоятельную активность малыша; анализа видеозаписей для выявления особенностей контактов с малышом, отметить проблемные зоны и успешные моменты; комплексных групповых занятий с элементами ритуалов приветствия и прощания, игровой психотерапии, арт-методов; группового взаимодействия семей в круге (спонтанная, живая игра, эмоциональный контакт с детьми, активизация физического контакта и тепла); работа семей с методическими коробками, которые содержат в себе ряд индивидуальных заданий для каждой семьи; рефлексивного этапа, позволяющего проанализировать чувства, возникающие в процессе группового занятия; семинарных занятий с элементами тренинга эффективного взаимодействия с детьми; часов разгрузки для родителей «Релакс», «Арт-кафе», направленных на обучение родителей аутотренингу, на выявление творческого потенциала родителей. В среднем каждая семья имела возможность около 15 раз воспользоваться очными услугами специалистов.
Сравнение результатов диагностики на начало и завершение экспериментальной работы с семьей по индивидуально-ориентированной программе позволило оценить влияние родительского отношения на развитие коммуникативных потребностей детей раннего возраста. В процессе исследования было выявлено, что родители научились распознавать сигналы, посылаемы детьми, адекватно оценивать происходящие события, стали осознанно избегать неконструктивных способов взаимодействия с детьми раннего возраста, следовали правилам, ритуалам взаимодействия, регулировали характер отношений с ребенком.
В этом случае мы склонны утверждать, что применяемый нами комплекс психолого-педагогических воздействий оказывал положительное воздействие на изменение типа родительского отношения и влиял на изменения уровня коммуникативных потребностей детей раннего возраста.



1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005.-288с.
2. Боуэн М. Теория семейных систем. М.: Когито-Центр, 2005.- 496.
3. Варга Л.Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.¬144с.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: дис. ... канд. психол. Наук/А. Я. Варга - М.,1986. 206 с.
5. Варга А. Я, Смехов В.В. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей. //Вестник МГУ. -1984. -№4. с.23-36.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во «Союз», 2004. - 224 с.
7. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие/Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М.: ВЛАДОС, 2007. -301 с.
8. Гиппернейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б.Гиппернейтер. - М.: Астрель, 2007. - 186 с.
9. Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности
у ребенка раннего возраста — Москва: Медгиз, 1951. — 98 с.
10. Касаткин Н. И. Очерк развития высшей нервной деятельности
у ребенка раннего возраста — Москва: Медгиз, 1951. — 98 с.
11. Лавров Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: учебное пособие.- Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. - 129с.
12. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 320 с.
13. Лисина М. И. Влияние общения со взрослым на развитие ребенка первого полугодия жизни. — В кн.: Развитие общения у дошкольников. - М., 1974, с. 14—29.
14. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.144с.
15. Лисина, М.И., Смирнова, Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников / Р.А. Смирнова // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск, 1985.
16. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для родителей /Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб., 2002. - 198 с.
17. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 190 с., ил.
18. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. -176 с.
19. Малкова Е. Ю. Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 70-72.
20. Мотовилова, Ю.Е. Психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей в период раннего детства в контексте работы с семьей ребенка/Ю.А. Мотовилова, В.С. Новаковская //Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013.-№5. - С.138-142.
21. Мясищев, В.Н. Психология отношений: избранные
психологические труды / В.Н. Мясищев. - М.: Воронеж, 195.
22. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи)/Д.А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс,2004.-67с.
23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Высшее образование, 2007. -460 с.
24. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во института психологии, 2003. - 319 с.
25. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
26. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М.: ВЛАДОС, 2007. -301 с.
27. Применение статистических методов в психолого¬педагогических исследованиях: учебное пособие / Сост. С.В. Нужнова. - Троицк: Троицкий филиал ГОУ ВПО «ЧелГу», 2005. -120 с.
28. Родители и дети: психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 230 с.
29. Смирнова, Е.О. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова //Психолог в детском саду. - 2003. - №4. - С.102-108.
30. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет - М.: МГППУ, 2002. - 128 с.
31. Спиваковская, А.С. Как быть родителем/ А.С. Спиваковская. - М., 1986. - 57 с.
32. Спиваковская, А.С. Писхотерапия: игра, детство, семья/ А.С. Спиваковская. - М., 2000. -240 с.
33. Теплюк С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. — Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. -144 с.
34. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 152 с.
35. Тюлюпо С.В. Мать и ребенок: общение в свете
психосоматической парадигмы // Сибирский психологический журнал. - 2001. -№14-15. - С.77-85.
36. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
37. Фрейд, А. Эго и механизмы защиты /А.Фрейд// Теория и практика детского психоанализа. М., 1999. - Т.1
38. Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития //под ред. Р.Ж. Мухамедрахимова. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та. - 2008.-312с.
39. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2006, 352 с, ил.
40. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
41. Эльконин, Д.Б. Введению в психологию развития / Д.Б.
Эльконин. - М., 1994. - 196 с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие/ Д.Б. Эльконин. -М.: Академия.-2004. - 384с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ