Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты исследования 8
1.1 История возникновения и определение методики миофасциального
релиза 8
1.2 Инвентарь, используемый в комплексе упражнений миофасциального
релиза 14
1.3 Морфофизиологические основы физического качества человека -
гибкость 17
1.4 Анализ методики миофасциального релиза для развития гибкости 24
2 Организация и методы исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Характеристика методов исследования 31
3 Обоснование эффективности экспериментального комплекса упражнений,
направленного на развитие гибкости у студентов нефизкультурных специальностей 38
3.1 Разработка комплекса миофасциального релиза и проверка его
эффективности 38
3.2 Результаты применения экспериментального комплекса
миофасциального релиза для развития гибкости у студентов нефизкультурных специальностей 50
Заключение 56
Список использованных источников 58
Приложение А План-конспект миофасциального релиза для развития гибкости 65
Актуальность исследования. В настоящее время фитнес-индустрия набирает обороты в развитии новых направлений и предоставлении широкого спектра услуг, например, персональные и групповые занятия в тренажёрном зале, бассейне, также тренировки для детей и многое другое. Но этого бы всего не было без опытных и профессиональных фитнес- тренеров и исследовательских работ в области современного фитнеса. Свои практические наработки в написании выпускной квалификационной работы были применены в участии VI сезоне Всероссийской олимпиаде «Я - профессионал», где было присвоено призовое место среди студентов в категории «Бакалавриат» в направлении «Спортивный тренер и фитнес- индустрия».
Можно с уверенностью сказать, что Министерство спорта России уделяет большое внимание к развитию фитнеса в стране, предоставляют возможность тренерам проявить себя в различных мероприятиях от конкурсов до Всероссийских олимпиад и целиком способствуют развитию фитнес-индустрии в России, как это прописано в Федеральном законе от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 28.04.2023) статья 30.1. Фитнес-центры.
Благодаря такому неравнодушному подходу к благополучию населения, будут разрабатываться новые направления, которые гарантируют клиентам максимальный комфорт в выборе места проведения и методов занятий, подходящих по возрасту, уровню физической подготовки и личным целям человека.
Так на пике популярности в фитнес-клубах появляется новая методика - миофасциальный релиз. Термин миофасциальный релиз происходит от двух слов - мио (с греч. «мышца») и фасция (с лат. «оболочка, повязка»). Миофасциальная релаксация - это процедура, направленная на воздействие на триггерные точки, мышцы и фасции, которая может быть описана как самостоятельный массаж. Она позволяет устранить напряжение в отдельных мышечных волокнах и улучшить функционирование миофасциальных структур .
Результат миофасциального релиза выражается в коррекции разбалансированных мышц, которые вызывают постуральные проблемы и могут привести к травматизму, как это обычно может произойти на занятиях по развитию гибкости.
По определению «гибкость» - это выполнение движений с большой амплитудой, которую можно достичь за счет мгновенного усилия.
У студентов с ограниченной гибкостью наблюдается снижение способности растягивать мышцы и выполнять движения с максимальной амплитудой, что приводит к нарушению координации движений. Соответственно, это требует большого количества энергии при выполнении упражнений, поэтому быстрее наступает утомление и временами возникновение болевых ощущений в мышцах. Использование миофасциального релиза на очаг боли после тренировки позволит, со временем, телу вернуться к естественному положению и снизить боль, а при регулярном использовании метода рубцовая ткань не будет сцепляться с мышечными волокнами, тем самым улучшая выполнение движений и уменьшая боль в мышцах.
Ранее в деятельности фитнес-инструктора основным структурным компонентам являлись мышцы, то с момента появления миофасциального релиза стало возможным воздействовать на соединительную ткань или фасциальную ткань.
Исходя из вышеизложенного, был сделан выбор данной темы исследования, направленного на решение задачи по разработке и применению методики по развитию гибкости с использованием средств миофасциального релиза. С популяризацией данной методики и учётом её не исследованности в научной литературе, актуальной является разработка новой методики для дальнейшей возможности совершенствования гибкости на учебных занятиях по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт».
Таким образом, проблема исследования заключается в внедрении комплекса миофасциального релиза на учебные занятия физкультурноспортивной специализации «Фитнес-аэробика» для развития гибкости у студентов нефизкультурных специальностей.
Цель исследования - теоретически аргументировать и экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений миофасциального релиза направленного на развитие гибкости у студентов нефизкультурных специальностей.
...
После завершения данного исследования мы смогли сделать следующие выводы:
1. Основываясь на анализе научно и учебно-методических источников, мы смогли установить, что новая методика МФР может улучшить развитие физического качества человека - гибкость.
Результат МФР выражается в коррекции разбалансированных мышц, которые вызывают постуральные проблемы и могут привести к травматизму, как это обычно может произойти на занятиях, направленных на развитие гибкости. Данная методика сможет улучшить показатели гибкости, избежать различных заболеваний связанные с суставами и мышцами и повысить общее самочувствие. Литература, которая использована в данной работе, была найдена в электронной среде.
2. В педагогическом эксперименте проходило наблюдение в течении четырёх месяцев и фиксация результатов у студентов нефизкультурных специальностей.
По разработанной гипотезе предполагалось, что комплекс упражнений МФР улучшит показатели гибкости у студентов нефизкультурных специальностей. После проведения эксперимента мы можем с уверенностью сказать, что подтвердили выдвинутую гипотезу.
3. Разработанный комплекс, направлен на развитие гибкости в плечевом суставе, позвоночном столбе и тазобедренном суставе. Он состоит из 14 упражнений новой методики МФР, которые выполняются в статическом режиме.
Анализ полученных результатов сравнительного педагогического эксперимента доказал, что показатели были улучшены в каждой группе. По разработанному комплексу упражнений МФР, которая занималась экспериментальная группа был выявлен прирост в диапазоне от -12,3 до 30,43%. Показатели контрольной группы варьируются в диапазоне от -4,4% до 18,2%. Достоверность различий по параметрическому t - критерию Стьюдента (р <0,05) была выявлена в следующих тестах: подвижность в плечевом суставе, подвижность в позвоночном столбе стоя и тазобедренном суставе.
Таким образом, проведённый педагогический эксперимент подтвердил эффективность разработанного комплекса упражнений миофасциального релиза для развития гибкости у студентов нефизкультурных специальностей. Применение разработанного комплекса упражнений миофасциального релиза с использованием ролла позволило студентам нефизкультурных специальностей повысить подвижность плечевого и тазового сустава, позвоночного столба, благодаря чему позволило им повысить уровень развития гибкости.
1. Алтер, М.Дж. Наука о гибкости / М.Дж. Алтер // Олимпийская литература, 2012. - С. 589.
2. Богданов, В.М. Гибкость и её развитие / В.М. Богданов, Л.П. Богданова // Самарский государственный аэрокосмический университет, 2004. - С. 42.
3. Васильева, Л.Ф. Прикладная кинезиология. Восстановление тонуса и функций скелетных мышц / Л.Ф. Васильева // Эксмо, 2018. - С. 304.
4. Ведерникова, О.Б. Методика коррекции осанки с использованием техник миофасциального релиза у мужчин 25-35 лет / О.Б. Ведерникова, А.С. Ушаков, Е.Н. Ведерников, С.А. Комельков // Человек. Спорт. Медицина, 2021. - №2. - С. 105.
5. Голубева, О.А. Миофасциальный релиз как технология развития детей дошкольного возраста / О.А. Голубева, В.Д. Чапкаева, В.В. Алонцев, О.В. Светус // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования,
1. - №2. - С. 112.
6. Горячева, Н.Л. Физическая подготовка акробатов: учебно
методическое пособие / Н.Л. Горячева // ВГАФК, 2019. - С. 56.
7. Дарданова, Н.А. Влияние средств фитнеса на физическую подготовленность гимнасток 8 - 9 лет / Н.А. Дарданова, О.Ю. Горелова // Состояние, проблемы и пути совершенствования спортивной и оздоровительной тренировки, 2021. - С. 116.
8. Закарюкин, Ю.Е, Эффективность миофасциального релиза в восстановлении спортсменов / Ю.Е. Закарюкин, Н.П. Петрушкина, О.И. Коломиец // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2022. - №2. - С. 92.
9. Засыпкина, С.А. Эффективность использования МФР в процессе силовой тренировки с женщинами второго зрелого возраста / С.А. Засыпкина, Д.С. Комаровских, Е.А. Галабир, В.В. Роговая // World of science 2023, 2023. - С. 52.
10. Иваненко, О.А. Миофасциальный релиз в оздоровительной тренировке женщин 45 - 50 лет / О.А. Иваненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2020. - №2(180). - С. 123.
11. Ивлев, М.П. Миофасциальный релиз: актуальность, исторический аспект, теоретические основы / М.П. Ивлев, В.В. Козлов // Юбилейный сборник научно-методических трудов сотрудников кафедры теории и методики, 2017. - С. 102.
12. Изиева, П.И. Миофасциальный релиз. Использование в лечебной физической культуре / П.И. Изиева, Ф.М. Адагова // Актуальные вопросы теории и практики физической культуры и спорта, 2021. - С. 220.
13. Ильичева, О.В. Методика организации рекреационно-оздоровительных занятий со студентами на основе использования элементов миофасциального релиза / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская // Актуальные вопросы состояния и развития рекреации, спортивно-оздоровительного и детско-юношеского туризма, 2022. - С. 202.
14. Казаков, Ю.Н. Анализ оборудования для фитнеса / Ю.Н. Казаков, Н.В. Токмаков, М.А. Токмакова // Наука-2020: Физическая культура, спорт, туризм: проблемы и перспективы, 2020. - №2(27). - С. 14.
15. Казанцева, Т.В. Методологические подходы построению программы миофасциального релиза (Часть 1) / Т.В. Казанцева, О.И. Коломиец // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири, 2021. - №4(32). - С. 18.
... всего 53 источника