Введение 3
Глава 1. Общая экологическая характеристика жизнедеятельности позвоночных животных 5
1.1. Особенности морфофункциональной организации позвоночных животных 5
1.2. Роль строительных сооружений позвоночных животных в их
жизнедеятельности 10
1.3. Анализ школьного биологического содержания с позиции
особенностей экологии и жизнедеятельности позвоночных животных 27
Глава 2. Методические условия использования хрестоматийного материала в биологическом образовании 30
2.1. Хрестоматийный материал: структура и содержание 30
2.2. Методическое сопровождение для изучения хрестоматийных
материалов по теме «Роль строительных сооружений позвоночных животных в их жизнедеятельности» 33
2.3. Методическое сопровождение для организации внеклассной работы с
помощью хрестоматийных материалов 35
Выводы 38
Список литературы 39
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Мы часто с интересом рассматриваем городские постройки, будь то современные небоскребы, или старинные замки и храмы. Строительное искусство человека начало свою историю всего несколько тысячелетий назад, в то время, как животные создают свои постройки уже многие миллионы лет, и их разнообразие поразительно, а размеры, порой, весьма внушительны. Наши же знания о них на удивление малы. Литература о строительстве человека заполняет библиотеки, а публикации о строениях животных лишь изредка проскальзывают в различных научных, подчас труднодоступных журналах.
Структура школьного образования включает в себя сочетание различных форм и методов обучения: аудиторные занятия, самостоятельная и домашняя работа школьников, выполнения научных работ, докладов и рефератов по предметам. Аудиторные занятия, в свою очередь, делятся на лекционные, семинарские, лабораторные и практические занятия. Для изучения каждого предмета существует ФГОС ООО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования), определяет количество аудиторных занятий и самостоятельной работы школьников по определенной теме.
На данный момент, среди учебной литературы очень слабо представлена тема Роли убежищ в жизнедеятельности животных. Большинство авторов в своих работах не освещают эту тему в полном объеме, а именно указывают только разновидности убежищ животных, но не называют их роль, либо указывают роль, не говорят о видах построек.
Таким образом, для школьника является некоторой проблемой найти учебное пособие, в котором были бы полностью систематизированы знания о роли убежищ в жизнедеятельности животных, и где написано все доступным языком для понимания школьников.
Целью данной работы является: Разработка хрестоматийного материала по теме «Роль строительных сооружений позвоночных животных в их жизнедеятельности», включающего в себя методическое сопровождение.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Изучить материал по темам: убежища животных, естественные укрытия, интеллектуальные способности животных, поведение и окружающая среда, экология, экосистемы, биотические взаимоотношения.
2. Определить структуру и содержание хрестоматийного материала и оформить теоретический материал согласно структуре.
3. Разработать методическое сопровождение каждого раздела дипломной работы
4. На основании материалов дипломной работы подготовить к опубликованию хрестоматийные материалы для дополнительного чтения школьников по теме «Роль строительных сооружений позвоночных животных в их жизнедеятельности».
Не смотря на скудность информации по данной теме, было выделено несколько книг, которые послужили мне помощью для написания выпускной квалификационной работы: М. Фройде «Животные строят», 1986; Д. Нассар «Животные-архитекторы. Как животные строят свои дома», 2016; А.А. Баранов «Редкие и малоизученные птицы Тувы», 1991.
1. Биологические материалы (убежища животных, естественные укрытия, интеллектуальные способности животных, строительная деятельность животных, поведение и окружающая среда, экология, экосистемы, биотические взаимоотношения), использованные в работе, позволяют выявить функциональное значение разнообразных строительных сооружений позвоночных животных.
2. Разделы и содержание работы дифференцированы на основе функциональных особенностей строительных сооружений, используемых позвоночными животными: строительные сооружения с целью пропитания, в брачном поведении, с целью заботы о потомстве, на службе социального поведения. Хрестоматия включает теоретическую часть по пяти основным разделам и методическое сопровождение.
3. Методическое сопровождение хрестоматийных материалов заключается в установке и акцентировании на главных понятиях и закономерностях перед каждым разделом. После изложения содержания даются контрольные, творческие и тестовые задания, определения основных понятий, темы для рефератов или электронных презентаций, глоссарий и правильные ответы.
4. На основании материалов дипломной работы подготовлены к опубликованию хрестоматийные материалы для дополнительного чтения школьников по теме «Роль строительных сооружений позвоночных животных в их жизнедеятельности».
1. Азиатский речной бобр [электронный ресурс] // Редкие и исчезающие
животные. Режим доступа: https://cicon.ru/castor-fiber.html(дата
посещения 05.05.18)
2. Баранов А.А. Материалы о распространении и гнездовании редких птиц в Туве // Редкие наземные позвоночные Сибири. Новосибирск: Наука, 1988. С. 7-13.
3. Баранов А.А. Редкие и малоизученные птицы Тувы: Монография. Изд- во Краснояр. ун-та, 1991. 320 с.
4. Богословский В.И. Информационные потребности студентов педагогического вуза и учителей в контексте профессиональной (информационной) культуры и компетентности. М.: Наука и школа,
1999. № 6. C.35-40.
5. Ботвинко И., Карташова Е., Лукьянов А., Остроумов С., Шульга Е. Гуманитарная биология и экология. М.: Изд-во МГУ, 2011. 96с.
6. Булдыгина С.В. Формирование ключевых компетенций на уроках
биологии. [электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Режим доступа:
https: //www. msu.ru/proj ects/amv/doc/171 /v/3/h7 1 7 1 nim 1 ve 18.pdf(дата посещения 13.05.18)
7. Вордерман К. Как объяснить ребенку науку. Иллюстративный справочник по биологии, химии и физике. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. 256с.
8. Гааке В. Животный мир Азии, Америки и Австралии. М.: Престиж БУК, 2010. 616с.
9. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии. Учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. 2-е изд-е. Красноярск: Краснояр. пед. ун-т им. В.П.Астафьева, 2013. 274с.
10. Гродницкий Д.Л. Рассудочное поведение животных: материалы для подготовки учащихся к олимпиадам/ Д.Л. Гродницкий. Красноярск,
2013. - 40с.
11.Зорина З.А., Полетаева И.И. Элементарное мышление животных. М.: Наука, 2001. 234с.
12. Ефимова Т.М. Развитие биологических понятий на уроках общей биологии / Т.М. Ефимова // Инновации в естественнонаучном образовании. VII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Ответственный редактор: Т.В. Голикова.
2014. С. 15-17.
13. Константинов В.М., Наумов С.П., Шаталова С.П. Зоология позвоночных. Учебник для ВУЗов / В.М. Константинов, С.П. Наумов, С.П. Шаталова. 7-е изд-е. М.: Академия, 2011. 448с.
14. Константинов В.М.. Шаталова С.П. Сравнительная анатомия позвоночных животных. Учебное пособие / В.М. Константинов, С.П. Шаталова. М.: Academia, 2005. 304c.
15. Кохановский Н.А. Млекопитающие Хакасии. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1962. 173 с.
16. Красная книга Красноярского края. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. 3-е изд., перераб. и доп. Красноярск, 2012. 205 с.
17. Красная книга России. Азиатский бобр [электронный ресурс] // Красная книга России. Режим доступа:https://cicon.ru/castor-fiber.html(дата обращения 05.05.18)
18. Крушинский Л.В. Записки московского биолога. Загадки поведения животных. М.: Языки славянских культур, 2006. 500с.
19. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности. Эволюционный и физиолого-генетический аспекты поведения. М.: Едиториал УРСС, 2018. 272с.
20. Крушинский Л. В. Формирование животных в норме и патологии. М.: Едиториал УРСС, 2016. 236с.
21. Кыверялг А.А. Вопросы методики педагогических исследований.Ч.1. Талин: Валгус, 1971. 134 с.
22. Лес и лесное хозяйство: учебное пособие-практикум для учителей общеобразовательных школ / под общ. ред. Петрова А.П. М.: Всемирный банк, 2016. 224 с.
23. Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. Монография. М.: Наука, 2002. 196с.
24. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. 393с.
25. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. М.: Едиториал УРСС, 1988. 320с.
26. Меннинг О. Поведение животных. Вводный курс. М.: Мир, 1982. 434с.
27. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М.: Мир, 1988. 520 с.
28. Муртазин Г.М. Активные методы и формы обучения биологии. Общая биология. (10-11 кл.). Книга для учителя. Из опыта работы. Уфа: Китап. 2000. 15 с.
29. Нассар Д. Животные-архитекторы. Как животные строят свои дома. М.: Манн, Иванов и Вебер, 2016. 32с.
30. Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. Ч. 2. Пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие: Учебник для биолог. спец. ун -тов. М.: Высш. школа, 1979. 272с.
31. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
32. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений: В 2 кн.М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. 576 с.
33. Позвоночные животные [электронный ресурс] // Википедия. Свободная
энциклопедия. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Позвоночные. (дата обращения: 11.03.18)
34. Пономарева И.Н. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др.; под ред. И.Н. Пономаревой. 4-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2014. 302с.
35. Пономарева И.Н. Биология. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др.; под ред. И.Н. Пономаревой. 6-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2017. 272с.
36. Пономарева И.Н. Биология. 10 класс. Базовый уровень. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина и др.; под ред. И.Н. Пономаревой. 4-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2014. 224с.
37. Резникова Ж. И. «Интеллект и язык: животные и человек в зеркале экспериментов». М.: Наука, 2000. 126с.
38. Рогачева Э.В. Птицы Средней Сибири. М.: Наука, 1988. 309 с
39. Сайфуллин Р.Р. Полевая практика по зоологии позвоночных // Учебнометодическое пособие. Казань, 2014. 40 с.
40. Словарь современного читателя [электронный ресурс] // ЭКСМО. Режим доступа:https: //eksmo .ru/slovar/(дата обращения 16.03.18)
41. Соколов Г. А., Петров С. Ю., Балагура Н. П., Стахеев В. А., Завацкий Б. П. Характеристика фаунистического состава и экологии некоторых фоновых видов млекопитающих и птиц // Саяно-Шушенский гос. заповедник. Красноярск, 1983. С. 30-54.
42. Средняя Сибирь: природные условия и естественные ресурсы СССР / Под ред. Герасимова И.П. М.: Наука, 1964. 480 с.
43. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Мир, 1993. 290с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013. 48с.
45. Фройде М. Животные строят. М.: Мир, 1986. 216с.
46. Хрестоматия [электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Хрестоматия(дата обращения 16.03.18)
47. Хрестоматия по зоологии и сравнительной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. М., 1997. 124с.
48.Чупров С.М. Животный мир и природа Красноярского края
[электронный ресурс] // Сайт СФУ для студентов-биологов. Режим доступа:http: //nature.sfu-kras .ru/(дата обращения: 03.04.18)
49. Экологические факторы среды // LearningApps.org URL: https://learningapps.org/display?v=p48qm20t316(дата обращения: 04.04.2017)
50. Allott A. Biology Study Guide: Oxford IB Diploma. Oxford University Press, 2015. 208с.
51. Zimmer C. Evolution: the triumph of an idea. Harper Perennial, 2006. 600c.
52. Wilson E.O. Sociobiology: The New Synthesis. Harvard University Press, 1975. 48с.
53. McFarland D. The Oxford Companion to Animal behavior. Oxford University Press, 1981. 422c.