Личностно-профессиональное становление студентов-психологов, обучающихся в педагогическом вузе
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения личностно-профессионального становления в
психологии 8
1.2. Личностно-профессиональное становление в юношеском возрасте 21
1.3. Современное состояние проблемы личностно-профессионального
становления студентов - психологов в психологической литературе 35
Выводы по первой главе 49
Глава II. Экспериментальное изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов 51
2.1. Организация, методы и методики исследования 51
2.2. Особенности личностно-профессионального становления студентов -
психологов 54
Выводы по второй главе 66
Глава III. Психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.1. Научно-методологические подходы к сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.2. Программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов 72
3.3. Контрольный эксперимента и его анализ 79
Выводы по третьей главе 91
Заключение 93
Список литературы 95
Приложение
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения личностно-профессионального становления в
психологии 8
1.2. Личностно-профессиональное становление в юношеском возрасте 21
1.3. Современное состояние проблемы личностно-профессионального
становления студентов - психологов в психологической литературе 35
Выводы по первой главе 49
Глава II. Экспериментальное изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов 51
2.1. Организация, методы и методики исследования 51
2.2. Особенности личностно-профессионального становления студентов -
психологов 54
Выводы по второй главе 66
Глава III. Психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.1. Научно-методологические подходы к сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.2. Программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов 72
3.3. Контрольный эксперимента и его анализ 79
Выводы по третьей главе 91
Заключение 93
Список литературы 95
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время одним из основных приоритетных направлений государственной политики России в области образования является проблема подготовки востребованных и высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям и стандартам.
Как отмечают специалисты, работающие в данном направлении (Климов Е.А., Зеер Е.Ф., Братусь Б.С. и др.), подготовка специалистов включает в себя вопросы личностного и профессионального развития, формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Большую роль в становлении данных процессов играет вуз, поскольку именно в процессе обучения студента в вузе происходит первичное освоение им профессии, в процессе которого приобретаются профессиональные и личностные индивидуализированные способы профессиональной деятельности у студента, осуществляющие личностно-профессиональное становление его как специалиста. Все эти компоненты формируются посредством образовательного процесса, вне учебной деятельности, а также практики студента.
Проведя анализ психологической литературы по проблеме исследования мы установили, что вопросами личностно-профессионального становления специалистов занимались такие психологи, как Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется уже достаточно теоретических знаний и практических рекомендаций по сопровождению процесса личностно-профессионального становления человека, профессионала. Однако изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов в вузе остается менее изученным.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в изучении особенностей личностно-профессионального становления студентов - психологов, обучающихся в педагогическом вузе и обосновании психологического сопровождения данного процесса, требующего серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знаний.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза проявляются в низком уровне мотивации к учебно-профессиональной деятельности, внешнем субъективном контроле личности. Использование разработанной нами программы психологического сопровождения окажет положительное влияние на процесс личностно¬профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
Объект исследования: личностно-профессиональное становление студентов
Предмет исследования: психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза
Цель исследования: изучить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза и разработать программу психологического сопровождения данного процесса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
3. Разработать программу психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов и определить её эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- рассматривающие развивающегося человека как субъекта профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.В.Брушлинский и др.);
- положение о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (А.К. Маркова, JI.M. Митина, Т.В. Кудрявцев, Б.С. Братусь, Ю.П. Поваренков и др.);
- теория развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JT.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, JI.M. Митина, А.К. Маркова и др.);
- исследования развития профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (Е.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, J1.0. Шарапов, Г.Ю. Любимова, Е.П. Кринчик и др.);
- исследования, раскрывающие закономерности формирования профессионализма (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В эксперименте приняли участие студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология в образовательной и медицинской практике» в количестве 22 человек. Возраст испытуемых 17 - 19 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2018 г. - октябрь 2018 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (ноябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей личностно¬профессионального становления студентов - психологов.
Третий этап (январь 2019 г. - июнь 2019 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Четвёртый этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса и психологическому сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов. Разработана и научно обоснована программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Практическая значимость исследования: разработана и реализована в исследовании программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов, могут быть использованы педагогами вуза, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией обучающихся в целях построения системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы в количестве 83 источников. Включает 2 приложения. Проиллюстрирована работа 1 таблицей, 12 гистограммами.
Как отмечают специалисты, работающие в данном направлении (Климов Е.А., Зеер Е.Ф., Братусь Б.С. и др.), подготовка специалистов включает в себя вопросы личностного и профессионального развития, формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Большую роль в становлении данных процессов играет вуз, поскольку именно в процессе обучения студента в вузе происходит первичное освоение им профессии, в процессе которого приобретаются профессиональные и личностные индивидуализированные способы профессиональной деятельности у студента, осуществляющие личностно-профессиональное становление его как специалиста. Все эти компоненты формируются посредством образовательного процесса, вне учебной деятельности, а также практики студента.
Проведя анализ психологической литературы по проблеме исследования мы установили, что вопросами личностно-профессионального становления специалистов занимались такие психологи, как Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется уже достаточно теоретических знаний и практических рекомендаций по сопровождению процесса личностно-профессионального становления человека, профессионала. Однако изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов в вузе остается менее изученным.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в изучении особенностей личностно-профессионального становления студентов - психологов, обучающихся в педагогическом вузе и обосновании психологического сопровождения данного процесса, требующего серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знаний.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза проявляются в низком уровне мотивации к учебно-профессиональной деятельности, внешнем субъективном контроле личности. Использование разработанной нами программы психологического сопровождения окажет положительное влияние на процесс личностно¬профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
Объект исследования: личностно-профессиональное становление студентов
Предмет исследования: психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза
Цель исследования: изучить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза и разработать программу психологического сопровождения данного процесса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
3. Разработать программу психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов и определить её эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- рассматривающие развивающегося человека как субъекта профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.В.Брушлинский и др.);
- положение о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (А.К. Маркова, JI.M. Митина, Т.В. Кудрявцев, Б.С. Братусь, Ю.П. Поваренков и др.);
- теория развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JT.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, JI.M. Митина, А.К. Маркова и др.);
- исследования развития профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (Е.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, J1.0. Шарапов, Г.Ю. Любимова, Е.П. Кринчик и др.);
- исследования, раскрывающие закономерности формирования профессионализма (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В эксперименте приняли участие студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология в образовательной и медицинской практике» в количестве 22 человек. Возраст испытуемых 17 - 19 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2018 г. - октябрь 2018 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (ноябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей личностно¬профессионального становления студентов - психологов.
Третий этап (январь 2019 г. - июнь 2019 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Четвёртый этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса и психологическому сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов. Разработана и научно обоснована программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Практическая значимость исследования: разработана и реализована в исследовании программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов, могут быть использованы педагогами вуза, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией обучающихся в целях построения системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы в количестве 83 источников. Включает 2 приложения. Проиллюстрирована работа 1 таблицей, 12 гистограммами.
В результате анализа психологической литературы мы установили, что проблема личностно-профессионального становления специалиста является одной из актуальных проблем, рассматриваемых в психологии. В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется достаточно исследований, посвященных вопросам личностно-профессионального становления человека, профессионала, однако, личностно-профессиональное становление будущих психологов еще не достаточно изучено. Имеются лишь отдельные исследования, посвященные проблемам личностного развития и профессионального становления студентов - психологов.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что вопрос о формулировке понятия личностно-профессионального становления специалиста до сих пор среди ученых остается спорным. Каждый из ученых вносит в трактование данного понятия свое понимание. Однако, при этом, психологи сходятся во мнении, что профессиональная составляющая взаимодополняет личностную составляющую. Таким образом личностно-профессиональное становление будущего психолога авторы понимают, как процесс личностных преобразований в процессе обучения студента в вузе.
Личностно-профессиональное становление студентов мы рассматривали через показатели мотивации и уровня субъективного контроля личности, которые от курса к курсу качественно преобразуются, формируя тем самым почву для успешной реализации будущих психологов в избранной профессии.
Для исследования особенностей личностно -профессионального становления будущих психологов нами был проведен констатирующий эксперимент. В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что у первокурсников показатели мотивации и уровня субъективного контроля не достаточно сформированы, что может быть связано с процессом адаптации студентов в вузе. В целях повышения профессиональной мотивации и качественного преобразования субъективного контроля личности нами была разработана программа психологической сопровождения личностно-профессионального становления будущих психологов педагогического вуза.
Программа психологического сопровождения включала в себя систему работы по основным видам деятельности практического психолога и была направлена на формирование у первокурсников устойчивой профессиональной мотивации и субъективного (внутреннего) контроля личности. Программа включала в себя серию тренинговых занятий, лекций и индивидуальных консультаций, направленных на личностно - профессиональное становление будущих психологов педагогического вуза.
В результате повторной диагностики мы установили, что после формирующего эксперимента, в показателях мотивации и субъективного контроля личности студентов - психологов появились значительные изменения. По показателю профессиональной направленности число студентов значительно увеличилось. Возросло число студентов с преобладанием мотивов по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», свидетельствующими об адекватном выборе студентами профессии, а также об удовлетворенности ею. Увеличилось число студентов, имеющих интернальный (внутренний) локус контроля, отвечающий за склонность брать ответственность за события в своей жизни на себя.
Таким образом, разработанная нами программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов оказалась эффективной. Показатели мотивации и субъективного контроля личности благоприятно влияют на выбор профессии психолога студентами и определяют их процесс личностно-профессионального становления.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что вопрос о формулировке понятия личностно-профессионального становления специалиста до сих пор среди ученых остается спорным. Каждый из ученых вносит в трактование данного понятия свое понимание. Однако, при этом, психологи сходятся во мнении, что профессиональная составляющая взаимодополняет личностную составляющую. Таким образом личностно-профессиональное становление будущего психолога авторы понимают, как процесс личностных преобразований в процессе обучения студента в вузе.
Личностно-профессиональное становление студентов мы рассматривали через показатели мотивации и уровня субъективного контроля личности, которые от курса к курсу качественно преобразуются, формируя тем самым почву для успешной реализации будущих психологов в избранной профессии.
Для исследования особенностей личностно -профессионального становления будущих психологов нами был проведен констатирующий эксперимент. В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что у первокурсников показатели мотивации и уровня субъективного контроля не достаточно сформированы, что может быть связано с процессом адаптации студентов в вузе. В целях повышения профессиональной мотивации и качественного преобразования субъективного контроля личности нами была разработана программа психологической сопровождения личностно-профессионального становления будущих психологов педагогического вуза.
Программа психологического сопровождения включала в себя систему работы по основным видам деятельности практического психолога и была направлена на формирование у первокурсников устойчивой профессиональной мотивации и субъективного (внутреннего) контроля личности. Программа включала в себя серию тренинговых занятий, лекций и индивидуальных консультаций, направленных на личностно - профессиональное становление будущих психологов педагогического вуза.
В результате повторной диагностики мы установили, что после формирующего эксперимента, в показателях мотивации и субъективного контроля личности студентов - психологов появились значительные изменения. По показателю профессиональной направленности число студентов значительно увеличилось. Возросло число студентов с преобладанием мотивов по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», свидетельствующими об адекватном выборе студентами профессии, а также об удовлетворенности ею. Увеличилось число студентов, имеющих интернальный (внутренний) локус контроля, отвечающий за склонность брать ответственность за события в своей жизни на себя.
Таким образом, разработанная нами программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов оказалась эффективной. Показатели мотивации и субъективного контроля личности благоприятно влияют на выбор профессии психолога студентами и определяют их процесс личностно-профессионального становления.
Подобные работы
- Представление студентов психологов о личностном росте (Психология образования, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019 - Личностное самоопределение
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Проектирование коллекции как способ профессионального становления студентов
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Профессиональное самоопределение студентов-психологов на разных этапах обучения (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ И РЕГУЛЯТОРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ОБУЧАЕМЫХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ - МАГИСТРАНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Программа тьюторской поддержки профессиональной самоактуализации
студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование»
средствами Интернет-технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2016



