Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Проблема изучения личностно-профессионального становления в
психологии 8
1.2. Личностно-профессиональное становление в юношеском возрасте 21
1.3. Современное состояние проблемы личностно-профессионального
становления студентов - психологов в психологической литературе 35
Выводы по первой главе 49
Глава II. Экспериментальное изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов 51
2.1. Организация, методы и методики исследования 51
2.2. Особенности личностно-профессионального становления студентов -
психологов 54
Выводы по второй главе 66
Глава III. Психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.1. Научно-методологические подходы к сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов 68
3.2. Программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов 72
3.3. Контрольный эксперимента и его анализ 79
Выводы по третьей главе 91
Заключение 93
Список литературы 95
Приложение
Актуальность исследования. В настоящее время одним из основных приоритетных направлений государственной политики России в области образования является проблема подготовки востребованных и высококвалифицированных специалистов, отвечающих современным требованиям и стандартам.
Как отмечают специалисты, работающие в данном направлении (Климов Е.А., Зеер Е.Ф., Братусь Б.С. и др.), подготовка специалистов включает в себя вопросы личностного и профессионального развития, формирования готовности к будущей профессиональной деятельности.
Большую роль в становлении данных процессов играет вуз, поскольку именно в процессе обучения студента в вузе происходит первичное освоение им профессии, в процессе которого приобретаются профессиональные и личностные индивидуализированные способы профессиональной деятельности у студента, осуществляющие личностно-профессиональное становление его как специалиста. Все эти компоненты формируются посредством образовательного процесса, вне учебной деятельности, а также практики студента.
Проведя анализ психологической литературы по проблеме исследования мы установили, что вопросами личностно-профессионального становления специалистов занимались такие психологи, как Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется уже достаточно теоретических знаний и практических рекомендаций по сопровождению процесса личностно-профессионального становления человека, профессионала. Однако изучение личностно-профессионального становления студентов - психологов в вузе остается менее изученным.
Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, заключающуюся в изучении особенностей личностно-профессионального становления студентов - психологов, обучающихся в педагогическом вузе и обосновании психологического сопровождения данного процесса, требующего серьезного теоретического осмысления и практических разработок в этой области знаний.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза проявляются в низком уровне мотивации к учебно-профессиональной деятельности, внешнем субъективном контроле личности. Использование разработанной нами программы психологического сопровождения окажет положительное влияние на процесс личностно¬профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
Объект исследования: личностно-профессиональное становление студентов
Предмет исследования: психологическое сопровождение личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза
Цель исследования: изучить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза и разработать программу психологического сопровождения данного процесса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов педагогического вуза.
3. Разработать программу психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов и определить её эффективность.
Методы исследования: определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психологической литературы по проблеме исследования, ко вторым - экспериментальные методы - констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследование также включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
Теоретической и методологической основной исследования являются положения отечественной психологии:
- рассматривающие развивающегося человека как субъекта профессиональной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, А.В.Брушлинский и др.);
- положение о взаимовлиянии личностного и профессионального развития (А.К. Маркова, JI.M. Митина, Т.В. Кудрявцев, Б.С. Братусь, Ю.П. Поваренков и др.);
- теория развития личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JT.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Г. Асмолов, Л.И. Анцыферова, JI.M. Митина, А.К. Маркова и др.);
- исследования развития профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе (Е.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, J1.0. Шарапов, Г.Ю. Любимова, Е.П. Кринчик и др.);
- исследования, раскрывающие закономерности формирования профессионализма (Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова и др.).
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В эксперименте приняли участие студенты направления «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология в образовательной и медицинской практике» в количестве 22 человек. Возраст испытуемых 17 - 19 лет.
Этапы проведения исследования. Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2018 года по март 2020 года.
Первый этап - подготовительный (сентябрь 2018 г. - октябрь 2018 г.). На данном этапе проходило изучение и анализ психологической литературы по проблеме исследования, изучение современного состояния проблемы.
Второй этап (ноябрь 2018 г. - декабрь 2018 г.). Осуществлялся подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по выявлению особенностей личностно¬профессионального становления студентов - психологов.
Третий этап (январь 2019 г. - июнь 2019 г.). Теоретическое обоснование, разработка и реализация программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Четвёртый этап (сентябрь 2019 г. - март 2020 г.). Сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. Определение эффективности реализации программы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Теоретическая значимость исследования: определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях процесса и психологическому сопровождению личностно-профессионального становления студентов - психологов. Разработана и научно обоснована программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Расширено, углублено и уточнено понятийно-терминологическое поле по проблеме личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Практическая значимость исследования: разработана и реализована в исследовании программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов. Представленные в эмпирической части исследования количественные данные, раскрывающие особенности личностно-профессионального становления студентов - психологов, могут быть использованы педагогами вуза, психологами и другими специалистами, работающими с данной категорией обучающихся в целях построения системы психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов.
Структура и объём выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы в количестве 83 источников. Включает 2 приложения. Проиллюстрирована работа 1 таблицей, 12 гистограммами.
В результате анализа психологической литературы мы установили, что проблема личностно-профессионального становления специалиста является одной из актуальных проблем, рассматриваемых в психологии. В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе имеется достаточно исследований, посвященных вопросам личностно-профессионального становления человека, профессионала, однако, личностно-профессиональное становление будущих психологов еще не достаточно изучено. Имеются лишь отдельные исследования, посвященные проблемам личностного развития и профессионального становления студентов - психологов.
Теоретический обзор литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что вопрос о формулировке понятия личностно-профессионального становления специалиста до сих пор среди ученых остается спорным. Каждый из ученых вносит в трактование данного понятия свое понимание. Однако, при этом, психологи сходятся во мнении, что профессиональная составляющая взаимодополняет личностную составляющую. Таким образом личностно-профессиональное становление будущего психолога авторы понимают, как процесс личностных преобразований в процессе обучения студента в вузе.
Личностно-профессиональное становление студентов мы рассматривали через показатели мотивации и уровня субъективного контроля личности, которые от курса к курсу качественно преобразуются, формируя тем самым почву для успешной реализации будущих психологов в избранной профессии.
Для исследования особенностей личностно -профессионального становления будущих психологов нами был проведен констатирующий эксперимент. В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что у первокурсников показатели мотивации и уровня субъективного контроля не достаточно сформированы, что может быть связано с процессом адаптации студентов в вузе. В целях повышения профессиональной мотивации и качественного преобразования субъективного контроля личности нами была разработана программа психологической сопровождения личностно-профессионального становления будущих психологов педагогического вуза.
Программа психологического сопровождения включала в себя систему работы по основным видам деятельности практического психолога и была направлена на формирование у первокурсников устойчивой профессиональной мотивации и субъективного (внутреннего) контроля личности. Программа включала в себя серию тренинговых занятий, лекций и индивидуальных консультаций, направленных на личностно - профессиональное становление будущих психологов педагогического вуза.
В результате повторной диагностики мы установили, что после формирующего эксперимента, в показателях мотивации и субъективного контроля личности студентов - психологов появились значительные изменения. По показателю профессиональной направленности число студентов значительно увеличилось. Возросло число студентов с преобладанием мотивов по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», свидетельствующими об адекватном выборе студентами профессии, а также об удовлетворенности ею. Увеличилось число студентов, имеющих интернальный (внутренний) локус контроля, отвечающий за склонность брать ответственность за события в своей жизни на себя.
Таким образом, разработанная нами программа психологического сопровождения личностно-профессионального становления студентов - психологов оказалась эффективной. Показатели мотивации и субъективного контроля личности благоприятно влияют на выбор профессии психолога студентами и определяют их процесс личностно-профессионального становления.
1. Абульханова-Славская К. А. Субъект и субъектность: проблема
определения качеств // В кн.: Развитие психологии в системе комплексного человекознания / отв.ред.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. - Ч. 1. М.: Институт психологии РАН, 2012. - С. 49 - 62.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. / Г.С. Абрамова, учебное пособие, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2003 - 496 с.
3. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов// Вопросы психологии. - 1992. - N 1 - 2. - с. 73 - 84.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2002. - 288 с.
5. Барабанова В.В. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения /В.В. Барабанова // Психологическая наука и образование. - 2012. - №2. - С. 28 - 42.
6. Битянова Н.Д. Психология личностного роста / Н.Д. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 2015. - 64 с.
7. Бачманова Н.В., Стафурина Н.А. К вопросу о профессиональных способностях психолога// В кн.: Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - Л., 1985, Вып. 5. - с. 72 - 77.
8. Бодалев А.А. Психологу быть профессионалом - обязательно / А.А. Бодалев // Вестник балтийской академии. Вып. 3 - СПб., 1996. - С. 18 - 23.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.; Воронеж, 1995. - С. 213 - 227.
10. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы
профессионализации личности / В.А. Бодров // Сб. научных трудов. - М., 1991.
- С. 3 - 26.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1986.
- 80с.
12. Борисова Е.И. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Е.И. Борисова // Психология формирования и развития личности. - М., 1982.
13. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева. - М., 1999.
14. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М.: ИП РАН, 1994. - 203 с.
15. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов / Т.М. Буякас // Вестник Моск. ун-та. - 2005. - № 2. - С.
7 - 17.
16. Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М.: Ось, 1999.
17. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
18. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: для руководителя-практика: пер. с англ. / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. - М.: Дело, 1991. - 312с.
19. Гилева И.О. Изучение мотивационных тенденций студентов педвуза/ И.О. Гилева // Вестник КГУ. - 2003. - №4. - С. 29 - 34.
20. Гостева П.А. Типы выбора профессии современными старшеклассниками / П.А. Гостева // Проф. Потенциал. - 2012. - № 4. - С. 12 - 18.
21. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А.А. Деркач. - М.: РАГС, 2000. - 536 с.
22. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М.: Сфера, 2000.
- 387 с.
23.Забирко А.А. Возможность многомерного профессионального сознания и самоопределения психолога в современной ситуации / А.А. Забирко // Альманах. - №4. - 2010. - С. 37 - 46.
24.Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2003. - 336 с.
25.Зотова Н.П. Исследование профессионального становления студентов-
психологов / Н.П. Зотова, О.Н. Родина // Вестник Моск. ун-та. - 2013. - № 3. - С. 69 - 78.
26. Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов / В.А. Иванников // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 48 - 52.
27. Иванов В.Г., Искакова, И.Р. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в ВУЗе // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №12 . - С. 173-179.
28. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / С.Г. Косарецкий, В.И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2000.
- №3. - С. 57 - 67.
29. Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск, 1983.
30. Кеттелл Р.Б. «Научный анализ личности», 1965 г. - 223с.
31. Климов Е.А. Психология профессий и акмеология / Е.А. Климов // Психология сегодня. - М., 1996. - Т. 2. - Вып. 2. - 225 с.
32. Кованов А.Ю. «Я» профессиональное и «Я» в профессии / А.Ю. Кованов // Мир психологии. - 2012. - №2. - С. 135 - 143.
33. Козлова Н.В. Личностно-профессиональное становление студентов как форма проявления самоорганизации человека / Н.В. Козлова // Психология обучения. - 2009. - №4. - С. 28-40.
34. Кон И.С. Психология ранней юности. Книга для учителя. - М.:
Просвещение,1989. - с.255.
35. Котова О.Ю. Студент педагогического вуза и его профессиональное самоопределение / О.Ю. Котова // Проф. Потенциал. - 2000. - № 3. - С. 12 - 13.
36. Коростылева Л.А. Коростылева Л.А. Особенности стратегий
самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4 / Под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А.
Коростылевой. - СПб.: Изд-во СПУ, 2000. - с. 47 - 61.
37. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов. Сообщение 1. Трудности и проблемы обучения: рефлексия студентов факультета психологии МГУ / Е.П. Кринчик // Вестник Моск. ун-та. - 2004. - № 4. - С. 61 - 69.
38. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев. - М., 1995. - 108 с.
39. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. - М., 1989.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1975. - 177 с.
41. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57 - 66.
42. Лешин В.В. Профессиональная направленность и проблема развития личности студентов. // Вопросы психологии. - 2006. - №8. - С. 100-111.
43. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М., 1999. - 349 с.
44. Лукина В.С. Исследование мотивации профессионального развития / В.С. Лукина // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 25 - 32.
45. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы
профессионального и личностного самоопределения студентов -психологов / Г.Ю. Любимова // Вестник Моск. ун-та. - 2000. - № 1. - С. 48 - 55.
46. Ляшенко А.И. Проблемы профессионального становления / А.И. Ляшенко // Проф. Потенциал. - 2000. - № 1. - С. 27 - 33.
47. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М., 1996. - 308 с.
48. Марцинковская Т. Д. Психология в вузе: Проблемы и перспективы развития / Т. Д. Марцинковская // Психология в вузе. - 2004. - № 3. - С. 3 -16.
49. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С. 28 - 30.
50. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. с. Мухина. 10...е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с.
51. Мясищев В. Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, - 1995, -221с.
52. Невзоров В.П. Профессиональное становление учителя в системе многоуровневого университетского образования в регионе. Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
53. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов / Л. Ф. Обухова.
- Москва: Издательство Юрайт, 2020.- 460 с.
54. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.,
«Просвещение», 1993. - 255 с.
55. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
56. Поварёнков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления
личности. - Саратов: Саратовский государственный Саратовский
государственный социально-экономический университет, 2013. - 322 с.
57. Поддубная А.В. Критерии, показатели и уровни становления профессионального самосознания: учеб. -метод. пособие / В.В. Поддубная. - М.: Изд-во МОСУ, 2003. - 22 с.
58. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Е.Ю. Пряжникова. - М.; Воронеж, 2006.
59. Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частность о психологии ученого- психолога// Вопросы психологии. - 1995. - N 6. - с. 126 - 135.
60. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала / Е.И. Рогов. - М.: Владос-Пресс, 2004.
61. Родина О.И. Особенности профессиональной адаптации начинающих психологов / О.И. Родина, П.Н. Прудников // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2001. - №3. - С. 25 - 35.
62. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 720 с.
63. Рыбакова Н.А. Сущность самоактуализации педагога с позиций гуманистического подхода // Человек и культура. - № 2. - 2015 год.
64. Рыбалко Л. А. Социально-психологический тренинг как фактор развития личности студента педагога-психолога / Л. А. Рыбалко - Пенза, 2006. - 78 с.
65. Рябоконь Е.А. Профориентационная работа в школе: проблемы, уровни, возможности / М.В. Рябоконь, Е.А. Шинкаренко // Отечественный журнал социальной работы. 2017. № 1. С. 114-123.
66. Рязанцева М.В. Личностное и профессиональное становление студентов в процессе учебной практики // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 10-1. - С. 16 -18
67. Симоненко В.Д. Общая профессиональная педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368 с
68. Сластенин В. А. и др. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия,
2002.
69. Слободчиков В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Школа - Пресс, 1995. - 384 с.
70. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии / Е.Е. Смирнова. - СПб.: КАРО,
2003.
71. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - М., 1983. - 284 с.
72. Сьюпер Д. Развитие личности в профессии. / Сьюпер Д. - 2001. - 127 с.
73. Темнова Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования. Монография - М., 2000, 228с.
74. Трубникова Н.И. Проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов педагогического вуза / Н.И. Трубникова // Психологическая наука и практика образования: достижения, перспективы сотрудничества: материалы региональной научно-практической конференции. - Красноярск, 2002. - С. 42 - 49.
75. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия / Н.В. Тутубалина. - Ростов н/ Дону, 2005.
76. Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов - психологов / В.А. Фокин // Вестник Моск. ун-та. - 2005. - № 2. - С. 33 - 44.
77. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии. - 2004. - № 6. - С. 72 - 83.
78.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М., 1977. - 144 с.
79. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1995. - 320 с.
80. Шляпникова О.А. Профессиональное развитие личности: учебное пособие / О. А. Шляпникова. - Ярославль: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2012. - 132 с.
81. Щербаков А.И. Совершенствование системы психологического образования // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. С. 22 - 29.
82. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000.
83. Юрьева Т.В. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебно-методическое пособие для студентов (бакалавров) заочного отделения факультета психологии / Л. А. Юрьева; Московский психолого-социальный ун-т. - Брянск : МПСУ, 2014. - 181 с.