ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава I. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 7
1.2 Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Литературный кружок как средство коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по главе 1 37
Глава II. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста 40
2.1 Диагностика измерения склонности к нарушению поведения младших
школьников 40
2.2. Программа литературного кружка для коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста 55
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Глава I. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 7
1.2 Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Литературный кружок как средство коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по главе 1 37
Глава II. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста 40
2.1 Диагностика измерения склонности к нарушению поведения младших
школьников 40
2.2. Программа литературного кружка для коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста 55
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Изменения, которые происходят на сегодняшний день в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, предпосылки нарушения поведения появляются как итог политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления воздействия псевдокультуры, не очень благоприятных семейно-бытовых отношений, эпидемий разводов, отсутствия контроля над поведением, лишней занятости родителей.
Тревожным симптомом считается рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в агрессивных, конфликтных и асоциальных действиях, деструктивных поступках, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных направленностях и т. д.
Несогласованность действий учителей и родителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это прецедент, прецедент современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, считается нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и нередко единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально¬психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым - негармоничное семейное воспитание [46].
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических и педагогических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и педагогической коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Базой исследования станут труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.). В трудах для обозначения нарушений поведения детей младшего школьного возраста используются различные термины, такие как: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение, агрессивные дети, непослушные, неконтролируемые, девиантные, делинквентные, криминальные.
Исследователи данной проблемы создали много, но следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев представленного понятия; отсутствует общепризнанная систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся; большая часть исследований нацелена на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются ещё в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения имеет возможность прийти на этот возрастной период; доминирует фрагментарное представление о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей. В многочисленных работах, приуроченных к проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции нарушения поведения в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана.
Актуальным является необходимость в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении своевременной коррекции нарушений поведения посредством литературного кружка, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать эффективную программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: нарушение поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция нарушения поведения детей младшего школьного возраста посредством литературного кружка.
Гипотеза исследования: Если создать литературный кружок, который будет отвечать следующим условиям: интересная форма работы для детей, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, материал занятий направленный на снижение уровня склонности к отклонению от социальных норм, на снижение агрессивных тенденций, на формирование позитивного эмоционального состояния, рефлексия. Вследствие этого коррекция поведения детей младшего школьного возраста будет проходить эффективно.
Также в программе литературного кружка будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
4) определить эффективность коррекции поведения с помощью литературных произведении;
5) разработать программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Мы использовали комплексную методологию, сочетающую анализ научной, учебно-методической и художественной литературы, психолого-педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов, а также метод наблюдения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, а составленную программу непосредственно в самой работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска, ученики 3«А» и 3«Б» классов в количестве 51 человек, из которых 23 мальчика, 28 девочек.
Тревожным симптомом считается рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в агрессивных, конфликтных и асоциальных действиях, деструктивных поступках, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных направленностях и т. д.
Несогласованность действий учителей и родителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это прецедент, прецедент современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, считается нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и нередко единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально¬психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым - негармоничное семейное воспитание [46].
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических и педагогических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и педагогической коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Базой исследования станут труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.). В трудах для обозначения нарушений поведения детей младшего школьного возраста используются различные термины, такие как: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение, агрессивные дети, непослушные, неконтролируемые, девиантные, делинквентные, криминальные.
Исследователи данной проблемы создали много, но следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев представленного понятия; отсутствует общепризнанная систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся; большая часть исследований нацелена на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются ещё в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения имеет возможность прийти на этот возрастной период; доминирует фрагментарное представление о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей. В многочисленных работах, приуроченных к проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции нарушения поведения в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана.
Актуальным является необходимость в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении своевременной коррекции нарушений поведения посредством литературного кружка, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать эффективную программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: нарушение поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция нарушения поведения детей младшего школьного возраста посредством литературного кружка.
Гипотеза исследования: Если создать литературный кружок, который будет отвечать следующим условиям: интересная форма работы для детей, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, материал занятий направленный на снижение уровня склонности к отклонению от социальных норм, на снижение агрессивных тенденций, на формирование позитивного эмоционального состояния, рефлексия. Вследствие этого коррекция поведения детей младшего школьного возраста будет проходить эффективно.
Также в программе литературного кружка будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
4) определить эффективность коррекции поведения с помощью литературных произведении;
5) разработать программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Мы использовали комплексную методологию, сочетающую анализ научной, учебно-методической и художественной литературы, психолого-педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов, а также метод наблюдения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, а составленную программу непосредственно в самой работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска, ученики 3«А» и 3«Б» классов в количестве 51 человек, из которых 23 мальчика, 28 девочек.
Изменения, которые происходят на сегодняшний день в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста - проблема, которая актуальна на сегодняшний день. У младших школьников данная проблема особо нуждается в рассмотрении , так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест [12,с.142]. Вместе с тем в психолого- педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения детей.
Так, нами были изучены труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.
Изучив и проанализировав различные источники, мы можем сделать вывод, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей , так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Рассмотрев определения термина «поведение», мы пришли к выводу, что наиболее полным и емким является определение, данное в справочной психсихологической литературе поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя , с учетом стандартов , установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки , включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения [42]. В последующие годы проблема нарушений поведения получила широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Анализ теоретических источников позволяет нам сделать вывод о том, что общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы.
Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, т .е. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от 3 критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние . Также анализ литературы показал, что для детей младшего школьного возраста важно, использование художественные произведений нравственного характера, наряду с различными видами деятельности. Исходя из этого, нами создан литературный кружок, который включает не только работу с произведениями литературы, но и психологические упражнения, а также различные виды деятельности. Всё это, несомненно, позволяет наиболее эффективно провести коррекционную работу над нарушениями поведения детей младшего школьного возраста.
А.А.Александров делит нарушения на три группы:
1) реактивно обусловленные , вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды);
2) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания);
3 обусловленные низким морально- этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.
Также в ходе нашего дальнейшего исследования мы будем опираться на четыре типа школьников в зависимости от особенностей проявления осознанного чувства долга, выделенных Н. Б. Андриановой [6].
У первого типа чувство долга сравнительно устойчиво и распространяется на широкий круг жизненных отношений.
Второй тип характеризуется неустойчивостью чувства долга, которое проявляется лишь в отдельных нравственных поступках.
У третьих чувство долга проявляется лишь в сравнительно узкой сфере (только по отношению к родным, товарищам).
Четвертый тип имеет слабо развитое чувство долга. Некоторые из детей, относящихся к этому типу, послушны, но только в силу необходимости [6]. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии нарушений поведения:
2) предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил,
2) поведение (агрессивные тенденции),
3) эмоциональное состояние.
Также мы выяснили, что достаточно эффективным средством профилактики и коррекции поведения, можно рассматривать библиотерапию, т.е. лечение книгой.
Ведь в коррекционном плане ведущими целями библиотерапии являются: разрушение негативных установок и привычек ребенка, формирование у него социально полезных черт и качеств, воспитание способности противостоять неблагоприятным воздействиям, улучшение понимания ребенком своего поведения и мотиваций, формирование адекватной самооценки и индивидуального самосознания. Коррекционное воздействие чтения действует таким образом, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у ребенка недостаток собственных образов и представлений, знакомят с миром новых взаимоотношений , помогают преодолеть страхи , неуверенность, скорректировать поведение.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы соответствующие методики для определения актуального уровня нарушений поведения детей в младшем школьном возрасте.
При анализе результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень нарушений поведения характеризуется показателями высокого уровня.
В соответствии с полученными данными, нами разработана программа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Литературный кружок отвечает следующим условиям: удобная форма работы, доступность использования, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, рефлексия.
Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста - проблема, которая актуальна на сегодняшний день. У младших школьников данная проблема особо нуждается в рассмотрении , так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест [12,с.142]. Вместе с тем в психолого- педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения детей.
Так, нами были изучены труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.
Изучив и проанализировав различные источники, мы можем сделать вывод, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей , так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Рассмотрев определения термина «поведение», мы пришли к выводу, что наиболее полным и емким является определение, данное в справочной психсихологической литературе поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя , с учетом стандартов , установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки , включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения [42]. В последующие годы проблема нарушений поведения получила широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Анализ теоретических источников позволяет нам сделать вывод о том, что общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы.
Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, т .е. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от 3 критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние . Также анализ литературы показал, что для детей младшего школьного возраста важно, использование художественные произведений нравственного характера, наряду с различными видами деятельности. Исходя из этого, нами создан литературный кружок, который включает не только работу с произведениями литературы, но и психологические упражнения, а также различные виды деятельности. Всё это, несомненно, позволяет наиболее эффективно провести коррекционную работу над нарушениями поведения детей младшего школьного возраста.
А.А.Александров делит нарушения на три группы:
1) реактивно обусловленные , вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды);
2) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания);
3 обусловленные низким морально- этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.
Также в ходе нашего дальнейшего исследования мы будем опираться на четыре типа школьников в зависимости от особенностей проявления осознанного чувства долга, выделенных Н. Б. Андриановой [6].
У первого типа чувство долга сравнительно устойчиво и распространяется на широкий круг жизненных отношений.
Второй тип характеризуется неустойчивостью чувства долга, которое проявляется лишь в отдельных нравственных поступках.
У третьих чувство долга проявляется лишь в сравнительно узкой сфере (только по отношению к родным, товарищам).
Четвертый тип имеет слабо развитое чувство долга. Некоторые из детей, относящихся к этому типу, послушны, но только в силу необходимости [6]. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии нарушений поведения:
2) предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил,
2) поведение (агрессивные тенденции),
3) эмоциональное состояние.
Также мы выяснили, что достаточно эффективным средством профилактики и коррекции поведения, можно рассматривать библиотерапию, т.е. лечение книгой.
Ведь в коррекционном плане ведущими целями библиотерапии являются: разрушение негативных установок и привычек ребенка, формирование у него социально полезных черт и качеств, воспитание способности противостоять неблагоприятным воздействиям, улучшение понимания ребенком своего поведения и мотиваций, формирование адекватной самооценки и индивидуального самосознания. Коррекционное воздействие чтения действует таким образом, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у ребенка недостаток собственных образов и представлений, знакомят с миром новых взаимоотношений , помогают преодолеть страхи , неуверенность, скорректировать поведение.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы соответствующие методики для определения актуального уровня нарушений поведения детей в младшем школьном возрасте.
При анализе результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень нарушений поведения характеризуется показателями высокого уровня.
В соответствии с полученными данными, нами разработана программа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Литературный кружок отвечает следующим условиям: удобная форма работы, доступность использования, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, рефлексия.



