Введение 3
Глава I. Основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 7
1.2 Возрастные особенности и становление социальных норм у детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Литературный кружок как средство коррекции нарушений поведения детей
младшего школьного возраста 31
Выводы по главе 1 37
Глава II. Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста 40
2.1 Диагностика измерения склонности к нарушению поведения младших
школьников 40
2.2. Программа литературного кружка для коррекции нарушений поведения
детей младшего школьного возраста 55
Выводы по 2 главе 62
Заключение 63
Список литературы 67
Приложение
Изменения, которые происходят на сегодняшний день в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, предпосылки нарушения поведения появляются как итог политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления воздействия псевдокультуры, не очень благоприятных семейно-бытовых отношений, эпидемий разводов, отсутствия контроля над поведением, лишней занятости родителей.
Тревожным симптомом считается рост числа детей с нарушением в поведении, проявляющемся в агрессивных, конфликтных и асоциальных действиях, деструктивных поступках, отсутствии интереса к учебе, аддиктивных направленностях и т. д.
Несогласованность действий учителей и родителей приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это прецедент, прецедент современной жизни. Следствием неправильного подхода к воспитанию детей, считается нарушение поведения детей.
Длительное время в педагогике на первый, и нередко единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы ребенка. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей определяется не только глубиной нарушений познавательной сферы, но и нарушениями поведения детей.
Общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально¬психологические факторы. К первым относятся нарушения в мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сферах личности, ко вторым - негармоничное семейное воспитание [46].
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических и педагогических причин нарушений поведения детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и педагогической коррекции. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и коррекции нарушений поведения. Базой исследования станут труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.). В трудах для обозначения нарушений поведения детей младшего школьного возраста используются различные термины, такие как: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение, агрессивные дети, непослушные, неконтролируемые, девиантные, делинквентные, криминальные.
Исследователи данной проблемы создали много, но следует признать слабую разработанность некоторых важных теоретико-методологических аспектов, связанных с нарушением поведения учащихся: нет единства мнений в определении понятия нарушения поведения и в выделении критериев представленного понятия; отсутствует общепризнанная систематика нарушения поведения, а также комплексный анализ проблемы нарушения поведения учащихся; большая часть исследований нацелена на подростковый возраст, в то время как дезадаитивные проявления отмечаются ещё в младшем школьном возрасте, и профилактика и коррекция нарушения поведения имеет возможность прийти на этот возрастной период; доминирует фрагментарное представление о путях коррекции нарушения поведения изучаемого контингента детей. В многочисленных работах, приуроченных к проблеме нарушения поведения детей и его коррекции, указывается на необходимость решения этой проблемы, но технология коррекции нарушения поведения в учебно-воспитательном процессе, построенная с учетом данных психолого-педагогических исследований, не разработана.
Актуальным является необходимость в психолого-педагогическом анализе содержания, структуры и динамики нарушений поведения детей младшего школьного возраста, в определении своевременной коррекции нарушений поведения посредством литературного кружка, так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Цель исследования: на основе теоретического и практического исследования разработать эффективную программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: нарушение поведения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: коррекция нарушения поведения детей младшего школьного возраста посредством литературного кружка.
Гипотеза исследования: Если создать литературный кружок, который будет отвечать следующим условиям: интересная форма работы для детей, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, материал занятий направленный на снижение уровня склонности к отклонению от социальных норм, на снижение агрессивных тенденций, на формирование позитивного эмоционального состояния, рефлексия. Вследствие этого коррекция поведения детей младшего школьного возраста будет проходить эффективно.
Также в программе литературного кружка будут учтены:
- возрастные и психолого-педагогические особенностей детей младшего школьного возраста;
- причины и факторы нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) изучить основные теоретико-методологические подходы к проблеме нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
2) определить возрастные и психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
3) выявить причины нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
4) определить эффективность коррекции поведения с помощью литературных произведении;
5) разработать программу литературного кружка для коррекции поведения детей младшего школьного возраста.
Мы использовали комплексную методологию, сочетающую анализ научной, учебно-методической и художественной литературы, психолого-педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов, а также метод наблюдения.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы можно использовать при составлении методических указаний, а составленную программу непосредственно в самой работе педагогов и психологов по профилактике и коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Базой исследования стала МБОУ СОШ № 97 г. Красноярска, ученики 3«А» и 3«Б» классов в количестве 51 человек, из которых 23 мальчика, 28 девочек.
Изменения, которые происходят на сегодняшний день в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста.
Коррекция нарушений поведения детей младшего школьного возраста - проблема, которая актуальна на сегодняшний день. У младших школьников данная проблема особо нуждается в рассмотрении , так как нарушения поведения детей младшего школьного возраста воздействуют на установку их личности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест [12,с.142]. Вместе с тем в психолого- педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию нарушений поведения детей.
Так, нами были изучены труды Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, С.А. Беличевой, А.А. Александрова, учебные пособия Л.В. Мардахаевой, М.А. Галагузовой, И.А. Фурманова, Ю.А. Клейберга.
Изучив и проанализировав различные источники, мы можем сделать вывод, что вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность является основной качественной характеристикой нарушений поведения. Поэтому для коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста необходимо определить тип и причины нарушения поведения, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности детей , так как в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Рассмотрев определения термина «поведение», мы пришли к выводу, что наиболее полным и емким является определение, данное в справочной психсихологической литературе поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя , с учетом стандартов , установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки , включающие главным образом агрессивность деструктивной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения [42]. В последующие годы проблема нарушений поведения получила широкое распространение как в зарубежной, так и в отечественной науке.
Анализ теоретических источников позволяет нам сделать вывод о том, что общим в происхождении нарушений поведения детей ключевым образом считается агрессивность в различных формах ее проявления, а также негативизм в поведении, негативные эмоциональные реакции, приводящие к социальной и психологической дезадаптации. В основе нарушений, сопровождающихся агрессивным поведением и негативизмом, как правило, лежат психологические и социально-психологические факторы.
Это такие дети, поведение которых характеризуется отклонением от общепринятых в обществе норм морали, нравственности, этики и создающее определённые проблемы в воспитании, обучении, общении, как с учителями, так и со сверстниками. Однако такое поведение не является противоправным, т .е. оно не является уголовно наказуемым. Также их поведение отклоняется от 3 критериев нарушений поведения: предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил, поведение (агрессивные тенденции),эмоциональное состояние . Также анализ литературы показал, что для детей младшего школьного возраста важно, использование художественные произведений нравственного характера, наряду с различными видами деятельности. Исходя из этого, нами создан литературный кружок, который включает не только работу с произведениями литературы, но и психологические упражнения, а также различные виды деятельности. Всё это, несомненно, позволяет наиболее эффективно провести коррекционную работу над нарушениями поведения детей младшего школьного возраста.
А.А.Александров делит нарушения на три группы:
1) реактивно обусловленные , вызванные главным образом психотравмирующей ситуацией (побеги из дома, суициды);
2) обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания);
3 обусловленные низким морально- этическим уровнем личности вследствие неправильного воспитания.
Также в ходе нашего дальнейшего исследования мы будем опираться на четыре типа школьников в зависимости от особенностей проявления осознанного чувства долга, выделенных Н. Б. Андриановой [6].
У первого типа чувство долга сравнительно устойчиво и распространяется на широкий круг жизненных отношений.
Второй тип характеризуется неустойчивостью чувства долга, которое проявляется лишь в отдельных нравственных поступках.
У третьих чувство долга проявляется лишь в сравнительно узкой сфере (только по отношению к родным, товарищам).
Четвертый тип имеет слабо развитое чувство долга. Некоторые из детей, относящихся к этому типу, послушны, но только в силу необходимости [6]. Таким образом, мы можем выделить следующие критерии нарушений поведения:
2) предрасположенность к отклонению от социальных норм и правил,
2) поведение (агрессивные тенденции),
3) эмоциональное состояние.
Также мы выяснили, что достаточно эффективным средством профилактики и коррекции поведения, можно рассматривать библиотерапию, т.е. лечение книгой.
Ведь в коррекционном плане ведущими целями библиотерапии являются: разрушение негативных установок и привычек ребенка, формирование у него социально полезных черт и качеств, воспитание способности противостоять неблагоприятным воздействиям, улучшение понимания ребенком своего поведения и мотиваций, формирование адекватной самооценки и индивидуального самосознания. Коррекционное воздействие чтения действует таким образом, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у ребенка недостаток собственных образов и представлений, знакомят с миром новых взаимоотношений , помогают преодолеть страхи , неуверенность, скорректировать поведение.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы соответствующие методики для определения актуального уровня нарушений поведения детей в младшем школьном возрасте.
При анализе результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень нарушений поведения характеризуется показателями высокого уровня.
В соответствии с полученными данными, нами разработана программа по коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста. Литературный кружок отвечает следующим условиям: удобная форма работы, доступность использования, воспитательный и нравственный контекст предлагаемых материалов, свобода высказывания своих эмоций и чувств, рефлексия.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М., изд. центр «Академия», 1997. - 672 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М., Аспект Пресс, 1996. - 199 с.
4. Александров , А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера [Текст] / Нарушения поведения детей и подростков / А.А. Александров . - М.: 2001.- С. 51-59.
5. Андрианов, М.А. Философия для детей в сказках и рассказах [Текст] / М .А. Андрианов. - Минск: Современное слово, 2006. - 34 с.
6. Андрианова, Н.Б. Чувство долга у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н.Б. Андрианова / Автореф. канд. псих. наук. - М., 1957. - С 15.
7. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
8. Белкин, А .С. Теория педагогической диагностики и предупреждения отклонений в поведении школьников [Текст] /Автореф. дис. докт. пед. наук. - М.: 2003. - 36 с.
9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Э. Берн. - М.: Прогресс, 1988. - С. 257-259.
10. Божович, Л. И . Общая характеристика детей младшего школьного возраста [Текст] // Божович Л. И. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. - С. 22-54.
11. Бреслав, Г. Э . Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности [Текст]: Учеб.пособие. - СПб.: Речь, 2007. - 97 с.
12. Варга, А.Я. Психодиагностика отклоняющегося поведения ребенка без аномалий психического развития / Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция [Текст] / А.Я. Варга. - М.: МГПИ. - 2002. - С. 142-160.
13. Велтистов, Е.С. Приключения Электроника [Текст] / Худ. Е.Т. Мигунов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. - 416 с.
14. Венгер, А. Л . Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2007. - 102 с.
15. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. - 288 с.: ил.
16. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2- х ч. Ч.2 : От младшего
школьного возраста до юношества : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихсяпо пед. специальностям (ОПД.Ф .01 - Психология) / Б.С. Волков, Н.В. Волкова ; под ред. Б.С. Волкова. - М.: гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с. (Библиотека психолога).
17. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением : Учеб.- метод. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240 с. - (Коррекционная педагогика).
18. Выготский Л .С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред .
B. В.Давыдова.- М.: Педагогика. -Пресс, 2002.- С. 263-269.
19. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж. Годфруа. - М. - 1992. - C. 126.
20. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб.пособие для студентов высш. уч. заведений / А.Д. Гонеев (и др.) под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
21. Долгова, А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция [Текст]. 2-е изд. - М.: Генезис, 2011. - 216 с. - (Психологическая работа с детьми)
22. Драгунова, Т. В. О некоторых психологических особенностях подростка
// Вопросы / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной; Акад. пед. наук РСФСР , Ин-т психологии . — М.: Издательство академии
педагогических наук РСФСР, 1961. — 169 с.
23. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986. - 129 с.
24. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников: Учеб.пособие. - 2-е изд., переб. И доп. - Мн.: Университетские, 1999. - 136 с.
25. Игумнов С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков С.А. Игумнов / . - М.: Институт психотерапии, 2000. - 112 с.
26. Кащенко В .П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко . - М.:
Просвещение, 1994. - 223 с.: ил.
27. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М: Сфера, 2001. - 160 с.
28. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения детей и подростков // Нарушения поведения детей и подростков - М.: 2001. С. 11-23.
29. Коррекционная педагогика: Учеб.пособие. - М., 1998. - 382 с.
30. Кудрявцев В.Н. и др. Социальные отклонения. - М.: Юрид. лит., 2002. - 368 с.
31. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И. Ю. Кулагина. - М: УРАО, 1997. - 176 с.
32. Лагерлёф С. Путешествие Нильса с дикими гусями / С. Лагерлёф; Пер. со
шведского И.П. Токмаковой ; Худ. А. Алир . — М.: РИО « Самовар
1990»,2004. — 160 с.: ил. — (Серия «Наши любимые мультфильмы»).
33. Лекарство для души: применение библиотерапии в библиотеке : Методические рекомендации / Сост. Аверьянова Н.В.- Тамбов, 2004. - 24 с.
34. Линдгрен, А. Пеппи Длинный чулок: повесть-сказка / Астрид Линдгрен; пер. со шведск. Л. Лунгиной; ил. И. ВангНюман. - М.: Астрель, 2012. - 471 с.: ил. - (Детская классика)
35. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.// Вопр. психологии, N 3, 2003. - С.116-125.
36. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.5 / Сост.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. - М.: Педагогика,1983. - 368 с.
37. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2006. - 269 с.
38. Натаназон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся . /Э.
Натанзон - Кишинев: Лумина, 2001. - 168 с.
39. Неретин Т.Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие /Т.Г. Неретина. - Магнитогорск: Магнитогорск.гос. техн. ун-т им Г.И. Носова», 2015. - 157 с.
40. Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-Пресс. 2002. - 160 с.
41. Пауль М. Семь суббот на неделе: [для младшего и среднего школьного возраста] / М. Пауль; Пер. с немецкого В.А. Островского. - М.: Амфора, 2012. - 169 с.: ил.
42. Психологический словарь/ Под ред. В.В.Давыдова и др.- М.: Педагогика, 2003.- С. 25.
43. Психология: Учебник для студ. сред. пед . учеб. заведений / И .В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
44. Пулккинен Л. Становление образа жизни с детского до юношеского возраста / Л. Пулккинен // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987. - С. 132-137.
45. Рабочая книга социального педагога: В 2 ч. Орел, 1995. Ч. II. - 157 с.
46. Семенюк Л .М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции// Мир Психологии и психология в мире, № 1, 2004. - С. 57-63.
47. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением ./Л.С. Славина - М.: Просвещение, 2004. - 150 с.
48. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. М ., 1996. - 184 с.
49. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. Ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 416 с. - (Учебное пособие для вузов).
50. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособие для учителей и родителей. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 320 с.
51. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Сост. О.С. Богданова, В. З. Смаль. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.: ил.
52. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. - М.: Генезис, 2004. - 240 с.
53. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск.: Ильин В.П., 2001. - 199 с.
54. Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе// Методическое. пособие. - Минск.: БНИИО, 2003. - С. 37.
55. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2003. - 176 с.: ил.
56. Д.И. Возрастная и педагогическая психология . Избранные
психологические труды . - М.: Издательство Московского психолого¬
социального института, 2002. - 432 с.
57. Шамраева О., Михайлова М. Нам нужны правила?! Психологическое занятие для младших подростков// Школьный психолог. 2007. № 22. - С 16-22.
58. Шаров А. И . Приключение Еженьки, или сказка о нарисованных человечках.-Мурманское кн.изд-во,1989.-18 с.
59. Шилова Е.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении (диагностика, типология, развитие, коррекция). - М.: СТИ, 2000. - 176 с.
60. Эриксон Э.Х. Детство и общество = Childhoodand Society / Erik H. Erikson / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд ., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Ленато: АСТ: Университетская книга, 1996. - 589 с.
61. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для бакалавров / [З. И. Айгумова и др.] ; Московский педагогический государственный университет ; под общ.ред. А. С. Обухова.— Москва : Юрайт, 2014 .— 583 с.
62. Кузьменко , А. П. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи , общества и государства / А. П. Кузьменко // Международный образовательный портал MAAM.RU. - URL .: http://www.maam.ru/(дата обращения: 26.05.2017).
63. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров : [по дисциплине "Возрастная психология" для студентов вузов ] / Л. Ф. Обухова .— М. : Юрайт, 2014 .— 460 с.
64. Гришаева, Н. П. Педагогическая технология "Клубный час" как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе: [опыт работы детского сада № 2620 г. Москвы] / Н. П. Гришаева, Л. М. Струкова // Современный детский сад. — 2014 .— № 2 .— С. 28-32.