Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова (Рязанский государственный университет)

Работа №166245

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2025
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ...7
1.1. Понятие и виды колоративной лексики..7
1.2. Функции колоративной лексики в поэзии...15
Выводы по 1 главе...20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...22
2.1. Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова....22
2.2. Исследование использования колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова...26
Выводы по 2 главе...34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...........................35
3.1. Изучение колоративов на уроках русского языка при изучении поэзии М.Ю. Лермонтова...35
3.2. Разработка конспекта уроков по изучению колоративов в поэзии М.Ю. Лермонтова....38
Выводы по 3 главе...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...51


Колоратив – это слово, обозначающее цвет, а также языковая (речевая) единица с корневой морфемой в составе, которая семантически или этимологически связанна с наименованием цвета. Колоративная лексика является группой слов, которая выражает значение цвета. Лексика обозначает цвет как элемент описания и выступает в прямом значении и может обладать дополнительным образным значением.
Использование колоративной лексики в художественных произведениях отображает своеобразный стиль авторов, их творческую индивидуальность и формирует у читателей в воображении определённые ассоциации, поэтому поэты используют ту или иную цветовую гамму в стихотворениях, чтобы придать им особую эмоциональную окраску. Колоративную лексику поэты используют с различными целями: дают цветовую характеристику предметам окружающего мира и характеризуют героев, описывают события, добавляют выразительность и глубинный символический смысл и т.д.
Лермонтов М.Ю. – великий русский поэт, писатель и талантливый художник. Огромным эмоциональным миром он наполнил свои пейзажи, что тонко раскрывают внутреннее состояние, чувства и настроения его персонажей. Лермонтовские пейзажи наполнены сочными и сверкающими красками, но в то же время отличаются своей простотой, как солнечное утро и шум волн.
Актуальность темы определяется тем, что колоративная лексика в поэтической речи М.Ю. Лермонтова недостаточно исследована, хотя языку писателя и посвящены многочисленные труды: АВТОРЫ
Поэзия Лермонтова М.Ю. содержит широкую цветовую гамму, что позволяет использовать её на уроках русского языка как средство изучения колоративной лексики, обладающей богатым потенциалом для формировании у учеников средних классов языковых компетенций.
Объект исследования – тексты художественных произведений М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования – колоративной лексики в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
Цель исследования – использование колоративов и их символических значений в поэзии М.Ю. Лермонтова; разработка уроков русского языка по изучению колоративов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и рассмотреть виды колоративной лексики;
2. Определить функции колоративной лексики в поэзии;
3. Рассмотреть особенности колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова;
4. Исследовать использование колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова;
5. Оценить возможности использования колоративов М.Ю. Лермонтова на уроках русского языка;
6. Разработать конспект уроков с использованием колоративов М.Ю. Лермонтова при изучении лексики.
Теоретико-методологическая база: Для проведения теоретического исследования по теме изучения колоративной лексики в поэзии была в первую очередь использована работа Бахилиной Н.Б. «История цветового обозначения в России», работа Василевича А.П. «Цвет и название цвета в русском языке», в которой представлен список названий цвета из более двух тысяч слов и словосочетаний.
Изучением цветописи занимался Лосев А.Ф., исследовавший функции цветописи в художественной литературе, Москович В.А., описавший семантическое поле цветовых обозначений, Брагина А.А., которая подробно описала значение цвета. Цветопись и светопись как феномены в художественных произведениях подробно рассмотрены в работах Соловьёва С.М. Также нами были использованы работы Вендиной Т.И., Макеенко В.И., Кульпиной В.Г. Горна Е.А. по описанию функций колоративной лексики.
Методы исследования: метод сплошной выборки, метод теоретического анализа, сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость обуславливается тем, что данное исследование может стать полезным для учителей средней школы при разработке уроков по русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Колоратив – это слово, обозначающее цвет, а также языковая (речевая) единица с корневой морфемой в составе, которая семантически или этимологически связанна с наименованием цвета. Колоративная лексика – группой слов, которая выражает значение цвета. Колоративы представлены прилагательными, глаголами, наречиями, которые возможно классифицировать по принципу словообразования. В поэзии колоративы, обозначающие цвета, являются символами, сравнениями, метафорами и показывают отношение писателя к предмету или явлению, которое он описывает. Колоративная лексика в поэзии выполняет различные функции, основными являются: номинативную, символическую и образно-структурную, а также ряд других в зависимости от замысла автора.
Поэзия Лермонтова М.Ю. наполнена колоративами. Писатель часто употребляет такие колоративы, как чёрный, жёлтый, синий и розовый. Они символизируют цветовое многообразие в его поэзии, и каждый из них имеет своё особенное значение в том или ином контексте, характеризует героя, его внутреннее состояние или описывает внешность, окружающую действительность. Достаточно часто Лермонтов М.Ю. применяет и такие колоративы, как серый, золотой, белый и красный. Ими он описывает чувства героев и передаёт свой индивидуальный авторский смысл и погружает читателя в красочную, яркую атмосферу. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворение, М.Ю. Лермонтов с необычайной красочностью описывает окружающую действительность. В произведениях отразилось цветовое богатство реального мира, воспета неповторимая красота морских, горных и степных пейзажей долины Кавказа.
От уровня владения колоративной лексикой зависит общий уровень интеллектуального развития школьника и уровень сформированности у него творческих способностей, поэтому необходимо уделять должное внимание изучению колоративов в средних классах на уроках русского языка и литературы. В современное время стало актуально искать эффективные приёмы и методы для обучения школьников колоративам и их использованию в устной и письменной речи. На сколько эффективно будет проходить развитие цветового лексикона у школьников средних классов зависит в первую очередь от учителя русского языка, так как при систематической работе с колоративами на уроках возможно научить их цветам и оттенкам, давать точную характеристику предметам, понимать описание символических названий цветов и сделать речь учеников более разнообразной и богатой. Произведения Лермонтова М.Ю. наполнены колоративной лексикой и хорошо подходят для изучения колоративов на уроках русского языка.
После изучения возможностей использования поэзии Лермонтова М.Ю. при развитии у учеников средних классов умений по анализу колоративов в поэзии, в рамках данной работы были разработаны и представлены два урока для 5 класса на изучение колоративной лексики с использованием поэзии Лермонтова М.Ю., где первый урок разработан для получения новых знаний по анализу колоративов в стихотворении «Осень», а второй урок рассчитан на самостоятельную работу учеников в мини-группах для закрепления и контроля, полученных знаний с использованием стихотворений писателя «Родина», «Белеет парус одинокой», «Утес» и картин Лермонтова М.Ю., которые имеют практическую значимость, так как их возможно применять на уроках русского языка и литературы в средних классах при изучении колоративов.
Поэтому, можно считать, что задачи, поставленные в данной работы были выполнены, а цель – достигнута.



1. Аглеева З.Р. Особенности колорем в составе фразем разноструктурных языков как предмет фразеологического описания / З.Р. Аглеева // Проблемы истории, филологии, культуры: сб. науч. статей. – Магнитогорск: изд-во МГТУ, 2009. – № 4 (26).
2. Алефиренко Н.Ф. Культура: Теория и проблемы / Н.Ф. Алифиренко. – М.: Наука, 2005. –275 с.
3. Алымова Е. Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира / Е. Н. Алымова. – Санкт-Петербург: гос. Ун-т, 2007. – С. 34–38.
4. Аремова Е. Н. Гармоничный цвет / Е. Н. Аремова // Международный научный журнал. – 2010. – № 4–1. – С. 12–14.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 571 с.
6. Ашурова Г. Н. Русский язык / Г. Н. Ашурова. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2013.
7. Большакова А. Ю. Литературный архетип / А. Ю. Большакова // Литературная учеба. – 2001. – № 6. – С. 169–173.
8. Барыкина А.Н. Как образуются прилагательные / Барыкина А.Н. – Санкт-Петербург : Златоуст, 2019. – 132 c.
9. Бахилина Н. Б. История цветообозначений в русском языке / Н. Б. Бахилина. – М.: Наука, 1975. – 292 с.
10. Белый А. Собрание сочинений. Арабески. Книга статей. – М.: Республика; Дмитрий Сечин, 2012 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://az.lib.ru/b/belyj_a/text_07_1903_arabesky.shtml (дата обращения: 02.11.2024).
11. Богатикова П. И. Колоративная лексика в русских народных и литературных сказках / П. И. Богатикова. – Челябинск, 2021. – 53 с.
12. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. – СПб.: «Норинт», 2001.
13. Борисова И. З. Языковые обозначения цвета и их восприятие во французском, русском и якутском языках / И. З. Борисова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2007. – 4. – С. 179-191.
14. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г. Э. Бреслав // С.-Пб.: БК, 2000. – С. 19–29.
15. Брагина А. А. Цветовые определения и формирования новых значений слов и словосочетаний / А. А. Брагина // Лексикология и лексикография. – М., 1972. – № 23. – С. 73–105.
16. Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке / А. П. Васильевич // под ред. А. П. Василевича. – М.: КомКнига, 2005. – 216 с.
17. Василевич А. П. Каталог названий цвета в русском языке [Электронный ресурс] / А. П. Васильевич. – Режим доступа: http:// www.wikipedia2.ru (дата обращения: 11. 10.2024).
18. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия / А. Вежбицкая // Язык. Культура. Познание. – М, 1991. – С. 231–291.
19. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. –М.: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
20. Вендина Т. И. Цвет в этнокультурной системе русского, старославянского и древнерусского языков / Т. И. Вендина // Славянский альманах. – М. : Индрик, 1999.
21. Воронова М. В., Ершова Н. И. Типы колоративов в рекламных текстах [Электронный ресурс] / М. В. Воронова, Н. И. Ершова. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-kolorativov-v-reklamnyhtekstah/viewer (дата обращения: 10.11.2024).
22. Гёте И. К учению о цвете (Хроматика) / И. К. Гёте // В избр. соч. по естествознанию. – М.: Наука, 1957. – 468 с.
23. Горн Е. А. Цветообозначения в художественном тексте на английском и русском языках в сопоставительно-переводческом аспекте / Е. А. Горн. – М., 2014. – 210 с.
24. Гришина Ю.С. Психология восприятия цветов / Ю.С. Гришина // Интеллектуальные информационные технологии: труды международной научно–практической молодежной конференции. – Пенза: Пензенский государственный технологический университет, 2016. – С. 86–89.
25. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 4. / В. И. Даль. – М. : Терра, 1995. – 2220 с.
26. Драгунский В. Д. Цвет и психология / В.Д. Драгунский. – М.: ВШ, 2004. – 234 с.
27. Забозлаева Т. В. Символика цвета / Т. В. Забозлаева. – СПб. : BOREY-PRINT, 1996. – 320 с.
28. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А. Земская. – М.: Флинта. Наука, 2007. – 320 с.
29. Зернов, В. А. Цветоведение / Под ред.канд.техн.наук Б.А. Шашлова. – М.: Книга, 1972. – 147 с.
30. Зубарева А. В. Проблематика колоративной лексики в современной лингвистике [Электронный ресурс] / А. В. Зубарева // Cборник материалов конференции «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия». – Режим доступа: http://www.lingexpert.ru/conference/langlaw3/zubareva.html (дата обращения: 20.11.2024).
31. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: Культурные концепты. – Волгоград-Архангельск, 1996. –320 с.
32. Кармин А. С. Основы культурологии: морфология культуры / А. С. Кармин. – СПб.: Лань, 1997. – 315 с.
33. Комарова Н. С. Использование колоративной лексики на уроках русского языка в средней щколе / Н. С. Комарова. – МАОУ Лингвистическая гимназия, 2018. – 9 с.
34. Коровин В.И. Лермонтов в жизни и творчестве. Изд. "Русское слово". – М. 2002. – 29 с.
35. Косых Е. А. Система цветообозначений в русском языке : к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета» / Е. А. Косых // Вестник Барнаульского гос. пед. ун-та. Серия Психол.-пед. науки. – 2002. – № 2. – С. 28–34.
36. Кочнова К. А. Языковая модель пейзажа писателя: аспекты исследования / К. А. Кочнова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 3–1 (45). – С. 115-117.
37. Крамкова О.В. Принципы лексикографического описания колоризмов. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. - № 4 (2). – с. 568–571.
38. Крамкова О.В. Принципы лексикографического описания колоризмов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 4(2), – С. 568–571.
39. Кузин В.С. Психология живописи. Учебное пособие для вузов. – 4-е изд., исправ. – М.: Оникс 21 век, 2005. - 304 с.
40. Кузнецова Е. В. Русская цветовая лексика и её изучение на внеклассных занятиях в средней школе (на материале поэзии В. Я. Брюсова) / Е. В. Кузнецова // Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2019. – 24 с.
41. Кульнина В. Г. Характер человека сквозь призму цвета Россия и Запад: диалог культур / В. Г. Кульнина. – М.: Изд-во МГУ, 2004.
42. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета : термины цвета в польском и русском языках / В. Г. Кульпина. – М. : Московский лицей, 2001. – 470 с.
43. Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка во фразеологии и фразеографии Л. А. Лебедева. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 1999. – 350 с.
44. Лермонтов М. Стихотворения. Маскарад / Михаил Лермонтов. – СПб.: Азбука, Азбука–Аттикус, 2021. – 352 с.
45. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин–т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.–ред. совет изд–ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. –М.: Сов. Энцикл., 1981. –746 с.
46. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – Москва: Сов. энцикл., 1987. – 751 с.
47. Ломунов К. О жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. – Л.: Дет. лит., 1982. – 188 с.
48. Лосев А. Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в удожественной литературе / А. Ф. Лосев // Литература и живопись. – 1982. – № 4. – С. 31-65.
49. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста / Ю. М. Лотман. – М. : Просвещение, 1972. – 270 с.
50. Ляпина Л. Е. Поэтика "холодного" в лирике М. Ю. Лермонтова // От текста к контексту. 2014. № 1. С. 4–11.
51. Любимова Н. И. Усвоение детьми цветовой картины мира как элемента историко¬культурного наследия / Н. И. Любимова // Науч. ведомости Белгор. гос. ун¬та. Сер. : Гуманитарные науки. – 2011. – № 12 (107). – С. 260–265.
52. Макеенко В. И. Семантика цвета в разноструктурных языках / В. И. Макеенко. – Саратов, 1999. – 258 с.
53. Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова. – М.; Л.: Наука, 1987. – 115 с.
54. Матросова Я. Е. Морфологические классификации русских цветообозначений, представленных в языке художественной литературы // Вестник Нижегородский гос. лингв. ун-та им. Н. А. Добролюбова. – 2016. – № 36. – С. 61–74.
55. Миронова М. В. Классификация прилагательных цвета (на примере цветообозначений русского и английского языка) / М. В. Миронова // Вестник АмГУ. – Выпуск 46. – 2009. – С. 100 – 101.
56. Миронова Л. Н. Цветоведение /Л. Н. Миронова. – Минск: Вестник, 2005. – 235 с.
57. Молотков А. И. Фразеологический словарь русского языка : Свыше 4000 словарных статей / Составители Л. А. Войнова, В. П. Жуков, А. И. Молотков, А. И. Федоров ; Под редакцией А. И. Молоткова. 2-е изд., стер. – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 543 с.
58. Москович В. А. Семантическое поле цветообозначений (опыт типологического исследования семантического поля) / В. А. Москвич. – М., 1965. – 35 с.
59. Начинова А. В. Мифосимволика колоративов в русских народных заговорах / А. В. Начинова // Linguistica Juvenis. – 2021. – № 23. – С. 76–88.
60. Новиков Л. А. Семантическое поле как текстовая структура / Л. А. Новиков // Теория поля в современном языкознании: материалы науч. семинара. – Уфа: изд-во Башкирского гос. ун-та, 1997. – 31 с.
61. Обухов Я.Л. Символика цвета. – М., 1999. – 25 с.
62. Псурцев Д. В. Смыслоформирование художественного текста / Д. В. Псурцев // теоретические основания лингвостилистического подхода : дис. … д-ра филол. наук. – М., 2009. – 498 с.
63. Рахимова Г. Р. Колористическая лексика в аспекте языковой картины мира / Г. Р. Рахимова // Грамота, 2010. – №o 3 (7). – С. 130–133.
64. Сапига Е. В. Цветообозначение в современной лингвистике: семантический и семиотический аспекты / Е. В. Сапига // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 2/2. – С.192–194.
65. Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства / Н. В. Серов // Оптический журнал. – 2001. – Т. 68. – № 5. – С. 43–47.
66. Серов Н.В. Цвет культуры. Психология, культурология, физиология: монография / Н. В. Серов. – СПб: Речь, 2003. – 672 с.
67. Субботина Д.В. Колоративная лексика в художественных произведениях // Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире. – 2019. – С. 144–148.
68. Соловьев С. М. Цвет, число и русская словесность / С. М. Соловьёв // Знание – сила. – 1971. – № 1. – С. 54–56.
69. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты / В. Н. Телия. – М. : ЮНИТИ, 1996. – 340 с.
70. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935–1940.
71. Упорова С. О. О методологии анализа цвета в художественном тексте / С. О. Упорова // Гуманитарные науки в Сибири. – 1995. - № 4. – С. 50–52.
72. Фадеева Т.М. Структурно-семантическое своеобразие колоративных сложных эпитетов / Т. М. Фадеева // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – 2011. - № 5. – С. 40-45.
73. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т.4. / М. Фасмер. – М. : Прогресс, 1984. – 2304 с.
74. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – Цвет – Пространство / Г. Фрилинг // Под ред. – М.: Стройиздат, 1973. – 141 с.
75. Фрилинг Г. Человек – цвет – пространство: Прикладная цветопсихология. – М.: Стройиздат, 1973. – 117 с.
76. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка / П. Я. Черных. – М.: Русский язык, 1999. – Т. 2. – 560 с.
77. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале / А. П. Чудинов. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. – 215 с.
78. Шерльц В. И. Названия цветов и символическое значение их / В. И. Шерльц. – Харьков, 1884. – 321 с.
79. Шейко Н. И. Пословицы и поговорки русского народа / Н. И. Шейко. – М.: Вече, 2006. – С. 5.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ