Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова (Рязанский государственный университет)
|
ВВЕДЕНИЕ....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ...7
1.1. Понятие и виды колоративной лексики..7
1.2. Функции колоративной лексики в поэзии...15
Выводы по 1 главе...20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...22
2.1. Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова....22
2.2. Исследование использования колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова...26
Выводы по 2 главе...34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...........................35
3.1. Изучение колоративов на уроках русского языка при изучении поэзии М.Ю. Лермонтова...35
3.2. Разработка конспекта уроков по изучению колоративов в поэзии М.Ю. Лермонтова....38
Выводы по 3 главе...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ...7
1.1. Понятие и виды колоративной лексики..7
1.2. Функции колоративной лексики в поэзии...15
Выводы по 1 главе...20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...22
2.1. Колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова....22
2.2. Исследование использования колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова...26
Выводы по 2 главе...34
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛОРАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ НА ПРИМЕРЕ ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА...........................35
3.1. Изучение колоративов на уроках русского языка при изучении поэзии М.Ю. Лермонтова...35
3.2. Разработка конспекта уроков по изучению колоративов в поэзии М.Ю. Лермонтова....38
Выводы по 3 главе...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ...51
Колоратив – это слово, обозначающее цвет, а также языковая (речевая) единица с корневой морфемой в составе, которая семантически или этимологически связанна с наименованием цвета. Колоративная лексика является группой слов, которая выражает значение цвета. Лексика обозначает цвет как элемент описания и выступает в прямом значении и может обладать дополнительным образным значением.
Использование колоративной лексики в художественных произведениях отображает своеобразный стиль авторов, их творческую индивидуальность и формирует у читателей в воображении определённые ассоциации, поэтому поэты используют ту или иную цветовую гамму в стихотворениях, чтобы придать им особую эмоциональную окраску. Колоративную лексику поэты используют с различными целями: дают цветовую характеристику предметам окружающего мира и характеризуют героев, описывают события, добавляют выразительность и глубинный символический смысл и т.д.
Лермонтов М.Ю. – великий русский поэт, писатель и талантливый художник. Огромным эмоциональным миром он наполнил свои пейзажи, что тонко раскрывают внутреннее состояние, чувства и настроения его персонажей. Лермонтовские пейзажи наполнены сочными и сверкающими красками, но в то же время отличаются своей простотой, как солнечное утро и шум волн.
Актуальность темы определяется тем, что колоративная лексика в поэтической речи М.Ю. Лермонтова недостаточно исследована, хотя языку писателя и посвящены многочисленные труды: АВТОРЫ
Поэзия Лермонтова М.Ю. содержит широкую цветовую гамму, что позволяет использовать её на уроках русского языка как средство изучения колоративной лексики, обладающей богатым потенциалом для формировании у учеников средних классов языковых компетенций.
Объект исследования – тексты художественных произведений М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования – колоративной лексики в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
Цель исследования – использование колоративов и их символических значений в поэзии М.Ю. Лермонтова; разработка уроков русского языка по изучению колоративов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и рассмотреть виды колоративной лексики;
2. Определить функции колоративной лексики в поэзии;
3. Рассмотреть особенности колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова;
4. Исследовать использование колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова;
5. Оценить возможности использования колоративов М.Ю. Лермонтова на уроках русского языка;
6. Разработать конспект уроков с использованием колоративов М.Ю. Лермонтова при изучении лексики.
Теоретико-методологическая база: Для проведения теоретического исследования по теме изучения колоративной лексики в поэзии была в первую очередь использована работа Бахилиной Н.Б. «История цветового обозначения в России», работа Василевича А.П. «Цвет и название цвета в русском языке», в которой представлен список названий цвета из более двух тысяч слов и словосочетаний.
Изучением цветописи занимался Лосев А.Ф., исследовавший функции цветописи в художественной литературе, Москович В.А., описавший семантическое поле цветовых обозначений, Брагина А.А., которая подробно описала значение цвета. Цветопись и светопись как феномены в художественных произведениях подробно рассмотрены в работах Соловьёва С.М. Также нами были использованы работы Вендиной Т.И., Макеенко В.И., Кульпиной В.Г. Горна Е.А. по описанию функций колоративной лексики.
Методы исследования: метод сплошной выборки, метод теоретического анализа, сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость обуславливается тем, что данное исследование может стать полезным для учителей средней школы при разработке уроков по русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников.
Использование колоративной лексики в художественных произведениях отображает своеобразный стиль авторов, их творческую индивидуальность и формирует у читателей в воображении определённые ассоциации, поэтому поэты используют ту или иную цветовую гамму в стихотворениях, чтобы придать им особую эмоциональную окраску. Колоративную лексику поэты используют с различными целями: дают цветовую характеристику предметам окружающего мира и характеризуют героев, описывают события, добавляют выразительность и глубинный символический смысл и т.д.
Лермонтов М.Ю. – великий русский поэт, писатель и талантливый художник. Огромным эмоциональным миром он наполнил свои пейзажи, что тонко раскрывают внутреннее состояние, чувства и настроения его персонажей. Лермонтовские пейзажи наполнены сочными и сверкающими красками, но в то же время отличаются своей простотой, как солнечное утро и шум волн.
Актуальность темы определяется тем, что колоративная лексика в поэтической речи М.Ю. Лермонтова недостаточно исследована, хотя языку писателя и посвящены многочисленные труды: АВТОРЫ
Поэзия Лермонтова М.Ю. содержит широкую цветовую гамму, что позволяет использовать её на уроках русского языка как средство изучения колоративной лексики, обладающей богатым потенциалом для формировании у учеников средних классов языковых компетенций.
Объект исследования – тексты художественных произведений М.Ю. Лермонтова.
Предмет исследования – колоративной лексики в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.
Цель исследования – использование колоративов и их символических значений в поэзии М.Ю. Лермонтова; разработка уроков русского языка по изучению колоративов.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и рассмотреть виды колоративной лексики;
2. Определить функции колоративной лексики в поэзии;
3. Рассмотреть особенности колоративная лексика в поэзии М.Ю. Лермонтова;
4. Исследовать использование колоративов и их символических значений в творчестве М.Ю. Лермонтова;
5. Оценить возможности использования колоративов М.Ю. Лермонтова на уроках русского языка;
6. Разработать конспект уроков с использованием колоративов М.Ю. Лермонтова при изучении лексики.
Теоретико-методологическая база: Для проведения теоретического исследования по теме изучения колоративной лексики в поэзии была в первую очередь использована работа Бахилиной Н.Б. «История цветового обозначения в России», работа Василевича А.П. «Цвет и название цвета в русском языке», в которой представлен список названий цвета из более двух тысяч слов и словосочетаний.
Изучением цветописи занимался Лосев А.Ф., исследовавший функции цветописи в художественной литературе, Москович В.А., описавший семантическое поле цветовых обозначений, Брагина А.А., которая подробно описала значение цвета. Цветопись и светопись как феномены в художественных произведениях подробно рассмотрены в работах Соловьёва С.М. Также нами были использованы работы Вендиной Т.И., Макеенко В.И., Кульпиной В.Г. Горна Е.А. по описанию функций колоративной лексики.
Методы исследования: метод сплошной выборки, метод теоретического анализа, сравнительно-сопоставительный метод.
Практическая значимость обуславливается тем, что данное исследование может стать полезным для учителей средней школы при разработке уроков по русскому языку.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и источников.
Колоратив – это слово, обозначающее цвет, а также языковая (речевая) единица с корневой морфемой в составе, которая семантически или этимологически связанна с наименованием цвета. Колоративная лексика – группой слов, которая выражает значение цвета. Колоративы представлены прилагательными, глаголами, наречиями, которые возможно классифицировать по принципу словообразования. В поэзии колоративы, обозначающие цвета, являются символами, сравнениями, метафорами и показывают отношение писателя к предмету или явлению, которое он описывает. Колоративная лексика в поэзии выполняет различные функции, основными являются: номинативную, символическую и образно-структурную, а также ряд других в зависимости от замысла автора.
Поэзия Лермонтова М.Ю. наполнена колоративами. Писатель часто употребляет такие колоративы, как чёрный, жёлтый, синий и розовый. Они символизируют цветовое многообразие в его поэзии, и каждый из них имеет своё особенное значение в том или ином контексте, характеризует героя, его внутреннее состояние или описывает внешность, окружающую действительность. Достаточно часто Лермонтов М.Ю. применяет и такие колоративы, как серый, золотой, белый и красный. Ими он описывает чувства героев и передаёт свой индивидуальный авторский смысл и погружает читателя в красочную, яркую атмосферу. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворение, М.Ю. Лермонтов с необычайной красочностью описывает окружающую действительность. В произведениях отразилось цветовое богатство реального мира, воспета неповторимая красота морских, горных и степных пейзажей долины Кавказа.
От уровня владения колоративной лексикой зависит общий уровень интеллектуального развития школьника и уровень сформированности у него творческих способностей, поэтому необходимо уделять должное внимание изучению колоративов в средних классах на уроках русского языка и литературы. В современное время стало актуально искать эффективные приёмы и методы для обучения школьников колоративам и их использованию в устной и письменной речи. На сколько эффективно будет проходить развитие цветового лексикона у школьников средних классов зависит в первую очередь от учителя русского языка, так как при систематической работе с колоративами на уроках возможно научить их цветам и оттенкам, давать точную характеристику предметам, понимать описание символических названий цветов и сделать речь учеников более разнообразной и богатой. Произведения Лермонтова М.Ю. наполнены колоративной лексикой и хорошо подходят для изучения колоративов на уроках русского языка.
После изучения возможностей использования поэзии Лермонтова М.Ю. при развитии у учеников средних классов умений по анализу колоративов в поэзии, в рамках данной работы были разработаны и представлены два урока для 5 класса на изучение колоративной лексики с использованием поэзии Лермонтова М.Ю., где первый урок разработан для получения новых знаний по анализу колоративов в стихотворении «Осень», а второй урок рассчитан на самостоятельную работу учеников в мини-группах для закрепления и контроля, полученных знаний с использованием стихотворений писателя «Родина», «Белеет парус одинокой», «Утес» и картин Лермонтова М.Ю., которые имеют практическую значимость, так как их возможно применять на уроках русского языка и литературы в средних классах при изучении колоративов.
Поэтому, можно считать, что задачи, поставленные в данной работы были выполнены, а цель – достигнута.
Поэзия Лермонтова М.Ю. наполнена колоративами. Писатель часто употребляет такие колоративы, как чёрный, жёлтый, синий и розовый. Они символизируют цветовое многообразие в его поэзии, и каждый из них имеет своё особенное значение в том или ином контексте, характеризует героя, его внутреннее состояние или описывает внешность, окружающую действительность. Достаточно часто Лермонтов М.Ю. применяет и такие колоративы, как серый, золотой, белый и красный. Ими он описывает чувства героев и передаёт свой индивидуальный авторский смысл и погружает читателя в красочную, яркую атмосферу. Используя такие изобразительные средства, как эпитеты, метафоры, олицетворение, М.Ю. Лермонтов с необычайной красочностью описывает окружающую действительность. В произведениях отразилось цветовое богатство реального мира, воспета неповторимая красота морских, горных и степных пейзажей долины Кавказа.
От уровня владения колоративной лексикой зависит общий уровень интеллектуального развития школьника и уровень сформированности у него творческих способностей, поэтому необходимо уделять должное внимание изучению колоративов в средних классах на уроках русского языка и литературы. В современное время стало актуально искать эффективные приёмы и методы для обучения школьников колоративам и их использованию в устной и письменной речи. На сколько эффективно будет проходить развитие цветового лексикона у школьников средних классов зависит в первую очередь от учителя русского языка, так как при систематической работе с колоративами на уроках возможно научить их цветам и оттенкам, давать точную характеристику предметам, понимать описание символических названий цветов и сделать речь учеников более разнообразной и богатой. Произведения Лермонтова М.Ю. наполнены колоративной лексикой и хорошо подходят для изучения колоративов на уроках русского языка.
После изучения возможностей использования поэзии Лермонтова М.Ю. при развитии у учеников средних классов умений по анализу колоративов в поэзии, в рамках данной работы были разработаны и представлены два урока для 5 класса на изучение колоративной лексики с использованием поэзии Лермонтова М.Ю., где первый урок разработан для получения новых знаний по анализу колоративов в стихотворении «Осень», а второй урок рассчитан на самостоятельную работу учеников в мини-группах для закрепления и контроля, полученных знаний с использованием стихотворений писателя «Родина», «Белеет парус одинокой», «Утес» и картин Лермонтова М.Ю., которые имеют практическую значимость, так как их возможно применять на уроках русского языка и литературы в средних классах при изучении колоративов.
Поэтому, можно считать, что задачи, поставленные в данной работы были выполнены, а цель – достигнута.



