ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ
ШКОЛЫ
1.1. Понятие исторического просвещения 11
1.2. Нормативная база исторического просвещения и основного общего
образования 22
1.3. Внеурочная деятельность в организации исторического
просвещения 28
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ
2.1. Анализ методической и тематической базы исторического
просвещения 40
2.2. Методическая разработка мероприятия исторического просвещения по
теме «Общественные движения при Николае I» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Каждый человек рождается в пределах определенной географической точки и каждая «точка» имеет свою историю. В нашем случае этой «точкой» является - Российская Федерация. Для того чтобы быть полноценным гражданином своей страны необходимо изучать и чтить её историю. В сложившихся геополитических условиях знание истории - необходимость. К тому же, если не знать ошибок предков, то нельзя исключать их появления в будущем. Поэтому на сегодняшний день очень важно начинать историческое просвещение ещё со школьной скамьи.
Историческое просвещение школьников актуально по ряду причин:
1. Историческое просвещение является важной составляющей образования, так как позволяет ученикам понимать прошлое и настоящее своей страны и мира, формировать гражданскую идентичность и гражданскую позицию;
2. В настоящее время в России существует необходимость в
формировании у школьников позитивного отношения к истории и культуре своей страны, а также в развитии гражданской и
патриотической направленности;
3. В среднем звене школы ученики уже обладают некоторыми знаниями по истории, но не всегда понимают их смысл и значение. Организация исторического просвещения в данном возрасте позволяет закрепить полученные знания и сформировать у учеников интерес к истории;
4. Организация исторического просвещения в формате внеурочной деятельности является эффективным инструментом, так как позволяет использовать различные формы работы с учениками, в том числе игры, экскурсии, проектную деятельность, что способствует формированию интереса и более глубокого понимания истории своей страны;
5. В новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400, сохранение исторического наследия отнесено к национальным интересам, а защита исторической памяти - к стратегическим национальным приоритетам РФ1. Свое дальнейшее развитие эта задача получила в Указе Президента РФ от 30 июля 2021 года № 442 «О Межведомственной комиссии по историческому просвещению»2.
Степень изученности проблематики исследования.
В отечественной историографии целостное изучение просвещения связано с именами таких историков и философов, как Михаил Ломоносов, Александр Радищев, Николай Чернышевский.
Михаил Ломоносов понимал «просвещение» как распространение знаний, развитие образования, науки и культуры. Он считал, что просвещение является ключевым фактором для развития и процветания общества. В рамках своей просветительской деятельности Ломоносов стал основоположником отечественного образования, с выраженной патриотической и культурно-исторической направленностью. Ломоносов, несомненно, считал просвещение основой развития государства и общества. Он говорил о том, что через развитие образования и науки можно превратить Россию в передовую страну, преодолеть отсталость, избавиться от невежества и социальных проблем, а также повысить уровень жизни народа. Ломоносов видел в доступности науки и искусства для широкой аудитории ключ к развитию культуры и повышению самосознания русского народа3.
Александр Радищев о просвещении писал в своем знаменитом труде «Путешествие из Петербурга в Москву», которое издал анонимно в 1790 году. В нём Радищев высказывал ряд критических замечаний о политической, социальной и экономической жизни России того времени. Он ставил перед собой цель привлечь внимание общества к проблемам, с которыми оно сталкивалось, и призывал государственных деятелей принимать меры для изменения ситуации. Радищев высказывался за улучшение образования и развитие просвещения народа, что считал необходимым условием для развития страны. Он выступал за доступность образования для всех слоев населения, а также за возрождение национального достоинства и гражданской ответственности, и призывал к действиям в этом направлении4.
В XIX веке о проблеме просвещения в России заговорил Николай Чернышевский, свои идеи относительно просвещения он отразил в труде «Что делать?». Чернышевский считал, что просвещение должно основываться на научном знании и исследованиях. Он выступал за научный подход к проблемам общества и призывал к научному методу в образовании и самообразовании. Также он говорил о том, что государство и общество должны ставить перед собой цель создать условия для развития образования и просвещения. Он считал, что государство должно предоставлять всем гражданам равные возможности для получения образования, а общество должно поддерживать и поощрять образование и научные исследования5.
В зарубежной историографии просвещение рассматривало множество ученых философов. Одним из наиболее выдающихся трудов стал роман - трактат Жан-Жака Руссо «Эмиль, или о воспитании». Автор определяет просвещение как процесс осознания истины и развития личности. По мнению Руссо, просвещенный человек должен быть свободен в своих мыслях и действиях, стремиться к истине и добродетели. Отсюда следует, что педагогический наставник должен помочь ребенку осознать свои потребности и способности, а также научить его мыслить самостоятельно и принимать решения на основе собственного опыта. Руссо призывает к тому, чтобы наставник не ограничивал ребенка своими представлениями о мире, а давал ему возможность самостоятельно исследовать окружающий мир и находить свое место в жизни6.
Немецкий философ Иммануил Кант в своем эссе «Ответ на вопрос: что такое Просвещение» говорил о том, что просвещение не только помогает понять мир, который нас окружает, но и делает нас свободными от влияния со стороны. Также в своем труде Кант рассматривает просвещение, как новую эпоху, где люди должны быть свободными и равными, и что каждый должен иметь право на свободу мысли, слова и действия. По его мнению, просвещенные люди - это люди, думающие самостоятельно и они должны стремиться к улучшению общества и созданию более справедливого и равноправного мира7.
Французский философ-просветитель Вольтер писал о просвещении в своей работе под названием «Философский словарь». Вольтер понимает просвещение, как процесс развития человеческого разума и расширения базы знаний, которые помогают людям стать свободнее и счастливее. Он считает, что просвещение должно быть доступно всем людям, а не только элитам, и что оно должно основываться на научном и рациональном мышлении, а не на догматах и предрассудках. Вольтер убежден в том, что просвещение влияет на общество, делая его более развитым и свободным. Соответственно, весь процесс образования должен быть ориентирован на развитие личности и приобретение практических навыков и знаний, необходимых для успешной жизни в обществе8.
Одной из современных работ по просвещению в зарубежной историографии является работа Стивена Пинкера «Просвещение продолжается: В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса». Пинкер утверждает, что идеи просвещения, получившие свое распространение в XVIII веке до сих пор благотворно влияют на общество и являются актуальными. Благодаря просвещению повысился уровень жизни людей, снизилось международное и всемирное неравенство, выросла ожидаемая продолжительность жизни. Труд Пинкера это документальное подтверждение того, сколько мы приобрели благодаря ценностям просвещения и сколько мы потеряем, если эти ценности будут забыты9.
Историческое просвещение является частью просвещения общества в целом. Об историческом просвещении в России писал доктор исторических наук Кикнадзе Владимир Георгиевич. В своей статье «Историческое просвещение как механизм формирования идеологии будущего» он говорит о том, что в сложившихся геополитических условиях Российскому государству как никогда необходима система, обеспечивающая безопасность его исторического наследия. Данная система должна способствовать эффективной реализации исторических знаний, как фактора развития России10.
Также стоит обратить внимание на литературу по методике преподавания истории, по организации внеурочной деятельности в школе и по возрастным особенностям учащихся среднего звена. Данная литература представлена такими авторами, как Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровин Д.Н., Бессараб Е.Л., Калинина В.Н. и другие.
Цель написания данной работы заключается в создании комплексной методики организации исторического просвещения в среднем звене школы в формате внеурочной деятельности, которая будет способствовать формированию у школьников интереса к истории, развитию гражданской и патриотической направленности, а также укреплению культурных и исторических связей между поколениями....
Таким образом, в результате исследования по теме «Организация исторического просвещения в среднем звене школы» был решен целый комплекс задач.
Выявлены теоритические основы исторического просвещение и дано определение понятия «исторического просвещения» в среднем звене школы. Историческое просвещение школьников можно охарактеризовать, как процесс, направленный на формирование у учеников знаний в области истории, а также развитие их понимания исторических событий и процессов. Цель исторического просвещения - помочь ученикам понять прошлое, чтобы лучше понимать настоящее и прогнозировать будущее. Основная задача исторического просвещения - помочь детям противостоять вызовам сегодняшнего дня, потоку фейковых новостей, роликов и призывов к дестабилизации обстановки в стране. Перед российским государством на сегодняшний день стоит задача по сохранению исторической памяти, что требует разработки новых стратегий исторического просвещения, которое должно начинаться ещё со школы. Также историческое просвещение является одним из механизмов формирования самоидентичности и гражданской ответственности современных российских школьников. Сегодня - историческое просвещение неотъемлемая часть образовательного процесса в рамках основного общего образования.
При рассмотрении нормативной базы исторического просвещения и основного общего образования было выявлено, что для того, чтобы организовать историческое просвещение в среднем звене школы, необходимо учитывать требования, предъявляемые государством и обществом, которые отражены в образовательных стандартах и иных нормативных документах. Историческое просвещение может стать дополнительным инструментом для популяризации исторических знаний среди молодежи, что позволит с большим успехом реализовать образовательные программы основного
общего образования по истории России, а также удовлетворить
государственный заказ на историческое просвещение школьников.
В ходе анализа форм и методов организации исторического просвещения в школе, наиболее подходящей формой определяется внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность по предмету история позволит реализовать историческое просвещение на базе основного общего образования, так как те цели, которые ставит перед собой историческое просвещение, отвечают целям внеурочной деятельности. Историческое просвещение в формате внеурочной деятельности должно реализовываться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет нормативная база к внеурочной деятельности основного общего образования в целом. Историческое просвещение должно быть реализовано именно в рамках внеурочной деятельности по следующим причинам:
Внеурочная деятельность позволит ученикам более глубоко погрузиться в изучаемую тему, поскольку она предполагает более свободный и творческий подход к обучению. Ученики могут самостоятельно выбирать интересные для себя темы, проводить исследования и эксперименты, что позволит им лучше усвоить материал и запомнить его на долгое время.
1. История - это не только теоретические знания, но и практические навыки, такие как работа с источниками, анализ и интерпретация фактов, поиск и обработка информации, составление схем и таблиц, написание эссе и сочинений. В рамках внеурочной деятельности ученики смогут развить эти практические навыки в более полном объеме и углубить свои знания по конкретной теме;
2. Внеурочная деятельность в изучении истории позволяет ученикам познакомиться с различными культурами, традициями и обычаями, что расширяет их кругозор и формирует у них толерантное отношение к другим народам и культурам;
3. Внеурочная деятельность может стать мотивацией для учеников, которые не всегда могут проявить интерес к изучаемому материалу в рамках уроков. Она может помочь понять, что история - это не только скучные даты и факты, но и увлекательные истории о жизни прошлых поколений, которые могут быть полезны и интересны.
Методическая и теоретическая база исторического просвещения представляет собой конкретные методы и приемы реализации исторического просвещения в среднем звене школы, а также выявляет возможную тематику мероприятий, основываясь на «трудных вопросах истории России», размещенных в проекте ИКС, а также на опросе действующих учителей- историков. Необходимость исторического просвещения обусловлена тем, что не всегда хватает урочных часов на рассмотрение принципиально важных исторических событий, которые играли ключевую роль в становлении Российского государства. Это также прослеживается в результатах опроса действующих учителей-историков, работающих в среднем звене школы. При выборе методов и приемов организации необходимо учитывать возрастные и культурные особенности учащихся, а также запрос самих учащихся на более глубокое изучение конкретной темы. В рамках реализации важно использовать различные методы организации для того, чтобы сформировать у учащихся мотивацию к изучению истории своей страны, а также пробудить в них интерес к научной деятельности. Следует учитывать, что историческое просвещение в среднем звене школы должно быть основано на точных и достоверных источниках. По каждой усложненной теме для каждого класса средней школы были предложены возможные варианты мероприятий исторического просвещения, которые могут быть использованы педагогами в своей профессиональной деятельности.
С учетом психолого-возрастных особенностей учеников 9 класса, представляется необходимым внедрять, предложенную в данной работе, методическую разработку внеурочного мероприятия, направленную на
формирование целого ряда предметных, метапредметных и личностных результатов, а также на историческое просвещение школьников по теме «Общественные движения при Николае I». Для школьников знание об общественных движениях, может быть полезным для понимания текущей ситуации в обществе, формирования своего мнения и понимания своей роли в обществе. Знание этого периода истории поможет ученикам понять, каким образом общество менялось и развивалось в прошлом, какие вызовы и проблемы возникали на этом пути и к каким последствия это приводило. Это научит их оценивать ситуацию с разных сторон, делать правильный выбор и быть ответственными гражданами своей страны.
Организация в формате творческого мероприятия позволит учащимся проявить самостоятельность, развить критическое мышление, научиться принимать решения. Творческий подход позволит развить большую мотивацию к изучению истории России в частности и к обучению в целом, а также развитию гражданской и патриотической направленности. Работа с различными источниками позволит получить более полное и объективное представление о событиях прошлого. Каждый автор имеет свой индивидуальный подход к интерпретации исторических событий, и, читая разные источники, ученики смогут получить более широкую и глубокую картину прошлого. Кроме того, сравнение различных источников может помочь учащимся выявить различия в толковании событий и понять, как разные факторы могли влиять на развитие исторических процессов.
Так как мероприятие подразумевает деление учащихся на группы, они смогут индивидуально регулировать объем материала и режим работы, что дает возможность формировать умение сообща выполнять работу и использовать приемы взаимоконтроля.
Таким образом, предложенные в данной работы методы организации исторического просвещения могут быть использованы учителями - историками и педагогами, работающими в среднем звене школы. Результаты 65
исследования также могут быть использованы при разработке образовательных программ и методических рекомендаций для школ и учебных заведений. В рамках исторического просвещения возможно реализовать любую проблемную тему по истории России в среднем звене школы. А значит, что те цели и задачи, которые ставит перед собой государство и общество на данном этапе - будут достигнуты.
1. Бессараб Е.Л. Особенности формирования компонентов социальной компетентности старших подростков // Наука на благо человечества. 2019. С. 145-150.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
3. Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. 2-е изд. Архангельск: 2001. 226 с.
4. Внеклассная работа по истории / под ред. С.С. Коваленко, Э.К. Шнекендорфа. М.: Изд-во АПН РСФСР 1962. 126 с.
5. Вольтер. Философские сочинения. Пер. с фран. / Ин-т философии. М.: Наука, 1996. 560 с.
6. Выготский Л.С. Педология подростка. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо-Пресс, 2009. 1008 с.
8. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков. 2003. № 1 С. 214-221.
9. Евлампиев И.И., Е.В. Громова Славянофильство и западничество как формы русского национального самосознания: анатомия конфликта и его результаты // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019.
Т. 20 № 3. С. 130-140
10. Ильин В.Н. Триада С.С. Уварова «Православие, самодержавие, народность» // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. 2018. № 16 С. 33-35
11. Калинина Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Ульяновск: ИГКПРО, 2003. 208 с.
12. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? 1784 // И. Кант. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С.25-36.
13. Кикнадзе В.Г. Историческое просвещение как механизм
формирования идеологии будущего. [Электронный ресурс] // История. РФ Главный исторический портал страны URL:
https://histrf.ru/magazine/article/istoricheskoe-prosveshchenie-kak-mehanizm- formirovaniya-ideologii-budushchego (дата обращения: 17.04.2023).
14. Кон И.О. Психология старшеклассника. М.: 1982. 192 с.
15. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с....26