Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ

Работа №166239

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОГЭ КАК СРЕДСТВО ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССА 7
1.1 ОГЭ по математике и его особенности в современной школе 7
1.2 Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ОГЭ по
математике 17
1.3 Анализ результатов ОГЭ по математике последних лет 22
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К
ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ 39
2.1. Учебная программа и основные методические идеи подготовки
обучающихся к ОГЭ по математике 39
2.2. Методическое обеспечение подготовки к ОГЭ по математике 59
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 67
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87

Математическое образование в основной школе определяет своими ключевыми вопросами раскрытие и формирование у школьников представлений о математике как необходимой и основополагающей доли формирования общества, бесспорного воздействия точных познаний в подавляющем большинстве видах деятельности человека. Математика представляется знаковой системой. Через неё моделируются и изучаются различные природные факты.
Нынешняя концепция оценивания качества образования российского обучающегося содержит в себе проверку знаний, умений, навыков и компетенций на основном этапе обучения.
Целью педагога в основной школе является обеспечение условий для формирования индивидуальности учеников, воспитания у них
заинтересованности в предмете, активизации познавательных мотивов для реальной и эффективной подготовки и сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) по математике.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ) для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Актуальность исследования. Сложности, связанные с увеличением качественных показателей всей образовательной системы, в том числе и среди подростков, которые заканчивают 9 класс, имеют достаточно большое значение для школы. В данном случае, речь идет о том, что все выпускники основной школы должны усвоить изучаемую программу образования, чтобы быть готовыми для дальнейшего обучения, предполагающего осуществление перехода на другой, более высокий уровень образования. Указанная проблема стоит достаточно остро в настоящее время, когда имеет место системно­деятельностный подход.
Методический анализ, проводящийся ежегодно по результатам основного государственного экзамена, свидетельствует о том, наблюдается отрицательная динамика по сравнению с предыдущими годами. В 2021 году набрали ниже минимального балла 10,78 % от общего количества участников ОГЭ по
математике, что говорит о существенном ухудшении показателей по отношению к 2019 году (4,39 %). Также можно отметить значительную
отрицательную динамику по сравнению с 2019 г. в количестве обучающихся получивших отметку «4» и «5»: отметку «4» получили 36,31%, «5» - 2,66%, в 2019 г. доля участников была 56, 72% и 11,80% соответственно. При этом увеличилась доля обучающихся, получивших отметку «3» с 27,09% в 2019 году до 50,25% в 2021 г., т.е. каждый второй участник ОГЭ по математике получил отметку «3». Можно также отметить значительную отрицательную динамику и по среднему баллу, который изменился с 16,47 (в 2019 г.) до 13,01 (в 2021 г) [28].
Результаты итоговой государственной аттестации в 11 классе говорят о том, что многие пробелы, демонстрируемые участниками единого государственного экзамена, связаны с предметными дефицитами основной школы. Выпускники средней школы показывают крайне низкий уровень геометрической подготовки, недостаточно высокий уровень сформированности умений, связанных с математическим моделированием, преобразованиями алгебраических выражений, вычислениями.
Достаточно остро стоит вопрос, связанный с доступностью образования, под которой, по мнению учителей, подразумевается применение новейших технологий в сфере образования, а также современных форм организации процесса обучения. Кроме того, к доступности можно отнести и формирование специфических психолого-педагогических условий в школе, в которых любой школьник имеет возможность справиться с образовательной программой и добиться на этот поприще определенных успехов. В данном случае можно говорить о существующих трудностях, связанных с недостаточной подготовленностью некоторых школьников к процессу освоения предлагаемой в школе образовательной программы.
Исследованием проблемы качества математической подготовки обучающихся занимались А.М. Борисова (общеобразовательный уровень подготовки), Н.В. Тропина (углубленное изучение математики в школе), Н.А. Стукалова (математическая подготовка специалиста) и др.
В исследованиях Л.И. Боженковой, Л.В. Шкериной рассматриваются вопросы, связанные с критериями формирования и оценивания познавательных универсальных учебных действий и соответствующих показателей. Это позволяет конструировать типовые учебные задачи для осуществления критериального оценивания достижений учащихся в процессе математической подготовки. В работах О.В. Берсеневой, О.В. Тумашевой исследуется проблема обновления методики обучения математике в условиях реализации системно­деятельностного подхода. Однако имеющиеся результаты не всегда применяются в образовательной практике, что приводит к недостаточно высокому качеству математической подготовки обучающихся основной школы, а также «перекладывании ответственности» за подготовку е экзамену на репетиторов, что негативно влияет на качество школьного образования.
Актуализация проблемы работы организация подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике обусловлена изменениями, происходящими в развитии современных образовательных технологий, повлёкшие за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.
Математика - обязательный для всех выпускников основной школы экзамен, и альтернативы ОГЭ как формы проведения его сегодня нет. При неоднозначном отношении к ОГЭ мы вместе с тем понимаем, что такая независимая экспертиза знаний учащихся требует от учителя, прежде всего ориентации на результат, который может быть достигнут лишь в процессе системной, продуманной работы по проведению знаний обучающихся к требованию основного государственного экзамена. Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностного ориентированного подхода.
Проблемы организации подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике в настоящее время заключаются в негативном отношении к предмету у некоторых учащихся; слабой психологической подготовке учащихся. Возрастающая сложность и насыщенность школьной программы, и неспособность большинства учащихся освоить весь объём предлагаемых ему знаний, информации и сведений приводят к противоречию между необходимостью качественной подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике и нехваткой времени и средств для эффективной организации такой подготовки. Разрешение данного противоречия и составило проблему исследования.
Таким образом, тема исследования, связанная с организацией подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике актуальна, и имеет практическое значение.
Объект исследования - процесс математической подготовки
обучающихся 9 классов.
Предмет исследования - организация подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике.
Цель исследования - разработка методики организации подготовки обучающихся 9 классов к основному государственному экзамену по математике.
Гипотеза исследования: организация подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике будет эффективной, если разработать и реализовать во внеурочной деятельности курс по выбору «Готовимся к ОГЭ», который: направлен на систематизацию и обобщение основных
содержательных линий курса математики основной школы; предполагает дифференцированную подготовку обучающихся.
Цель и гипотеза позволили определить ряд задач исследования:
1) охарактеризовать основной государственный экзамен как средство оценки качества математической подготовки обучающихся 9 класса;
2) провести анализ результатов ОГЭ по математике последних лет по материалам Центра оценки качества образования Красноярского края;
3) разработать программу и содержание курса по выбору «Готовимся к ОГЭ» и методические рекомендации по его проведению для обучающихся 9 класса;
4) провести опытно-экспериментальную работу по реализации курса по выбору.
Методы исследования: теоретические (анализ научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической литературы, обобщение методического опыта), эмпирические (наблюдение, сравнение, обобщение, эксперимент).
Выводы, полученные в ходе анализа литературы, позволили избрать основной способ реализации подготовки к ОГЭ по математике - решение задач на занятиях курса по выбору, а также выделить основу для их составления - систему понятий, умений и навыков, необходимых для изучения курса математики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика подготовки к ОГЭ по математике 9 классов может быть использована в обучении математике. Задачи доступны обучающимся, связанные с материалом основного курса математики и в зависимости от их видов могут выполнять различные функции (актуализация и мотивация, раскрытие сути основных понятий, формирование умений и навыков, закрепление изученного материала, применение знаний, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера).
Цель и задачи исследования определили его структуру. Представленная работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе охарактеризован основной государственный экзамен как средство оценки качества математической подготовки обучающихся 9 класса, рассмотрены ОГЭ по математике и его особенности в современной школе, структура и содержание КИМ, проведен анализ результатов ОГЭ по математике последних лет.
Во второй главе описана методика организация подготовки обучающихся к ОГЭ по математике, учебная программа и основные методические идеи подготовки обучающихся к ОГЭ, методическое обеспечение подготовки к ОГЭ, проанализированы результаты опытно - экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования заключалась в разработке методики организации подготовки обучающихся 9 классов к ОГЭ по математике.
В рамках решения первой задачи было проанализировано ОГЭ как средство оценки качества математической подготовки обучающихся 9 класса, и установлено:
ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы
стандартизированной формы. Назначение КИМ ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников.
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена (ОГЭ) - оценить уровень общеобразовательной подготовки по математике выпускников 9 классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.
Структура КИМ ОГЭ отвечает цели построения системы дифференцированного обучения математике в современной школе.
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие: информационная, предметная,
психологическая.
При решении второй задачи был проведен анализ результатов итогов ОГЭ 2021 года в Красноярском крае, который позволили выявить основные проблемы, определяющие недостаточное число выпускников с уровнем подготовки, необходимым для успешного продолжения обучения в профильных классах:
• непонимание логической связи в заданиях, отсутствие умения концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами;
• недостаточные геометрические знания у значительной части учащихся;
• неумение проводить анализ условия задачи, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации;
• неразвитость регулятивных умений: находить и исправлять собственные ошибки.
В связи с чем необходимо разработать методику организации подготовки обучающихся к ОГЭ по математике.
Первостепенной задачей математического школьного образования является уровень сформированности у обучающихся системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для применения в практической деятельности, а также для дальнейшего обучения. Предлагаемый курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Введение государственной итоговой аттестации по математике в новой форме ОГЭ провоцирует изменения в методах и формах работы учителя.
При решении третьей задачи была проведена опытно- экспериментальная работа по разработке и внедрению собственной методики организация подготовки обучающихся к ОГЭ по математике.
Был разработан курс внеурочных занятий «готовимся к ОГЭ». Важность курса вызвана его практической значимостью. Этот курс поможет научить ученика технике работы с текстовыми задачами и сдаче ОГЭ, а в дальнейшем ЕГЭ.
Курс ставит своей задачей помочь учащимся системно и в короткие сроки рассмотреть основные виды заданий, входящих, как в первую, так и во вторую часть контрольно - измерительных материалов ОГЭ.В ходе изучения данного курса предполагается использовать различные приемы активизации познавательной деятельности школьников, а также различные формы организации их работы.
При решении четвертой задачи была проведена опытно­экспериментальная работа по реализации курса по выбору.
В целях доказательства эффективности курса внеурочных занятий была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися 9-х классов. При первичном мониторинге работу писали 12 учащихся 9 класса.
Результаты контрольного среза показали, что в 9 классе большинство учащихся имеют базовый уровень знаний - 5 человек (40 %), повышенный уровень знаний показали - 3 человека (30 %), 2 человека (20 %) показали высокий уровень знаний, при этом следует отметить, что 1 человек (5 %) показал пониженный уровень знаний, и 1 учащихся (5 %) - недостаточный уровень знаний по математике.
В целях апробации разработанного курса «Готовимся к ОГЭ» были организованы внеурочные занятия со всеми желающими, особенно настоятельно посещать данные занятия было рекомендовано учащимся, которые показали недостаточный и пониженный уровень знаний.
Таким образом, во внеурочных занятиях принимали участие 7 учащихся 9 класса, у которых был выявлен недостаточный, пониженный и базовый уровень знаний по математике.
Результаты повторного контрольного среза показали, что в 9 классе значительное большинство учащихся имеют повышенный уровень знаний - 5 человек (42 %), высокий уровень знаний показали - 4 человека (34 %), 3 человека (24 %) показали базовый уровень знаний, при этом следует отметить, что не один из обучающихся не показал пониженный или низкий уровень знаний, следовательно, можно, утверждать, что данным учащимся курс «Готовимся к ОГЭ» был эффективным, 1 учащихся (5 %) после посещения внеурочных занятий показал базовый уровень знаний по математике, до посещения внеурочный занятий этот учащийся показал пониженный уровень знаний по предмету.
Таким образом, качественная подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена не случайно всегда волнует учителей, учащихся и их родителей.
Во - первых, невозможно качественно разработать учебную программу курса для подготовки к ОГЭ, не проанализировав содержание контрольно - измерительных материалов и результатов экзамена. Следовательно, изучение особенностей ОГЭ по математике в настоящее время поможет повысить уровень профессиональной подготовки учителя для создания собственной эффективной учебной программы для учеников.
Во - вторых, педагогу следует уделять особое внимание на формирование у учащихся навыков самоконтроля, умение проверять на правдоподобность полученные решения, систематически отрабатывать вычислительные навыки, умение проводить доказательные рассуждения при решении геометрических задач.
В школе особенностью процесса обучения математике в 9 классе является выделение дополнительного времени и вопросы организации подготовки к предстоящему экзамену (факультативы, консультации). Здесь при правильной организации подготовки учеников удастся провести диагностику пробелов выпускников, осуществить помощь в овладении общими навыками решения заданий разных типов, качественно подготовить к сдаче основного государственного экзамена.
Данная работа может представлять интерес для практикующих учителей математики, которым ежегодно приходится сталкиваться с определенным уровнем математической подготовки выпускников 9 классов. Поэтому каждому педагогу свойственно выработать свою систему подготовки к экзамену в постоянно меняющихся условиях.
При подготовке к итоговой аттестации по математике по основному школьному курсу целесообразно обратить внимание на комплексный подход, позволяющий получить максимальный образовательный результат. Использование такого подхода в сочетании с применением новых методов и технологий обучения активизирует познавательную активность учащихся, формирует высокую долю самостоятельности и ответственности. Следует отметить, что в современных условиях об успешном прохождении итоговой аттестации можно говорить в ходе прилагаемых усилий всех участников образовательного процесса.


1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 30.12.2021)«Об образовании в Российской Федерации»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ.2012. N 53 (ч. 1).Ст. 7598.
2. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 г. № 204 // Российская газета. 2018. 9 мая.
3. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013) // [Электронный ресурс]. URL:https://base.garant.ru/70552506/ (дата обращения: 29.03.2022).
4. Приказ Минпросвещения России N 189, Рособрнадзора N 1513 от
07.11.2018(с изм. от 16.03.2021)«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»(Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 N 52953) // Официальный интернет-портал правовой
информации[Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru, 11.12.2018 (дата обращения 03.04.2022).
5. Актуальные проблемы обучения математике и информатикев школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М.Смирнова [и др.]. - М.: Прометей, 2017 - 238 с.
6. Александрова 3. И. Возможности реализации Федерального образовательного стандарта средствами математики /3. И. Александрова // Начальная школа. - 2012. - № 6. - С. 69-71.
7. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли: система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - Москва : Просвещение, 2015. - 159 с.
8. Баженова Н.Г. Теория и методика решения текстовыхзадач: курс по выбору для студентов специальности 0500201- Математика / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева. - 4-е изд.,стер. - Москва : Флинта, 2017 - 89 с.
9. Баженова Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по выбору для студентов специальности 0500201 - Математика / Н.Г. Баженова, И.Г. Одоевцева. - 4-е изд., стер. - Москва : Флинта, 2017. - 89 с
10. Балаян Э.Н.Математика. Справочное пособие для подготовки к ОГЭ. М.: Феникс , 2019. - 319 с.
11. Белых О. Н. Практико-ориентированный подход в обучении финансовой математике в школе //Современные проблемы физико­математических наук. - 2018. - С. 11-16.
12. Бьюзен Т. Думайте эффективно / Т.Бьюзен ; пер. с англ. Т.И.Попова
• 3 -е изд. - Мн. : «Попурри», 2011// Отечественная и зарубежная педагогика.
2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13-33.
13. Воистинова Г.Х., Байназарова М.Р Об организации повторения при
подготовке учащихся к ОГЭ по математике // E-Scio. 2021. №5 (56).
[Электронный ресурс]ПВЕ: https: //cyberleninka.ru/article/n/ob-organizatsii-
povtoreniya-pri-podgotovke-uchaschihsya-k-oge-po-matematike (дата обращения: 30.03.2022).
14. Галямова Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э.Х. Галямова. - Набережные Челны : Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016 - 116 c.
15. Галямова Э.Х. Методика формирования и диагностики универсальных учебных действий при обучении математике в основной школе : учебно-методическое пособие / Э.Х.Галямова. - Набережные Челны : Набережночелнинскийгос.пед. ун-т, 2019 - 134 c....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ